В чем заключается жанровое своеобразие памятника найдите в слове черты следующих жанров

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут. «Славой» молодым князьям, пытающим­ся, пусть и безуспешно, не щадя жизни от­стоять родные рубежи, и завершается произ­ведение:

«Золотое слово» Святослава, воплощаю­щее авторскую идею о единении Руси, о вос­становлении ее могущества путем забвения княжеских распрей перед лицом внешнего врага, также «со слезами смешано», горем пронизано: «О сыны, не ждал я зла такого! За­губили юность вы свою. ».

Такое смешение контрастных по эмоцио­нальному восприятию жанров придает до­полнительную напряженность сюжету, уси-

ливает накал сопереживания героям. Жизнен­ные коллизии предстают многоплановыми, вызывают противоречивые мысли и чувства, притягивают внутренним драматизмом и по­стоянно держат читателя в напряжении.

Одним из героев произведения является природа. Языческое обожествление природных явлений воплотилось в обращении героев к Донцу, Солнцу, Ветру как к существам, способ­ным изменить судьбу людей. И природа сочув­ствует героям, предупреждает их об опасности, помогает им. Это усиливает трагичность произ­ведения. Некоторые образы природы проходят через все «Слово». Перед походом Игоря Солн­це предупреждает его об опасности, грядущей неудаче:

Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Шарь на светило: Среди бела дня ночная •тень Ополченъя русские покрыла. В начале похода Солнце снова препятст­вует обреченному на погибель Игоревому войску: «Солнце тьмою путь ему закрыло». Перед решающей битвой «кровяные зори возвещают бедствие с утра, тучи надвигают­ся от моря на четыре княжеских шатра». По­сле трагического поражения «степь поникла, жалости полна, и деревья ветви преклони­ли». Во время Игорева побега природа помо­гает ему:

Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет веселый возвещая, Соловьиликуют вдалеке.

Когда князь вернулся на родину, мрак над русской землей рассеялся и солнце лико­вало вместе с народом.

В «Слове о полку Игореве» все значи­тельно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, худо­жественные средства отражают смысл каж­дого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и уди­вительно цельном поэтическом тексте.

(изображение Русив «Слове о полку Игореве»)

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Загадочны и вызывают споры обстоятельства создания этого произведения, есть непрояс­ненные моменты в истории его опубликова­ния, сама его подлинность до сих пор кажет­ся некоторым исследователям сомнительной. До наших дней «Слово» дошло не в подлинной рукописи и даже не в древнем списке, а в спи­ске со списка, сделанном уже в XVIII веке А. И. Мусиным-Пушкиным. Речь в этом про­изведении идет о событиях более чем восьми-вековой давности и само оно невелико по объ­ему, но интерес к нему с течением времени не угасает, а только разгорается. Чем же можно объяснить это удивительное явление?

Давайте вспомним исторические обстоя­тельства написания «Слова о полку Игореве»,

После распада единой Киевской державы обособившиеся русские княжества все чаще и чаще подвергались набегам кочевников, преж­де всего половцев. В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводитель­ством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, на­долго отступила. Но князь Игорь не мог участ­вовать в этом победоносном походе: он начал­ся весной, и гололедица помешала конному войску князя прибыть вовремя.

Игорь считал, что ему не удалось дока­зать свою преданность союзу русских кня­зей, и решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: Игорь на-

деялся отвоевать у половцев когда-то утра­ченную Тмутаракань.

Победив Игоря, половцы ринулись разо­рять Русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами, и им не было дела до Руси. Тяжесть неудачи Игоря была тем позор­нее для Русской земли, что она подорвала зна­чение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей.

«Слово» писалось в период упадка един­ства политического, но далеко не культурно­го. В XII веке на Руси происходит подъем культуры. Особенного развития тогда дости­гает искусство слова. Большинство древне­русских письменных произведений XII века не дошло до нас, но даже то немногое, что со­хранилось, свидетельствует о высокой общей культуре, о наличии нескольких литератур­ных школ, о многочисленности жанров.

С трудом верится, что мирный труд рус­ских пахарей нарушен усобицами князей, что многие русские мужи полегли в битве. Приро­да живет и дышит в «Слове», она заодно с че­ловеком, поддерживает могучих русских вои­нов. Природа радуется их победам и опечале­на их поражениями.

Автор рисует яркие картины простора рус-

Понятие «Русская земля» для автора «Сло­ва», конечно же, означало не только природу. Как прочувствованно автор описывает горе всего народа после поражения Игоря!

«Слово» проникнуто теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. Оно напо­ено Им. «Слово» было призывом к прекраще­нию усобиц, к объединению перед лицом могу­чего внешнего врага. На примере поражения Игоря автор показывает последствия раздроб­ленности Руси. Он обращается ко всем князь­ям, призывая их к ответу и требовательно на­поминая об их долге перед Русью. Он зовет их защищать Родину.

«Слово о полку Игореве» было создано около восьми веков назад. Но интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. «Слово»

до сих пор занимает умы историков, лингви­стов, поэтов. И по сей день ведутся споры по поводу его открытия и опубликования, про­блема подлинности также не решена оконча­тельно: до нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушки­ным. О чем же повествует «Слово»? Почему так ценно для нас это произведение?

«Слово» писалось в период политическо­го, но далеко не культурного упадка. На фо­не общего подъема культуры особенное раз­витие в XII веке получает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений того времени не дошло до нас, но даже то немногое, что сохранилось, сви­детельствует о высоком уровне общей куль­туры, о наличии нескольких литературных школ, о развитости жанровой системы. Тем большей для нас является ценность «Слова». Читая это произведение, мы можем не толь­ко узнать некоторые исторические факты,

но и получить представление о литературе древности.

Особый, уникальный ритм «Слова» под­чинен содержанию. Он меняется, следуя смыслу, идее произведения. Такое точное со­ответствие ритмической формы и идейного содержания «Слова» позволяет называть это произведение шедевром древнерусской ли­тературы.

Идея же «Слова» просматривается легко. Произведение было непосредственным откли-

Источник

В чем заключается жанровое своеобразие памятника найдите в слове черты следующих жанров

В чем заключается жанровое своеобразие памятника найдите в слове черты следующих жанров. zhanrovoe svoeobrazie slova o polku igoreve. В чем заключается жанровое своеобразие памятника найдите в слове черты следующих жанров фото. В чем заключается жанровое своеобразие памятника найдите в слове черты следующих жанров-zhanrovoe svoeobrazie slova o polku igoreve. картинка В чем заключается жанровое своеобразие памятника найдите в слове черты следующих жанров. картинка zhanrovoe svoeobrazie slova o polku igoreve

В древнерусской литературе «слово», как жанр ораторского искусства, был предназначен для того, чтобы его слушали, а не читали. В «Слове о полку Игореве» присутствуют эпизоды, которым характерны черты жадного жанра: пролог произведения, «Золотое слово» Святослава, публицистическое обращение автора к князьям и эпилог. В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев, однако «Слово…» не просто повествует об этом событии, но еще и дает оценку и анализирует действия Игоря. Произведение представляет из себя речь патриота, наполненная обычными для устной речи словами и терминами. Неизвестный автор постоянно обращается к людям (персонажам). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!

И это в очередной раз показывает читателям то, что автор рассказывает это произведение, а не пишет для читателей.

Таким образом, можно смело говорить о том, что героическая поэма «Слово о полку Игореве» не принадлежит к определенному жанру, а является полижанровым произведением, включающим в себя черты и слова, и песни, и поэмы.

Источник

ГДЗ.Литература.8 класс.Коровина.Часть 1.Русская литература и история.Из древнерусской литературы.Развивайте дар слова..Задание 1.

Надо так:
Князь Александр был сыном Ярослава, внуком Всеволода.
Получил прозвище «Невский» за битву со шведами. Он был
очень красив, силен и отличался большим умом. Александр
Невский посвятил свою жизнь борьбе с захватчиками, сам же
верил искренне в бога и не отличался агрессивностью. Слух о
его могуществе распространился за пределами Руси.
Когда князь Александр узнал о том, что шведы готовятся к
нападению, он «разгорелся сердцем» и встал на защиту Роди-
ны. Автор говорит, что Бог помогает Александру, так он утвер-
ждает торжество христианства.
Александр победил короля, а в скором времени сражался с
немцами. Тоже одержал победу. Александр Невский всегда имел
верных соратников, которые отличались мужеством, силой,
искренне служили общему делу. Всегда на стороне князя были
высшие силы, Бог.
Особенным был его последний подвиг. Он защищал Русь от
нападок хана Батыя, ему удалось «отмолить людей от беды той»,
то есть от попыток Батыя заставить россиян «воевать вместе с
ним».
Основное его воинское правило: «Не в силе Бог, но в прав-
де». Он всегда старался быть справедливым, искренне заботил-
ся о благополучии людей. После его кончины люди скорбели,
считали, что потеряли «солнце земли Суздальской».
«И были вопль, и кричание, и тоска, так никогда не бывало.
И земля сотрясалась».
Такова была любовь людей к этому князю, который впос-
ледствии был причислен к лику святых.

Источник

Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве

Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» — произведение, выстроенное, соз­данное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и удар­ных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.

Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.

Но автор создал «Слово» «по былинам», т.е. по творческим и историческим канонам своего времени. Это Средневеко­вье, XII в., эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси.

В плане художественном следует отметить близость произведе­ния к фольклору, к основам устного народного творчества.

Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, сле­дующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (напри­мер, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.

А каковы же особенности композиции «Слова о полку Иго­реве»?

Первая часть — экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях пре­жде всего стремился прославить русских князей.

Вступление (оно представляет собой завязку произведе­ния) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает хра­брецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» — и готовы к боевым подвигам.

Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных преде­лов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и за­ветным: свои дома, родных и близких.

«О русская земля! Ты уже за холмом!» — рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.

Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.

Кульминация произведения — написанная автором в тра­гических тонах картина главной, разгромной для русских битвы с половцами: «Там всем достало кровавого вина. Русские напоили сватов допьяна, а сами полегли мёртвыми на землю».

Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и по­следующий его побег из плена.

Развязка, венчающая произведение, подана автором чита­телю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и при­рода, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близ­кую, привычную для него стихию.

Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как ге­роя.

Источник

Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве

Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» — произведение, выстроенное, соз­данное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и удар­ных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.

Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.

Но автор создал «Слово» «по былинам», т.е. по творческим и историческим канонам своего времени. Это Средневеко­вье, XII в., эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси.

В плане художественном следует отметить близость произведе­ния к фольклору, к основам устного народного творчества.

Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, сле­дующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (напри­мер, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.

А каковы же особенности композиции «Слова о полку Иго­реве»?

Первая часть — экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях пре­жде всего стремился прославить русских князей.

Вступление (оно представляет собой завязку произведе­ния) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает хра­брецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» — и готовы к боевым подвигам.

Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных преде­лов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и за­ветным: свои дома, родных и близких.

«О русская земля! Ты уже за холмом!» — рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.

Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.

Кульминация произведения — написанная автором в тра­гических тонах картина главной, разгромной для русских битвы с половцами: «Там всем достало кровавого вина. Русские напоили сватов допьяна, а сами полегли мёртвыми на землю».

Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и по­следующий его побег из плена.

Развязка, венчающая произведение, подана автором чита­телю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и при­рода, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близ­кую, привычную для него стихию.

Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как ге­роя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *