Wardruna что означает знак
Wardruna: эпичный и аутентичный норвежский фолк, по тяжести не уступающий металу
Когда хочется эпичного, но аутентичного скандинавского фолка, Wardruna нужно включать в первую очередь. Они играют гипнотическую музыку, моментально перемещающую слушателя на драккар у берегов Норвегии тысячелетней давности. Столь же сильным эффектом обладает и великолепный саундтрек Assassin’s Creed: Valhalla — к которому также приложил руку участник проекта. На днях у Wardruna вышел новый диск Kvitravn, а значит, самое время рассказать о группе подробнее.
Wardruna — это проект блэк-металистов
Все началось с культовой группы Gorgoroth — с настоящего норвежского блэка старой школы. Громкая, пугающая, сатанинская, вызывающая музыка, а на концертах — огонь, пентаграммы и головы овец на кольях. Поначалу сложно поверить, что мелодичная фолк-группа могла выйти из такого. Однако блэк-метал и норвежская этника сильно связаны, о чем я уже писал в статье про викинг-метал (и там же впервые упомянул Wardruna).
Wardruna была основана барабанщиком Gorgoth Эйнаром Селвиком и вокалистом Гаалом в 2003 году. Эйнар проповедует неоязычество и анимизм, а Гаал придерживается скандинавского шаманизма — на этом они и сошлись. Сатанинская тематика для них, как и для большинства блэкеров, была лишь самой прямой формой протеста против христианства. Впрочем, хоть у Wardruna и два основателя, это всегда был проект Селвика, который в проекте и пел, и играл на всех инструментах, и сам сочинял музыку.
«Я долгое время размышлял над тем, чтобы сделать нечто более традиционное. Еще в детстве для меня были важны мои корни, поэтому я чувствовал потребность создать что-то, к чему лежало мое сердце. К тому же я, продолжал изучение эзотерики и древних северных традиций. Проект начал складываться в 2001 году, а в 2002 появились первые записи. И с тех пор Wardruna постепенно развивалась» — Эйнар Селвик.
Изначально Wardruna была для обоих музыкантов сайд-проектом
Гаал, к примеру, параллельно продолжал петь в Gorgoth до 2007 года. Но довольно быстро новая группа обросла музыкантами, привлекла к себе внимание и полностью заняла своих основателей. А ведь поначалу Эйнар и Гаал даже не собирались выступать с материалом Wardruna вживую — группа задумывалась как исключительно студийная.
«Концерт группы — это церемония, во время которой общение с публикой происходит в основном на языке музыки. Я почти не разговариваю, не импровизирую, не описываю инструменты — только музыка, от начала до самого конца» — Эйнар Селвик.
Известность группе принес сериал «Викинги»
Дебютник Wardruna, Runaljod – Gap Var Ginnunga, вышел в 2009 году. Банда потихоньку наращивала фан-базу и начала давать живые концерты — впечатляющие, стоит сказать. Но резкий скачок известности произошел именно из-за «Викингов». В 2014 году стало известно, что Эйнар Селвик напишет саундтрек ко второму сезону сериала вместе с композитором шоу Тревором Моррисом. В итоге вышедший в 2016 году третий альбом группы Runaljod – Ragnarok моментально взлетел на первое место чарта Billboard в категории «музыки народов мира».
И с тех пор банда хватку не ослабляет, даже несмотря на то, что в 2015 году она лишилась своего сооснователя — группу покинул Гаал. Впрочем, ссор и скандалов не было, он остался другом Wardruna. В 2018 году группа была уже настолько большой, что после выпуска альбома Scald их подписал мейджор Columbia, на котором и вышел новый диск. Пластинка Scald была рискованной: вместо эпичного фолка с богатой аранжировкой Эйнар записал сборник скальдских песен с минимальным музыкальным оформлением. Мощи его голоса хватило, чтобы на себе вытянуть всю запись — во времена викингов Селвик наверняка стал бы уважаемым скальдом!
У музыки Wardruna невероятный напор, из-за чего она часто звучит тяжелее иного фолк-метала
И новый альбом демонстрирует это с первого же трека, не затягивая — поэтому для знакомства с группой он подойдет идеально. Эйнар Селвик очень увлечен своей культурой и глубоко в нее погружен — он регулярно проводит лекции в университетах, где рассказывает об истории скандинавской музыки и народных инструментов. В результате музыка Wardruna звучит максимально аутентично, будто это действительно песни древней Норвегии. Поэтому Селвика позвали писать саундтрек для «Викингов» — и поэтому же он был среди трех композиторов, писавших музыку для Assassin’s Creed: Valhalla — уж в этом плане Ubisoft все сделали правильно.
Альбом Kvitravn хорош еще и своей плавающей динамикой. Он очень аккуратно следует от качающих боевых песен к спокойным, почти скальдским напевам. От экспрессивного вокала к убаюкивающим инструментальным секциям и обратно. Диск даже можно назвать кинематографичным — его просто интересно слушать.
«Несмотря на неразрывную связь с прошлым, я полностью отдаю себе отчет в том, что пишу современную музыку, на основе древних знаний создаю новые произведения. Это не диссертация по истории и не слепая переработка старых песен на современный лад. Это воссозданные с помощью древних инструментов идеи, которые сегодня не утратили актуальность» — Эйнар Селвик.
Wardruna возрождает древнескандинавские традиции
В 80-ые и 90-ые радиостанции и МTV были единственным источником для поиска новой музыки. А сейчас чаще всего я нахожу любимых исполнителей с помощью саундтреков к фильмам и телесериалам.
Так случилось и с Wardruna, норвежским музыкальным проектом, созданным Эйнаром «Квитрафном» Селвиком.
Их второй альбом, Иггдрасиль (названный в честь дерева, соединяющего девять миров в скандинавской мифологии), был выпущен в марте 2013 года. Но только когда музыка Wardruna прозвучала в сериале Викинги на History Channel, группа начала набирать популярность. В итоге, продюсеры телесериала напрямую связались с Селвиком, предлагая сотрудничество с композитором Тревором Моррисом (главным композитором телесериала Борджиа) для создания саундтрека ко второму сезону. После того, как мы разыскали Селвика через его вебсайт, мы были раду шансу поговорить с ним о его интересе в скандинавской истории, проблемах в создании собственных репродукций древних инструментов и о том, как его успех в Викингах повлияет на третий альбом Wardruna, который он надеется выпустить в следующем году.
— ЧТО ИЗНАЧАЛЬНО ВДОХНОВИЛО ВАС НА СОЗДАНИЕ ЭТОГО ПРОЕКТА?
Еще ребенком меня захватили древнескандинавские рассказы и истории. Видение мира как разделение на белое и черное, добро и зло сильно отличается от монотеистического понимания. Здесь все намного сложнее. Я думаю, к этому относится большинство людей. Это только начало.
В подростковом возрасте мое увлечение эзотерикой и спиритизмом старых традиций усилилось. Но никто не интерпретировал эти вещи в музыке. Я захотел попробовать. Я чувствовал необходимость сделать что-то более значимое для меня лично. Я сделал первую запись Wardruna в 2002-2003. Из-за всего процесса изучения и создания инструментов, ушло семь лет, чтобы закончить тот альбом.
— КАК ВЫ НАШЛИ СВОИ ИНСТРУМЕНТЫ?
Когда я начал копаться в исходном материале, я натолкнулся на инструменты, которые были необходимы. В тот момент, было очень мало тех, кто делал или играл на них. Я вынужден был или найти того, кто сможет сделать это либо сделать все самому. Это был долгий и утомительный процесс, но это стоило того.
Инструменты из натурального материала отличаются от тех, с которыми мне приходилось работать. В некотором смысле они живые и имеют свою волю. При создании бубнов старым способом, я не охотился на животного, но сдирал кожу, обжигал ее и соскабливал.
Это очень монотонный и трудоемкий процесс, но на самом деле довольно красивый, так как ты медленно оживляешь животное в новой форме. После этого процесса, мое отношение к инструментам стало более личным и анимистическим.
— МУЗЫКА WARDRUNA ОСНОВАНА НА РУНАХ СТАРШЕГО ФУТАРКА. КАК ОНИ ВАС ВДОХНОВИЛИ?
Из-за того, что сохранилось мало информации о рунах Старшего Футарка, существует множество заблуждений. Даже названия рун базируются на реконструкции, сделанной одним рунологом в 1800-х годах.
Само слово «руна» имеет множество значений: оно может означать как фонетическую систему, так письмо, тайну, знание, умения, скрытую мудрость или магическую песню. В финской традиции народной медицины, магические песни всегда называются рунами. Считалось, что знание тайны рун это высший уровень познания, которым можно овладеть. Поэтому, это то к чему я подходил с большим уважением.
Существует три разные рунические поэмы – норвежская, исландская и англо-саксонская. Они похожи на обучающие пословицы или загадки. Воспроизводя их с помощью музыки, моя творческая концепция заключалась в истолковании их посыла.
Если я работаю с руной B, символизирующую березу, я иду в лес и играю на березе. Если я работаю с водой, я использую звук воды, стоя посередине реки, пока распеваюсь. Идея в том, чтобы поймать соответствующие места и воплотить их в музыке.
— ПОСЛЕДОВАЛИ ЛИ ЗА ВАМИ ФАНАТЫ ИЗ ВАШЕЙ КАРЬЕРЫ МЕТАЛЛИСТА В НОВЫЙ ЖАНР?
Хотя я и начинал как металлист, такие группы как Gorgoroth были всего лишь работой. Не считая мощное художественное выражение, я не был способен задействовать свой
творческое видение.
Когда я начал играть в Gorgoroth и поближе познакомился с Кристианом, оказалось, что у нас есть что-то общее: мы оба язычники и оба интересуемся своими корнями и историей. Когда я основал Wardruna, естественно, я пригласил его. С самого начала он был тем, с кем я обсуждал свои идеи. Всю концепцию мы создали вместе.
Я был удивлен увидеть, как много людей из мира металла увлечены Wardruna. Реакция была ошеломляющей.
— КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ОНИ ТАК БУРНО РЕАГИРУЮТ?
Я занимаюсь этим проектом благодаря собственному побуждению. Все остальное это лишь дополнение Нечто другое становится индустриальным, будь то пищевая промышленность или музыкальная индустрия, исчезает идея.
Я думаю, все больше и больше людей хотят найти в музыке смысл. Раньше Black Metal был больше о замысле в музыке, техника и качество звука были чем-то второстепенным. Сегодня же внимание уделяется технике и тому, как хорошо звучат композиции.
Но музыка обладает совершенно уникальной способностью нести смысл, даже если мы ее не задействуем. Сила звука, сила слов и сила вашей воли являются ключевыми компонентами в северной эзотерической традиции.
— ЧТО ВАС ПОДТОЛКНУЛО К СОЗДАНИЮ МУЗЫКИ ДЛЯ ТЕЛЕСЕРИАЛА ВИКИНГИ?
В самом начале предполагалось, что фильм будут снимать здесь в Норвегии. Я пытался связаться с ними, так как думал, что им нужны некоторые мои записи, но мне никто не ответил. За три или четыре месяца до того, как первый сезон вышел в эфир, съемочная группа Викингов связалась с нами, чтобы лицензировать несколько наших песен. Они получили массу положительных отзывов по музыке.
Когда началась работа над вторым сезоном, авторы захотели использовать больше моей музыки в середине серий. Поэтому меня спросили, будет ли мне интересно работать с Тревором Моррисом, главным композитором сериала. Мы быстро обнаружили, что нам нравится работать вместе, и нравятся результаты нашего сотрудничества. Все это для меня стало уроком, и я действительно благодарен за то, как хорошо приняли мою музыку.
— КАКИЕ ПЛАНЫ ПО ПОВОДУ ТРЕТЬЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АЛЬБОМАТРИЛОГИИ?
Самая главная задача сделать хороший альбом, который, надеюсь, будет готов к концу 2015 года. Это единственное, что имеет значение, когда создаю то, чем горжусь. Я был очень строг в следовании своей первоначальной концепции, однако, это весьма трудоемко.
Успех в музыкальной индустрии в первую очередь заключается в создании хорошей музыки, и только потом в признании. Быть частью Викингов это основная возможность для Wardruna привлечь новых слушателей. Я понимаю, что Wardruna в состоянии охватить гораздо более широкую аудиторию потому что, хотя я и работаю c скандинавским материалом, темы же универсальны. Все дело в отношении человека к природе, к друг другу и к чему-то большему, чем ты сам.
Wardruna что означает знак
Официальный сайт
Страна: Норвегия
Годы: 2003-.
Жанр: Дарк-фолк/неофолк/языческий фолк, норвежский фолк, дарк-эмбиент
Основной состав:
Квитрафн: вокал, все инструменты
Линди Фэй Хелла: вокал
Гаал: вокал
Хальвард Кливлэнд: норвежский фиддл
Дискография:
Runaljod – Gap Var Ginnunga (2009)
Runaljod — Yggdrasil (2013)
Runaljod — Ragnarok (2016)
Wardruna – это норвежский музыкальный ансамбль, созданный Kvitrafn’ом (в миру Айнар Сельвик), бывшим барабанщиком группы Gorgoroth. В проекте участвует также Gaahl в качестве вокалиста. Wаrdrunа – это группа музыкантов Норвегии, призванная познать и пробудить глубины древнескандинавской мудрости и духовности. Древняя норвежская / нордическая музыка – один из источников композиций, исполненных на аутентичных музыкальных инструментах.
Тема проекта – северные руны. Сажая новые зёрна, укрепляя старые корни. в 2009 году Wardruna очаровала слушателей своим дебютным альбомом «Runaljod – Gap Var Ginnunga», работа над которым длилась целых шесть лет и который являлся лишь первой частью из задуманной автором трилогии. Несмотря на то, что музыканты мало афишировали свой проект и не давали концертов, Wаrdruna уже получила известность благодаря тому, что именно эта музыка звучала в фильме Петера Бесте «True Norvegian Black Metal».
В последующие годы коллектив потратил много времени для того, чтобы адаптировать свою музыку к формату выступлений и создания «ансамбля» как такового. (отсюда)
Wardruna что означает знак
Вернемся к процессу записи. Правильно ли я понимаю, что технически он, скажем так, несколько отличается от традиционной студийной записи стандартного рок-формата?
— Ну, во-первых, мой подход работе с рунами зачастую требует кропотливой и тщательной подготовки, это очень непростой процесс, И потому очень скоро я понял, что в вопросах записи мне лучше все делать самому. Основное отличие от обычной студийной записи заключается в том, что на это уходит гораздо больше времени. Следующая сложность заключается в записи на открытом воздухе: здесь тебе приходится сталкиваться с препятствиями, которых в студии просто нет. В остальном же, все примерно так же, как и на любом другом альбоме. Точно так же подключаешь микрофоны и записываешь, только вешаешь их не на инструменты, а на деревья и камни.
А тяжело было учиться горловому пению? У меня лично, после пятидесяти минут начинает дико саднить горло.
— Да нет, после того, как перестает першить в горле, все очень просто. Я сам освоил эту технику, так сказать, экспериментальным путем.
С учетом необычности материала и используемых для исполнения инструментов. Wardruna будет существовать только как студийный проект, или живьем ты тоже планируешь играть?
— Я собираюсь выступать ‘живьем’, но, видимо, не раньше выхода первого альбома.
Ты бы предпочел играть в закрытых помещениях или на открытых площадках?
— Мне кажется, и у того, и другого варианта есть свои преимущества. В идеале, конечно, хотелось бы играть в лесу, в пещере или на горе на какой-нибудь, но с этим могут возникнуть определенные и, боюсь, неразрешимые технические трудности.
Ок. Теперь, если не возражаешь, несколько вопросов не про Wardruna. Как продвигаются у тебя дела с Jotunspor? Есть какие-нибудь новости?
— Сейчас я как раз готовлю к выпуску первый официальный мерчандайзинг, и только что вышел первый пикчер-винил Jotunspor. По поводу второго альбома пока никаких конкретных планов нет, но, возможно я начну над ним работать после выхода Wardruna.
Ясно, следующий вопрос тоже не по теме, хотя и вряд ли он будет неожиданным. Что ты думаешь по поводу того, что сейчас происходит с Gorgoroth, и как ты относишься к тому, что Норвежское агентство по патентам решило отдать имя Гаалу и Кингу?
— Я полагаю, что то, что я, или кто бы то ни было еще думает по поводу принадлежности имени Gorgoroth. совершенно нерелевантно. Скажу только, что все не так просто, как кажется; только потому, что Инфернус был в этой группе со дня основания, еще не значит, что имя автоматически должно принадлежать ему. В этой истории, как и в любой другой есть две правды и, к счастью, не мне разбираться и решать, кто прав.
Как музыкант ты себя чувствуешь ближе к блэку или фолку?
— Я бы сказал, что традиционная музыка мне ближе. Но мне также кажется, что между этими двумя стилями очень много общего, в том смысле, что и в том, и в другом очень сильно присутствует визуальный аспект.
DARKER
онлайн журнал ужасов и мистики
Новости и анонсы
Авторские колонки
Мероприятия
Что пророчат руны…
Исполнитель: Wardruna
Жанр: Nordic Folk/Dark Ambient/Ritual Ambient
Страна: Норвегия
Издатель: By Norse Year
Дата выхода: 21 октября 2016 г.
Тематика скандинавской мифологии уже давно перестала быть чем-то диковинным в мире андеграундной музыки. Более того, концепция сия год от года становится все более популярной и давно уже вышла за пределы границ самого Скандинавского полуострова в частности и Европы в целом. Но по большому счету творчество отдельных музыкальных коллективов (преимущественно исполняющих метал), вдохновленных нордической мифологией, носит достаточно поверхностный характер и, как правило, не заходит далее батально-героических фрагментов. Норвежский фолк-ансамбль Wardruna по всем показателям является приятным исключением из набивших оскомину клише.
С самого начала своего основания в 2003 г. этот уникальный проект под руководством Эйнара Селвика, ранее известного как барабанщика блэк-метал группы Gorgoroth, движется в ритуально-бытовом направлении, перекладывая на музыку язык древних рун через призму мировоззрения древнего скандинава, в первую очередь, простого труженика, а не воина или мореплавателя. Аутентичные этно-инструменты, эмбиентые фрагменты, мужские и женские вокальные линии, хоры, элементы северного шаманизма, тексты на старонорвежском языке, а также неповторимая чарующая ритуальная атмосфера привлекли к творчеству Wardruna взоры сотен почитателей.
Последующие студийные альбомы «Runaljod – Gap Var Ginnunga» (2009) и «Runaljod – Yggdrasil» (2013) принесли группе небывалый почет и уважение среди особо продвинутой публики и повысили интерес к скандинавской культуре, а участие композиций в саундтреке к популярному историческому сериалу «Викинги» вывело Wardruna на новый уровень известности.
В минувшем году Эйнар Селвик представил долгожданную пластинку «Runaljod – Ragnarok», заключительную часть задуманной им трилогии. И если первый альбом Wardruna был основан на тематике зарождения жизни во Вселенной, а второй – на происхождении девяти миров Древа Жизни, ясеня Иггдрасиля, то новая работа вполне логично опирается на толкование сути Рагнарёка, пророчащего гибель богам и всему сущему на земле. И, как всегда, Селвик и его подручные подошли к этой задаче предельно тщательно и осмысленно, мастерски переплетая удивительную звуковую картину легкими мазками глубокой метафоричности и духовного символизма.
На первый взгляд может показаться, что Wardruna зазвучала в разы проще и даже примитивнее, но чем больше погружаешься в атмосферу нового альбома норвежцев, тем глубже начинаешь проникаться заложенной в нем ступенчатой идеологией. Композиция «Tyr», повествующая о бесстрашном боге войны, желавшем усмирить чудовищного волка Фенрира, дает начало всему действу, и в дальнейшем музыкальная составляющая развивается преимущественно за счет участия громоподобного норвежского рога, воссоздающего рев легендарного Гьяллархорна, в который трубит Хеймдалль, и ритмичных барабанов, принимающих то грозный маршеобразный, то ритуальный темп. Мистические ноты в звучание композиций привносят мощные хоры, женские напевы в исполнении Линди Фей Хелла, шаманское горловое пение, ритуальные перкуссии, минималистичные партии струнных инструментов, а также эмбиентные вкрапления звуков гудящего огня, грохота первородных льдов, плеска воды и урчания огромного бизона, символизирующего собой мифологическую корову Аудумлу, вскормившую великана Имира, из тела которого возник весь мир. Благородные асы пали в жесточайшей битве, опаленные огнем великана Сурта, конец света наступил. Но следуя цикличной природе вещей, за гибелью всегда следует возрождение.
Таким образом, вторая часть «Runaljod – Ragnarok», берущая начало с «Mannar – Liv», имеет куда больший эмоциональный окрас, олицетворяющий зарождение нового мира, богов и, конечно же, самого людского рода. Все чаще проявляют себя акустические струнные – нежная лира и уже знакомая нам резонирующая хардангерфеле (традиционная норвежская скрипка), без которых в принципе трудно представить альбомы Wardruna. В звучание хора вливаются нотки умиротворения и торжественности, голоса Эйнара и Линди все чаще звучат обособленно, примеряя роли новых прародителей человечества.
Как повествует композиция «Raido», новая жизнь – это новые радости, свершения, трудности и опасности в неустанной борьбе с природными стихиями, и вряд ли кому дано узнать жребий, приготовленный судьбой («Pertho»). И только тот, кто хранит верность своему роду, общине, сможет обрести подлинное бессмертие в своих потомках («Odal»). Кульминацией альбома выступает величественная и светлая композиция «Wunjo», в которой главенствует детский хор как символ новой жизни и неувядающего могущества природы. И, подчиняясь ее извечному круговороту, альбом замыкает цикл своего развития в финальном треке «Runaljod», который весьма недвусмысленно возвращает нас к началу «Runaljod – Gap Var Ginnunga».
Что ж, таким или примерно таким предстает перед нами новое, продуманное до мелочей и невыразимо одухотворенное творение Wardruna. Почему «примерно»? Потому что каждый слушатель должен самостоятельно осознать суть того посыла, который кроется в этих рунах, ставших основой для столь выдающегося произведения. Воистину, музыка норвежцев – это врата, ведущие вглубь позабытых первобытных верований, когда человек мучительно искал ответы на насущные вопросы о своем естестве и о мироздании. Вопросы, многие из которых и по сей день остаются открытыми. И, как знать, может быть именно магическая сила рун может растолковать нам значение всего сущего?
Так или иначе, кропотливые труды Эйнара Селвика получили более чем достойнейшее завершение, и, будучи одурманенным первородной магией этих трех альбомов, можно только гадать, в каком направлении двинется дальше удивительный проект Wardruna.