А что если никто не сможет воздать ему
Апостола Павла послание к римлянам 12:17
Толкования:
Амвросиаст
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками
Блаж. Феофилакт Болгарский
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками
Никому не воздавайте злом за зло
Если упрекаешь другого в том, что он сделал зло, то зачем подражаешь ему и сам делаешь зло? Не сказал: не делай зла верному, но: никому, будет ли он язычник или другой кто.
Но пекитесь о добром перед всеми человеками
Так говорит не для того, чтобы мы жили для тщеславия, но для того, чтобы не подавали повода укорять нас тем, которые желают этого. Ибо требует, чтобы мы жили несоблазнительно и без преткновений, потому что за нами и за касающимся нас наблюдают многие.
Лопухин А.П.
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками
Пекитесь о добром предо всеми человеками, т. е. пусть даже и внешнее ваше поведение не даст никому повода похулить исповедуемую вами веру (ср. Притч 3:1 по тексту LXX).
См. также Толкование на Рим. 12:13
Ориген
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками
Прп. Ефрем Сирин
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 17-18 ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте
Свт. Феофан Затворник
Ни единому же зла за зло воздающе: промышляюще добрая пред всеми человеки
Воздавать злом за зло, отмщать, — стало естественною потребностию падшего. Он сам на себя взял самоохранение и самозащиту и считает законом правды для себя не оставлять неотмщенным зла потерпенного, чтоб пресечь повторение или больший приток его. Месть есть прямое порождение самости, которая не успокоивается, пока не найдет прямо или косвенно удовлетворения себе. Месть ослабевает, когда приемлется в закон себе самоотвержение, и совсем погасает лишь вместе с окончательным погашением эгоизма. В совершенном виде это имеет место только в освященных благодатию. Благодать, оживляя дух, восставляет жизнь в Боге, вместе с тем порождает богопреданность, все попечение о себе, о жизни своей и делах своих возлагающую на Бога. Почему все и доброе и злое приемлет как от руки Божией и не вмешивается с своими усилиями в поправление того, в убеждении, что, если нужно, Бог все исправит Сам. Отмщение таким образом исчезает в преданности Богу и совершенном на Него возложении всякого упования. «И это есть преспеяние, близкое к совершеннейшей добродетели и к бесстрастию» (блаженный Феодорит).
Заповедь о неотмщении и невоздавании злом за зло дана, когда пришла благодать, — в знамение того, что только благодатное возрождение делает способным к тому. Заповедь сия изошла из уст Самого Спасителя: слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящим вам напасть и изгонящия вы (ср.: Мф. 5, 43 — 44 ). И какими сильными, понудительными и вместе достолюбезными побуждениями сие обставляется! — Да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? Не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други ваша только, что лишше творите? Не и язычницы ли тожде творят? Будите убо совершени, яко Отец ваш Небесный совершен есть (ср.: Мф. 5, 45 — 48 ). К сему немного ниже прибавляет Господь: аще отпущаете человеком согрешения их (что и есть неотмщение), отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших (ср.: Мф. 6, 14-15 ).
Отмщение считается отмщающим мерою благоразумия. Но так думать научает только ослепляющая страсть. Настоящее благоразумие не может не видеть, что маслом не тушат огня. Если горит уже огонь неприязни в сделавшем зло; то воздаяние ему злом не угасит, а воспламенит его более. Если хочешь погасить сей огонь, залей его водою кротости, невзыскания, благотворения. — И опять что за благоразумие подражать злу?! Если полагаешь, что сделавший тебе зло поступил худо; зачем идешь наперекор своему же суждению и напрягаешься сделать зло, которое делать почитаешь худом? Святой Златоуст говорит: «если упрекаешь другого в злом умысле, то для чего и себя делаешь виновным? Если он сделал зло, для чего не уклоняешься от подражания ему? Заметь, что Апостол не сделал здесь никакого разграничения, но дал общий закон. Он не сказал: не воздавай злом за зло верному; но говорит: не воздавай никому, ни язычнику, ни злодею, кто бы то ни был».
Промышляюще добрая пред всеми человеки. Если сии слова поставлять в связь с предыдущими и в обоих положениях видеть одинаковую мысль; то смысл их будет такой: доброе всегда промышляйте в отношении к другим людям. Желающий отмстить другому сидит и придумывает разные приемы, как бы уязвить сделавшего ему неприятность. Апостол, запретив воздавать злом за зло и, следовательно, ухитряться в сделании зла, говорит теперь: не занимайте этим головы своей, не то придумывайте, как бы зло сделать обидевшему или оскорбившему, а как бы делать добро всякому человеку, кто бы он ни был, — об этом только пекитесь, это имейте в сердце. Так, между прочим, толкует Экумений: «поелику выше сказал: ни единому же зла за зло воздающе, — то приложил и: промышляюще добрая, — как бы так говоря: не довольно только не воздавать злом, надобно еще и попечение иметь о сделавшем нам зло. И выше еще, не удовольствовался он сказать: не кляните гонящих, — но заповедал и благословлять их».
Так понимают слова сии все наши толковники, не исключая и Экумения. Блаженный Феофилакт, со слов святого Златоуста, пишет: «так говорит Апостол не для того, чтобы мы жили для тщеславия, но для того, чтобы не подавали повода укорять нас тем, которые желают этого. Ибо требует, чтобы мы жили несоблазнительно и без преткновений; потому что за нами и касающимся нас наблюдают многие». Амвросиаст останавливает внимание более на том, когда наиболее приложимо это правило, именно в делах, не определенных заповедию, а оставленных на произвол, — позволительных. О заповедях редко когда приходится подумать, как их исполнить; но позволительное всегда надо обдумывать, чтобы как-нибудь свободою в нем не соблазнить брата. «Промышлять доброе, говорит он, есть провидеть или пред очами иметь добро, имеющее быть от дел наших, чтобы то, что делается, не могло быть обращено нам в укор, а напротив, служило в похвалу как пред Богом, так и пред людьми. Не думай никто, что так как позволительное не неприятно Богу (иначе оно не было бы позволительно), то нечего заботиться о том, послужит ли оно в соблазн брату или нет. Предотвращая сие, Апостол учит, что надобно так действовать, чтоб делаемое было и Богу не неблагоугодно, и брату не служило в соблазн. Пусть иное позволительно, но если оно соблазняет брата, то уже не благоугодно Богу; потому что Бог хощет, чтоб мы взаимно пеклись о спасении друг друга. Таким образом промышляется доброе пред Богом и человеки, когда позволительное так делается, что не соблазняет брата».
Тертуллиан
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками
Безусловно предписано, что нельзя воздавать злом за зло.
Пост в месяце Рамадан – это не только воздержание от приема пищи, питья и сексуальных отношений. Месяц Рамадан учит нас заботиться о тех, кто нуждается в нашей помощи.
Путей для совершения добра очень много. Наш Господь проявил к людям великую милость, Он всем дал большие возможности, и каждый человек в состоянии найти то, чем он может быть полезен для других. Бывает так, что человек не может помочь ни физически, ни материально, зато он может дать нужный совет и оказать тем самым неоценимую услугу.
Самыми любимыми людьми для Аллаха являются те, которые приносят людям больше пользы, а среди самых любимых дел для Аллаха – это доставление радости мусульманину, утешение в скорби, покрытие долгов людей, оказавшихся в затруднении, кормление голодных. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пойти с моим братом мусульманином для решения его проблем нравится мне больше, чем неотлучно пребывать в мечети на протяжении месяца».
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто пойдёт вместе со своим братом мусульманином для решения его проблем и решит их, тому Всевышний Аллах укрепит его стопы в тот День, когда подкосятся и поскользнутся стопы [многих людей]».
Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Кто пойдёт со своим братом, чтобы помочь ему, тому за каждый шаг будет засчитана милостыня».
Взгляните на первых мусульман – сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они считали, что нуждающийся человек оказывает им неоценимую услугу, когда обращается к ним со своей просьбой. Ибн Аббас сказал: «Трём людям я не смогу отплатить равным: человеку, который дал мне приветствие первым, человеку, который потеснился для меня в собрании и человеку, ноги которого покрылись пылью на пути к тому, чтобы поприветствовать меня приветствием Ислама (Ассаляму алейкум). Что касается четвёртого, то никто не сможет воздать ему за оказанную мне услугу, кроме Аллаха (Велик Он и Славен), – это человек, у которого стряслось что-либо, и он всю ночь провёл в раздумьях о том, к кому же обратиться за помощью. У него возникла насущная нужда, и он думал, у кого попросить помощи в решении этой проблемы, затем пришёл к мысли о том, что я являюсь подходящей кандидатурой и обратился со своим делом ко мне».
Али ибн аль-Хусейн (да одарит его Аллах своей милостью) носил хлеб к домам бедняков поздней ночью, в кромешной тьме. Когда он умер, бедняки перестали получать свою долю, к которой они уже привыкли. Эти люди жили и не знали, откуда приходит им пропитание, когда же умер Али ибн аль-Хусейн, они узнали, кто был их ночным благодетелем.
Вспомните, какой именно довод своим утверждениям привела Хадиджа, когда говорила, что всё произошедшее в пещере Хира[1] не могло быть злом? Она сказала: «Нет, это не может быть злом, возрадуйся. Клянусь Аллахом, Он никогда не опозорит тебя, ведь ты хранишь узы родства, говоришь только правду, помогаешь в беде, подаёшь бедняку и почитаешь гостя».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не отвечал отказом на просьбы нуждающихся, как сказал Джабир: «Если у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спрашивали что-нибудь, он никогда не говорил слова «нет».
В своё время Абу Бакр покинул Мекку и направился в Эфиопию, чтобы укрыться там от гонений курайшитов. Когда он достиг Барк аль-Гымад, то встретил там ибн ад-Дагину, который был вождём многобожников аль-Карры. Он спросил: «Куда направляешься, Абу Бакр?» Абу Бакр ответил: «Мой народ изгнал меня из этого города, поэтому я желаю идти по земле и поклоняться своему Господу». Ибн ад-Дагина сказал: «Таких людей, как ты, не должны изгонять, ведь ты подаёшь милостыню бедняку, поддерживаешь родственные узы, помогаешь в трудности, оказываешь почёт гостю, и отстаиваешь права людей».
Анализируя этот хадис об Абу Бакре, некоторые ученые извлекли из него такое правило: если человек приносит большую и явную пользу людям, то они не должны допускать того, чтобы он уехал из их города в другой без большой необходимости.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел мусульманам быть полезными для своих братьев и приносить им пользу любыми возможными способами. Он сказал:
«Кто может принести пользу своему брату, пусть сделает это»[2].
Если человек приносит людям пользу, то ему будет облегчен вход в Рай, и он будет спасён от адского Огня. В одном из хадисов сообщается, что Абу Зарр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
— О Посланник Аллаха, что спасёт человека от Пламени?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— О Посланник Аллаха, ведь с Верой должны быть дела?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Человеку следует жертвовать из того, что дарует ему Аллах.
— О Посланник Аллаха, а что если он беден и не имеет ничего, что он мог бы пожертвовать?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Пусть побуждает к добру и удерживает от грехов.
— О Посланник Аллаха, а что если он не может побуждать к добру и удерживать от грехов?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Пусть сделает что-либо для того, кто не умеет этого делать.
— А что если он сам не умеет этого делать?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Тогда пусть помогает притеснённому.
— А что если он слабый, и не может помочь притеснённому?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Похоже, ты не хочешь оставить своему товарищу ничего хорошего. Пусть тогда воздерживается от доставления неприятностей людям.
— О Посланник Аллаха, если он будет делать это, то войдёт в Рай?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Если верующий будет стремиться к обладанию одним из этих качеств, то это качество непременно возьмёт его за руку и будет вести, пока не введёт его в Рай[3].
В каких случаях это будет считаться милостыней? Человек получает награду за воздержание от зла, когда совершает это осознанно, когда перед ним лежит выбор, сделать зло или не делать.
Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, какое из дел является наилучшим, на что он ответил:
«Доставить радость верующему; накормить его, когда он голодает; покрыть его наготу или помочь ему в нужде».
Всевышний Аллах сказал:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3: 110).
Оказывая помощь кому-либо, следует также обращать внимание на то, насколько данная помощь будет в дальнейшем полезна для общества. Необходимо, по мере возможности соблюдать приоритетность и учитывать заслуги человека.
Абу Зарр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
— Какое дело является наилучшим?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Вера в Аллаха и борьба на Его Пути.
— А каких рабов лучше всего освобождать?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Тех, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись [им] дороже всего.
— А если я не смогу этого сделать?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Тогда помоги обременённому (семьей или обеспечением бедных родственников) или сделай что-нибудь для того, кто ничего не умеет.
— А если я не смогу и этого сделать?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Тогда воздержись от причинения зла людям, и это будет милостыней, которую ты даёшь самому себе».
В этом хадисе содержится указание на то, что помощь деятельному и полезному человеку лучше, чем помощь человеку, занимающему пассивную роль в обществе, несмотря на то, что оба типа людей достойны получать милостыню, если нуждаются. Преимущество деятельного и умелого человека заключается в том, что его навыки и таланты могут принести пользу другим людям, поэтому такому человеку помощь должна оказываться в первую очередь.
Книга молитвы
Хадис 838
Хадис 839
Хадис 840
Это было сказано с учётом того, что у человека колени на ногах, а у животных колени на передних конечностях [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 841
Хадис 842
* Из хадиса можно понять, что обучение посредством наглядных действий эффективнее, чем обучение посредством слов [Фатх Аль-Бари].
Хадис 843
Хадис 844
Бухари, № 823; Тирмизи, № 287
* То есть первый рак‘ат, а также третий в тех молитвах, в которых третий рак‘ат не является последним. Речь идёт, таким образом, о рак‘атах, в которых не предписан ташаххуд.
Хадис 845
Муслим, № 536; Тирмизи, № 283
Возможно, и этот способ сидения, и сидение на левой ступне и вертикально поставленной правой ступнёй (ифтираш) является сунной. От имама аш-Шафи‘и передаются два мнения на этот счёт, причём второе более известное [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 846
Муслим, № 476; Тирмизи, № 266
То есть хвала премногая. Это признание того, что сколько бы человек ни восхвалял Всевышнего, он всё равно не сможет воздать Ему хвалу так, как Он того заслуживает [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 847
Хадисы 848-849
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда имам скажет: “Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его”, говорите: “О Аллах, Господь наш, Тебе хвала (Аллахумма Рабба-на ля-ка-ль-хамд)”. Поистине, тому, чьи слова совпадут со словами ангелов, простятся прошлые [малые] грехи».
‘Амир [аш-Ша‘би] сказал: «Молящиеся за имамом не повторяют за ним слова “Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его”, но они говорят: “Господь наш, Тебе хвала!”»
Бухари, № 796; Муслим, № 409; Тирмизи, № 267
Из хадиса можно понять, что ангелы произносят эти слова вместе с молящимися, просят у Аллаха прощения и приходят к ним, когда они обращаются к Аллаху с мольбами и поминают Его [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 850
Из хадиса следует, что обращение к Аллаху с мольбами во время сидения между двумя земными поклонами узаконено Шариатом [‘Аун аль-ма‘буд; Тухфат аль-ахфази].
Хадис 851
* Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обращался к женщинам.
** Подразумеваются мужчины, одежда которых была скудной. В основном это были жившие под навесом мечети бедные мухаджиры [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 852
Бухари, № 792; Муслим, № 471; Тирмизи, № 279
Поскольку известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал поясные и земные поклоны неторопливо, должным образом, хадис следует считать указанием на то, что так же неторопливо и спокойно он совершал всю молитву, включая выпрямление после поясного поклона и сидение между двумя земными [Тухфат аль-ахвази].
Хадис 853
Бухари, № 706; Муслим, № 469; Тирмизи, № 237
* Это означало, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не затягивал молитву, но при этом совершал необходимые действия, включая поясные и земные поклоны, без спешки и должным образом.
** Анас хотел сказать, что на самом деле Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не сбивался, а такова была его сунна.
Хадис 854
Хадис указывает на то, что периоды неподвижного пребывания в определённом положении при совершении Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поясного и земного поклона были достаточно долгими [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 855
Хадис 856
Бухари, № 757; Муслим, № 397; Тирмизи, № 303
* Эти слова подтверждают, что молитву можно начинать только такбиром. Если человек начинает молитву другими словами, он не выполняет веление Пророка, мир ему и благословение Аллаха, начинать молитву с такбира [‘Аун аль-ма‘буд].
** Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…потом прочти, что сможешь, из Корана». С первого взгляда может показаться, что он предоставил этому человеку самому выбирать, что ему читать. Однако на самом деле он имел в виду «Аль-фатиху», поскольку в другом хадисе Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не совершил молитву тот, кто не прочитал “Аль-фатиху”». Приведём ещё один подобный пример. Всевышний Аллах сказал: «…всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет» (2:196). С первого взгляда может показаться, что Аллах предоставил человеку в подобной ситуации самому выбирать, сколько и какого скота принести в жертву. Однако в Сунне разъясняется, что имеется в виду определённое животное и в определённом количестве — одна овца [‘Аун аль-ма‘буд].
*** Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «…и поступай так же во время каждой своей молитвы». Из этих слов следует, что молящийся должен читать «Аль-фатиху» и аяты и совершать земные и поясные поклоны в каждом рак‘ате. Ахль ар-райй сказали, что в последних двух рак‘атах молящийся может читать, а может поминать и восхвалять Всевышнего, и даже если он не будет ничего читать в этих рак‘атах, его молитва будет действительной. ‘Али ибн Абу Талиб читал аяты в первых двух рак‘атах, а в последних двух ограничивался восхвалением Аллаха. Об этом сообщил аль-Харис. Однако аль-Харис — ненадёжный передатчик, и авторы сборников достоверных хадисов не принимали передаваемые им сообщения. Даже если бы это сообщение было достоверным, его всё равно нельзя было бы считать доказательством, потому что известно, что очень многие сподвижники поступали по-другому, в частности Абу Бакр, ‘Умар, Ибн Мас‘уд, ‘Аиша и другие. Сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, более всего заслуживает того, чтобы следовать ей. К тому же достоверно известно, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, велел читать в первых двух рак‘атах полуденной и послеполуденной молитвы «Аль-фатиху» и какую-нибудь суру, а в последних двух рак‘атах — только «Аль-фатиху». Об этом сообщил ‘Убайдуллах ибн Абу Рафи‘ [‘Аун аль-ма‘буд].
А что если никто не сможет воздать ему
Он убежден, что она верна его интересам, никогда не выдаст его планов и не имеет на стороне никаких интересов. Когда он едет за границу по государственным делам, то может доверить ей все домашние дела и быть спокойным, словно сам находится там. Хорошая жена – это та, которой можно доверять, а хороший муж тот, который оставляет дела жене, способной управлять вместо него.
(2) Она способствует его удовлетворенности и благополучию, и поэтому он не останется без прибытка; ему не нужно быть расчетливым и экономным в чужой стране, как тем, чьи жены горды и расточительны дома. Она так хорошо управляет его делами, что он всегда опережает других и имеет так много имущества, что не испытывает искушения грабить своих соседей. Обладая такой женой, он считает себя таким счастливым, что не завидует самым богатым людям этого мира. Ему не нужно их богатство, он имеет достаточно при такой жене. Блаженна чета, которая испытывает подобное удовлетворение друг в друге!
(3) Своей постоянной задачей она считает воздавать ему добром и боится нанести ему ущерб даже по невнимательности (ст. 12). Она демонстрирует ему свою любовь не глупым проявлением чувств, а благоразумным проявлением нежности, приспосабливаясь к его характеру, старясь не противоречить ему, говорить хорошие, а не плохие слова, особенно когда он в плохом настроении, учась облегчать его жизнь и обеспечивать тем, что хорошо для него в болезни и здравии, посещая его с усердием и нежностью, когда он нездоров; никогда, ни за какие блага в мире она не совершит того, что нанесет ущерб его личности, семье, имуществу или репутации. Это забота всех дней жизни ее: не только в первое время супружеской жизни, не только время от времени, когда она в хорошем настроении, а постоянно; и она не устает совершать для него добро. Она воздает ему добром не только во все дни его жизни, но и своей собственной тоже. Если она переживет его, то продолжит воздавать ему добром, заботясь о его детях, состоянии, добром имени и прочих делах, оставшихся после него. Мы читаем о милости, оказанной не только живым, но и мертвым (Руф 2:20).
(4) Она способствует его доброй репутации в мире (ст. 23): муж ее известен у ворот как имеющий хорошую жену. По его мудрым советам и разумному ведению дел становится ясно, что он имеет благоразумного помощника своей душе, благодаря общению с которым он улучшает себя. Его радостный вид и хорошее настроение говорит о том, что он имеет хорошую жену дома, ибо нрав не имеющих таковую озлобляется. Более того, судя по его чистой и аккуратной одежде, по тому, что все окружающие его вещи приличны и красивы, можно прийти к выводу, что дома у него хорошая жена, которая заботится о его одежде.
2. Она из тех, кто прилагает усилия, исполняя свои обязанности, и находит в этом удовольствие. Эта часть ее характера особо подробно описана.
(1) Она не любит сидеть без дела и не ест хлеба праздности (ст. 27). Хотя ей не нужно работать ради хлеба (имея состояние, на которое можно жить), в то же время она не ест его праздно, так как знает, что ни один из нас не был послан в этот мир быть бездельником; знает, что, когда нам нечего делать, дьявол скоро найдет, чем нас занять, и что тот, кто не работает, не должен есть. Некоторые едят и пьют, так как не знают, чем себя занять, и считают, что для бесцельных посещений нужно устраивать светские приемы. Таковые едят хлеб праздности, к которым она не испытывает склонности, так как не наносит подобные визиты и не устраивает праздные приемы для праздных разговоров.
(2) Она стремится использовать все время, чтобы оно не было утеряно. Когда дневной свет угасает, она не считает, что настало время отдыхать, как вынуждены поступать те, кто работает на полях (Пс 103:23), а занимается теперь домашней работой за закрытыми дверьми при свете свечки, который продляет день; светильник ее не гаснет и ночью (ст. 18). Великая милость – иметь светильник, восполняющий нехватку дневного света, и обязанность, которую мы можем исполнить, имея это преимущество. Мы говорим об искусно сделанной работе, которая имеет запах светильника.
(3) Она встает еще ночью (ст. 15) и дает слугам завтрак, чтобы они могли бодро отправиться на работу на рассвете дня. Она не принадлежит к тем, кто растрачивает время, играя в карты или танцуя до полуночи, до утра, а затем ложится спать до полудня. Нет, добродетельная жена любит свою работу больше отдыха или развлечений, она беспокоится, чтобы каждый час дня находиться на пути своего долга; она получает больше истинной радости, раздавая пищу в доме своем рано утром, чем те, которые выиграли деньги, тем более те, которые их проиграли в карты за ночь. Кто имеет семью, о которой нужно заботиться, не должен слишком любить свою постель утром.
4) Она занимает себя делом, которое подходит ей. Это не занятия наукой или государственные дела, или земледелие, а женское занятие: «Она добывает шерсть и лен там, где можно купить наилучшего качества и по лучшей цене; она имеет под рукой значительное количество и того, и другого, чтобы ткать шерстяную и льняную ткань (ст. 13). Но все это она использует не только для того, чтобы дать работу бедным, что тоже очень хорошо с ее стороны, но и сама охотно работает своими руками; она работает, советуясь, или доставляя наслаждение своим рукам (дословно). Она совершает работу весело и проворно, прилагая не только руки, но и разум, и продолжает работать без устали. Она протягивает руки свои к прялке или к прядильному станку, и персты ее берутся за веретено (ст. 19);
она не считает эту работу ограничением своей свободы или унижением своих достоинств или занятием, не совместимым с ее положением. Здесь прялка и веретено упомянуты как ее слава, в то время как украшения дочерей Сиона считались их позором (Ис 2:18 и далее).
(5) К работе она прикладывает всю свою силу и, трудясь, не занимается пустяками (ст. 17): «Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои». Она занимается не только сидячей работой или той, где пальцы искусно исполняют дело (есть работа, которую с трудом можно отличить от безделья), а, если появляется возможность, совершает работу, которая требует всех ее сил, зная, что это способ иметь больше.
3. Вся совершаемая ею работа приносит прибыль благодаря ее благоразумному управлению. Она не трудится всю ночь даром; нет, она чувствует, что занятие ее хорошо (ст. 18);
она осознает, что ее труд приносит прибыль, и это ободряет ее продолжать трудиться. Она понимает, что сама может сделать вещи лучше и дешевле, чем их можно купить; благодаря наблюдению она приходит к выводу, что работа, которой она занята, дает наилучшую прибыль, и начинает заниматься ею более усердно.
(1) Она заготавливает все необходимое и полезное для своей семьи (ст. 14). Ни купеческие корабли, ни флот Соломона не привозили больше прибыли, чем ее занятия. Привозят ли они иностранные товары с такой же эффективностью, как экспортируют свои? Так поступает и она с плодами своих трудов. Она обеспечивает себя тем, чего не производит ее земля, если для этого есть возможность, выменивая его за свой товар, и таким образом издалека добывает хлеб свой. Это не значит, что она больше ценит этот товар, так как он был привезен издалека, но если он необходим ей, то, как бы далеко он ни производился, она знает, как достать его.
2) Она приобретает землю, умножая поместья, принадлежащие семье (ст. 16): «Задумает она о поле и приобретает его». Она размышляет о выгоде для своей семьи и о прибыли, которую это поле принесет ей, и поэтому покупает его; или, скорее, нужно понимать так: как бы много она ни думала об этом, она никогда не купит его, вначале не обдумав, стоит ли оно ее денег, сможет ли она собрать такую сумму, чтобы купить его, хорошие ли права на него она получит, отвечает ли почва соответствующим характеристикам и имеет ли она в своем распоряжении деньги, чтобы уплатить за него. Многие погубили себя, покупая не подумав, но тот, кто хочет выгодно купить, должен подумать, прежде чем купить. Она также от плодов рук своих насаждает виноградник; она не влезает в долги, чтобы скопить побольше денег, а откладывает по мере возможности из прибыли от своего домашнего хозяйства. Люди не должны тратить деньги на излишества до тех пор, пока, благодаря Богу, благословившему их трудолюбие, не получат больше ожидаемого и смогут себе это позволить. Плоды виноградника несомненно будут вдвойне слаще, когда станут результатом честного труда.
(3) Она хорошо обустраивает дом и имеет хорошую одежду для себя и своей семьи (ст. 22): «Она делает себе ковры, чтобы развесить их в комнатах, и сможет использовать их по собственному усмотрению, раз сама их сделала». Ее собственная одежда дорогая и красивая: она сделана из виссона и пурпура, соответствуя занимаемому ею положению. Хотя она не так легкомысленна, чтобы уделять много времени одежде, делая переодевание любимым занятием и оценивая себя по одежде, тем не менее у нее есть дорогая одежда и она надевает ее. Одежда старейшины, которую носит ее муж, сделана ею; она выглядит и носится лучше, чем любая приобретенная. Она также имеет теплую одежду для своих детей и ливреи для слуг. Ей не нужно бояться холодов самой суровой зимы, так как она сама и ее семья обеспечены одеждой, хорошо защищающей от холода, что и является основной функцией одежды; вся семья ее одета в пурпур (англ.пер.) – крепкие и подходящие для зимы одежды, но в то же время богатые и красивые внешне. Они все одеты в двойные одежды (рус.пер.), то есть имеют перемену одежды для зимы и лета.
(4) Она торгует с чужими странами, делая больше, чем необходимо для нее и ее семьи, поэтому, когда ее семья хорошо обеспечена, она продает покрывала и пояса купцам (ст. 24), которые везут их в Тир, на международную ярмарку, или в другой торговый город. Скорее всего процветать будут те семьи, которые продают больше, чем покупают; подобным образом царство процветает, продавая производимый в нем товар. Не позорно тем, кто производит товар превосходного качества, продавать лишнее, торговать и отправлять морем корабли.
(5) Она откладывает впрок и весело смотрит на будущее, так как у нее достаточно припасено для своей семьи, ее дети имеют хорошее наследство. Тот, кто прилагает усилия, находясь в расцвете сил, будет наслаждаться и радоваться этому в старости, вспоминая о своих трудах и пожиная их плоды.
4. Она беспокоится о своей семье и всех ее делах, раздает пищу в доме своем (ст. 15) – каждому его часть в должное время, чтобы ни у кого из слуг не было повода жаловаться на плохое содержание или тяжелую участь. Она также дает урочное (долю работы, как и пищу) служанкам своим; все они должны знать свое дело и иметь свою задачу. Она хорошо наблюдает за хозяйством в доме своем (ст. 27): следит за поведением слуг, чтобы контролировать и исправлять то, что сделано неправильно, обязать их вести себя достойно и исполнять свой долг перед Богом и другими, а также перед ней, как Иов, который убрал беззаконие подальше от своей скинии, и Давид, не допустивший, чтобы нечестивое было в его доме. Она не вмешивается в проблемы других семей, считая, что для нее достаточно хорошо смотреть за своим домом.
5. Она благотворит бедным (ст. 20), так как расположена не только приобретать, но и давать; она часто служит бедным своей собственной рукой, и делает это добровольно, охотно и щедро, открывая протянутую руку. Она помогает не только своим бедным соседям и живущим рядом, но протягивает руку свою нуждающемуся, который находится на расстоянии, так как ищет возможности благотворить и общаться, что свидетельствует о хорошем ведении хозяйства, как и обо всем другом, что она делает.
6. Как тот, кто умеет трудиться, она рассудительна и обязательна во всех своих разговорах, а не болтлива, придирчива или сварлива. Нет, она уста свои открывает с мудростью; когда она говорит, то имеет определенную цель и достигает ее благоразумно; по каждому ее слову вы можете судить, как умело она управляет собой с помощью принципов мудрости. Она не только здраво оценивает себя, но и дает благоразумный совет другим; при этом она не узурпирует власть, как диктатор, а говорит с дружеской привязанностью и любезным видом: на языке ее закон милости (англ.пер.);
все ее слова управляются этим законом. Закон любви и милости написан на ее сердце, но он проявляет себя в словах; если мы братолюбивы друг к другу с нежностью, то это проявится в нежных выражениях. Он назван законом милости, так как повелевает всеми, с кем она общается. Ее мудрость и доброта придают повелевающую власть всему, что она говорит; они повелевают уважать и быть уступчивыми. Какой силой обладают правильные слова! На языке ее закон благодати, или милости (читают некоторые), подразумевая слово и закон Бога, о котором она любит говорить с детьми и слугами. Она наполнена благочестивыми религиозными разговорами и благоразумно управляет ими, что показывает, как наполнено ее сердце благами другого мира, в то время как ее руки трудятся ради этого.