А н леонтьев написал деятельность богаче истиннее чем
«Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание» (А. Н. Леонтьев) Философия. Рутковская 2020 (ЕГЭ обществознание)
Огромный простор для размышлений открывает нам высказывание А. Н. Леонтьева: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание». В своём высказывании он выдвигает идею о том, что в сознании человека формируются идеи и мысли, но лишь в ходе деятельности появляются результаты, которые воплощают поставленные цели. Автор считает, что деятельность предполагает конкретные активные действия, а в сознании у человека возникают некоторые цели, которые не всегда претворяются в жизнь.
Для того чтобы тщательно разобраться в данном вопросе, обратимся к теории.
Итак, в своём высказывании А. Н. Леонтьев упоминает такое понятие, как «деятельность». Деятельность – это активность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя как часть этого мира. Структура деятельности включает в себя цель – предполагаемый результат, который не достигнут и прежде всего формируется в сознании человека. Это понятие означает совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира. Мысленные образы самой деятельности и её результатов возникают именно в сознании.
В прошлом месяце я на своём примере убедился в том, что деятельность истиннее сознания. Одна неделя у меня выдалась довольно трудной: в школе, на уроках, и дома приходилось усердно работать, к тому же у меня были личные проблемы. Чтобы справиться со всем объёмом дел, я составлял план действий у себя в сознании, представлял, что успею в сроки выполнить все дела. Но, как оказалось, полагаться лишь на своё воображение явилось неудачной затеей ввиду того, что у меня не было фиксированного распорядка дня или хотя бы элементарного списка дел. Позже, проанализировав эту ситуацию, я осознал, что не стоит надеяться на своё сознание, так как не всегда мысли осуществляются, – нужно просто брать и выполнять чётко поставленную перед собой цель.
Удивительна история изобретения микроволновой печи. По одной из версий, Перси Спенсер, американский изобретатель и инженер, однажды забыл о шоколадном батончике, который лежал у него в кармане. Через несколько минут, работая с магнетроном, он почувствовал, что шоколад начал плавиться. Спенсер решил выяснить, в чём дело, и провёл эксперимент с другими продуктами. С помощью наблюдений он сделал вывод о том, что причиной этого явления стало микроволновое излучение. Так инженер совершил важное для мира открытие, хотя это не было его главной целью: он всего лишь тестировал магнетрон.
На основе приведённых примеров и теории можно сделать вывод о значимости деятельности и сознания. Теория показала нам, что деятельность и сознание неразрывно связаны между собой: в сознании формируются цели деятельности, а её результаты воплощают их. Примеры доказали нам, что сама деятельность вместе с её результатами намного важнее возникающих в сознании мыслей и образов. Исходя из этого, можно утверждать, что деятельность на самом деле истиннее и богаче, «чем предваряющее ее сознание». Именно поэтому я согласен с высказыванием А. Н. Леонтьева.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
А н леонтьев написал деятельность богаче истиннее чем
Подробное решение параграф § 5 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое деятельность?
Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.
2. Какие черты присущи деятельности человека?
Характерные черты деятельности человека
3. Как связаны деятельность и потребности?
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.
Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?
К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества — научная, образовательная, досуговая.
8. Как связаны деятельность и сознание?
Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.
Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.
1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.
2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.
а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;
б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;
в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.
3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.
4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.
Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.