Абадзехи и абазины в чем разница

Абадзехи — исчезающий черкесский народ

До Кавказской войны абадзехи составляли одно из наиболее крупных черкесских племен. Народ отличался воинственным характером и обособленностью быта. Это позволило сформировать ряд аутентичных обычаев и отличающийся от соседей социальный уклад.

Название

Абадзехи и абазины в чем разница. %D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D1%8C %D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8221. Абадзехи и абазины в чем разница фото. Абадзехи и абазины в чем разница-%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D1%8C %D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8221. картинка Абадзехи и абазины в чем разница. картинка %D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D1%8C %D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8221

У народа существует несколько распространенных самоназваний, популярны варианты абдзах, адыгэ. Исследователи склоняются к двум наиболее вероятным версиям возникновения названия:

Где живут, численность

В период расцвета абадзехи занимали обширные территории к северу от Кавказского хребта. Народ условно делили на две группы:

Границы расселения абадзехов:

Да Кавказской войны численность абадзехов составляла порядка 30 000 человек. В результате поражения подавляющее большинство представителей народности, наряду с другими черкесами, выслали в Турцию. Согласно царскому указу, незначительной части абадзехов позволили остаться в России, переселив в степные районы, ныне принадлежащие Шовгеновскому району Республики Адыгея. Исследователи того времени отмечают численность народа в пределах 3 000-5 000 человек.
Численность народа неизвестна, поскольку в ходе переписей его представителей причисляют к адыгейцам. Считается, что большая часть абадзехов проживает в ауле Хакуринохабль, основанном в 1862-1863 гг. выходцами одного из абадзехских обществ, называемого Даурхабль.

Народ имеет собственный диалект в составе адыгейского языка, которым владеет значительная часть старшего поколения. Молодые люди используют в речи отдельные диалектные слова и выражения. В целом в обиходе используется литературный вариант адыгейского, русский языки.

История

Абадзехи и абазины в чем разница. 8a317a52d17cc0e4b715373938173e7e 926 1065 1. Абадзехи и абазины в чем разница фото. Абадзехи и абазины в чем разница-8a317a52d17cc0e4b715373938173e7e 926 1065 1. картинка Абадзехи и абазины в чем разница. картинка 8a317a52d17cc0e4b715373938173e7e 926 1065 1

Большинство исследователей склоняется к версии, что абадзехи пришли в долину Тубе в Средние века из Абхазии. Причиной послужили непригодные для земледелия и скотоводства земли, вкупе с увеличивающейся численностью народа. Абадзехские легенды отсылают к следующим версиям:

Соотнесение исследований этнографов и информация из национальных легенд заставили ряд ученых прийти к выводу о неоднородном составе этноса. Возможно, основная часть абадзехов пришла из Абхазии, в процессе расселения соединившись в равнинной части с представителями других народов, пришедших с моря или из арабского мира.

Внешность

Одежда

Путешественники и исследователи XIX века отмечали привлекательную внешность абадзехов. Мужчины отличались высоким ростом, крепкой фигурой, ловкостью, проворностью, силой. Молодые люди брили или коротко стригли волосы и бороды, старейшины отращивали последние до средней длины.

Одежда была типичной для черкесского народа:

Женщинам свойственна миловидность, тонкий стан, небольшая грудь, отличная осанка. Изящной фигуры помогал добиться корсет со шнуровкой сзади и деревянными вставками в передней части. Головным убором служила высокая заостренная к верху шапка, из макушки которой спускался кусок легкой материи, доходящий практически до пола. К концу XIX столетия головной убор вышел из обихода. На смену пришли шелковые платки, некоторые девушки оставляли голову непокрытой.
Женский наряд состоял из шаровар, нижней рубахи до середины голени, распашного платья с длинными рукавами. Праздничный вариант костюма богато декорировали золотым, серебряным шитьем: черкесские девушки славились искусными мастерицами. Дополняли образ богато украшенным поясом, крепившимся на талии.

Жизнь

Семейный уклад и социальная организация

Абадзехский народ делился на девять обществ, во главе стояли выборные старейшины. Аулы назывались по именам влиятельных дворянских родов:

В отличие от других черкесских этносов, князей и четкого сословного разделения не было. Обстановка в обществах стояла демократическая: важные вопросы решались сообща сходом совета старейшин.

Традиции

Абадзехи и абазины в чем разница. IMG 1325. Абадзехи и абазины в чем разница фото. Абадзехи и абазины в чем разница-IMG 1325. картинка Абадзехи и абазины в чем разница. картинка IMG 1325

Как и у других черкесских народов, одна из основополагающих абадзехских ценностей — обычай гостеприимства. Любого гостя, случайного путника принимали с почестями, размещали в специально построенном доме, имевшемся в любой, даже бедной семье. Дать кров и защиту требовалось даже врагам, если те просили: обидеть гостя, причинить ему вред считалось позором.
Со временем обычай стал тяготить народ, многие жаловались, что широкое гостеприимство разорительно. Одна из причин — целебные минеральные воды Абадзехии, наиболее знаменитыми из которых считались Псефабе. Поток больных и раненных не прекращался годами, обычай обязывал принимать страждущих, обеспечивая пищей и всем необходимым.

Интерес представляют свадебные традиции абадзехов, отличающиеся от черкесских. Свадебный возраст наступал позднее: в 18-20 лет у девушек, в 22-24 года у юношей. Разрешалось свободное общение молодежи, совместные гулянья, танцы, что позволяло осознанно выбирать пару. Насильно девушек не сватали, однако выйти замуж без согласия родителей считалось позором. Знатные семьи женили детей после уплаты оговоренного калыма, устраивая двухнедельное торжество.
В простых семьях после личного сговора с невестой и родителями производили обряд похищения. Родители молодоженов знали о готовящемся умыкании, но вида не подавали. В заранее оговоренный вечер к дому невесты подъезжал жених с друзьями. Девушка, не говоря родителям, выходила к суженному: под шум и пальбу молодую увозили в дом одного из друзей жениха.
Сразу после похищения родственники невесты бросались в погоню. Если «воров» удавалось поймать, девушку возвращали домой, прося за нее серьезный выкуп. Такой поворот событий считался позором для жениха, показателем несостоятельности. Часто после провального похищения девушки отказывались от нареченных.
В случае успеха невеста с женихом месяц скрывались в чужом доме. После туда приглашали родителей и девушек-родственниц невесты, которые проводили с ней следующую неделю. В это время друзья жениха направлялись к его родителям, уговаривая принять невестку и сына под опеку. Обряд носил формальный характер: спустя неделю молодую семью принимали.

Видео

Источник

Всемирный
абхазо-абазинский
конгресс

Абхазский и абазинский народы – носители самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до сих пор. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусстве, ремеслах и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.

Аста Ардзинба

Абхазы и абазины – братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и принадлежащие к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.

Абадзехи и абазины в чем разница. publication inject 784. Абадзехи и абазины в чем разница фото. Абадзехи и абазины в чем разница-publication inject 784. картинка Абадзехи и абазины в чем разница. картинка publication inject 784

Территория проживания абхазов

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны».

Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь – Большая Абхазия – и от реки Бзыбь до реки Мзымты – Малая Абхазия.

Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта. Население Абхазии – около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

Абадзехи и абазины в чем разница. publication inject 788. Абадзехи и абазины в чем разница фото. Абадзехи и абазины в чем разница-publication inject 788. картинка Абадзехи и абазины в чем разница. картинка publication inject 788

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Источник

ИЗ ИСТОРИИ АБАЗЕХИИ И АБАЗЕХОВ

Абадзехи и абазины в чем разница. 1616342482 1jpg. Абадзехи и абазины в чем разница фото. Абадзехи и абазины в чем разница-1616342482 1jpg. картинка Абадзехи и абазины в чем разница. картинка 1616342482 1jpg

Абазехия была одной из самых больших областей Черкесии. Вопросы этнической, культурной, политической истории абазехов рассматриваются в статье в тесной связи с историей соседних народов Черкесии и Абазии – убыхов, шапсугов, натухайцев, джигетов.

С древних времен абазехи обитали высоко в горах на южном и северном склонах Кавказского хребта. И этим отличались от всех других абазских племен. На южной стороне они занимали склоны гор в верховьях (и выше) рек Аше, Псезеу, Шахе, Саше, Псаха, а на северной – земли в верховьях рр. Шхагуаша (Белая) и Пшеха в живописной долине под названием Туба/Туби.

По данным Ад. Берже, в этом месте абазехи жили вместе с верхними убыхами и, будучи связаны с ними «родством и присягой», будучи связаны с ними «родством и присягой», составляли почти один народ. Убыхи, в свою очередь, граничили здесь с джигетскими племенами – с горными садзами (ахчипсоу, мудавей, псху и др.) в верховьях рр. Сочи, Мзымта, Псоу. О том же пишет А.Н. Дьячков-Тарасов, специально подчеркивая, что абазехи считают убыхов «родственным племенем».

Все это предопределило особое положение абазехов в этнической, политической, культурной истории Абазии и Западного Кавказа в целом. Они стали средоточием зихско-убыхского и шире – зихско-абазгского и черкесско-абхазского культурно-языкового взаимодействия и единства. Не случайно племя туби представляют в одних, наиболее ранних, источниках убыхским, а в других включают в состав и область абазехов.

Общество Туби или Тубе-хабль считается, по словам Дьячкова-Тарасова, «колыбелью абадзехского племени», местом, где все основные и подлинно абазехские родовые группы и фамилии имели свой пай. Среди народа было распространено мнение, что со времени поселения их предков в Тубе прошло 600 лет (16 поколений), что отсылает нас к событиям XIII века. Любопытны аналогичные сообщения Ю. Клапрота. Из них следует, что абазехов в прошлом называли по месту их обитания туби. Отмечается, что туби и убыхи жили в самых высокогорных районах, омываемых реками Шагваша (Белая) и Псах (Пшеха) вместе с убыхами и говорили на диалекте абазинского языка. Возможно, это был убыхский язык, на котором жители этих мест говорили также хорошо, как на родном адыгском (зихском) языке.

Известен наряду с этим этнический термин «шинджишве». Так по свидетельству П.К. Услара и Л.Г. Лопатинского называли убыхи абазехов. Видимо, такое наименование своих северных соседей ассоциировалось у брухов (убыхов) времен античности и раннего Средневековья с синдами. А синды и Синдика представлялись народом и страной за Кавказским хребтом. К такому выводу предрасполагает логика исторической географии и культурного взаимодействия древних племен Западного Кавказа. Поэтому, например И.А. Джавахишвили считал вполне возможным возникновение этнического термина синды на почве распространенного у местных (абазгских) племен названия шинджишве.

Что касается второго компонента этого термина – шве, то, скорее всего, он соответствует абхазскому слову ашвуа. Это, как мы убеждаемся, весьма загадочный этнический и одновременно географический термин, заслуживающий особого внимания.

Безусловно, материалы, суждения, оценки, так или иначе связанные с семантикой и прагматикой слова ашвуа, с его местом, в истории Западного Кавказа очень важны. И хотя здесь много своих очень сложных вопросов, имеющиеся данные позволяют лучше понять значение убыхского названия абазехов. На наш взгляд, элемент шве в этнониме шинджишве восходит к абхазо-абазгскому этногеографическому (скажем так) термину ашвуа. Это означает, что в представлении убыхов абазехи были синдскими абазгами или абазгами этнически и территориально близкими к синдам и к Синдике на Северо-Западном Кавказе.

С образами Синдики в Нижнем Прикубанье были связаны у зихов и абазгов различные другие названия. Среди хорошо известных и в настоящее время можно назвать аул Шинджий, недалеко от Краснодара, городище Шынджыр близ Анапы, Шинджийский хребет – Шынджэитх в районе аула Малое Псеушхо, горный хребет Шынджыйдэлъ – совр. Пшадский перевал. Синдика (Шынджий) воспринималась как старое название всего Северо-Западного Кавказа, на который в течение многих столетий были обращены взоры абазгов и зихов.

Продвигаясь постепенно через хорошо известные им перевалы в предгорья и на плоскость Северного Кавказа, к началу XIX в. абазехи заняли в Закубанье огромную по меркам Западной Черкесии территорию. Достигая по данным 1830–1862 годов 7150 квадратных верст, она была равна территории современной Адыгеи. По сведениям Хан-Гирея, которые повторяются в очерке ДьячковТарасова об Абазехии, ее земли простирались с северо-запада на юго-восток на 200 верст – от реки Деккоай (левый приток р. Шхагуаша) до реки Псефир (правый приток р. Фарс) на востоке.

На западе Абазехия граничила с Шапсугом, на севере с Бжедугией, Хатукаем, Темиргоем, Махошем и Бесленеем. На юге земли абазехов пролегали по Кавказскому хребту и граничили с землями убыхов и шапсугов, на востоке соприкасались с землями абазин-шкаруа общества Шегерей.

Некоторым авторам территория Абазехии представлялась еще масштабней. Ю. Клапрот пишет, что расстояние между восточными и западными границами достигало 250 верст. Абазехия раскинулась, по его словам, от «реки Лаба до реки Сабдя (?), недалеко от турецкой крепости Анапа»16. Явное преувеличение границ на западе свидетельствует в данном случае не столько об ошибке Клапрота, сколько о том, что он не видел большой разницы между абазехами и шапсуго-натухайцами. И в самом деле, в социальном пространстве Абазии шапсуги, натухайцы и абазехи были единым – зихским народом, разделившимся на три части под разными названиями. Надо отметить в данной связи, что еще до массовой миграции на север в еще большей степени, чем с абазгами (с убыхами и садзами) были объединены абазехи с шапсугами и натухайцами. И не только географически – по горным перевалам и хребтам, но и этнически – по счету родства в широком смысле этих слов. Известно, что основные абазехские фамилии и братства находились в родстве и в постоянном контакте с шапсугско-натухайскими братствами и фамилиями.

С выходом из Абазии на черкесскую равнину связано, по-видимому, название, которое дали абазехам жители Черкесской равнины. В среде темиргоевцев, хатукаевцев и других адыгских народов распространяется постепенно этноним абдзэх, в котором локативный суффикс х/хэ несет в себе значение «низ», «низовье». При этом некоторое время сохранялось еще разделение абазехов на верхних и нижних. Об этом пишет Дьячков-Тарасов, который приводит черкесские названия тех и других: эпшир-абадз, их-абадз. Осталось и распространилось в конечном итоге одно из них – последнее, которое в результате метатезы приобрело форму абдзэх. Об этом свидетельствует и тот факт, что в русских документах середины XIX в. абазехами называли ту часть этого народа, которая жила в низовьях рек. Другую часть, оставшуюся в горах, называли просто абазами.

Можно, следовательно, предположить, что термин абдзэх возник сравнительно поздно и связан с массовой миграцией абазехов в Черкесию и расселением на ее равнинных территориях. В нашем понимании, такое наименование дано этой группе абазских переселенцев в связи с их размещением ниже Абазии – по северо-западным отрогам Кавказского хребта, нисходящим к морю и к низовьям Кубани. Здесь абазехи потеснили махошей, темиргоевцев, егарукаевцев, бжедугов и, возможно, даже шапсугов и заняли плодородные земли по течению рек Фарс, Белая (Шхагуаша), Курджипс, Пшеха, Пшиш, Псекупс, Шебш, Афипс.
Однако, и в случае иного толкования элемента хэ – как общности людей на определенной территории – ничего в принципе не меняется. По этой версии термин абдзэх/абдзэхэ означает «общность абазов» или «общность выходцев из Абазии», что нисколько не противоречит факту зихского происхождения абазехов и опровергает казавшуюся вполне убедительной точку зрения, согласно которой абазехи это абазины, сменившие свой язык на черкесский.
Обычно сторонники этой версии ссылаются на название этого народа, на использовании в нем политонима абазэ/абадзэ. Но абазами, как мы знаем, называли и шапсугов, и натухайцев, а иногда и жанеевцев, не допуская мысли о том, что они были когда-то абхазоязычными племенами. Например, в рапорте БековичаЧеркасского графу Паскевичу от 17 сентября 1830 г. собирательное имя Абадзе применяется не только к абазехам, но также к шапсугам и натухайцам. Абазами именуют шапсугов и натухайцев Тэбу де Мариньи, Дюбуа де Монпере, Дж. Белл, Дж. Лонгворт, Т. Лапинский и многие другие бытописатели Черкесии. В то же время, как правило, они указывают, что это народы, родным языком которых является адыгский, а не абазинский язык, что сами себя они называют адыгами. В ряде случаев общая характеристика адыгских народов Абазии снабжается экскурсом в историю, подчеркивается, что в древности и в сравнительно недавнем средневековом прошлом их называли зихами и народами Зихии.

О зихском происхождении абазехов свидетельствует и характер распространенных в их среде родовых имен и фамилий. По сведениям Л.Я. Люлье общее число абазехских родовых групп и фамилий достигало 80. Из них главнейшими считались: Цей, Куб, Дзид, Хаток, Свюзе, Тлишь, Кут, Кетаур, Бирица.

Согласно данным Хан-Гирея крестьянские братства Абазехии объединяли 58 родов или фамилий22 при общей численности населения (по подсчетам Т. Лапинского) – 345 100 душ. Среди них известные и сейчас адыгские (адыгейские, черкесские, кабардинские) фамилии: Хатковых, Меретуковых, Цеевых, Хуажевых, Хутовых, Барсоковых, Тановых, Хакуриновых, Тлишевых, Шеожевых, Куашевых, Хапачевых, Брантовых, Хашевых, Сейменовых, Шинаховых, Абидовых, Кубовых, Аутлевых, Булатовых, Мирзовых, Куваевых и др. После Кавказской войны в состав абазехов вошли и некоторые фамилии явно шапсугского происхождения: Кобле, Ту и др. При этом не исключено, что некоторые фамилии имеют абазгское (абазинское) происхождение. Это вполне естественно для Абазии, где зихи и абазги находились в едином культурном, социальном и политическом пространстве, постоянно, каждодневно общаясь друг с другом, соблюдая одни и те же обычаи, вырабатывая общий взгляд на мир.

В довершение ко всему вся эта сложная система родоплеменных и политических связей и отношений объединялась, как сказано выше, с аналогичными системами шапсугов и других народов Абазии. Т. Лапинский утверждает, что восемь абазехских крестьянских братств (имена которых он, к сожалению, не называет) находились в родстве и состояли в политическом союзе с восьмью шапсугско-натухайскими братствами. Система установленных таким образом отношений была еще сложней. Она выражалась, по свидетельству Т. Лапинского, в том, что также как у шапсугов, у абазехов из восьми родовых союзов «каждые два родственны между собою и образуют, собственно, одно племя, причем каждое из восьми племен шапсугов состоит в родстве с одним из восьми племен абадзехов».

Сейчас уже трудно сказать, как именно были сгруппированы и объединены в восемь (как утверждает Т. Лапинский) братств абазехские фамилии, какие именно названия носили эти братства, с какими именно шапсугскими братствами состояло каждое из восьми абазехских братств. Данные Л.Я. Люлье, Хан-Гирея, Т. Лапинского и других авторов на этот счет не достаточно полны и определенны. Но из сообщений Ад. Берже мы узнаем, что родственные связи абазехских родовых союзов с шапсуго-натухайскими союзами действительно имели место. Мало того, в 1834 году они были закреплены «по общественной присяге». Это означает, что родство этих народов было подтверждено публично (на собрании представителей от каждой из сторон) клятвой на коране. Тем самым союзу абазехов с шапсугами и натухайцами был придан характер закона с целым рядом норм, требующих неукоснительного исполнения.

Судя по всему, точно также – через соприсяжные братства, осуществлялись социальные, культурные политические связи абазехов, а, следовательно, и шапсугов с убыхскими и джигетскими обществами. Об этом свидетельствуют материалы дневниковых записей Дж. Белла, Дж. Лонгворта, Т. Лапинского. Особенно ясно и подробно писал об этом Ад. Берже, ср.:

«Убыхи тесно связаны родством и присягою с Абадзехами, с которыми составляли прежде один народ, живший на юго-западной покатости главного Кавказского хребта. Язык Убыхский ныне язык простонародия; им говорят преимущественно обитатели горных ущелий и морского берега. Дворяне Убыхские все говорят Адигским языком, но многие из них и из черни, находясь по топографическому положению своему в соседстве с Абхазцами, говорят свободно и на языке последних».

Таким образом, в рамках Большой Абазии, которая существенно раздвинула свои границы и заняла к середине XIX в. значительную часть Западной Черкесии, был создан политический союз черкесских братств, своего рода Республика Абазия. Занимая промежуточное положение между Абхазией и Черкесией, продолжая борьбу за независимость, теперь именно Абазия представляла интересы родственных народов Центрального и Западного Кавказа, выступала от имени всей Черкесии и на международной арене.

В то же время абазехи стали одним из главных черкесских народов, превосходившим по своему политическому весу даже шапсугов. Недаром именно с абазехами сблизилась воссозданная после ермоловских погромов и расправ независимая Западная (Закубанская) Кабарда или Кабарда во главе с Магометом Атажукиным и Кушуком Ажгире

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *