А в щусев что построил
Человек, который построил мавзолей
До революции он рисовал иконостасы и строил церкви, а после нее возвел мавзолей Ленина и страшное здание на Лубянке. Император сделал его академиком и наградил несколькими орденами, а советское правительство отметило четырьмя сталинскими премиями. Его колоссальное наследие разнообразно географически и стилистически, но в каждой его постройке виден талант и вкус. А еще он создал музей архитектуры, который теперь носит его имя. Имя академика Алексея Викторовича Щусева.
Конокрад из Кишинева
Щусев родился в Кишиневе, в небогатой дворянской семье. Его отец имел ранг надворного советника и занимал пост попечителя богоугодных заведений, но денег едва хватало, чтобы достойно содержать большую семью — у Щусевых было четверо сыновей. Тем не менее, на дополнительное образование средств не жалели. Но счастливое детство для Алексея и его братьев кончилось очень рано — когда ему было шестнадцать, заболел и умер их отец, а вскоре скончалась и мать.
К этому времени Алексей уже твердо знал, что он станет архитектором. Это была осознанная мечта, к реализации которой он шел с самого детства: чертил, рисовал, изучал памятники и архитектурные шедевры прошлого. Кстати, за свои рисунки он получал многочисленные награды и похвальные листы. Наследства хватило, чтобы поехать в Санкт-Петербург и поступить в Академию художеств, где он учился в мастерской архитекторов Григория Ивановича Котова и Леонтия Николаевича Бенуа. Одновременно юноша стал посещать живописные классы Ильи Ефимовича Репина и Архипа Ивановича Куинджи.
Архитектор Алексей Щусев.
В студенческой среде его прозвали «конокрадом». Алексей слыл сорвиголовой, неплохо играл на гитаре и был душой компании, а поскольку приехал он с юга, напрашивалось сравнение с цыганом. Ну а раз цыган – значит, конокрад. Хотя в воровстве он вроде бы замечен не был, да и обликом на представителя древнего кочевого народа совершенно не походил. А вот решительности ему действительно было не занимать. Так в 1895 году, узнав из газет о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева, он по собственной инициативе нарисовал эскиз изящной часовенки с шатром в качестве надгробия и пришел с ним к вдове. Никаких рекомендаций и уж тем более, громкого имени у 22 летнего бедного студента, естественно, не было. Это выглядит удивительно, но проект понравился и часовенку возвели на кладбище Александро-Невской лавры.
А еще во время учебы Щусев в составе археологической экспедиции работал в Средней Азии. Несколько лет он занимался обмерами древнейших памятников Самарканда Гур-Эмир (мавзолей Тамерлана) и Биби-Ханым (соборная мечеть), которые произвели на молодого архитектора огромное впечатление. Восточные мотивы впоследствии будут регулярно всплывать в его работах.
Большой театр им. Алишера Навои в Ташкенте, спроектированный Алексеем Щусевым.
Фото: Миленький В., Нуритдинов Р. / ТАСС
Закончив Академию с большой золотой медалью, Щусев получил право за государственный счет отправиться в творческую командировку за границу. За два года он успел побывать в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, потом пересек море и посетил Тунис, затем снова жил в Италии, Франции, Англии, Бельгии.
Переполненный впечатлениями в 1899 году он вернулся на берега Невы и…оказался без работы и средств к существованию. В подмастерья к маститым архитекторам он идти не желал, поскольку боялся потерять индивидуальность и навсегда остаться на вторых ролях, а пробиться в конкурентную компанию самостоятельных зодчих молодому человеку без связей было почти невозможно. Честолюбие и независимость, которые были определяющими чертами характера Щусева, еще не раз будут создавать ему трудности.
Сорок сороков русского модерна
Помог учитель Алексея – Григорий Котов, который подбросил ему первый небольшой церковный заказ. За ним последовал следующий, и пошло-поехало. Довольно скоро Щусев стал едва ли не самым востребованным церковным зодчим и официальным архитектором Святейшего Синода. Он придумал новый, совершенно непривычный иконостас для Успенского собора Киево-Печерской лавры, построил около трех десятков церквей, в том числе, храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Троицкий собор в Почаевской лавре, храмы в итальянских Сан-Ремо и Бари.
Щусев реконструировал собор Василия в Овруче (Житомирская область), построенный в XII веке и лежавший в руинах. Считается, что это был первый пример настоящей исторической реставрации. Здесь зодчему помог навык археологических работ и обмеров, полученный в годы учебы. Кстати, именно за эту работу Щусев получил звание академика и орден Анны 2-й степени.
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.
Владимир Воякин / Фотобанк Лори
«Реставрация этого древнейшего храма … представляет совершенно исключительный интерес, как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших ещё древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине».
Академик И.Э.Грабарь «История русского искусства» 1910 год. Том первый.
Но вершиной церковного творчества Щусева все же стоит признать Марфо-Мариинскую обитель, которую и сейчас можно увидеть на Ордынке. Это первая серьезная работа зодчего в Москве и история ее создания заслуживает отдельного рассказа.
Обитель основала Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, погибшего в феврале 1905 года от брошенной революционером Каляевым бомбы. Она продала все свои драгоценности, на вырученные деньги выкупила участок земли с садом и основала там женскую обитель милосердия. При поступлении в нее сестры давали обет целомудрия, послушания и нестяжательства, но по истечении какого-то срока могли свободно вернуться к мирской жизни — это отличало обитель от монастыря. В обители были созданы больница для малоимущих, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, детский приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений.
Естественно, обители был нужен достаточно вместительный храм, трапезная и еще ряд зданий, проектирование которых и было доверено Алексею Щусеву. Протекцию ему составил близкий друг зодчего, художник Михаил Нестеров, ставший соавтором проекта. Хотя в полном смысле слова совместной эту работу назвать трудно: первый взял на себя строительную часть, а второй — декоративное оформление внутреннего убранства. Стоит отметить, что Щусев никогда не работал в соавторстве: «Соавтор — это архитектурная жена, его нужно любить и с ним советоваться».
Самые известные работы архитектора Щусева в Москве: от храмов до метро
Сегодня исполняется 64 года со дня смерти выдающегося русского и советского архитектора Алексея Щусева. Зодчий, который начал свой творческий путь с проектирования православных храмов, после Октябрьской революции счастливо избежал репрессий и стал одним из краеугольных камней в монолитной стене новой архитектуры. Портал «РИА Недвижимость» предлагает посмотреть на биографию Щусева в контексте его московских работ.
Стройка длиной в 30 лет
В Москву Алексей Щусев приехал в зрелом возрасте (ему было почти 40 лет), будучи уже известным архитектором. В то время его занимало исключительно религиозное зодчество. «Из нецерковных объектов он не строил ничего крупного до 1913 года», – отмечает историк архитектуры, член Docomomo Николай Васильев. Благодаря блестяще выполненным работам Щусев в 1901 году получил должность главного архитектора Святейшего Синода.
Неудивительно, что первым проектом Щусева в Белокаменной стала Марфо-Мариинская обитель милосердия, строительство которой финансировала из личных средств великая княгиня Елизавета Федоровна. Щусев предложил построить кубический храм с большой луковичной главой на высоком барабане, который напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален.
Успешно завершив строительство обители, в 1913 году Щусев взялся за свой самый амбициозный и многострадальный проект – новый комплекс Казанского вокзала. Он разработал проект в романтическом стиле русской версии модерна, в каком работал и ранее, при создании храмов. Центральный вход вокзала архитектор решил увенчать стилизацией башни княжны Сююмбике с гербами Казанского царства, расположенной в Казани, а еще одну, промежуточную башню украсить большими оригинальными часами со знаками зодиака. Циферблат этих часов расписывал сам Щусев.
Завершить строительство планировалось в 1916 году, однако Российская Империя сначала ввязалась в Первую мировую войну, а потом и вовсе прекратила свое существование, что самым печальным образом сказалось на финансировании проекта. Щусев, однако, не бросил свое детище и продолжал руководить строительством вокзала в течение почти 30 лет. «Проект был очень важен для Щусева. Все 10-20-е годы он подписывался именно как «Алексей Щусев, архитектор-производитель работ на Казанском вокзале», – рассказывает Васильев. Архитектор покинул стройку лишь в 1940 году, так и не реализовав ряд своих идей.
В зените славы
После Октябрьской революции 1917 года церковные зодчие стали не слишком востребованы, однако Щусев не остался без работы. «Он мог приспособиться и выдавать достаточно качественный продукт в любом стиле. Начав с русской версии модерна, архитектор начал работать в ар-деко и конструктивизме, а потом в сталинском ампире», – отмечает Васильев.
Слава хорошего организатора стройки принесла Щусеву самый главный заказ его жизни – Мавзолей. Архитектору дали всего три дня для создания склепа для Владимира Ленина, который скончался 21 января 1924 года, с чем тот успешно справился. Первый, временный мавзолей был сделан из дерева и имел форму куба, увенчанного трехступенчатой пирамидой. Честь делать следующие два варианта усыпальницы, в том числе и тот, который сейчас украшает Красную площадью, также досталась Щусеву.
В 20-30-х годах Щусев, который становится одним из главных архитекторов Советского Союза, проектирует в Москве ряд общественно-значимых объектов, таких как здание Центрального телеграфа на Тверской улице, здание Механического института на Большой Садовой улице, дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.
Среди них выделяется блестящий проект здания Наркомзема, расположенный в Орликовом переулке. Здание было построено в 1928-33 годах, сейчас в нем размещается министерство сельского хозяйства.
Известный антисоветскими настроениями
На протяжении карьеры в СССР Щусева мало касались политические реалии – его защищала слава создателя Мавзолея. Даже период большой чистки бывший церковный зодчий пережил спокойно, за исключением инцидента с гостиницей «Москва».
В начале 30-х годов власти Москвы объявили конкурс на архитектурный проект новой гостиницы у стен Кремля. «Его выиграли молодые архитекторы-конструктивисты Савельев и Стапран. Отсутствие у них опыта привело к затягиванию реализации проекта, и тогда они позвали Щусева организовывать им стройку», – рассказывает Васильев. Маститый архитектор не стал ограничиваться лишь технической частью и начал править архитектуру здания.
Молодые специалисты почувствовали себя задвинутыми и обойденными. В августе 1937 года они написали открытое письмо в газету «Правду», где в лучших традициях советского доноса прошлись по биографии оппонента. «Мы, беспартийные советские архитекторы, не можем без чувства глубокого возмущения говорить о Щусеве, известном среди архитекторов своими антисоветскими, контрреволюционными настроениями. Характерно, что ближайшими к нему людьми были темные личности вроде Лузана, Александрова и Шухаева, ныне арестованные органами НКВД «, – говорилось в статье. Щусева убрали со стройки до выяснения всех обстоятельств, а заодно и задним числом исключили из Союза архитекторов, так что зодчий остался совсем без работы.
Пока архитектор маялся бездельем, арестовали художника Михаила Нестерова, который расписывал Марфо-Мариинскую обитель. «Существует история, что Щусев пошел ходатайствовать за старого друга к новому наркому Лаврентию Берии», – рассказывает Васильев. «Мы Вас, товарищ Щусев, очень уважаем», – сказал Щусеву Берия, обладатель диплома техника строителя-архитектора. – «У меня над столом всегда висела картинка вашего Казанского вокзала, как мы можем Вам не доверять». Договорились, что Нестерова отпустят, и он действительно вышел на свободу после двух недель к Бутырской тюрьме.
В ходе беседы нарком поинтересовался, как обстоят дела у самого товарища Щусева. Товарищ Щусев не стал скрывать, что из-за происков молодых архитекторов уже год сидит без работы. «Вы не беспокойтесь», – сказал ему Берия. В 1938 году Щусев вернулся на стройку «Москвы» в качестве главного автора, а Савельеву и Стапрану, которые к тому времени построили одну из выходящих на площадь Революции башен гостиницы в духе конструктивизма, пришлось покинуть проект. Последнюю башню Щусев достроил в соответствии со своими эскизами, из-за чего возникла знаменитая асимметричность фасада гостиницы.
Последние работы
Алексей Викторович Щусев скончался 24 мая 1949 года. В свои последние годы он продолжал плодотворно работать, и часть его проектов достроили уже после смерти архитектора.
Среди них – реконструкция дома НКВД на Лубянской площади. В 1919 году два здания, принадлежавшее в XIX веке страховому обществу «Россия», заселили сотрудники Центрального аппарата ВЧК, благодаря чему слово «Лубянка» стало нарицательным. В 1939 году Лаврентий Берия захотел обновить и расширить дом. Проект поручили Щусеву, который принял решение объединить два здания. Чертежи утвердил лично Берия, но реализации этих замыслов помешала война. Окончательную реконструкцию здания столичные власти завершили лишь в 1983 году.
Одним из последних творений, над которым работал Щусев, стала станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии метрополитена, за которую архитектор посмертно получил четвертую Сталинскую премию. Оформление станции, посвященной победе над немецкими захватчиками, Щусев решил выполнить в том самом русском стиле, с которого начинал свою карьеру архитектора.