В чем живут ханты

Югорские аборигены кастрируют оленей собственными зубами

В чем живут ханты. . В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-. картинка В чем живут ханты. картинка

В Ханты-Мансийске в эти дни проводится обучающий семинар по Медвежьим игрищам. Это древний традиционный праздник аборигенов, у которого нет четкой привязки к дате — его отмечают, когда охотники добывают медведя. Носителей уникальной культуры ханты становится все меньше — нефтяники и газовики принесли с собой соблазны цивилизации. Но аборигены стараются не забывать свои корни. Как сейчас живут коренные жители самого богатого региона России — в фоторепортаже «URA.Ru».

Олени

С оленями связана большая часть жизни югорских аборигенов. Сейчас на стойбищах, особенно расположенных вблизи месторождений, у ханты остались лишь небольшие стада — в 30-50 голов. Олени — это и еда, и одежда, и способ заработка на национальных праздниках, и даже валюта.

Стада пасутся в каралях — это специально отгороженные куски тайги, куда не могут проникнуть лесные хищники. Олени, в основном, питаются ягелем. Хозяева подкармливают их грибами и сырой рыбой. Иногда оленей также кормят комбикормом. Летом, когда много комаров, животные находятся по соседству с домом, в специально построенном для них хлеву, он защищает от дождя и москитов. Хозяин разжигает рядом костер из шишек, листвы и сырых дров — дым отгонят комаров и мошкару. А на ночь олени уходят в лес, иногда в границах караля или даже за его пределы, но всегда возвращаются на рассвете.

В лесу стада оленей могут перемешаться, но хозяин всегда найдет своих животных — их клеймят особым образом. Чаще всего, отрезают кусочек уха определенной формы. Как правило, в стаде один-два осеменителя. Остальных самцов кастрируют. До сих пор это чаще всего делается традиционным способом —

ханты надкусывают яйца оленей зубами. Это позволяет избежать возможного заражения крови, чем чревато, например, любое хирургическое вмешательство в условиях тайги. Рассказывают, что если яйца оказываются слишком крепкими для зубов аборигенов, их могут раздавить дощечками.

У ханты несколько домов — как минимум, зимний и летний. Дома аборигены строят достаточно быстро и часто мигрируют по всей территории родовых угодий. Это необходимо из-за нехватки кормовой базы — олени быстро съедают ягель вокруг домов, и нужно переезжать на новое место. Кроме того, ханты строят отдельные домики для родов. Эти строения любят разбирать нефтяники — дома возводят из хорошего дерева, и поэтому они сохраняются в отличном состоянии десятилетиями.

В чем живут ханты. . В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-. картинка В чем живут ханты. картинка

Ханты, на самом деле, очень чистоплотные. У многих стоят русские бани, в которых аборигены любят париться с вениками. А вот туалет находится на улице, почти всегда перед домом, но на расстоянии 20-30 метров. Там — либо обычная туалетная бумага, либо влажный мох.

Зимняя одежда аборигенов сделана так, чтобы можно было сходить в туалет, не раздеваясь. Например, в собственную руку, которую потом просто вытирают о снег.

При этом здоровью аборигенов можно только позавидовать. Гости стойбищ с удивлением рассказывают, как маленькие дети даже в прохладную погоду бегают по улице босиком и легко одетыми. В больницы обращаются в крайних случаях — часто даже переломы лечат дома. Также обращаются к шаманам, но их осталось совсем мало. По данным медиков, среди аборигенов много зараженных описторхозом — ханты не обрабатывают рыбу, чтобы избавиться от паразитов, но особых проблем из-за этого не испытывают.

Ханты покупают еду в магазинах, но могут прокормить себя и сами собранными дикоросами и дичью. Хлеб, как правило, пекут в специальных глиняных печках, расположенных на улице. Аборигены очень любят чай, пьют много — по две-три кружки с вареньем, печеньем и конфетами.

Женщины и мужчины

Традиционно женщины ханты немногословны и послушны. Они занимаются домашним хозяйством — приготовлением еды, уборкой, вышиванием одежды. Унты — мужская зимняя обувь, кисы — женская зимняя обувь и малица — верхняя одежда — все это делают из шкур оленей.

Женщины ханты также занимаются собирательством и обработкой дикоросов — ягод, грибов, орехов. Их часто можно встретить вдоль югорских трасс, где они продают свою добычу. Дикоросы можно также сдать в населенных пунктах, но денег там дают намного меньше, чем можно выручить, торгуя на дорогах. Для многих семей, особенно живущих вдали от месторождений, это до сих пор остается главным источником дохода. Ханты не умеют торговаться, поэтому на продажи отправляют более терпеливых женщин. А вот мужчины, чаще всего хотя бы один раз попробовав себя в роли продавца, наотрез отказываются снова стоять на стихийных рынках вдоль трасс.

В чем живут ханты. . В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-. картинка В чем живут ханты. картинка

В чем живут ханты. 29620 Bit Yamalyskih olenevodov oleni olenevodi hanti aborigeni mansi alytary 5616.3744.0.0. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-29620 Bit Yamalyskih olenevodov oleni olenevodi hanti aborigeni mansi alytary 5616.3744.0.0. картинка В чем живут ханты. картинка 29620 Bit Yamalyskih olenevodov oleni olenevodi hanti aborigeni mansi alytary 5616.3744.0.0

Мужчины занимаются охотой и рыболовством. На мелкую дичь аборигены ставят силки, а рыбу добывают с помощью мордушек — специальных ловушек. Пришедшие в югорскую тайгу нефтяники и газовики стали брать аборигенов и на работу — как правило, на должности линейных обходчиков. Ханты занимаются тем, что проверяют определенные участки трубопроводов и выявляют разливы нефти и повреждения труб. В компаниях стали все чаще трудоустраивать аборигенов, поскольку они лучше вахтовиков перемещаются по лесу, а платить им можно даже меньше, чем приезжим.

Дети

У коренных югорчан, как правило, большие семьи. Редко когда у аборигенов один-два ребенка. Дети всю жизнь живут рядом с родителями, либо в одном доме, либо строят свое жилье рядом, в радиусе нескольких километров. В угодьях одного рода могут жить больше десятка семей, которые регулярно ходят друг к другу в гости, проводят вместе религиозные обряды, занимаются охотой и собирательством.

Новорожденных детей одевают в обычные подгузники. Но в удаленных от цивилизации стойбищах для этих же целей используют мох.

Первых животных югорские ханты убивают на охоте чуть ли не раньше, чем учатся ходить. Когда дети подрастают, на время учебного года их забирают в школы-интернаты, где они живут и учатся. Многие бросают учебу, едва научившись писать и читать, родители совсем не против. До сих пор встречаются аборигены, которые плохо говорят и понимают русский язык.

Религия

Традиционная религия ханты — язычество. Аборигены почитают своих предков — именно им в священных местах приносятся подношения. В Югре есть особые территории, куда приезжают представители КМНС даже из других регионов — среди них священные озера Имлор и Нумто. Например, по верованиям аборигенов, именно в Имлоре появились ханты. Особое отношение у КМНС к медведю. Этот зверь считается хозяином тайги, что, впрочем, не мешает ханты охотиться на хищника. Но после убийства животного в его честь на стойбищах проводят специальные обряды.

В чем живут ханты. . В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-. картинка В чем живут ханты. картинка

В чем живут ханты. 144388 Hant Kechimov Surgut hanti Kechimov Sergey 5760.3840.0.0. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-144388 Hant Kechimov Surgut hanti Kechimov Sergey 5760.3840.0.0. картинка В чем живут ханты. картинка 144388 Hant Kechimov Surgut hanti Kechimov Sergey 5760.3840.0.0

Многие ханты носят крестики — православие, как ни странно, прекрасно уживается с язычеством. В домах могут стоять иконы, что не мешает аборигенам одновременно креститься и проводить свои традиционные обряды. Одной из главных проблем является распространение в Югре различных сект. Их руководители используют ханты, чтобы выжимать деньги с нефтяных компаний. Недропользователи компенсируют аборигенам разработку месторождений на их родовых угодьях. Нефтяники платят деньги, дают снегоходы и топливо, но из-за сектантов между ханты и компаниями часто происходят конфликты, в которые приходится вмешиваться муниципальным или даже окружным властям.

Техника

В домах ханты компьютер и интернет — редкость, а вот сотовыми телефонами аборигены пользуются. Практически у всех есть дизельные генераторы, поэтому проблем с электричеством нет, как и с сетью — операторы мобильной связи ставят вышки возле месторождений.

Ханты пользуются и автомобилями, хотя прав у многих нет. Машины практически не чинят. Сломанные просто бросают на угодьях, а потом растаскивают на запчасти. Так как аборигены практически не тратят деньги, которые получают от государства и нефтяников, у них хватает средств на недорогие российские внедорожники — самый популярный «Нива». То же самое происходит и со снегоходами, у аборигенов можно встретить целые свалки из сломанного транспорта.

Менталитет

Российский президент для ханты — что-то вроде царя.

К самому государству и представителям власти относятся с уважением. Старожилы рассказывают, что ханты воевали на стороне СССР во время Великой Отечественной войны, а в конце 40-х спасли русское население в ХМАО от кровавой резни. Как говорят сами аборигены, тогда в леса Югры приехали ханты и манси из других регионов, они хотели расправиться с русскими, а мужчин, которые могли бы дать отпор, после войны практически не было. Местных жителей спасли именно югорские представители коренного народа.

Культура

Традиционный образ жизни, особенно там, где добывается нефть, ханты ведут все реже. Однако и сейчас на востоке Нижневартовского района возле села Корлики, и в Сургутском районе ближе к Тром-агану остаются нетронутые территории. Многие ханты ведут традиционный образ жизни и на западе Югры — там нефть практически не добывается. Одной из ключевых проблем остается сохранение культуры аборигенов. Носителей фольклора все меньше, а передать знания некому — молодежь уезжает в города. Более того, людей, умеющих читать и писать на языке ханты, также осталось немного. Сейчас в Югре пытаются решить эту проблему, хотя бы сохранив и записав сказания и запечатлев культуру коренных малочисленных народов Севера для будущих поколений.

Источник

Ханты

В Красноярском крае перепись 2010 г. зафиксировала

Ханты (ханти, хандэ, кантэк — «человек») — коренной народ Севера в Российской Федерации. Устаревшее название — остяки, угры. Близки к манси, с которыми объединяются под названием «обские угры». Живут по Оби, Иртышу и их притокам в автономном округе и автономном округе, в Тюменской области, а также в Томской области. По данным переписи 2010 г., в России проживают

В Красноярском крае в гг. проживало стабильно 40—45 хантов, все они были мигрантами из Тюменской области. В 2002 г. их число уменьшилось вдвое — до 19 человек. Перепись 2010 г. зафиксировала в крае 14 хантов.

Говорят на хантыйском языке группы уральской языковой семьи. Письменность создана в гг. — первоначально на основе латинской, с 1937 г. — русской графики.

Основные занятия — речное рыболовство, таежная охота, оленеводство, собирательство. Женщины шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивают бисером.

Традиционные зимние жилища хантов — каркасные, углубленные в землю, пирамидальной формы или срубные, с открытым глинобитным очагом. На севере оленеводы вели кочевой образ жизни и жили в чумах.

Одежда у хантов — северного типа: глухая и распашная. Женщины носили шубы из оленьего меха, из сукна, тканевый халат поверх платья; мужчины — малицу, совик, парку. Одежда украшается бисером, металлическими бляшками, тканевой аппликацией. Обувь меховая, замшевая, кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками).

В пище у хантов преобладает рыба. Ее едят свежей, сырой и мороженой (строганина), жарят и варят, заготавливают впрок вяленую, копченую и сушеную, с XX в. — соленую. Пьют рыбий жир, приготавливая его с ягодами. Мясо едят сырым и вареным. Употребляют в пищу орехи и дикоросы. Ханты пьют много чая, едят много хлеба.

Верующие ханты — православные, однако сильны традиционные верования (тотемизм, анимизм, шаманизм, культ предков). Развит культ медведя. С медвежьим праздником связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

Источник

Народ Ханты

Ханты

– малочисленный народ северных регионов. Общая численность около 31 тысячи человек. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.

В чем живут ханты. %D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B. картинка В чем живут ханты. картинка %D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B
История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Источник

ХАНТЫ

ХАНТЫ

Численность – 22 520 человек (на 2001 г.).
Язык – финно-угорская группа уральско-юкагирской семьи языков.
Расселение – Тюменская и Томская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

В бассейне Оби, Иртыша и их притоков живут ханты. Раньше населяли более обширные территории — севернее (р. Северная Сосьва), западнее (р. Конда) и южнее (рр. Демьянка, Тура, Тавда).

Выделяют три этнографические группы: северную (самоназвание — ханти), обитающую на Нижней Оби с притоками Казым, Куноват, Сыня, Войкар, южную (хантэ), расселенную в низовьях Конды, на Иртыше и части Средней Оби, и восточную (кантэк, кантэх, кантага-ях, канта-ях, канты-ях), живущую на Средней Оби с притоками Аган, Пим, Тромъеган, Большой и Малый Юган, Вах, Васюган. Для каждой из этих групп характерны диалекты, расценивающиеся как самостоятельные языки (северные ханты не понимают языка южных и восточных). В свою очередь, васюганские, казымские, салымские и другие ханты различаются говорами или наречиями, а также особенностями хозяйства и культуры. Среди них распространены локальные самоназвания: казым ех, сыня ях (ях — «народ»,«люди» — «люди Казыма», «люди Сыни» и т.п.). Северные ханты по культуре близки к манси.

Этноним ханты связывают либо с названием р. Конды (Хунтэ, Контэх), либо с терминами тюркского происхождения хан, хондихо — «ханские люди», либо с самоназванием гуннов (хунну), финским кунта — «община» или венгерским хад — «войско». Скорее всего, этноним происходит от самоназвания хантэ. До 1917 г. русские называли хантов остяками (от хантыйского ас-ях, где ас — «большая река», согласно другим толкованиям — от татарского истек, иштек, уштяк, эштек — «иноплеменник»). До XIV в. хантов, как и манси, в русских документах и летописях называли югрой, югричами от общего термина «угры». Отсюда современный термин «обские угры» (в отличие от венгерских угров).

Первые попытки создать письменность на хантыйском языке (перевод Евангелия) относятся к XIX в. Современная письменность создана в 1930-х гг. для казымского диалекта, легшего в основу литературного языка. В 1950-х гг. появились буквари и учебники на восточных диалектах. Ныне хантыйская письменность существует на пяти диалектах — обдорском, казымском, шурышкарском, ваховском и сургутском. В 1989 г. хантыйский язык считали родным 60,5 % хантов.

В чем живут ханты. peo225. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo225. картинка В чем живут ханты. картинка peo225Оленьи косокопыльные нарты

В основе национального образа жизни лежит культура аборигенных неолитических племен Урала и Западной Сибири, во втором тысячелетии до н.э. подвергшихся влиянию пришлых с юга кочевых скотоводческих угорских племен. Южные черты сохранились в мифологии, обрядах, распашной халатообразной одежде, низкой кожаной обуви, которую носят с длинными шерстяными носками, в культе коня, почитании некоторых духов, близких к индо-иранским, в ритуальных танцах с саблями или мечами. Северные элементы — в традиционных занятиях (охота и рыболовство), орудиях труда, системе питания, одежде глухого покроя и обуви (сапоги), жилищах (землянки со стенами из столбов и жердей в форме простой или усеченной пирамиды), в средствах транспорта (собачьи нарты, лодки, особенно долбленые, лыжи, подбитые камусом), в деревянной и берестяной утвари, геометрических орнаментах, промысловых культах, в культе медведя и др.

В чем живут ханты. peo226. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo226. картинка В чем живут ханты. картинка peo226
Строительство острога

В чем живут ханты. peo227. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo227. картинка В чем живут ханты. картинка peo227
Способ повязывания платка при обряде «избегания»: женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Будучи рядом с ними, она вела себя очень сдержанно, не говорила громко, не смеялась

Жизнь хантов определялась сменой сезонных занятий, отразившихся в названиях месяцев года: «большого или малого наста», «падающих листьев», «заморозков», «прилета орла», «вороний», «больших» или «малых запоров», «по беличьему следу» и т.п. В тундре и лесотундре основным занятием было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В таежной зоне большое значение имела мясная охота, дополняемая таежным оленеводством. В южных районах Прииртышья, а в XX в. и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, ныне выращивают картофель, овощи. Во всех районах важное значение имело рыболовство. Кочевым оленеводством ханты стали заниматься, вероятно, во втором тысячелетии н.э., заимствовав его у ненцев. Оленей использовали в основном как транспорт. Тип нарт, упряжи, способы запряжки и управления оленями — самодийского типа. До XVIII—XIX вв. был распространен также собачий транспорт.

В чем живут ханты. peo228. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo228. картинка В чем живут ханты. картинка peo228Долбленая лодка-калданка, сшитая кедровым корнем

На Оби, Иртыше, в низовьях их притоков ловили рыбу ставными и плавными сетями, неводами, мешкообразными ловушками (сырп), а в среднем и верхнем течениях, на мелких речках ставили запоры. Сети, ловушки в запорах проверяли на легких лодках, в таежных районах — долбленках (обласах), в лесотундре и северной тайге — с днищем, выдолбленным из дерева, и пришитыми бортами (калданка). Использовали и большие дощатые лодки-неводники. На «экспедиционный лов» рыбы на Обь отправлялись с семьями и имуществом на больших дощатых лодках с каютами, крытыми берестяными полотнищами (каюки). Ловили осетра, стерлядь, нельму, муксуна, сига, чира, сырка, щуку и др.

На лося и дикого оленя охотились на лыжах, гоном по насту, с помощью ловчих ям, загородей, луков-самострелов; на белку — на оленьих нартах или на лыжах с ружьем и собакой, на водоплавающих — с ружьем и чучелами (имэт), на медведя — с ружьем или копьем. На соболя, колонка, горностая, лисицу, зайца ставили ловушки, петли и капканы. Летом и осенью заготавливали на зиму ягоды и кедровые орехи.

В чем живут ханты. peo229. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo229. картинка В чем живут ханты. картинка peo229Хозяйственный амбар на сваях для хранения имущества

До середины ХХ в. зимние капитальные постройки были каркасными либо срубными. На коньке сруба и сейчас иногда укрепляют рога оленя, в деревнях на Оби на конце охлупня вырезают коня или птицу. Полуземлянки, сохранявшиеся у восточных хантов вплоть до 1950-х гг., отапливались глинобитными открытыми очагами наподобие камина (чувал) или железной печкой. Вдоль стен ставили нары. Места для женщин в срубном доме находились у входа, а напротив, в красном углу, — для мужчин и почетных гостей. Там же — места хранения священных сундуков с изображениями духов-предков и покровителей.

Сезонные жилища — каркасные, из жердей, крытые корой, чаще всего берестой, — возводили различной формы: односкатные, двускатные, конические, полусферические, прямоугольные с двускатной и односкатной крышей. Обогревали их открытым очагом, разводили дымокур от комаров, пищу готовили обычно на воздухе. Оленеводы и рыбаки на летних сезонных поселениях жили в чумах.

В чем живут ханты. peo230. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo230. картинка В чем живут ханты. картинка peo230Черки — традиционная женская обувь

У северных хантов-оленеводов зимой мужчины носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом cверху (маличная сорочка), капюшоном и пришитыми рукавицами. В дорогу поверх нее надевали совик (гусь или кумыш) — глухую одежду мехом наружу. Летний наряд был такого же кроя, из черного сукна; промысловый — распашной и более короткий. Женщины носили платья, суконные или хлопчатобумажные халаты (шешкан-сах), украшенные аппликацией на манжетах, подоле и полах. Зимние меховые шубы у северных групп шили из оленьего меха, распашные, двухслойные, у других — из меха белки или сукна (раньше — с подкладом из птичьих шкурок). Из рыбьей кожи шили одежду и обувь («рыбьи кожанишки»), теперь делают мешки для хранения соли, пороха и т.п. Одежду и обувь украшали аппликацией, мозаикой из меха или сукна, бисером. Характерны зоо- и растительноморфные мотивы орнамента — «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др. Женские меховые капорообразные шапки отделывали цветным сукном, металлическими бляшками, но сейчас эти головные уборы заменили на цветастые шерстяные платки. Украшения нагрудные, головные, накосные (прикрепляемые к ложным косам) делали из бисера, женщины носили серьги, кольца. Мужчины также заплетали косы. И мужчины и женщины наносили татуировку.

В чем живут ханты. peo231. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo231. картинка В чем живут ханты. картинка peo231Берестяные изделия мастериц вызывают восхищение разнообразием форм и украшений. В узорах по бересте встречаются прямолинейное и криволинейное исполнение, симметричное и асимметричное расположение, частичная и полная орнаментация предмета, построение по прямоугольной и косоугольной сетке, бордюры и розетки, узоры с названиями и без них

Хантов называли «рыбоядцами», в их пище преобладала рыба. Ее вялили, сушили, коптили (в ХХ в. стали солить), варили, жарили, ели сырой. Белую замороженную рыбу мелко строгали (строганина), кости сушили и толкли на корм для собак, из кишок вываривали жир, его заготовляли, смешивая с ягодами. Лакомством считались варка — икра, вываренная в рыбьем жире, и желудок белки, наполненный кедровыми орехами. Мясо только что убитого оленя ели сырым и отварным, а мясо лося всегда варили. Традиционны деревянные долбленые корыта и блюда для рыбы, мяса и теста, ложки. Берестяная утварь украшена геометрическим орнаментом, выскобленным на темном слое или вырезанным и наложенным на закопченный слой бересты либо на полосу темной ткани.

В чем живут ханты. peo232. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo232. картинка В чем живут ханты. картинка peo232Подвеска к косам, нагрудное украшение и женская сумочка из бисера

В общественных отношениях до середины ХХ в. было немало пережитков первобытно-общинных отношений. Среди них дуальное деление на фратрии Пор, ведущую свое происхождение от медведя, и Мось — от зайчихи или гусыни. Предками генеалогических подразделений фратрий считались лягушка, тетерка, лось, бобр и др. До середины XIX в. ханты жили большими патрилинейными семьями, был распространен левират. В конце XIX — начале ХХ в. стали формироваться территориально-соседские общины.

В чем живут ханты. peo233. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo233. картинка В чем живут ханты. картинка peo233Ура — место хранения вместилищ душ людей, умерших неестественной смертью

Духов-покровителей представляли в облике животных, их изображения хранили в священных местах — амбарах в лесу или на окраине селения. Особым почитанием пользовался медведь, предок фратрии Пор. Культ медведя стал у хантов общеплеменным. Клятва на шкуре, голове или лапах медведя считалась самой сильной. С этим культом был связан комплекс обрядов, получивший название медвежьего праздника (медвежьих игрищ).

В мифологической системе обских угров медведь выступает, с одной стороны, сыном или братом Торума — верховного божества, с другой — сыном прародительницы. Поэтому обские угры воспринимали медведя и как предка, и как хозяина тайги. В медвежьем празднике нашли отражение представления тотемизма, промыслового культа и древнего культа умирающего и воскресающего божества. Когда с течением времени богатое мифологическое осмысление праздника стало утрачиваться, необходимость его проведения стали объяснять бытовыми причинами (опасностью охоты на медведя и т.д.). Медвежий праздник до сих пор воспринимается как важнейший элемент национальной культуры обских угров, он популярен и любим.

В чем живут ханты. peo234. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo234. картинка В чем живут ханты. картинка peo234На поминках. Обряды погребального комплекса сохранились до наших дней

Шаманство у хантов в XIX—XX вв. представлено слабее, чем у их соседей. Вероятно, его потеснили христианство и фратриальные культы. Основными функциями шаманов оставались гадание и лечение.

Хантыйский фольклор включает в себя священные сказания, песни-мифы, героические песни, старинные рассказы (эпос, предания), бытовые рассказы (былички) и бытовые сказки.

Тексты каждого жанра определяли место и время их исполнения. Например, мифы рассказывали редко, обычно на общественных празднествах (мифы о происхождении медведя — на медвежьем празднике), героические песни звучали лишь на культовых празднествах, свадьбах, героические сказания или сказки можно было услышать вечером, во время отдыха.

Музыка представлена лирическими и эпическими песнями, танцевальными и инструментальными наигрышами, мелодиями шаманских камланий и медвежьего праздника. Шаманская музыка довольно разнообразна и определяется призванием шамана — лекарь, предсказатель, мухоморщик, шаман-маг, т.е. камлающий. Свое пение шаман сопровождал игрой на бубне (пензер), передавая «напевы духов».

В чем живут ханты. peo235. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo235. картинка В чем живут ханты. картинка peo235Намогильное сооружение с нартами и веслом, принадлежащими покойному

Центральное место в музыкальной культуре занимает медвежий праздник — грандиозная многодневная музыкальная композиция, состоящая из обязательной части — «медвежьих песен» и дополнительной, включающей лирику, эпос, инструментальные наигрыши и даже камлания. Различные по жанрам «медвежьи песни» являлись своеобразным каркасом всей композиции праздника. Среди них: «пробуждающая медведя песня», звучавшая каждый день, как бы готовила медведя к восприятию музыкального действа; «возгласная сакральная песня» о божественном происхождении зверя, его жизни и смерти; «профанные (бытовые) песни-инсценировки», исполняемые в специальных костюмах и масках, «мифологические песни» о богах, охраняющих землю и людей. «Великие священные песни» поют в заключительный день праздника, сопровождая игрой на колокольчике; «вечерняя песня-усыпление» звучала в конце каждодневного ритуального цикла. В «медвежьих песнях» не принято было менять мелодию или слова, пели их только мужчины. В конце программы дня исполнялись необрядовые танцы, личные песни и имитации шаманских песен. Наигрыши на струнных инструментах звучали между обязательными и необязательными песнями и являлись своеобразной интермедийной разрядкой в строгой ритуальной композиции.

В чем живут ханты. peo236. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo236. картинка В чем живут ханты. картинка peo236Из всех народов Северной Сибири только у хантов и манси были струнные музыкальные инструменты типа арфы. «Лебедь» — 9- или 13-струнная арфа

Музыкальные инструменты хантов — варган, струнные щипковые инструменты — цитра типа гуслей в форме лодки, арфа в виде птицы (лебедь, гусь), лютня.

Большинство хантов (70 %) живут в сельской местности — новых поселках, традиционных селениях постоянного и сезонного типа. За годы рыночных реформ в связи с промышленным освоением территорий, отторжением и загрязнением пастбищ и промысловых угодий почти все колхозы в Ханты-Мансийском автономном округе распались. Численность оленьего стада резко сократилась. Коренное население значительно меньше занимается оленеводством, охотой и рыбной ловлей. Однако по-прежнему развиваются кустарные промыслы — художественная обработка дерева, меха. Женщины шьют одежду, обувь, изготавливают сувениры из оленьего меха, замши, бисера.

В чем живут ханты. peo237. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-peo237. картинка В чем живут ханты. картинка peo237Длинные ложные косы из цветных суконных лент, украшенные подвесками и бусами, привязывали и к коротким волосам

В школах преподают родной язык.

В центрах национальных культур Ханты-Мансийского автономного округа организуют национальные праздники, имеются фольклорные коллективы. Из интеллигенции особенно известны Е. Айпин, А. Тарханов, Р. Ругин, художники Г. Райшев, В. Игошев, Н. Талигина, скульптор Г. Хартаганов, педагог П. Хатанзеев, ученые Н. Сережкин, Е. Немысова, Т. Молданова.

В Институте возрождения обско-угорских народов изучаются проблемы мировоззрения, духовного развития и образования хантов. Сотрудники Института работают в контакте с Ассоциацией «Спасение Югры».

Окружная газета «Новости Югры» периодически выпускает вкладыш «Национальный вестник». На хантыйском языке выходит газета «Ханты Ясанг».

В чем живут ханты. nazad. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-nazad. картинка В чем живут ханты. картинка nazad В чем живут ханты. konez. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-konez. картинка В чем живут ханты. картинка konezВ чем живут ханты. dalee. В чем живут ханты фото. В чем живут ханты-dalee. картинка В чем живут ханты. картинка dalee

Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.
Зуев В.Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедцов //ТИЭ, н.с. М., 1947. Т. 5.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.
Кулемзин В.М. Медвежий праздник у ваховских хантов //Мат. по этнографии Сибири. Томск, 1972.
Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.
Мифы, предания, сказки хантов и манси /Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной. М., 1990.
Соколова З.П. Страна Югория. М., 1976.
Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров //ТИЭ, н.с. М., 1959. Т. 51.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *