Абхазы и грузины в чем разница
Считается, что абхазский этнос возник на Северном Кавказе, на ряду с адыгами и черкесами, но позже перекочевал к черноморскому побережью. А вот грузины уже изначально населяли территорию от южного Кавказа до Черного моря.
И у абхазов, и у грузин богатая история
Грузины более трудолюбивы, чем абхазы
Кстати, даже по состоянию абхазской и грузинской столиц можно сделать выводы, где труд в большем почете. Конечно, в Абхазии есть еще и финансовые трудности, но степень ее «запущенности» несопоставимо выше.
Теперь, что касается общения. В Абхазии все местные жители знают русский язык. За все те разы, что мы бывали в республике, у нас ни разу не возникло трудностей с пониманием.
В этом пункте я не претендую на объективность, поэтому очень хотел бы узнать Ваше мнение. Напишите в комментариях, какие отличия Вы сами замечали во внешности у грузин и абхазов?
А напоследок хочу поделиться еще одним наблюдением, которое заметил и я, и моя жена, и многие наши знакомые, который побывали в этих регионах.
Абхазы очень любят кофе, а грузины больше вино
Что ж, Друзья, вот такой обзор получился сегодня. А как Вы считаете, чем абхазы отличаются от грузин? Жду Ваш отзыв в конце статьи.
Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал TrueStory, чтобы всегда оставаться в курсе самых актуальных и интересных новостей из мира путешествий.
Абхазы и грузины в чем разница
Некоторые особенности этногенеза: кто такие абхазы и грузины?
Главы из книги «Религия и традиции абхазов»
Абхазы и грузины издавна населяют регион Восточного Причерноморья. В течение многих веков их отношения были самыми разнообразными и колебались от самой горячей дружбы до самой жестокой вражды. Так что современный грузино-абхазский конфликт, как и любой конфликт подобного рода, имеет глубокие исторические корни. Его предыстория описана во многих работах, авторы которых дают различные оценки событиям давнего и недавнего прошлого. Все многообразие имеющихся политологических и исторических трактовок сводится, по сути, к обоснованию исторического права абхазов на независимую от Грузии государственность, либо к его отрицанию.
До сих пор за рамками анализа оставались проблемы этногенеза абхазов и грузин, и, что особенно важно, не принимался во внимание тот уровень национальной консолидации, на котором в настоящее время находятся эти народы. А без этого невозможно адекватно осмыслить суть происходящих в постсоветской Грузии процессов, понять их истинные, но скрытые от постороннего взгляда, механизмы.
Кто же такие современные абхазы и грузины? Прежде всего, это не родственные народы. Абхазы, насчитывающие в настоящее время около 100 тыс. чел., говорят на одном из языков абхазо-адыгской группы. Вместе с близкородственными народами, проживающими ныне в регионе Западного Кавказа (абазины, адыги, кабардинцы, черкесы, шапсуги и др.) они являются частью северо-кавказского этнокультурного сообщества, ощущают себя его неотъемлемой частью. Вместе с тем, проживание абхазов в прибрежных районах на южных склонах Кавказского хребта обусловило более широкие, чем у северокавказских народов, связи с малоазийскими и средиземноморскими цивилизациями.
Географическая расположенность этнотерритории абхазов на Черноморском побережье сделала этот народ важнейшим субъектом исторического процесса в масштабах всего западнокавказского региона, обусловила роль Абхазии в качестве экономического и культурного моста, соединявшего Северный Кавказ и лежащую далее степь с внешним миром.
Национальной трагедией для абхазов стало махаджирство массовое переселение горцев в Турцию после окончания Кавказской войны. В 1860-х 1870-х годах из родных мест уехало более половины абхазов. Покинутые ими земли начали активно заселяться греками и армянами из Турции, крестьянами разных национальностей из европейской части России и выходцами из соседних районов Грузии (в основном мегрелами), что привело к формированию полиэтничного по характеру населения современной Абхазии.
Важнейшим фактором в этногенезе абхазов было их давнее историческое соседство с проживавшими южнее картвельскими народами. Часть абхазского этноса в Самурзаканской Абхазии (нынешний Гальский район) к настоящему времени полностью ассимилирована соседними мегрелами. Сильное мегрельское влияние испытали и абхазы современного Очамчирского района. До сих пор сохраняются обусловленные мегрельским влиянием определенные диалектные и культурно-бытовые различия между жителями северо-западной и юго-восточной части Абхазии, но подобные различия в целом незначительны и в современной ситуации имеют тенденцию к быстрому исчезновению.
В конце ХХ в. былое деление абхазов на исторические субэтносы не имеет сколько-нибудь важного значения в жизни страны, оно дает о себе знать в первую очередь на бытовом уровне. К настоящему времени процесс национальной консолидации абхазского этноса завершился: абхазы представляют собой небольшую по численности, но очень сплоченную нацию, объединенную собственным национальным самосознанием, общими устремлениями, общностью культуры, языка и уклада жизни. К тому же абхазы представляют собой единую конфессиональную общность. Господствующее до сих пор представление о том, что часть абхазов является христианами, а часть мусульманами, имеют мало общего с реальной действительностью.
Не высокий уровень консолидации грузинской нации объясняется тем обстоятельством, что как справедливо констатирует историк и видный политический деятель постсоветской Грузии Г. Мамулия, она начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII в., после того, как находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII в.) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи (165, с.153-155). Формирование грузинской нации имело многочисленные и специфические особенности, которые оказали самое непосредственное влияние на современный грузино-абхазский конфликт и на происходящие в постсоветской Грузии общественно-политические процессы.
К моменту включения в состав Российской империи население современной Грузии отличалось чрезвычайной дробностью. Историческая Восточная Грузия была населена многочисленными субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского языка.
Проживавшие в Западной Грузии мегрелы и сваны имели собственную самобытную культуру и уклад жизни, отличные как от грузинского населения Восточной Грузии, так и от соседних абхазов, они говорили на собственных языках, которые не являются взаимопонятными ни между собой, ни с современным грузинским языком. Различия между мегрелами, сванами и грузинами Восточной Грузии настолько велики, что правильнее было бы называть их тремя разными народами. Наряду с картвелами в Грузии проживали многие другие народы (как дисперстно, так и в собственных гомогенных национальных районах).
Сформировавшееся после присоединения к России грузинское просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а затем разночинно-интеллигентское) имело своей целью духовное возрождение собственного народа, преодоление его многовековой культурно-языковой раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником вдохновения и важнейшей частью идеологии грузинского национального движения (движение «Тергдалеули», Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало богатое историческое прошлое Грузии, особенно времена существования так называемой «идеальной Грузии» средневекового Грузинского царства Х-ХШ вв.
Исторические события, заново переосмысливаемые с точки зрения современных реальностей и сиюминутных задач, приобрели в грузино-абхазском конфликте настолько важное значение, что необходимо хотя бы вкратце остановиться на средневековой истории. Как ни парадоксально, единое Грузинское царство (точнее Абхазо-Грузинское царство) появилось благодаря абхазам. В VIII в. абхазские феодальные княжества были объединены в составе единого Абхазского царства, которое начало свою экспансию в юго-восточном направлении. После того, как в его состав была включена вся Западная Грузия, сюда, в г. Кутаиси, была перенесена столица Абхазского царства. В Х в. династия абхазских царей прервалась и престол перешел к Баграту Ш (грузину по отцу и абхазу по матери).
Династия Багратиони продолжила политику территориальной экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХШ веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось, воцарилась феодальная междоусобица и страна на многие века оказалась в том «тупике социального развития», о котором упоминает Г.Мамулия.
Почему же события столь давнего средневековья приобрели столь большую актуальность в современных условиях? Дело в том, что разделенное на бесчисленные группы и течения грузинское национальное движение XIX-XX вв. было едино в определении границ «исторически принадлежавшей грузинам территории»: ими стали именно границы «идеальной Грузии» средневекового Абхазо-Грузинского цартва периода его максимального расцвета.
Согласно официальной грузинской версии истории, уже авторы Х в. под названием «Картли» подразумевали всю Грузию «обширную страну, где христианское богослужение ведется на грузинском языке. Объединение феодальной Грузии в XI-XII вв. в еще более значительной степени способствовало укреплению этих элементов общности и фактически завершило процесс формирования единой грузинской народности» (71, с.248). На протяжении многих поколений в грузинских школах именно границами «идеальной Грузии» определяются «исконные грузинские земли», именно они являются справедливыми на уровне современного грузинского массового сознания.
Порочность данного подхода заключалась в том, что данное средневековое царство (подобно всем аналогичным царствам и империям древности и средневековья) изначально было многонациональным, что, в частности, было закреплено и в титулатуре его правителей: «царь абхазов, картвелов, эгров, кахов : «. Поэтому не только грузины, но и все проживавшие на его территории народы, имеют собственные и неоспоримые в их глазах исторические права на те земли, где они ныне проживают. Противоположная трактовка вопроса о том, кто на территории современной Грузии является «хозяином», а кто «гостями» в середине ХХ в. стала предметом острой дискуссии в обществе, способствовала ухудшению отношений между грузинами и проживавшими на территории Грузии этническими меньшинствами.
Наряду с объявлением меньшинств «гостями на исконных грузинских землях», грузинская общественно-политическая мысль изначально включила мегрелов и сванов в состав единой грузинской нации и отказалась признавать за ними право на собственное национальное существование. Это крайне затруднило задачу национальной консолидации грузин уже в силу многочисленности мегрелов, чей удельный вес в составе грузинского этноса составляет по разным оценкам от 20 до 30 процентов.
Первая попытка осуществить на практике права грузин на «свои исторические земли» была предпринята после распада Российской империи, в период существования независимой Грузинской республики. В то время население Грузии сохраняло свою этническую пестроту: общая численность грузин (с мегрелами и сванами) составляла в нем лишь 64,8% (171, с.43). Уже одно это обстоятельство требовало проведения очень осторожной национальной политики. Но власти страны, стремившиеся добиться национальной консолидации в максимально сжатые сроки, проводили по отношению к этническим меньшинствам откровенно шовинистическую политику. Вот как характеризовал эту политику очевидец: «в Грузии усиленно культивируется национализм в очень диких формах. В Учредительном собрании армянам не разрешают говорить по-армянски : Все время велась резкая борьба против стремления Аджарии к автономии. Осетинов страшно преследуют и выселяют. Сильная национальная борьба идет и в Абхазии. Национализм доходит до курьезов. Так, в учебнике, по которому в школах изучается история, рассказывается, что Грузия была еще в древности самой культурной страной, так что из нее Греция получила свою культуру. В детях с малых лет воспитывается презрительное отношение к армянам и т.п.»(171, с.44).
В ноябре 1917 г. на съезде абхазского народа было принято решение о присоединении Абхазии к Северо-Кавказскому Горскому государству. Однако Грузия, в условиях начавшейся гражданской войны и при поддержке германских войск, смогла установить свой контроль над Абхазией и даже заявила о своих претензиях на все Черноморское побережье до Анапы и устья реки Кубань (на основании того, что оно якобы в ХI-XIII вв. принадлежало Грузии).
В Абхазии начала осуществляться политика «национализации»: грузинский был объявлен государственным языком, на который переводилось делопроизводство и преподавание в школах, началось массовое переселение в страну грузинского населения и т.п. Подобная политика, в сочетании с бесчисленными грабежами и бесчинствами грузинских войск, вызывала недовольство и протест со стороны населения Абхазии (в том числе и со стороны местных мегрелов). Поэтому установление в Абхазии советской власти в марте 1921 г. было воспринято населением страны в первую очередь как избавление от национального гнета и грузинской оккупации.
В 1921-1931 гг. Абхазия имела статус союзной республики, которая объединялась с Грузией на основе особого союзного договора. В феврале 1931 г. ее статус был понижен до уровня автономной республики в составе Грузии. В середине 1930-х гг. начинается особенно трагический период истории Абхазии. В это время «в целях грузинизации Абхазии проводились такие акции, которые в своей совокупности по существу означали геноцид в отношении к ее коренному населению: физическое истребление абхазской интеллигенции; изгнание из всех руководящих государственных органов и общественных организаций, а также с предприятий и учреждений всех руководителей абхазов и замена их грузинами; закрытие абхазских школ и насильственное определение абхазских детей в грузинские школы; изъятие из программы средней школы преподавания абхазского языка; перевод абхазской письменности на грузинскую основу; замена множества абхазских топонимов грузинскими; поощрение замены абхазских фамилий их грузинизированными формами; затруднение социального продвижения для лиц абхазской национальности с одновременным созданием в этом неписанных привилегий для грузин; массовое заселение Абхазии грузинами; перевод делопроизводства на грузинский язык; всяческое свертывание самобытной культуры абхазского народа; фальсификация истории Абхазии и объявление абхазского народа грузинским племенем» (179, с.3-4).
Несмотря на то, что грузинские республиканские власти с середины 1950-х годов были вынуждены отказаться от наиболее одиозных форм национальной дискриминации абхазов, массовое переселение грузинского населения в Абхазию продолжалось. В результате, в конце 1980-х гг. доля абхазов в составе 525-тысячного населения автономной республики сократилась до 18%, в то время как доля грузинского населения составила более 45%.
В настоящее время период пребывания Абхазии в составе Грузинской ССР оценивается абхазскими и грузинскими учеными с диаметрально противоположных позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа с союзными руководителями грузинского происхождения (И.В.Сталин, Л.П.Берия и другие) и политикой республиканского руководства, которые совместно проводили политику грузинизации населения в масштабах Грузинской ССР.
Грузинская сторона связывает все беды с политикой союзного руководства, которое во имя «господства Москвы» сознательно разъединяло и противопоставляло братские народы. Грузинские авторы склонны рассматривать все достижения Абхазии советского периода в качестве результата патерналистской политики руководства ГССР по отношению к меньшинствам, особым, «толерантным» отношением грузин к малочисленным народам и т.п. «Грузинский народ никогда не притеснял абхазов. В Абхазии были созданы максимально возможные в ту пору условия для развития экономики и культуры : В Грузии абхазы не только не были дискриминированы, наоборот им были созданы все возможные условия для национально-культурного, социально-политического и экономического развития. Более того, в Абхазии сложилась парадоксальная ситуация остро встал вопрос о необходимости защиты прав и свобод грузин» (91, с.38-39, 43). Как показывают социологические исследования, в настоящее время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского населения: «грузины считают, что нигде в СССР столь малочисленному этносу не была предоставлена такая широкая автономия, как абхазам. В грузинском массовом сознании большинство предков сегодняшних абхазов это спустившиеся в гор племена, заселившие территорию Абхазии, где до этого жили более близкие к грузинам по происхождению настоящие абхазы» (178, с.128).
Подобные взаимоисключающие взгляды отражают одно принципиально важное явление. В течение всего советского периода важнейшей задачей руководства Грузинской ССР (как и их предшественников в 1918-1921 гг. и последователей в постсоветские времена) было достижение национальной консолидации грузин в максимально короткие исторические сроки. В период правления И.В. Сталина, в условиях политики жестокой дискриминации малочисленных народов в масштабах всего СССР и во время максимального влияния грузинского лобби в Кремлевских кабинетах, эта задача решалась откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные картвелам были объявлены «грузинскими племенами» и должны были быть грузинизированы.
После смерти И.В. Сталина позиции грузинского лобби в союзном руководстве ослабели. Под давлением Москвы, предпринявшей определенные меры по защите малочисленных народов, руководство Грузии было вынуждено отказаться от наиболее одиозных форм национального угнетения и сделало упор на политику переселения грузинского населения в районы проживания меньшинств (которые должны были рано или поздно раствориться в море грузинского населения).
Закономерно, что именно в середине 1950-х годов в грузинской исторической науке в качестве идеологического обоснования подобного переселения появляется теория, противопоставляющая исторических абхазов (древнее культурное грузинское племя, проживавшее на территории Абхазии) и современных абхазов (потомков отсталых «горцев-апсуйцев», якобы переселившихся в Абхазию в XVII в.).
Теория о «переселении апсуйцев» была совершенно антиисторической (в этом она мало отличалась от прежних взглядов на современных абхазов как на грузинское племя), но она восторжествовала в грузинской науке и общественном сознании. Широкая пропаганда этой теории вызвала резкий протест со стороны абхазской интеллигенции, привела к обострению межэтнических отношений. В Абхазии грузино-абхазские противоречия наиболее ярко проявились во время массовых выступлений абхазского населения (1957, 1964, 1967, 1978 гг.), когда лишь экстренное вмешательство союзных властей позволило предотвратить дальнейшее разрастание конфликта.
В конце 1980-х гг., в условиях нараставшего кризиса союзной власти, грузино-абхазские противоречия приобретали все более острые формы. Грузинское национальное движение требовало отделения от СССР и открыто провозгласило своей целью создание моноэтничного грузинского государства в его «исторических границах». Абхазы активно противодействовали грузинскому сепаратизму и выдвинули требование включить Абхазию в состав Краснодарского края Российской федерации.
В 1989-1991 гг. по Грузии прокатилась волна межэтнических конфликтов, в которых грузинские радикалы увидели «руку Москвы». На самом деле рост межнациональной напряженности объяснялся в первую очередь неприемлемостью для негрузинского населения выдвинутых сторонниками независимости Грузии требований «деарменизации», «деазербайджанизации», упразднения всех автономий, и даже необходимости государственного регулирования рождаемости негрузинского населения с целью его ограничения (см. подробнее: 61, с.29-46).
Приход к власти в Грузии в 1990 г. ультра-радикального лидера Звиада Гамсахурдиа превратил лозунг построения моноэтничного грузинского государства в официальную политику. Была ликвидирована автономия Южной Осетии, в стране началась откровенная травля негрузинского населения, из нее были высланы аварцы, русские духоборы, лезгины, и те немногочисленные турки-месхетинцы, которые сумели вернуться на свою историческую родину (61, с.29-30).
В Абхазии после произошедших в 1989 г. массовых столкновений между грузинами и абхазами, противоборство перешло в законодательную область. Под лозунгом возврата к независимой республике 1918-1921 гг. власти Тбилиси отменили все государственно-правовые акты советского периода. Тем самым были отменены и акты о союзном единстве Грузии и Абхазии (1921 г.) и об автономном статусе Абхазии в составе Грузинской ССР (1931 г.).
В ответ сессия Верховного Совета Абхазии в августе 1990 г. приняла Декларацию о государственном суверенитете Абхазской АССР. Она объявляла Абхазию «суверенным социалистическим государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР на основании заключенных договоров» (3, с.12-15).
На фоне «войны законов», когда все принимавшиеся законодательными органами Абхазии акты и решения последовательно отменялись властями Грузии, в республике продолжал углубляться паралич расколовшейся по национальному принципу власти, ситуация все более выходила из-под контроля тбилисского руководства.
Вслед за свержением З.К. Гамсахурдиа в январе 1992 г., произошло новое обострение ситуации в Абхазии. Война 1992-1993 гг. стала высшей стадией грузино-абхазского конфликта, в основе которого с одной стороны лежит стремление абхазов обеспечить свое национальное, да и физическое выживание, а с другой стремление грузин добиться в кратчайшие сроки национальной консолидации собственного этноса и создать мононациональное грузинское государство на территории с многонациональным населением и внутри совершенно искусственных границ.
Продолжавшаяся более года грузино-абхазская война была чрезвычайно кровопролитной и разрушительной. Общие людские потери составили около 20 тыс. чел., экономике Абхазии был нанесен огромный материальный ущерб в 11,5 млрд. долл. (288, 29.09.2000).
Война привела к существенному изменению содержания и состава участников грузино-абхазского конфликта. Местное грузинское население, несмотря на имевшиеся различия в отношении к войне между грузинами, мегрелами и сванами, в целом поддержало военную акцию по силовому решению абхазской проблемы (только мегрелы Гальского района занимали подчеркнуто нейтральную позицию). Остальное население (армяне, русские, греки и др.), в основном остававшееся до войны на позициях нейтралитета, после ее начала в своем подавляющем большинстве заняло проабхазскую позицию. Таким образом, с 1992 г. грузино-абхазский конфликт вышел за рамки конфликта двух народов и приобрел характер противоборства между грузинским государством с одной стороны, и всем остальным полиэтничным населением Абхазии с другой.
Грузины и абхазы: два народа, две боли
Сегодня день падения Сухуми.
Не хочу называть его памятной датой – именно день. Трагический. Роковой. Цинично и безжалостно поправший многие нравственные принципы, на которых воспитывалось мое поколение. И которых, не буду лукавить, я лично старался придерживаться. Поскольку никогда не находил ничего предосудительного в дружбе между людьми и народами…
Для меня, как и для многих, Абхазия не только арена политического противостояния. Не только территория раздора. Это, прежде всего, два народа – грузины и абхазы. Среди которых дорогие мне люди. Близкие друзья. И грузины, и абхазы.
А потому боль двойная.
Все обрушилось разом. В ужасный миг, когда прогремел первый шальной выстрел и противостояние переросло в кровопролитие.
Но о территории и о политике пусть сегодня говорят и судят другие. Мне же больно за людей. За друзей и коллег, которые там жили или живут. По которым я скучаю теплыми вечерами. И некоторых больше не увижу никогда…
Первый раз в Сухуми я попал во время летних студенческих каникул. Однокурсник-друг пригласил в гости. Грузинская семья. Ласковая, хлебосольная. Гостем я себя не чувствовал и как-то естественно превратился в ее члена. Мы большой компанией бегали купаться на лазурное море. Гуляли по набережной. Пили черный кофе. Знакомились с приезжими девушками.
Кто-то был грузин, кто-то абхаз, кто-то армянин или русский – я не знаю. Все мы были молоды, внешне не особенно отличались и обращались друг к другу по именам. Фамилий никто не спрашивал. Было лишь очевидно то, что они сухумчане, а я нет.
Лето мне запомнилось. Навсегда. Я и вообразить не смел, что кто-то когда-нибудь осмелится поднять руку на эти райские кущи. Что среди пальм и солнца будут кощунственно рваться снаряды и свистеть пули. Мне казалось, даже при извечных эмоциональных спорах мир тут воцарился навсегда.
Прошло много лет, и, увы, в очередной раз мне пришлось лететь в Сухуми уже как фронтовому журналисту. В «горячую точку». С танками, пушками и минометами, совершенно неуместными у теплого моря, среди примятой гусеницами уникальной субтропической растительности.
Чисто по-человечески не выходил из головы вопрос: как, почему? Но по-человечески понять не получалось. Город раскололся. Друг-абхаз, с которым мы какое-то время сидели в Тбилиси в одном кабинете, находился по эту сторону. Другой, живший в соседнем подъезде и часто приходивший к нам на чай, был на той.
А тут еще тбилисскому приятелю, грузину, женатому на сухумской абхазке, пришла на ум мысль отправить на лето к теще малолетнюю дочь. Идея, вроде бы, здравая. Но контекст радикально поменялся.
Связи никакой. Семья в прострации. Тем не менее, как раз чисто по-человечески в данном случае все вполне сложилось. Знакомые грузины и абхазы подняли всех на ноги. Бережно и дружно переправили девочку из одной части города в другую. Привезли прямо в аэропорт к спецрейсу на Тбилиси.
Малышка смотрела на меня расширенными, не по возрасту умными глазами и ничего не понимала. Я тоже…
Некоторые так до конца беду и не осознали. А когда город пал, бросив дома и имущество, стали уходить через кавказские перевалы. Пешком, по снегу.
Одна наша знакомая добиралась беременная, с ребенком на руках. И с несколькими ценными книгами по специальности. Такие испытала муки и лишения! По сей день должна была бы душить обида. Но она решила – обида не конструктивна. Стала доктором наук, членом педагогической академии, прекрасным ученым. Даже родной Сухумский университет не покинула. Это он покинул Сухуми вместе с ней и, перебравшись в Тбилиси, имени своему не изменил.
А рядом со мной живет этническая абхазка. У нее весьма успешный бизнес. В доме чуть поодаль – другая. Между прочим, депутат грузинского парламента. Я хорошо знал ее отца. Одного из руководителей Абхазии. Уважаемого человека. Для них для всех Тбилиси стал родным.
В Сухуми тоже не все однозначно. Американский коллега, побывавший там, рассказал про абхазскую семью. Каждую неделю женщины вывешивают проветривать постельное белье из соседнего дома. В нем жили… местные грузины, успевшие покинуть город. Вот и попробуй сложи все это вместе чисто по-человечески!
Потому, с одной стороны, мне больно за моего грузинского коллегу Сашу Берулава. Талантливого журналиста, занимавшего в этом конфликте активную позицию. Оставшись в Сухуми до конца, он пропал без вести. Больно за Жиули Шартава, возглавлявшего правительство Абхазии с грузинской стороны. Не припомню из его уст ни одного оскорбительного слова в адрес абхазов. Когда Сухуми пал, он счел ниже достоинства бежать. Вышел с высоко поднятой головой. И был расстрелян…
С другой стороны, мне больно, что связи обрублены по живому. Я даже не смог выразить соболезнование семье скончавшегося Давида Пилия. Близкого мне человека. Одного из перспективных руководителей-абхазов, после обострения конфликта предпочетшего уйти в тень. Не смог я должным образом выказать внимание и сочувствие Александру Анквабу в связи с совершенными на него покушениями. А ведь в Тбилиси мы с будущим президентом Абхазии жили в соседних домах и очень тепло и тесно общались.
К таким людям, которые высоко ценят мужскую дружбу и предельно честны в личных отношениях, ни у меня, ни у тех, кто хорошо их знал, по-человечески никаких претензий нет. Не сомневаюсь, и они меня правильно поймут, а если прочтут это эссе, наверняка вспомнят прошлые времена.
Тем более, о территории и политике я сегодня говорить не хочу. Ведь главная наша ценность – люди. Без которых не может быть ни территории, ни политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.