А что сделал ты плакат
Мособлштаб репостнул картинку с ругательным призывом прививаться от COVID
Московский областной штаб по борьбе с коронавирусом репостнул картинку, на которой в призыве прививаться от COVID-19 используется слово «гнида». Пост появился в Telegram-канале штаба.
«Чтоб в живых остаться, гнида, прививайся от ковида!» — написано на изображении, сделанном в стилистике советских плакатов. Под репостом сказано, что штаб не одобряет грубость, но прививка от коронавируса — это «вынужденная необходимость».
РБК направил запрос в пресс-службу губернатора региона Андрея Воробьева.
Ранее в своем канале штаб уже репостил пользовательский контент, связанный с вакцинацией и ее неодобрением. Например, 5 декабря было размещено видео, на котором неизвестная женщина объясняет по изображениям на 2000-рублевой купюре, что уже при выпуске этой банкноты в 2017 году о будущей пандемии «знали». Оперштаб прокомментировал это видео словами: «Некоторые люди готовы поверить в лютую дичь, лишь бы только не делать прививку от ковида».
В конце октября Мособлштаб опубликовал видео с котом и нецензурной надписью, призывающей людей вакцинироваться. Позднее ролик был удален и заменен на цензурный вариант, на котором кот вежливо просит человека сделать прививку.
По данным оперштаба на 1 декабря, в Подмосковье полностью завершили вакцинацию более 4,16 млн человек. Коллективный иммунитет в регионе составляет 72,5%. На прошлой неделе Воробьев заявил, что в области наблюдается снижение количества новых случаев заражения коронавирусом, а также отметил роль ревакцинации.
Плакаты времен Великой Отечественной войны
Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…
Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.
Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
«Все для фронта! Все для победы». Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год.
Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат «Родина-мать зовет» работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.
Репродукция плаката «Родина-мать зовет!», 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе
В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.
В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.
Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.
Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.
Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.
«Победа будет за нами», 1941 год
Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.
На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!
Плакат В. Правдина, 1941 год.
Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.
В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.
Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.
Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.
Художник Виктор Дени (Денисов) «»Лицо» гитлеризма», 1941 год.
Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.
Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем. », 1941 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.
С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.
Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.
Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.
Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.
Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.
Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.
Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.
Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Художник Владимир Серов, 1941 год.
Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.
Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
Художник неизвестен, 194х год.
Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.
«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.
В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.
В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.
Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».
Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.
Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.
Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.
Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.
Репродукция плаката «Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!», художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год
Репродукция плаката «Вперед! Победа близка!». 1944 год. Художник Нина Ватолина.
«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.
Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.
Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.
Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.
Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.
Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.
Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.
Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.
Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.
Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…
Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.
10 знаменитых плакатов Великой Отечественной войны
28 июня 1942 г. был издан приказ № 227, который в просторечии назвали «Ни шагу назад!». Приказ являлся одним из документов, направленных на повышение воинской дисциплины в Красной армии.
Запрещал отход войск без приказа, вводил формирование штрафных частей из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости — отдельные штрафные батальоны в составе фронтов и отдельные штрафные роты в составе армий.
Ниже мы расскажем о самых знаменитых плакатах времен Великой Отечественной войны.
«Родина-мать зовет!»
Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространенных образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.
«Отомсти!»
Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях.
На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь.
На заднем плане плаката зарево от пожарища.
«Не болтай!»
Перед самым началом Великой Отечественной войны и в ее годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии.
В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.
«Воин Красной армии, спаси!»
Плакат был создан для того, чтобы вызывать ненависть к фашистам, которые не щадили ни женщин, ни детей.
Это один из самых эмоционально ярких плакатов того времени.
«Наше дело правое. Победа будет за нами»
Этот призыв с некоторыми вариациями, а также по частям неоднократно повторялся в печатных изданиях и устных обращениях вплоть до конца войны.
Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях.
В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!».
На плакате изображен ребенок, а на заднем фоне – убитая мать и пламя огня.
«Всё для фронта, всё для победы!»
Они призывали работать на полную мощь промышленные заводы, которые делали самые мощные танки, самолеты, боеприпасы.
«Ты чем помог фронту?»
Это очень эмоциональный плакат, на котором красноармеец показывает пальцем на смотрящего и спрашивает, чем ты помог фронту.
Плакат был направлен на то, чтобы мобилизировать силы фронта и тыла для борьбы с фашистами.
«На поддержку Красной армии – могучее народное ополчение»
Этот плакат также призывал к тому, чтобы вступать в ряды народного ополчения для борьбы с фашистами.
«От прививки отбивался и без легких он остался»: правительство Оренбургской области опубликовало агитплакаты в советском стиле о прививках от Covid-19
«Запомни сам и передай другому — с прививкой не впадешь ты в кому»
«Спутник» — надежней прививки нет, привился раз и живи без бед»
«К вакцинации против коронавируса готов!»
«Товарищ! Медлить больше нельзя! Спутник от ковида спасет тебя»
«Сделай прививку, пионер! Всем показывай пример!»
«Прививка, ребята, минутное дело, и ты не боись, вакцинируйся смело!»
«Каждому покажет пример вакцинировавшийся пионер!»
«Я заразы не боюсь, с коронавирусом борюсь»
«Не пытайся сделать вакцину от коронавируса самостоятельно!»
В комментариях под постом в Instagram правительства пользователи разделились на две группы: одни пишут, что это интересные плакаты и привику нужно делать, другие же высмеивают постеры.
Кстати, судя по данным из открытых источников, в других регионах тоже публиковали эти постеры.
По данным министерства здравоохранения оренбургской области, в регионе от коронавируса уже привились почти 37 тысяч человек.