Vr hmd что это
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор
HMD различаются тем, могут ли они отображать только компьютерные изображения (CGI), или только живые изображения из физического мира, или их комбинацию. Большинство HMD могут отображать только изображение, созданное компьютером, иногда называемое виртуальным изображением. Некоторые HMD позволяют накладывать CGI на реальное изображение. Иногда это называют дополненной реальностью (AR) или смешанной реальностью (MR). Комбинирование изображения реального мира с компьютерной графикой может быть выполнено путем проецирования компьютерной графики через частично отражающее зеркало и непосредственного просмотра реального мира. Этот метод часто называют оптическим просвечиванием. Комбинирование реального мира с CGI также может быть выполнено в электронном виде, принимая видео с камеры и смешивая его в электронном виде с CGI.
Оптический HMD
Приложения
Основные приложения HMD включают военные, правительственные (пожарные, полиция и т. Д.) И гражданско-коммерческие (медицина, видеоигры, спорт и т. Д.).
Авиационно-тактический, наземный
В 1962 году компания Hughes Aircraft Company представила Electrocular, компактный монокуляр с ЭЛТ (длиной 7 дюймов ), монокулярный дисплей, который отражал телевизионный сигнал в прозрачный окуляр. Прочные HMD все чаще интегрируются в кабины современных вертолетов и истребителей. Обычно они полностью интегрированы с летным шлемом пилота и могут включать в себя защитные козырьки, приборы ночного видения и дисплеи с другими символами.
Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов ( DARPA ) продолжает финансировать исследования HMD с дополненной реальностью в рамках программы постоянной поддержки с воздуха (PCAS). Vuzix в настоящее время работает над системой для PCAS, которая будет использовать голографические волноводы для создания прозрачных очков дополненной реальности толщиной всего несколько миллиметров.
Инженерное дело
Инженеры и ученые используют HMD для получения стереоскопических изображений схем автоматизированного проектирования (САПР). Виртуальная реальность в применении к проектированию и дизайну является ключевым фактором интеграции человека в дизайн. Предоставляя инженерам возможность взаимодействовать со своими проектами в полном масштабе в натуральную величину, продукты могут быть проверены на наличие проблем, которые могли быть невидимы до создания физического прототипа. Использование HMD для VR рассматривается как дополнение к традиционному использованию CAVE для моделирования VR. HMD в основном используются для взаимодействия с дизайном одного человека, в то время как CAVE позволяют проводить больше совместных сеансов виртуальной реальности.
Головные дисплеи также используются при обслуживании сложных систем, поскольку они могут дать техническому специалисту смоделированное рентгеновское зрение путем объединения компьютерной графики, такой как системные диаграммы и изображения, с естественным зрением техника (дополненная или измененная реальность).
Медицина и исследования
Существуют также применения в хирургии, где комбинация радиографических данных ( сканирование с помощью рентгеновской компьютерной томографии (CAT) и магнитно-резонансной томографии (MRI)) сочетается с естественным взглядом хирурга на операцию и анестезией, когда пациент показатели жизненно важных функций всегда находятся в поле зрения анестезиолога.
Игры и видео
Многие бренды видеоочков могут быть подключены к современным видео- и зеркальным фотоаппаратам, что делает их пригодными для использования в качестве мониторов нового поколения. Благодаря способности очков блокировать окружающий свет, кинорежиссеры и фотографы могут видеть более четкие презентации своих живых изображений.
Виртуальный кинотеатр
Спортивный
Обучение и симуляция
Ключевым приложением для HMD является обучение и симуляция, позволяющие виртуально поместить обучаемого в ситуацию, которая либо слишком дорога, либо слишком опасна для воспроизведения в реальной жизни. Обучение с использованием HMD охватывает широкий спектр применений, от вождения, сварки и окраски распылением, имитаторов полета и транспортных средств, обучения спешиваемых солдат, обучения медицинским процедурам и многого другого. Однако ряд нежелательных симптомов был вызван длительным использованием определенных типов головных дисплеев, и эти проблемы должны быть решены до того, как станет возможным оптимальное обучение и симуляция.
Что такое VR, какие VR-шлемы бывают и стоит ли их покупать
Современные технологии позволяют нам получить опыт, который раньше даже представить было сложно. Узнайте, как далеко мы зашли.
Существование VR уже не так удивляет, как несколько лет назад. Однако стереотипов о виртуальной реальности до сих пор много. Самые популярные:
В этой статье мы разберёмся, как работает VR, и немного разрушим эти стереотипы.
Кстати! Вам не обязательно быть разработчиком игр, чтобы понять эту статью, — она для всех.
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Что такое VR
VR — сокращение от Virtual Reality, что переводится как «виртуальная реальность». Эта технология позволяет погрузить пользователя в виртуальный мир, который трудно отличить от реальности.
Это не обязательно должна быть игра — может быть и просто видео в формате 360 градусов.
Как работают VR-очки
Существованием этой технологии мы обязаны устройству человеческих глаз. Благодаря бинокулярному зрению (зрение, в котором используются два глаза) мы можем различать не только цвета, но и глубину — так мы определяем расстояние до объектов и поэтому не врезаемся в препятствия.
Картинки почти идентичны, но можно заметить, что ракурсы немного различаются. Мозг накладывает эти изображения друг на друга так, как это показано на схеме ниже:
Цветами обозначены глаза и поле зрения каждого из них. Там, где поля пересекаются, образуется область, в которой мы можем воспринимать глубину. Всё остальное — периферийное зрение.
Мозг складывает оба изображения, чтобы в итоге получилось одно; именно его мы и видим.
VR-шлемы оснащены двумя мониторами (или одним, который разделён на две части). Каждый из этих мониторов показывает отдельные изображения для каждого глаза. А чтобы правильно сфокусировать взгляд, используются линзы.
Линзы помогают сфокусировать взгляд так, что мозг воспринимает игровой мир как реальный и более реалистичный — это происходит благодаря когнитивному искажению. Поэтому даже посредственная по современным меркам графика выглядит хорошо. Это на руку как разработчикам, так и игрокам, потому что устройству требуется в два раза больше ресурсов, чтобы рендерить сразу два изображения вместо одного.
Если линзы настроены правильно, картинка получается правдоподобной. Если же нет, то это может быть причиной как ухудшения изображения, так и тошноты.
Также на самочувствие человека влияет частота кадров. Раньше считалось, что 90 кадров в секунду достаточно, чтобы сделать погружение максимально правдоподобным. Появление шлема с частотой обновления мониторов в 144 Hz показало, что 90 кадров — не предел. Разумеется, если частота будет низкой, то от дёрганого изображения станет плохо.
В конце концов, не стоит игнорировать и особенности организма. Например, если вестибулярный аппарат плохо развит, то человека будет укачивать даже в самом продвинутом шлеме.
Каким бывает VR
На данный момент есть два основных варианта использования VR-шлема — видео в формате 360 градусов и игры. В первом случае берётся уже существующая запись, а потом разбивается на два экрана.
Чтобы посмотреть, как это выглядит, откройте видео ниже со смартфона — в настройках ролика можно выбрать вариант просмотра в VR-очках.
Что же касается игр и любых 3D-пространств, то тут для пользователя изначально готовятся два разных изображения, которые выводятся отдельно для каждого глаза.
Для этого в пространстве устанавливается сразу две камеры вместо одной. Они располагаются рядом, как глаза человека.
Какие VR-шлемы бывают
Устройства для VR бывают двух типов:
Самые известные наборы — это HTC Vive, Oculus Rift, PS VR и Valve Index.
Стоят они достаточно дорого — за эти деньги можно купить приличный игровой ноутбук. Но тут за эту сумму вы приобретаете опыт, который невозможно получить с помощью дешёвых Cardboard.
Контроллеры помогают управлять игрой или приложением, а камеры служат дополнительным источником ввода (считывают движения игрока) и средством безопасности: вы можете отметить границы, за которые нельзя выходить, а камеры будут предупреждать вас, когда вы будете возле этих границ.
Контроллеры устроены сложнее, чем клавиатура или мышь, — в них есть не только кнопки, но и различные датчики. Рассмотрим на примере контроллеров для Valve Index.
Эти контроллеры определяют расстояние от рукоятки до каждого из ваших пальцев, а также силу нажатия, положение руки и многие другие вещи — датчиков в контроллере больше 80. Это позволяет показать в игре реалистичные руки, которые будут повторять движения игрока.
В шлеме тоже есть датчики. Например, гироскоп, который позволяет фиксировать положение и наклон головы. Но это не единственный вариант. Так, например, PS VR захватывает ваши движения с помощью камеры — на шлеме располагаются светящиеся полоски, по которым консоль понимает, в каком положении ваша голова.
Что же касается Cardboard, то это просто держатель для телефона с линзами.
Такой шлем можно собрать самостоятельно, скачав инструкцию от Google.
Либо вы можете найти готовый Cardboard в магазине — цены начинаются от 500 рублей, если не ниже. Конечно, качество у настолько дешёвых вариантов плохое.
Бюджетные варианты позволяют управлять игрой или приложением с помощью смартфона. Но так как тачскрин недоступен из-за шлема, остаётся только гироскоп. Поэтому для Cardboard можно либо создавать очень простые игры, либо снимать видеоаттракционы.
Также существует Gear VR — устройство от Samsung, в которое также вставляется смартфон. От Cardboard оно отличается тем, что на шлеме есть контроллер.
Но для него, ожидаемо, можно использовать только некоторые модели смартфонов Samsung.
Для других смартфонов есть шлемы вроде FreeFly VR, с которым тоже идёт контроллер, но такой вариант более дорогой — около 10 000 рублей.
Виртуальная реальность: технологии и их воплощения
Человек всегда пытался моделировать реальность, но лишь после появления преемлимых програмно-аппаратных средств стало возможным моделирование, близкое к реальности. Так появились миры, искуствено созданные человеком, иначе говоря мнимая, виртуальная реальность (хотя с английского слово «virtual» переводится как «действительное»). Но не надо думать, что ВР появилась недавно. Первые виртуальные миры появились задолго до РС-архитектуры. В начале второй половины ХХ века Рэймон Герц из Национальной Аргоннской лаборатории (штат Иллинойс) и Иван Сазерленд из Массачусетсского технологического института разработали первую версию стереоочков виртуальной реальности. Тот же Герц, но уже с Майклом Ноллом из Bell Labs cоздал раннюю модель манипулатьров с обратным тактильным воздействием. Сегодня эта технология известна как ForceFeedback.
C тех пор устройства совершенствуются, появляются новые технологии. Каково же положение дел насегодня? Читайте дальше и вы все узнаете.
Для имитации виртуальной реальности сегодня используется большое количество устройств для каждого из видов рецепторов. В первую очередь это рецепторы зрения и слуха, а затем уж болевой и тактильной чувствительности (в перспективе рецепторы обоняния). Устройства для воздействия на эти нервные окончания могут быть самыми разными.
Очки виртуальной реальности.
Более современными являются EyeScream от Wicked3D и Сrystal Eyes от Stereographics. Первые более распространены, вторые более профессиональны. Ниже вы видите рисунки СrystalEyes (High- end) и СrystalEyes Wired (базовый уровень).
Есть множестьво других фирм по производству очков ВР, в этой статье приведены лишь некоторые из них.
При использовании «метода затемнения одного глаза» нужно помнить, что для создания такого изображения необходима вдвое большая частота обновления экрана, т.к. система для каждого глаза обрабатывает отдельную камеру, и для каждого глаза выводится свое, невидимое для другого изображение. Так что, если частота регенерации изображения 80 Гц, то для каждого глаза в отдельности она будет лишь 40 Гц. Для наиболее комфортного использования таких очков надо ваставлять частоту около 160-170 Гц.
Виртуальные бинокли.
VR-шлем (Head-Mounted-Display, HMD).
Естественно, они были несовершенны с точки зрения гигиены и качества. Позднее появился несколько улучшеный Vfx3D. Он снабжен 0.7″ активно-матричными ЖК дисплеями, обеспечивающими частоту регенерации 75 Гц в разрешении 640х480, 70 Гц для разрешения 800х600 и 62.5 Гц при разрешении 1024х768. Система отслеживания положения головы (position tracker) имеет чувствительность 0.5° при допустимом 70-градусном отклонении вверх/вниз и 0.1-градусную чувствительность во всей горизонтальной плоскости (360°). Фокус расположен на расстоянии 3.35 метра, что препятствует быстрому утомлению глаз. Интерфейс шлема предусмаотрен для платформ Silicon Graphics, Macintosh и PC (USB-порт).
Производством HMD занимаются многие зарубежные фирмы. n-Vision, сотрудничащая с SGI, предлагает шлема VR cо специфическим дизайном. Но, несмотря на это, они отличаются высокими технологическими характеристиками. Вот, например, Datdvisor 80-легкий VR-шлем из пластика, отличающийся 120-градусной свободой вертикального вращения.
А вот его High-end модификация Datavisor HiRes:
Ниже виртуальный шлем ViewPort, приспособленный для игр (вам он крокодила не напоминает? :)):
Все эти VR-шлема базируются на одной и той же технологии: изображение в них подается на ЖК-матрицу в зависимости от положения человека в виртуальном пространстве. Это не учитывает одну особенность человеческих глаз: они способны отклоняться от прямой линии зрения где-то на 140°. Но как бы мы ими не крутили в обычных шлемах, изображение меняться не будет. Специалисты из Cybernet Systems Corporation решили эту проблему, изобретя Eye Tracker.
Как следует из названия, в шлем ВР встраивается устройство слежения за движениями глазного яблока. Используя эту технологию, мы сможем при повороте глаз поворачивать и камеру в виртуальном мире. Поэтому изображение будет меняться, даже если вы чуточку скосите глаза. Устройство продается в виде апгрейда к очкам или шлему.
Но как ни крути, изображение на плоской ЖК матрице будет псевдотрехмерное. Чтобы максимально приблизить качество изображения в HMD к реальности, Microvision разработала технологию Virtual Retinal Display. Она позволяет выводить изображение не перед глазом на LCD, а непосредственно в глаз на сетчатку.
Чтобы не повредить глаз, используется свет низкой интенсивности, а оптическая система прибора во время подачи изображения фокусируется на хрусталике. Благодаря тому, что лучи подаются в виде конуса, изображение проходит в глаз без потери каких-либо деталей.
Это устройство использует технологию отслеживания движений глаза. Но это не то, о чем вы читали выше. Оно отслеживает глаз для того, чтобы изменить положение передающей линзы, иначе лучи будут косо передаваться и не попадут на сетчатку. По рассчетам С. Козлова, для создания идеального изображения с использованием этой технологии достаточно излучающего устройства разрешением
1700х1700. Без этой технологии для достижения того же результата потребовалось бы разрешение 11200х11200. Как мне кажется, за этой технологией будущее.
3D панели.
Производством стереоскопических экранов занимается Nu-Vision Technologics, inc. Разработчики утверждают, что их продукция не требуют каких-либо дополнительных устройств и не утомляют глаза. Насколько я понял, такие панели состоят из нескольких слоев поляризующих стекол и работают пасивно.
3D звук.
Трехмерный звук заставляет воспринимать игру по-другому. Помню, я прошел Sin с обычной звуковой картой ESS. Потом попробовал его запустить с Creative Sound Blaster 64 PCI. Ощущения были настолько реалистичными. эти голоса и выстрелы в тонелях и трубах менялись при выходе на открытые пространства, переливались на ветру. в общем лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Те же впечатления и по игре Thief: The Dark Project. В ней 3D-звук просто меняет весь игровой процесс.
Отслеживать движения пальцев им помогает сложная система эластичных световодов и пара десятков датчиков. Как только палец начинает сгибаться, световод сужает просвет, а датчики улавливливают падение интенсивности света на каком-либо участке. Адекватно этим изменениям ведет себя кисть в виртуальном пространстве. Естественно, эта технология разработана больше для научных исследований, нежели для игр. Посудите сами: зачем в 3DAction’e (тем более в RTS) отслеживать движения пальцев?
Есть и технология с механическими датчиками, но она тяжела и несовершенна.
Какой шлем виртуальной реальности выбрать
Для PlayStation, компьютера или работающий сам по себе
Виртуальная реальность — отличная новая игровая платформа.
Выбор игр пока не такой богатый, как в случае с консолями или мобилками, но это компенсируется самой сутью VR: вы погружаетесь в виртуальный мир целиком, оказываетесь внутри него, а не смотрите через экран телевизора или телефона.
Шлемов виртуальной реальности на рынке не очень много, но запутаться среди них уже можно. В этом материале я расскажу про самые популярные варианты — и чем они выделяются на фоне остальных.
Важное примечание: в самые популярные VR-игры вроде Beat Saber, Superhot VR и Moss можно сыграть на всех шлемах из этой подборки. Но у каждой платформы есть свои эксклюзивы — про них я буду рассказывать в разделе «Во что можно поиграть».
Как победить выгорание
PlayStation VR
Для кого: для тех, у кого есть PlayStation 4 или 5
Сколько стоит: от 26 000 Р
Во что можно поиграть: Astro Bot Resque Mission; Resident Evil 7: Biohazard; Blood & Truth; Dreams; TES V: Skyrim VR (последнее не эксклюзив, но не упомянуть нельзя)
Минусы: много возни с проводами, устаревающее железо, кроме шлема желательно докупить контроллеры PS Move
Альтернатива: дождаться новую модель PlayStation VR — ее анонсировали в феврале, хотя дату выхода еще не объявили
PSVR — самый очевидный выбор, если у вас уже есть PlayStation или вы планируете купить все вместе. Но при этом нужно учитывать несколько важных деталей:
HTC Vive Cosmos
Для кого: для тех, у кого есть игровой компьютер и много денег
Сколько стоит: от 76 990 Р в официальном магазине
Во что можно поиграть: Half-Life: Alyx; Boneworks; TES V: Skyrim VR; Microsoft Flight Simulator 2020; Star Wars: Squadrons
Минусы: без компьютера бесполезен
Альтернативы: Valve Index, но он будет стоить в два раза дороже; HP Reverb G2 — в нем лучше картинка, но нужен более мощный компьютер
Если у вас есть игровой компьютер или вы планируете его купить, то выбор VR-шлемов шире, чем в ситуации с PlayStation. Сами устройства работают по схожему принципу: вы запускаете игру на компьютере, длинным проводом подключаете к нему шлем, берете в руки контроллеры и начинаете играть.
Некоторые VR-шлемы требуют установки внешних сенсоров, или базовых станций, которые отслеживают ваше положение в пространстве, чтобы в игре можно было поворачиваться, наклоняться или даже делать пару шагов туда-сюда. Но есть и версии с камерами, встроенными в сам шлем, — тогда устройство само «видит» комнату и понимает, куда вы двигаетесь.
HTC Vive Cosmos как раз из второй категории, но при желании можно взять и версию с внешними базовыми станциями для более точного позиционирования — такой комплект уже будет стоить под 100 тысяч рублей. HTC также продает аксессуары, которые улучшают погружение, хоть и необязательны для начинающего: беспроводной передатчик, который избавит от подключения по проводу, и трекеры, которые можно нацепить, например, себе на ноги, чтобы видеть их в виртуальном мире.
Альтернативные варианты — Valve Index и сравнительно новый HP Reverb G2 — близки к Vive Cosmos по характеристикам, но со своими особенностями. У Index контроллеры точнее считывают движения пальцев, а у HP Rever G2 более высокое разрешение, что делает картинку приятнее, но немного повышает требования к мощности компьютера.
Oculus Rift S
Oculus Rift S — еще один шлем, который подключается к компьютеру по проводу и использует встроенные камеры для отслеживания положения головы и рук. Он не выделяется фантастическими характеристиками на фоне других вариантов, зато стоит дешевле.
«Фейсбук», владеющий компанией «Окулус», решил прекратить производство Rift S в пользу Oculus Quest 2, так что скоро достать этот шлем будет почти невозможно.
Oculus Quest 2
Oculus Quest 2 — один из самых популярных шлемов прямо сейчас. На игровой платформе «Стим» он занимает первое место по числу пользователей, а судя по косвенным данным, темпы его продаж втрое выше темпов продаж PlayStation VR. К тому же это представитель пока редкого класса «шлем, которому не нужны никакие провода». В Quest 2 встроен маленький компьютер и батарейка, которой хватает на пару часов игры.
С одной стороны, это дает гигантскую свободу действий: можно ходить туда-сюда по комнате — шлем поможет не врезаться в стену, можно вертеть головой, приседать, даже ложиться на пол. С другой — встроенный компьютер не потянет Skyrim, Half-Life : Alyx и другие очень требовательные игры. Однако коллекция и без того богатая, хотя собственных эксклюзивов мало. Можно выделить Hand Physics Lab, которая использует функцию распознавания рук Quest: виртуальными предметами вы управляете собственными пальцами, а не контроллерами.
Самая дешевая версия Quest 2 оснащена 64 Гб встроенной памяти, и этого более чем достаточно. В среднем одна игра занимает 1—2 Гб памяти, и в первый год использования вы едва ли накупите столько игр, что они перестанут помещаться в память шлема. Но даже если это произойдет, надоевшие игры и приложения можно будет спокойно удалить с устройства. Они останутся в истории покупок, и при случае вы сможете скачать их заново.
Какой шлем выбрать
Название модели | Цена | Что нужно для работы | Особенности |
---|---|---|---|
PlayStation VR | от 26 000 Р | PlayStation 4 или PlayStation 5 | Много проводов, но это единственный способ сыграть в VR на PlayStation |
HTC Vive Cosmos | от 76 990 Р | Мощный игровой компьютер | Без компьютера бесполезен, с компьютером великолепен |
Valve Index | от 137 000 Р | Мощный игровой компьютер | Даст максимальное погружение в Half-Life: Alyx |
Oculus Rift S | от 33 500 Р | Мощный игровой компьютер | Бюджетный вариант для VR-игр на компьютере |
Oculus Quest 2 | от 33 000 Р | Ничего | Шлем работает сам по себе, но при желании можно подключить к компьютеру |
Мухоморы и пластмассовое ведро на голову.
Oculus Quest 2 на текущий момент это ответ на вопрос – «Какой первый VR шлем купить, если я в этом ничего не понимаю»
Это объективно лучший шлем по соотношению цена-качество.
— Относительно низкая цена
— Возможность принести с собой куда угодно и играть без компьютера
— Игра на компьютере! По беспроводу! В steam игры с региональным ценами!
В общем, берите квест, не пожалеете )
Pavel, а что насчет качества при кодировании видео через link. Смотрел сравнение с тем же rift s и у Quest 2 мыльцо, как ни крути.
Дмитрий, я играл через провод и через VD. Ощутимой разницы не заметил, но на VD лагало, если дома качали что-нибудь через роутер
Мыло может быть на wi-fi 5, там скорости не хватает на нормальную картинку
Pavel, я говорю о кодировании через link и передачи видеосигнала напрямую через hdmi.
У VR очень большое будущее. Надеюсь, к моей пенсии уже нормально можно будет виртуально кайфовать в разных частях планеты, бороздить космос и т.д.
Квест 2 по воздуху можно к ПК подключить и получить региональные цены стима (не знаю как AirLink работает, Virtual Desktop ($20) поддерживает SteamVR).
FB переодически присылает купоны на скидку 30% и устраивает распродажи.
Можно следить за распродажами тут: https://www.reddit.com/r/OculusQuestStore/
И тут есть удобная база: https://vrdb.app/quest/index_us.html
Из того что пробовал еще понравились:
— SUPERHOT VR
— PistolWhip
— Cubism
Ismail, что за сетка? У меня второй окулус и я там сеток ен видел. А беспроводная игра с ним это только бета-версия т.е. на свой страх и риск.
У меня PS VR. Скажу честно, получать удовольствие от игры мешает дикое мыло. В Скайрим весело играть с мувами, когда в одной руке меч, а в другой щит. На некоторое время это отвлекает от дикого мыла вокруг, но когда начинаешь обращать внимание — ловишь дикий кринж.
Примерно то же самое с No Mans Sky. Потенциал огромный, но мыло оооочень щипет глазки.
Большинство игр — убогие квесты-бродилки. Были большие надежды на Doctor Who в виаре, но там 0 челленджа.
Единственная игра, в которую играю с удовольствием, это Beat Saber. Но от встроенных песен уже тошнит, а моды на плойке не поддерживаются…
В общем, думаю на выходных сыграю в последний раз и выставлю шлем на Авито. Буду ждать PS VR 2 (ну и PS 5 Pro, думаю, выйдет к тому времени).
Алексей, а что такое мыло?
Сергей, или вот, слева мыло, справа более-менее норм
Сергей, это когда текстуры в играх низкого качества
Алексей, это я каждую пятницу
Альтернатив по функционалу и цене Oculus Quest 2 сейчас нет.
AirLink у меня работает хорошо. VD не покупал, сравнить не могу. Роутер с Wi-Fi 5 (ac, 866 Мб/сек). Каких-то задержек или жутких замыливаний не вижу. 5-ти метровый кабель теперь пылиться.
Также могу порекомендовать поставить spacedesk для простой работы с компьютером чтобы не нагружать компьютер Link’ом.
При выпуске в шлеме был только решим 72 Гц, потом добавили 90 Гц, а в начале мая 120 Гц (в тестовом режиме, функцию включили не всем). Также в будущем возможно появится магазин с привычными приложениями для Android. Но в принципе их можно поставить через APK и они вполне будут работать (разрешение виртуального экрана 1280 на 720).
Можно играть на улице (НО, обязательно нужно исключить попадание прямых солнечных лучей на линзы).
Если отойти в тень, то контроллеры нормально отслеживаются. Можно использовать огромное пространство.
Программа для установки модов и кастомных песен (BMBF) работает только со старой версией Best Saber (1.13.2), но есть варианты понизить версию (сохранив прогресс через бекап данных).
Скачал более 500 песен. Правда нужно быть аккуратным и не торопиться, нажимая на все подряд, т.к. плейлисты и их обложки можно потерять при неудачной синхронизации (тогда все песни после пересканирования попадут вперемешку в один плейлист Custom Songs). Поэтому рекомендую делать бекап через Playlist Editor Pro.
Видео можно смотреть через браузер, поддерживает включение 180 и 360 через любые плееры на сайтах при полноэкранном режиме. Есть поддержка технологии WebXR. Можно открыть 3 широких окна на все 360° (по 120° на каждую).
Также можно стримить видеофайлы с компьютера через Skybox VR Player. Особенно актуально на 64 Гб версии.