В чем жанровое своеобразие пьесы гроза
Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
“Гроза” — народная социально-бытовая трагедия.
“Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения — автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное — Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в “Грозе” настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.
Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, — возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.
Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.
Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.
Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать “Грозу” драмой было лишь данью традиции.
Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
Трагедия “Грозы” раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь “живые завидуют. умершим” (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что “горе” Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, “в чем признает свое благо и спасение”. Трагично по своей безысходности положение Кули-гина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь “на хлеб насущный” “честным трудом”.
Особенностью трагедии является наличие героя, выдающегося по своим духовным качествам, по словам В. Г. Белинского, “человека высшей природы”, по мнению Н. Г. Чернышевского, человека “с великим,- а не мелочным характером”. Обратившись с этой позиции к “Грозе” А. Н. Островского, мы, безусловно, видим, что эта черта трагедии ярко проявляется в характере главной героини.
Катерина отличается от “темного царства” Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но “обманывать-то. не умеет, скрыть-то ничего не может”, честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх “перед судией” за грех самоубийства. Духовная сила Катерины “. и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию” (В. И. Немирович-Данченко).
Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, “настоящая трагическая героиня”. Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.
Еще одна характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородные, возвышенные стремления. Так, и в “Грозе”, как сказал Н. А. Добролюбов, “есть даже что-то освежающее и ободряющее”.
Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.
Итак, жанровое своеобразие “Грозы” заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, который писал: “Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, — то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы. Здесь все поднимается до трагедии”.
Анализ и жанровое своеобразие произведения Островского «Гроза»
Все драмы Александра Николаевича показывают столкновение двух эпох и поднимают проблему конфликтов на бытовом и государственном уровне. Поэтому с творчеством этого писателя и драматурга учащиеся знакомятся в старших классах. В числе прочих в школьную программу включено произведение Островского «Гроза». Анализ текста и план краткого разбора помогут подготовиться к написанию сочинения и сдать ЕГЭ.
История создания пьесы
В июне 1859 года Николай Островский начал работу над пьесой, а через несколько месяцев произведение было готово. Писатель отправил рукопись в Петербург, чтобы критики ознакомились с его работой и оценили её.
Незадолго до написания пьесы «Гроза» Островский совершил экспедицию по Волге. Её организовало морское ведомство с целью изучения традиций жителей России. Известно, что нравы даже в двух соседних регионах могут кардинально различаться. Путешествие было организовано для того, чтобы посмотреть на коренное население малых городов в его естественной среде обитания.
Александр Николаевич внимательно наблюдал за множеством бытовых сцен, которые разворачивались у него на глазах. Словно губка, драматург впитывал яркие впечатления. Он слушал диалоги, подмечал детали, запоминал жесты и особенности костюмов. Во время экспедиции автор собрал довольно много материала, поэтому «Гроза» получилась такой колоритной, пронзительной и реалистичной. Основные черты этого произведения:
Калинов — выдуманный город, собирательный образ. Всё, что в нём происходит, характерно для большинства населённых пунктов, расположенных на берегах Волги. В этих провинциальных местечках течёт интересная жизнь, хотя и с жестокими нравами. Островского так восхищало всё увиденное и услышанное, что во время поездки он постоянно делал записи в дневнике, стараясь ничего не упустить.
Критики считали, что в основе сюжета — реальный случай. Незадолго до создания драмы в Волге утопилась девушка. Она решилась свести счёты с жизнью, потому что не выдержала гнетущей атмосферы, царившей в доме супруга. Девушку звали Александра Клыкова. Случай произошёл в Костроме. На сходство сюжета и реального случая указывают такие особенности;
Цензура не усмотрела в пьесе ничего крамольного, и вскоре в Москве и Петербурге по «Грозе» были поставлены спектакли.
Тема произведения
Николай Островский затрагивает несколько тем. Главная и самая острая — столкновение молодого поколения с патриархальным укладом. Молодёжь жаждет перемен, а старики видят в порывах юности баловство и неуважение.
Образ Катерины собирательный. В нём автор воплотил чувства сотен девушек, страдающих от гнёта домостроевских обычаев. Невестка Кабанихи не могла мириться с обывательскими взглядами, но не знала, как вырваться из оков. Религиозность и особенности воспитания сделали своё дело. Как многие девушки того времени, главная героиня «Грозы» считала себя обязанной до гроба жить с тем, кто стал её супругом. Но душа не могла с этим смириться, и единственным путём к свободе оказался уход из жизни.
Кризис общества — ещё одна важная тема, поднятая Островским. В стране давно назревал социальный перелом, и это подчёркивает название произведения. В природе после грозы всё оживает, обновляется, хотя во время стихии гибнут растения и животные. Фальшь, суеверия, предрассудки — всё, в чём погряз Калинов, после грозы должно было потерпеть крах. Но читатели этого уже не увидят. Для них сюжет закончился гибелью девушки, которая принесла себя в жертву переменам.
Автор подразумевает, что после ухода Катерины из жизни жители задумаются о своих пороках и захотят измениться. Некоторые перейдут от рассуждений к активным действиям, однако большинство так и останутся прозябать в невежестве и лицемерии.
Многие критики считают, что основная мысль заключается в следующем: нужно уметь отстаивать свои интересы. Прогибаясь под окружающих, как это делала Катерина, можно добиться только того, что все душевные порывы будут безжалостно растоптаны и уничтожены. Ханжи не упускают случая поглумиться над теми, кто отличается от них.
Катерина была не единственной жительницей Калинова, не желавшей мириться со старыми порядками, но только она и Тихон стали жертвами Кабанихи. Другие персонажи пьесы отстаивали свои границы и убеждения, как могли.
Главные герои
В пьесе 3 главных, несколько второстепенных и множество третьестепенных действующих лиц. К последней группе можно отнести всех жителей Калинова. Главные герои и их краткая характеристика:
Второстепенные персонажи
Герои, не относящиеся к главным, тоже играют важную роль. Они дополняют противостояние старых порядков и прогрессивных устремлений. Благодаря им повествование получается реалистичным и колоритным. Вот как можно кратко описать второстепенных персонажей:
Когда человек читает афишу к пьесе, он замечает, что имена и фамилии героев — «говорящие». Идея не новая: до Островского этот приём применяли и другие авторы. Благодаря ему уже в первом эпизоде зрители понимают, что представляют собой некоторые персонажи.
Композиционные особенности
Проводя анализ «Грозы», можно обратить внимание на своеобразие композиции. Драма состоит из 5 действий, и условно её можно разделить на такие части:
Жанровая принадлежность
Островский называл «Грозу» реалистичной драмой. На принадлежность произведения к этому литературному жанру указывают следующие признаки:
Чтобы лучше понять авторский замысел, стоит прочесть драму в оригинале или посмотреть качественную постановку. Автор создал пьесу в жанре реализма, потому что это направление помогает донести до читателей и зрителей главную мысль. Жить в темноте и невежестве нельзя, и однажды должны появиться проблески знания.
В драме лучом света стала Катерина, которая сверкнула и погасла. Островский оставляет читателя с надеждой, что за этим проблеском последуют другие и со временем обстановка в провинциальных городках начнёт меняться.
Анализ пьесы «Гроза» (А.Н. Островский). Жанровое своеобразие драмы «Гроза Жанр грозы
Все драмы Александра Николаевича показывают столкновение двух эпох и поднимают проблему конфликтов на бытовом и государственном уровне. Поэтому с творчеством этого писателя и драматурга учащиеся знакомятся в старших классах. В числе прочих в школьную программу включено произведение Островского «Гроза». Анализ текста и план краткого разбора помогут подготовиться к написанию сочинения и сдать ЕГЭ.
Смысл названия
Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.
Композиция
В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Композиция пьесы вполне традиционна, и делится на нижеследующие элементы:
Огромную роль в развитии сюжета играет природа, в частности гроза, усиливающаяся по мере приближения к кульминации.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление – Реализм.
Конфликт
Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.
Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Действие разворачивается в Калинине — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.
Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в пьесе «Гроза» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона.
Тематика пьесы «Гроза» интересна и насущна даже сегодня:
Тем в «Грозе» намного больше, чем здесь описано, и, если Вам нужен их полный список, обращайтесь к Литрекону в комментариях, он дополнит перечень.
Жанровое своеобразие пьесы «Гроза» А.Н.Островского
Конспект урока литературы в 10 классе
Литература Ю.В.Лебедев Часть 2, 2012 год, изд.просвещение
Александр Николаевич Островский
: Жанровое своеобразие пьесы «Гроза» А.Н.Островского
рассмотреть историю создания драмы «Гроза», её жанровое своеобразие
Планируемые результаты: 1)
показать значение творчества писателя в развитии национального театра и преобразовании языка; 2) выяснить специфику драмы как рода. Жанровое своеобразие пьесы. 3) выяснить сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Повторить жанровые особенности пьесы. Изучить жанровое своеобразие пьесы Островского.
1. Формирование навыков и приёмов работы с художественным текстом 2. Развитие аналитических способностей учащихся; развитие устной речи;
1) Повторение изученных ранее драматических жанров (комедия, трагедия) и усвоение нового (драма); 2) работа с историей создания «Грозы»; 3) работа с текстом.
1) развивать умение формулировать цели своей деятельности; 2) развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
1) побудить учащихся к активности при обсуждении драматического произведения; 2) воспитание чувства осознанного патриотизма по отношению к культурным и духовным ценностям национальной культуры.
Средства обучения:
ПК, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, текст
Объявление темы урока: Драма «Гроза». История создания. Специфика драмы как рода. Жанровое своеобразие пьесы. Постановка цели:
ознакомиться с историей создания драмы; повторить изученные ранее драматические жанры и познакомиться с новым жанром – драмой. Учитель озвучивает проблемный вопрос урока: каково жанровое своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
II. Актуализация знаний 2) Знакомство с историей создания «Грозы». Рассказывает подготовленный ученик.
Ш. Формирование знаний и умений 3) Специфика драмы как рода. Слово учителя:
прежде чем перейти к обсуждению жанрового своеобразия пьесы, давайте вспомним литературные роды.
— Что такое литературный род? Чем он отличается от жанра? (Род
– наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
Жанр
– форма, в которой проявляются основные литературные роды в их разновидности)
— Какие литературные роды вы можете назвать? (эпос, лирика, лироэпика, драма)
— Охарактеризуйте их и приведите примеры жанров.
(
Лирика
– один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, эпиграмма, эпитафия, сонет и др..
Эпос
– один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.
Жанры
: роман, повесть, рассказ, новелла и др..
Лироэпика
– один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную окраску повествователя.
Жанры
: баллада, поэма.
Драма
– в узком смысле слова: род произведений, изображающих конфликт между персонажами; в широком – произведения без авторской речи.
Жанры
: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и др..)
— Охарактеризуйте известные вам жанры драмы.
(
Комедия
– жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим (смешным). Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом, ее герои, как правило, были из низшего сословия. Долгое время комедия считалась «низким жанром», и только в эпоху Просвещения это было нарушено признанием «среднего жанра», так называемой «мещанской драмы».
В девятнадцатом и особенно в двадцатом веке комедия – это свободный и весьма разноликий жанр. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме). Герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим приносятся в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию).
(Траге́дия (др.-греч. Буквально «песня козла) –
жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.
Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.
Понятие «трагедия» связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса).
Учитель дополняет то, что не называют ученики. Учащиеся также приводят примеры известных им комедий и трагедий.
это жанр, которой воспроизводит частную жизнь людей, главная цель ее – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом)
Учитель приводит некоторые сведения по развитию драмы как жанра.
«Жанр драмы, т.е. серьезной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни, ведет свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Д. Дидро, Г.Э. Лессинг и др.) создают так называемую мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был связан с внутренними противоречиями. В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма, и пьеса Островского «Гроза» также является примером такой драмы. Драма, как известно, тяготеет к воссозданию острых противоречий, и это же свойственно и трагедии. Давайте же выясним, в чем отличие жанра драмы от трагедии?
Обсуждение проходит по пунктам:
1. обстоятельства, в которых находится герой (в трагедии – исключительные обстоятельства; в драме – обыденная жизнь); 2. острота противоречий (а драме противоречия не столь напряжены, как в трагедии, и допускают возможность благополучного разрешения); 3. социальный статус действующих лиц (традиционно в трагедии у героев высокий социальный статус; в драме – обыкновенные, «невеликие» люди); 4. финал (драма допускает положительный финал, трагедия – нет).
«еще одним отличительным признаком трагедии с античных времен считался катарсис (от греч. «очищение») – душевное очищение как результат потрясения, которое испытывает зритель трагического спектакля, объятый ужасом и состраданием.
Итак, давайте подведем итог. Что же такое драма как жанр? Каков основной предмет ее изображения, ее герой? (Драма – это жанр, которой воспроизводит частную жизнь людей, главная цель ее – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Основной предмет драмы – драматизм повседневной жизни частного человека, не поднимающийся до неразрешимого трагического конфликта и не опускающийся до несообразности комических ситуаций. Ее герой – представитель среднего класса, проявляющий свои обычные, неисключительные особенности в обычных, неисключительных обстоятельствах)».
IV. Подведение итогов и рефлексия
(
Жанровое своеобразие пьесы «Гроза»).
Слово учителя:
«рассмотрев основные жанры драмы как литературного рода, давайте определимся, к какому же драматическому жанру относится «Гроза» Островского».
Появляются два варианта: драма и трагедия. Учитель предлагает проанализировать жанровую специфику так же, по пунктам, как ученики разбирали отличия драмы от трагедии.
. (все персонажи в «Грозе» – обыкновенные люди, представители «среднего» класса);
(обыкновенная бытовая жизнь людей)
. (обостренный, многоплановый; имеет некоторые сходства с трагической остротой)
. (смерть главной героини – трагическое разрешение конфликта)
«Таким образом, как мы видим, ответ на вопрос не совсем однозначен. Однако же сам автор и критики признают, что пьеса «Гроза» – это именно драма. Согласны ли вы с этим?»
Ученики озвучивают свои мысли по этому поводу, отвечая, таким образом, на проблемный вопрос урока.
Подведение итогов урока.
Ученики повторяют ключевые моменты урока (драма как жанр и как род; жанровое своеобразие пьесы «Гроза»). Учитель оценивает ответы учеников в зависимости от активности их участия в обсуждении, полноты и аргументированности их ответов.
Проводится рефлексия:
Если на уроке было понятно все, поднимаются зеленые карточки, если нет – желтые, если частично усвоен материал – красные.
V. Постановка домашнего задания.
1. Выучить определение драмы как жанр и знать, в чем ее особенности и отличия от других драматических жанров.
2. Обдумать ответы на следующие вопросы по обсуждению пьесы «Гроза»: Образ города Калинова. Изображение жестоких нравов «темного царства». Нравственно ценное и косное в патриархальном быту.
Проблемы
Проблематика пьесы «Гроза» не менее глубока и актуальна:
Многомудрый Литрекон знает и другие проблемы в пьесе «Гроза», но их перечисление может занять много места и времени. Если Вам понадобится полный список, дайте знать в комментариях.
Образ Катерины
Как расценивать этот поступок героини, одназначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы «Гроза» подчеркивает, что в обществе, которое сложилось в Калинове, такие случаи не удивительны, ведь это закостенелый город, отсталый, в нем правят самодуры, такие как Дикой и Кабаниха. В итоге натуры чувствительные (Катерина) страдают, не ощущая поддержки ни с чьей стороны.
Основная идея
В чем смысл пьесы «Гроза»? Автор хотел показать, что даже самые авторитетные патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке, иначе они застаиваются и только мешают людям. Порядки Домостроя безнадежно устарели, поэтому жители отставшего от времени Калинова становятся заложниками лицемерия, чтобы им соответствовать хотя бы внешне. Они уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.
Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения, как научного, так и нравственного. Их он уподобляет свежему воздуху, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и ее смелый бунт встряхнули застоявшийся город.
Чему учит?
Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Посмотрите, что еще у нас есть: