Vga core clock что это
Разгон через БИОС
Подавляющее большинство пользователей компьютера используют возможности его аппаратной части в том виде, в каком получили. В большинстве случаев они также стараются не трогать настройки BIOS и не оптимизируют их работу для достижения наилучшего быстродействия. Впрочем, это вполне понятно, поскольку даже самый минималистичный вариант современного компьютера вполне удовлетворяет обычным пользовательским задачам.
Однако есть категория людей, которые не мыслят себя без того, чтобы «пройтись» по каждому параметру биоса и операционной системы, чтобы «выжать» из своего компьютера максимум возможностей. Именно такие энтузиасты никогда не пройдут мимо очередного обновления БИОС и обязательно воспользуются настройками, позволяющими «разогнать» компьютер.
Проявляйте осторожность
Прежде, чем говорить о возможностях разгона посредством изменения настроек в биосе, стоит сказать пару слов о его целесообразности и возможных последствиях.
Технология увеличения производительности компьютера посредством разгона через биос заключается в изменении штатных параметром компонентов компьютера. Это, как минимум может привести к нестабильности работы, как максимум – к выходу «разогнанных» компонентов из строя, особенно, если используются настройки, позволяющие увеличить напряжение питания процессора или оперативной памяти – главных «действующих лиц» в борьбе за производительность.
Поэтому к решению такой задачи, как, например, разгон процессора через биос, нужно подходить очень осторожно, действовать аккуратно и обдуманно. Средства биоса для настройки параметров, влияющих на производительность, могут отличаться внешне, но в целом, с их помощью можно изменить тактовые частоты оборудования и напряжение питания отдельных компонентов, установленных на материнской плате.
Эти настройки иногда находятся в разных по названию пунктах меню пользовательского интерфейса BIOS, однако сути своей они от этого не меняют, поэтому рассмотрим их на примере AWARD БИОС, установленной на плате, рассчитанной на работу с процессором AMD.
MB Intelligent Tweaker (M.I.T.)
Настройки, относящиеся к разгону, находятся в пункте меню MB Intelligent Tweaker (M.I.T.) биоса материнской платы.
IGX Configuration – эта секция настроек позволяет установить режимы работы встроенного графического контроллера.
Internal Graphics Mode – позволяет указать, какую память должен использовать встроенный графический контроллер. Если установить параметр в Disabled – видео чип на плате будет отключен.
UMA Frame Buffer Size – устанавливает размер фрейма памяти, который, фактически, влияет только на работу в ДОС режиме. Может принимать значение 128MB, 256MB, 512MB или 1024MB
Surround View – настройка, относящаяся к возможности совместной работы встроенного видео чипа и дискретной графической карты.
VGA Core Clock control – частота графического процессора встроенного видео чипа. Ее изменение может позволить увеличить его быстродействие. Изменяется от 200 MHz до 2000 MHz и по умолчание определяется системой автоматически.
CPU Clock Ratio – позволяет вручную изменять тактовую частоту установленного процессора. Именно изменение этого параметра определяет разгон процессора через биос и может дать неплохой прирост производительности. По умолчанию установлено в «определятся автоматически».
CPU NorthBridge Freq – позволяет установить вручную тактовую частоту работы северного моста, которая по умолчанию зависит от характеристик установленного процессора.
Core Performance Boost – позволяет использовать встроенную технологию ускорения работы ядер процессора. Включено по умолчанию.
CPB Ratio – определяет множитель Core Performance Boost и по умолчанию определяется типом установленного процессора.
Turbo CPB (Note) – позволяет указать, нужно ли использовать встроенную технологию оптимизации работы процессора. Выключено по умолчанию.
CPU Host Clock Control – позволят включить или отключить возможность управления несущей частотой процессора. По умолчанию частота определяется биосом автоматически.
CPU Frequency(MHz) – позволяет задать несущую частоту вручную в диапазоне от 200 MHz до 500 MHz. По умолчанию определяется автоматически.
PCIE Clock(MHz) – дает возможность изменить частоту шины PCI экспресс в пределах от 100 MHz до 150 MHz. По умолчанию определяется системой.
HT Link Width – позволяет изменить разрядность шины передачи данных между чипсетом и процессором.
HT Link Frequency – настройка частоты шины передачи данных между чипсетом и процессором.
Set Memory Clock – позволяет установить частоту работы системной памяти. По умолчанию определяется автоматически.
Memory Clock – установка множителя определяющего тактовую частоту работы оперативной памяти.
DRAM Configuration – режим «тонкой» настройки параметров оперативной памяти, позволяющий задавать тайминги, параллельное использование каналов доступа, выполнять объединение планок памяти в банки.
DDR3 Voltage – позволяет вручную задать напряжение питания оперативной памяти в диапазоне от 1.500V до 1.900V. При оверклокинге может повысить стабильность работы, а также стать причиной выхода ее из строя.
CPU Voltage Control – позволяет изменять напряжение питания процессора. По умолчанию устанавливается штатное напряжение, а диапазон регулировок зависит от его марки.
Normal CPU Vcore – отображает штатное напряжение питания установленного процессора.
Заключение
Еще раз повторимся, что с секцией настроек, позволяющей выполнить разгон процессора через биос, ускорить работу оперативной памяти, а также работу шин обмена данными следует экспериментировать очень осторожно. И если изменения частоты работы оборудования могут привести лишь к нестабильности работы операционной системы и приложений, то изменение напряжения питания компонентов материнской платы может стать причиной их физической поломки.
К тому же, если регулировка частоты привела к невозможности загрузить компьютер, всегда можно выполнить откат биоса, а в случае с изменением напряжений может потребоваться дорогостоящий ремонт.
Поэтому, прежде чем пытаться увеличить быстродействие компьютера средствами БИОС для разгона, стоит внимательно ознакомиться с материалами нашего сайта, возможно, увеличения производительности будет проще и безопаснее добиться оптимизацией операционной системы и обновлением драйверов.
Как разогнать видеокарту
У многих видеокарт потенциал для разгона графического чипа и памяти заложен самим производителем. Для примера возьмем nVidia GeForce GTX 1080 Ti — не самую новую, но по-прежнему популярную у геймеров видеокарту.
Программы, которые понадобятся для разгона видеокарты
Их всего три: GPU-Z, Afterburner и Fur Mark. Все они бесплатные и скачиваются с официальных сайтов производителей. Рассмотрим эти утилиты в том же порядке, в котором следуют этапы разгона.
GPU-Z — программа, которая показывает технические характеристики видеокарты, включая частоту графического чипа GPU (Core Clock) и частоту памяти (Memory Clock) — их мы и будем изменять.
Фото: techpowerup.сom
Нижняя строка Default Clock показывает стандартную частоту графического чипа, верхняя — GPU Clock — разогнанную. То же самое — с нижними и верхними строками памяти (Memory). Если верхние показатели отличаются от нижних, значит видеокарта уже имеет заводской оверклокинг (у нашей видеокарты, как видим, такового нет). Заводской разгон можно сбросить с помощью программы Afterburner. Ну, или разогнать карту еще сильнее.
MSI Afterburner называют «золотым стандартом разгонных программ».
Фото: msi.сom
Первым делом после запуска Afterburner необходимо повысить мощность, которая подается на видеокарту (Power Limit) — для того, чтобы карта смогла «потянуть» повышенные частоты. Ползунок можно вывести на максимум.
Затем переходим к разгону частот. Рекомендуется поднимать значения Core Clock и Memory Clock по отдельности — так будет легче определить предел разгона у каждого из модулей. Если произойдет сбой из-за повышения частоты GPU, допустим, на 250 МГц, будет понятно, что это именно из-за манипуляций с частотой графического чипа.
Порядок разгона
Фото: ytimg.com
После запуска программы нужно смотреть за тем, как разогнанная видеокарта отрабатывает тест. Температуру платы лучше довести до 80 градусов, на это может понадобиться 10-15 минут. Если при такой температуре появляются артефакты или, что нередко бывает, отказывает драйвер видеокарты, нужно снижать частоту GPU.
Если же после 15 минут тестирования видеокарта показывает стабильную работу, Core Clock можно еще повысить. По сути, разгон GPU и памяти сводится к поиску верхнего предела частоты, при котором видеокарта работает без сбоев.
Резюме
Приведенные выше советы — базовые, и предназначены для начинающих оверклокеров. В любом случае, даже если не планируется экстремальный разгон видеокарты, всегда стоит быть осторожным: бездумные манипуляции с параметрами могут привести к выходу ее из строя.
Как разогнать видеокарту и зачем это делать
Содержание
Содержание
Ответ на вопрос «Зачем?» можно свести к одной простой фразе: чтобы повысить производительность.
Производительность компьютерных комплектующих, определяется количественными характеристиками. В случае с рабочими частотами видеокарт зависимость абсолютно прямая и линейная: чем выше частота — тем выше производительность.
Устройство всегда имеет «номинальный» режим работы. Но в каждом выпущенном на рынок чипе есть определенный запас по частотам. Насколько велик этот запас в цифрах — зависит исключительно от конкретного экземпляра, однако заводские частоты практически никогда не являются пределом возможностей.
Ярчайшим примером здесь будет частотная модель последних поколений видеокарт Nvidia — а точнее, чипов из семейств Pascal и Turing. У этих чипов есть базовая частота, которую вы никогда не увидите, а есть частота динамического разгона, которая и указывается в характеристиках, то есть гарантируется производителем для любых условий. А сверх этого есть еще технология GPU Boost, разгоняющая чип еще сильнее, если остается запас по температурам.
Как результат — вполне реальная GTX 1060, выпущенная одним из вендоров, имеет базовую частоту в 1506 МГц, динамический разгон до 1721 МГц, а в реальности умудряется работать в диапазоне от 1870 до 1910 МГц.
А если производитель считает нормальным изменять частоту чипа в столь широких пределах — почему бы рядовому пользователю не заняться тем же самым, тем более если для этого есть необходимый инструментарий?
Какой результат можно получить от разгона видеокарты?
Все линейки видеокарт проектируются таким образом, что даже при помощи разгона практически невозможно добиться от младшей карты производительности старшей. Например, разница в количестве исполнительных блоков между GTX 1660 Ti и RTX 2060 такова, что даже предельный разгон младшей модели не выдаст производительность, которую старшая показывает на номинальных для нее частотах.
Есть, разумеется, и единичные исключения — например, Radeon RX 570 в разгоне может и догонять, и обходить номинальный Radeon RX 580, но такие случаи встречаются редко.
Любой разгон должен быть оправдан практически.
Для примера: если вы используете видеокарты начального класса, вроде Radeon R5 230 или GeForce GT 710, и в более-менее новых играх получаете всего 12 кадров в секунду — разгон, вероятно, позволит получить 14–15 кадров. Кардинально ничего не меняется, геймплей не становится комфортным.
Обратный пример: если в вашем компьютере установлены видеокарты флагманского уровня, вроде Radeon VII или GeForce RTX 2080 Ti, и при любых настройках графики вы получаете более 60 кадров в секунду даже в разрешениях 2K и 4K — лучше забыть о разгоне и наслаждаться непосредственно игровым процессом. Разницы между условными 110 и 120 кадрами в секунду вы также не ощутите.
Разгон действительно оправдан, если вам не хватает производительности, чтобы геймплей был комфортным на выбранных настройках графики, или чтобы попробовать более высокие настройки и/или разрешения экрана. Разница между 45 и 50 кадрами может казаться несущественной на бумаге, но в игре очень хорошо заметна.
Наглядный пример — реальная GeForce GTX 1660 Ti. И два разрешения экрана при одинаковых настройках:
Full HD, номинальный режим
Full HD, режим разгона
В Full HD от разгона получили 71 FPS вместо 67. Играть одинаково комфортно в обоих случаях, и разница в количестве кадров не ощутима.
2К, номинальный режим
2К, режим разгона
А в случае разрешения 2K мы говорим о разнице между 51 и 55 FPS. И хотя кажется, что здесь разница столь же незначительна — это отнюдь не так. Пределом комфортной игры считаются стабильные 60 кадров в секунду, и любое изменение, приближающее производительность к этому значению, ощутимо в реальной игре.
Если до 60 FPS не хватает совсем немного — разгон действительно поможет.
Теория работы и разгона видеокарты
Разгон видеокарты — это программное изменение её параметров при помощи специализированных утилит.
При разгоне важно понять пять параметров, которые и придется менять:
1) Частота графического процессора (Core Clock).
Тут, на первый взгляд, все просто: чем выше частота — тем выше производительность. Но с повышением частоты возрастает энергопотребление и нагрев чипа, и одновременно с этим – требования к напряжению на нём.
При разгоне современных видеокарт Nvidia и AMD по графическому чипу вы задаете им отнюдь не конкретное значение частоты, на котором они будут работать.
Для видеокарт Nvidia задается некий модификатор, добавляющий указанное значение к их базовой частоте. Частота под нагрузкой по-прежнему определяется технологией GPU Boost, и может изменяться на меньший шаг, нежели заданное значение.
Для видеокарт AMD семейств Vega и Navi задается уже конкретное значение частоты, но это значение является лишь верхней границей, за которую карта не перешагнет. Фактическая же частота чипа под нагрузкой будет зависеть от его температуры, напряжения и близости к лимиту энергопотребления.
2) Лимит энергопотребления (Power Limit)
Следующий, более важный пункт при разгоне графического процессора — доступный видеокарте лимит энергопотребления.
Как и любой электрический прибор, видеокарта призвана выполнять определенную задачу, затрачивая на это определенное количество энергии. Для современных карт это количество лимитировано, причем ограничение закладывается программным методом на уровне биос.
Для примера, если в BIOS видеокарты заложен лимит энергопотребления в 200 Вт, то в своем штатном состоянии больше 200 Вт она никак не съест, сколько бы противоположных комментариев про нее не было написано на форумах и в карточках товара магазинов. Если фактическое энергопотребление под нагрузкой превысит 200 Вт — карта начнет сбрасывать частоты, чтобы остаться в пределах программного лимита.
На практике это означает, что при разгоне лимит энергопотребления необходимо увеличивать. Как правило, программным методом его можно повысить на 50% от штатного значения, но бывают и исключения. Ещё не факт, что вам потребуется поднимать его до предела — всё будет зависеть от реального потребления карты в режиме разгона.
3) Напряжение на GPU и памяти (Core Voltage)
Уровень энергопотребления любого чипа зависит не только от его тактовой частоты, но и от напряжения, при котором этот чип работает. Чем оно выше — тем выше энергопотребление и сильнее нагрев, но выше и частотный потенциал разгона.
Возьмем, например, видеокарту Radeon RX 5700 в референсном дизайне. В номинале GPU этой видеокарты работает на частоте в 1750 МГц при напряжении в 1.02 В. На этой же частоте GPU стабильно работает и при 0.98 В, но вот разгон до 2100 МГц возможен уже только при поднятии напряжения до 1.19 В.
Штатный режим с понижением напряжения
Разгон с повышением напряжения
Далеко не все видеокарты допускают изменение напряжения программными средствами, что ограничивает предел разгона.
4) Частота памяти (Memory Clock)
С разгоном памяти все просто. Параметры частоты фиксированы, и если вы задаете условные 2000 МГц базовой частоты — то 2000 МГц вы и получаете под нагрузкой.
Нюанс в том, что чипы на видеокарте имеют понятие реальной и эффективной частоты. Эффективная указывается в рекламных материалах, а при разгоне меняется как раз реальная. Для памяти стандарта GDDR5 эффективная частота в 4 раза выше реальной, то есть вышеупомянутые реальные 2000 МГц дают эффективные 8000 МГц. Для памяти GDDR6 умножать надо уже не на 4, а на 8 — эффективные 14 000 МГц на деле оказываются 1750 МГц.
5) Скорость вентилятора (Fan Speed)
Видеокарту нужно разгонять собственным вентилятором, без шуток. Даже если вы правильно настроите напряжение и лимит энергопотребления, карта может не выйти на ожидаемые частоты, если упрется в потолок по температуре.
Повлиять на температуру видеокарты в разгоне можно лишь одним программным способом: задать повышенную скорость вращения вентилятора. Но, разумеется, уровень шума тоже увеличится.
Готовимся к разгону
Прежде всего — удостоверьтесь, что карте обеспечено достаточное охлаждение. Если разгон упрется в программные лимиты по температурам — карта будет снижать частоты, и никакого эффекта от разгона не будет. Проверьте температуру в штатном режиме: если она близка к 90 градусам или даже выше — забудьте о повышении частот и обеспечьте карте более комфортные условия.
Вмешиваться в конструкцию самой карты не придется, но раскрутить системный блок, вероятно, потребуется. Наладьте вентиляцию в корпусе, уложите провода так, чтобы они не мешали движению воздуха, переставьте системный блок подальше от батареи и ни в коем случае не устанавливайте его в глухие ниши «компьютерных» столов, которые не вентилируются.
Если видеокарта уже работает у вас длительное время — стоит хотя бы почистить её радиатор от скопившейся пыли, а лучше — еще заменить термопасту на графическом процессоре и термопрокладки на прочих элементах. Если собственного опыта недостаточно, любые профилактические работы можно сделать в авторизированном сервис-центре — так и гарантия сохранится.
Убедитесь в том, что мощности вашего блока питания достаточно. Стоит изучить данные о фактическом энергопотреблении вашей модели видеокарты в номинале и в разгоне, а также спецификации и обзоры на ваш блок питания. Если запаса по мощности мало, от разгона лучше отказаться.
Современное «железо» обладает завидным запасом прочности и крайне высокой степенью защиты от действий пользователя — вывести из строя ту же видеокарту при разгоне программными методами очень сложно. А вот блок питания, работающий на пределе и уходящий в защиту от перегрузки, это уже серьезная проблема.
Запасаемся инструментами для разгона
В общем случае, потребуются три отдельные утилиты: для изменения параметров видеокарты, мониторинга показателей, проверки результата. На деле же во многие «тюнеры» мониторинг и простые стресс-тесты зачастую уже встроены.
Софт для разгона
Выбор утилиты, с помощью которой вы будете управлять параметрами видеокарты, зависит исключительно от того, в какой программе вам лично удобнее работать: функционал у них примерно одинаков, различия заключаются в интерфейсе и, очень редко, — в перечне поддерживаемых видеокарт.
Для видеокарт AMD дополнительный софт не обязателен — все операции по разгону, изменению напряжений, лимитов энергопотребления, температур и даже скорости вентиляторов, можно выполнить напрямую из драйвера. Точнее, из надстройки Radeon Settings. При желании можно менять параметры, даже находясь в игре — для этого программу можно вызвать в оверлей нажатием комбинации клавиш.
Впрочем, если вы привыкли к другому интерфейсу — никто не запретит использовать сторонние программы. Как фирменные, вроде MSI Afterburner или Sapphire Trixx, так и написанные сторонними энтузиастами, вроде OverdriveNTool.
Для видеокарт Nvidia лучше использовать как раз сторонний софт — MSI Afterburner, Gigabyte AORUS Engine, Asus GPU Tweak или даже EVGA Precision X. Подобные утилиты есть практически у всех вендоров, причем не обязательно, чтобы производитель утилиты соответствовал производителю видеокарты.
Софт для мониторинга
В процессе разгона необходимо вести мониторинг параметров видеокарты, чтобы иметь представление обо всех изменениях, к которым приводят ваши действия. Разумеется, подобный функционал есть и в самих утилитах для разгона, но не всегда они могут прочесть показания всех нужных датчиков. Поэтому оптимальнее использовать специализированное ПО для мониторинга.
Например, GPU-Z или Hwinfo64. Последняя любопытна прежде всего тем, что постоянно обновляется, получая сведения о новых видеокартах и новых датчиках на них. Кроме того, агрегировав её с тем же MSI Afterburner, можно вывести все интересующие вас параметры в оверлей и контролировать частоты и температуры непосредственно из игры.
Софт для тестов
Разгон предполагает не только изменение и мониторинг параметров видеокарты, но и тестирование изменений на стабильность.
Разумеется, проверить стабильность карты можно и в играх — но для этого потребуется больше времени, да и условия могут быть не самыми подходящими. Например, в одной тестовой игре карта может быть абсолютно стабильной, а в другой — вылетать уже на этапе загрузки уровня.
Поэтому лучше использовать специализированные бенчмарки, прямая задача которых — создание экстремальной нагрузки на видеокарту.
В случае сравнительно старых видеокарт пальму первенства здесь удерживает «пушистый бублик» — FurMark до сих пор умудряется нагревать их так, как не может ни одна современная игра или тест видеокарты.
А вот если речь идет о современных графических чипах, оснащенных технологиями энергосбережения, FurMark не помощник — карты воспринимают его как экстремальную нагрузку, и не выходят на максимальные для них частоты.
Для проверки современных видеокарт лучше подойдет бенчмарк от компании Unigine — тест Superposition. Он очень быстро грузится и создает достаточно серьезную нагрузку на видеокарту, чтобы выявить возможную нестабильность буквально в первые минуты, а не спустя несколько часов игры.
В приведенных выше картинках обоих бенчмарков тестировался современный Radeon RX 5700 XT. Что примечательно, частота GPU в «пушистом бублике» FurMark лишь чуть выше 1500 МГц, тогда как в Superposition — более 1900 МГц. Разумеется, данные теста Unigine Superposition более достоверные.
Переходим к практике
Рассмотрим изложенные выше тезисы на примере двух современных видеокарт от AMD и Nvidia, относящихся к одному ценовому сегменту и оснащенных сходными по конструкции системами охлаждения — GeForce RTX 2060 и Radeon RX 5700.
GeForce RTX 2060 не имеет заводского разгона, частотная модель полностью соответствует референсному экземпляру: 1365 МГц базовой частоты, динамический разгон до 1680 МГц, но на практике за счет технологии GPU Boost частота в течение теста составляет 1830 МГц.
Память работает на стандартной частоте в 1750 МГц (реальных).
Лимит энергопотребления GeForce RTX 2060 можно увеличить на 20% — и это вполне закономерно, поскольку у нее всего один разъем доппитания, и теоретический лимит энергопотребления составляет 225 Вт (75 по шине PCI-e + 150 Вт через разъем 8-pin). Изменение напряжения на GPU невозможно.
В тесте Superposition получаем результат в 10256 «условных попугаев».
Разгоняем GeForce RTX 2060: поднимаем лимит энергопотребления до максимума — это позволяет добавить 140 МГц к базовой частоте чипа и получить 1505 МГц базовых или 1820 МГц в динамическом разгоне. За счет технологии GPU Boost частота чипа возрастает до 1960–1990 МГц, но упирается уже в лимит температуры — 87 градусов на GPU. Дальнейший разгон возможен либо за счет принудительного повышения оборотов вентилятора, либо замены штатной СО на более эффективную.
К памяти можно добавить 218 реальных МГц — итоговая реальная частота составляет 1968 МГц. Дальнейшее повышение частоты невозможно, это предел потенциала самих чипов.
На разгоне без принудительного включения вентиляторов Superposition выдал 11140 «попугаев» и одно попугайское крылышко.
Radeon RX 5700 является референсным образцом, и его частотная модель полностью соответствует спецификациям AMD. Лимит частоты GPU — 1750 МГц, память работает на тех же 1750 реальных МГц.
Тест производительности выдает 10393 «попугая» в штатном режиме.
Разгоняем Radeon RX 5700: поднимаем напряжение со штатных 1,022 до 1,19 В. Лимит энергопотребления повышаем на 50%, верхний предел частоты GPU — до 2100 МГц, частоту памяти — до 1850 МГц (реальных). Все значения меняем через родной софт от AMD, кроме лимита энергопотребления — его «тюним» через MSI Afterburner. Частота памяти снова уперлась в предел самих чипов, а разгон GPU срезал температурный предел. Частота графического процессора RX 5700 в разгоне под нагрузкой колеблется в пределах 1980-2020 МГц.
Superposition за разгонные заслуги выдал 11927 «попугаев».