А адлер считал что значение памяти способствовать адаптации к задачам жизни поэтому
Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy)
Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в 1937 г. Его последователи продолжили разрабатывать теорию и ее практическое приложение.
Теория Адлера основана на нек-рых психоаналитических положениях, таких как психич. детерминизм, целенаправленная природа поведения, существование множества неосознаваемых мотивов и положение о том, что сновидения могут рассматриваться как продукт психич. деятельности и что проникновение в суть своих неосознаваемых мотивов и предпосылок (инсайт) обладает целительной силой. Адлер, однако, отказался от энергетической модели либидо, заменив ее, по существу, телеологической моделью стремления к субъективно определяемой позиции значимости. Он также отверг трехкомпонентную структуру личности (Оно — Я — Сверх-Я), заменив ее холистической моделью личности как неделимой единицы.
Адлерианцы рассматривают организм как открытую систему, стремящуюся к совершенству и полноте в ходе непрерывного развития. Характер этого стремления определяется взаимодействием между врожденными программами и ранним жизненным опытом. Обратная связь с ранним жизненным опытом обусловливает избирательность и дифференцированность восприятия, в результате чего складывается организованная перцептивная система с ядерными конструктами, управляющими дальнейшей перцептивной обработкой поступающей информ. Задача перцептивной системы как подсистемы организма заключается в орг-ции стимулов в поддающийся интерпретации гештальт для облегчения достижения целей организма. Эта подсистема функционирует как креативное Я (creative self) — самоуправляемый элемент (self-directing principle), создающий набор субъективных предположений, вытекающих из практической необходимости справиться с задачами внешнего мира и превращающихся в набор правил восприятия и действия в этом мире. Эти правила со временем согласуются между собой, становятся более твердыми и действующими обычно за пределами непосредственного сознания. Адлер называл эти правила стилем жизни — всеобъемлющей главной программой, созданной перцептивной системой. Наличие общего плана делает личность единым целым. Выявление стиля жизни становится важной частью психотер.
Правильное понимание жизни, по Адлеру, есть признание того, что люди нуждаются друг в друге, должны уважать друг друга и учиться объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач, а не соперничать друг с другом деструктивным образом или прельщаться нарциссическим тщеславием. Адекватные цели, адекватные стремления, интерес и непредвзятое отношение к жизни, понимание себя, необходимые навыки межличностного общения и Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности или соц. интерес) — все это помогает придать правильное направление жизни.
Несмотря на гибкость подхода, А. п. столь же систематична, как и психоан. Терапевт преследует конкретные цели и использует конкретные диагностические методы для понимания пациента. Цели терапевта — открыть человека себе самому и побудить его к полезным изменениям образа жизни. Для этого терапевт должен выполнить 4 задачи: а) установить терапевтический контакт, б) понять гипотетический мир индивидуума, в) раскрыть его перед ним т. о., чтобы г) составляющие его предположения подверглись самокоррекции и содействовали изменению.
Оценка. Поскольку цель терапии включает исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума, большинство адлерианцев пытается понять этот аспект чел. с самого начала установления терапевтического контакта. Это может быть сделано в систематизированной серии формальных интервью, если пациент способен и готов на такое сотрудничество, а при меньшей расположенности пациента — в ходе более свободных и нерегулярных встреч, чтобы позволить терапевтическим отношениям развиваться в ходе процедур, направленных на ослабление текущих страданий, симптомов и стрессов жизненной ситуации. Две осн. области исслед., ведущие к пониманию этих базисных предположений (стиля жизни), — это структура семьи и воспоминания раннего детства.
В соответствии со своим холистическим пониманием психич. жизни Адлер считал, что воспоминания о ранних годах жизни ретросп. конструируются под влиянием стиля жизни. Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее. История детства пациента дает ключ к пониманию стиля жизни. Структура семьи — это история раннего опыта взаимоотношений с родителями и сиблингами, она показывает адаптивные изменения человека в ответ на требования этих ранних межличностных отношений. В сущности, состав и динамика семьи показывают, как конкретный чел. нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот чел. еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Ранние трудности, потеря родителя или родительское неприятие, сферы, в к-рых чел. достиг успеха, и сферы, в к-рых он потерпел ранние неудачи, — все это проливает свет на будущее адаптивное поведение.
Самые ранние воспоминания имеют особое значение, т. к. они составляют проективную методику для прямой оценки того значения, к-рое чел. придал жизни. Они выявляют интерпретацию ребенком ранних сложностей жизни и характер реакции на них, его способность или неспособность преодолевать трудности и общий план совладания с непредвиденными жизненными обстоятельствами.
Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни чел. и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт разберется в этом, он сможет соотнести текущие трудности чел. с этими ошибками восприятия — ошибочными выводами о жизни, представленными в ее стиле. В сущности, терапевту теперь должны быть известны те факторы личности, к-рые вносят свой вклад в текущие трудности пациента. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Однако процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии, имея следствием как постоянное углубление понимания пациента терапевтом, так и непрерывное применение результатов этого понимания к поведению пациента в реальной жизни и к его продукции в терапевтической ситуации.
Этот непрерывный процесс оценки требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным. Адлер особенно рекомендовал терапевтам учиться использовать свою эмпатию и интуицию, чтобы стать опытным «отгадчиком» (guesser), способным увидеть события с т. зр. пациента и затем найти возможные доказательства для проверки точности своих предположений о нем. Эта методика интуитивной оценки («угадывания») состоит в поиске частей, к-рые подходят друг к другу и при совмещении дают понятное целое, показывающее индивидуума с т. зр. его постоянного движения к субъективно выбранной значимой цели. В этом смысле адлерианцы являются сторонниками холистического и телеологического подхода. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.
Адлер обозначал сугубо личные предположения индивидуума термином «частная логика» (private logic). Эти предположения обычно непосредственно не сознаются. Сознательно воспринимаются мысли, эмоции, интересы, побуждения и импульсы, к-рые чел. объясняет посредством различных рационализации либо вообще отрицает или игнорирует. Терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить б. или м. вымышленные ценности стиля жизни.
Создание благоприятных условий для инсайта. Чел., как правило, не сознает свою частную логику, свой общий план жизни и большинство своих мотивов, лежащих в основе мыслей. Хотя изменение личности может произойти и без глубокого понимания чел. внутренних движущих сил, инсайт обычно является необходимым условием для собственного изменения, а интерпретация служит главным инструментом для создания благоприятных условий инсайта. Терапевт исходит из предпосылки, что пациент не знает, в чем он заблуждается, и именно терапевту предстоит выяснить это. Адлерианцы интерпретируют высокоспецифические элементы: скрытые мотивы поведения, направление изменения, а тж саморазрушительные и нереалистичные предположения.
Скрытые мотивы. Мотивы интерпретируются исходя из конечной цели. Целью симптома может быть предохранение от крушения личных планов, нейтрализация ожидаемого антагонизма окружающих, достижение мнимой победы или любая др. защита чувства собственного достоинства. Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.
Направление изменения. Осн. изменения происходят в трех направлениях: продвижение к решению сложных жизненных задач, отказ от их решения или поиск обходных путей.
Саморазрушительные и нереалистичные предположения. Все осн. ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла. Они включают неправильную фокусировку, предубежденность, ограниченность мыслительных категорий, оторванность мышления от действительности, приверженность необычным идеям, необоснованные предпосылки, нереалистичные ожидания и помыслы, неточную оценку событий. Все это — результат неспособности проводить адекватное перцептивное различение.
Способ интерпретации. Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информ. о том, что должно быть изменено.
Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для чел. невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает чел. начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.
Отношение «терапевт—пациент». Терапия — это диалог, требующий сотрудничества. Первая задача терапевта — наладить значимое сотрудничество с пациентом. Используя желание пациента получить помощь, терапевт ведет себя как заинтересованный друг, показывающий, что он понимает и принимает его таким, какой он есть. Терапевт достигает этого, избегая высказываний с негативной окраской о поведении пациента, используя высказывания, свидетельствующие о понимании и уважении им чувств пациента, и включая в свои комментарии позитивную информ. о нем. Демонстрируя свое сочувствие и тщательно формулируя вопросы, терапевт все глубже проникает в жизнь пациента, его мысли, чувства, сны, фантазии и проблемы. Полноценные отношения «терапевт—пациент» предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом, внимательным к интерпретациям и открытым для самоисследования.
Перенос. Терапевт ожидает, что при нормальном развитии терапевтического процесса пациент будет к нему хорошо относиться. Эти чувства он рассматривает как естественную для людей тенденцию к объединению с другими, когда они вместе работают над общей задачей. Однако, в дополнение к этому, пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы решения задач и установления отношений, а тж искаженные предположения и бессознательные ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения. Хотя невроз переноса может сделать возможным дополнительное самообучение, адлерианцы считают его искусственным продуктом терапии как таковой и негласным соглашением между пациентом и терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.
Сопротивление. Феномен сопротивления вызывается целым рядом причин, из к-рых главными считаются четыре. Самой распространенной причиной сопротивления является неспособность терапевта и пациента согласовать цели. Если пациент не идет на рынок купить то, что терапевт выставляет на продажу, покупка не состоится. Вторая причина сопротивления — проявление пациентом девальвирующей тенденции (обесценивания того, что предлагают другие) как основного способа сохранения своей положительной самооценки. Третьей причиной является естественное сопротивление пациента любому вмешательству, угрожающему лишить законной силы его личные толкования («конструкты»), а четвертой — прочно укоренившаяся у нек-рых людей перцептивная установка, жестко фильтрующая не соотв. ей информацию (ср. «непроницаемые конструкты» Джорджа Келли). Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.
Облегчение изменения. Изменение становится возможным благодаря творческой силе пациента, достаточной вследствие возросшего понимания для реконструирования его перцептивной системы. Желаемое направление изменения — к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности, большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными (соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного превосходства и активному, смелому включению в решение жизненных задач.
Осознание своего ошибочного гипотетического мира и его последствий — это только первый шаг к изменению. Не менее важно преодолеть нежелание встречаться лицом к лицу с реалиями жизни. Активная жизненная позиция предполагает готовность испробовать альтернативные формы поведения, отказаться от дополнительных защит и особых запросов, а тж принять свои неудачи в процессе освоения новых копинг-стратегии. Терапевт действует как консультант, советчик, помощник и вдохновитель пациента в том, что касается этих новых вариантов поведения. Когда дело касается простых вариантов поведения, терапевт сам может стать моделью для пациента. Безусловная поддержка терапевтом смелого продвижения пациента вперед дает последнему чувство безопасности даже перед лицом трудностей (терапевт демонстрирует свою веру в пациента). Вдобавок к этому терапевт благоразумно предлагает для решения такие задачи, к-рые дадут почувствовать успех, и предостерегает от тех, к решению к-рых пациент еще не готов.
Пока продолжается научение новому и обеспечивается изменение поведения, терапевт продолжает действовать в прежнем духе. Когда в поле зрения появляются новые проблемы, для их решения вновь используется понимание стиля жизни. Сновидения служат важными сигналами начала движений и часто предвещают появление в сознании новых инсайтов или новых трудностей. Увеличение или уменьшение симптоматических жалоб тж отражает динамику терапевтического прогресса. Плато — это передышки между решением задач. Научение новому поведению требует определенного времени. По мере продвижения вперед пациент в конечном счете научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний. В это время интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию.
Завершение лечения не означает прекращение личностного роста. В ходе терапии пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его. Спустя годы после окончания курса терапии пациент может по-прежнему открывать для себя новые инсайты и продолжать процесс личностного роста. И это еще одно лишнее доказательство того, что у терапии нет безоговорочного конца. Пациент может в будущем вновь обратиться к терапевту, чтобы тот помог наилучшим образом справиться с жизненным стрессом или продолжить какое-то прерванное дело.
Адлерианские терапевты работают во всех учреждениях, включая школы, исправительные заведения и программы лечения наркоманов и алкоголиков. Адлерианские методики воспитания и обучения детей получили особенно широкое распространение, а идеи Адлера нашли применение в консультировании по кадровым вопросам, программах менеджмента и разрешении споров между конфликтующими сторонами.
См. также Адлерианская психология, Сновидения, Ранние воспоминания, Психоанализ, Психотерапия
Теории личности. Часть 5. Альфред Адлер
Всем привет! Теория Фрейда была поистине революционна. Поэтому вокруг него формировался круг людей не менее выдающихся. Альфред Адлер и Карл Густав Юнг были одними из них. Впоследствии непрекращающийся конфликт мнений разорвал их отношения с отцом-основателем психоанализа. Камнем преткновения стал детерменированный взгяд Фрейда на природу человека, как на марионетку в руках слепого сексуального инстинкта.
В 1911 году Альфред Адлер (1870-1937 гг.) сложил с себя обязательства президента Венского психоаналитического сообщества и вышел из него, организовав при этом Общество индивидуальной психологии.
В историю этот подход войдет как ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА.
Адлера часто представляют как взбунтовавшегося ученика Фрейда. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что в его ранних работах он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.
Вопреки Фрейду, Адлер признавал единство личности, и что ее компоненты (не делимые по сути) как сознательное, так и бессознательное служат единой цели и взаимно влияют друг на друга.
Помимо этого, Адлер признавал свободу выбора личности, и возможность сознательного влияния на ход своего развития. Однако факт признания наличия бессознательного и влияние детского периода развития (до 5 лет) оставляет точки прикосновения с классическим психоанализом.
Связь личности и общества, в рамках этой теории, также считается неразрывной и врожденной. Социальный интерес рассматривается как показатель психического здоровья. С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей.
У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.
Таким образом, индивидуальная психотерапия по Адлеру, проводит работу с клиентом в рамках творческого осознанного сотрудничества двух равнозначных личностей (клиента и психотерапевта) целью которой является определение жизненных целей и ценностей, социальная адаптация, раскрытие творческого потенциала.
Психология | Psychology
8.1K поста 44K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Теории личности. Часть 6. Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг (1875-1961 гг) явился родоначальником АНАЛИТИЧЕСКОГО подхода в глубинной психотерапии. Под глубинной психотерапией понимается работа в рамках психодинамического направления (о котором мы уже упоминали), основой которого является работа с бессознательной частью человеческой личности.
Юнг, как и Адлер, не смог согласиться с теорией Фрейда о преобладании сексуальной энергии, как основного стимула развития личности. Не отрицая факта влияния сексуальных желаний, он расширил понятие «либидо» как творческой жизненной силы, проявляющуюся самыми различными путями и выражающуюся как в биологических, так и в психических потребностях.
Юнг, в отличие от Фрейда и Адлера, придававшим особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, рассматривал ее развитие как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.
В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.
Структура личности, по Юнгу, представляет собой:
2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ чем-то схожее с понимаем ОНО Фрейда, но более расширенное в том плане, что в нем содержатся не только «энергетические» заряды либидо, но и всевозможные комплексы, как например, нереализованное желание власти, которое концентрирует около себя значительную часть психической энергии;
3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества, в нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».
Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны».
Архетипов существует бесчисленное множество. Однако можно выделить основные.
Гармонизация личности является основной целью ее развития. Так, Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.
Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение себя», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название ИНДИВИДУАЦИЯ. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.
Сами понятия архетипов и коллективного бессознательного отразили мистическую направленность Юнга.
В этой связи, хочется привести один факт из его жизни.
«Перед Первой мировой войной Юнг на протяжении нескольких недель видел один и тот же сон — будто из земли проступает кровь и поднимается все выше и выше, заливая все вокруг. Пытаясь спастись, он бежит от этого потока в горы, но море крови подходит и туда, и в нем плавают обрубки человеческих тел. Ученый, обеспокоенный повторяющимся страшным сном, подумал было обратиться к одному из своих коллег-психиатров, как вдруг разразилась мировая война, и сны прекратились. Позднее Юнг выяснил, что похожие картины снились многим людям накануне войны. Таким образом, открытое им «коллективное бессознательное» жило в предчувствии войны, сама идея которой словно бы витала в воздухе, и предвидело будущие ужасы массового уничтожения людей».
Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.
ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся
Выберите один ответ:
a. инфантильной сексуальности
b. базисного чувства неполноценности
c. сознательного и бессознательного
d. интерпретации оговорок
02. В предложенной Юнгом структуре личности выделяются следующие элементы (слои):
Выберите один ответ:
a. персона, эго, тень, Анима, Анимус, самость
c. сознательное, бессознательно, предсознательное
03. Смысловым центром аналитической психологии Юнга является проблема…
Выберите один ответ:
04. Ответьте, верно ли утверждение: «В природе не может существовать «чистых» экстравертов и интровертов. Речь идет лишь о преобладании определенного типа психических состояний и поведенческих реакций».
Выберите один ответ:
05. К. Юнгом разработана классификация людей по типу доминирования одной из четырех психологических функций:
Выберите один ответ:
a. ощущения, эмоций, интуиции, мышления
b. интеллекта, чувств, восприятия, ощущения
c. интуиции, интеллекта, восприятия, эмоций
d. мышления, экстраверсии, интроверсии, ощущения
06. Ответьте, верно ли утверждение: «К. Юнг рекомендовал скрупулезно следовать теоретическим положениям и рекомендациям, так же как и педантично точным выполнением технических процедур»
Выберите один ответ:
07. Психоаналитическая терапия К. Юнга проходит две стадии:
Выберите один или несколько ответов:
08. Аналитическая стадия психоаналитической терапииК. Юнга состоит из двух частей:
Выберите один или несколько ответов:
a. «признание» и «разоблачение самообмана»
b. «толкование рассказанного клиентом материала»
c. «интервью» и «беседа»
d. «анализ запроса клиента»
09. Работа на этой стадии состоит главным образом в обучении новым моделям восприятия себя и психотравмирующей ситуации и вытекающим из этого новым моделям поведения.
Выберите один ответ:
a. Аналитическая стадия
b. Стадия признания
c. Синтетическая стадия
d. Интуитивная стадия
10. Клиент на этой стадии с тактичной помощью психотерапевта старается признать, что истинные причины его невроза или мучающей его психологической проблемы спрятались, оказались вытесненными в сферу бессознательного, так как оказались неприемлемыми для их осознания.
Выберите один ответ:
a. Аналитическая стадия
c. Синтетическая стадия
d. Интуитивная стадия
11. Вторая часть синтетической стадии аналитической терапии К. Юнга называется трансформация, на этой стадии…
Выберите один ответ:
a. психотерапевт, оставаясь равным партнером клиента, постепенно передает ему (клиенту) все больше ответственности за собственное развитие и самостоятельное преодоление психологических проблем
b. клиент, совершивший психологические открытия, переходит к реализации их результатов в виде новых моделей поведения
c. психотерапевт объясняет клиенту, что, несмотря на мешающие чувства, необходимо попытаться выявить истинные причины
d. происходит толкование рассказанного клиентом материала
12. Вторая часть аналитической стадиитерапии К. Юнга посвящена
Выберите один ответ:
a. передаче клиенту все больше ответственности за собственное развитие и самостоятельное преодоление психологических проблем
b. переходу клиента к реализации результатов его открытий в виде новых моделей поведения
c. объяснению клиенту, что, несмотря на мешающие чувства, необходимо попытаться выявить истинные причины
d. толкованию рассказанного клиентом материала
13. К. Юнг первым из психоаналитиков использовал для выявления скрытых в бессознательной сфере источников неврозов
Выберите один ответ:
b. направленные ассоциации
c. толкование сновидений
14. Все о чем говорил К. Юнг очень близко к тому, что составило в дальнейшем основу или перекликается с
Выберите один или несколько ответов:
a. Теорией самоактуализации Абрахама Маслоу
b. ГештальттерапиейФедерика (Фрица) Пёрлза
c. Трансактным анализом Эрика Берна
d. Экзистенциальным анализом (логотерапией) Виктора Франкла
01. Ответьте, верно ли утверждение: «А. Адлер считал, что личность характеризуется единством и целостностью, в качестве организующего начала жизнедеятельности человека следует принимать не принцип удовольствия, а стремление к цели, достижению идеальной конечной формы».
Выберите один ответ:
02. Ответьте, верно ли утверждение: «А. Адлер считал, что акцентировать внимание необходимо на каузальной (причинной) обусловленности психических процессов, а не на целеполагающей деятельности человека».
Выберите один ответ:
03. Центральной идеей А. Адлер является идея о том, что
Выберите один ответ:
a. «человеческое существо представляет собой единое целое»
b. «человек в состоянии решить все возникающие сложности»
c. «человеческое существо двуедино и разнолико»
d. «человека необходимо принимать со всеми его пороками»
04. Согласно А. Адлеру, человек – это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством
Выберите один или несколько ответов:
c. стремления к самореализации
d. свободы самовыражения
e. стремления к совершенству
05. Выберите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. «В концепции А. Адлера отстаивается необходимость восприятия мира с позиций «системы отсчета» клиента»
b. «В концепции А. Адлера не допускается восприятие мира с позиций «системы отсчета» клиента»
c. «В концепции А. Адлера отстаивается необходимость восприятия мира с объективных позиций «системы отсчета» общества»
06. Согласно А. Адлеру существуют три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству:
Выберите один или несколько ответов:
c. компенсация неполноценности
Выберите один или несколько ответов:
08. «Телеология вымысла» по А. Адлеру предполагает, что
Выберите один ответ:
a. люди живут представлением о должном и что на поведение гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого
b. здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предпочитает социальные личностные чувства, поведение и когнитивные допущения
c. что человек – не самодостаточное существо и поэтому должен учиться взаимозависимости
09. А. Адлер считал, что значение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни, поэтому
Выберите один ответ:
a. тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее
b. человек, как правило, не сознает свою частную логику, свой общий план жизни и большинство своих мотивов, лежащих в основе мыслей
c. терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить больше или меньше вымышленные ценности стиля жизни
10. Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни человека и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению:
Выберите один ответ:
a. история раннего опыта взаимоотношений с родителями и сиблингами
b. автобиография клиента
c. история опыта взаимоотношений с окружающими
d. запись психотерапевтического сеанса
11. По мере продвижения вперед пациент в конечном счете научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний, в это время…
Выберите один ответ:
a. интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию
b. необходимы передышки между решением задач
c. пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его
d. терапевт продолжает действовать в прежнем духе
Выберите один ответ:
b. «плевок в суп клиенту»
d. изменение условий задачи
Выберите один ответ:
b. «плевок в суп клиенту»
c. оказание поддержки
d. изменение условий задачи
Выберите один ответ:
b. «плевок в суп клиенту»
c. оказание поддержки
d. изменение условий задачи
01. Главными задачами разработки психотерапевтической концепции Э. Берна были:
Выберите один или несколько ответов:
a. уход от громоздкой и непонятной непосвящённому психоаналитической и психиатрической терминологии
b. создание единого языка, как для общения специалистов между собой, так и для общения терапевтов с пациентами
c. краткосрочные достижимые цели, которые постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям
d. поиск способов адекватной интерпретации, понятной как для специалистов, так и для пациентов
02. Трансактный анализ как научное и психотерапевтическое направление получил признание уже после смерти его основателя в
Выберите один ответ:
03. Клод Штайнер выделил следующие условия при заключении контракта:
Выберите один или несколько ответов:
b. адекватная компенсация
04. Структура личности Э. Берном рассматривается как состоящая из трех органов:
Выберите один ответ:
a. экстеропсихики, неопсихики и археопсихики
c. сознательное, бессознательное, предсознательное
05. По мнению Э. Берна, человек рождается свободным, но его первое порабощение – это
Выберите один ответ:
a. порабощение родителями
b. порабощение инстинктами
c. порабощение социумом
06. Ощущение независимости, считает Э. Берн достигается высвобождением или пробуждением трех способностей:
Выберите один или несколько ответов:
a. «включенности в настоящее»
b. «мысленной свободы»
e. «близости» или «искренности»
f. Автономная личность имеет смелость дружить и быть искренней тогда, когда это уместно
07. Автономная личность:
Выберите один или несколько ответов:
a. позволяет развиваться своим способностям
b. поддерживает других в том, чтобы поступать так же
c. проецирует свои способности в будущее как реальные намерения, которые придают направленность и цель жизни
d. занята не тем, как получить больше, а тем, как быть чем-то большим
08. Процесс трансактного анализа требует:
Выберите один или несколько ответов:
09. Ответьте, верно ли утверждение: «В трансактном анализе контракт обсуждается не перед началом, а в процессе терапии и изменяется по ходу лечения».
Выберите один ответ:
10. Ответьте, верно ли приведено утверждение Э.Берна: «К сожалению, весьма трудно дать какие-либо рекомендации, кроме общих предложений, по работе с людьми, которые по определению чрезвычайно индивидуальны».
Выберите один ответ:
11. Общий метод трансактного анализа состоит из выявления, указания и обозначения
Выберите один или несколько ответов:
a. первоисточников поведения в терминах Я-состояний или их заражения, с последующим обеззараживанием их через объяснение
b. трансакций, времяпрепровождения, игр и сценариев
c. промежуточных переменных между стимулом и реакцией
d. подкреплений одних типов поведения и угашения других
12. Ответьте, верно ли утверждение о трансактном анализе: «При проведении всех этих терапевтических операций психотерапевту рекомендуется следовать на три шага впереди клинического материала, немного забегая вперед».