Vas что это такое
VAS-продукты
Value Added Services (VAS) – термин, часто употребляемый в отношении сферы телекоммуникаций для обозначения тех сервисов, которые предоставляются не основным ядром сети, а дополнительными платформами. Подобные варианты ворвались в современную жизнь, предлагая каждому обладателю высокотехнологичного устройства все больше возможностей и интересных сервисов. В российской действительности подобные услуги называются «дополнительными видами обслуживания». Новые возможности, конечно, интересуют, прежде всего, операторов мобильной связи.
Что такое VAS?
Любой оператор хочет повысить свой доход со среднестатистического абонента, рассчитывая на дополнительную прибыль – это очевидно. Но как это сделать, если стоимость услуг связи постоянно снижается и это является устойчивым трендом в современной жизни? Действенным вариантом станет предоставление пользователю ряда дополнительных услуг – например, игр, заставок, ряда сервисов и пр. Захотев принять в чем-то участие, ознакомиться с информацией, следует оформить подписку и отдать за услугу собственные деньги со счета мобильного телефона.
Необходимо отметить, что доходы операторов от VAS постоянно растут, и достаточно быстро. Рынок развивается пропорционально техническому оснащению смартфонов. Условно их можно разделить на несколько групп – таковыми являются услуги:
Предоставлением VAS-услуг занимаются контент-провайдеры. При этом операторы готовы поделиться частью выучки с подобными компаниями, исходя из условий заключенного договора. Контент-провайдеры заняты разработкой и продвижением услуг.
Подобные предложения крайне востребованы среди пользователей мобильных телефонов. По данным ряда исследовательских агентств, объем российского рынка с данной сфере переваливает за насколько миллиардов долларов и, несмотря на общемировой кризис, продолжает расти.
Следует отметить и еще одну дань времени – услугу, набирающую обороты, а именно мобильный банкинг. Теперь смартфон можно использовать не только согласно общепринятому назначению, но и для совершения покупок, сделок и пр. Оплата товаров и услуг с использованием «мобильника» — это уже больше, чем реальность, значительно упрощающая жизнь. Такая опция также является одним из вариантов VAS.
Дополнительные услуги операторов мобильной связи показывают устойчивый рост. Можно выделить несколько перспективных направлений, по которым может развиваться данная сфера, а именно:
Перечень VAS-услуг с каждым днем становится все шире, делая удобнее жизнь рядового пользователя услуг оператора сотовой связи.
VAS-услуги являются перспективным направлением и с точки зрения маркетинга. Как уже было сказано выше, современные технологии открывают новые горизонты тем компаниям, которые желают привлечь дополнительных клиентов и проинформировать потенциальных покупателей об акциях, скидках, интересных предложениях. Отношения «продавец – покупатель» выстраиваются по-новому.
VAS для вас. Часть первая: интеграция мобильной связи и виртуальной АТС
Векторы и тенденции развития рынка телеком-услуг практически не изменились еще с момента появления первой телефонной линии: любая новая технология постепенно захватывает рынок, масштабируется, совершенствуется, становится неким стандартом и так продолжается до тех пор, пока не начинает замедляться ее развитие. Следующий и логичный этап в жизни инновации — этап снижения взрывного спроса и появления VAS (Value-added service), дополнительных сервисов, дополняющих, а иногда и серьезно меняющих саму базовую услугу. Появление VAS — это почти всегда “хорошо” и почти никогда “плохо” и для сервис-провайдера и для пользователя. Сегодня мы поговорим о том, какое светлое VAS-будущее ожидает сервисы облачной АТС на примере стремительно набирающей популярность технологии FMC.
Непреодолимое и взаимное влечение мобильной связи и облачной телефонии существует уже давно. Сотовый телефон — это мобильное устройство, умеющее делать не только “Алло”, это устройство для универсальных коммуникаций, а облачная АТС — это не только программный аналог Большого Железного Брата, это еще и голосовые меню, умная переадресация звонков, запись разговоров или онлайн-статистика. Если к виртуальной АТС добавить мобильную составляющую, то такой, конвергентный, облачный телефонный сервис тут же приобретает совершенно новый, интеграционный, вид. Фиксированный офисный телефон, научившийся ходить или ездить на метро, способен решить большинство офисных задач, возникающих там, где сотрудники не сидят на месте, а много и интенсивно перемещаются. Конвегрентная схема связи, при которой мобильные и стационарные телефоны становятся частью единой телефонной сети компании буквально “на раз” меняет все бизнес-процессы.
Сама по себе технология FMC существует уже несколько лет, но все эти годы она была уделом крупного бизнеса с огромной филиальной сетью и большим количеством сотрудников и использовалась только из соображений экономии на мобильной связи. Последние два-три года FMC активно внедряется и в сегменте SMB, во многом благодаря тому, что на рынке появились облачные АТС, поддерживающие FMC как дополнительный сервис облачной телефонии, пользователю ВАТС необходимо лишь подписать договор с оператором мобильной связи или его партнером-реселлером. Облачная PaaS-платформа ITooLabs — одна из первых облачных операторских платформ, обеспечивших такую поддержку на уровне коммуникационного ядра.
Типовое использование FMC в сочетании с ВАТС выглядит следующим образом
Сотрудника офиса для внутренних и внешних коммуникаций используют и стационарные и мобильные, существующие в едином номерном пространстве. Это означает, что короткие внутренние номера присвоены и сотовым и офисным телефонам, а исходящие вызовы со всех устройств маршрутизируются в АТС и только потом в ТфОП, правда, при соблюдении определенных правил набора.
На первый взгляд никакого прорыва в коммуникациях не происходит, но это только на первый взгляд. При более детальном рассмотрении становятся очевидными сразу множество плюсов.
Внедрение FMC на стороне клиента виртуальной АТС силами самого клиента — процедура не из простых, требуется организация транка с оператором мобильной связи, требуется реализация нескольких служебных сценариев для корректного прохождения сигнализации, требуется правильная передача caller ID, как при входящих, так и при исходящих звонках с сотовых, требуется адаптация правил набора. Мы, поняв однажды всю полезность интеграции мобильных и офисных телефонов, решили включить базовую поддержку FMC в нашу платформу. После нескольких месяцев разработки в интерфейсе супер администратора появилась заветная кнопка
Теперь наш партнер-оператор, при необходимости, может включать поддержку FMC на стороне клиентской АТС одним кликом мышки и это означает, что жизнь клиента существенно упрощается: минимум шаманства и технических экспериментов. Надо заметить, что уже несколько операторов связи успешно используют коробочную интеграцию ITooLabs+FMC при продвижении своих облачных сервисов на базе нашей платформы.
С точки зрения оператора, основная сложность — это реализация корректного разделения всего пула FMC сим-карт на группы, по сути являющиеся отдельными субдоменами (клиентскими АТС). Понятно, что короткая нумерация у разных клиентов будет неизбежно пересекаться и требуется обеспечить корректную работу множества сим-карт в глобальном номерном пространстве. Сделать так, чтобы короткий набор классического внутреннего номера «100» на разных АТС маршрутизировался на нужную АТС, т.е. поделить сим-карты на неперескающиеся группы добавлением уникального ID для каждой группы (клиента).
При классическом FMC-транке с оператором мобильной связи, от коммутатора ОСС приходят уникальные идентификаторы SIM-карт, зачастую являющиеся их мобильными номерами вида 79ХХХХХХХХ, что превосходно работает, если транк организован с одной единственной виртуальной АТС, а вот если таких АТС много, то нужно написать сценарий подмены номеров, который преобразует короткий набор на стороне клиента в идентификатор сим-карты с префиксом группы (субдомена) понятный оператору мобильной связи и наоборот — маршрутизировать входящий вызов на определенную сим-карту в АТС определенного клиента.
В процессе разработки интеграции ITooLabs и FMC нам удалось найти оптимальный способ решения такой задачи — при наборе номера ТфОП или короткого внутреннего номера, к набранному номеру добавляется уникальный 2-х или 3-х значный префикс, который однозначно идентифицирует ВАТС клиента. При отправке набора уже в транк с мобильным оператором происходит конвертация короткого номера с префиксом в формат, понятный “мобильщику” и вызов уходит по назначению. Справедливости ради следует отметить, что разработка такого служебного скрипта не включена в базовую конфигурацию ITооLabs, но мы с удовольствием готовы помочь в разработке и внедрении этого решения всем желающим.
Бизнес, выбравший интеграцию FMC и облачной АТС, получает совершенно прозрачное, с точки зрения использования, решение. От бизнес-клиента не требуется ничего, кроме выбора оператора сотовой связи, предлагающего услуги на базе FMC-платформы и типовой настройки внутренних линий, абонентскими окончаниями которых могут быть с равным успехом и софтфоны и IP-телефоны и сим-карты. Логика ВАТС совершенно не меняется и работает по единым правилам и для фиксированных и для мобильных пользователей. Настоящее торжество технологий и унификация двух различных технологических решений.
Все звонки попадают в статистику, могут прослушаны и включены в отчеты по выбору клиента. Для клиента FMC сим-карты — это обычные внутренние номера, которые могут быть использованы во всех стандартных сценариях или отчетах облачной АТС.
Одна из востребованных функций нашей платформы — возможность сопоставления caller ID из списка разрешенных для клиента и внутренней линии сотрудника или подразделения компании. В сочетании с FMC сим-картами эта опция позволяет реализовать множество “умных” сценариев при которых звонок с мобильного телефона происходит с подстановкой определенного номера: курьеры звонят с одним CID, менеджеры с другим, администрация с третьим и т.д. Это очень удобно, когда есть необходимость разделять исходящие звонки по группам с последующей возможностью ответного звонка на пропущенный вызов или когда вызовы отправляются в региональные сети и должны быть выпущены в ТфОП как звонки с местным номером. При этом, все вызовы с сотовых и офисных тарифицируются по тарифам единого провайдера голосовых услуг, т.е. по тарифам нашего партнера-оператора. Таким образом трафик, генерируемый сотрудниками компании-пользователя виртуальной АТС, существенно возрастает за счет мобильных пользователей, что приводит к существенному величению ARPU. Часть затрат клиента на мобильную связь перетекает в карман оператора фиксированной телефонии.
Интеграция мобильной связи и облачной телефонии — безусловный тренд последних двух-трех лет, описание возможностей которого, вполне способно стать темой для нескольких объемных постов. FMC как Value-added service для облачной АТС — яркий пример того, как объединение двух коммуникационных технологий способно стимулировать спрос на услуги на высоко конкурентных рынках. ITooLabs Communications Server на сегодняшний день одна из очень немногих операторских PaaS-платформ, поддерживающих FMC-технологии “из коробки” и обеспечивающих быстрое и легкое разворачивание сервиса, спрос на который растет очень быстрыми темпами и будет расти еще долгое время. Внедрение передовых VAS в облачных сервисах становится одной из значимых точек роста телеком-отрасли.
Мы планируем и дальше продолжать публикации, описывающие все преимущества использования облачных АТС в сочетании с различными VAS.
Что такое VAS, или Будет ли мобильная связь дешевле обходиться?
VAS — Value Added Services, что переводится примерно как «дополнительные услуги» или же «прибыледобавляющие услуги». Попытаюсь объяснить, что это такое. Очень часто в статьях о маркетинге в бизнесе сотовой связи упоминается термин ARPU или, по-русски, средний доход оператора связи с одного абонента. В условиях ценовой войны операторы стремятся повысить ARPU любыми возможными способами. Наиболее действенный способ — предоставление абоненту различных дополнительных услуг, к ним относят рингтоны, игры и заставки для мобильников, виртуальные службы знакомств, различные виды SMS (Short Message Service) — как обычные, так и содержащие WAP-ссылки на рингтоны и картинки, — то есть, все, что можно хоть как-то посмотреть или послушать на мобильном телефоне, и за что можно снять со счета денежные средства.
И если цены за минуту разговора падают медленно, то доходы от VAS растут быстро. В 2004 году на дополнительных услугах было заработано 17 млрд. долларов, в 2005 — 57 млрд., а в 2006 — около 100 млрд., дальше — больше. Этот рынок постоянно развивается и прогрессирует вместе с техническим оснащением мобильных телефонов. Общую тенденцию можно заметить, если проранжировать VAS-сервисы по количеству клиентов и проследить за изменениями. Следует учитывать, что технологически большинство сервисов так или иначе связаны между собой и их разделение носит несколько условный характер.
1. Услуги на базе SMS.
Это и всевозможные медийные голосования, конкурсы и викторины, службы знакомств, сервисы по заказу мелодий и игр, рассылки анекдотов и гороскопов, а также информационные сервисы на основе технологии Cell Broadcast (примером этой технологии может являться услуга «Хамелеон» от небезызвестной компании «Вымпелком»). Технический потенциал услуг на базе SMS практически исчерпан и все новые предложения так или иначе будут основываться на старых технологиях.
2. Услуги на базе WAP, GPRS, доступ в Интернет.
Мобильный доступ трудно отнести к VAS-сервису, слишком уж эта услуга востребована, тем не менее, это VAS. Популярность этого пункта будет расти год от года, не только по мере увеличения активных Интернет-пользователей, но и вследствие ввода в эксплуатацию еще более быстрых стандартов передачи данных (EDGE, WiMAX, HSDPA).
3. Информационно-развлекательные услуги.
Это все остальные сервисы, которые не вписались в первые два пункта, а также плеяда тех услуг, которые так или иначе связаны с ними. Этот вид услуг также будет активно развиваться и совершенствоваться вместе с технологиями. А хороших перспективных идей — море!
К примеру, в больших городах очень возможно быстрое развитие сервиса по определению местонахождения ближайших от абонента мест, где можно потратить деньги. Обязательно найдутся магазины, кинотеатры, аптеки, супермаркеты, автосервисы, которые в случае заинтересованности абонента в услуге, с радостью сообщат, что вот, мол, мы здесь, совсем рядом — заходите, покупайте. И за этот сервис будет платить уже не абонент, а рекламирующая себя компания.
Также витает в воздухе идея скрестить SIM-карту с кредитной, что позволит использовать телефон для оплаты покупок, коммунальных услуг, проезда в метро и всего прочего.
Подводя итог, замечу, что в ближайшее время связь будет дешеветь, но сэкономить на ней сможет не каждый — над этим работают специалисты по развитию VAS. По разным оценкам, уже к 2009 году доля неголосовых услуг связи достигнет 40−60%, если приглядеться к темпам развития VAS в Европе, в странах Азии и Америки, то этот прогноз, скорее всего, сбудется.
VAS-услуги — драйвер телекоммуникационных сервисов
Современные крупные компании, ведущие бизнес в нескольких регионах, пользуются услугами нескольких провайдеров, в том числе – предоставляющих дополнительные телекоммуникационные сервисы. Директор департамента информационных технологий «Евросети» Александр Талалыкин сообщил, что компания использует услуги почти 300 провайдеров VAS, которые помогают в выполнении множества задач на территории России и в странах СНГ. Он отметил, что VAS-услуги компании оказывают 297 поставщиков.
По словам эксперта «Финам Технологии» (дочерняя компания инвестиционного холдинга «Финам») Олега Гурского, его предприятие пользуется услугами более 5 провайдеров VAS. «Такое количество провайдеров объясняется требованиями к резервированию сервисов, хотя за последние 2 года отказы VAS единичны». Например, компания резервирует сервис IVR у 2 провайдеров. В случае проблем у основного поставщика, клиенты компании автоматически переключаются на резервную линию. «Сейчас активно рассматривается схема одновременного использования обоих провайдеров для равномерного распределения нагрузки, что позволит без потери отказоустойчивости уменьшить стоимость IVR для компании», – рассказал Олег Гурский. Наиболее полно VAS используются «Финам Технологией» только в центральном, московском офисе. Набор сервисов для сотрудников в регионах одинаков, так как предоставляются такие услуги централизованно.
Задача резервирования понятна, однако ее можно было бы решить с помощью гораздо меньшего числа провайдеров. Казалось бы, сокращение числа договоров, возможность снизить расценки при «оптовых» покупках услуг связи должны привести к сокращению количества операторов-партнеров. Однако этого не происходит, хотя проекты по переходу на единого оператора озвучиваются. Оказывается, выбор нескольких поставщиков обусловлен тем, что на российском рынке отсутствует предложение, позволяющее качественно и за приемлемые цены предоставить весь список современных дополнительных телекоммуникационных сервисов, необходимых компаниям.
В «Уральском банке реконструкции и развития» (УБРиР), чей бизнес представлен в 39 регионах России, также используют решения нескольких провайдеров VAS. По словам вице-президента – директора департамента операций, банковских и информационных технологий УБРиР Юрия Миронова, в каждом регионе присутствия банк сотрудничает с ведущими операторами. Стоимость сервисов, как правило, невысока, и выбор в каждом регионе сервиса по минимальной стоимости помогает существенно сократить издержки на связь. По сравнению с обращением к единому провайдеру.
Потребление VAS год от года только увеличивается, говорят представители компаний. При этом расходы на дополнительные телекоммуникационные сервисы при росте объемов потребления могут как увеличиваться, так и оставаться неизменными. Например, в УБРиР за последние 2 года корпоративная сеть увеличилась более чем в 2 раза, пропорционально увеличились и расходы, говорит Юрий Миронов.
В «Финам Технологии» зафиксировали, что расходы на VAS в 2012 г. остались на прежнем уровне. «Мы добились снижения стоимости услуг за единицу, хотя объем потребления с каждым годом растет. Этого удалось добиться благодаря сотрудничеству с несколькими поставщиками VAS. Каждый конкретный сервис покупается у провайдера, обеспечивающего лучшее соотношение цены к затребованному SLA», – сообщил Олег Гурский.
При существенном росте потребления VAS роста расходов не заметили и в «Евросети». «В 2012 г. наши затраты на VAS не возросли, при том что объем потребляемых нами услуг увеличился. Мы тесно взаимодействуем с операторами телекоммуникационных услуг, достигаем с ними взаимовыгодных договоренностей, что позволяет снижать издержки», – рассказал Александр Талалыкин.
Сначала клиенты, потом сотрудники
Наиболее востребованные дополнительные телекоммуникационные сервисы для компаний – те, что позволяют обеспечить легкий процесс коммуникации с клиентом (в первую очередь номер 8-800), а также отслеживать работу сотрудников, находящихся на значительном удалении от офиса. «Благодаря наличию бесплатных номеров 8-800 мы можем оперативно получать обратную связь от потребителей по качеству продукта, а также потребительским предпочтениям. Изначально в группе компаний использовалось 3 раздельных горячих линии по продукции Danone, «Юнимилк» и «Тема». Сейчас у нас работает единый контактный центр, в связи с чем мы планируем переход на единый номер», – рассказал представитель группы компаний «Danone-Юнимилк» Надир Хабдулин. В «Финам Технологии» и «Евросети» сервис бесплатного клиентского номера 8-800 также называют приоритетным.
В УБРиР активно используется сервис коротких номеров. «Система IP-телефонии, используемая УБРиР, позволяет абоненту на льготных условиях звонить в банк, используя «короткие номера». С некоторыми операторами сотовой связи были заключены соглашения, благодаря которым стоимость звонка клиента в банк из любой точки планеты теперь снижена. Сейчас провайдеры тарифицируют такие вызовы по ценам внутрикорпоративной сети», – рассказал Юрий Миронов.
Компании также активно используют SMS-рассылку, которая позволяет оперативно уведомлять клиентов о новшествах и предложениях, о состоянии услуг и так далее. В «Финам Технологии» широко применяют и IP-видеонаблюдение. «Это незаменимый инструмент контроля качества работы клиентских менеджеров», – отметил Олег Гурский.
Операторы связи, в свою очередь, говорят, что выручка от предоставления основных телекоммуникационных услуг (телефония, доступ в интернет, мобильная связь) значительно выше, чем от дополнительных. «Однако оператору важнее расширить продуктовое портфолио. Это повышает удовлетворенность клиентов, получающих все услуги от одного поставщика, а также сокращает отток: если клиент приобрел от оператора несколько услуг, вероятность того, что он уйдет к конкуренту, значительно сокращается», – отмечает Тимофей Толпежников, начальник отдела развития продуктов и услуг департамента маркетинга, развития и управления продуктами фиксированной связи «ВымпелКома».
Драйверы рынка – безопасность и ВКС
Провайдеры VAS называют самыми быстрорастущими по динамике продаж услуги, обеспечивающие безопасную и эффективную коммуникацию между сотрудниками компаний и их партнерами: M2M-технологии и веб-хостинг.
Как отмечает руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании «ВымпелКом» Евгения Григорьева, в последнее время владельцы корпоративных SIM-карт уделяют пристальное внимание безопасности передаваемых данных через мобильный интернет. Для защиты конфиденциальной информации используется решение «Мобильный VPN». С его помощью, благодаря надежным алгоритмам шифрования, обеспечивается безопасность передачи данных внутри сети. «В такую сеть могут быть объединены стационарные рабочие места, ноутбуки, смартфоны и датчики телеметрии. Они имеют единую точку выхода в сеть по шифруемому каналу», – говорит она. По оценкам «ВымпелКома», в 3 квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел 2,5-кратный рост выручки компании от реализации услуги «Мобильный VPN».
Заметный рост показывают и М2М-решения. В 3 квартале 2012 г. в «ВымпелКоме» зафиксировали заметный рост выручки по услуге «Центр управления М2М» – в 5,4 раз по сравнению с 3 кварталом прошлого года. «Сервис позволяет производить автоматические действия по событию, например блокировку по нецелевому использованию, отправлять уведомления о нетипичных событиях. Так, поступившее уведомление о малом количестве трафика, передаваемом терминалом для оплаты, может свидетельствовать о его неисправности», – говорит Евгения Григорьева.
Крупные компании предъявляют повышенные требования к работоспособности, безопасности и поддержке сервиса. «В первую очередь они предпочтут поставщика, имеющего сильный бренд, авторитет и опыт на данном рынке», – считает Александр Сморгонский.
Сейчас сервис предоставляется на высоком уровне по достаточно умеренным ценам. Конкуренция на рынке за счет повышения качества и снижения стоимости уже нецелесообразна, считает он. «Оператор связи здесь имеет преимущество, поскольку может предложить такие сервисы в составе основных, более маржинальных услуг», – пояснил Александр Сморгонский.
LTE ускорит рынок VAS
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин полагает, что в структуре выручки провайдеров, работающих на корпоративном рынке услуг сотовой связи, VAS занимают от 15 до 20%. При этом большая часть – около 10% от всех доходов рынка – приходится на data-трафик. «На корректность подсчетов может повлиять и то, что корпоративными SIM-картами могут пользоваться члены семьи некоторых сотрудников», – уточняет он.
Участники рынка прогнозируют, что в ближайшее время конвергентные VAS-решения будут наиболее востребованы рынком. Так, за 2011 г. в сегменте B2B рост дохода от конвергентных услуг обошел рост дохода от голосовых услуг. «Чаще всего конвергентные сервисы – это уже готовые решения для конечного пользователя и представляют собой пакетное предложение нескольких услуг связи или тарифов. При подключении таких услуг клиент может выбирать уровень тарифа и необходимый набор сервисов, подобранных оператором», – говорит Евгения Григорьева.
В свою очередь Максим Савватин прогнозирует, что запуск LTE-сетей в России придаст развитие тяжелому сегменту VAS, например M2M, за счет увеличения скорости передачи данных, а также высококачественной IP-видеосвязи. «Однако поначалу такие услуги будут стоить дороже, чем аналогичные, в работе которых используются 3G-сети. Это обусловлено тем, что LTE-технология сама по себе не дешевая», – считает Максим Савватин.
Услуги, которые показывают стремительный рост у провайдеров VAS для B2B, могут войти и в минимальный пакет услуг каждой крупной компании. Однако для этого необходимо расширить сферу применения таких сервисов до клиентов предприятий. Например, услуга free phone, появившаяся несколько лет назад на российском рынке, и сейчас показывает хорошие темпы роста. Видеоконференцсвязь и M2M, при появлении спроса со стороны средних и крупных компаний, имеют большой потенциал роста.