А в щусев что создал
Самые известные работы архитектора Щусева в Москве: от храмов до метро
Сегодня исполняется 64 года со дня смерти выдающегося русского и советского архитектора Алексея Щусева. Зодчий, который начал свой творческий путь с проектирования православных храмов, после Октябрьской революции счастливо избежал репрессий и стал одним из краеугольных камней в монолитной стене новой архитектуры. Портал «РИА Недвижимость» предлагает посмотреть на биографию Щусева в контексте его московских работ.
Стройка длиной в 30 лет
В Москву Алексей Щусев приехал в зрелом возрасте (ему было почти 40 лет), будучи уже известным архитектором. В то время его занимало исключительно религиозное зодчество. «Из нецерковных объектов он не строил ничего крупного до 1913 года», – отмечает историк архитектуры, член Docomomo Николай Васильев. Благодаря блестяще выполненным работам Щусев в 1901 году получил должность главного архитектора Святейшего Синода.
Неудивительно, что первым проектом Щусева в Белокаменной стала Марфо-Мариинская обитель милосердия, строительство которой финансировала из личных средств великая княгиня Елизавета Федоровна. Щусев предложил построить кубический храм с большой луковичной главой на высоком барабане, который напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален.
Успешно завершив строительство обители, в 1913 году Щусев взялся за свой самый амбициозный и многострадальный проект – новый комплекс Казанского вокзала. Он разработал проект в романтическом стиле русской версии модерна, в каком работал и ранее, при создании храмов. Центральный вход вокзала архитектор решил увенчать стилизацией башни княжны Сююмбике с гербами Казанского царства, расположенной в Казани, а еще одну, промежуточную башню украсить большими оригинальными часами со знаками зодиака. Циферблат этих часов расписывал сам Щусев.
Завершить строительство планировалось в 1916 году, однако Российская Империя сначала ввязалась в Первую мировую войну, а потом и вовсе прекратила свое существование, что самым печальным образом сказалось на финансировании проекта. Щусев, однако, не бросил свое детище и продолжал руководить строительством вокзала в течение почти 30 лет. «Проект был очень важен для Щусева. Все 10-20-е годы он подписывался именно как «Алексей Щусев, архитектор-производитель работ на Казанском вокзале», – рассказывает Васильев. Архитектор покинул стройку лишь в 1940 году, так и не реализовав ряд своих идей.
В зените славы
После Октябрьской революции 1917 года церковные зодчие стали не слишком востребованы, однако Щусев не остался без работы. «Он мог приспособиться и выдавать достаточно качественный продукт в любом стиле. Начав с русской версии модерна, архитектор начал работать в ар-деко и конструктивизме, а потом в сталинском ампире», – отмечает Васильев.
Слава хорошего организатора стройки принесла Щусеву самый главный заказ его жизни – Мавзолей. Архитектору дали всего три дня для создания склепа для Владимира Ленина, который скончался 21 января 1924 года, с чем тот успешно справился. Первый, временный мавзолей был сделан из дерева и имел форму куба, увенчанного трехступенчатой пирамидой. Честь делать следующие два варианта усыпальницы, в том числе и тот, который сейчас украшает Красную площадью, также досталась Щусеву.
В 20-30-х годах Щусев, который становится одним из главных архитекторов Советского Союза, проектирует в Москве ряд общественно-значимых объектов, таких как здание Центрального телеграфа на Тверской улице, здание Механического института на Большой Садовой улице, дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.
Среди них выделяется блестящий проект здания Наркомзема, расположенный в Орликовом переулке. Здание было построено в 1928-33 годах, сейчас в нем размещается министерство сельского хозяйства.
Известный антисоветскими настроениями
На протяжении карьеры в СССР Щусева мало касались политические реалии – его защищала слава создателя Мавзолея. Даже период большой чистки бывший церковный зодчий пережил спокойно, за исключением инцидента с гостиницей «Москва».
В начале 30-х годов власти Москвы объявили конкурс на архитектурный проект новой гостиницы у стен Кремля. «Его выиграли молодые архитекторы-конструктивисты Савельев и Стапран. Отсутствие у них опыта привело к затягиванию реализации проекта, и тогда они позвали Щусева организовывать им стройку», – рассказывает Васильев. Маститый архитектор не стал ограничиваться лишь технической частью и начал править архитектуру здания.
Молодые специалисты почувствовали себя задвинутыми и обойденными. В августе 1937 года они написали открытое письмо в газету «Правду», где в лучших традициях советского доноса прошлись по биографии оппонента. «Мы, беспартийные советские архитекторы, не можем без чувства глубокого возмущения говорить о Щусеве, известном среди архитекторов своими антисоветскими, контрреволюционными настроениями. Характерно, что ближайшими к нему людьми были темные личности вроде Лузана, Александрова и Шухаева, ныне арестованные органами НКВД «, – говорилось в статье. Щусева убрали со стройки до выяснения всех обстоятельств, а заодно и задним числом исключили из Союза архитекторов, так что зодчий остался совсем без работы.
Пока архитектор маялся бездельем, арестовали художника Михаила Нестерова, который расписывал Марфо-Мариинскую обитель. «Существует история, что Щусев пошел ходатайствовать за старого друга к новому наркому Лаврентию Берии», – рассказывает Васильев. «Мы Вас, товарищ Щусев, очень уважаем», – сказал Щусеву Берия, обладатель диплома техника строителя-архитектора. – «У меня над столом всегда висела картинка вашего Казанского вокзала, как мы можем Вам не доверять». Договорились, что Нестерова отпустят, и он действительно вышел на свободу после двух недель к Бутырской тюрьме.
В ходе беседы нарком поинтересовался, как обстоят дела у самого товарища Щусева. Товарищ Щусев не стал скрывать, что из-за происков молодых архитекторов уже год сидит без работы. «Вы не беспокойтесь», – сказал ему Берия. В 1938 году Щусев вернулся на стройку «Москвы» в качестве главного автора, а Савельеву и Стапрану, которые к тому времени построили одну из выходящих на площадь Революции башен гостиницы в духе конструктивизма, пришлось покинуть проект. Последнюю башню Щусев достроил в соответствии со своими эскизами, из-за чего возникла знаменитая асимметричность фасада гостиницы.
Последние работы
Алексей Викторович Щусев скончался 24 мая 1949 года. В свои последние годы он продолжал плодотворно работать, и часть его проектов достроили уже после смерти архитектора.
Среди них – реконструкция дома НКВД на Лубянской площади. В 1919 году два здания, принадлежавшее в XIX веке страховому обществу «Россия», заселили сотрудники Центрального аппарата ВЧК, благодаря чему слово «Лубянка» стало нарицательным. В 1939 году Лаврентий Берия захотел обновить и расширить дом. Проект поручили Щусеву, который принял решение объединить два здания. Чертежи утвердил лично Берия, но реализации этих замыслов помешала война. Окончательную реконструкцию здания столичные власти завершили лишь в 1983 году.
Одним из последних творений, над которым работал Щусев, стала станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии метрополитена, за которую архитектор посмертно получил четвертую Сталинскую премию. Оформление станции, посвященной победе над немецкими захватчиками, Щусев решил выполнить в том самом русском стиле, с которого начинал свою карьеру архитектора.
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Щусев Алексей Викторович
«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры» А.В. Щусев
Архитектор Щусев Алексей Викторович. Стилистика архитектуры: Ретроспективизм. Неоклассицизм. Функционализм. Конструктивизм. Основные архитектурные объекты и проекты: проект Марфо-Мариинской общины со всеми ее зданиями; Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле; Казанский вокзал; проект перепланировки Москвы; мавзолей Ленина; филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси; Государственная библиотека СССР имени Ленина; проект Центрального телеграфа на Тверской улице; Центральный Дома культуры железнодорожников; гостиница «Москва»; Большой Москворецкий мост; Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте; здание НКВД на Лубянской площади.
«Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», — говорил Щусев. Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца. Алексей Викторович Щусев родился 26 сентября 1873 года в Кишиневе. Он был сыном Виктора Петровича Щусева — надворного советника по званию и смотрителя богоугодных заведений по должности. В 1891 году Алексей окончил гимназию и 26 августа того же года стал студентом первого курса архитектурного отделения Академии художеств.
С 1894 года Щусев занимался в мастерской Л.Н. Бенуа, у которого получил основательную профессиональную подготовку. Щусеву вообще повезло с наставниками. У каждого из его учителей был свой круг творческих интересов, свои пристрастия. Кредо профессора Котова состояло в утверждении канонов русской классики, в пропаганде национального наследия, Котов выступал против псевдорусского стиля, против формалистского копирования исторических памятников русской архитектуры, требуя современного осмысления русской старины. В 1894—1897 годы Щусев сделал детальные обмеры древнейших памятников Самарканда Гур-Эмир и Биби-Ханым. Впечатления, полученные от красочного древнего искусства Средней Азии, сыграли большую роль в дальнейшей работе мастера.
В 1897 году Щусев окончил академию. Его дипломный проект «Барская усадьба» был оценен самым высоким баллом. Проекту присудили Большую золотую медаль, а автор «Барской усадьбы» получил право на заграничную командировку. 1898—1899 годы Щусев провел за границей: в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, Тунисе, снова в Италии, Франции, Англии, Бельгии. Из его рисунков этого периода была составлена отчетная выставка, получившая одобрительный отзыв И.Е. Репина.
По возращении из-за границы на кафедру академии Щусева не взяли. Все решило приглашение профессора Григория Ивановича Глотова. Алексей ухватился за это приглашение, хотя прежде отказывался от такой работы, называя ее рабством. К тому же сумма годового жалованья оказалась несколько большей, чем предлагалось вначале.
Первый самостоятельный заказ, полученный Щусевым, — проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры и успешное его выполнение — казалось, прочно привяжет талантливого молодого специалиста к работе над культовыми сооружениями. Но архитектор видел в них лишь основу для создания монументальных художественных произведений, приумножающих славу русского искусства.
В середине июня 1904 года Синод командировал Щусева в Овруч. Всю зиму проработал Щусев над проектом местного храма и к весне представил на суд проект пятиглавой церкви в духе традиций русской классики, органично включив в него сохранившиеся детали. Когда проект Щусева оказался на Петербургской выставке современной архитектуры, критики тут же поставили его в ряд самых ярких явлений современности. В художественных кругах и в прессе заговорили о щусевском направлении в архитектуре, объявив архитектора основоположником неорусского стиля. Так к Щусеву пришла слава. Он воспринял это совершенно спокойно.
К 1907 году относится проект Марфо-Мариинской общины со всеми ее зданиями. По свидетельству академика И.Э. Грабаря, Алексей Викторович впоследствии с нежностью вспоминал свою работу над образом «Марфы», когда он «вдохновлялся прекрасной гладью стен новгородских и псковских памятников, лишенных всякого убора и воздействующих на чувства зрителя только гармонией объемов и их взаимосвязью». Несмотря на относительно крупные размеры, «Марфа» производит удивительно домашнее, уютное впечатление. План храма напоминает старинный ключ: бородка повернута на запад, три закругленных лепестка ушка ориентированы на восток. Эти три полукруглые апсиды и создают ощущение уюта, пряча от глаз основной объем сооружения, который завершен высоким крепким барабаном, увенчанным чуть заостренной сферой купола.
Первым зданием, которое построил Щусев на своей родине, в Кишинёве, стала двухэтажная дача Карчевского, расположенная в Долине Чар (ныне улица Керченская), а позже дом Драгоева по улице Пушкина угол Кузнечной (ныне Бернардацци). В 1912 году Щусев построил церковь в имении помещика Богдана (село Кучурешты).
Щусев участвовал в разработке генеральной схемы реконструкции Кишинёва в 1945—1947 годах. По проекту Щусева был построен памятник Ленину. Он был установлен 11 октября 1949 года на Центральной площади перед зданием Дома правительства (сейчас Площадь Великого Национального Собрания). В 1991 году памятник был демонтирован и в настоящее время находится на территории свободной экономической зоны «Молдэкспо». Щусев предложил также проект моста через полноводную в то время реку Бык. Построенный мост был гораздо меньше первоначально планируемых размеров. Многие проекты были разработаны при активных консультациях Щусева (железнодорожный вокзал, магазин «Детский мир» и др.).
В Кишинёве в честь Щусева названа одна из центральных улиц города. В доме, где родился и вырос архитектор, сейчас расположен музей, в котором хранятся его личные вещи, фотографии и документы.
После Овруча и «Марфы» за Щусевым утвердилась слава модного русского архитектора. Богатые клиенты охотились за ним: всем хотелось иметь на своих землях хоть что-нибудь «в щусевском стиле». В 1913 году по проекту Щусева был построен павильон на художественной выставке в Венеции, архитектурная композиция которого была своеобразной интерпретацией национальной архитектуры XVII века. Современники отмечали, что формы старинной русской архитектуры гармонично сочетались с живописным пейзажем Италии.
В 1913 году в итальянском городе Сан-Ремо по чертежам Щусева и под руководством архитектора Пьетро Агости был построен православный Храм Христа Спасителя. Храм выдержан в стиле русских церквей XVII—XVIII вв., украшен каменной резьбой и изразцами, рядом стоит колокольня с шатровой крышей.
К идее строительства нового здания Казанского вокзала в Москве Алексей Викторович сначала отнесся почти безразлично. Эскизные проекты, представленные на конкурс, были схематичны, приблизительны. Выбрав эскиз Щусева, правление тешило себя надеждой если удастся задеть архитектора за живое, заинтересовать его самой идеей «ворот на Восток», то делу будет обеспечен успех. И оно не ошиблось. Профессиональное чутье, любовь к русской истории и археологии сослужили Щусеву великую службу — он нашел верную цветовую гамму «ворот на Восток». 29 октября 1911 года академика Щусева официально утвердили главным архитектором строительства нового здания Казанского вокзала в Москве. На строительство правление дороги выделило баснословную сумму — три миллиона золотых рублей. Но только к концу августа 1913 года архитектор представил в министерство путей сообщения детальный проект. Еще не было у Щусева ни одного проекта, на подготовку которого он затратил бы более двух лет. Архитектор долго и мучительно искал, как выбраться «из ямы» Каланчевской площади, пока не придумал поместить главную доминанту ансамбля — башню — в самом низком месте, тогда весь ансамбль прочитывался легко, как бы единым взором. Едва проект Казанского вокзала появился на страницах журнала «Зодчий», как в адрес Алексея Викторовича посыпались поздравления. Более чем двухсотметровая протяженность вокзала не мешала целостному восприятию постройки. Нарочитое нарушение симметрии, одинокая башня в сочетании с разновеликими массами архитектурных объемов должны были открывать здание заново с каждой новой точки площади. Пожалуй, ни один архитектор прежде не умел так свободно и прихотливо играть светотенью, заставлять не только солнце, по и облака оживлять каменный узор.
Вместе с И.В. Жолтовским Щусев возглавил работу коллектива архитекторов над проектом перепланировки Москвы. Внимательно вглядываясь в исторически сложившуюся структуру Москвы, архитектор укреплял ее, вскрывая заложенные в ней самой потенции развития — перспективные зоны застройки и благоустройства. Непростым оказалось инженерно-техническое преобразование маршрутов передвижения москвичей по городу. План впервые связал радиально-кольцевое движение наземного транспорта с пригородным железнодорожным движением. Что уже совсем невиданно по тем временам, сеть общественного транспорта завязана в плане в единый узел на основе радиально-кольцевой схемы Московского метрополитена. Так в 1919 году Щусев угадал самые сокровенные мечты Москвы.
В 1922 году Щусев был назначен главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, она была открыта в августе 1923 года на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Щусев перестроил здание бывшего механического завода под павильон кустарной промышленности, руководил строительством 225 зданий выставки.
В 1924 году ему поручили создать проект Мавзолея Ленина. Спроектированный и построенный в течение считанных часов, первый деревянный Мавзолей был прост по своим формам, но в нем уже содержалась идея, получившая в дальнейшем блистательное развитие: кубический объем усыпальницы имеет ступенчатое завершение. Позднее был объявлен Всесоюзный конкурс на создание постоянного Мавзолея. В итоге конкурса правительственная комиссия предложила Щусеву «перевести временный Мавзолей из дерева в гранит». Задача была непростой. Если решать Мавзолей в стиле русской архитектуры, то, «подверстанный» к Сенатской башне, он потеряется под стенами Кремля. А выдвинутый вперед, он невольно вынужден будет cпoрить с собором Василия Блаженного. Щусев нашел выход. Мавзолей поднялся, достиг двенадцатиметровой высоты, что было равно одной трети высоты Сенатской башни и одной шестой высоты Спасской башни, три дробных его уступа слились в один. Нижний пояс с траурной лентой черного гранита смело выдвинулся вперед и настойчиво потребовал вытянуть венчающий портик почти до зубцов кремлевской стены. Архитектор нашел и еще один прием: если смягчить левый угол, то почти незаметная асимметричность оживит перепад уступов, игру объемов, цветовую гамму поясов. Мавзолею оказалось по силам организовать и «держать» площадь. Площадь открылась, ансамбль ее сделался цельным. Архитектору блестяще удалось вписать в площадь, казалось бы, инородное по архитектуре сооружение и органично подчинить Мавзолею все, что здесь есть.
Целый ряд работ Щусева, относящихся ко второй половине 1920-х годов, воплотили в себе архитектурные формы конструктивизма. Это проекты зданий филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси (1938), Государственного банка в Охотном ряду и на Неглинной улице, Государственной библиотеки СССР имени Ленина, а также гостинично-санаторного здания в Мацесте, построенного в 1927—1928 годы. В этом отношении характерны также здания Коопинсоюза в Орликовом переулке (1928—1933) и Механического института имени Ломоносова на Садовой-Триумфальной (1930—1934).
В начале лета 1926 года был объявлен конкурс на сооружение Центрального телеграфа на Тверской улице. В разгар споров об уместности и целесообразности новаторств конструктивизма Щусев решил показать на примере, что осмысление динамики и ритма времени в архитектуре всегда опирается на мощный пласт духовной культуры, что и конструктивизм имеет полное право на существование, если исполнен духовности. Щусевский проект поразил даже приверженцев конструктивизма. Сугубо конструктивистская схема телеграфа несла в себе идею связи — связи эпох, интернациональной связи между странами и континентами. Художественный образ телеграфа был предельно строг. И вместе с тем тонкое изящество завораживающе смелых линий, легкость, свежесть дыхания покоряли с первого взгляда. Утилитарность здания подчеркивалась ритмикой гранитных вертикалей и стеклянных поясов. Проект показал: современная ритмика может соединять монументальность с простором, легкость с мощью. В пояснительной записке к проекту Щусев писал: «Здание по своей программе — узкотехническое, по конструкции соответствует принципам рационализма и экономии». Для своего времени щусевский телеграф был сугубо новаторским, по этой причине он и не был осуществлен.
Предметом гордости Щусева была конструкция Центрального Дома культуры железнодорожников. Воздушный амфитеатр зрительного зала был подвешен на выносных консолях, сконструированных А. В. Кузнецовым. ЦДКЖ стал одним из лучших концертных залов страны и сделался неоспоримым доводом зодчего, когда он доказывал, что самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры.
Осуществилась и стала подлинным украшением Москвы спланированная Щусевым магистраль Ленинградского проспекта, прорезанная зелеными поясами с пешеходными дорожками. В ту пору эта магистраль многим казалась бессмысленно просторной, расточительной даже для такого города, как Москва, но время подтвердило правоту архитектора. Пристройка части здания к Третьяковской галерее, осуществленная в те же годы (Щусев был директором галереи в конце двадцатых годов), характеризует бережное отношение архитектора к основной части галереи, фасад которой построен по рисункам В.М. Васнецова.
Начавшаяся в 1930-е годы реконструкция столицы была связана с организацией новых архитектурных мастерских Моссовета. Одну из них — вторую — возглавил Щусев. В этой мастерской разрабатывались проекты реконструкции и застройки районов бывшей площади Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского), Большой Садовой нлицы, Кудринской площади (ныне площадь Восстания), Ростовской и Смоленской набережных. Коллектив мастерской также участвовал в разработке других районов столицы. В 1930-е годы по проектам Щусева было построено несколько крупных жилых зданий, из которых наиболее известны жилой дом артистов ГАБТ, жилой дом Академии наук СССР, жилой дом архитекторов.
По проекту Щусева и молодых архитекторов Л. И. Савельева и О А. Стапрана в 1932—1938 году в Охотном ряду была возведена одна из первых гостиниц советского времени — гостиница «Москва».
Также Алексею Викторовичу Щусеву принадлежит проект реконструкции площади Тверской заставы, в ходе которого была разобрана Триумфальная арка (1936), Большой Москворецкий мост (1936—1938), Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте (1940—1947), здание НКВД на Лубянской площади (1946) и другие сооружения. В 1941 году был достроен комплекс Казанского вокзала. Щусев был членом художественного объединения «Четыре искусства».
Одним из многочисленных зданий, в проектировании которых Щусев принимал участие, было советское посольство в столице Румынии — Бухаресте, расположенное на шоссе Киселёва. Его строительство началось ещё до войны.
В 1946 году Щусев основывает музей архитектуры в Москве и до 1949 года занимает пост его директора. Значительное место в деятельности Щусева занимают проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны: Истры (1942—1943), Новгорода (1943—1945) и Кишинёва (1947).
Последним творением Алексея Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом.
Умер Щусев в Москве 24 мая 1949 года.
Преподавательская деятельность:
Награды:
Щусев — автор более 200 научных работ и статей, Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948 и 1952). Награждён орденом Ленина, двумя другими орденами и медалями.
Человек, который построил мавзолей
До революции он рисовал иконостасы и строил церкви, а после нее возвел мавзолей Ленина и страшное здание на Лубянке. Император сделал его академиком и наградил несколькими орденами, а советское правительство отметило четырьмя сталинскими премиями. Его колоссальное наследие разнообразно географически и стилистически, но в каждой его постройке виден талант и вкус. А еще он создал музей архитектуры, который теперь носит его имя. Имя академика Алексея Викторовича Щусева.
Конокрад из Кишинева
Щусев родился в Кишиневе, в небогатой дворянской семье. Его отец имел ранг надворного советника и занимал пост попечителя богоугодных заведений, но денег едва хватало, чтобы достойно содержать большую семью — у Щусевых было четверо сыновей. Тем не менее, на дополнительное образование средств не жалели. Но счастливое детство для Алексея и его братьев кончилось очень рано — когда ему было шестнадцать, заболел и умер их отец, а вскоре скончалась и мать.
К этому времени Алексей уже твердо знал, что он станет архитектором. Это была осознанная мечта, к реализации которой он шел с самого детства: чертил, рисовал, изучал памятники и архитектурные шедевры прошлого. Кстати, за свои рисунки он получал многочисленные награды и похвальные листы. Наследства хватило, чтобы поехать в Санкт-Петербург и поступить в Академию художеств, где он учился в мастерской архитекторов Григория Ивановича Котова и Леонтия Николаевича Бенуа. Одновременно юноша стал посещать живописные классы Ильи Ефимовича Репина и Архипа Ивановича Куинджи.
Архитектор Алексей Щусев.
В студенческой среде его прозвали «конокрадом». Алексей слыл сорвиголовой, неплохо играл на гитаре и был душой компании, а поскольку приехал он с юга, напрашивалось сравнение с цыганом. Ну а раз цыган – значит, конокрад. Хотя в воровстве он вроде бы замечен не был, да и обликом на представителя древнего кочевого народа совершенно не походил. А вот решительности ему действительно было не занимать. Так в 1895 году, узнав из газет о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева, он по собственной инициативе нарисовал эскиз изящной часовенки с шатром в качестве надгробия и пришел с ним к вдове. Никаких рекомендаций и уж тем более, громкого имени у 22 летнего бедного студента, естественно, не было. Это выглядит удивительно, но проект понравился и часовенку возвели на кладбище Александро-Невской лавры.
А еще во время учебы Щусев в составе археологической экспедиции работал в Средней Азии. Несколько лет он занимался обмерами древнейших памятников Самарканда Гур-Эмир (мавзолей Тамерлана) и Биби-Ханым (соборная мечеть), которые произвели на молодого архитектора огромное впечатление. Восточные мотивы впоследствии будут регулярно всплывать в его работах.
Большой театр им. Алишера Навои в Ташкенте, спроектированный Алексеем Щусевым.
Фото: Миленький В., Нуритдинов Р. / ТАСС
Закончив Академию с большой золотой медалью, Щусев получил право за государственный счет отправиться в творческую командировку за границу. За два года он успел побывать в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, потом пересек море и посетил Тунис, затем снова жил в Италии, Франции, Англии, Бельгии.
Переполненный впечатлениями в 1899 году он вернулся на берега Невы и…оказался без работы и средств к существованию. В подмастерья к маститым архитекторам он идти не желал, поскольку боялся потерять индивидуальность и навсегда остаться на вторых ролях, а пробиться в конкурентную компанию самостоятельных зодчих молодому человеку без связей было почти невозможно. Честолюбие и независимость, которые были определяющими чертами характера Щусева, еще не раз будут создавать ему трудности.
Сорок сороков русского модерна
Помог учитель Алексея – Григорий Котов, который подбросил ему первый небольшой церковный заказ. За ним последовал следующий, и пошло-поехало. Довольно скоро Щусев стал едва ли не самым востребованным церковным зодчим и официальным архитектором Святейшего Синода. Он придумал новый, совершенно непривычный иконостас для Успенского собора Киево-Печерской лавры, построил около трех десятков церквей, в том числе, храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Троицкий собор в Почаевской лавре, храмы в итальянских Сан-Ремо и Бари.
Щусев реконструировал собор Василия в Овруче (Житомирская область), построенный в XII веке и лежавший в руинах. Считается, что это был первый пример настоящей исторической реставрации. Здесь зодчему помог навык археологических работ и обмеров, полученный в годы учебы. Кстати, именно за эту работу Щусев получил звание академика и орден Анны 2-й степени.
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.
Владимир Воякин / Фотобанк Лори
«Реставрация этого древнейшего храма … представляет совершенно исключительный интерес, как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших ещё древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине».
Академик И.Э.Грабарь «История русского искусства» 1910 год. Том первый.
Но вершиной церковного творчества Щусева все же стоит признать Марфо-Мариинскую обитель, которую и сейчас можно увидеть на Ордынке. Это первая серьезная работа зодчего в Москве и история ее создания заслуживает отдельного рассказа.
Обитель основала Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, погибшего в феврале 1905 года от брошенной революционером Каляевым бомбы. Она продала все свои драгоценности, на вырученные деньги выкупила участок земли с садом и основала там женскую обитель милосердия. При поступлении в нее сестры давали обет целомудрия, послушания и нестяжательства, но по истечении какого-то срока могли свободно вернуться к мирской жизни — это отличало обитель от монастыря. В обители были созданы больница для малоимущих, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, детский приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений.
Естественно, обители был нужен достаточно вместительный храм, трапезная и еще ряд зданий, проектирование которых и было доверено Алексею Щусеву. Протекцию ему составил близкий друг зодчего, художник Михаил Нестеров, ставший соавтором проекта. Хотя в полном смысле слова совместной эту работу назвать трудно: первый взял на себя строительную часть, а второй — декоративное оформление внутреннего убранства. Стоит отметить, что Щусев никогда не работал в соавторстве: «Соавтор — это архитектурная жена, его нужно любить и с ним советоваться».