Value stream что это
Value Stream Mapping (Систематизирование потока ценности)
Идентификация и снижение отходов. Объяснение Value Stream Mapping (Систематизирование потока ценности) Ohno и Shingo (’91). Jones (’95). Hines и Rich. (’97)
Что такое Value Stream Mapping (Систематизирование потока ценности)? Описание
Для этого, метод Value Stream Mapping (Систематизирование потока ценности) визуально представляет систему потоков материалов и информации. От момента поставки продукции в качестве сырья. Через все стадии процесса производства. До момента, когда продукция покидает погрузочную платформу в виде конечных продуктов.
Систематизирование действий в процесса производства с временными циклами, простоем, незавершенными товарно-материальными запасами, движениями материала, потоками информации, помогает визуализировать текущее состояние процессов и ориентироваться на будущее заданное состояние.
Процесс обычно включает составление схемы «Текущего состояния» (Current state) и «Будущего состояния» (Future state). Эти данные затем служат в качестве основы для других стратегий Экономичного производства.
История метода Систематизирование потока ценности
Подход ликвидации отходов для достижения конкурентного преимущества внутри организаций был впервые исследован в 1980-х главным инженером Toyota Taiichi Ohno и Shigeo Shingo и ориентирован на производительность, а не качество. ричина заключается в убеждении о том, что повышенная производительность ведет к более оптимизированным операциям, которые помогают вычислить дальнейшие проблемы, связанные с отходами и качеством системы. Таким образом, это не только систематический подход к проблеме отходов, но также систематический подход к факторам, отвечающим за плохое качество. И к основным проблемам менеджмента. 7 общепринятых отходов в Производственной системе Toyota в первоначальной вверсии (переформулированы Jones, в скобках):
Перепроизводство (более быстрая, чем необходима динамика).
Несоответствующий процесс обработки данных.
Ненужные товарно-материальные запасы (избыточные товарно-материальные запасы).
Дефекты (коррекция ошибок).
7 инструментов метода Систематизирование потока ценности
Систематизирование процессов. Происхождение: Организация промышленного производства.
Матрица отклика цепочки поставок. Происхождение: Сжатие времени/материально-техническое обеспечение.
Production variety funnel. Происхождение: Операционный менеджмент.
Отображение фильтра качества.
Отображение увеличения спроса. Происхождение: Systems Dynamics.
Анализ точки принятия решения. Происхождение: Эффективная потребительская реакция/материально-техническое обеспечение.
Value Stream Mapping:
поток ценности во плоти
В концепции бережливого производства выпуск продукции рассматривается как процесс создания ценности, в котором движутся потоки материальных и информационных ресурсов.
Процесс создания ценности
Чтобы эффективно управлять производственным процессом, устранять потери и внедрять усовершенствования, используется инструмент Value Stream Mapping — визуальное систематизирование потока ценности.
Что такое Value Stream Mapping: история и описание метода
Value Stream Mapping, VSM, дословно переводится как «составление карты потока ценности». Часто в русскоязычных источниках используются формулировки «систематизирование потока ценности» или «карта потока создания ценности«.
Value Stream Mapping — это инструмент, который визуализирует процесс превращения сырья в готовую продукцию, отпускаемую потребителям. Его объекты — материальные и информационные потоки ресурсов, а также время.
Пионер систематизирования потоков ценности — корпорация Тойота. А термин Value Stream Mapping впервые был применен в 1990 году в книге Дж. Вумека, Д. Джоунса и Д. Руса «Машина, которая изменила мир». Те же авторы развили идею VSM в книге «Бережливое производство» спустя шесть лет.
Корпорация тойота
Value Stream Mapping — это способ наглядно изобразить шаги, необходимые, чтобы потребность потребителей превратилась в продукт или услугу.
Часто Value Stream Mapping называют кайдзен потока, то есть постоянное совершенствование потоков ценности. Это лучший инструмент для выявления и планирования возможностей усовершенствования производства. Поэтому карты потоков создания ценности, КПСЦ, составляются таким образом, чтобы наглядно изобразить текущее состояние, спланировать и внедрить будущее состояние с измеримыми целями.
Использование методологии
Систематизирование потока ценности выполняется в разных масштабах — от простых административных процедур, до масштабного производства на мировой рынок. Метод помогает определить шаги, которые не добавляют ценности и подлежат устранению, а также слабые места, где процесс можно улучшить: ускорить, снизить затраты и обеспечить более безопасные условия труда.
Создание Value Stream Mapping делится на три блока:
Эффект Value Stream Mapping
Составление карт потока создания ценности полезно для компании любого масштаба.
Использование Value Stream Mapping приносит результаты:
Как создать Value Stream Mapping
Применение КПСЦ состоит из трех блоков: создание карты текущего состояния, создание карты будущего состояния и составление плана внедрения мероприятий по улучшению. Недостаточно просто наглядно изобразить процесс производства — без планирования, внедрения и анализа улучшения методология Value Stream Mapping не имеет смысла.
Карта текущего состояния дают отправную точку для создания бережливого будущего состояния. Она позволяет организации найти потери, их источники и причины: если в этой точке мы несем потери, то почему процесс устроен именно так и как можно его улучшить?
Карта будущего состояния — это определение будущего идеального состояния производства. Оно может включать создание непрерывного потока, применение способов организации материального потока FIFO или supermarket там, где непрерывный поток невозможен, и выравнивание производства (production levelling). Наконец, карта будущего состояния определяет улучшения, которые нужно внедрить.
FIFO — first in, first out, первая деталь, которая попадает в процесс, первой покидает его. Детали движутся строго по порядку, и количество деталей в линии ограничено. Когда линия заполняется, предыдущий процесс останавливается.
Supermarket (супермаркет) — несколько параллельных линий FIFO, на которых движутся разные детали и продукты. Основная идея супермаркета состоит в том, что когда одна деталь или единица продукции вынимается из процесса, то сразу же замещается (по аналогии с обычным супермаркетом, когда мы берем товар с полки). При этом важно поддерживать запас всех деталей, но избегать перепроизводства.
Production levelling — метод организации производственного процесса, при котором промежуточные товары выпускаются с постоянной скоростью, чтобы дальнейшая обработка также могла выполняться с постоянной и прогнозируемой скоростью.
Самая важная часть составления карты создания потока ценности — план внедрения улучшений. Он определяет каждую активность, необходимую для достижения будущего состояния, ответственную команду или сотрудника и дедлайн. Мероприятия плана обычно относятся к событиям кайдзен или проектам «Six Sigma». Чтобы не пропустить ни одно из мероприятий по улучшению плану, их лучше прописать в task manager компании.
Пошаговое руководство по созданию VSM
Чтобы нарисовать карту потока ценности, нужно привлечь специалистов в тех областях, которые будут наносится на карту, и эксперта по составлению подобных карт. Начинать лучше с карандашного наброска на большом листе бумаги, так как правок будет много.
Шаг 1. Выбор процесса для систематизации потока ценности (подготовительный)
Допустим, предприятие выпускает много видов продукции. Чтобы упростить анализ, есть смысл объединить их в продуктовые группы. Это легко сделать с помощью таблицы:
По вертикали — выпускаемые продукты
По горизонтали — все шаги процесса
Продукты, которые проходят через одни и те же шаги, относятся к одной продуктовой группе. В нашем упрощенном примере это продукты A и Z.
Дальше выбираем продукт или группу продуктов для систематизации потока ценности по следующим критериям:
Теперь нужно пройтись по пути создания ценности в обратном направлении — от потребителя до поставщика сырья. Посмотрите, как обрабатываются заказы клиентов, как выполняется работа в цехе, как передаются заказы вверх, как поставляются материалы и как продукты попадают с последнего шага процесса к клиенту. Когда вы получите общее представление о процессе, можно переходить к составлению карты текущего состояния.
Шаг 2. Символы Value Stream Mapping
Существуют стандартные символы для карт потоков ценности, которые обозначают процессы, материалы, информацию. Можно отталкиваться от них или изобрести собственные, привычные и понятные.
Основные символы VSM
Шаг 3. Определение границ процесса
Нужно определить начало и конец карты. Обычно процесс создания ценности начинается с поставки сырья и и заканчивается отгрузкой продукции потребителю. Поэтому символы поставщика и потребителя и есть границы процесса, которые наносятся на карту в первую очередь. Можно копнуть глубже и учесть цепочку поставщиков и цепочку сбыта. В этом случае на карту наносятся не абстрактный поставщик и потребитель, а конкретные компании.
Шаг 4. Шаги процесса
Когда границы процесса определены, нужно разбить его на шаги — то есть операции, через которые проходит продукт. Один шаг проходит в одном месте с одной точкой входа и выхода запасов. Шаги определяются слева-направо по ходу производства и наоборот — то есть от потребителя в обратном направлении к поставщику.
Начните составлять карту с определения требований потребителей. Отметьте локацию потребителя, куда вы отгружаете продукцию, специальным символов, а в блок данных занесите требования — потребность в единицах продукции в месяц, размер отгрузки и т.д. Отметьте на карте метод отгрузки и частоту, соберите все данные о процессе. От отгрузки перейдите к запасам — сколько готовой продукции хранится на складах в ожидании отгрузки.
Дальше двигайтесь к производству. Нанесите блоки процесса для каждого участка потока материалов. Граница процессного блока проходит в месте, где процессы разъединяются и поток материалов останавливается. Соберите и нанесите на карту данные о каждом этапе и отметьте запасы, хранящиеся между блоками процесса. Закончите описание процесса обозначением блока поставщика материалов.
Шаг 5. Добавление информационных потоков на карту
Потоки информации — важная часть КПСЦ, которая отличает ее от других методов изображения производственного процесса. Информационные потоки должны описывать, как потребитель заказывает продукт, как его потребности проходят сквозь процесс вплоть до поставщиков, и как мы транслируем требования к продукту на производственно, чтобы выпустить именно тот продукт, в котором нуждается потребитель.
Шаг 6. Добавление данных о каждом шаге процесса
На этом этапе нужно привлечь команду и собрать информацию о каждом шаге процесса.
Это могут быть следующие данные:
Выберите подходящие измерения для процесса и запишите актуальные данные.
Шаг 7. Подсчет запасов
Избыточные запасы и перепроизводство — две из семи потерь бережливого производства, которые появляются, когда в производственном процессе есть проблемы. При подсчете запасов для карты потока ценности важно тщательно учесть все запасы, поскольку храниться они могут в самых неожиданных местах.
Шаг 8. Добавление хронологии процесса — Timeline
Timeline наносится на карту, чтобы получить информацию об общей продолжительности процесса (lead time) и времени на обработку единицы продукции (cycle time). Timeline имеет вид прямой или ломаной линии с верхним и нижним уровнями. Над линией указывается продолжительность каждого шага процесса, а под линией — продолжительность цикла обработки одной детали или единицы продукции.
Пример Timeline
Lead time — средняя продолжительность времени, за которое единица продукции перемещается через весь процесс, включая время ожидания между шагами процесса.
Cycle time — средняя продолжительность времени, за которое выполняется один или несколько шагов в пределах процесса.
Продолжительность процесса обычно составляет несколько дней — несколько недель, а длина цикла выпуска одной детали или единицы продукции — всего несколько минут. Такое соотношение показывает, как много потерь есть в системе.
Шаг 9. Карта будущего состояния
Когда вы нарисуете карту текущего состояния и определите цели бережливого производства, которых хотите достичь, — переходите к составлению карты будущего состояния. Основой для ее составления будут участки перепроизводства и потерь, которые вы выявите на карте текущего состояния.
Например:
Отмечайте желаемые изменения на карте значками взрыва Кайдзен и корректируйте целевые значения.
Шаг 10. План Value Stream Mapping для внедрения улучшений
Финальный шаг Value Stream Mapping — составление плана действий, чтобы воплотить тот идеальный производственный процесс, который изображен на карте будущего состояния. Лучший способ составить и выполнить такой план — разбить карту будущего состояния на сегменты, и изменять один сегмент за раз.
Рабочий план должен включать метрики для измерения достижимости целей и контрольные точки.
План нужно проверять и адаптировать раз в месяц, пользуясь методикой PDCA. Когда план будет выполнен — время составить новую карту текущего состояния. Лучше всего проверять улучшения, сравнивая старую и новую карты текущего состояния, ежегодно.
Примеры карт потока создания ценности
Пример value stream map
Value stream map текущего состояния
Пример карты потока создания ценности
Не обязательно рисовать карту вручную — используйте специальные программы, куда уже добавлены все символы Value Stream Mapping, вроде этих:
В каждой программе есть бесплатный тестовый режим — его достаточно, чтобы создать первую карту. Все программы на английском языке.
Вердикт
Визуальная информация воспринимается лучше всего, а инструмент бережливого производства Value Stream Mapping не только наглядно изображает, но и собирает воедино информацию о процессах создания ценности в компании.
Карты потока создания ценности помогают найти возможности для оптимизации процессов в соответствии с философией Кайдзен.
Систематизирование потоков ценности применяется в производстве, логистике, здравоохранении, разработке ПО, сфере обслуживания.
Value Stream Management (VSM)
управление потоком создания ценности
Содержание
2021: Как выбрать инструментарий автоматизации разработки цифровых продуктов. Обзор 19 продуктов
Современные цифровые продукты носят комплексный характер, зачастую сложно определить границы приложения, которое может использоваться другими приложениями, микросервисы могут относиться одновременно к нескольким продуктам. Традиционное управление разработкой ПО, в котором одна команда разрабатывает один продукт, эволюционировало в управление потоками создания ценности, где каждый микросервис, например, представляет собой отдельный поток. Автоматизировать управление множеством потоков создания ценности на уровне всей компании, непрерывно поставляя полные данные и выявляя зависимости, а также сократить время цикла поставки ПО призваны решения класса Value Stream Management (VSM, управление потоком создания ценности).
Крупные компании, разрабатывающие программное обеспечение, используют VSM-инструменты для выявления непродуктивной деятельности в процессах разработки ПО, создания интегрированных инструментальных цепочек и отслеживания связи ценности создаваемого продукта непосредственно с бизнес-целями организации с помощью визуализаций и единых метрик для всех участников процесса разработки. Но чтобы реализовать эти преимущества, руководителям разработки и поставки приложений (AD&D, Application Development and Delivery) приходится выбирать из множества поставщиков, которые различаются по размеру, функциональности, географии и отраслевой направленности.
Независимое аналитическое агентство Forrester подготовило отчет о 19 вендорах VSM-инструментов, Now Tech: Value Stream Management Tools, Q2 2020, который поможет руководителям AD&D определить ожидаемую от вендоров ценность и сделать выбор на основе их размера и функциональности. Эксперты компании Web Control (Вэб Контрол ДК) специально для TAdviser сделали обзор этого документа.
Forrester определяет инструменты VSM как инструменты, которые позволяют пользователям строить карты потоков создания бизнес-ценности, а затем визуализировать и регулировать их (включая эпики, истории и рабочие элементы) в разнородных корпоративных конвейерах поставки.
VSM-инструменты помогают руководителям AD&D строить карты потоков создания ценности и визуализировать эти потоки. Они оживляют карту, при этом данные в реальном времени поступают от каждого инструмента из цепочки инструментов поставки программного обеспечения. Визуальная панель данных, отображающая текущее состояние процесса поставки, в реальном времени предоставляет данные, например, о сроках выполнения и времени производственного процесса, необходимые для принятия взвешенных решений.
Такие инструменты помогают руководителям AD&D выявлять непродуктивную деятельность. В основе VSM лежит объединение интегрированных инструментов и общая модель данных, с помощью чего происходит отслеживание потока артефактов от идеи до реализации. В любое время руководители AD&D получают информацию о текущем состоянии процесса разработки, а также о том, сколько времени требуется на каждый шаг, что позволяет выявить в процессе поставки ПО действия, не создающие новой ценности для пользователя.
Forrester выполнил анализ VSM-инструментов на основе двух показателей: рынок и функционал.
С точки зрения рынка аналитики разделили вендоров на 3 категории.
С точки зрения функционала VSM-решения разделили на следующие категории:
Инструменты VSM, которые поставляются в связке с приложениями для DevOps, так называемые «integrated» или «bundled tools», могут работать как со сторонними инструментами, так и требовать полного набора решений данного вендора. Преимущество пакетного предложения состоит в том, что оно поставляется встроенным в инструментальную цепочку, но его недостаток заключается в том, что уже имеющийся у компании инструментарий стороннего производителя может не поддерживаться. В эту категорию аналитики Forrester отнесли:
Автономные инструменты VSM предоставляют все возможности, необходимые для решения VSM, но им не хватает функционала инструментов AD&D, необходимого для фактического планирования, создания и поставки программного обеспечения. Преимущество автономных инструментов перед поставляемыми в комплекте инструментами заключается в том, что они не привязаны к определенному вендору, что позволяет пользователям подключать их к существующим инструментам; недостаток заключается в том, что часто требуются значительные усилия по интеграции, прежде чем автономный инструмент VSM принесет ценность. К автономным инструментам эксперты отнесли:
Руководители AD&D часто ориентируются на текущую ситуацию, но при выборе VSM-решения аналитики Forrester советуют заглянуть в будущее и создать видение именно будущего состояния компании. Многие опрошенные менеджеры сообщили Forrester, что принятие VSM привело к изменениям не только в процессе поставки ПО, но и на уровне всей компании, поэтому эксперты рекомендуют выбирать вендора VSM рационально, учитывая следующие особенности различных категорий VSM-инструментов.
Автономные (standalone) инструменты лучше подходят для поддержки разнообразия цепочки инструментов. Если ваша компания предпочитает разнообразие стека инструментов или автономные команды, которые сами выбирает свою собственную цепочку инструментов, то автономный инструмент VSM, скорее, будет оптимальным для вас вариантом. В этом случае эксперты Forrester советуют присмотреться к решениям Broadcom, Blueprint Software Systems, IBM, Micro Focus, Tasktop, CloudBees, ConnectALL, Plutora или Targetprocess. Вы можете интегрировать такой инструмент в каждый поток создания ценности и каждую цепочку инструментов, что позволит получить общее представление о всей деятельности в настоящий момент. Для интеграции потребуются усилия на разных уровнях, но многие команды сочтут эти инвестиции более чем целесообразными для поддержки культуры и возможностей команды.
Инструменты VSM, которые поставляются в связке (bundled или integrated) с приложениями DevOps, обеспечивают однородность цепочки инструментов. В то время, как некоторые команды предпочитают автономные инструменты, другие могут упорно трудится над созданием единообразия, чтобы снизить вариативность. Эти компании часто работают на рынках, где существует строгий комплаенс, например, в критичных с точки зрения безопасности отраслях, финансовом секторе или здравоохранении. Но это не единственная причина, чтобы рассматривать эти инструменты, компаниям из других отраслей комплексное решение может показаться вдвойне выгодным: они получают более современную цепочку инструментов и VSM-инструмент, связанные воедино. Если вы предпочитаете комплексные решения, которые позволяют значительно экономить материальные и управленческие ресурсы на интеграцию и взаимодействие с большим числом поставщиков, то Forrester рекомендует обратить внимание на Broadcom, CloudBees, Digital.ai, GitLab, Micro Focus, ServiceNow.
Обособленные (discrete) инструменты расширяют и улучшают ваше решение VSM. Ни один вендор не предлагает все, что нужно современным командам AD&D для эффективной и продуктивной работы, и при этом с расчетом на будущее. Обособленные инструменты дополняют решение VSM возможностями, специально адаптированными к индивидуальным ролям бизнес-аналитика, например, или планировщика портфеля, DevOps-инженера или инженера по производительности. Эксперты Forrester отнесли в категорию обособленных инструментов решения Atlassian, Datadog, Jama Software, Quantum Metric, LinearB, Planview, ZenHub. Они обогащают функционал VSM для создания более полного представления о возможностях команды в поставке качественных продуктов, которые соответствуют целевым показателям, с ожидаемым влиянием на бизнес-ценность.
VSM-решения получают большое распространение. Среди компаний, которые уже оценили преимущества использования VSM, можно назвать Airbus, Lockheed Martin, Bosch, Intel, банки Bank Central Asia, Royal Bank of Scotland и Barclays, медиакомпания Thomson Reuters, авиакомпании Air France KLM и Alaska Airlines. Осенью 2020 года на сайте издания SD Times были опубликованы результаты опроса 238 компаний-разработчиков, проведенный SD Times и компанией HCL Software. Опрос был посвящен использованию VSM.
Опрос показал, что треть респондентов либо внедряют, либо планируют внедрить VSM. И хотя еще треть участников заявила, что никогда не слышала об управлении потоком создания ценности, дальнейшие ответы показали, что отдельные компоненты этого подхода уже используются в большинстве компаний.
Например, компании-разработчики ПО начинают отслеживать потоки создания ценности. Примерно 10% респондентов ответили, что они создали карту потоков ценности в своих организациях, 15% собирают и анализируют показатели, 8% организовали управление несколькими потоками, 7% идентифицируют и устраняют непродуктивную деятельность и повышают эффективность и еще 7% четко отслеживают ценность от идеи до реализуемого продукта.
Участники опроса отметили, что они сталкиваются с некоторыми трудностями при внедрении этой практики в своих компаниях. Почти половина опрашиваемых (47%) отметила, что самая большая проблема заключается в отсутствии опыта работы с методологией VSM. Еще 26% сказали, что они не получают понимания со стороны руководства в отношении ценности VSM для бизнеса, в то время как треть участников (32%) заявила, что у них нет текущего финансирования для внедрения инструментов и методов VSM.
Тем, кто только рассматривает вопрос о внедрении VSM, было бы, несомненно, интересно узнать, какая возможность этого инструмента явилась наиболее ценной для его пользователей. Опрос показал, что отслеживание выполняемой работы по всему конвейеру поставки программного обеспечения является наиболее привлекательной возможностью для 30% респондентов. Еще 17% опрошенных отметили, что они получают наибольшую отдачу от практической аналитики и оценки ключевых показателей эффективности (KPI), тут следует добавить, что в продвинутых решениях для этой цели используется искусственный интеллект. Примерно пятая часть опрошенных отметила, что ценит оркестрацию непрерывной работы множества команд и инструментов по доставке и выпуску ПО на уровне всей компании (scaled agile). Кроме того, 12% сказали, что для них важен сбор данных от многих команд и инструментов, а 8% оценили более четкую отчетность по работе отдельных лиц.
Управление потоком создания ценности – это молодой, но перспективный и жизненно необходимый инструмент, который дает возможность оптимизировать процесс поставки потребителям востребованных цифровых продуктов. Инструменты VSM позволяют не только сократить затраты на создание цифровых продуктов, но и обеспечить прозрачность технологических процессов поставки ПО и их корреляцию с бизнес-задачами компании. Тем компаниям, которые присматриваются к решениям этого класса, аналитики Forrester дают следующие рекомендации:
Разработка современных цифровых продуктов – это комплексный процесс, в который вовлечены множество самых разных команд и специалистов. VSM-решение облегчает руководство проектом, снимая необходимость постоянно требовать информацию о ходе этапов реализации проектов компании и предоставляя полные объективные данные для принятия управленческих решений.
2020: На стыке Agile и DevOps зарождается новый класс решений
VSM-решения захватывают метаданные на каждом шаге процесса создания ценности, чтобы обеспечить отслеживание прогресса, статуса и изменений состояния эпиков, пользовательских историй, задач разработки, артефактов, перемещающихся в потоке создания ценности. При этом они визуализируют процессы, состояние данных, предоставляют практические рекомендации на основе аналитики и алгоритмов AI и ML, что позволяет многочисленным командам управлять потоками создания ценности.
В аналитическом отчете, обзор которого для TAdviser подготовили специалисты Web Control (Вэб Контрол ДК), Forrester анализирует, какие преимущества компании получают от управления потоком создания ценности, и делает ряд выводов.
Решения VSM связывают Agile и DevOps с бизнесом. В цифровой трансформации Agile и DevOps являются основными практиками разработки. Именно управление потоком создания ценности помогает обнаружить непродуктивную деятельность и сфокусироваться на ценности, а также предоставить информацию и сквозные данные по всем этапам, начиная с планирования и заканчивая эксплуатацией, всем заинтересованным лицам.
Решения VSM позволяют ускорить коэфициент окупаемости (ROI) совместного использования Agile и DevOps. Инструменты VSM измеряют бизнес ценность разработки и метрики производительности, такие как среднее время восстановления (MTTR), время цикла и стоимость задержки. Такие метрики информируют о развитии продукта и приоритетах, помогают идентифицировать способы оптимизации поставки ПО и обеспечивают оркестрацию процесса поставки.
Вендоры решений VSM пришли на этот рынок с опытом разработки разных других типов решений, например, CI/CD (непрерывная интеграция и доставка), систем управления жизненным циклом приложений, управления портфолио программных проектов другими. На момент сбора данных для анализа Forrester (февраль 2020 года) еще ни один вендор не предоставлял полноценного VSM решения, но уже вскоре после выпуска отчета XebiaLabs, CollabNet VersionOne и Arxan объединились в единую платформу Digital.ai, которая охватывает весь поток движения ценности от идеи до эксплуатации.
Эксперты, проанализировав текущую ситуацию, пришли к выводу, что драйверами развития VSM-решений являются отсутствие целостного видения на уровне всех проектов компании и их взаимосвязях, потому что компании инвестируют в решения CI/CD, которые автоматизируют только отдельные проекты и не дают данных о положении дел в других связанных проектах. Фрагментированные данные в пределах одного конвейера разработки – еще одна проблема, с которой сталкивается разработка, потому что помимо Jira, например, команды используют электронные таблицы, системы управления проектами, создают ручные отчеты. Это приводит к отсутствию единого источника данных о проекте и его взаимосвязях.
Фрагментированные данные и отсутствие целостного видения на уровне всех проектов компании не дают возможность управлять и оптимизировать процессы разработки. Кроме того, разрозненные инструменты не позволяют реализовать непрерывное улучшения процессов поставки ПО, потому что у бизнеса и руководителей разработки нет единого понимания, какие метрики и KPI, какие данные из «островков автоматизации» следует использовать.
Управление потоком создания ценности позволяет обнаруживать слабые места, избыточные действия и видеть все то, от чего зависит результат. Руководители разработки, тестирования, владельцы продукта и менеджеры, отвечающие за стратегическое планирование, получают возможность получения метрик в наглядном виде для идентификации непродуктивной деятельности и своевременного принятия управленческих решений. Понятие непродуктивной деятельности (waste, муда) перешло из бережливого производства и означает все то, что не добавляет ценности продукту. В книге «Бережливое производство» Джеймса Вумека приводится хороший пример такой деятельности на основе анализа затраченного времени на действия, связанные с перемещением на Крит из Великобритании.
Общее время путешествия | 13 часов |
Время, затраченное на реальное перемещение | 7 часов (54% от общего) |
Время, потраченное в ожидании | 6 часов |
Число очередей | 10 |
Число операций с багажом | 7 |
Число проверок (задавались одни и те же вопросы) | 8 |
Всего выполнено шагов | 23 |
Наглядно видно, что из 13 часов, затраченных на перемещения, на непродуктивную деятельность, т.е. ту, которая не была напрямую связана с перемещением, потребовалось 6 часов. Применительно к разработке это может быть ожидание выделения ресурсов, ожидание долгих сборок и тестов, ожидание готовности выполнения взаимосвязанных проектов и многое другое. С помощью VSM-инструментов компании могут планировать и оркестрировать потоки создания ценности, распределять ресурсы, назначать задачи всем участникам создания продукта на уровне всех проектов компании.
Ценность отчета Forrester про VSM заключается в предоставлении не только аналитической информации, но и обратной связи от компаний, уже использующих такие решения.
Аналитические материалы независимых агентств, посвященные отдельным классам решений, обычно формируют понимание ключевого функционала конкретного класса. Forrester указывает, что инструменты VSM предназначены для сбора информации, на основе которой пользователи инструментов управляют потоком работы по созданию ценности. К другим ключевым возможностям систем управления потоком создания ценности относятся объединение различных команд через консолидацию шагов по созданию ценности, интеграцию инструментов DevOps в единую цепочку инструментов, генерирование отчетности в реальном времени по всем конвейерам поставки ПО, возникает возможность отслеживания состояния процесса создания цифрового продукта с различных углов зрения: бизнеса, разработки, эксплуатации.
Решения для управления потоком создания ценности зачастую воспринимают как очередную систему управления задачами, что в корне неверно. VSM-решения охватывают весь жизненный цикл разработки ПО, начиная с создания идеи, захватывая метаданные со всех автоматических и ручных действий при производстве и выдавая расширенную техническую и бизнес-аналитику по всем этапам, консолидируют данные с множества проектов.
В заключительной части отчета аналитики Forrester показали вендоров рынка VSM. Решения разных вендоров отличаются подходом, который зависит от их опыта и практики: управление портфелем проектов и бюджетом, управление жизненным циклов приложения, CI/CD, автоматизация релизов, мониторинг производительности и т.д. Компании XebiaLabs, CollabNet, OneVersion на рисунке обозначены еще до слияния в единого DevSecOps-вендора Digital.ai.
Выживание на высоко конкурентном рынке требует быстрого принятия новых технологий, планирования в условиях непрерывных изменений и эффективной разработки. По мнению Forrester, экспериментирование с VSM-решениями – это «must-do» для тех компаний, которые хотят быстрее воспользоваться преимуществами Agile и DevOps.
- спящая какая часть речи
- тверской район какой округ москвы