В чем заключается загадка человека
Человек. Загадка человека
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Цели и ценности человеческой жизни
Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.
Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.
Тема наследственности
Вам никогда раньше не приходилось слышать высказывание: «Душа ребёнка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать всё». Оно принадлежит английскому философу Джону Локку, который утверждал, что человек появляется на свет с чистым сознанием, не загруженным никакими врождёнными знаниями. Познание мира приходит лишь благодаря личному жизненному опыту.
Так же существует мнение, что некоторые свойства передаются по наследству.
То есть, наследственность – это способность живых существ передавать свои признаки потомству.
Благодаря данной способности, в потомках сохраняются характерные черты. Наука о наследственности называется генетика. А элементы, которые несут непосредственную ответственность за передачу такой наследственной информации учёные называют генами.
Вы – это вы, благодаря генам. Гены – это своеобразный сборник инструкций, которые передали вам родители, а они, в свою очередь, получили их от своих родителей, а те – от своих. Эти же гены вы передадите своим детям и так до бесконечности. Наследственная информация содержится в каждой клеточке живого организма и хранятся на длинных ниточках веществ, называемых ДНК.
Итак, что же передаётся по наследству? Например, у животных наследственность проявляется в их инстинктах.
Инстинкт – это наследственная склонность к определённому поведению или образу действий.
Первые наблюдения, которые позволили сделать вывод о существовании врождённых, полученных как бы по наследству от родителей форм поведения, сделал французский натуралист девятнадцатого века Жорж Кювье.
Передача наследственных признаков у человека, как и у животных, также влияет на определенное сходство между родителями, их детьми и близкими родственниками. Человек может наследовать от своих родителей группу крови, телосложение, рост, цвет глаз и волос, форму лица.
Ребёнком наследуется биологическая основа характера – темперамент, особенности работы нервной системы.
По наследству нельзя передать и характер ребенку — он похож на характер родителей не благодаря наследственности, а из-за того, что в первые годы жизни именно родители и их воспитание оказывают огромное влияние на становление личности.
К сожалению, достаточно часто встречаются и признаки плохой наследственности. Самый негативный из них – неизлечимая болезнь.
Типичные заболевания, которые передаются по наследству:
Это далеко не весь список болезней, которые передаются от родителей к детям.
Причины этого до конца не исследованы. В настоящее время учёные прикладывают немало усилий, чтобы разработать лекарства, способные окончательно излечить человечество от наследственных недугов.
Влияние на наследственность
Ещё в начале девятнадцатого века итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо предположил, что люди, которые обладают определёнными внешними признаками (строением черепа, формой ушной раковины и другими), имеют склонность к совершению преступлений и могут передавать их по наследству, правда, как не пытался Чезаре Ломброзо доказать свою теорию, у него ничего не получилось.
А вот шведские учёные, изучая вопрос о том, хорошо или плохо питались жители небольшого городка Эверкаликс на северо-востоке Швеции в начале двадцатого века, пришли к выводу о том, что, если отцы и дедушки мужского населения питались особенно сытно, их дети и внуки жили меньше и болели различными хроническими заболеваниями намного чаще, чем другие жители города.
В то время, как отцы и дедушки, которые питались более скудно, поскольку урожай был довольно скудным, их потомки доживали до преклонного возраста, и были меньше подвержены болезням. конечно не стоит благодаря данным исследованиям хуже кормить своих детей, чтобы они смогли передать хорошую наследственность.
Споры о том, что важнее для развития человека – его наследственность или среда, в которой он вырос, идут не одну сотню лет.
Но насколько ребёнок будет талантлив и неординарен, зависит не только от наследственности. Влияние наследственности, конечно несет огромную роль, но в какой личностью вырастет ребенок, во многом зависит от его окружения. Например, чтобы развить в себе зачатки таланта, который уже есть, мало одной наследственности, нужно ещё и правильное воспитание, труд и привычки.
Загадка человека. Наследственность, инстинкт, цель и смысл жизни
Содержание
Человек – часть природы. С одной стороны, мы имеем много общего с животными. Например, у всех нас есть потребность в пище и кислороде, все мы рождаемся, растем и умираем. Из этого следует, что человек – существо биологическое.
Природа человека
Но с другой стороны, мы сильно отличаемся от животных. Например, развитой речью, наличием культуры и письменности, а главное – наличием сознания, психики.
Сходства и отличия человека и животных
Если мы внимательно рассмотрим таблицу, то мы увидим, что своими биологическими свойствами человек похож на животных. А отличается человек тем, что он еще и существо социальное. Это означает, что человек живет в обществе и по законам этого общества.
Получается, что в человеке соединены как бы две природы, две сущности – биологическая и социальная. Первая больше всего связана с человеческим организмом как таковым, а вторая – с нашим внутренним миром и общением с другими людьми.
Наследственность
Что такое наследственность?
Наследственность – это способность живых организмов передавать генетическую информацию (индивидуальные особенности) своим потомкам.
Именно из-за наследственности у собаки рождаются щенки, причем той же породы, что и она, а у лошади – жеребята. Именно из-за наследственности птицы умеют летать, рыбы – плавать, а тигры – охотиться за добычей. То есть животные наследуют инстинкты.
Инстинкт – это врожденная реакция организма на внутренние или внешние изменения.
Как мы узнали выше, человек имеет много общего с животными, но также и многим отличается.
Таким образом, человек тоже наследует от своих родителей (предков) особенности своей внешности и строения организма. Например, цвет волос, цвет глаз, рост. Поэтому родственники похожи между собой, особенно родители с детьми, а также братья и сестры.
Также человек наследует и группу крови, и тип нервной системы, а вместе с ней и свой темперамент. Поэтому кто-то обладает большим спокойствием, кто-то медлительный, кто-то очень активный, кто-то более общительный, а кто-то – менее и так далее.
В психологии принято считать, что склонности к определенным видам деятельности у человека тоже врожденные. Говорят, например, что у ребенка хороший музыкальный слух, как у его бабушки. Или талант к рисованию, как у папы.
Можно ли влиять на наследственность?
Если у человека так много всего врожденного, унаследованного, то возникает вопрос: если он унаследовал какие-то негативные черты, можно ли их как-то сгладить, или придется смириться?
И еще: если у человека хорошая, благополучная наследственность, дает ли это гарантию того, что он станет успешным и счастливым в жизни?
Мы изучили, что человек – не только биологическое существо, но и социальное, поэтому мы можем сделать вывод, что на человека влияет не только наследственность (биологический фактор), но и социум: школа, друзья, воспитание в семье, культурная жизнь, обычаи и традиции народа и страны проживания.
Более того, чтобы человек действительно стал человеком, ему просто жизненно необходим социум. Науке известны случаи детей, которые были воспитаны животными. Так называемые «дети-маугли». И их пример показывает, что даже после возвращения в человеческое общество, они уже не могут благополучно адаптироваться и «стать людьми» в полном смысле слова.
То есть влиять на наследственность можно, но лучше делать это сознательно, читая глубокую литературу, общаясь с интересными умными людьми и развивая свои таланты.
Поэтому ребенку, подростку, очень важно вовремя усвоить принятые в его обществе правила поведения, общения, и так далее. Для этого и существует предмет «обществознание».
Продолжим развивать тему о том социальном, что есть в человеке.
Зачем рождается человек?
Этот вопрос относится к «вечным» вопросам человечества, потому как на него невозможно дать однозначный и окончательный ответ. Поиском ответов на этот и другие «вечные» вопросы занимается наука философия.
Каждый человек рано или поздно спрашивает себя «Зачем я родился? Для чего я живу?» И все находят разные ответы. Искать их можно в литературе, философии, психологии, религии или на основании своего жизненного опыта.
В обществознании приняты такие определения:
Смысл жизни – это осознание человеком направленности своей жизни, выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Цель жизни – это некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Для кого-то смыслом жизни будет создание семьи и забота о своих родных. Для кого-то – высокие достижения в профессиональной области. Для других это может быть посвящение своей жизни Отечеству, а для иных – служение Богу.
Каждый старается найти свой путь. Чем раньше это удается человеку, тем лучше, потому что он успевает многого добиться на этом пути. Поэтому рекомендуем не терять времени и не откладывать этот вопрос на потом, а регулярно к нему возвращаться.
Далее несколько цитат великих людей о смысле жизни для размышлений.
Загадка человека 5 класс
Видеопрезентация Абуловой Б.Т.
Человек – уникальное творение природы. В чем же его загадка? Разберем на данном уроке. Уникальность человека и его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет хорошо развитый мозг и может мыслить, владеет речью и способен к общению, ходит прямо и производит орудия труда, с помощью которых преобразует мир, обладает фантазией и занимается творческой деятельностью.
Зачем человек рождается?
На этот вопрос люди отвечают по – разному, одни считают, что для счастья, благополучной и сытой жизни, а другие убеждены в том, что человек рожден для служения Родине, совершения добрых поступков. Народная мудрость гласит, что за свою жизнь мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Смысл этой пословицы не нужно воспринимать буквально. Дом – это не просто стены и крыша, а крепкая семья, дерево – это благое дело, которое будет помниться и после смерти, а продолжателем рода может быть и дочь, главное, чтобы ребенок был хорошо воспитан. Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, посвятивший своё творчество размышлениям о смысле жизни, взаимоотношениях человека с другими людьми и природой писал: «Всё прекрасное на Земле – от солнца, и всё хорошее – от человека». Герой произведения Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». О какой ответственности говорит маленький принц? Всевышний наделил человека разумом и этим выделил его из животного мира. Разумный человек никогда не забывает об этом и не совершает дурных поступков. Он понимает, что мир на Земле зависит от поведения каждого человека и заботиться о благе других. Он очень хочет, чтобы все на Земле жили дружно и счастливо.
Что такое наследственность
Человек – это часть природы, поэтому он – биологическое существо. От своих родителей человек наследует многие биологические черты и свойства:
Во – первых, внешние признаки: цвет глаз и волос, рост, овал лица и другие анатомические особенности, делающие человека похожим на маму с папой, бабушку с дедушкой.
Во – вторых, инстинкты – определённые действия, которым обучаться не нужно, потому что с ними человек рождается. Например, инстинкты самосохранения, продолжения рода, ухода за потомством, продолжения рода и многое другое. Инстинкты есть и у животных, но в отличие от животных человек может управлять инстинктами и подавлять их, если они противоречат моральным правилам поведения в обществе.
В – третьих, эмоции: один спокойный и рассудительный, другой активный и эмоциональный.
Всему остальному человек учиться в обществе, поэтому его еще называют социальным (или общественным) существом. Слово социальный от лат. слова социум, что в переводе означает общество. Благодаря родителям и учителям ребенок учиться познавать мир, различать хорошее и плохое, трудиться. Только в обществе человек становится воспитанным, образованным, культурным. Наверняка вы слышали о детях – маугли. Так называют детей, которые росли не среди людей, а среди зверей. Они не умели говорить, есть из ложки, передвигались на четвереньках, не мыслили, как люди. Оказавшись в обществе, вели себя агрессивно, как пойманные животные. Специалисты обучали их ходить прямо, говорить, носить одежду, но ничего не получалось. Это потому что было упущено время, в течение которого ребенок мог быть обучен всему этому. В реальности ещё не было случая, чтобы ребенок – маугли стал человеком. Ну а если взрослый человек окажется в лесу, начнет там жить, например, как герой романа Даниэля Дефо Робинзон Крузо, то он не перестанет быть человеком.
Для того, чтобы научиться говорить, учиться и трудиться человеку нужно слышать и видеть. Очень трудно представить, как может не только жить, но и рисовать, сочинять стихи, изобретать человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но обучаясь в специализированных школах, такие дети учатся жить нормальной, творческой жизнью. Ученые разработали для них специальную методику обучения с помощью осязания, которое хорошо развито у слепоглухонемых детей. Можно привести очень много примеров людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но добившихся высоких результатов в разных областях жизни. Это, например, известный русский учёный – дефектолог, писатель и поэт Ольга Ивановна Скороходова, английский ученый – физик, космолог и писатель Стивен Хокинг, легендарный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен и многие другие. Конечно, им было не легко, только огромная сила воли, постоянные занятия и упорный труд помогли им стать очень нужными обществу людьми.
Итак, вернемся к вопросу, с которого мы начали урок. В чем загадка человека? Загадка человека заключается в том, что он является не только уникальным биологическим, но и социальным существом. Биологические признаки человек наследует от предков, а социальные признаки приобретает в обществе.
Урок подготовила учитель и репетитор по обществознанию Абулова Б.Т. 👉 для связи
§ 1. Загадка человека
Итак, человек — и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.
Биологический (от греческого bios — жизнь, logos — учение) — природный; связанный с живой природой.
Социальный (от латинского socialis) — общественный; связанный с обществом.
Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмы мы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.
Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество — это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе обществознания.
Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.
Загадка человека — в сочетании биологического и социального начал.
Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.
Основные термины и понятия
Биологический, социальный.
Проверьте свои знания
1. Как вы понимаете выражение «человек — биологическое и социальное существо»? При ответе используйте схему.
2. Объясните значения следующих понятий: «социальный», «биологический».
3. Каковы основные отличия человека от животных?
4*. Чем один человек отличается от другого? Выскажите свою точку зрения.
1. Приведите примеры, доказывающие, что человек — биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек — социальное существо.
2*. Кроме научного представления о происхождении человека, с которым вы познакомились в тексте параграфа, существуют и другие. Как вы думаете, почему существуют разные мнения о происхождении человека? Подготовьте сообщение об одном из них. Воспользуйтесь материалами учебника истории, энциклопедиями, Интернетом.
3*. Вам наверняка знаком Маугли — главный герой книги английского писателя Редьярда Киплинга «Книга джунглей». Что в его жизни соответствует действительности, а что нет?
План конспект урока «Загадка человека» (5 класс)
Тема: « Загадка человека».
Цели : дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее. Объяснить почему человек биосоциальное существо.
предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;
метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД : формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Тема нашего урока: «Загадка человека».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
2. Зачем человек рождается.
3. Что такое наследственность.
5. Можно ли влиять на наследственность.
Проблемные вопросы . Кто такой человек? Какой он и в чём его предназначение?
Работа со схемой стр 10.
2.Зачем человек рождается
Философов да просто людей во все времена мучил всегда один вопрос «Зачем человек рождается?»
Подведение итога дискуссии:
1) Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
2) Человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
3. Что такое наследственность.
Какие инстинкты передались нам по наследству?
Основные инстинкты человека: самосохранения, пищевой, познавательный, размножения, родительский, стадный, социальный
Человек существо биосоциальное. Часть человек наследует биологическое (эмоции, способности и тд), а часть формируется в обществе (социуме)
5.Можно ли влиять на наследственность.
Работа с текстом учебника стр 13. Обсуждение прочитанного.
— Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?
• «Человек это звучит гордо»;
• «Человек — венец природы».
§ 1 ответить на вопросы 1-4,страница 14.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.