Vrr что это в телевизоре
VRR — что такое «адаптивная синхронизация частоты кадров»
Сколько пользователей, столько и мнений. Одним важна динамика картинки и отклик, другим – качество контента. Но нет ни одного игрока, который бы спокойно воспринимал разрывы кадров.
Почему появляются разрывы изображений?
Компьютерный монитор выводит в минуту фиксированное число кадров. В зависимости от технических характеристик это могут быть 60, 75 кадров и так далее до 240 кадров и выше. Этот показатель называется частотой и измеряется в герцах. Чем выше частота, тем более плавным и последовательным предстает перед пользователем игровой контент.
В то же время видеокарта может создавать картинки с другой скоростью, отличной от возможностей монитора. Причем, в зависимости от сложности и детализации отдельных картинок на создание каждой тратится разное время.
Именно несогласованность работы графического адаптера и видеокарты приводит к образованию разрыва кадров, который называется тирингом. Выглядит это явление так, будто на экране одновременно появились фрагменты двух изображений, отличающихся яркостью или содержанием. Собственно, так оно и есть. На экран выводятся 2 кадра, которые накладываются друг на друга, чаще всего разрыв происходит в горизонтальной плоскости.
Если видеокарта выдает больше изображений, чем успевает продемонстрировать монитор, накладываются друг на друга два новых кадра. Если работа графического адаптера замедляется, может произойти наложение части незавершенного нового и предыдущего кадра.
Эти явления очень мешают игрокам, отвлекают от игрового процесса и порою становятся причиной поражения.
Технологии синхронизации
Заставить видеокарту генерировать изображения в необходимом монитору режиме невозможно. Поэтому, чтоб согласовать работу видеокарты и монитора, разработчики ПО придумали несколько способов, которые называются технологиями синхронизации.
Таких технологий несколько:
V-Sync – вертикальная синхронизация, которая регулирует скорость работы видеокарты на программном уровне. Эта функция позволяет убрать разрывы игрового процесса и снизить нагрузку на графический процессор. Однако эта же технология может вызвать задержки ввода и подтормаживание картинки, что мешает игровому процессу больше, чем разрывы кадра. Время вывода кадра при этом всегда фиксировано.
G-Sync – аналогичная технология от NVIDIA. Ее отличие от предыдущей: синхронизацией руководит именно видеокарта, а монитор выводит изображение только тогда, когда оно полностью готово. При этом время вывода может отличаться, то есть синхронизация становится динамической. Эта технология позволяет сделать изображение плавным без рывков и артефактов. Но доступна синхронизация G-Sync только в том случае, если ее поддерживают и видеокарта, и монитор, что в пользовательских сборках не всегда совпадает. При этом иногда требуется, чтоб монитор был оснащен аппаратным модулем от NVIDIA, что выливается в аппаратное удорожание решения, помимо обязательных лицензионных отчислений.
FreeSync – технология синхронизации от AMD. Она предоставляет те же возможности, что и G-Sync от NVIDIA, но распространяется бесплатно без лицензии. Работает она даже с видеокартами конкурентов.
Адаптивная синхронизация
Variable refresh rate или проще VRR – самая новая из технологий синхронизации, которая является частью стандарта HDMI по передаче информации. Поэтому часто можно встретить расширенное и более корректное название HDMI Forum VRR.
Главная особенность новой технологии адаптивной синхронизации – ее привязка к разъему.
Если говорить проще, технология VRR позволяет современным телевизорам и мониторам самостоятельно распознавать тип и качество контента, и регулировать работу дисплея в соответствии с его требованиями.
VRR в чем-то соответствует уже существующим технологиям. Но в то же время обладает дополнительными особенностями:
На чем может работать технология VRR?
Поскольку технология VRR привязана к стандарту, она присутствует во всех устройствах, оснащенных портами HDMI. Производители мониторов и видеокарт не имеют права вмешиваться в эту сферу и «вырезать» технологию по своему усмотрению.
Несмотря на то, что технология новая, она поддерживается видеокартами прошлого года. Для активации необходимо просто обновить ПО. Также поддержка VRR гарантирована производителями игровых консолей Xbox и PlayStation.
Если говорить о ПК, то для реализации VRR понадобятся:
Как включить VRR
Новая технология реализуется не только на аппаратном уровне, но и на программном. Windows 10 получила ее вместе с майским обновлением версии 1903. Специалисты Microsoft утверждают, что новая технология не повлияет на предыдущие функции синхронизации, а гармонично дополнит их.
Чтоб включить VRR, перейдите в настройки системы, раздел «Дисплей». Самой нижней строкой расположена функция «Настройки графики», выберите ее. В открывшемся окне переместите бегунок в режим «Вкл» в поле «Переменная частота обновления».
Теперь можете запускать игру и наслаждаться плавным динамичным геймом без разрывов и подвисаний.
Новая технология VRR не стала очередным прорывом или сенсаций, но она гармонично дополнила ряды инструментов, позволяющих пользователю значительно улучшить качество контента.
Что такое HDMI VRR на PlayStation 5 и Xbox Series X
Г еймеры на ПК уже много лет наслаждаются играми с переменной частотой обновления (VRR). Наконец, Sony и Microsoft вводят VRR в свои консоли следующего поколения.
Итак, что такое VRR, как он работает и понадобится ли Вам новый телевизор для его использования?
Почему VRR — это круто
Частота обновления — это количество раз, которое дисплей может обновлять в секунду. Большинство телевизоров и мобильных устройств обновляются с частотой 60 Гц, что означает, что за одну секунду можно просмотреть 60 отдельных кадров. Топовые телевизоры работают с частотой 120 Гц, а специализированные игровые мониторы — до 360 Гц.
«Частота кадров» — это количество кадров, которое консоль или компьютер может передавать в секунду. Если исходное устройство не может обеспечить полные 60 кадров в секунду, вместо этого может быть отправлен частичный кадр. Дисплею все равно, получает ли он полный или частичный кадр; он будет отображать все, что получит.
Это приводит к эффекту, называемому разрывом экрана, при котором частичные кадры отображаются поверх предыдущего полностью визуализированного кадра. Поскольку кадры отображаются горизонтально, сверху вниз, разрыв проявляется в виде дрожащей горизонтальной линии, часто около середины экрана.
Время от времени небольшое количество разрывов на нескольких частичных кадрах не является большой проблемой. Однако, когда графический процессор постоянно пропускает кадры из-за слишком высокой нагрузки рендеринга, разрыв экрана может серьезно повлиять на то, как игра выглядит. К счастью, переменная частота обновления может помочь устранить эту проблему, чтобы игры выглядели лучше и более плавно.
Геймеры на ПК уже много лет используют функцию V-Sync для блокировки обновления и частоты кадров. Однако для того, чтобы V-Sync эффективно уменьшала разрывы экрана, Вы должны гарантировать, что видеокарта может не отставать от частоты обновления монитора. Если Вы используете дисплей с частотой 60 Гц и Ваша производительность упадет ниже 60 кадров в секунду, Вы увидите артефакты разрыва изображения.
Обратной стороной V-Sync является то, что Вам, возможно, придется отказаться от производительности или графической точности. Часто Вам придется выбирать между безупречным воспроизведением с пониженным качеством изображения или более привлекательной игрой, которая не может оставаться заблокированной на 60 кадрах в секунду.
HDMI VRR — новый стандарт
Чтобы избежать разрывов экрана, Вы должны изменять частоту обновления вместе с частотой кадров. Чтобы это работало, Вам нужны технологии, которые помогут решить эти проблемы. Это означает консоль или видеокарту с поддержкой VRR на одном конце и дисплей, поддерживающий VRR, на другом.
У NVIDIA и AMD есть собственные технологии VRR, известные как G-Sync и FreeSync соответственно. FreeSync также использовалась Microsoft в Xbox One S и X. G-Sync — флагман среди тех, кто использует видеокарты NVIDIA GTX и RTX.
Дисплеи должны быть разработаны с учетом этих технологий. В случае G-Sync для этого часто требуется специальный чип, в то время как FreeSync является открытой платформой. Однако недавние разработки показали, что AMD представила стандарт с уровнями Premium и Premium Pro для контента 4K и HDR.
Microsoft подтвердила, что Xbox Series X и S будут использовать как HDMI VRR, так и AMD FreeSync.
Обе новые консоли Xbox будут поддерживать VRR в диапазоне 30–120 Гц при условии, что это может сделать Ваш телевизор. HDMI VRR определен в последнем стандарте HDMI 2.1, но некоторые телевизоры с портами HDMI 2.0b тоже могут это делать. Поэтому не стоит ожидать, что все телевизоры, совместимые с HDMI 2.1, будут поддерживать HDMI VRR.
Через несколько лет HDMI VRR, вероятно, появится в дисплеях всех ценовых категорий, но в настоящее время мы находимся на переходном этапе. Многие высокопроизводительные модели в настоящее время вообще не имеют HDMI 2.1.
В официальных спецификациях Sony для PS5 указано «VRR (указано в HDMI версии 2.1)». Это говорит о том, что HDMI VRR зависит от нового стандарта. Поскольку Sony PlayStation 5 также использует графический процессор AMD, она может также поддерживать FreeSync, как и новые консоли Microsoft.
Следующее поколение
NVIDIA представила свои карты 30-й серии (в частности, RTX 3080 и RTX 3090) в сентябре. Это были первые видеокарты для ПК с HDMI 2.1 и поддержкой HDMI VRR и G-Sync. Поскольку эти карты опережают представленные на рынке консоли следующего поколения, они являются первыми доступными коммерческими устройствами HDMI 2.1.
Это привело к некоторым проблемам с G-Sync для работы на некоторых дисплеях HDMI 2.1. В линейке OLED-дисплеев LG были проблемы с выводом 10-битного изображения 4K 120 Гц без субдискретизации цветности (4:4:4).
Было выпущено обновление для моделей 2019 и 2020 годов, чтобы исправить эту проблему, а также странную проблему с мерцанием, которая возникла во время загрузочных экранов.
Не исключено, что эти проблемы будут и дальше возникать по мере того, как консоли следующего поколения впервые подключаются к дисплеям следующего поколения. Некоторые из проблем G-Sync включали мерцание и нежелательную субдискретизацию цветности, из-за чего текст трудно читался в режиме ПК.
LG — один из немногих производителей, внедривших HDMI 2.1 на данном этапе, и вряд ли он будет последним, кто столкнется с такими проблемами.
Однако, как только ошибки будут устранены, игры следующего поколения в станут значительным обновлением по сравнению с предыдущими. Сейчас есть разговоры о 120 кадрах в секунду при полном разрешении 4K.
Между тем, VRR гарантирует, что игры останутся плавными и отзывчивыми, даже если такие высокие цели не смогут быть достигнуты. Это также означает, что падение производительности будет менее заметным, чем в эпоху PS4 и Xbox One.
Однако у технологии есть ограничения. Предстоящий Sony Spider-Man Remastered для PlayStation 5 будет иметь возможность использовать трассировку лучей для определенных элементов, таких как отражения и некоторые тени (ambient occlusion).
Однако, поскольку трассировка лучей ограничивается режимом «визуального качества» с частотой 30 кадров в секунду, технология VRR использоваться не будет. Это интересно, учитывая заявление Microsoft о том, что Series S и X будут поддерживать VRR в диапазоне 30–120 Гц.
Это один из аргументов в пользу использования FreeSync поверх HDMI VRR, если Ваше оборудование поддерживает его. AMD разработала технологию под названием Low Framerate Compensation (LFC), которая помогает сгладить игровой процесс, когда скорость падает ниже 30 кадров в секунду.
Используя методы удвоения кадров, FreeSync LFC уменьшает подергивание, но это не полностью устраняет плохую производительность. Если Вам нужна возможность использовать FreeSync, Вам необходимо убедиться, что приобретенный Вами телевизор или монитор поддерживает его.
Дисплеи нового поколения
Если Вы все еще не уверены, пусть другие испытывают эту технологию. В 2021–2022 годах будет доступно намного больше телевизоров, поддерживающих эту функцию, и они, вероятно, будут дешевле, чем современные модели.
HDMI VRR — это технология нового поколения для игровых консолей нового поколения. В дополнение к панелям с частотой 120 Гц, входам HDMI 2.1 и низкой задержке ввода, VRR является одной из главных функций, которые нужно искать на Вашем следующем игровом телевизоре.
VRR: все, что нужно знать о переменной частоте обновления
Сохранить и прочитать потом —
Стандарт HDMI 2.1 хорош во многих отношениях, но особенно он важен для геймеров – и становится все востребованнее по мере приближения к выходу консолей нового поколения, PS5 и Xbox Series X.
Дело в том, что в HDMI 2.1 реализована поддержка ряда специализированных функций для оптимизации игр, таких как ALLM (автоматический режим низкой задержки входного сигнала), суть которой в автоматическом переключении телевизора в игровой режим с низким уровнем задержки при обнаружении сигнала с консоли. А HFR (высокая частота кадров) позволяет во время игры выводить на экран 60 кадров в секунду.
Но, пожалуй, самой важной из перечня поддерживаемых функций – которой вы к тому же можете воспользоваться прямо сейчас – является VRR. Итак, что же это такое и как это получить? Внимание, спойлер: вам не обязательно потребуется телевизор с поддержкой HDMI 2.1, и в вашей консоли эта опция уже может быть реализована.
Что такое VRR
«VRR» расшифровывается как «переменная частота обновления»; попросту говоря, эта функция позволяет телевизору регулировать частоту обновления в реальном времени в соответствии с частотой кадров на выходе игровой приставки или компьютера.
Если фильмы и телепрограммы воспроизводятся с постоянной частотой кадров (обычно 24 кадра в секунду для фильмов и 24 либо 50/60 – для телепередач), то этот показатель в игре постоянно меняется в зависимости от объема выполняемых процессором операций: менее насыщенная часть игры может воспроизводиться с относительно постоянной частотой, скажем, 50 кадров/сек (хотя в реальности это число почти всегда будет немного колебаться), но в момент внезапного взрывного действия приставка начинает работать гораздо интенсивнее, а частота кадров падает до 30 в секунду или до еще более низкого значения. Эти постоянные и внезапные изменения могут привести к «зависаниям» и разрывам на дисплеях, работающих со статической частотой обновления – то есть практически на всех.
Именно для этого нужна переменная частота обновления кадров. Телевизор, поддерживающий VRR, будет динамически подстраивать свою частоту обновления к частоте смены кадров в игре, точно следуя любым изменениям. В результате мы получим более плавный и стабильный игровой процесс.
Различные форматы VRR
К сожалению, единого формата переменной частоты обновления не существует. Эта технология родилась в мире компьютерных игр в условиях вековечной борьбы производителей видеокарт AMD и Nvidia за первенство в отрасли, поэтому неудивительно, что каждая компания продвигала собственный формат VRR: у AMD он назывался FreeSync, а у Nvidia – G-Sync.
Для тех, кто играет с компьютера, формат VRR будет определяться маркой его видеокарты.
Широко распространено мнение, что для отработки сигнала с переменной частотой обновления с игровых приставок телевизор должен поддерживать либо Freesync, либо G-Sync, но на деле это не так. Существует третий формат VRR, о чем пока мало кто знает – он называется HDMI Forum VRR или просто HDMI VRR.
Новый формат является частью спецификации HDMI 2.1 и все чаще встречается в новых телевизорах – включая те, которые официально оснащены только разъемами HDMI 2.0. Стоит отметить, что телевизор с HDMI 2.1 не обязательно поддерживает HDMI VRR, хотя чаще всего это так.
Консоли с поддержкой VRR
Из консолей нынешнего поколения с VRR совместимы только Xbox One X и Xbox One S. Ни одна из версий PS4, даже PS4 Pro, поддержку переменной частоты не предлагает.
В Xbox One X и One S в основном используется формат FreeSync, но в активе у них также и HDMI VRR. Если ваш телевизор поддерживает FreeSync, то консоль будет посылать сигнал в этом формате; если FreeSync нет, но есть HDMI VRR, то будет применяться он. Вот почему некоторые владельцы ТВ, не включенных в список совместимых с FreeSync моделей, все-таки могут активировать VRR на приставке Xbox.
Обе нынешние версии Xbox поддерживают VRR в диапазоне от 40 до 60 Гц. Xbox Series X обещает более интересную картину. Консоль Microsoft нового поколения будет совместима с HDMI 2.1 и обеспечит VRR для видео в 4K в гораздо более широком спектре – от 30 и аж до 120 Гц – если ваш телевизор на это способен. Кроме того, Xbox Series X будет работать одновременно и с FreeSync, и с HDMI VRR.
Как будут обстоять дела у PS5, пока не вполне понятно. Рассматривая раздел «Видеовыходы» официальных спецификаций, мы нашли в нем строчку «VRR (согласно стандарту HDMI версии 2.1)». Полагаем, что это означает поддержку общего формата HDMI VRR – но FreeSync тоже может быть в наличии, так как графический процессор PS5 произведен компанией AMD.
Телевизоры с поддержкой VRR
За вычетом нескольких исключений общее правило таково: если ваш телевизор оснащен разъемами HDMI 2.1, он должен быть совместим с VRR. Проблема в том, что аппаратов с интерфейсом HDMI 2.1 пока не так много. К счастью, некоторые модели ТВ с портами HDMI 2.0 поддерживают часть функций HDMI 2.1, включая VRR.
Чаще всего эта функция встречается в моделях LG и Samsung.
OLED-телевизоры LG уже пару лет сертифицированы по стандарту HDMI 2.1, поэтому владельцы линеек B9, C9, E9 и W9 2019 года, а также таких ЖК-моделей премиум-класса, как SM9800, могут использовать функцию VRR с частотой до 60 Гц. Линейки GX, CX и BX нынешнего года поднимают планку, поддерживая VRR для 4K вплоть до 120 Гц, благодаря чему идеально сочетаются с консолями нового поколения. G-Sync и HDMI VRR предлагаются в стандартной комплектации, официальная поддержка FreeSync будет подключена в моделях 2020 года после очередного обновления прошивки.
Топовые ТВ Samsung чаще всего не имеют официальной сертификации HDMI 2.1, но уже достаточно давно совместимы с VRR. Все QLED-телевизоры компании 2018 года, начиная с флагманского Q9FN и заканчивая Q6FN, поддерживают VRR до 60 Гц в форматах FreeSync и HDMI VRR. То же можно сказать об QLED-моделях 2019 года от Q60R и выше, а также о великолепном ЖК-телевизоре RU8000.
Что касается моделей Samsung 2020 года, то для получения VRR необходимо приобрести по меньшей мере Q70T – Q60T и TU8000, к сожалению, его не поддерживают. Те 4K-ТВ, которые оснащены VRR (Q70T, Q80T, Q90T и Q95T), похоже, ограничиваются частотой 60 Гц; сейчас это не так принципиально, но может стать проблемой, если вы решите обновиться до Xbox Series X или PS5. Мы обратились в Samsung за комментарием и сообщим о результатах.
У других производителей VRR встречается достаточно бессистемно. Среди моделей Sony этой функцией располагает только новый XH90 (у некоторых дилеров он продается под названием XH92), а Panasonic и Philips в настоящее время не выпускают телевизоров с VRR.
Если вы любите игры и хотите обеспечить возможность использования переменной частоты обновления, планируя в будущем покупку новой консоли, обязательно обратите внимание на наличие такой опции у выбранного телевизора. И помните, что даже разъемы HDMI 2.1 на корпусе ТВ не являются железной гарантией поддержки VRR.
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», октябрь 2020 г.
VRR — что такое «адаптивная синхронизация частоты кадров»?
Содержание
Содержание
Геймеры бывают разные: одним важен сюжет, а графика остается на втором плане, другие готовы отдать все, чтобы выжать из компьютера как можно больше заветных кадров в секунду. Но, как активно и часто они ни улучшают для этого игровую систему, визуально не все оказывается гладко: как ни крути, в играх остаются разрывы изображения. Производители нашли, как это исправить — при помощи технологий адаптивной синхронизации кадров, например, VRR. Разберемся, что это такое и чем отличается от остальных технологий.
Представим, что монитор включается и выключается шесть раз в секунду, то есть, работает с частотой 6 Гц. За это время видеокарта успевает подготовить шесть кадров. Они работают синхронно: каждый кадр отображается ровно в момент включения дисплея, поэтому на экране показывается вся информация без изменений. Если видеокарта способна подготовить за тот же промежуток времени не шесть, а семь кадров, то монитор с частотой развертки 6 Гц не сможет отобразить все отрисованные кадры в правильном порядке, но кое-как попытается это сделать. Так как один кадр всегда остается лишним, в какой-то момент на дисплее окажется изображение, составленное из двух кадров, наложенных друг на друга.
Это явление известно как «тиринг». Оно проявляется независимо от мощности процессора, видеокарты, а также «крутости» телевизора и монитора. В результате постоянного «подселения» лишних кадров к тем, которые попали по адресу во время включения монитора, в непрерывном геймплее возникают сдвиги и разрывы. Чтобы исправить это и вернуть игровому процессу плавность, производители придумали технологии синхронизации частоты кадров. Среди уже известных способов, которые мы обсуждали в отдельном материале, есть и совсем новые — например, VRR.
Вспомним основные технологии:
V-Sync — программный способ синхронизации кадров. Технология поддерживается на уровне софта, поэтому может быть включена в любой игре и любом проекте. Принцип работы прост до безумия: драйвер считывает частоту обновления монитора и ограничивает количество кадров, выдаваемых видеокартой, до этого значения. Например, при частоте развертки монитора 60 Гц вертикальная синхронизация ограничит график кадров на отметке 60 fps. Для большинства игровых задач этого достаточно: разрывы исчезают, картинка становится плавной.
Безупречная работа этой функции продолжается ровно до тех пор, пока видеокарта способна обрабатывать необходимое количество кадров в секунду. Если же графический ускоритель снизит частоту хотя бы до 59 fps, то V-Sync автоматически установит ограничение, кратное двум. Тогда на экране станут отображаться не 59 или 60 кадров, а ровно 30 — так, чтобы монитор снова работал синхронно с каждым кадром. В этом и заключается главный недостаток вертикальной синхронизации, который удается обойти с помощью новых технологий.
G-Sync — фирменная технология синхронизации кадров NVIDIA, которая значительно отличается от программного метода. В этом случае не кадры подгоняются под частоту монитора, а частота монитора устанавливается динамически таким образом, чтобы каждое включение монитора соответствовало одному готовому кадру. Естественно, технология обладает ограничениями: работа синхронизации возможна в пределах от 30 fps до 240 fps. И пока тандем не выходит за рамки этих ограничений, все выглядит идеально. Стоит видеокарте сфальшивить и опустить частоту кадров ниже минимума, как волшебный «джисинк» превращается в обычную вертикальную синхронизацию.
Работа этого метода зависит от аппаратных возможностей монитора и видеокарты. Для активации G-Sync пользователю необходимо подружить совместимый дисплей с «зеленым» ускорителем не старше 10-го поколения. Ограничения обусловлены проприетарностью технологии: NVIDIA разрешает использовать свои наработки только в рамках лицензии, расходы на ее приобретение производители мониторов перекладывают на покупателей. Туда же они включают стоимость дополнительного модуля — что-то вроде отдельного компьютера в корпусе монитора, который отвечает за работу синхронизации. Отсюда завышенная стоимость мониторов с поддержкой этой функции.
FreeSync — технология синхронизации кадров от компании AMD. По традиции производитель превращает сложные вещи в простые и делает дорогое волшебство доступным каждому. Поэтому «красная» технология работает так же хорошо, как G-Sync, но не требует установки дополнительного компьютера в монитор, а также разрабатывается в открытом порядке — без лицензий и «переплат».
Вторая версия FreeSync поддерживает расширенный диапазон частот от 9 Гц до 240 Гц. При этом для активации синхронизации кадров подойдет не только фирменный ускоритель, но также любые видеокарты NVIDIA не старше 10-го поколения. Таким образом, для использования этой технологии достаточно обладать подходящим монитором или телевизором.
VRR (Variable refresh rate) — относительно свежая технология адаптивной синхронизации. На самом деле, это собирательное название для всех алгоритмов синхронизации. Поэтому для технологии, о которой идет речь в материале, лучше использовать название HDMI Forum VRR.
Приставка «HDMI» в расшифровке аббревиатуры говорит о том, что VRR является частью одноименного стандарта передачи данных. И это не первая попытка создать технологию, привязанную к разъему. Ранее функцию под названием VESA Adaptive Sync получил стандарт DisplayPort — те же «кадры», только в профиль.
С появлением новой версии HDMI телевизоры и передающие устройства научились понимать высокую частоту развертки в разрешении 4К, автоматически распознавать контент и подстраивать работу телевизора под игры, а также регулировать частоту обновления экрана динамически, как это делают игровые мониторы с поддержкой G-Sync и FreeSync. Соответственно, VRR работает идентично перечисленным выше технологиям, но имеет несколько преимуществ.
VRR может работать не только на устройствах с поддержкой HDMI 2.1, но также и через HDMI 2.0. Даже в таком режиме пользователь получает эффект плавной картинки. Отличие только в максимальном разрешении и частоте развертки. Если HDMI 2.1 переваривает до 120 fps в разрешении 4К, то HDMI 2.0 ограничен частотой 60 Гц.
С появлением VRR производителям игровых консолей больше не нужно использовать дополнительное ПО в прошивке, чтобы реализовать работу FreeSync или G-Sync. Все уже давно предусмотрено в HDMI, который они, в любом случае, реализуют в своих системах. Более того, производителям телевизоров также можно вздохнуть полной грудью и избавиться от забот по реализации проприетарных технологий синхронизации частоты.
При подключении ПК или консоли к телевизору с поддержкой FreeSync режим HDR Dolby Vision отключается. Технология синхронизации AMD является отдельной функцией и занимает часть ширины потока HDMI, поэтому некоторые полезные надстройки деактивируются. С VRR такого не случится. Для этой технологии адаптивной частоты выделен собственный канал, используя который, функция не мешает работе остальных сигналов и потоков.
На чем работает
Даже на начальном этапе распространения функции большинство видеокарт и современных телевизоров оказываются совместимыми с VRR. Технология привязана к стандарту передачи данных и не может быть «вырезана» производителем телевизора или графического ускорителя. Поэтому она поддерживается не только новыми устройствами, но даже прошлогодними видеокартами типа NVIDIA RTX 2000 или AMD Radeon RX 5000 серии. Ходят слухи, что в будущем поддержку новой технологии получат даже устройства со встроенной графикой Intel.
VRR активно интегрируется в телевизоры LG, начиная с моделей 2020 года, а также в модели Samsung серий Q80 и Q90 и новее. Поддержка технологии заявлена и производителями игровых консолей: Xbox One, Xbox Series и PlayStation 5. До обновления ПО предыдущие консоли Microsoft работали только с Freesync, а прошлые устройства Sony до сих пор довольствуются обычной вертикальной синхронизацией.
Как включить
Для активации VRR необходима не только аппаратная совместимость комплектующих, но и программная поддержка со стороны операционной системы. VRR появилась в Windows 10 после обновления до версии 1903, где функция существует как дополнение к G-Sync и FreeSync, а не отдельная самостоятельная технология.
Разработчики заявляют, что включение опции не влияет на работу остальных технологий синхронизации, а лишь дополняет их в тех проектах, где нет поддержки других алгоритмов. Например, в играх с DirectX 11, а также в случаях, когда режим работы G-Sync не покрывает задачи пользователя: не хватает диапазона поддерживаемых частот, или поддержка G-Sync и FreeSync просто отсутствует в мониторе.
Чтобы включить адаптивную синхронизацию частоты в Windows 10, необходимо:
После этого отправляемся в Настройки:
Система:
Дисплей:
Настройки графики:
И нажимаем «Включить VRR»:
Работает?
Чтобы убедиться в работе VRR, подключим игровую сборку с графическим ускорителем NVIDIA RTX 2070 Super к телевизору линейки LG 916NANO и запустим игру без поддержки G-Sync или FreeSync. Панель обладает разрешением 4К, а также поддерживает современные плюшки: HDR, Dolby Vision, HFR, LFC и все актуальные технологии синхронизации частоты кадров. Не забываем проверить настройки в панели управления видеокартой. Для AMD ищем пункт FreeSync, а для NVIDIA надстройку G-Sync:
После успешной активации режима адаптивной надстройки частоты телевизор сообщит об изменении профиля работы, после чего в игровых настройках графики необходимо отключить классическую вертикальную синхронизацию. Правильная настройка покажет себя в геймплее. Если все настроено верно, в игре исчезнут разрывы изображения и смена кадров станет плавной. Как в этом примере:
Третий — лишний?
Очередная технология адаптивной синхронизации не обещает стать единственным решением, которое заполнит рынок и вытеснит остальные методы. Наоборот, каждый производитель развивает собственный стандарт, улучшает его и модернизирует, что играет на руку пользователю и производителям аксессуаров. Выбирай любую технологию и все равно попадешь в цель. Появление VRR на рынке игровых устройств не стало революцией, как это было с выходом технологии NVIDIA. Но кое-что полезное новый алгоритм все-таки принес — это глобальная стандартизация и упрощение технологий, что помогает активно «въезжать» на рынок игровых устройств даже самым бюджетным моделям телевизоров и мониторов. Как ни удивительно, это снова идет на пользу потребителю — профит, да и только.