Viewport html что это
Что такое Viewport, как он работает и для чего вообще нужен
Создадим простую страничку с минимальной разметкой:
Теперь откроем эту страничку на мобильном устройстве. Открыв, увидим, что наша страница отобразится примерно таким образом:
Как видно, текст слишком мелкий для чтения, есть куча пустого пространства, и для того, чтобы прочесть этот текст, нам нужно его увеличивать приближением.
Почему же так происходит?
Проблема мобильных браузеров
При сравнении мобильных и десктопных браузеров наиболее очевидное различие — размер экрана. Мобильные браузеры по-умолчанию отображают сайты, созданные для обычных десктопных браузеров, гораздо хуже, чем могли бы: либо путем уменьшения масштаба, делая текст и другой контент слишком мелким и нечитаемым (как в нашем варианте), либо отображая лишь небольшую часть сайта, которая умещается на экране.
Если подумать логически, то в этом есть смысл: мобильный браузер видит страницу и предполагает, что она создана для десктопной версии браузера, что верно для подавляющего числа сайтов. Исходя из этого, этот браузер задает странице ширину 980px (Safari iPhone) и пытается оптимально уместить ее на экране смартфона, отобразив в максимально уменьшенном масштабе. Обычно ширина сайтов примерно такой и является, поэтому открыв среднестатистическую веб-страницу на мобильном устройстве, она растянется на всю свою ширину, но меньше в 2-3 раза своего оригинального размера.
Поэтому, если мы хотим оптимизировать сайт для смартфонов, этот вариант не катит. Нужно каким-нибудь образом сообщить браузеру, что наша страница предназначена для отображения на мобильных устройствах и задать правила для правильного поведения области просмотра.
И вот как раз для этого мы и будем использовать мета-тег viewport, который был введен компанией Apple и как обычно скопирован остальными.
Добавим в блок следующую строку:
И вот что получится в результате:
Совсем другое дело. Задав мета-тегу viewport значение “device-width”, мы говорим браузеру, что ширина области просмотра равняется ширине этого устройства, а не стандартной ширине в 980px, как он может предполагать по-умолчанию. На большом количестве смартфонов ширина экрана равняется 320px (в портретном режиме). Можно задать самостоятельно ширину в 320px, что даст тот же результат, но на некоторых смартфонах ширина экрана может быть другой, поэтому самый оптимальный вариант — использовать device-width.
Одним из самых распространенных вариантов определения области просмотра является следующий вариант:
который определяет ширину страницы и задает начальный масштаб.
Также, часто можно встретить такой вариант:
В таком случае странице задается ширина устройства, на котором она открыта, а также запрещается любое масштабирование — как начальное при загрузке, так и пользовательское — уже после загрузки. В таком режиме мобильная веб-страница функционирует как мобильное приложение, где пользователю доступен только вертикальный или горизонтальный скролл. Однако такую запись лучше не использовать слепо, ибо нельзя запрещать пользователю уменьшать и увеличивать масштаб по своему желанию, если того не требует дизайнерская задумка. К примеру, слишком малый шрифт ухудшает читабельность текста и в таком случае необходимо использовать приближение.
Мета-тег viewport — относительно новый, поэтому на данный момент поддерживается не всеми браузерами, особенно это касается старых моделей смартфонов. В таких случаях есть смысл использовать некоторые старые методы, которые позволяют браузеру идентифицировать страничку, как оптимизированную под мобильный веб. Это можно сделать, с помощью следующий мета-тегов:
Возможные параметры для мета-тега viewport
Атрибут | Возможное значение | Описание |
---|---|---|
width | Целое неотрицательное значение (от 200px — 10,000px) или константа device-width. | Определяет ширину viewport. Если ширине не указана, в мобильном Safari устанавливается значение 980px, в Opera — 850px, в Android WebKit — 800px, а в IE — 974px. |
height | Целое неотрицательное значение (от 223px до 10,000px) или константа deviceheight | Определяет высоту viewport. В большинстве случаев на этот атрибут можно не обращать внимание |
initial-scale | Число с точкой (от 0.1 до 10). Значение 1.0 — не масштабировать | Определяет начальный масштаб страницы. Чем больше число, тем выше масштаб. |
user-scalable | no или yes | Определяет, может ли пользователь изменять масштаб в окне. По-умолчанию “yes” в мобильном Safari. |
minimum-scale | Число с точкой (от 0.1 до 10). 1.0 — не масштабировать | Определяет минимальный масштаб viewport. По-умолчанию “0.25” в мобильном Safari. |
maximum-scale | Число с точкой (от 0.1 до 10). 1.0 — не масштабировать | Определяет максимальный масштаб viewport. По-умолчанию “1.6” в мобильном Safari. |
Таблица совместимости с viewport
Браузер/ Платформа | Использование |
---|---|
Safari, webOS | Да |
браузер Android | Да, но до версии 2.2 начальное масштабирование равно 1,0. |
Symbian/S60, Nokia Series 40, Motorola Internet Browser, NetFront, Openwave (Myriad), Opera Mobile, Opera Mini | Нет |
BlackBerry | Нет до версии 4.2.1. Да с версии 4.2.1 |
Internet Explorer | Нет до IE6 |
Собственно, если у вас нет планов углубляться в нюансы и специфику тега viewport, то на этом можно и закончить. Однако, если кто хочет понять принцип работы вьюпорта, и чем отличаются визуальный вьюпорт и вьюпорт страницы, можно почитать дальше.
А поможет нам в этом дополненный мною перевод замечательной статьи Питера-Пауля Коха (Peter-Paul Koch) A tale of two viewports — part two
Два вьюпорта
Итак, допустим, что вьюпорт слишком узок для нашего CSS-шаблона. Очевидное решение — сделать вьюпорт шире. Однако, для начала разделим понятие вьюпорта на две части: визуальный вьюпорт и вьюпорт страницы.
Очень неплохо концепцию вьюпортов объясняет Джордж Камминс (George Cummins) на Stack Overflow:
Представьте вьюпорт страницы как большое изображение с неизменными размерами и формой. Теперь представьте меньшую по размеру рамку, через которую вы смотрите на это большое изображение. Эта рамка окружена непроницаемым материалом, который не дает вам увидеть большое изображение полностью, за исключением отдельных его частей. Часть большого изображения, которая видна через рамку, и будет визуальным вьюпортом. Если отойти с рамкой от большого изображения (zoom out, т.е. уменьшить масштаб), то можно увидеть сразу все изображение, или же подойти поближе (zoom in, увеличить масштаб), тогда можно будет рассмотреть только часть изображения. Также, можно поворачивая рамку менять ее ориентацию (на портретную или ландшафтную), при этом размер и форма большого изображения (вьюпорта страницы) всегда остается неизменной.
Визуальный вьюпорт — часть страницы, которая видна в данный момент на экране. Пользователь может воспользоваться прокруткой, чтобы изменить видимую часть страницы, или использовать масштабирование для изменения размеров визуального вьюпорта.
Разметка страницы, особенно если ее ширина задана в процентах, рассчитывается относительно вьюпорта страницы, который значительно шире визуального вьюпорта.
Какой же ширины сам визуальный вьюпорт? Это зависит от браузера. Safari iPhone использует 980px, Opera — 850px, Android WebKit — 800px, а IE — 974px.
Некоторые браузеры ведут себя по-своему:
Symbian WebKit пытается приравнять вьюпорт страницы к визуальному вьюпорту, и это означает, что элементы с процентной шириной могут вести себя непредсказуемо. Однако, если страница не умещается в визуальном вьюпорте из-за абсолютных величин браузер растягивает вьюпорт страницы максимум до 850-ти пикселей.
Samsung WebKit делает вьюпорт страницы равным по ширине самого широкого элемента.
На BlackBerry при масштабе в 100% вьюпорт страницы равен будет визуальному вьюпорту при любых раскладах.
Масштабирование (Zooming)
Оба вьюпорта измеряются в CSS-пикселях. Однако, во время масштабирования размеры визуального вьюпорта меняются (при увеличении масштаба на экране умещается меньшее количество CSS-пикселей), в то время как размеры вьюпорта страницы остаются неизменными. (Если бы это было не так, браузер постоянно совершал бы reflow страницы из-за пересчета процентной ширины.)
Понимание вьюпорта страницы
Для лучшего понимания размеров вьюпорта страницы следует взглянуть на то, что происходит при наименьшем возможном масштабе страницы. Большинство мобильных браузеров по-умолчанию отображают любую страницу в наименьшем масштабе.
Дело в том, что размеры вьюпорта страницы браузеров полностью совпадают с экраном при максимально уменьшенном масштабе и поэтому равны визуальному вьюпрту.
Таким образом, ширина и высота вьюпорта страницы равна всему тому, что отображено на экране при наименьшем масштабе. При увеличении масштаба пользователем эти размеры остаются неизменными.
Ширина вьюпорта страницы всегда неизменна. Если изменить ориентацию экрана смартфона, визуальный вьюпорт изменится, но в то же время мобильный браузер приспособится к новой ориентации, немного увеличив масштаб таким образом, что вьюпорт страницы снова станет таким же по ширине, как и визуальный вьюпорт.
Это повлияло на высоту вьюпорта страницы, которая сейчас намного меньше, чем при портретной ориентации. Но для разработчиков больше важна ширина, а не высота.
Android и target-densitydpi
У устройств на платформе андроид есть свой атрибут для viewport, который выключает масштабирование для дисплеев с различным разрешением.
На устройствах с HDPI (240dpi) не будет масштабирования.
На устройствах с MDPI (160dpi) не будет масштабирования. Такое значение dpi установлено по-умолчанию.
На устройствах с LDPI (120dpi) не будет масштабирования
Такая запись означает, что не будет масштабирования ни на каком из устройств на Андроиде.
Viewport html что это
Это стандартная веб-страница, которая в обычном браузере будет выглядеть следующим образом:
Однако если мы запустим ту же самую веб-страницу в эмуляторе мобильного устройства или на реальном мобильном устройстве, то мы с трудом сможем прочитать, что же на ней написано:
Применяя масштабирование, пользователь может наконец-то увидеть, что же там все таки написано. Однако это не очень удобно. При этом веб-страница имеет много пустого места, что не очень красиво.
Почему так происходит? Дело в том, что каждый мобильный браузер задает странице некоторые начальные размеры и потом пытается приспособить под размеры экрана текущего мобильного устройства.
Почему в данном случае используется именно 980 пикселей, а, скажем, не реальный размер экрана? Все дело в том, что по умолчанию браузер считает, что каждая веб-страница предназначена для десктопов. А обычной шириной десктопного сайта можно считать 980 пикселей.
При этом для каждого браузера устанавливается своя ширина области viewport, необязательно 980 пикселей. Другие браузеры могут поддерживать в качестве начальной ширины другие значения. Но они также будут выполнять масштабирование.
Чтобы избежать подобной не очень приятной картины, следует использовать метатег viewport. Он имеет следующее определение:
В атрибуте content мета-тега мы можем определить следующие параметры:
Принимает целочисленное значение в пикселях или значение device-width
Устанавливает ширину области viewport
Принимает целочисленное значение в пикселях или значение device-height
Устанавливает высоту области viewport
Число с плавающей точкой от 0.1 и выше
Задает коэффициент масштабирования начального размера viewport. Значение 1.0 задает отсутствие масштабирования
Указывает, может ли пользователь с помощью жестов масштабировать страницу
Число с плавающей точкой от 0.1 и выше
Задает минимальный масштаб размера viewport. Значение 1.0 задает отсутствие масштабирования
Число с плавающей точкой от 0.1 и выше
Задает максимальный масштаб размера viewport. Значение 1.0 задает отсутствие масштабирования
Теперь изменим предыдущий пример веб-страницу, использовав метатег:
Веб-страничка определенно выглядит лучше благодаря использованию метатега viewport. Используя параметр width=device-width мы говорим веб-браузеру, что в качестве начальной ширины области viewport надо считать не 980 пикселей или какое-то другое число, а непосредственную ширину экрана устройства. Поэтому затем веб-браузер не будет проводить никакого масштабирования, так как у нас ширина viewport и ширина одинаковы.
Мы также можем использовать другие параметры, например, запретить пользователю масштабировать размеры страницы:
Основы адаптивной вёрстки
Рассмотрим основы адаптивной вёрстки, что такое область просмотра (viewport), как использовать @media запросы и некоторые не самые очевидные нюансы
Что такое адаптивная вёрстка?
Адаптивная вёрстка подразумевает под собой вёрстку под разные устройства на основе @media запросов. Если условие @media запроса выполняется, то будут применены соответствующие стили
@media запросы могут быть основаны на размерах, типе, ориентации, разрешении, пропорциях устройства, на различных состояниях элементов, и других условиях, включая даже уровень окружающего освещения
В данной статье рассмотрим основы адаптивной вёрстки, основанной на размерах области просмотра (viewport)
Область просмотра (viewport)
Чтобы @media запросы корректно работали на мобильных устройствах необходимо добавить специальный мета тег
Мета тег отвечает за размер области просмотра и масштаб страницы на мобильных устройствах
Мета тег размещаем в HTML файле в секции
Для мета тега добавляем атрибут content=»» и указываем в нём необходимые свойства через запятую
Этих свойств достаточно, чтобы @media запросы корректно работали на мобильных устройствах
Существуют дополнительные свойства, которые можно добавить для мета тега в атрибуте content=»»
Как узнать размеры области просмотра (viewport)?
Для разработки и тестирования адаптивной вёрстки по размерам области просмотра (viewport) необходимо определить эти размеры
Браузеры Google Chrome и Mozilla Firefox имеют инструменты для тестирования адаптивной вёрстки, которые отображают размеры внутреннего окна и могут устанавливать необходимый размер окна по введенным значения
Чтобы открыть инструмент для адаптивной вёрстки в Mozilla Firefox нажимаем клавишу F12 и в инструментах разработчика в правом верхнем углу нажимаем на иконку со смартфоном и планшетом
Окно станет выглядеть следующим образом
Окно станет выглядеть следующим образом
@media запросы
При Mobile First верстаем от меньшего экрана к большему и применяем @media (min-width: 1200px)
При Desktop First верстаем от большего экрана к меньшему и применяем @media (max-width: 1199.98px)
На практике Mobile First встречается реже, чем Desktop First, поэтому обычно сначала верстаем макет для больших экранов, затем с помощью @media запросов адаптируем макет под меньшие экраны, используя контрольные точки (breakpoints).
@media запросы записываются в CSS файле следующим образом
Разница в 0.02px нужна для избежания пересечения @media запросов, чтобы разные стили не применялись для двух разных @media запросов одновременно
Контрольные точки (breakpoints)
Для примера возьмем контрольные точки, которые используются в Bootstrap
Bootstrap использует @media запросы основанные на размерах большинства устройств, поэтому не обязательно придумывать свои контрольные точки, а при необходимости можно добавить еще @media запросы или изменить существующие
Логика адаптивной вёрстки Desktop First
Предположим, есть макет шириной 1170px. Верстаем его в браузере на большом экране. Пишем основные стили. Когда десктоп версия макета готова, начинаем делать адаптивную вёрстку.
Проверяем вёрстку при этих размерах. Если вёрстка соответствует макету, элементы не выходят за границы окна браузера, и не появляется горизонтальной полосы прокрутки, то продолжаем.
Обратите внимание, что мы не должны переписывать все свойства элементов, а только переназначаем необходимые свойства
Переназначаем стили в блоке @media запроса @media (max-width: 991.98px) < >, чтобы вёрстка выглядела корректно теперь при ширине 768px
Далее устанавливаем ширину 576px и переназначаем стили в блоке @media (max-width: 767.98px)
Если дизайнер/заказчик не указали минимальную ширину для адаптивной вёрстки, то устанавливаем 320px. Для этой ширины переназначаем стили элементов в блоке @media запроса @media (max-width: 575.98px)
Когда вёрстка будет выглядеть корректно при всех вышеописанных размерах браузера (1200px, 992px, 768px, 576px, 320px), проверяем вёрстку плавно изменяя размер окна от большего к меньшему, чтобы убедиться что при промежуточных размерах вёрстка не ломается. При неоходимости корректируем стили элементов в том блоке @media запроса, где элементы отображаются некорректно, для этого используем инструменты разработчика (devtools) в браузере
Инструменты разработчика (devtools)
Инструменты разработчика позволяют быстро найти элемент, посмотреть его размеры, отступы, стили, расположение стилей, использование @media запросов, менять значение свойств прямо в браузере
Открыть инструменты разработчика можно нажатием клавиши F12
Чтобы просмотреть сразу расположение элемента и отобразить его свойства нажимаем правой кнокой мыши на элемент и выбираем Исследовать элемент в Mozilla Firefox или Просмотреть код в Google Chrome
Например, хотим узнать про элемент заголовка карточки, нажимаем на нём правой кнопкой мыши и выбираем Исследовать элемент в Mozilla Firefox
Открывается окно инструментов, где с левой стороны видим расположение элемента в HTML, а справой стороны CSS свойства элемента
Чтобы визуально посмотреть размеры и отступы элемента, в левой части инструментов разработчика наводим курсор мыши на элемент, и в браузере будут отображены свойства элемента
В правой части инструментов разработчика можно выбрать значение CSS свойства и назначить другое значение, в браузере сразу же будут видны изменения.
Значение можно писать вручную или постепенно менять значение стрелками вверх или вниз на клавиатуре.
При вводе значения вручную будут выводиться подсказки
Если значение некорректно и не применяется, то будет перечеркнуто
Можно самостоятельно отключить необходимое свойство, нажав на чекбокс перед этим свойством
Можно назначить новое свойство, нажав на пустое место в пределах блока свойств элемента. Также будут выведены подсказки возможных свойств
Все эти изменения сразу отображаются в браузере, что удобно при разработке и отладке адаптивной вёрстки. После перезагрузки страницы изменения сбрасываются
Простой пример адаптивной вёрстки
Ниже распишу только ключевые моменты адаптивности
Начальные стили десктоп вёрстки при ширине 1200px
При ширине 992px карточки немного сужаются, но все еще отображаются корректно, поэтому пока без изменений
При ширине 576px карточки также становятся узкими, поэтому снова переназначаем свойство карточки width чтобы карточки отображались по одной
Пример специально взял упрощенный, чтобы просто показать логику адаптивной вёрстки. Возможно, через некоторое время запишу видео с адаптивной вёрсткой более сложной секции и добавлю в эту статью
Дополнительно
Немного дополнительной информации по адаптивной вёрстке
@media запросы по размерам viewport могут быть как по ширине, так и по высоте, но используется обычно реже
@media запросы можно комбинировать, например нужны только стили для планшетных экранов в диапазоне от 576px до 767.98px
Стили назначенные в таком @media запросе будут применены только если все условия выполнены
Для упрощения адаптивной вёрстки желательно использовать Flexbox, Grid.
Желательно стараться использовать не фиксированные, а относительные величины (%, vw, vh, em, rem и так далее)
Итоги
В статье разобрали основы адаптивной вёрстки, но этих знаний достаточно, чтобы начать делать адаптивную вёрстку.
На практике можно применять дополнительные возможности @media запросов отталкиваясь от уже полученной информации.
При возможности, статья еще будет дополняться
meta viewport. Как он работает?
Статья, в которой познакомимся с метатегом viewport. Рассмотрим, какие значения может принимать атрибут content данного метатега, а также как его настроить для адаптивного и фиксированного сайта.
Что такое viewport
До появления смартфонов и планшетов, веб-страницы в основном просматривались на экранах компьютерах. Viewport этих экранов хоть и отличался, но не настолько сильно. Для создания сайтов до появления мобильных устройств в основном использовалась фиксированная или резиновая (гибкая) разметка.
Но и у адаптивной разметки появились проблемы после того как появились смартфоны с высокой плотностью пикселей и, следовательно с высоким разрешением. Чтобы более детально разобраться в этой ситуации рассмотрим следующий пример, в котором сравним 2 устройства.
Назначение метатега viewport
Метатег viewport был разработан компанией Apple для того, чтобы указывать браузерам на то, в каком масштабе необходимо отображать пользователю видимую область веб-страницы. Другими словами meta viewport предназначен для того, чтобы веб-страницы отображались (выглядели) правильно (корректно) на смартфонах, планшетах и других устройствах с высокой плотностью пикселей (>200ppi). Данный метатег предназначен в большой степени для адаптивных сайтов, но с помощью него можно улучшить представления веб-страниц, имеющих фиксированную или гибкую разметку.
Добавление meta viewport к веб-странице
Метатег viewport, как уже было отмечено выше, в большой степени предназначен для адаптивной разметки. Поэтому начнём рассмотрение именно с неё.
Настройка meta viewport для адаптивных веб-страниц
Включение поддержки тега meta viewport для адаптивных сайтов осуществляется посредством добавления всего одной строчки в раздел head веб-страницы:
Атрибут name предназначен для того чтобы указать браузеру, какую именно информацию о странице хотим ему сообщить. В данном случае эта информация касается viewport.
Контент (содержимое) этих сведений указывается в качестве значения атрибута content посредством пар ключ-значение, разделённых между собой запятыми.
Для адаптивного дизайна значения атрибута content viewport должно определяться 2 параметрами:
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Например, смартфон iPhone4 с физическим разрешением 640×960 имеет CSS разрешение 320×480. Это означает то, что сайт с метатегом viewport ( width=device-width ) на этом устройстве будет выглядить так как будто бы это устройство имеет разрешение 320×480 (в данном случае вместо device-width будет подставляться значение 320px). Т.е. на один CSS пиксель будет приходиться 4 физических пикселя (2 по горизонтали и 2 по вертикали).
Как же определить какое CSS разрешение будет иметь тот или иной экран устройства?
Определяется оно в зависимости от того какую экран имеет плотность пикселей. Если экран имеет плотность меньше 200ppi, то CSS-разрешение будет равно физическому. Если экран имеет плотность пикселей от 200 до 300 (ppi), то CSS-разрешение будет в 1.5 раза меньше физического. А если экран имеет плотность более 300ppi, то CSS разрешение будет определяться делением физического разрешения на некоторый коэффициент. Данный коэффициент определяется по формуле плотность/150ppi с округлением обычно до 2, 2.5, 3, 3.5, 4 и т.д.
Рассмотрим несколько примеров:
meta viewport и не адаптивные страницы
Если сайт не имеет адаптивный дизайн, то его представление на экране смартфона тоже можно улучшить.
Например, можно сделать так чтобы ширина страницы масштабировалась под ширину устройства (если ширина макета больше CSS ширины). Но учтите, что масштабирование работает только в разумных пределах.
Кроме того, разработчики браузеров позаботились даже о тех, кому трудно добавить эту строчку. В этом случае экран устройства будет по умолчанию иметь CSS ширину, равную 980px. Это позволит отобразить без прокрутки (по ширине) большинство десктопных макетов сайтов.
Если же необходимо фиксированный сайт отобразить в браузере мобильного устройства в обычном масштабе (не уменьшенном), то необходимо использовать следующий вид метатега viewport:
Дополнительные параметры meta viewport
Кроме основных параметров, тег meta viewport содержит много других.
Вот некоторые из них:
Примеры viewport с использованием дополнительных параметров: