А барто что написала
Агния Барто: биография, личная жизнь, творчество, экранизации произведений, память
Родилась Агния Львовна Барто 4 (17) февраля 1906 года в Москве, известна миру как детская поэтесса, писательница и даже радиоведущая. Покинула мир 1 апреля 1981 года в возрасте 75 лет. Агния Барто полюбилась всему миру своими очаровательными стихами, которыми зачитывались не только дети, но и взрослые. В Советском Союзе поэтессу знали как радиоведущую.
С чего все начиналось
Если рассказывать краткую биографию Барто Агнии Львовны, то начать следует с 1906 года. Родилась Агния в семье евреев. Отец поэтессы, Лев Николаевич, был ветеринаром, мать, Мария Ильинична, – домохозяйкой. Поженились родители поэтессы 16 февраля 1900 года в Ковно. Возможно, талант к написанию стихов у Агнии от брата матери – Григория Ильича Блоха. Он был известным врачом-оториноларингологом, но также его знали как автора детских просветительских стихов.
Детство и юность
Сразу после рождения девочке дали имя Гетель, а фамилия ее по отцу Волова. Любовь к литературе у малышки появилась с самого детства. И это все благодаря отцу, который всегда боготворил творчество Крылова и Толстого. Если верить биографии, Агния Барто сочинять стихотворения начала еще в детстве. Сначала это были четверостишия о сказочных принцессах, потом уже об учителях, подругах, родителях.
Стихи были не единственным увлечением девочки, она увлекалась языками, учила французский и немецкий, занималась танцами. В детстве Агния мечтала стать балериной, но никак не детской поэтессой. К сожалению, финансовое благополучие семьи Воловых оставляло желать лучшего. Агнии пришлось в возрасте пятнадцати лет пойти работать в магазин одежды. Девочка даже соврала, что ей уже 16, только бы получить эту работу. Денег не хватало настолько, что рассчитывать на то, что семья не умрет с голоду, можно было, только получая раз в неделю крупу и селедку. И это еще не самый трудный период в жизни московской писательницы.
Первые стихи
Впервые стихотворения Агнии Барто получили высокую похвалу от Анатолия Луначарского, который по долгу службы посетил экзамены в хореографическом училище. После того как Агния зачитала свои стихи, он сказал, что у девушки талант и ей нельзя останавливаться на достигнутом. После окончания училища выпускница попала в балетную труппу, которая с удовольствием приняла Агнию в свой коллектив.
Агния Барто для малышей
Агния писала простым и понятным языком, по-доброму высмеивала человеческие пороки, и ее творчество критики отнесли к разряду стихов для детей. После первой публикации стали появляться новые поэтические сборники. Сложно найти человека на постсоветском пространстве, не слышавшего про Таню, которая потеряла мячик, или про мишку, которого уронили на пол. Краткость слога позаимствована у Владимира Маяковского.
Несмотря на удивительную скромность Агнии, знакомство двух поэтов состоялось. Сборник стихов Маяковского попался писательнице абсолютно случайно. Девушка внимательно изучила творчество поэта и в итоге оказалось, что они соседи по даче. Барто поддерживала отношения с Горьким, а ее стихами зачитывался сам Корней Чуковский.
Военные годы
Дальше биография Агнии Барто повествует, что в военное время семье пришлось несладко, их вывезли на Урал, а происходящие события существенно отразились на творчестве поэтессы. В стихах появилась военная тематика, Агния начала писать статьи и очерки, которые читала по радио.
В дни затишья Барто выступала перед солдатами со своими произведениями, тем самым скрашивая серые и опасные военные будни на фронте. В этот период поэтесса совершила поистине геройский поступок. Наблюдая за тем, как мальчики и девочки трудятся на заводах наравне со взрослыми, Агния решает написать об этом. И не просто написать, чтобы увидеть весь процесс воочию, девушка учится на токаря и становится рядом с детьми у станка. Несмотря на это, писать стихотворения Агния Барто не перестала.
Что было после войны?
Несмотря на то, что в военные годы Агнии пришлось трудно, желание писать стихи не исчезло, а даже наоборот. Поэтесса начала больше общаться с детками, посещать детские дома, где читала свои стихи и всячески помогала. В этот период начался новый виток в поэзии писательницы: Агния начала посвящать свои стихи детям, которые потеряли своих родителей в военные годы.
Следующий этап в биографии Агнии Барто повествует, что в это же время она становится ведущей передачи на радио, в которой пытается соединить судьбы тех, кого разделила война.
Детская поэзия всегда была основным направлением деятельности писательницы, но в послевоенное время Агния решила попробовать себя в качестве сценариста. Эта затея увенчалась успехом. Сценарии были очень востребованы среди режиссеров. Самая популярная работа поэтессы – «Подкидыш», сценарий к которой был написан в тандеме с актрисой Риной Зеленой. Она же и сыграла главную роль в этой картине. Главные экранизации произведений Агнии Барто: «Подкидыш» 1939, «Слон и веревочка» 1945, «Алеша Птицын вырабатывает характер» 1953, «Ищу человека» 1973.
Агния и советская власть
Как бы это ни удивляло современников, но Барто всегда была сторонником советской власти и не давала спуску никому, кто высказывался против. В 30-м году в «Литературной газете» было опубликовано письмо, под которым стояла подпись Агнии. В нем Корней Чуковский обвинялся в «антисоветчине» в своих произведениях. В 1944 году писатель даже получил выговор от союза писателей, инициатором которого была Барто. Литераторы твердо попросили Чуковского больше не писать в своих произведениях подобной «несуразицы». Активное участие поэтесса принимала и в процессе против Ю. Даниэля и А. Синявского, которые также обвинялись в непринятии советской власти. С подачи Барто в 1974 году из Союза писателей была исключена Лидия Чуковская, дочь Корнея. Больше 10 лет, до 1987 года, на ее работы в СССР был наложен запрет.
Личная жизнь поэтессы
Казалось бы, как с такой насыщенной жизнью можно найти время на личную жизнь и семейное счастье? Вдохновение – это любовь. Скорее всего, без нее не было бы той силы, которую Агния отдавала через свое творчество всем, кто хоть на мгновение соприкасался с ним.
Личная жизнь Агнии Барто также имеет немало серьезных поворотов судьбы. Счастье в том, что поэтессе все же довелось встретить любовь всей своей жизни. Первый муж поэтессы – Павел Барто. Замуж девушка вышла очень быстро, возможно, причина в том, что Агния лишилась мужского плеча после смерти отца, а Павел оказывал ту самую необходимую женщине поддержку. Причиной развода стала поэтическая ревность. Карьера писателя у Павла никак не складывалась, в то время как его жена стремительно шла вперед.
Прожили супруги вместе 10 лет, у них родился сын, которого они назвали Эдгаром. К сожалению, когда парню исполнилось 18 лет, он погиб в аварии. Сын Агнии и Павла ехал на велосипеде и был сбит грузовиком, который неожиданно выехал из-за угла. Поэтесса тяжело переживала гибель сына.
Андрей Щегляев и Агния Барто
Второй супруг поэтессы – Андрей Щегляев, ученый-энергетик, который был достаточно известным деятелем науки в Советском Союзе. Умер от онкологии за 11 лет до смерти самой Агнии. У пары родилась дочь Татьяна.
В отличие от Павла, Андрей искренне радовался за успехи своей жены и хвалил каждый шедевр, который выходил из-под пера Барто. Больше всего любил работы, посвященные их дочери Татьяне. Андрей и Агния жили в любви и гармонии. Потеря мужа стала сильным ударом, спасение поэтесса отыскала в работе. В возрасте 75 лет писательница с инфарктом попала в больницу, хотя еще на собственном дне рождении она танцевала.
Интересные факты
Жизнь поэтессы наполнена как трагическими, так и счастливыми моментами. Ведь никогда не знаешь, что приготовила тебе судьба. Какие интересные факты скрывает биография Агнии Барто?
Такова яркая и необычная биография всеми любимой советской детской поэтессы.
Автор Агния Львовна Барто
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Агния Львовна Барто Автор, всего 18
Повести, рассказы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Ванька-Встанька. Стихи и рассказы про игрушки
Поэзия
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Обида
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Про слезы и дела
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
На заставе
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
За цветами в зимний лес
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Детские стихи Агнии Барто любит и знает каждый ребенок и взрослый, говорящий на русском языке. Ритмичные, веселые и грустные, задорные и поучительные, они подмечали все особенности детского мироощущения, становились близкими раз и навсегда, с раннего детства, до школьных лет сопровождая жизнь каждого ребенка.
Буква «Р»
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Агния Барто обладала редким дарованием – легким поэтическим языком вести беседу с самыми маленькими читателями и слушателями. За легкость, увлекательность и обманную простоту ее поэзии поколение за поколением совсем маленьких и уже очень взрослых читателей платят Агнии Барто неугасающей любовью и признательностью. Многие ее стихи запоминаются раз и навсегда. Нет среди русскоговорящих ни одного человека, который с ходу бы не припомнил несколько строк, давно ставших афоризмами.
Резиновая Зина
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
А барто что написала
Агния Львовна Барто
(настоящая фамилия Волова) (1906–1981), русская поэтесса.
Родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в семье врача-ветеринара. Училась в балетном училище. В годы учебы, испытывая творческое влияние А. А. Ахматовой и В. В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. По совету А. В. Луначарского занялась профессиональной литературной работой.
В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых К. И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П. Н. Барто («Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка», 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совм. с актрисой Риной Зеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1962, совм. с И. Окадой). Ее стихотворение «Веревочка» было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка» (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950).
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубликована в 1968 году).
В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.
В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Х. К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Умерла Барто в Москве 1 апреля 1981 года.
Энциклопедия «Кругосвет»
Агния Барто
Агния Львовна Барто
Детская поэтесса. Писатель. Сценарист. Радиоведущая. Лауреат Сталинской и Ленинской премий. Сборники издавались огромными тиражами, а также переведены на многие языки мира.
Агния Барто родилась 17 февраля 1906 года в городе Москва. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где, испытывая творческое влияние Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал Анатолий Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 году опубликованы ее первые стихи «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая», «Братишки», после публикации которых Корней Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» и других детских стихов, Агния стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее произведения издавались огромными тиражами. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер». Ее стихотворение «Веревочка» взято режиссером Ильей Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка». В годы Великой Отечественной войны писательница находилась в эвакуации в Екатеринбурге, а также выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. На протяжении девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной.
С ее помощью воссоединено около тысячи семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека». В течение многих лет возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, являлась членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей присудили Международную премия имени Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Агния Львовна Барто скончалась 1 апреля 1981 года в городе Москва. Похоронена лауреат государственный премий на третьем участке Новодевичьего кладбища столицы.
Орден Ленина (16.02.1976)
Орден Октябрьской Революции
Два ордена Трудового Красного Знамени (16.02.1956; 22.02.1966)
Орден «Знак Почета» (31.01.1939)
Медаль «За спасение утопающих»
Медаль «Шахтерская слава» I степени (от шахтеров Караганды)
Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно)
Поиск
Репутация: 248
БАРТО АГНИЯ ЛЬВОВНА
(настоящая фамилия Гетель Лейбовна Волова)
(4 (17) февраля 1906, Москва — 1 апреля 1981, Москва)
– знаменитая детская поэтесса и писательница, киносценарист и общественный деятель; лауреат Ленинской (1972) и Сталинской премии второй степени (1950).
Биография
Гетель Лейбовна Волова родилась 4 февраля 1906 года в Москве в еврейской семье ветеринара Льва Николаевича Волова, училась в балетной школе. Первым мужем Агнии Львовны был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Гарик. Вскоре после его рождения супруги развелись. Весной 1945 года Гарик трагически погиб в возрасте 18 лет. Катаясь на велосипеде, он был сбит грузовиком. Вторым мужем Агнии Львовны был советский теплоэнергетик член-корреспондент АН СССР Андрей Щегляев, вместе с которым они прожили почти 50 лет. От этого брака у них родилась дочь Татьяна Щегляева.
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970).
Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны, показывает любовь к детям и понимание детской психологии.
Книга «Записки детского поэта» (1976).
Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1958), 10000 мальчиков (1961).
А. Л. Барто скончалась 1 апреля 1981 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Награды и премии
Сталинская премия второй степени (1950)
Ленинская премия (1972)
орден Ленина
орден Октябрьской Революции
два ордена Трудового Красного Знамени
орден «Знак Почёта»
Медаль «За спасение утопающих»
орден Улыбки
Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно).
Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
Стиль
Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казак называет их «примитивно рифмованными». Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня горько плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.
Интересные факты
В интернете Агнии Барто приписывают стихотворение «Цирк», якобы написанное в 1957 году. Это вызвало огромный резонанс заблуждения в российской блогосфере и в социальных сетях. На самом деле стих написан в 2009-ом году поэтом Михаилом Юдовским
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Барто,_Агния_Львовна)
***
Барто Агния Львовна
Родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. На выпускном вечере в училище Агния, под аккомпанемент пианиста, прочла свое стихотворение «Похоронный марш», после чего наркомпрос Луначарский посоветовал ей всерьез заняться литературой для детей.
В 1925 г. были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами.
Барто Агния Львовна
Барто Агния Львовна (настоящая фамилия Волова) (1906-1981), русская поэтесса. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых К.И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто («Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка», 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совм. с актрисой Риной Зеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1962, совм. с И. Окадой). Ее стихотворение «Веревочка» было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка» (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Агнии Барто была присуждена Государственная премия (1950).
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968).
В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.
Агния Барто (Женский месяцеслов)
Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. «Она всегда идет навстречу одному поколению, провожая другое»,- писал о ней Р.Гамзатов.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Вступление в литературу началось с курьеза. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение «Похоронный марш», присутствовал А.В.Луначарский. Через несколько дней он пригласил ученицу в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением отдается работе. Она учится у Маяковского, Чуковского, Маршака.
В 1937 году делегатом Международного конгресса в защиту культуры Барто едет в Испанию. Заседания конгресса проходят под бомбежками в Барселоне, в осажденном Мадриде. Тематика защиты мира, международной дружбы входит в стихи писательницы.
Во время Великой Отечественной Барто много выступает по радио, ездит на фронт корреспондентом от газеты. Чтобы написать поэму о подростках, которых война заставила взрослеть раньше, работать и кормить семью, она вместе с ними учится на токаря, приобретая ремесленный разряд.
В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором огромного по своей массовости движения в СССР по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу «Найти человека» на радио «Маяк» удалось соединить 927 разлученных семейств. Барто потоком шли письма, она стала культовой фигурой. Первая книга прозы писательницы называется «Найти человека».
Родилась 4 февраля (17 н.с.) в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей — «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка». Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот»(1934), «Игрушки», (1936), «Снегирь» (1939).
В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и других странах.
В 1940 — 1950 вышли новые сборники: «Первоклассница», «Звенигород», «Веселые стихи», «Стихи детям». В эти же годы работала над сценариями детских кинофильмов «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».
В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей «Лешенька, Лешенька», «Дедушкина внучка» и др.
В 1969 вышла документальная книга «Найти человека», в 1976 —- книга «Записки детского поэта».
Умерла А. Барто в 1981 в Москве.
«Идет бычок, качается, вздыхает на ходу. » — имя автора этих строк знакомо всем. Одна из самых известных детских поэтесс — Агния Барто — стала любимым автором для многих поколений детей. Но мало кто знает подробности ее биографии. Например, о том, что она пережила личную трагедию, но не отчаялась. Или о том, как она помогла встретиться тысячам людей, потерявших друг друга во время войны.
Февраль 1906 года. В Москве прошли масленичные балы и начался Великий пост. Российская империя находилась в преддверии перемен: создании первой Государственной думы, проведении аграрной реформы Столыпина; в обществе еще не угасли надежды на решение «еврейского вопроса». В семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова тоже ожидались перемены: рождение дочери. Лев Николаевич имел все основания надеяться, что его дочь будет жить уже в другой, новой России. Эти надежды сбылись, но не так, как можно было представить. До революции оставалось чуть больше десяти лет.
Вспоминать свое детство Агния Барто не любила. Домашнее начальное образование, французский язык, парадные обеды с ананасом на десерт — все эти приметы буржуазного быта не украшали биографию советского писателя. Поэтому о тех годах Агния Львовна оставила самые скупые воспоминания: няня из деревни, страх грозы, звуки шарманки под окном. Семья Воловых вела типичную для интеллигентов того времени жизнь: умеренная оппозиция к властям и вполне обеспеченный дом. Оппозиция выражалась в том, что Лев Николаевич чрезвычайно любил писателя Толстого и по его детским книжкам учил дочь читать. Хозяйством ведала его жена Мария Ильинична, женщина немного капризная и ленивая. Судя по отрывочным воспоминаниям, Агния всегда больше любила отца. О матери она писала: «Помню, моя мать, если ей предстояло заняться чем-то для нее неинтересным, часто повторяла: «Ну, это я сделаю послезавтра». Ей казалось, что послезавтра — это все-таки еще далеко. У меня всегда есть список дел на послезавтра».
Лев Николаевич, поклонник искусства, видел будущее дочери в балете. Агния прилежно занималась танцами, но большого таланта в этом занятии не обнаруживала. Рано проявившуюся творческую энергию направляла в другое русло — стихотворное. Стихами она увлеклась вслед за гимназическими подругами. Десятилетние девочки тогда все как одна были поклонницами молодой Ахматовой, и первые поэтические опыты Агнии были полны «сероглазых королей», «смуглых отроков» и «сжатыми под вуалью руками».
Юность Агнии Воловой пришлась на годы революции и гражданской войны. Но каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов. Однако чем старше становилась Агния, тем яснее было, что ей не стать ни великой балериной, ни «второй Ахматовой». Перед выпускными зачетами в училище она волновалась: ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский. После экзаменационных выступлений ученицы показывали концертную программу. Он прилежно посмотрел зачеты и оживился во время исполнения концертных номеров. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием «Похоронный марш», Луначарский с трудом сдерживал смех. А через несколько дней он пригласил ученицу в Нарком-прос и сказал, что она рождена писать веселые стихи. Много лет спустя Агния Барто с иронией говорила, что начало ее писательской карьеры было довольно оскорбительным. Конечно, в юности очень обидно, когда вместo трагического таланта в тебе замечают лишь способности комика.
Как Луначарскому удалось за довольно посредственным стихотворным подражанием разглядеть в Агнии Барто задатки детского поэта? Или все дело в том, что тема создания советской литературы для детей неоднократно обсуждалась в правительстве? В этом случае приглашение в наркомат просвещения было не данью способностям молодой поэтессы, а скорее «правительственным заказом». Но как бы там ни было, в 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку — «Китайчонок Ван Ли». Коридоры власти, где Луначарский своей волей решил сделать из хорошенькой танцовщицы детскую поэтессу, привели ее в мир, о котором она мечтала, будучи гимназисткой: начав печататься, Агния получила возможность общаться с поэтами Серебряного века.
Слава пришла к ней довольно быстро, но не добавила ей смелости — Агния была очень застенчива. Она обожала Маяковского, но, встретившись с ним, не решилась заговорить. Отважившись прочесть свое стихотворение Чуковскому, Барто приписала авторство пятилетнему мальчику. О разговоре с Горьким она впоследствии вспоминала, что «страшно волновалась». Может быть, именно благодаря своей застенчивости Агния Барто не имела врагов. Она никогда не пыталась казаться умнее, чем была, не ввязывалась в окололитературные склоки и хорошо понимала, что ей предстоит многому научиться. «Серебряный век» воспитал в ней важнейшую для детского писателя черту: бесконечное уважение к слову. Перфекционизм Барто сводил с ума не одного человека: как-то, собираясь на книжный конгресс в Бразилии, она бесконечно переделывала русский текст доклада, несмотря на то, что читать его предстояло по-английски. Раз за разом получая новые варианты текста, переводчик под конец пообещал, что больше никогда не станет работать с Барто, будь она хоть трижды гений.
В середине тридцатых Агния Львовна получила любовь читателей и стала объектом критики коллег. Барто никогда не говорила об этом прямо, но есть все основания полагать, что большая часть откровенно ругательных статей появилась в прессе не без участия известного поэта и переводчика Самуила Яковлевича Маршака. Поначалу Маршак относился к Барто покровительственно. Однако его попытки «наставлять и учить» Агнию с треском провалились. Однажды, доведенная до белого каления его придирками, Барто сказала: «Знаете, Самуил Яковлевич, в нашей детской литературе есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я быть не могу, а подмаршачником — не желаю». После этого ее отношения с мэтром испортились на много лет.
Карьера детской писательницы не мешала Агнии ввести бурную личную жизнь. В ранней молодости она вышла замуж за поэта Павла Барто, родила сына Гарика, а в двадцать девять лет ушла от мужа к мужчине, который стал главной любовью ее жизни. Возможно, первый брак не сложился, потому что она слишком поторопилась с замужеством, а может быть, дело в профессиональном успехе Агнии, пережить который Павел Барто не мог и не хотел. Как бы там ни было, Агния сохранила фамилию Барто, но всю оставшуюся жизнь провела с ученым-энергетиком Щегляевым, от которого родила второго ребенка — дочь Татьяну. Андрей Владимирович был одним из самых авторитетных советских специалистов по паровым и газовым турбинам. Он был деканом энергомашиностроительного факультета МЭИ, и его называли «самым красивым деканом Советского Союза». В их с Барто доме часто бывали писатели, музыканты, актеры — неконфликтный характер Агнии Львовны притягивал к себе самых разных людей. Она близко дружила с Фаиной Раневской и Риной Зеленой, и в 1940 году, перед самой войной, написала сценарий комедии «Подкидыш». Кроме того, Барто много путешествовала в составе советских делегаций. В 1937 она побывала в Испании. Там уже шла война, Барто видела руины домов и осиротевших детей. Особенно мрачное впечатление произвел на нее разговор с испанкой, которая, показывая фотографию своего сына, закрыла его лицо пальцем — объясняя, что мальчику снарядом оторвало голову. «Как описать чувства матери, пережившей своего ребенка?» — писала тогда Агния Львовна одной из подруг. Спустя несколько лет она получила ответ на этот страшный вопрос.
Как бы там ни было, после смерти сына Агния Львовна обратила всю материнскую любовь на дочь Татьяну. Но не стала меньше работать — даже наоборот. В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород» — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Этой поэме была уготована особая судьба. Стихи для детей превратили Агнию Барто в «лицо советской детской книги», влиятельного литератора, любимицу всего Советского Союза. Но «Звенигород» сделал ее национальной героиней и вернул некое подобие душевного покоя. Это можно назвать случаем или чудом. Поэму Агния Барто написала после посещения реального детского дома в подмосковном городке Звенигороде. В тексте, как обычно, она использовала свои разговоры с детьми. После выхода книги ей пришло письмо от одинокой женщины, во время войны потерявшей свою восьмилетнюю дочь. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее дочерью, пропавшей во время войны. Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя десять лет. В 1965 году радиостанция «Маяк» начала транслировать передачу «Ищу человека». Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был изобретением Агнии Барто — такая практика существовала во многих странах. Уникальность советского аналога заключалась в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания. «Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках? Не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по их детским воспоминаниям?» Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.
В ее собственной жизни все складывалось благополучно: муж продвигался по карьерной лестнице, дочь Татьяна вышла замуж и родила сына Владимира. Это о нем Барто сочиняла стихи «Вовка — добрая душа». Андрей Владимирович Щегля-ев никогда не ревновал ее к славе, и его изрядно веселил тот факт, что в некоторых кругах он был известен не как крупнейший в СССР специалист по паровым турбинам, а как папа «Нашей Тани», той, что уронила в речку мячик (эти стихи Барто написала для своей дочери). Барто по-прежнему много ездила по всему миру, побывала даже в США. Агния Львовна была «лицом» любой делегации: она умела держаться в обществе, говорила на нескольких языках, красиво одевалась и прекрасно танцевала. В Москве танцевать было решительно не с кем — круг общения Барто составляли литераторы и коллеги мужа — ученые. Поэтому Агния Львовна старалась не упускать ни одного приема с танцами. Однажды, будучи в Бразилии, Барто в составе советской делегации была приглашена на прием к владельцу «Машете», самого популярного бразильского журнала. Глава советской делегации Сергей Михалков уже ждал ее в фойе гостиницы, когда сотрудники КГБ сообщили, что накануне в «Машете» напечатали «злобную антисоветскую статью». Естественно, ни о каком приеме речи быть не могло. Рассказывали, что расстроенное лицо и слова Агнии Барто, вышедшей из лифта в вечернем платье и с веером, Михалков не мог забыть еще долго.
В 1970-м умер ее муж, Андрей Владимирович. Последние несколько месяцев он провел в больнице, Агния Львовна оставалась с ним. После первого сердечного приступа она боялась за его сердце, но врачи сказали, что у Щегляева рак. Казалось, она вернулась в далекий сорок пятый: у нее снова отнимали самое дорогое.
Она пережила мужа на одиннадцать лет. Все это время не переставала работать: написала две книги воспоминаний, более сотни стихов. Она не стала менее энергичной, только начала страшиться одиночества. Часами разговаривала с подругами по телефону, старалась чаще видеться с дочерью и внуками. О своем прошлом вспоминать по-прежнему не любила. Молчала и о том, что десятки лет помогала семьям репрессированных знакомых: доставала дефицитные лекарства, находила хороших врачей; о том, что, используя свои связи, много лет «пробивала» квартиры — порой для людей совершенно незнакомых.
К дню рождения А.Л. Барто.
17 февраля 1906 года родилась русская писательница Агния Львовна Барто. Это одна из тех детских поэтов, стихи которых мы все знаем с детства. Знаем, любим и, практически, выросли на этих стиха. Многие из её стихов были первыми, выученными наизусть стихами. Я училась читать на коротеньких симпатичных историях о Бычке, который идёт, качается, да еще и вздыхает на ходу, про Зайку, которого бросила хозяйка, про Мишку, которому оторвали лапу. А потом, позже стихи о Любочке, которую знают все…с бантиком в косе, про болтушку Лидочку…
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
***
Прыг-скок! Прыг-скок!
Отменяется урок.
Пляшут, как на празднике,
Юные проказники
И кричат:— Удачный день:
У ботаники мигрень!
Крик такой! Восторг такой!
Все как именинники.
— Пусть пропишет ей покой
Доктор в поликлинике,
Пусть она идет лечиться,
Мы согласны не учиться!
А дежурный говорит:
— У меня был дифтерит,
И пришлось на шесть недель
Уложить меня в постель.
Возмутилась звеньевая,
Пионеров слушая.
Говорит:— Мы проявляем
К людям равнодушие!
Звали милой,
Звали славной,
Нашей Ольгой Николавной,
А теперь желаем зла:
Чтоб ботаника слегла!
Тут опомнился отряд,
Все дежурного корят.
А дежурный говорит:
— Пожалуйста, без паники!
У меня был дифтерит,
А не у ботаники!
Разговор пошел иной,
Все сочувствуют больной:
— Поправляться вам пора,
Ольга Николаевна!
Зря кричали мы «ура»,—
Это мы нечаянно.
***
Шагает утром в школы
Вся юная Москва,
Народ твердит глаголы
И сложные слова.
А Клава-ученица
С утра в машине мчится
По Садовому кольцу
Прямо к школьному крыльцу.
Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка — в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?
— Я дедушкина внучка,
Мой дедя — Герой Труда. —
Но внучка — белоручка,
И в этом вся беда!
Сидит она, скучая
И отложив тетрадь,
Но деду чашки чая
Не вздумает подать.
Зато попросит деда:
— Ты мне машину дашь?
Я на каток поеду!—
И позвонит в гараж.
Случается порою —
Дивится весь народ:
У дедушки-героя
Бездельница растет.
***
Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица.
Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет,
Говорит:- Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет.
И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят:
«Юрка? Слишком толстощекий!
Петя ростом маловат!
Вот Алеша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй».
Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная на парте
Нежно шепчет:- Алексей!
Алик смотрит огорченно:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится как огня,
Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.
Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко
Отлупил после урока.
- Как клеить автомобильную пленку на стекло
- Tr 069 что это в роутере