Vms что это такое
Video Monitor System
Часто, при установке видеорегистратора, требуется настроить удалённое рабочее место на компьютере в локальной сети или удалённо. Обычно, у каждого производителя, своё ПО и работает оно только с родными устройствами. Например, для устройств HiWatch/HikVision используется ПО iVMS-4200, об установке и настройке которого рассказано в статье Установка и настройка iVMS-4200. Для устройств Dahua — это SmartPSS, для RVi — RVi Оператор или те же SmartPSS или iVMS-4200, в зависимости от того, на чьё оборудование наклеен свой лейбл и т.д.
Универсальная CMS/VMS
Есть ещё класс устройств нижнего ценового сегмента, которые используют такие китайские облака, как XMEye, TopsCloud и т.п. Устройства попадаются разные по качеству, но софт, который предлагается использовать, довольно корявый.
Недавно настраивал удалёнку для регистратора линейки ATIS L от ТД ТОРУС и заметил, что софт непривычно приятен глазу. Кроме того, не просто вбивается облачный идентификатор регистратора или камеры, а есть выбор этого самого облака. То есть, можно в одной программе работать с устройствами разных производителей. Проверил — всё работает.
Софт называется Video Monitor System или VMS, хотя при выходе спрашивает: «Действительно ли мы хотим выйти из Practicam?». Неожиданно… С установкой проблем возникнуть не должно, а по настройке сказать пару слов нужно.
Добавление устройства
Первым делом, идём в раздел Устройства, чтобы добавить в список свой регистратор. Жмём там кнопку Добавить и видим окно с параметрами.
Поскольку софт универсальный, то при настройке возможны варианты. Можно попробовать разные и выбрать тот, который работает лучше и быстрее. Исходя из того, с чем сталкивался лично, могу сообщить, что для регистраторов марки ATIS параметры будут такие:
… для регистраторов, работающих через облако XMEye, такие:
Просмотр в реальном времени
Страницу устройств можно закрыть либо нажать плюсик на верхней панели, чтобы увидеть главное окно, и выбрать пункт Просмотр в реальном времени. Слева расположена панель устройств. Справа снизу выбирается режим экрана и потом в пустые окна из панели устройств перетаскиваются нужные каналы. Второй вариант — щёлкнуть на окно для его выбора и затем дважды щёлкнуть по нужному каналу.
Воспроизведение
Для просмотра записей из архива нужно зайти в раздел Воспроизведение. Там нужно выбрать интересующий канал, интервал времени и нажать кнопку Поиск. Интервал времени можно выбрать только в рамках одних суток.
Если нажать кнопку Результаты, то отобразится окно с файлами записи, которые можно скачать к себе на компьютер.
Настройка системы
В правом верхнем углу есть кнопка с иконкой шестерёнки. Если нажать на неё, то откроется окно настроек. Здесь можно включить автозапуск программы, автологин, задать форматы сохраняемых изображений и видеороликов, пути их сохранения и т.п.
Вещь, конечно, небезглючная, как и любой софт, а китайский особенно, но пользоваться можно.
Система управления видеонаблюдением VMS
Система управления видеонаблюдением (Video Management System, VMS) — общеупотребительное название комплекса аппаратных и программных средств, используемых в современных системах сетевого видеонаблюдения. Оператор VMS системы осуществляет управление цифровыми сигналами и тревогами, а также поворотными устройствами и зум-объективами PTZ-камер.
Система VMS является современным цифровым воплощением аналоговой матричной системы видеонаблюдения, обеспечивающим запись, просмотр живых изображений и воспроизведение видеопотоков с камер независимо от того, аналоговые ли это камеры, подключённые к системе через видеосерверы, или чисто цифровые потоки, поступающие от сетевых камер. Вся коммуникация между элементами системы VMS производится по сетям Ethernet, реализованным в виде витой пары, оптоволокна либо каналов беспроводной связи.
Ключевым аппаратным компонентом системы управления видеонаблюдением является компьютер либо комплект компьютеров, чаще всего работающий под управлением ОС Windows и выполняющий в этой среде программное VMS-приложение. Софт VMS является специализированным приложением, устанавливаемым поверх операционной системы; приложение это позволяет выбирать камеры для просмотра, декодировать видеопотоки и воспроизводить файлы записей с подключённых к системе средств хранения цифровых данных. Средства записи видеосигнала могут быть специализированными аппаратными устройствами — цифровыми видеорегистраторами (digital video recorder, DVR) либо сетевыми видеорегистраторами (network video recorder, NVR). DVR и NVR являются самодостаточными устройствами записи видеосигнала, реже основанными на ОС Windows, чем Linux, поскольку последняя ОС показала себя намного более стабильной в работе.
Рабочая станция
Если к цифровой системе видеонаблюдения одновременно осуществляет доступ значительное количество пользователей, то операторские компьютеры с установленным на них ПО VMS обычно называют рабочими станциями VMS. В данном случае для поддержки многопользовательского доступа в системе должен быть предусмотрен центральный компьютер (часто называемый сервером), в котором хранится база данных с информацией обо всех устройствах в системе, их IP-адресах, местоположении, уровне приоритета и функциональности. Понятно, что все компоненты цифровой системы должны быть подключены к единой сети через коммутаторы и маршрутизаторы.
Единого мнения о том, как должна выглядеть рабочая станция VMS-системы, не существует, но, поскольку большинство пакетов управляющего ПО рассчитаны на работу под управлением ОС Windows, в пользовательском интерфейсе предусмотрена древовидная структура отображения компонентов системы. Слева, как правило, находится перечень камер, сгруппированных в папки, а справа — составное окно просмотра видеоизображений.
Ещё одним общепринятым элементом системы управления видеонаблюдением является графическое отображение самой системы, освобождающее операторов от необходимости запоминать, какая из камер где установлена и под каким именем/номером фигурирует в программе. Графический интерфейс пользователя, как правило, представляет собой интерактивную карту объекта, позволяющую навести курсор и «кликнуть» мышью на нужную камеру, чтобы формируемое ею изображение было выведено в окно просмотра.
Ещё одна важная функция, которая, как полагают заказчики систем, должна быть в системе управления, — интеграция видеонаблюдения с системами контроля доступа, управления инженерной автоматикой и контроля кассовых операций. Такого рода модули вовсе не обязательно входят в каждую VMS-систему, однако многие из представленных на рынке решений позволяют в той или иной степени интеграцию с другими системами. В любом случае, интеграция систем может быть предметом отдельного проекта либо серии проектов.
VMS программа для видеонаблюдения — 10 лучших
Опубликовано admin в 2 февраля, 2021 2 февраля, 2021
Выбор камер видеонаблюдения — не единственный важный шаг в реализации безопасности. VMS (Video Management Software) программа для видеонаблюдения должна поддерживать функции, которые нужны пользователю.
Прежде чем перейти к рассмотрению лучшего программного обеспечения (ПО) для управления видео, важно понять ценность интегрированного решения по сравнению с отдельными камерами и ПО.
Хотя наличие отдельных камер и VMS программы позволяет комбинировать подключаемые устройства, вопрос совместимости стоит очень остро. Потребуются некоторые технические знания для их коммутации.
Наличие интегрированного аппаратного и программного решения избавит вас от трудностей в начале процесса, поскольку оно готово к использованию сразу после установки. Такие решения также часто очень хорошо сочетаются с другими ПО, связанными с безопасностью.
В приведенном ниже списке вы найдете лучшее программное обеспечение для видеонаблюдения доступное на данный момент.
Лучшие VMS программы для видеонаблюдения
Ivideon Server
Ivideon считается лучшим из доступных бесплатных программ для записи с IP-камер. Ivideon своевременно и надлежащим образом предупреждает пользователей о любых звуках или необычных происшествиях. Алгоритмы обнаруживают такие тонкие движения, как мерцание в осветительных приборах, которые программные системы наблюдения обычно не улавливают. Базовое ПО бесплатное, но клиенты должны подписаться на использование облачной службы.
Программа iSpy
iSpy — это VMS программа с открытым исходным кодом, которая подключается к IP или веб-камерам. Программное обеспечение поддерживает неограниченное количество камер и обеспечивает доступ для пользователей на веб-сайте iSpy или на отдельных устройствах. iSpy также имеет компонент преобразования текста в речь. Это позволяет общаться через камеру, а также контролировать и слушать что происходит через микрофон.
Другие функции включают:
iSpy — надежное программное обеспечение для видеонаблюдения, которым пользуются более 2 миллионов пользователей по всему миру. Программу можно загрузить и использовать бесплатно, но для удаленного доступа к камерам требуется платная подписка. Кроме того, существуют некоторые ограничения с точки зрения совместимости компьютеров, которые могут потребовать от пользователя загрузки более старой версии ПО.
Программное обеспечение для управления видео EyeLine
EyeLine — привлекательный вариант для клиентов, которым требуется приложение, поддерживающее множество камер. EyeLine может одновременно отслеживать и записывать более 100 источников. Позволяет просматривать отснятый материал в режиме реального времени на месте или в Интернете с помощью удаленного входа в систему. Компонент обнаружения движения экономит место, записывая только кадры, когда что-то происходит в поле зрения объектива.
У некоторых клиентов были проблемы с некоторыми камерами, поэтому рекомендуется использовать веб-камеры, подключенные через USB.
ContaCam
ContaCam позиционируется как быстрое, легкое и достаточно универсальное ПО, чтобы удовлетворить любые потребности в безопасности. Настройка камер проста — пользователям нужно просто выбрать между обнаружением движения или непрерывной записью, ввести имя камеры и настроить срок хранения файлов. Программное обеспечение хорошо интегрировано с технологией распознавания автомобильных номеров.
ContaCam характеризуется стабильной работой, но иногда возникают трудности при сопряжении с IP-камерами.
ZoneMinder
ZoneMinder — популярный вариант как для домашней, так и для бизнес-безопасности. Программное обеспечение невероятно простое в настройке и работает с широким спектром камер видеонаблюдения. У клиентов мало отрицательных отзывов, поскольку это больше, чем просто отдельная программа — это целый набор приложений. Эти приложения работают вместе, чтобы обеспечить качественное наблюдение. ZoneMinder хорошо спроектирован и позволяет любому человеку быстро найти то, что он ищет, используя функцию поиска.
Blue Iris Software
Blue Iris — это популярная облачная система видеонаблюдения, которая позволяет любому удаленно просматривать изображения с камеры и управлять ими. Программное обеспечение совместимо с огромным количеством сторонних камер, но плохо работает с более дорогими HD-камерами. Полная версия Blue Iris не требует дополнительного лицензирования для нескольких камер, и все камеры на одном участке легко объединить в единую взаимосвязанную систему. VMS предлагает большое количество опций для редактирования.
Luxriot Evo
Luxriot Evo — это полностью бесплатная программа для управления видео, которая имеет ряд параметров редактирования — от аудио до точности кадров и цифровых эффектов, и даже имеет возможность передавать видео прямо на YouTube Live.
Хотя программное обеспечение работает практически со всеми IP-камерами, оно не может поддерживать более 10 каналов, поэтому лучше всего подходит для дома или небольшого офиса.
WebcamXP — VMS программа для видеонаблюдения
WebcamXP предлагает универсальность, которой нет в других программах. Предназначено для работы с различными типами камер и предлагает различные режимы потоковой передачи. По сути, она использует подключение к Интернету и превращает его в систему безопасности. WebcamXP может подключаться к мобильным устройствам и компьютерам и передавать видео в реальном времени, а также снимать фотографии и делать короткие записи.
SmartViewer
SmartViewer, разработанный Samsung, совместим с камерами и устройствами NVR (сетевой видеорегистратор) и DVR (цифровой видеорегистратор). Программное обеспечение поддерживает до 72 устройств и предлагает несколько вариантов просмотра. Хотя SmartViewer не является полностью бесплатным сервисом, он позволяет пользователю просматривать и искать данные в соответствии с типом произошедшего события.
Camcloud VMS
Camcloud — это облачная платформа видеонаблюдения без оборудования, обеспечивающая быстрый и надежный мониторинг. Сервис автоматически определяет камеры и легко настраивает каждую для работы в облаке. В облаке хранятся все важные видеоматериалы до 90 дней, и пользователи могут получать доступ и управлять своим архивом с помощью временной шкалы, доступной на веб-сайте Camcloud и в мобильном приложении. Варианты локального хранилища гарантируют, что даже если камера или сайт потеряют подключение к Интернету, все будет сохранено и впоследствии может быть просмотрено.
Лучшие аппаратные и программные решения для интегрированных камер видеонаблюдения
Cisco Meraki
Cisco Meraki предлагает широкий спектр решений для вашей безопасности, связанных с видео. Программное обеспечение Meraki поставляется с мощной видеоаналитикой на базе искусственного интеллекта и функциями, которые включают обнаружение движения и поиск движения (что позволяет задним числом просматривать области на экране, чтобы заметить, например, пропавший ноутбук). Это то, чего вы точно не сможете получить с помощью бесплатного VMS для видеоаналитики.
Все камеры подключены к облаку, и каждая имеет более 500 ГБ памяти (это экономит ваши деньги, поскольку не нужен внешний видеорегистратор). Их прошивка всегда актуальна (новые функции, обновления прошивки и исправления ошибок всегда поступают автоматически и без дополнительных затрат при наличии активной лицензии).
Cisco также интегрируется со многими решениями для создания общей безопасности вашего офиса или дома, которое включает контроль доступа и видеонаблюдение.
Rhombus
Подобно Meraki, Rhombus предлагает комплексное решение безопасности с помощью своих камер. Легко устанавливается и соединяет камеры друг с другом через облако. Что касается аналитики, Rhombus предлагает полезные предупреждения с отфильтрованными кадрами для движения, лицами, событий от датчиков, необычного поведения и многого другого.
Помимо преимуществ облака (включая хранение видео), Rhombus имеет множество инновационных функций, таких как:
Rhombus, как и Meraki, превратит ваш офис в безопасное пространство с использованием передовых технологий.
Как выбрать лучшее решение
Ключевые аспекты, которые необходимо оценить, когда дело касается программного обеспечения:
Чтобы выбрать лучшее программное обеспечение для управления видео, с которым будете работать долгое время, надо оценить ваши потребности: какие функции и продолжительность сохранности видео вам нужны. Вам обязательно стоит помнить о цене. Однако, если ищете долгосрочное и беспроблемное решение, убедитесь, что вы построили систему безопасности, которая является настолько самодостаточной, насколько это возможно.
Пишите в комментариях ниже, какую информацию добавить или убрать по теме: лучшая VMS программа для видеонаблюдения. Открыт для предложений по оформлению и наполнению страницы.
Что такое WMS?
WMS — аббревиатура от английского «Warehouse Management System», или «система управления складом». Часто можно встретить русскоязычную аббревиатуру СУС, а некоторые производители относят свои системы даже не к WMS, а к IMS (inventory management system), WCMS (warehouse complex management system), и так далее. Те, кто чуть больше остальных погружен в складскую тематику, при упоминании об управлении складом сразу вспоминают радиотерминалы, этикетки, штрихкоды и прочие обязательные атрибуты внедрения. Те, кто погружен меньше, ассоциирует выражение «управление складом» со «складским учетом», что порой приводит к некоторым терминологическим разногласиям: если штрихкоды — это отсылка на технологии автоматической идентификации, то «складской учет» чаще ассоциируется с оформлением товаросопроводительной документации и ведением информации о складских остатках.
Перед тем, как мы перейдем к первому разделу, хотелось бы сказать, что статья не ставит перед собой цель рассмотреть весь возможный функционал. Она является, скорее, ознакомительной – как раз для тех, кто слышал или знает общие слова о WMS, но хочет узнать больше.
Автоматическая идентификация
Если говорить простым языком, то суть АИ можно определить прямо из названия. На склад приходят разнообразные грузы, и одна из важнейших задач — это идентифицировать параметры каждого груза на входе и выходе. В качестве параметра чаще всего выступает наименование и логистическая упаковка, чуть реже — сроки годности и даты производства, завод-изготовитель, номер производственного лота, и прочее. Естественно, для передачи этих данных между участниками логистической цепи невозможно использовать централизованное хранилище данных, ввиду чего информацию приходится размещать прямо на единичной, групповой и/или транспортной упаковке в виде этикетки или радиометки. Чаще всего используются этикетки со штрихкодом, хотя порой удается встретить товары, маркированные радиометками (например, пошитая в Европе одежда). Так как радиометки используются крайне редко, на продукции можно найти еще и штрихкод. Таким образом, если у нас нет оборудования для чтения радиометок, мы можем использовать штрихкод.
Штрихкоды бывают разных форматов, но чаще всего используется EAN-13 и EAN-128. Первый обычно включает в себя информацию о продукте и логистической единице, а второй является так называемым «блочным» кодом, и может быть представлен даже не одной, а несколькими этикетками, где каждая последующая будет дополнять предыдущую. Блочный код делится на сегменты, отделяемые друг от друга специальными символами-сепараторами, и каждый сегмент содержит идентификатор типа данных, а также сами данные. Идентификатором типа данных может быть «товар», «срок годности», «дата производства», и многое другое. Так как содержание кода EAN-128 является стандартизированным, этот код часто используется у производителей.
Контроль исполнения
Есть такой класс информационных систем управления, как «системы контроля исполнения». Их задача заключается в том, чтобы при помощи разнообразных инструментов (сканеры штрихкода, контрольные числа и так далее) убедиться в том, что поставленная задача была выполнена исполнителем. Как раз с целью контроля исполнения, на складе штрихкодом маркируются все объекты, с которыми сотрудники могут выполнять какие-либо операции. Например, свой штрихкод получает каждая ячейка склада (складское место), где могут быть размещены грузы. Давайте теперь подумаем, как же мы проконтролируем исполнение задачи на размещение груза в ячейку? Раскладывая эту задачу на простые составляющие, имеем:
1) Сотрудник подошел к заданному грузу, находящемуся в заданном месте
2) Сотрудник переместился с грузом к заданной ячейке
3) Сотрудник разместил груз в ячейке
Таким образом, для обеспечения контроля исполнения нам потребуется штрихкод не только у ячейки, но еще и у груза. Если мы дадим сотруднику возможность на каждом этапе осуществлять сканирование штрихкода специальным сканером, то сможем определить, что он:
1) Подошел к той ячейке, откуда необходимо извлечь груз (сканирование ШК исходной ячейки)
2) Взял правильный груз (сканирование ШК груза)
3) Доставил груз к целевой ячейке (сканирование ШК целевой ячейки)
В зависимости от предприятия и типа склада, который мы автоматизируем, может использоваться самое разнообразное оборудование: радиотерминалы, информационные киоски, системы pick-by-light, put-to-light, а также банальные компьютеры с подключенным USB-сканером, расположенные близко к исходным и целевым ячейкам. Чаще всего, однако, можно встретить именно радиотерминалы — специальные промышленные КПК с встроенным сканером штрихкода (и не только — в зависимости от комплектации). Все радиотерминалы подключены к общей радиосети, так что сотрудник получает на экран терминала указания в пошаговом режиме: «Подойдите к месту… и сканируйте его ШК», «Возьмите груз… и сканируйте его ШК», «Разместите в ячейке… и сканируйте ее ШК». Помимо контроля исполнения, мы получаем еще и полезную статистику о времени перемещения сотрудника между ячейками, а также затратах времени на каждом этапе выполнения задачи. Главное — не увлечься слишком сильно, так как сканирование штрихкода тоже занимает некоторое время, и на тех складах, где выполняется большое количество операций — например, 20 000 операций в смену, — задержка даже в 2 секунды даст 40 000 секунд издержек, что превышает 11 ресурсо/часов.
Сквозная диспетчеризация
Принимая во внимание, что каждый сотрудник оснащен радиотерминалом, и выполняет задания в пошаговом режиме, пора бы задуматься о том, откуда эти задания поступают. Функционал диспетчеризации является одной из фундаментальных возможностей WMS, и именно корректно настроенный и эффективный алгоритм распределения текущего объема задач между исполнителями позволяет складу работать быстро и качественно. Представим себе сотрудника на, скажем, погрузчике. Погрузчик ездит по складу и имеет возможность ставить и снимать со стеллажей грузы, а также перемещать их между напольными ячейками. Далеко не все актуальные на текущий момент задания имеют одинаковый приоритет: есть более приоритетные (если подъехала машина и ждет, пока мы отгрузим товар), и менее приоритетные (у соседних с этой машиной ворот недавно закончили принимать товар, и там стоят грузы для размещения). Алгоритм диспетчеризации может пойти несколькими путями:
1) Выполнять все задачи по FIFO (задачи выполняются в той последовательности, в которой создавались)
2) Сначала расставить пришедший на склад товар, а потом отправить исполнителя на отгрузку (можно и в обратной последовательности)
3) Выполнить весь перечень задач в «попутном» режиме
Теперь подробнее про «попутный» режим: грузы для размещения в машине, которая ждет отгрузки, находятся на складе, в так называемой «зоне экспедиции отгрузки». Представим, что это места на фронтальных стеллажах, находящиеся близко к воротам. Мы берем груз, завозим его в транспорт (или подвозим грузчикам на ворота), затем берем с соседних ворот другой груз для размещения, ставим его недалеко от следующего груза из зоны экспедиции отгрузки, и продолжаем процедуру отгрузки, перемежая ее — таким образом — с процедурой расстановки с приемки. Часто этот функционал называется «чередованием задач» (task interleaving), и именно возможность его гибкой настройки и наличие готовых алгоритмов характеризует действительно хорошую WMS.
Помимо перемещения грузов погрузчиком, существует множество и других операций, которые могут выполняться сотней сотрудников в параллельном режиме. В этом случае, важно так распределить задачи, чтобы не только обеспечить требуемую приоритезацию, но еще и не допустить таких элементарных глупостей, как отправка нескольких исполнителей в одну и ту же аллею (проход между стеллажами), где они будут толкаться и мешать друг другу. На этом месте, грамотный читатель наверняка прокомментирует, что важно не только избавиться от столкновений, но еще и распределять грузы по складу так, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на имеющуюся площадь, но одно другое не исключает, а дополняет, что мы и увидим, когда будем говорить о стратегиях размещения.
Стратегии размещения
Здесь придется немного отвлечься, и рассмотреть нынешнюю классификацию WMS. Как правило, в большинстве случаев выделяют 3 класса: «коробочные» системы, адаптируемые и заказные. «Коробочные» продукты имеют фиксированную логику, которая меняется только при помощи настройки параметров. Адаптируемые системы предлагают широкие возможности конфигурирования алгоритмов при помощи правил и конструкторов, а заказные пишутся под конкретного заказчика, и — помимо фиксированной логики, — часто не имеют даже базового инструментария для оперативного внесения изменений.
Почему я обратился к классификации систем, когда глава посвящена стратегиям размещения? Потому что большинство пользователей WMS под «стратегией размещения» привыкли видеть именно то, что предлагается самыми дешевыми системами «коробочного» уровня, вроде такого: «Первый – в зону набора, остальные – в хранение», «Ставить рядом с таким же товаром», «Тяжелые – вниз, легкие – вверх», и так далее. Самое существенное ограничение такого представления – это смешение «теплого» с «мягким». Например, мы вполне можем захотеть все одновременно: размещать тяжелые – вниз, легкие – вверх, ставить вновь поступившие грузы рядом с такими же товарами, и первые пришедший груз поставить в зону набора, чтобы потом не тратить время на пополнение. Именно поэтому, в адаптируемых системах понятие «стратегии» очень условно: можно сконструировать десятки и даже сотни правил, которые будут выстраивать логику именно так, как это сейчас необходимо. В этом – огромное преимущество адаптируемых систем перед коробочными, когда речь идет о складе коммерческой грузопереработки, который оказывает услуги по хранению и обработке грузов (так называемые 3PL-склады). Ведь когда на склад приходит новый поклажедатель (клиент склада), у него может быть самая разная продукция: от гаек и консервов до охлажденного мяса. Бывают ситуации, когда размещать грузы приходится с учетом таких невообразимых атрибутов, как первые несколько символов наименования товара.
Тем не менее, какой бы система не была, одним из ее важных преимуществ будет наличие уже готовых правил (вариантов), которые можно использовать – это сильно сэкономит время при подготовке системы к эксплуатации.
Стратегии резервирования
Процедура резервирования позволяет зафиксировать определенное количество (объем, вес) товара в пользу некоего документа, операции или иного объекта учета. Так как в системе управления складом учет остатков имеет довольно серьезную степень детализации, включая информацию о местоположении груза, резервировать товар сразу с учетом всего объема деталей является не совсем корректным. Начнем с того, что в систему управления складом поступает некий документ, на основании которого мы должны выполнить резервирование. Допустим, это будет заказ клиента на отгрузку определенного количества товара. Сначала мы должны убедиться, что указанное количество есть на складе, иначе нет никакого смысла отправлять этот документ в работу. Именно этот вариант резервирования, который устанавливает резерв на уровне товара и неких основных параметров учета, часто называется «резерв верхнего уровня». Он обычно выполняется по следующим параметрам:
1) Товар (материал)
2) Склад (если система обслуживает несколько физических складов)
3) Владелец запаса (поклажедатель)
4) Вид / категория запаса (свободно используемый, подозрение на брак, карантин, уцененный и т.п.)
5) Номер или код партии (возможно, составной атрибут)
Перечислять список можно сколь угодно долго, ведь развитые системы управления могут учитывать множество параметров учета запаса, и даже расширять этот перечень без необходимости программирования.
Как видно, резерв верхнего уровня создается под документ, так как документ – это самый верхний (укрупненный) уровень детализации в системе управления, которой приходится работать на уровне атомарных операций. Но именно для выполнения атомарных операций требуется создание резервов и на «нижнем» уровне, который включает в себя идентификатор ячейки и груза. Дело в том, что на один и тот же груз могут существовать несколько заданий, и нельзя допустить, чтобы в одно место были направлены два сотрудника, один из которых вдруг на подходе к ячейке выяснит, что для исполнения задания товара там явно недостаточно. Причем, некоторые системы накладывают резерв на уровне зоны склада, выстраивая задания в реальном времени, и именно у таких систем возможны вышеуказанные конфликты.
Естественно, резерв верхнего уровня должен учитывать резерв нижнего уровня, поэтому два резерва редко сосуществуют – чаще происходит их преобразование с одного уровня в другой. Именно в рамках этого преобразования, система должна определить, в каких зонах склада какие именно операции потребуется выполнить. Например, требуется отгрузить 1000 штук, а на одной палете размещается 600 штук. В коробке вмещается 40 штук. Таким образом, система управления должна найти одну целую палету на 600 штук, а еще 400 штук набрать десятью коробками. Так как набрать товар с большой высоты крайне затруднительно (можно использовать специальную технику или – банально – лестницу, но техника имеет высокую стоимость, а лестница подразумевает очень низкую производительность), для набора коробок и / или штук используют нижние ярусы, позволяющие сотруднику среднего роста дотянуться до требуемых грузов.
Опять же, в зависимости от класса системы, стратегия может быть представлена фиксированным алгоритмом с вариантами настроек, либо гибкой логикой правил. Стратегия резервирования чаще всего привязывается к конкретной зоне склада, поэтому получается список «обзора» системой зон склада с указанием на то, как именно в данной зоне будет резервироваться товар, например:
1) Резервирование целыми палетами в зоне хранения (более высокий приоритет)
2) Резервирование по FEFO (first expired – first out) в зоне набора (менее высокий приоритет)
В адаптируемых системах с большой степенью вероятности будет присутствовать возможность создать правила в привязке к произвольным атрибутам, а не только к типу заказа или товару, как это реализуется в дешевых «коробочных» вариантах. Таким образом, опять возвращаемся к 3PL-складам, где гибкость играет большую роль в конкурентоспособности, и лишний раз констатируем, что для подобных объектов адаптируемые системы являются наиболее подходящими.
Формирование заданий
После того, как было выполнено преобразование из резерва верхнего уровня в резерв нижнего уровня, мы получим два типа заданий: задания на перемещение целых палет (которые можно выполнить при помощи подъемно-транспортного оборудования, далее – ПТО), и задания на набор (отбор, пикинг, комплектацию заказов – терминов много). Теперь возникает следующая задача: задания требуется объединить в группы по ряду признаков, чтобы обеспечить их эффективное исполнение.
Про задания на перемещение мы уже упоминали, и они очень сильно упрощают любую дальнейшую оптимизацию тем, что за одно перемещение оператор ПТО может взять только одну палету, так что улучшить что-то можно, только выстраивая задания в определенной последовательности. Конечно, есть вариант техники с длинными вилами (можно взять две палеты за раз), а также низких палет (несколько палет ставятся друг на друга, и техника их перевозит), но обзор подобных алгоритмов я бы отнес на следующий раз.
Задания на набор поистине открывают простор для творчества. Дело в том, что зоны набора для транспортных, групповых и единичных упаковок могут быть как раздельными, так и совмещенными. Какие-то зоны находятся на одном уровне склада, и один сотрудник может осуществлять набор одновременно во всех этих зонах, а какие-то разделены по уровням (например, многоуровневый мезонин для штучного набора), и один исполнитель никак не сможет попасть в другую зону склада. Помимо этого, единицы разных габаритов набираются в принципиально разную тару. Если транспортные и групповые упаковки обычно набираются на крупные товароносители (например, деревянные поддоны), то штучные и мелкоштучные единицы могут набираться в коробки или лотки.
Итак, системе необходимо объединить задания по зонам исполнения, затем – сгруппировать по общему признаку (на одних складах используется позаказный отбор, а на других – набирается сразу весь рейс). Далее, в зависимости от зоны и – как мы уже говорили – упаковки, необходимо подобрать оптимальную тару для набора, и распределить задания по единицам тары. После этого, система формирует комплект тары под исполнителя, и только после всех обозначенных шагов мы получаем готовое задание для исполнителя. Обратите внимание, что исполнитель не будет листать на своем радиотерминале список заказов, и не будет принимать решение о том, в какой последовательности ему необходимо выполнять задачи. Алгоритм его работы будет выглядеть примерно так:
1) «Возьмите: 1 поддон, 2 лотка»
Исполнитель берет поддон и 2 пластиковых лотка, сканируя их штрихкоды и подтверждая системе корректность типоразмеров.
2) «Идите к месту X»
Исполнитель сканирует штрихкод места
3) «Возьмите товар Y в количестве Z, и подтвердите количество»
На этом этапе, исполнитель может изменить количество набранного товара. Может возникнуть ситуация, когда в ячейке он не найдет требуемое количество, и система должна предложить ему альтернативу, если таковая есть.
4) «Положите указанное количество на поддон / в лоток N, и сканируйте его штрихкод»
Исполнитель сканирует штрихкод поддона или лотка – в зависимости от того, что указывает система, и подтверждает, что отбор произведен в корректную тару
5) …
Опять же: разные системы – разный уровень детализации и вариантов, но именно система «решает», какие задания, в какой последовательности и в какую тару будет собирать конкретный сотрудник.
Управление зоной консолидации
Как мы уже говорили, задания могут быть сгруппированы абсолютно по-разному. Один исполнитель может набирать одновременно 4 лотка, принадлежащие разным заказам, и – более того – разным рейсам. Другой исполнитель будет собирать транспортные упаковки по нескольким разным заказам на один поддон, чтобы оптимизировать пробеги по складу. На выходе же все грузы должны быть рассортированы так, чтобы их удобно было загружать в транспорт и – соответственно – выгружать из транспорта.
Тот, кто занимается набором, не должен о всем этом задумываться. Система должна выдать ему четкое задание: подойти к конкретному месту в зоне консолидации, выгрузить туда 1 лоток, в другое место – еще 2 лотка, и в третье – последний. Следующий сотрудник получит информацию о том, как распределить собранные на поддон транспортные упаковки по ячейкам той же зоны. Результат – мы получаем оптимально рассортированные грузы, которые можно подвозить к транспорту и загружать, будучи уверенными в том, что система выдержала правильную сортировку (первыми загружаются грузы по тем заказам, которые будут выгружены из транспорта последними).