Yom kippur eve что за праздник
Йом-Кипур 2020: когда отмечается, история и традиции, что нельзя делать
Один из важнейших дней в еврейском календаре — праздник Йом-Кипур, который называют также День искупления или День прощения. В 2020 году многовековые традиции празднования Йом-Кипура оказались главной темой споров и конфликтов в Израиле. Дело в том, что в этот праздник верующим предписана совместная публичная молитва, а ситуация по COVID-19 в Израиле такова, что власти приняли решение о полной остановке деловой жизни. Однако на празднование Йом-Кипура эти ограничения распространять не стали, чтобы не оскорбить чувств верующих.
О ситуации в Израиле в связи с самым высоким в мире в процентном отношении уровнем ежедневного прироста больных с коронавирусом, читайте в материале ФАН.
Когда отмечают Йом-Кипур 2020
Согласно еврейскому календарю, в 2020 году День Искупления Йом-Кипур отмечается с вечера воскресенья, 27 сентября, до вечера понедельника, 28 сентября.
История и традиции праздника
Согласно иудаизму, Йом-Кипур завершает Десять дней раскаяния, которые начинаются в Судный день — Рош а-Шана (Еврейский Новый год). В течение отведенных до Йом-Кипура десяти дней верующие стараются исправить совершенные ранее ошибки, изменив свою жизнь к лучшему, чтобы заслужить более благоприятный жребий. Дело в том, что до Йом-Кипура приговор, вынесенный каждому на предстоящий год на Рош а-Шана, еще можно изменить — молитвой, делами милосердия и добрыми поступками.
При этом молитвы, обращенной к Создателю, недостаточно: нужно еще попросить прощение у людей. Отказать ближнему в прощении на Йом-Кипур считается большим грехом.
По традиции перед праздником верующие стараются раздать все долги и выполнить все обещания, а также совершить ритуальное омовение и «избавиться» от грехов. Обряд избавления от грехов называется капарот, он проводится с живыми курицами и петухами, мясо которых потом идет на стол нуждающимся. Сегодня совершить этот обряд можно при помощи денежной купюры: собранные таким образом деньги идут на дела благотворительности, а также сделав соответствующий перевод через Интернет.
В канун Йом-Кипура принято делать большие благотворительные взносы и читать специальные молитвы о прощении и в память об умерших родственниках.
На Йом-Кипур верующие держат строгий 25-часовой пост, когда нельзя ни есть, ни пить. В Израиле поститься на Йом-Кипур принято даже в нерелигиозной среде. Разговение после поста обычно совершается за праздничным столом, не котором по традиции присутствуют блюда из мяса птицы и сдобный хлеб хала.
Во всем Израиле на Йом-Кипур полностью замирает деловая жизнь, фактически по всей стране не работает транспорт (за исключением чрезвычайных ситуаций), а верующие массово собираются в синагогах на молитву.
Что нельзя делать на Йом-Кипур
Согласно традиции, в течение 25 часов, пока не завершится праздник, нельзя есть и пить.
Верующим строжайше запрещено работать, пользоваться транспортом, совершать дальние прогулки, веселиться и развлекаться.
Согласно канонам иудаизма, на Йом-Кипур запрещено не только пить, но и пользоваться водой для умывания, ритуальное омовение нужно совершить накануне праздника.
Верующим из скромности и богобоязненности предписано в этот день не носить кожаную обувь, по тем же причинам запрещено пользоваться кремами и маслами для лица и тела.
Отметим, строгое соблюдение требований иудаизма на Йом-Кипур в этом году вступает в противоречие с карантинными мерами в связи с высокой заболеваемостью в Израиле коронавирусной инфекцией (самый высокий уровень заражения — в религиозных кварталах). В связи с этим многие раввины призывают своих последователей в этом году на Йом-Кипур молиться дома, чтобы не нарушать главный постулат иудаизма, согласно которому можно нарушить любую заповедь, если это необходимо для спасения жизни и здоровья людей.
О других осенних иудейских праздниках читайте в материале ФАН.
Йом Кипур — День Искупления
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Что такое Йом Кипур [↑]
Йом-Кипур — день Искупления и прощения, от ивр. слова «кипур» — искупление, прощение, выкуп. Йом Кипур выпадает на 10-е число еврейского месяца Тишрей. Согласно еврейской традиции, в Йом Кипур Всевышний взвешивает все поступки человека за прошедший год и выносит ему окончательный приговор, предназначение на следующий год. Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, который длится чуть больше суток и в который обязаны поститься все евреи (за исключением детей, рожениц и больных по указанию врача), он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов, день полного единения между Творцом и еврейским народом.
Канун Йом Кипура [↑]
Обычай Капарот, обряд искупления [↑]
Несмотря на то что вековая традиция предписывает делать капарот при помощи петуха (или курицы), в последнее время распространен обычай делать капарот при помощи денег, и особенно в случае, когда нет резника (чтобы сделать шхиту петуху). Поэтому берут деньги и произносят: «Элу амаот тейе-на лецдака и т. д. », «Эти деньги будут цдакой». После чего деньги отдают бедным людям.
Деньги для капарот не берут из «денег десятины».
Шахрит (утренняя молитва) [↑]
Канун Йом Кипура подобен празднику — в том смысле, что в этот день не произносят «Мизмор летода», Таханун и «Ламнацэах».
Также не произносят «Авину Малкэну» (но произносят утром в пятницу, если Йом Кипур выпал на субботу).
После Шахрита [↑]
Стараются расплатиться со всеми долгами, а также исполнить все данные обеты.
Дают цдаку больше обычного. Также дают цдаку в память об умерших родственниках, имена которых будут упомянуты в Изкоре. Поэтому назавтра в Изкоре говорят: «Ради того, что я дал цдаку и т. д. »
Кроме этого, больше обычного «дают цдаку» в духовном плане, а именно: приветствуют окружающих при встрече, помогают им, обращаются к ним с приветливым лицом.
В Мишне говорится, что накануне Йом Кипура во время утренней молитвы перед первосвященником Храма проводили жертвенных животных — чтобы привык к их виду, поскольку в Йом Кипур он будет приносить их в жертву. Поэтому и нам накануне Йом Кипура следует старательно подготовиться к правильному и сосредоточенному произнесению молитв наступающего святого дня.
Первая трапеза [↑]
Застилают стол праздничной скатертью. В день, предшествующий Йом Кипуру, запрещено поститься, поскольку в этот день положено есть. И тот, кто ест девятого числа месяца тишре и постится десятого числа (т. е. в Йом Кипур), заслуживает награду — как если бы он постился два дня.
Торой заповедано за этой трапезой съесть больше того, что человек ест обычно. Некоторые едят много раз понемногу, поскольку каждый такой раз засчитывается как исполнение отдельной заповеди.
Причина заповеди: (1) подготовиться к посту, заранее подкрепив свой организм, чтобы сделать полную тшуву и произносить молитвы Йом Кипур с большей самоотдачей; (2) выразить свою радость по поводу наступающего искупления и тем самым показать свое небезразличное отношение к совершенным проступкам.
Принято есть халы круглой формы. Кусок хлеба после благословения «Амоци» макают в мед.
Миква [↑]
Древний обычай предписывает каждому для духовного очищения окунуться в воду миквы; как написано: «Перед Всевышним очиститесь». Окунуться следует после полудня или, по крайней мере, после того как пройдет треть светлой части суток.
Минха (дневная молитва) [↑]
Принято произносить дневную молитву Минха, надев субботнюю одежду, вместе с общиной в синагоге. Обычно произносят Большую Минху (т. е. задолго до наступления вечера).
Произносят молитву Шмонэ-Эсрэ будних дней. В конце, перед «Элокай нецор», произносят Видуй.
Видуй [↑]
Видуй произносят только стоя и ни в коем случае не облокотившись на какой-либо предмет (такой, что, если этот предмет отодвинуть, человек потеряет равновесие). Видуй произносят, наклонившись вперед, и при назывании каждого греха стучат себя в грудь в области сердца, как человек, который обращается к своему сердцу: «это ты склонил меня к греху».
Не стоит говорить «Йею лерацон и т. д. » перед Видуем. Но если, когда человек произносит Видуй, община уже говорит Кадиш или Кдушу, — тогда надо сказать «Йею лерацон» и отвечать вместе со всеми на Кадиш или Кдушу.
Перед произнесением Видуя положено выполнить предписывающую заповедь Торы: «Раскайтесь в своих грехах, которые совершили». Надо назвать вслух (шепотом) каждый свой совершенный грех, раскаяться в нем (т. е. решить больше его не повторять), внутренне отказаться от него (т. е. почувствовать к нему отвращение) и вслух принять на себя обещание — начиная с этого дня больше этого греха не совершать. Такое раскаяние — основа тшувы. И если его нет — нет тшувы.
Отношения между людьми [↑]
Йом Кипур искупает грех по отношению к другому человеку — только если этот человек простил нарушителя и примирился с ним, даже если грех совершен только словами. Для этого надо самому пойти к тому человеку для примирения. Но если считает, что примирения легче достичь при помощи посредника, пусть пошлет посредника. В свою очередь тот, у кого он просит прощения, не должен быть жестоким, но обязан простить нарушителя всем сердцем, ибо тем самым он проявит хорошее качество еврейского народа. Более того, большая заслуга — полностью простить того, кто доставил тебе страдание.
«Прерывающая» трапеза (сеуда мафсэкет) [↑]
До вечера едят «прерывающую» трапезу, макая хлеб после благословения «Амоци» в мед.
Едят куриное мясо и легкие блюда.
После трапезы надо сполоснуть рот и почистить зубы (например, зубочисткой).
«Принятие поста» и прочих запретов [↑]
Надо прекратить есть и пить (включая выполнение всех остальных запретов поста), а также оставить работу — по крайней мере, начиная с момента зажигания свечей. Но правильным будет оставить все это до указанного времени, чтобы можно было успеть неспешно пойти в синагогу и произнести там молитву «Зака».
В Йом Кипур запрещены все работы, запрещенные в субботу, включая такие, как любой вид приготовления пищи (охель нэфэш) и переноска предметов по общественной территории (тилтуль).
Благословение детей [↑]
Принято, чтобы отец благословлял сыновей и дочерей перед тем, как идти в синагогу, — так написано в махзорах. Но это можно сделать в течение всего дня — и даже по телефону.
Йом Кипур [↑]
Зажигание свечей [↑]
Тот, кто зажигает свечи (женщина или мужчина), произносит после зажигания два благословения: «Леадлик нэр шель йом акипурим» и «Шеэхияну», поскольку, зажигая их, человек принимает на себя святость Йом Кипура.
Каждый женатый мужчина зажигает дома «свечу жизни» («нэр хайим»), которая будет гореть до исхода праздника. Тот, у кого нет отца или матери, добавляет к этому еще одну свечу, которая называется «нэр нешама» (и горит в синагоге).
Тот, кто зажег свечи перед наступлением праздника и сказал «Шеэхияну», не говорит амэн на благословение «Шеэхияну», которую говорит хазан в синагоге после молитвы «Коль Нидрэ».
Надевание талита [↑]
В синагоге закутываются в талит, и надо постараться сделать это с благословением еще засветло. Если солнце уже зашло, закутывается в талит без благословения.
Принято на все молитвы этого святого дня облачаться в белый «китель».
Запрет на еду и питье [↑]
Запрещено есть или пить любое количество еды или питья (каким бы мизерным оно ни было).
Детям до 9 лет запрещено поститься. После 9 лет их приучают к посту: например, дают им еду на час позже обычного.
Если человек болеет, то ему можно есть исключительно после раввинского запроса. Ограничение на объем еды для больного: меньше 30 куб. см. еды. Ограничение на объем питья: меньше 40 куб. см. воды. Эти объемы надо точно отмерить еще до наступления праздника.
Больному можно есть и пить одновременно, поскольку еда и питье «не присоединяются» друг к другу для ограничения общего объема. В случае необходимости через 9 минут после того, как закончил есть и пить, может снова есть и пить — в том же количестве, и т. д.
Ребенок и больной, которым можно есть в Йом Кипур, после еды произносят «Биркат Амазон» с вставкой «Яалэ веяво».
Запрет на умывание и натирание [↑]
Запрещено мыть любую часть тела, но можно смыть видимую грязь, а также можно сделать «нетилат ядайим». Омовение рук делают утром после сна, а также в течение дня после туалета, причем омывают только пальцы.
Натирание любым маслом (а также мазью и т. п. ) запрещено — даже с целью убрать грязь.
Запрет носить кожаную обувь [↑]
Обувь из кожи запрещена, даже если кожа в ней присутствует только выше подошвы.
Вечер Йом Кипура [↑]
Молитва «Зака» [↑]
Принято произносить молитву «Зака» до молитвы «Коль Нидрэ», а также говорить Большой Видуй рабену Нисима-гаона. При этом надо сознавать, что выполняешь предписывающую заповедь Торы: «Покайтесь в своих грехах». Но если не успел произнести молитву «Зака» вовремя, можно сказать ее после «Коль Нидрэ».
«Коль Нидрэ» [↑]
Принято перед «Коль Нидрэ» доставать свиток Торы (из святого ящика) и обходить с ним вокруг стола, на котором читают Тору, — чтобы все присутствующие смогли поцеловать свиток.
К тому времени, когда хазан произносит благословение «Шеэхияну», общине надо успеть ее закончить, чтобы можно было ответить хазану амэн.
Аравит (вечерняя молитва) [↑]
При произнесении молитвы Шма хазан говорит в полный голос: «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд», и вся община произносит эти слова вместе с ним — и тоже громко.
Утро Йом Кипура [↑]
Утром омовение рук делают только на пальцы, чтобы убрать духовную нечистоту.
Не моют лицо и рот. Но если глаза загрязнены, можно их слегка смочить, чтобы снять с них грязь.
Шахрит (утренняя молитва) [↑]
Укутываясь утром в талит, стоит иметь в виду, что благословение на талит действует только до времени между молитвами Мусаф и Минха — с тем, чтобы можно было без сомнения произнести то же самое благословение перед Минхой. Но если забыл о таком намерении, надо спросить раввина, как поступить.
Изкор [↑]
Тот, кто молится вне общины, тоже может сказать Изкор.
Если загодя не дал цдаку в память об умершем, душу которого упоминает в Изкоре, то должен сказать: «Ради того, что дам цдаку и т. д. ». После Йом Кипура должен немедленно выполнить обещание.
Молитва Мусаф [↑]
Когда хазан повторяет молитву, все вместе с ним произносят «Сэдер Аавода» — медленно и сосредоточившись.
Опускаются на колени и склоняют лицо до пола, чтобы произнести: «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд». Перед этим следует положить между лицом и полом платок или лист бумаги (а некоторые авторитеты говорят, что также под колени).
Дневное время и исход Йом Кипура [↑]
Молитва Минха [↑]
Эту молитву произносят с глубокой сосредоточенностью, поскольку пророку Элияу с небес ответили именно на молитву Минха.
Третий вызванный к Торе читает мафтир на книгу Йоны.
Молитва Неила [↑]
Время молитвы Неила — когда подписывают постановление Небесного суда и закрывают Небесные ворота милосердия (через которые молитва попадает на небо). Это самая последняя возможность получить прощение. Поэтому в молитву Неила евреи вкладывают весь жар своей души, чтобы вернуться к Всевышнему с полной тшувой (особенно раскаиваясь по поводу незаконного присвоения чужого имущества).
В «Авину Малкену», а также в молитве «Шмонэ Эсрэ» вместо катвэну («запиши нас») говорят хотмэну («подпиши нам»).
После Неилы хазан, а за ним вся община произносят: «Шма, Исраэль», «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд», «Ашем у аэлоким».
На исходе поста трубят в шофар.
Аравит [↑]
Если ошибся в молитве и произнес «Амэлех Акадош» или «Амэлех Амишпат», — в этом случае, если сразу увидел, что ошибся, пусть тут же исправится и скажет, как надо, а если не увидел, что ошибся, — все равно не надо возвращаться к началу молитвы.
Надо произнести «Ата хонантану» — как на исходе субботы.
После вечерней молитвы читают в радости весь цикл «Кидуш Левана» («Освящение луны»).
Авдала [↑]
Авдалу произносят над бокалом.
Для благословения «Боре меорей аэш» («Творец сияния огня») используют свечу, горящую с кануна Йом Кипура, или другую, зажженную от такой свечи.
Женщины, находящиеся в доме, мужья которых еще не вернулись из синагоги, могут сделать Авдалу, выпить из бокала, после чего им разрешено есть. Но пить просто воду и содовую воду они могут без Авдалы.
На исходе Йом Кипура раздается Голос с небес: «Иди, ешь в радости свой хлеб, пей с веселым сердцем свое вино, ибо уже благоволит Всевышний к твоим делам» (Коэлет 9:7).
В магазине
Осенние праздники и книга Йоны. Рош-аШана, Йом Кипур, Суккот.
Фонд наследия Рав Ицхака Зильбера
Йом акипурим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Слышал, что некоторые грехи не искупаются полностью раскаянием, а только страданиями…
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Как правильно беременной женщине делать капарот?
Если деньгами, а не курицей?
Приготовление к Святому Дню. Трапеза перед Йом Кипур
Рав Зеев Гринвальд
Перед Йом-Кипуром. Пять запретов поста.
Йом Кипур
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Как просить прощения у людей, которых уже нет?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения.
С какого возраста дети постятся в Йом-Кипур? С какого возраста не носят кожаную обувь?
С какого возраста не носят в этот день кожаную обувь?
Десять дней трепета и Йом Кипур
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Йом-Кипур. День Искупления
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Здоровье по Торе. Правила поведения перед Йом Кипуром
Рав Йехезкель Асхаек,
из цикла «Здоровая жизнь по Торе»
Пост не должен оборачиваться телесными страданиями. Несколько простых советов помогут вам заранее подготовиться к Йом-Кипуру и провести его с максимальным комфортом и погружением в молитву.
А я пил, курил, ел, веселился в Йом-Кипур и… НИЧЕГО не произошло!
Так что религия — это только для неудачников, которые в сказки верят?
Раби Леви-Ицхак из Бердичева
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
. «Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Накануне Йом Кипура
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Молитва накануне Йом Кипура • Еда накануне Йом Кипура • Окунуться в «микву» • Разделяющая трапеза
Рекомендации к Йом Кипуру и как прерывать пост в случае необходимости
Рав Мендель Агранович
Существуют определенные симптомы, описанные в Талмуде, при возникновении которых даже здоровый человек обязан прекратить пост и начать принимать пищу и жидкость
Законы и традиции поста Йом Кипур
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».
Козел Отпущения на горе Азазель
Капарот — обряд искупления
Рав Бенцион Зильбер
Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя.
Можно ли пользоваться косметикой в Йом аКипурим?
Законы раскаяния. Главы 1—2
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Расскажите о смысле и истории возникновения обряда Капарот
Рав Берл Набутовский
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Йом Кипур
КАНУН СВЯТОГО ДНЯ
Накануне Йом-Кипура не говорят «Таханун» и «Авину, малкейну» и читают лишь некоторые «слихот» — ибо в этот день мы испытываем чувство радости, смешанное со страхом: радости от возможности искупления наших грехов в этот день Суда.
Много и вкусно есть в этот день — мицва. Говорят наши мудрецы, что тому, кто обильно ест и пьет накануне Йом-Кипура (то есть 9 тишрей), это засчитывается так, словно он постился два дня (9 и 10 тишрей). В Торе написано: «И изнуряйте ваши души… девятого дня этого месяца». Непонятно: при чем тут девятое число — ведь пост Йом-Кипура приходится на десятый день тишрей? Но дело в том, что подготовка к посту Йом-Кипура рассматривается как неотъемлемая часть самого поста.
В Йом-Кипур принято одеваться во все белое — символ очищения. Сказано у пророка: «Если грехи ваши будут красны, как кармин, — станут белы словно снег, если багряны, как шелк, — станут словно белая шерсть».
Если накануне Рош-Гашана по каким-либо причинам не совершили «освобождение от обетов», это делают в канун Йом-Кипура.
Обычай предписывает нам рано утром накануне Йом-Кипура (или в один из предшествующих дней) взять петуха (для мужчины) или курицу (для женщины, а если она беременна — берут вместе и петуха, и курицу)
и совершить обряд «капарот» — «очищение». Желательно взять птиц белого цвета — символ очищения от грехов. Если нет петуха или курицы, для «капарот» можно использовать и других чистых живых существ (принято также брать рыб) — но не голубя, потому что голубей приносили в жертву в Храме. В крайнем случае обряд «капарот» можно исполнить при помощи денег, которые затем отдают на цдаку. Кстати, петухов и кур, с которыми совершают обряд «капарот», также принято отдавать нуждающимся.
Смысл этого обычая выражается в словах «махзора»: «Пусть это очищение будет столь же полным, как очищение, производившееся в Храме».
Для целой семьи достаточно одного петуха и одной курицы: все мужчины совершают «капарот» с петухом, а все женщины — с курицей.
Некоторые мудрецы Торы склонялись к тому, чтобы запретить этот обычай. Так, Рамбан видел в «капарот» «нееврейский обычай». Того же мнения придерживается «Шулхан арух» («Орах хаим», 605): «А то, что накануне Йом-Кипура некоторые совершают “капарот”… следовало бы запретить». И, тем не менее, обычай совершения «капарот» остается в силе — потому что в нем видят древнюю и благочестивую традицию.
«МИНХА» В КАНУН ЙОМ КИПУРА
«Минху» в этот день принято молиться рано — сразу после полудня: чтобы после молитвы, пока еше солнце стоит высоко, закончить последнюю трапезу дня, гасеуда гамафсекет. «Шмонэ-эсрэ» этой «Минхи» — это обычная будничная «Шмонэ-эсрэ», однако к той ее части, которую произносит вся община шепотом, надлежит присоединить «Видуй» («исповедь») — выражение самой сущности тшувы.
В течение Йом-Кипура «Видуй» произносят десять раз: дважды в «Маариве», дважды в «Шахарит», дважды в «Мусафе», дважды в «Минхе», один раз в «Неиле» — и еще один раз в «Минхе» кануна Йом-Кипура.
В этот день принято жертвовать больше обычного денег на цдаку.
После «Минхи» мы окунаемся в «микве», одеваемся празднично и приступаем к гасеуда гамафсекет. Буквальный перевод этого названия — «разделяющая трапеза»: она разделяет время, когда есть дозволяется, и время поста. Рекомендуется есть в этой трапезе легкие, быстро переваривающиеся кушания.
Следует закончить асеуда амафсекет по крайней мере за полчаса до захода солнца. Ведь надо еще успеть в синагогу для «Чистой молитвы» и «Коль нид-рей», которые читаются перед заходом солнца! Прежде чем приступить к чтению этих молитв, каждому нужно задуматься: в самом ли деле я попросил прощения у всех, кого я обидел? Уладил ли я все недоразумения? Загладил ли я все обиды, которые нанес? Все ли я сделал наилучшим образом?
Важно помнить: самое главное в Йом-Кипур — это уладить свои отношения с другими людьми, установить добрые отношения с обществом. Йом-Кипур — это день доброй воли, искупающий грехи человека по отношению ко Вс-вышнему, однако грехи, совершенные по отношению к другим людям, Йом-Кипур искупает только при одном условии: если обидчик сумеет получить прощение от обиженного. Сказано в Торе: «Ибо в этот день будете вы искуплены, будете вы очищены от всех ваших грехов пред Г-сподом» — то есть достаточно раскаяния лишь для искупления тех грехов, что совершены «пред Г-сподом», однако для искупления грехов, совершенных по отношению к другому человеку, мало одного только раскаяния. Их следует загладить делами — и вот тогда Йом-Кипур поможет.
Принято, что перед тем, как отправиться в синагогу, глава семьи благословляет своих детей: каждого — отдельно, кладя правую руку на его голову и произнося то благословение, которым благословляют народ когены, и прибавляя: «Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше… И даст тебе Г-сподь изобилие, благословение и успех во всех твоих предприятиях, и запишет, и скрепит эту запись печатью для доброй и долгой жизни в среде всех праведников, в среде всего народа Израиля — “амен!”»
В Йом-Кипур запрещены: еда и питье, мытье, умащение маслом, ношение кожаной обуви и супружеские отношения. Кожаную обувь не надевают потому, что она напоминает о нашем общем невольном грехе: убийстве и причинении страданий животным, из кожи которых сделана эта обувь. Вместо кожаной мы надеваем резиновую или матерчатую обувь. Мы всей семьей отправляемся в синагогу, одетые по-праздничному, взяв с собой «махзор» и «талит».
«ЧИСТАЯ МОЛИТВА»
Облачиться в «талит» и прочитать «Коль нидрей» необходимо еще днем, и потому нужно прийти в синагогу до захода солнца. Облачаясь в «талит», мы произносим обычное благословение — то, которое всегда говорим утром, перед «Шахарит»: «Благословен… освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам закутываться в “цицит”!»
Закончив эту молитву, мы просим: «Чистое сердце дай мне, о Б-г, и верности дух обнови во мне!» С этой надеждой мы приступаем к «Коль нидрей».
«КОЛЬ НИДРЕЙ»
Перед началом этой молитвы открывают «арон кодеш» и вызывают двух уважаемых членов общины. Им оказывают честь взять в руки по свитку Торы и встать по правую и левую руку хазана.
Перед открытым «арон кодеш» вся община, стоя, трижды повторяет стих: «Свет посеян для праведников, и для прямодушных — радость».
Хазан провозглашает: «В присутствии трибунала Небес и трибунала Земли, с разрешения Вс-вышнего и с разрешения общины мы даем право молиться вместе с грешниками».
Затем в синагоге звучит тихая, нежная мелодия молитвы «Коль нидрей».
Суть этой молитвы — заявление о том, что если кто-нибудь выразит устно или делами своими что-либо, что несовместимо с мировоззрением иудаизма, все должны знать, что это не соответствует его истинным побуждениям, что это только для виду, что это сделано под давлением извне — общественным или каким-либо другим. Однако душа человека полностью предана Б-гу и Торе Его — что он против воли своей вынужден лицемерить под давлением обстоятельств…
Молитва «Коль нидрей» и, по-видимому, ее прекрасная мелодия, возникли в эпоху инквизиции в Испании. В те времена были евреи, которые из страха перед адом инквизиции для виду перешли в христианство. Они не устояли в испытании, не взошли на костер — жертвенник своей веры, но все-таки сохранили достаточно мужества, чтобы раз в году, в Йом-Кипур, собираться в подвалах и других укромных местах и там торжественно-скорбными звуками молитвы выражать освобождение от обетов, навязанных им обстоятельствами: в течение всего года мы не можем исполнять 613 заповедей Торы и вынуждены внешне вести себя как христиане — однако знайте все: мы заранее отрекаемся от всех слов и поступков, противоречащих еврейской вере, на которые толкнут нас обстоятельства в течение всего года — от этого Йом-Кипура до следую щего. Мы были и остаемся евреями!
Эту взволнованную, прочувственную молитву мы повторяем и теперь. Так же, как, освобождая от обетов, «бейт-дин» трижды повторяет «ты освобожден, ты освобожден, ты освобожден», хазан и вся община трижды повторяют молитву «Коль нидрей»: сначала тихо, почти шепотом, потом громче и, наконец, в полный голос: «Обеты — не обеты, запреты — не запреты, клятвы — не клятвы».
И опять трижды, как при освобождении от обетов, провозглашает община: «и будет прощено всей общине сынов Израиля и прозелитам, живущим среди них, — ибо весь народ не ведал, что творил!» Затем следует цитата из Торы: «И сказал Г-сподь: простил Я по просьбе твоей!» — тоже три раза.
В заключение святость этого дня находит свое выражение в благословении «Шегехеяну». Женщины, которые уже произнесли его при зажигании свечей, не повторяют его в синагоге. Мужчины же должны произнести его шепотом и закончить раньше хазана, чтобы успеть ответить «амен» ему, говорящему это же благословение громко (потому что ответить «амен» самому себе нельзя). Свитки Торы возвращают на место и начинают «Маарив» Йом-Кипура.
«МААРИВ»
Два изменения вносятся в эту молитву, отличающую ее от «Маарива» будней. Первое: после стиха «Шма Исраэль» ответ на него «Благословенно славное имя царства Его во веки веков» произносится во весь голос, а не шепотом, как обычно. Почему мы так поступаем? Дело в том, что этот ответ — часть молитвы, произносимой ангелами, и, говоря его, мы как бы вторгаемся в их область. Поэтому мы произносим его шепотом — чтобы это не было слишком заметно. Однако в Йом-Кипур мы сбрасываем с себя оковы материального: мы не едим, не пьем, не услаждаем свое тело купаньем и умащеньем, мы отдаляемся от наших жен и весь день предаемся молитве Вс-вышнему. Все это поднимает нас до уровня ангелов, и мы не боимся продемонстрировать это воочию, сказав «Благословенно славное имя царства Его во веки веков» громко, в полный голос.
Второе изменение: перед молитвой «Амида» мы провозглашаем: «Ибо в этот день будете вы искуплены, будете вы очищены от всех ваших грехов пред Г-спо-дом — вы очиститесь!»
Хазан произносит «Хаци-кадиш», и мы встаем на молитву «Амида», состоящую из семи благословений — как во все субботы и праздники. Центральное благословение — «Царь святой» — такое же, как в Рош-Гашана. После «Амиды» мы говорим «Видуй», исповедь в грехах, значительную часть которой составляет перечисление в алфавитном порядке совершенных нами грехов; при упоминании каждого из них мы ударяем себя кулаком в грудь. Тем самым мы как бы упрекаем свое сердце: ты не устояло против соблазнов и стало причиной совершения этого греха.
В «Маариве» хазан не повторяет «Амиду», но вместо этого мы читаем целый ряд гимнов, молений и песнопений, а также «слихот», которые мы говорили перед Рош-Гашана и в течение Десяти дней покаяния. Еще мы громко исповедуемся в грехах и открываем «арон кодеш» для «Авину, малкейну» и 24-й главы Тегилим: «Песнь Давида: Г-споду принадлежит земля…» После «Полного кадиша», который произносит хазан, мы читаем «Алейну» и «Кадиш ятом».
Во многих общинах к «Маариву» прибавляют еще «Песнь о единстве» и «Песнь славы», которые напечатаны в большинстве «махзоров». А потом мы желаем друг другу окончательного утверждения доброго небесного приговора (гмар хатима това!) и расходимся по домам, стараясь не отвлекаться от настроения этого святого дня.
Перед наступлением Йом-Кипура, кроме тех свечей, которые обычно зажигаются в субботу и праздники, принято зажигать дома и в синагоге еще особую свечу, нер нешама, которая горит целые сутки. Ее свет должен напоминать членам семьи, ложащимся спать, о том, что эта ночь — ночь Йом-Кипура.
«ШАХАРИТ» ЙОМ-КИПУРА
Утром мы, как обычно, обязаны омыть руки. Однако нельзя забывать, что в Йом-Кипур запрещено мыться. Поэтому мы омываем лишь пальцы, которыми затем можно провести по глазам — вместо утреннего умывания. Любую грязь, впрочем, можно смывать в Йом-Кипур — но разрешается мыть только загрязненное место, не больше.
Утренние благословения произносят как обычно, и «Шахарит» вплоть до призыва «Благословите» — такая же, как в субботы и праздники. Перед призывом «Благословите» прочитывают, однако, 130-ю главу Тегилим: «Из глубин воззвал я» — стих за стихом, община вслед за хазаном. Уже в благословениях «Шма» начинает проявляться особенность этого дня: мы добавляем к ним особые песнопения, а молитва «Амида» — та же самая, что мы читали накануне вечером, во время «Маарива», включая перечисление грехов.
Повторение «Амиды» хазаном — как в Рош-Гашана: добавляются молитвы, которые читаются то одним хазаном, то хазаном вместе с общиной, некоторые — стоя, некоторые — сидя, одни — при открытом «арон кодеш», другие — при закрытом.
Общее для всех молитв — их содержание. Этими молитвами мы воспеваем величие Вс-вышнего и Его власть над миром. Имя Творца превозносится Его народом, которым Он гордится: «Израилю — верность Его, Израилю — благословение Его»…
И «слихот» мы тоже читаем здесь вместе с повторением исповеди в грехах — как накануне в «Маариве».
Затем выносят два свитка Торы, к первому вызывают шесть человек, ко второму — мафтира. Зачитывается отрывок из книги Ваикра, гл. 16-я, где подробно описывается работа первосвященника в Храме в Йом-Кипур. Тора подчеркивает: «И будет это вам вечным законом: в седьмом месяце, в десятый день изнуряйте ваши души и никакой работы не совершайте…»
Отрывок из второго свитка Торы, зачитываемый для мафтира, взят из книги Бемидбар, гл. 29-я, и содержит перечень жертвоприношений, которые совершались в Храме в Йом-Кипур.
«Гафтара» — из 57-й и 58-й глав книги пророка Йешаягу, обличающих тех, кто постится лишь для виду, не совершая при этом тшувы. Пророк требует такого служения Вс-вышнему, которое выражается в конкретных добрых делах: «Делись твоим хлебом с голодным, несчастных нищих домой приведи; увидишь нагого — одень его, и от родственников своих не отворачивайся… Вот тогда позовешь — и Г-сподь ответит, закричишь — а Он скажет: Вот Я!»
После чтения Торы начинается церемония поминовения душ умерших — «Изкор».
«ИЗКОР»
Кроме годовщин смерти близкого человека, четыре раза в году мы несколько минут посвящаем его памяти: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в седьмой день праздника Песах и в Шавуот.
В нашем поколении к «Изкору» сделаны еще два добавления, пробуждающие и без того неутихающую боль: молитва о душах мучеников Катастрофы и молитва о душах солдат Армии обороны Израиля, павших на поле боя — ради возрождения нашего народа на родной земле.
Принято, что люди, чьи родители живы, покидают синагогу на время чтения «Изкора».
«МУСАФ»
Эту молитву начинает хазан — как и в Рош-Гашана — с личной просьбы, обращенной ко Вс-вышнему. «Хаци-кадиш» — и община тихо начинает молиться. «Мусаф», как и остальные молитвы «Амида» в этот день, состоит из семи благословений. Центральная часть его посвящена жертвоприношениям этого дня, которые сегодня у нас нет возможности совершать, ибо «из-за грехов наших изгнаны мы из нашей страны и оказались вдалеке от нашей земли. И не можем мы исполнить наши обязанности в Храме, избранном Тобою, — в Храме великом и святом, отмеченном именем Твоим, — из-за вражеской руки, разрушившей Твое святилище…» И как остальные молитвы дня, «Мусаф» тоже заканчивается исповедью в грехах.
Повторение хазаном «Мусафа» построено по тому же принципу, что и в Рош-Гашана, — включая «Унтанэ токеф» перед произнесением «Кдуши».
Особенность «Мусафа» в Йом-Кипур — описание работы первосвященника в этот день в Храме, которое называется «Авода» («Служение»). Как видно из 16-й главы книги Ваикра, первосвященник был в этот день той осью, вокруг которой концентрировалось все храмовое служение. Именно он совершал жертвоприношения, искупая себя, свою семью, свое колено Израиля и весь еврейский народ.
«Авода» произносится на определенный мотив, и три раза во время чтения «Аводы» мы совершаем то, что делали наши предки в Храме, когда первосвященник произносил великое и святое имя Вс-вышнего: мы кланяемся и падаем ниц. (Заметим, что мы уже кланялись и падали ниц в соответствующем месте молитвы «Алейну», которая предшествует «Аводе».) После «Аводы» мы снова говорим «слихот» и опять повторяем перечисление грехов.
Среди «слихот» «Мусафа» выделяется поэма «Этих вспомню», воскрешающая историю десяти мучеников, отдавших свою жизнь ради освящения имени Вс-вышнего и погибших страшной смертью от рук римлян.
Заканчивается «Мусаф» благословением когенов и гимном, выражающим нашу надежду: «Сегодня — Ты укрепишь нас, сегодня — Ты благословишь нас, сегодня — Ты возвеличишь нас…»
«МИНХА» И «МАФТИР ИОНА»
«Минха» открывается чтением Торы; вызывают трех человек, последний из которых — мафтир. Читают отрывок, являющийся непосредственным продолжением того, что читали в «Шахарит».
«Мафтир» «Минхи» Йом-Кипура имеет особое название — «мафтир Иона», потому что на этот раз «гафтара» состоит из всех четырех глав книги пророка Ионы, посвященной тшуве, которая спасает грешников от страшного приговора, уже вынесенного им на Небесах. Книга пророка Ионы говорит также о том, что Вс-вышний, «славой Которого полна вся земля», слышит молитвы любого человека — даже «проглоченного китом».
«Амида» этой молитвы — та же, что в «Маариве» и в «Шахарит» этого великого дня, и два раза — во время молитвы шепотом и во время повторения ее хазаном — мы исповедуемся в грехах.
«НЕИЛА»
Раз в году, в Йом-Кипур, мы добавляем пятую молитву к числу обычных молитв. Это — молитва «Неила». В то время дня, когда мы ее читаем, закрывались ворота Храма, когда он еще стоял на своем месте в Иерусалиме, и в нем заканчивалось служение этого дня. В это же время дня закрываются ворота Небесного Храма, и в последние минуты мы изо всех сил молим, чтобы Врата милосердия не закрылись: «Открой нам Врата, когда запирают Врата, ибо уже кончается день!» Совершенно особенный мотив, сплетенный из печали и надежды, многократно повторяется во время молитвы «Неила».
«Неила» начинается с «Ашрей» и «И придет избавитель». Лишь одно слово заменяется во всем тексте молитвы: вместо «доброй записи» мы молим об «утверждении решения». На этот раз исповедь в грехах не включает перечисления грехов — это тот же вариант, который мы говорим в «Тахануне». Зато появляются новые отрывки: «Ты протягиваешь руку преступникам, десница Твоя простерта навстречу возвращающимся…»; «Ты выделил человека с самого начала и признал его способным служить Тебе…»
На протяжении всей «Неилы» «арон кодеш» остается открытым. Волнение и напряжение молящихся нарастают. Уже сорок дней мы посвятили молитвам, «слихот», и вот мы достигаем вершины — последнего мига, когда никому на небесах не позволяется сказать ни единого слова против народа Израиля. Гиматрия слова сатан («обвинитель») составляет число 364, а дней в году, как известно, 365 — это намек на то, что есть один день в году, когда сатан лишен своих прав. А мы находимся сейчас перед самым концом этого дня…
Снова звучат «13 образов Б-жественного милосердия», «Авину, малкейну» — даже когда Йом-Кипур совпадает с субботой. И — перед самым окончанием величайшего дня в году — хазан провозглашает: «Слушай, Израиль: Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь — един!» И все повторяют вслед за ним этот символ нашей веры. А затем — изо всех сил: «Благословенно славное имя царства Его во веки веков!» Три раза — чтобы подчеркнуть, что это верно в прошлом, настоящем и будущем. И сразу после этого — кульминация волнения и энтузиазма: «Г-сподь — Он Б-г!» Впервые это восклицание прозвучало на горе Кармель, когда пророк Элиягу победил языческих жрецов: с неба пал огонь и сжег приготовленное им жертвоприношение. И тогда наблюдавший за происходящим народ в восторге закричал: «Г-сподь — Он Б-г!»
Семь раз повторяем мы эти слова — ибо Вс-вышний в этот день осенил нас Своею Шхиной, и теперь, после окончания Йом-Кипура, она отдаляется от нас, удаляясь от земли через семь небесных сфер, отделяющих от нас место ее постоянного пребывания.
Желательно закончить «Неилу» в момент наступления ночи. Один раз трубят в «шофар», и все присутствующие желают друг другу: «В будущем году — в отстроенном Иерусалиме!»
Этот звук «шофара», кроме всего прочего, должен напомнить нам, как в древние времена трубили в «шофар» при наступлении «юбилейного года»: «В месяц седьмой, в десятый день месяца, в Йом-Кипур, пусть прокатится звук “шофара” по всей нашей земле, и освятите пятидесятый год…» Тогда это трубление в «шофар» означало, что все евреи-рабы выходят на свободу, что все проданные земли возвращаются к своим первоначальным владельцам — согласно закону Торы о «юбилейном годе». Сегодня этот звук «шофара» выражает нашу надежду на то, что скоро все евреи, рассеянные по свету, освободятся из изгнания и вернутся на Родину.
После «Неилы» мы молимся «Маарив», как на исходе субботы (в четвертое благословение «Шмонэ-эсрэ» включается «гавдала» — «Ты даровал нам…»), благословляем луну и расходимся по домам, полные возвышенной радости и уверенности в том, что наши молитвы приняты Вс-вышним и Он предопределил нам хороший год.
Прежде чем закончить пост и подкрепиться едой, мы совершаем «Гавдалу» над бокалом вина, произнося благословение «творящий свет огней» над свечой, горевшей в течение полных суток этого святого дня. После «Гавдалы» мы заботимся о том, чтобы нашим первым действием после Йом-Кипура было совершение заповеди Торы: мы забиваем первый гвоздь шалаша, который должны построить для праздника Сукот. Тем самым мы осуществляем завет наших мудрецов: «Исполнение одной заповеди влечет за собой исполнение другой заповеди» и того, что сказано в книге Тегилим: «Идите от одного хорошего дела к другому — узришь Б-га в Сионе».
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур