White pvc экран что это такое
Полотна для экрановот компании Draper
Содержание
Введение
Мы продолжаем серию статей про материалы, используемые при изготовлении рабочих поверхностей проекционных экранов. В предыдущих статьях мы рассмотрели материалы компаний Projecta [1] и Stewart Filmscreen [2]. Героями данной статьи стали пять материалов от компании Draper [3].
Обзор литературы
Приведем заявляемые производителем характеристики материалов [4, 5, 6, 7] (с минимальной редакцией):
Fiberglass Matt White, AT1200, High Contrast Grey — отражающая поверхность на тканной текстильной основе. Материал удобно подвешивается, его поверхность выглядит абсолютно плоской благодаря жесткой, прочной и утяжеленной основе.
HiDef Grey и Cineflex — эти экранные материалы состоят из винила без основы, которую требуется натянуть, чтобы обеспечить необходимую плоскость.
Подробнее про каждый материал в отдельности (в скобках приведены используемые в дальнейшем сокращения):
Fiberglass Matt White (FMW) — виниловая матово-белая поверхность с основой из переплетенного стекловолокна. Рассеивает свет от проектора по всем направлениям, поэтому допускает просмотр под любым углом. Рекомендуется использовать с любыми яркими проекторами. Не рекомендуется использовать в условиях внешней засветки. Коэффициент усиления равен 1.
AT1200 (AT) — инновационный универсальный акустически прозрачный материал. Он плетеный, а не перфорированный, за счет чего уменьшаются потери света и четкости изображения. Это революционное достижение позволяет зрителю (и слушателю) располагать центральный громкоговоритель прямо за экраном, что является оптимальным местом для наиболее адекватного воспроизведения звука. Имея более 76 тысяч микропор на квадратный фут, этот материал обладает теми же характеристиками звуковой прозрачности, что и высококачественный материал, применяемый в грилях акустических систем. Отражающие свойства аналогичны материалу Fiberglass Matt White. Возможные размеры — до 6 на 8 футов или 10 футов по диагонали. Не рекомендуется для экранов шириной менее 80 дюймов (203 см), если используется LCD- или DLP-проектор (видимо, чтобы не было интерференции с пиксельной структурой — комментарий наш).
HiDef Grey (HDG) — материал серого цвета для фронтальной проекции, который обеспечивает более высокую контрастность и глубину черного, чем обычные материалы. Пониженный коэффициент усиления позволяет использовать совместно с современными яркими проекторами. Серый цвет поверхности допускает больший уровень внешней освещенности в аудитории, чем обычные покрытия.
High Contrast Grey (HCG) — материал с серой поверхностью обеспечивает высокую четкость, улучшает глубину черного без ущерба для отображения белого и светлых оттенков изображения. Серый цвет поверхности допускает больший уровень внешней освещенности в аудитории, чем обычные покрытия. Имеет коэффициент усиления 0,8, что позволяет использовать его совместно с современными яркими проекторами.
Cineflex (CF) — виниловый материал для обратной проекции нейтрально-серого цвета. Обеспечивает высокое разрешение и отличную контрастность изображения даже в освещенном помещении. Совместим с любыми типами проекторов.
Для очистки всех перечисленных материалов производитель рекомендует использовать мягкую жидкость для мытья посуды, разбавленную теплой водой. В завершении необходимо промыть поверхность чистой водой и тщательно вытереть насухо, удалив все следы моющего средства.
Экспериментальная часть
Образцы материалов были предоставлены в виде кусков полотен размером примерно 20 на 25 см. Образец материала AT1200 был вклеен в черную картонную рамку. К сожалению, из-за разницы в размерах образцы полотен от Draper не удалось корректно сравнить с образцами от Projecta и Stewart Filmscreen, но в некоторых тестах для сравнения присутствует образец High Contrast S (HCS) [1] и просто листок офисной бумаги формата А4 (A4). В ходе тестирования образцы полотен попеременно закреплялись на плоской поверхности, после чего проводилась визуальная и аппаратная оценка характеристик.
При визуальном сравнении образцов определялось насколько бликует материал, а также заметность микроскопической неравномерности отражения (в отличие от материалов Stewart Filmscreen [2] в этих материалах не было яркоотражающих микровключений). Обе характеристики определяют минимальную дистанцию, на которой может располагаться зритель и проектор. В случае материалов с выраженным бликом проектор и зритель при заданном размере экрана должны располагаться достаточно далеко от экрана и в определенном секторе, чтобы с места просмотра блик (т.е. зона хорошего отражения) занимал всю или большую часть области проекции. В случае материалов с заметной микроскопической неравномерностью отражения зрителю желательно размещаться на таком расстоянии, с которого неравномерность не будет заметна.
Материал размещался вертикально, а с расстояния примерно 1,2 м на него проецировалось поочередно белое и черное поле, для которых замерялась яркость. Использовался проектор Sanyo PLV-Z3 [8]. Центр проекции совмещался с центром экрана, экран был установлен перпендикулярно оси проекции. При выводе белого поля освещенность на плоскости материала составляла примерно 1600 люкс. Датчик направлялся в центр экрана примерно перпендикулярно его поверхности. Помещение, где проводилось тестирование, имело черные, не пропускающие свет шторы, вдоль одной стены, одну черную стену и две серых (одна — за проектором), черный пол и серый потолок. В первом тесте (хорошее затемнение) посторонний свет на образец мог попадать только из-за переотражения от стен и окружающих предметов. Во втором тесте (наличие посторонней засветки, примерно 16,5 люкс на плоскости материала) была включена половина люминесцентных светильников, расположенных на потолке.
В третьем тесте стенд с закрепленным датчиком и образцом материала поворачивали вокруг вертикальной оси так, что направление проекции составляло угол от 10 до 60 градусов с шагом 10 градусов от перпендикуляра к экрану, при этом датчик располагался на том же расстоянии, что и в двух предыдущих тестах и так же перпендикулярно поверхности экрана. Целью этого теста была задача определить, как материал подавляет боковую засветку.
Кроме того, каждый образец фотографировался при освещении вспышкой с фиксированной мощностью импульса с расстояния примерно 750 мм. Из центра фотографии вырезался сначала фрагмент 2500 на 2500 пикселей, а из его центра — фрагмент 300 на 300 пикселей. Для второго фрагмента рассчитывалась средняя яркость и стандартное отклонение. Первый параметр использовался для альтернативной оценки коэффициента отражения, второй — для оценки разброса яркости, возникающего при отражении света от мелких неравномерностей (микроблик). Кроме того, для оценки степени бликования рассчитывалось стандартное отклонение по площади первого фрагмента после его уменьшения до 300 на 300 пикселей. Разумеется, в рассчитываемом таким образом стандартном отклонении присутствует вклад неравномерности пропускания объектива и освещения вспышкой. Все измерения проводились с трехкратной повторностью. Приведенные ниже данные получены в результате усреднения.
Обсуждение результатов
Образец FMW представляет собой относительно толстый, плотный, жесткий и не тянущийся материал. С обратной стороны он черного цвета с проступающей фактурой переплетенной основы. Фронтальная сторона молочно белая с фактурой, напоминающей хаотично разбросанный волокна длиной 2-3 мм покрытые белым составом (может так оно и есть). Само покрытие не является матовым и имеет выраженный блик, видимая матовость формируется за счет микрорельефа поверхности.
AT — материал тоньше, чем FMW, но плотный, относительно жесткий и слабо тянущийся. Он сформирован переплетением крест-накрест по две нитки с промежутками примерно в нитку. Промежутки собственно и формируют акустическую прозрачность, это отличает данный материал от тех, в которых акустическая прозрачность достигается с помощью микроперфорации. Основа покрыта молочно-белым составом с обеих сторон. Видимых отличий между сторонами не выявлено.
HDG — тонкий, гибкий тянущийся материал с обоих сторон и на разрезе светло-серого цвета. Фронтальная поверхность гладкая, но не зеркально гладкая — сглаженный микрорельеф присутствует.
HCG — по механическим свойствам и строению материал напоминает FMW, только чуть тоньше и менее жесткий. С обратной стороны также черного цвета. Фронтальная сторона матовая светло-серая с неопределенным хаотичным микрорельефом дополненным диагональными микроканавками.
CF — тонкий гибкий тянущийся полупрозрачный материал светло-серого оттенка. Фронтальная сторона (обращенная к зрителю) матовая с едва выраженным микрорельефом. Обращенная к проектору сторона чуть менее матовая и на ней проступают блестящие микровключения.
В порядке увеличения степени бликования материалы можно расположить в следующий ряд:
Экраны Projecta.Часть 2, выбор полотна для экрана.
В первой части статьи даны общие сведения о компании Projecta, дополненные видео-фотоотчетом о посещении фабрики по производству экранов. Во второй части мы расскажем, какими видами полотен компания Projecta оснащает свои экраны, приведем результаты тестов образцов полотен и обсудим, что же у нас получилось.
В экранах Projecta фронтальной проекции могут использоваться несколько видов полотна, которые можно разделить на три группы: рассеивающие (матовые), отражающие и световозвращающие. Для экранов, работающих на просвет, используются различные виды полотен Da-Tex, в том числе и самоклеющиеся. Задняя проекция на просвет в основном используется в концертном и рекламном бизнесе и вряд ли имеет перспективы в домашнем кинотеатре и при проведении презентаций.
Отражающие (Datalux S/F/M) и световозвращающие (High Power) полотна направляют большую часть света от проектора в сторону зрителей, что с одной стороны повышает яркость изображения на экране, но с другой уменьшает ширину сектора, в котором действует эффект повышения яркости, и вызывает заметное бликование экрана. Сфера применения экранов с такими полотнами это проведение презентаций.
Матовый материал для экранов (серия Matte White) это наиболее универсальный материал, пригодный как для использования в домашнем кинотеатре, так и при проведении презентаций. Он характеризуется широким углом обзора, отсутствием бликования и хорошей отражающей способностью.
В серии High Contrast представлены светло-серые и серые полотна, которые, как обещают, позволяют получить картинку повышенной контрастности и с хорошей детализацией в тенях.
Паспортные характеристики полотен
Марка | Коэфф. отражения | Угол обзора, градусы | Плотность, г/м² | Толщина, мм | Описание |
Отражающие | |||||
Datalux S | 1,5 | 35 | 425 | 0,35 | Двусторонний ламинированный винил, усиленный плетеным стекловолокном, оборотная сторона черного цвета |
Datalux M | 1,5 | 35 | 1400 | 1 | Двусторонний каландрированный винил, усиленный неплетеным стекловолокном, оборотная сторона черного цвета |
Матовые | |||||
High Contrast S | 1,0 | 45 | 540 | 0,36 | Двусторонний винил с покрытием, усиленный плетеным стекловолокном, оборотная сторона черного цвета |
High Contrast D (black) | 0,8 | 40 | 490 | 0,26 | Серая виниловая пленка, оборотная сторона черного цвета |
High Contrast D | 0,8 | 40 | 490 | 0,26 | Серая виниловая пленка |
High Contrast Sound | 0,8 | 45 | 490 | 0,26 | Серая виниловая пленка с перфорацией, оборотная сторона черного цвета |
Matte White M | 1,0 | 50 | 1350 | 0,95 | Двусторонний каландрированный винил, усиленный неплетеным стекловолокном, оборотная сторона черного цвета |
Matte White S | 1,0 | 50 | 425 | 0,34 | Двусторонний ламинированный винил, усиленный плетеным стекловолокном, оборотная сторона черного цвета |
Matte White D (black) | 1,0 | 50 | 490 | 0,26 | Виниловая пленка, оборотная сторона черного цвета |
Matte White D | 1,0 | 50 | 490 | 0,26 | Виниловая пленка, оборотная сторона белого цвета |
Matte White P | 1,0 | 50 | 480 | 0,45 | Виниловая пленка, оборотная сторона белого цвета |
Matte White P (black) | 1,0 | 50 | 450 | 0,32 | Виниловая пленка, оборотная сторона черного цвета |
Световозвращающие | |||||
High Power | 2,8 | 25 | 680 | 0,43 | Двусторонний винил с покрытием, усиленный плетеным стекловолокном, оборотная сторона черного цвета |
Механические свойства полотен определяют их использование в экранах различных типов. Например, тонкие виниловые пленки, не усиленные стекловолокном, используются обычно в натяжных экранах. Полотна серии Sound (перфорированные High Contrast D и Matte White P, диаметр отверстий чуть больше 0,5 мм) отличаются повышенной акустической прозрачностью, что позволяет размещать акустические системы за экраном, без значительного приглушения звука. Однако перфорированные полотна отражают на 7% меньше света.
Описание тестов
Компанией Русский Стиль были предоставлены образцы материалов куски размером примерно 170 на 170 мм, приклеенные по одной стороне к листам бумаги с описанием материала. (Судя по образцам, данные по толщине и плотности материала Matte White D (black) не соответствуют действительности, на самом деле этот вид толще и плотнее.) Конечно, для полноценного тестирования желательно наличие экрана с полотном, однако даже имевшиеся куски позволили провести ряд аппаратных тестов и визуально оценить некоторые характеристики.
Первую серию тестов мы проводили с использованием высокочувствительного узконаправленного (4+/-0,5°) датчика, измеряющего относительную яркость. Цель определить коэффициент отражения, а также контрастность при 1) условии хорошего затемнения и 2) наличии посторонней засветки. Образец материала закреплялся вертикально, с небольшого расстояния на него проецировалось поочередно белое и черное поле, для которых замерялась яркость. Использовался проектор Sanyo PLV-Z3, датчик направлялся в центр образца, под углом, соответствующим углу отражения светового потока проектора от плоскости размещения образца. Помещение, где проводилось тестирование, имело черные, не пропускающие свет шторы, вдоль одной стены, одну черную стену и две серых (одна за проектором), черный пол и серый потолок.
В первом тесте (хорошее затемнение) посторонний свет на образец мог попадать только из-за переотражения от стен и окружающих предметов, также незначительная засветка была вызвана свечением экрана расположенного неподалеку монитора.
Во втором тесте (наличие посторонней засветки) была включена половина люминесцентных светильников, расположенных на потолке.
Кроме того, каждый образец фотографировался при освещении вспышкой с фиксированной мощностью импульса. Из центра образца на фотографии вырезался фрагмент площадью примерно 80% от всей площади образца. Для этого фрагмента рассчитывалась средняя яркость и стандартное отклонение. Первый параметр использовался для альтернативной оценки коэффициента отражения, второй для оценки разброса яркости по площади и микрофрагментам.
Дополнительно проводилось визуальное сравнение образцов. Так, в частности определялось насколько бликует материал. Все образцы были ранжированы в зависимости от того, насколько выражен и локализован блик от источников света.
Результаты тестирования
Фрагменты фотографий образцов полотен. Для масштаба вставлена линейка длиной 10 мм с отметками через 1 мм.
Datalux S | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
High Contrast S | High Contrast D (black) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
High Contrast D | High Contrast Sound | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Matte White M | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Matte White D (black) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Matte White P | Matte White P (black) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
High Power
Обсуждение результатов.Материалы, для которых стандартное отклонение яркости оказалось высоким, имели на поверхности микроскопические блестящие вкрапления или сильно бликовали. Вкрапления практически не оказывают влияния на картинку, так как при небольшом удалении от экрана перестают выделяться, тогда как блик сохраняется. Можно выделить несколько групп материалов: матовые (ранг по блику 0), немного бликующие (1), с выраженным бликом (3), сильно бликующие (4, 5). Материал High Contrast D имеет очень выраженный и локализованный блик, поэтому получил самый высокий ранг. Материал High Power не имеет выраженного блика как такового, но отражает свет обратно на источник. Все материалы немного смещали цветовой баланс в сторону теплых оттенков. В данном случае это можно рассматривать как достоинство, так как цветовой баланс большинства проекторов при максимальной яркости и без дополнительной коррекции обычно смещен в холодные тона. Измерения относительной яркости с помощью датчика и по фотографиям дали немного различающиеся, но в целом совпадающие результаты. Приняв яркость материала Matte White D за 1, мы рассчитали коэффициент яркости (см. таблицу). Можно выделить 2 группы: «белые» экраны (коэффициент яркости по датчику от 0,92 до 1,0) и серые (0,67-0,79). Материал High Power имеет самый высокий коэффициент яркости (1,10 по фотографии), который был бы наверняка выше, если бы вспышка была расположена ближе к объективу. Коэффициент яркости материала Matte White P (black) равен 0,84 (промежуточное положение между двумя группами), вызвано это тем, что сквозь тонкий белый виниловый слой просвечивает черный слой оборотной стороны. Интересно, что по коэффициенту яркости материалы, отнесенные производителем к группе отражающих (серия Datalux), не сильно отличаются от матово-белых. В условиях относительно хорошего затемнения большинство материалов характеризовались высокой контрастностью от 740:1 до 763:1. Тогда как в условиях значительной внешней засветки определились явные лидеры. Приняв контрастность материала Matte White D за 1, мы рассчитали коэффициент контрастности (см. таблицу), в данном контексте означающим, во сколько раз контрастность материала при значительной внешней засветке выше контрастности Matte White D. Материалы High Contrast D имели самый высокий коэффициент, т.е. картинка на экранах с таким материалом будет выглядеть гораздо контрастнее, чем на экранах с другими материалами (из протестированных) при одинаковом уровне внешней засветки. Коэффициент контрастности материала High Contrast Sound тоже высокий, но чуть ниже, чем у High Contrast D сказывается влияние перфорации. High Contrast S занимает промежуточное положение, а коэффициент контрастности остальных образцов был близок к 1. ВыводыРассмотрим несколько случаев: 1. Проведение презентации. Условия значительная внешняя засветка, первостепенное значение имеет яркость изображения. Можно рекомендовать использовать материалы с высоким коэффициентом отражения серий Datalux, Matte White D и материал Matte White P без черного задника. Если требуется обеспечить очень широкий угол обзора, то лучше остановиться на материале Matte White P без черного задника или на совсем матовых Matte White M и Matte White S. Наоборот, если все зрители будут располагаться близко от проектора, то материал High Power позволит получить очень яркую картинку даже от не очень мощного проектора, так как он возвращает свет преимущественно в сторону источника. 2. Просмотр кино в хорошо затемненном помещении, нет значительной внешней засветки и переотражения от стен и потолка. Первостепенное значение имеет как яркость, так и контрастность изображения. Если у проектора нет запаса по яркости, то лучше использовать Matte White M и Matte White S, если запас по яркости имеется и не требуются широкие углы обзора, то материалы серии High Contrast, обеспечивающие чуть большую контрастность. 3. Просмотр кино в слабо затемненном помещении, присутствует значительная внешняя засветка. Картинку хорошего качества в таких условиях нельзя получить по определению, но в случае хорошего запаса по яркости материалы серии High Contrast D и High Contrast Sound предотвратят катастрофическое падение контрастности. Отдельно отметим материал High Contrast S как наиболее универсальный, с одной стороны он имеет довольно высокий коэффициент отражения, с другой при его использовании в условиях внешней засветки контрастность снижается не очень сильно, а относительно широкий угол обзора дает больше вариантов по расположению зрителей относительно экрана. Материал High Contrast D позволяет получать относительно контрастную картинку даже в условиях значительной засветки, но имеет гладкую бликующую поверхность. Т.е. при использовании экрана с таким материалом полотно должно быть натянуто очень ровно, а зрителям лучше находиться в узком секторе, так чтобы свет от проектора отражался точно на них. Приложение. Определение требуемого светового потока.Чтобы изображение на экране имело достаточную яркость компания Projecta при выборе размера экрана и светового потока проектора рекомендует пользоваться следующей формулой: LUX = (световой поток проектора, ANSI лм) / (площадь экрана, м²) * коэффициент отражения полотна При этом LUX должно быть не менее 100 для затемненного помещения и 400 для освещенного. Однако, основываясь на собственном опыте, мы рекомендуем добиваться LUX = 400 даже в случае хорошего затемнения, а при наличии значительной засветки LUX лучше не опускать ниже 800. Благодарим компанию Русский Стиль
|