Yes brainstorming что это
Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей
Многие из вас наверняка слышали о том, что такое брейншторм (он же мозговой штурм) и использовали такой способ генерации идей хотя бы один раз, однако не все знают, как сделать так, чтобы он был действительно эффективным.
В статье, подготовленной командой коммуникационного агентства MIGEL AGENCY, вы узнаете, чем брейншторм полезен, и на что стоит обратить внимание при его проведении.
Считается, что метод мозгового штурма зародился в США еще в 30-х годах прошлого столетия благодаря Алексу Осборну — копирайтеру и одному из основателей BBDO, который подробно описал данный метод в своей книге “Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблем”. Книга была выпущена в 1953 году, поэтому с течением времени подходы и техники “классического” мозгового штурма видоизменялись и дополнялись.
Основная суть брейншторма заключается в генерации идей в неформальной обстановке и в расслабленном творческом подходе к ситуации. Такой метод решения проблемы, можно сказать, стирает границы сознания участников штурма, что побуждает их мыслить более свободно. Зачастую, на начальной стадии отбора идей, многие из них могут показаться глупыми и несуразными. Но это нормально, брейншторм как раз нужен для того, чтобы давать его участникам возможность поделиться любыми своими идеями и предположениями, даже если они поначалу кажутся странными. Нередко бывает так, что самые сумасшедшие идеи в конечном итоге оказываются самыми лучшими. Давайте теперь рассмотрим основные правила эффективного брейншторма.
Кому-то это правило, возможно, покажется формальностью, но его нельзя не упомянуть. Уважайте не только свое время, но и время других. Сообщите команде заранее, что вы собираетесь обсудить, в какой форме, выберите комфортное для всех место и обозначьте временные рамки. Это правда важно. Так же важно, как и правило №2.
Самая большая и распространенная ошибка — приходить на мозговой штурм неподготовленным. Крайне важно перед штурмом ознакомиться с поставленной задачей или брифом клиента (в зависимости от того, с чем ваша команда имеет дело), иначе есть риск потратить уйму времени, отведенного непосредственно на брейншторм, на изучение всех подробностей задания.
Если вы не знаете, с какой целью вы собрались организовывать брейншторм, в таком случае задумайтесь: нужен ли он вообще? Несмотря на неформальность коммуникации, его конечная эффективность зависит прежде всего от соответствия идей цели и задачам, поставленным в начале, поэтому каждый должен понимать, какую проблему надо решить, какую цель преследует решение проблемы и как она ограничена во времени.
Плохой пример цели: “Давайте придумывать, как мы будем продвигать новые палетки бренда N”.
Хороший пример цели: “В следующем месяце мы хотим запустить масштабную рекламную кампанию в Instagram для бренда косметики N. Кампания рассчитана на продажи новой лимитированной серии. Уникальность продукта в том, что она приурочена к Хэллоуину и отлично подойдет для мрачного тематического макияжа. Наша конечная цель — придумать креативы для стримов блогеров и конкурсные механики. Клиент видит промокодовую историю, но открыт к другим предложениям. Приветствуются любые идеи. Если у вас нет вопросов — welcome!”
Мозговой штурм не ограничивается преимуществами только для проекта или решения проблемы. Брейншторм — это отличная возможность раскрыть команду, “выбить” ее из стандартного образа мышления. Поэтому
Мозговой штурм предоставляет открытую и свободную от предрассудков среду, в которой не место излишне глубоким размышлениям, анализу и оценочным суждениям, которые только тормозят процесс генерации идей. Свои идеи и идеи команды лучше всего оценивать в самом конце, когда вы “возвращаетесь к реальности” и готовы объективно оценивать ситуацию, учитывая то, что может стать релевантным решением.
Люди — существа социальные и склонны поддаваться общественному мнению, поэтому будет лучше, если брейншторм будет выстроен таким образом, чтобы у каждого было время записать СВОИ идеи:
Обычно во время брейншторма участники проговаривают свои идеи, и в большинстве случаев лишь небольшое количество людей оглашает 60-75% всего сказанного во время встречи. Письменная генерация идей в индивидуальном порядке дает возможность полноценно выразить мысль каждому. Профессор Школы менеджмента Ли Томпсон обнаружила, что группы, которые записывают свои идеи во время брейншторма, генерируют на 20% больше идей и на 42% больше оригинальных идей по сравнению с группами, которые проводили “традиционный” устный брейншторм.
Есть мнение, что лучше назначить одного человека для записи идей каждого из участников, однако мы бы посоветовали все-таки отвести несколько минут на то, чтобы каждый мог записать свои мысли, поскольку хаотичное оглашение идей ведет к тому, что некоторые люди могут быть подвержены влиянию мнения других. К тому же, такой метод будет особенно полезен для ваших участников-интровертов. Когда ваша команда генерирует идеи вдали от отвлекающих факторов и общественного мнения, вы собираете такие концепции, которые могут не проявляться естественным образом в более широком контексте. Такой индивидуальный формат дает больше уникальных идей.
Когда пройдет отведенное на записи идей время, дайте каждому участнику высказаться. На данном этапе уже будет лучше определить человека, который будет записывать идеи всех участников в общий лист. После того, как все выскажутся, помните правило №5.