В чем живут калмыки
Калмыки – суровые покорители степей
Калмыки – народ, что представляет современную кочевую культуру. Это весьма неординарный и интересный этнос. Согласитесь, на территории Европы не так легко встретить людей, разговаривающих на монгольском языке, однако калмыки относятся именно к таким племенам.
Хотя калмыцкий народ включает немало субэтносов, он принадлежит к малочисленным народностям. В России представителей этой нации насчитывается чуть более 180 тысяч человек. Своё название калмыки дали Калмыцкой степи куда пришли их предки в XVII веке. Сегодня же эта местность зовётся Калмыкией, оставаясь исторической родиной народа. Как же живут калмыки? И чем интересна их история?
История калмыков
Предки современных калмыков появились на родных степях не слишком давно, однако их история уходит корнями в далёкую древность. Истоки этого народа начинаются в Азии. Калмыцкие племена стали ответвлением древнего кочевого этноса – ойратов.
Объединение самых разных племён, проживавших в Центральной Азии, происходит благодаря Чингисхану. Ойраты были из числа народностей, что оказывали поддержку монголам. Многие представители этих племён участвовали в военных походах на русские земли, Кавказ, Азию.
Калмыки в XVII веке
При правлении монгольского хана у оратов появляются подразделения, в которых обязанности передавались по наследству. Такая военизированная структура даёт начало появлению новых этнических образований, что в дальнейшем превращаются в достаточно крупные племена.
В наше время обязанности предков уже не исполняются субэтносами калмыков. Причина этого кроется в функциях – они представляли военное направление. Например, среди подгрупп народа есть племена торгоутов.
Много веков представители этих общин занимались охраной ханов и знатных монголов. Другая ветвь, дербеты, напротив, активно участвовала в боях, причём представляла собой конное войско.
После распада империи Чингисхана ойраты отказались подчиняться Великому монгольскому кагану. Во-первых, правители были уже не те, что раньше, во-вторых, сам народ начал ощущать собственную силу. Это становится началом самоопределения калмыцкого этноса. Их предки в XVII веке занимают степь, получившие в дальнейшем название Калмыцкой. Сегодня же потомки тех завоевателей продолжают развивать свою культуру и сохранять традиции.
Религиозные перемены
Как и у любого народа, основу культуры и повседневной жизни калмыков составляет религия. Однако и она претерпела значительные изменения с ходом времён. До XVII века калмыки исповедовали шаманизм.
Однако в дальнейшем тибетские миссионеры распространили буддийские верования, что были приняты племенами кочевников. Изначально считалось что буддизм поможет сплотить народы монгольской державы, однако эту функцию он не выполнил. Тем не менее, сегодня буддизм и ламаизм являются распространёнными в Калмыкии религиозными направлениями.
Василий Васильевич Верещагин «Калмыкский лама», 1870 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Быт калмыков
Основным направлением деятельности калмыков было кочевое и полукочевое скотоводство. Племена выживали за счёт разведения овец и коз, которые давали мясо и молоко, а в суровых степных условиях передвигались на лошадях и верблюдах.
Даже в наше время часть калмыков остаётся кочевниками. Такой образ жизни связан также с разведением скота. Людям приходится искать новые пастбища, из-за чего пастухи и общины перемещались вместе со своими стадами.
Если говорить о быте калмыков, то их семейный уклад напоминает славянский (а ведь Русь оказала немалое влияние на культуру этого народ). В старину в племенах существовали большие семьи, а в одном доме могли проживать представители трёх-четырёх поколений.
Калмыки – домбристы
Главой семейства выступал мужчина. Несмотря на то, что многожёнство не было запрещено среди калмыков, вторую жену брали крайне редко. Обычно причиной тому становилось отсутствие детей или просьба первой супруги привести помощницу.
В сравнении с женщинами других народов, калмычки были достаточно свободными и независимыми. Мужчина должен был уважительно относиться к своей супруге, не допускать ссор. Однако женщине запрещалось прикасаться к оружию, называть мужа по имени или переходить ему дорогу.
Современные калмыцкие платья
Традиционное жилище
Издавна жилищем калмыков считается юрта. Это типичное строение для большинства кочевых племён, причём подобные сооружения можно увидеть и в наше время. Юрта – идеальный вариант жилища для кочевников. Летом в них прохладно, а зимой задерживается тепло.
Основа юрты состояла из жердей, которых требовалось около 60-80 штук. Сверху их связывали верёвкой, что плели из конского волоса. А вот поверх жердей клали войлок, что помогал укрыться от пронизывающих степных ветров. В качестве дверей использовали две деревянные створки, которые прочно крепили к жердям.
Быт калмыков
В юрте существовало деление на мужскую и женскую сторону, а посредине располагался очаг, который считался священным местом жилища. Спальные места и предметы быта принято располагать по периметру юрты, что освобождает пространство в центре. С переходом к оседлому образу жизни часть калмыков стала строить землянки, а в дальнейшем появились сооружения, возведенные по принципу русской избы.
Калмыки – кочевой народ, что до наших дней сохранил некоторые особенности своей культуры, зародившейся много веков тому назад. Сегодня образ жизни своих предков ведёт лишь часть калмыцкого этноса, поскольку большинство представителей этих племён перешло к оседлости. Однако такие перемены не смогли стереть из памяти народа верования и традиции, полученные от прежних поколений.
Калмыки — кочевой народ, исповедующий буддизм
Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы. Это автохтонное население Республики Калмыкия. Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.
Численность
Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. Наиболее крупные из них:
Где живут
Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.
Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.
Религия
Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.
Название
Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.
Внешность
Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.
История
Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.
18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.
Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.
20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.
Жизнь
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:
Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.
Жилище
Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.
В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.
Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:
На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.
Одежда
Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.
Традиции
У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:
Имена
У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:
Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:
Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.
Характер
От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.
Калмыкия: степная многонациональность
Недавно 22-летний дагестанский спортсмен-борец осквернил в Элисте статую Будды — сначала он справил на неё нужду, а потом ударил ногой по лицу. Реакция калмыков не заставила долго ждать. Уже через полчаса они большой толпой собрались у здания гостиницы, где остановилась дагестанская команда по вольной борьбе, требуя выдать им провинившегося.
Потом спортсмена силой выволокли на улицу, поставили на колени и заставили извиняться. Лишь вмешательство сотрудников полиции Элисты и действия тренера спасли борца от жестокой физической расправы; тогда был перевёрнут автобус спортсменов и разбиты припаркованные машины с дагестанскими номерами. После этого последовали призывы уже со стороны горячих голов из числа дагестанцев — мстить за это калмыкам. Бытовые этнические противоречия, зреющие уже многие годы, чуть было не вылились в реальные столкновения по национальному признаку.
Скандал вышел на федеральный уровень, и официальным лицам Калмыкии и Дагестана пришлось приложить немало усилий, чтобы сгладить этот набирающий силу конфликт. Некоторые дагестанские СМИ выступили в стиле «Рафик-ни-в-чём-не-виноват»: якобы никакого осквернения на самом деле не было, и это всё выдумки журналистов и провокаторов, стремящихся поссорить два братских народа.
Русские и калмыки
Калмыцкие кочевники стали соприкасаться с донскими и волжскими казаками начиная с XVII века, когда им разрешили поселиться на казачьих землях, где тоже не обходилось без конфликтов. Но реальные проблемы с калмыками начались в Советском Союзе — степняков депортировали в Сибирь и Среднюю Азию после Великой Отечественной войны. После того как калмыков реабилитировали, а Калмыцкую АССР восстановили, межнациональный конфликт разгорелся по-настоящему.
В 1963 году на пленуме калмыцкого Обкома даже официально обсуждали пути преодоления националистических склонностей азиатов. Аборигены называли местных русских основными виновниками депортации. Начались драки, русские стали организовываться и защищаться. Среди них возобладало мнение, что калмыков выслали совершенно правильно — за пособничество врагу, а вернули зря, и что российские цари зря позволили азиатским пришельцам жить на исконных казачьих землях.
Национальный состав Республики Калмыкия по районам
Примечательно, что местное партийное начальство в нехарактерном для коммунистов приступе здравомыслия поначалу старалось продвигать русских на руководящие посты. Калмыки в ответ начали писать жалобы в Москву, требуя равного представительства. Чью сторону заняли кремлёвские поборники дружбы народов, догадаться нетрудно. Некоторых русских националистов (прямо так и говорили) исключили из партии и лишили высоких должностей. Временами товарищи даже пытались защитить русскую культуру — например, в 1959 году на пленуме калмыцкого Обкома его секретарь М. Пономарев раскритиковал калмыцких культурных деятелей, которые «проявляют неуважение к великому русскому народу, его культуре и языку, прикрываясь лозунгом развития национальной культуры».
После развала Советского Союза ситуация обострилась ещё больше. В Калмыкии, как и в других национальных образованиях на юге России, началась медленная дерусификация. Увы, русское население уменьшается. С 1959 года доля русских существенно сократилась с 55,9% до 32,2% (2010 г.), а доля калмыков выросла с 35,1% до 57,4%. Относительное большинство славянского населения наблюдается на западе республики — в Городовиковском (57%), Яшалтинском (53%) и некоторых других районах, издавна населенных русскими.
Калмыки в российской армии
В 90-е в Калмыкии стали прямо говорить о возможной независимости от России, а русские стали подвергаться различным видам дискриминации и даже нападениям. Это было любимое развлечение приехавших в столицу калмыков из сельской местности (так называемых «гасконцев») — они объединялись в банды и терроризировали славянское население. СМИ неоднократно писали об убийствах русских на национальной почве, столкновениях русской и калмыцкой молодёжи. Доставалось и людям постарше. Например, в 1998 году была убита русская журналистка Лариса Юдина. Двое из мужчин, причастных к убийству и затем осуждённых, оказались помощниками калмыцкого президента Илюмжинова. А недавно был избит 64-летний депутат Элистинского городского собрания, почетный гражданин Элисты Виктор Скаргин. Местные русские жители подтверждают, что в центре города или в русской части калмыцкой столицы всё спокойно и проблем нет, но на окраинах такие межнациональные инциденты до сих пор случаются довольно часто.
Кроме того, в 2000-х тогдашний президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов (к слову, он серьёзно утверждает, что вступал в контакт с инопланетянами), решил ещё быстрее увеличить процент титульной национальности республики, переселив туда 10 000 калмыков из Китая, Монголии и других стран. Хотя планы были масштабнее — воссоединить всех калмыков мира (ещё около 500 тысяч) на территории России. Но процесс затормозили федеральные власти, хотя Илюмжинову всё же удалось переселить несколько сотен китайских граждан. Разговоры об этом среди калмыцкой интеллигенции ходят до сих пор — считается, что республика имеет очень маленькую плотность населения, и даже при небольшом потоке миграции титульный народ может в процентном соотношении превратиться в национальное меньшинство. К слову, китайские делегации очень часто приезжают в Калмыкию, где их встречают с особым почётом.
Региональная символика превалирует в Калмыкии над российской
В президентство Илюмжинова в главной газете республики «Хальмг Унн» («Калмыцкая правда») начали появляться статьи откровенно сепаратистского и антиславянского содержания. Потом калмыцкий национализм в печати несколько сбавил обороты, но в газетах до сих пор то и дело появляются материалы, в которых Калмыкия называется «землёй, которую калмыкам завещал Чингиз-хан» (а русские цари, соответственно, отобрали наследство). На форумах и в социальных сетях популярны темы с названиями вроде «Калмыкия — для калмыцкого народа», «Распад РФ — шанс для калмыков». Бытовая неприязнь к русским никуда не делась и существует до сих пор.
Как и во всех прочих национальных республиках РФ, этническому русскому в Калмыкии труднее устроиться на хорошую работу или государственную службу, чем калмыку, так как никакой принцип процентного соотношения национальностей на руководящих должностях, увы, не соблюдается. Ни в исполнительной, ни в законодательной власти почти не осталось русских. Русские покидают республику, уезжая в Ставропольский край, Астраханскую область или сразу Москву, так как не видят никаких перспектив для себя и своих детей. Интересно, что смешанные браки русских и калмыков распространены достаточно широко (детей от таких союзов называют «болдырками»), и даже если отец русский, а мама калмычка, ребёнок всё равно принимает калмыцкую идентичность. Но несмотря на все проблемы, русско-калмыцкий конфликт гораздо мягче конфликта между калмыками и кавказцами.
Кавказцы и калмыки
Пока калмыки осваивали гостеприимную сибирскую целину, на их земли стали активно переселяться представители дагестанских народов — тем более что даже после реабилитации и возвращения в Калмыкии ощущался дефицит трудоспособного населения. В итоге к 80-м годам дагестанцы стали компактно селиться на востоке республики, подмяв под себя скотоводство и другие отрасли сельского хозяйства. Калмыки очень быстро поняли, что ужиться с кавказцами невозможно. Началось воровство скота, что было особенно обидно для республики с выраженным скотоводческим типом хозяйствования, драки и конфликты. Кроме того, из-за мигрантов стал меняться этнический состав целых районов, где ранее доминировало калмыцкое население. В 1985 году доля северокавказских народов в животноводстве составляла 59,9%, калмыков — 23,9, русских — 12,2, и процент кавказцев всё увеличивался.
Когда начались вооруженные конфликты в Чечне и Дагестане, к родственникам в Калмыкию под видом беженцев устремились тысячи дагестанцев, чеченцев и прочих кавказцев. Картину дополнили бежавшие из Средней Азии турки-месхетинцы. Эти беженцы, как утверждают калмыки, стали через некоторое время откровенно терроризировать местное население, а безработица и экономический кризис того времени заставляли их заниматься криминалом — официально почти никто из беженцев не работал. Власти Калмыкии быстро поняли, что нужно сделать всё, чтобы помешать им массово селиться на территории республики, иначе дойдёт до крупномасштабных межэтнических столкновений и прямого замещения населения.
Калмыцкие радикалы часто срывали свою злость на мусульманских культовых сооружениях — справедливости ради стоит признать, что мусульманские святыни тоже оскверняли не один раз. Так, в 2001 году в мечеть поселка Прикумский подбросили голову свиньи; мечеть пришлось закрыть. Калмыки разрушили мечеть в Сарпинском районе, а в 2008 году было совершено покушение на семью председателя Духовного управления мусульман Калмыкии. В 2014-м в Элисте мечеть и вовсе сгорела. Кавказцы (даргинцы, чеченцы, турки-месхетинцы, аварцы, кумыки и другие) все вместе сегодня составляют примерно 10–15% населения республики (в некоторых районах больше), и конфликты с ними не прекращаются. Например, в 2006 году в Приютненском районе Калмыкии местные жители после убийства двух подростков стали требовать изгнания всех дагестанцев из республики.
Сгоревшая мечеть в Элисте
Прогноз на будущее
При нестабильности в России и ослаблении федерального центра Калмыкия с высокой вероятностью взорвётся. Русское население уменьшается — славян мягко выдавливают из республики; русским тяжело построить карьеру, и к этому добавляются низкая рождаемость и высокая безработица. Ну а калмыки с кавказцами вцепятся друг другу в глотку при первой же реальной возможности.
Калмыцкий сепаратизм тоже набирает обороты. Например, в декабре 2015 года в Элисте прошёл «Чуулган — съезд ойрат-калмыцкого народа», где обсуждалось создание «суверенного калмыцкого государства», право наций на самоопределение (пока «в составе России»), территориальные претензии к соседним субъектам, признание «двух геноцидов калмыков», перевод калмыцкого языка с кириллицы на ойратский алфавит, обучение калмыцкому русскоязычных жителей республики и переселение из Китая полумиллиона «ойрат-калмыцких соотечественников». Удивительно, но этот праздник самостийности проходил при полной поддержке местных властей.
Собственно, вывод известен и очевиден: пока существуют нацреспублики, а в составе России есть инородческие группы с мощным национальным самосознанием и амбициозной национальной элитой, стране будет грозить этнический сепаратизм и развал по границам национальных субъектов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов