Абн что это такое в строительстве
Вопросы и ответы про бетононасосы (АБН)
Для подачи бетона на расстояние используется несколько различных типов техники:
На видео ниже представлен процесс заливки с использованием бетононасоса.
Бетон по лотку сливается в приемное отверстие миксера, и далее подается по стрелам насоса в опалубку.
Механизм выгрузки бетона из миксера расписан в разделе Автобетоносмесители «Вопросов и ответов».
Что делать, если невозможно обеспечить данные условия?
В таком случае можно воспользоваться линейным автобетононасосом. Его основные отличительные особенности (по сравнению со стреловым АБН):
Также следует учитывать, что длина стрелы соответствует вылету по вертикали (за минусом 0,5-0,7 м). Вылет по горизонтали в среднем на 4 метра меньше, чем номинальная длина стрелы из-за особенностей конструкции.
Конкретные значения можно узнать на страницах производителей бетононасосов ТЗА, SCHWING Stetter, Putzmeister, CIFA, Mecbo, Zoomlion.
В чем заключается запуск насоса и стоит ли он каких-то дополнительных денег?
Чтобы бетонная смесь не застревала в трубах, нужно покрыть их стенки чем-то вроде обволакивающей пленки. Это и есть запуск насоса.
Для запуска используют либо цементное молочко, либо пусковую смесь:
Примеры, как выглядит магистраль:
Если времени на отгрузку не хватает, можно ли заказать насос и первую машину с бетоном на одно и то же время?
Если с насосом что-то случится и он не сможет прокачать бетон, тогда отгрузка будет невозможна и выпущенный с завода бетон нужно будет перенаправлять на другой объект.
Чтобы этого не случилось, порядок действий такой:
Обычно разница между насосом и первой машиной бетона составляет 1 час, но если известно, что от завода до объекта большое расстояние (или большие пробки), рекомендуется задавать разницу во времени исходя из реальной продолжительности пути (всё равно быстрее, чем это возможно, миксер доехать до объекта не сможет).
Как можно заметить, в обеих ситуациях заказчик должен компенсировать ущерб третьей стороне, возникший не по его вине. В случае же, когда бетонный завод сам поставляет насос, ответственность остается внутри его структуры и не касается заказчика.
Оценить силу давления, создаваемого механизмом прокачки бетона, можно по колебаниям стрелы насоса при прокачке:
Автобетононасосы
Бетононасосы становятся сегодня неотъемлемым элементом стройплощадки. Это оборудование предназначено для приема свежеприготовленной бетонной смеси, которую доставляют с бетонозаводов специальными бетоносмесителями, и подачи этого бетона на значительную высоту с помощью специальных стрел к местам заливки. Автобетоносмеситель, доставляя бетон на объект, далеко не всегда имеет возможность выгрузить бетон непосредственно в то место, где производится заливка, например, если бетон нужен на одном из этажей многоэтажного здания. Насосы для горизонтальной и вертикальной подачи бетона необходимы также в случаях, когда требуется в максимально сжатые сроки залить жидким бетоном поверхность большой площади либо забетонировать несколько площадок на одном объекте и освободить доставивший бетон транспорт.
Приобретение бетононасоса сегодня все чаще начинает интересовать даже небольшие строительные компании, не говоря уже о крупных строительных фирмах. Но покупка бетононасоса между тем задача не совсем простая. Рынок бетононасосов практически целиком заполнен импортными моделями. Несмотря на острую конкуренцию между поставщиками бетонных насосов надежность многих предлагаемых изделий очень далека от рекламируемой в проспектах продавца. Нередки случаи, когда, ориентируясь при покупке бетононасоса того или иного типа только на цену, покупатель в скором времени начинал тратить до 30% рабочего времени на ремонт своего приобретения. Учитывая стоимость запчастей и другие затраты, возникающие при подобной эксплуатации, за 5–6 лет понесенные расходы могут вылиться в сумму, сопоставимую со стоимостью самого оборудования.
В то же время техника, связанная с бетоном, должна обладать высокой надежностью по определению. Ведь последствия непредвиденной поломки и последующего простоя могут быть катастрофическими как для самого оборудования, так и для обслуживающего установку персонала.
Бетононасосы бывают мобильные и стационарные. Последние монтируют на опорных стойках, которые прочно фиксируются в специальном фундаменте. Также бывают стационарные бетононасосы прицепного типа, когда насосная надстройка монтируется на одно- либо двухосную колесную базу.
Современные стационарные насосы нередко могут управляться дистанционно, с помощью беспроводного пульта ДУ. Однако чаще пульт управления расположен на корпусе насоса, а если и используется пульт ДУ, то он подключается к блоку управления насосом с помощью электрокабеля. Стационарные бетонные насосы могут подавать бетонные массы на высоту более 600 м либо в горизонтальной плоскости перекачивать бетон на расстояние более 2000 м.
Одним из основных элементов бетононасоса является распределительная стрела, которая упрощает технологический процесс заливки бетона, позволяет равномерно укладывать раствор, быстро заливать бетонные перекрытия зданий. Из-за специальной конструкции и большого радиуса охвата с помощью этого устройства заливку несложно выполнять даже в самых труднодоступных местах строительства, в экстремальных погодных условиях. Причем подача может производиться точечно, без прокладки специальных коммуникаций и при отсутствии электропитания на объекте.
Бетононасосы на гусеничном ходу близки по характеристикам к стационарным насосам, но характеризуются повышенной проходимостью, что делает их незаменимыми там, где к строящемуся объекту нужно добираться по пересеченной местности. Но наиболее широкое распространение все больше приобретают бетононасосы, помещенные на автомобильные колесные шасси. Блок гидронасосов, приводимый в действие от главного привода машины, создает в системе высокое давление, гарантирующее высокопроизводительную и стабильную работу автобетононасоса (в дальнейшем – АБН) в течение всего рабочего цикла. Используются АБН в диапазоне температур окружающего воздуха от –15 до +50 °С. В целях предотвращения аварийных ситуаций в АБН предусмотрена возможность практически моментальной остановки работы всех агрегатов.
Разновидностью АБН являются truck-mikser pump – комплексы, состоящие из бетоносмесителя, совмещенного с бетононасосной установкой. Такие «универсалы» способны доставлять бетон на высоту до 100 м.
При покупке или взятии в аренду бетононасоса следует обязательно учитывать параметры распределительной стрелы. Прежде всего длина стрелы должна соответствовать тем задачам, которые заказчик предполагает решать с помощью данного оборудования. Стрелы АБН в транспортном положении компактно складываются и размещаются на раме шасси.
Существует три общепринятые схемы складывания секций стрел. Наиболее компактно стрелы собираются при использовании R-образной схемы. Высокой скоростью складывания-раскладывания отличается Z-образная, также именуемая иногда M-образной, схема развертывания распределительной стрелы. А вот часто используемая в конструкциях стрел универсальная схема RZ объединяет в себе достоинства R- и Z- схем укладки. Стрела бетононасоса должна быть легкой и в то же время выдерживать значительные изгибающие нагрузки. От прочности стрелы во многом зависит безопасность многих работников, поэтому при изготовлении стрел используются легированные высокопрочные стали. Обычно стрелы состоят из 3–4 секций, но встречаются и 6-секционные стрелы. Управление стрелой в пространстве оператор осуществляет либо с панели управления, размещаемой у основания стрелы, либо с помощью дистанционного пульта.
Другим важнейшим аспектом, обязательно учитываемым при приобретении, является производительность. Этот параметр определяется давлением, создаваемым гидростанцией, и объемом бетона, который насос может прокачать по данной стреле в течение часа. Естественно, высота стрелы и производительность прямо связаны с ценой оборудования.
АБН Liebherr одни из лучших в своем классе
Компания Liebherr – один из наиболее известных производителей высококачественных АБН на отечественном рынке. Более полусотни лет эта семейная немецкая фирма занимается производством бетоносмесительной техники. Однако прочно войти в группу компаний-лидеров в области производства АБН концерну удалось лишь после включения в свои активы в 2012 г. немецкой компании Waitzinger Baumaschinen GmbH, которая с 1991 г. специализируется на разработке и выпуске самоходных бетононасосов. С присоединением завода фирмы Waitzinger подразделение концерна Liebherr Mischtechnik GmbH, ответственное за выпуск стационарных, мобильных бетонных заводов, бетоносмесителей, ленточных транспортеров и установок для утилизации бетонных отходов, смогло и качественно, и количественно увеличить выпускаемый модельный ряд АБН.
Cегодня компания Liebherr реализует в России 8 моделей бетононасосов, установленных на автошасси. Все они отличаются инновационной конструкцией насосных групп и гидросистем, передовой системой управления и широким спектром самых успешных технических решений. К таким решениям можно отнести возможность в результате несложных, физически легких действий производить за короткое время замену быстро изнашиваемых частей насосов для подачи бетона. Используемая в насосах Liebherr малая конструктивная ширина распределительной стрелы облегчает подачу бетона на этажи строящихся объектов через узкие окна и другие «миниатюрные» проемы в стенах.
Запатентованная система опор XXT, которая сегодня применяется исключительно в моделях Liebherr, обеспечивает безопасное выполнение работ даже на таких тесных площадках, где конкурентам Liebherr выполнить работы с помощью АБН не представляется возможным. Система опор XXT, не имеющая аналогов, позволяет нагрузку, создаваемую стрелой при прокачке бетона, направлять непосредственно на опоры, не нагружая раму шасси. Крепление рычагов передних и задних аутригеров в одной точке и малая собственная масса конструкции делают простым телескопирование передних опор, позволяют фиксировать бетононасос в устойчивом положении на стройплощадках со сложным рельефом, в местах, где установка бетононасосов аналогичного класса просто невозможна.
АБН Liebherr комплектуются стрелами, подающими бетон на высоту 24–50 м с производительностью от 110 до 170 м 3 /ч. Положительным фактором, влияющим на качество продукции, является то, что все АБН Liebherr собираются исключительно в Германии. Конструкторский центр компании проводит испытания машин в полевых условиях. Отдельные узлы машин, а также различные материалы, участвующие в функционировании насосов, тестируются в лабораториях предприятия.
Россия – традиционный рынок сбыта для бетононасосов из Азии и с Востока
Восточные соседи нашей страны известны своим умением выбирать в области спецтехники то самое лучшее, что могут дать европейские технологии, и с успехом затем использовать полученные разработки, доводя их уже силами собственных инженеров и конструкторов до совершенства.
В этом смысле компания Koluman, являясь дистрибьютором производителя автобетононасосов южнокорейской компании JUNJIN, может служить примером. Южнокорейская компания JUNJIN Heavy Industry Co., Ltd контролирует около 50% рынка бетононасосов своей страны, а также успешно продает свои АБН в странах Азии, Ю. Америки, Австралии. В Канаде и США оборудование JUNJIN реализуется под маркой Alliance. Производить бетононасосы компания JUNJIN начала в 1991 г., и за период с 2005 г. до настоящего времени в Европе и России уже реализовано несколько сотен АБН. Поэтому, выбирая надежного партнера, компания Koluman остановилась на сотрудничестве с компанией JUNJIN.
С 2006 г. специалисты Koluman совместно с заводом-изготовителем JUNJIN монтируют бетононасосы на шасси Mercedes-Benz, и сегодня компания ООО «КОЛУМАН РУС», являясь дочерним предприятием компании Koluman в России, предлагает на отечественном рынке пять моделей автобетононасосов на 2-,3- и 4-осных шасси с высотой подачи от 28 до 57 м. Самой «младшей» моделью в линейке является 2-осная модель на базе шасси MB Actros с насосом JXZ 25-4.11HP, полной массой 18 т, которая с помощью 125-миллиметрового бетоновода подает бетон на высоту в 24,3 м, совершая по 29 циклов в минуту и осуществляя подачу в объеме от 16 до 109 м 3 /ч.
Кроме этой модели компания Koluman предлагает автобетононасосы, подающие бетон на высоту до 37,1; 42,5; 50,1 м, и модификацию JXZ 57-5.18HP, обеспечивающую подачу бетона на высоту до 56,2 м, а также рассчитанную на перекачивание бетона в горизонтальной плоскости на расстояние до 51,2 м.
Учитывая текущую ситуацию по усложнившимся правилам проезда негабарита, компания Koluman готова предложить «габаритную» машину JXZ 38-4.16HP с высотой подачи до 38 м на 4-осном шасси Mercedes-Benz.
Вообще присутствие корейских производителей АБН на нашем рынке становится все заметнее. Среди прочих выделяются компании Elephant Heavy Industrial Group, широчайшую линейку АБН поставляет компания Dongyang Mechatronics, уже известная высокими показателями надежности и долговечности выпускаемой строительной спецтехники. На рынках США, Западной Европы, а также и России, успешно продаются АБН компании KCP Heavy Industries Co. Ltd. Обширный модельный ряд этой компании состоит из более чем 20 моделей, покупатель может выбрать насос, обеспечивающий производительность до 170 м 3 /ч и доставляющий бетон на высоту от 17,4 до 69,4 м. В качестве базовых шасси в KCP предлагают 2-,3- и 4-осные шасси, в том числе и с подъемной пятой осью. В основном компания использует шасси корейских компаний Hyundai, Daewoo, но также сотрудничает с такими брендами, как Scania, MB и др.
Нельзя не сказать и о поставках АБН из Китая. Предлагают свою продукцию в России уже широко известные компании Sany, XCMG, Hongda, Hold, и качество поставляемых АБН во многом приближается к европейскому.
А китайская компания Zoomlion даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. «Рекордная» бетононасосная установка на 7-осном шасси V8, специально разработанном компанией Scania и собранном на заводе в шведском Сёдертелье, имеет 7-секционную стрелу, поднимающуюся вверх на 101 м. Интересно, что четыре последние секции стрелы изготовлены из углепластика.
Компания Zoomlion, являясь крупнейшим производителем строительного оборудования в Китае, выпускает несколько моделей АБН. В России Zoomlion реализует две модели. Подачу бетона на высоту в 38 м обеспечивает АБН ZLJ5296THB-38X-5RZ массой менее 28,8 т и расчетной производительностью до 120 м 3 /ч. Вторая, более массивная модель ZLJ5336THB-43X-5RZ весом 32,5 т доставляет бетон на высоту до 43 м в объеме до 180 м 3 /ч. Zoomlion монтирует свои бетононаcоcные надстройки на 3-осные шасси MB Actros 3341 6×4.
Надо сказать, что компания Cifa, еще недавно занимавшая лидирующие позиции в области поставок АБН из Европы, сегодня является частью компании Zoomlion. Последней разработкой инженеров Cifa стали АБН из серии Carbotech. Отличительной особенностью моделей, входящих в серию, является то, что последние секции распределительных стрел изготавливаются из композитного материала – углепластика, еще называемого карбоном. Секции из карбона не подвержены коррозии, чрезвычайно легки и в то же время выдерживают нагрузки, превышающие допустимые для секций из стали.
В серию Carbotech входит 14 моделей, которые смонтированы на шасси Man, Volvo, Mercedes-Benz, МАЗ, УРАЛ. Бетон по инновационным стрелам доставляется на высоту от 24 до 58 м. Производительность установок в зависимости от марки достигает 78–179 м 3 /ч.
Возвращаясь к АБН Cifa, надо отметить, что инженеры Cifa оснащают модели системой стабилизации K-tronic, а также поставляемыми немецкой фирмой Esser двустенными стальными трубами для бетоновода Cifa Long Life Pipes. Кроме того, имеется система расширенного мониторинга работы узлов машины с выведением результатов диагностики на экран монитора в кабине оператора.
Европейский сектор российского рынка невелик
На нашем рынке кроме бетононасосов Liebherr можно встретить и аналогичную продукцию других европейских машиностроительных брендов. К числу мировых лидеров в области производства АБН можно смело отнести итальянские компании Sermac Srl и Mecbo Srl.
За 45 лет существования компания Mecbo, основанная в Болонье, стала настоящим итальянским брендом. Сегодня Mecbo предлагает серию Aut из 12-ти очень надежных моделей АБН, оснащенных системой Pulsar – инновационной системой, разработанной специалистами компании и относящейся к исключительным преимуществам оборудования Mecbo. Бетонораспределительные стрелы доставляют бетон на высоту от 18 до 58 м, установки демонстрируют производительность от 90 до 180 м 3 /ч при давлении в гидросистеме в 70 бар. Эти стрелы изготавливаются из износостойкой стали HB200. Диаметр сечения стрелы – 100 мм, но в некоторых моделях со стрелами длиной 22, 26 и 29 м проходной диаметр увеличен до 125 мм.
Использование системы Pulsar со специальными S-шиберами при сравнительно одинаковом давлении гидропривода сокращает энергозатраты при эксплуатации АБН на треть! Кроме того, применение уникальной системы существенно увеличивает производительность работы насосной установки, предотвращается явление гидравлического удара в отличие от приводов конкурентов.
Невозможно не сказать о компании Putzmeister Concrete Pumps GmbH. На своих производственных мощностях Putzmeister производит полтора десятка моделей бетононасосов и устанавливает их на колесные шасси MB, Man и Volvo. Бетононасосы оснащаются 4-, 5- и 6-секционными стрелами, обеспечивающими подачу бетона на высоту от 20 до 70 м. Производительность насосов достигает 200 м 3 /ч, а подача бетонной смеси происходит с давлением до 130 бар, это обеспечивает выполнение задач, стоящих перед большей частью покупателей.
В АБН Putzmeister используются стрелы из 4, 5 и 6 секций. Например, стрела бетононасоса BSF 42-5 состоит из 5 секций и складывается по схеме RZ. В модели используются системы TRDI и ESC (Ergonic Setup Control), жестко контролирующие безопасность и оптимальное расположение опор, а также новейшая система OSS (One Side Support), позволяющая оптимально распределять нагрузку при односторонней расстановке опор, что бывает необходимо при работе бетононасоса в крайне стесненных условиях.
Устойчивости машины способствует облегченная конструкция стрелы, являющаяся следствием использования инновационных сталей. Постоянно ведущиеся разработки по модернизации системы управления облегчают работу оператора. Радиоуправляемый пульт ДУ оснащен мощным аккумулятором, обеспечивающим долгую работу пульта без подзарядки. Цветной монитор в кабине отражает подробную информацию о функционировании узлов автомобиля.
ПАО «ТЗА» в гордом одиночестве
Если говорить о производстве отечественных АБН, то «Туймазинский завод автобетоновозов» сегодня одно из немногих предприятий России, осуществляющих производство АБН. А вообще ПАО «ТЗА» – одно из крупнейших отечественных машиностроительных предприятий, специализирующееся на проектировании и производстве спецтехники для коммунальной, нефтегазовой, сельскохозяйственной и строительной отраслей. С 2004 г. предприятие входит в состав ГК ПАО «КАМАЗ».
ТЗА сегодня реализует на рынке страны две серии АБН. Это серия TZA, в которую вошли бетононасосы с распределительными стрелами длиной 21 и 32 м и серия TZA-Liebherr с моделями, укомплектованными стрелами 37, 43 и 47 м. В обеих сериях в качестве базового задействовано шасси КАМАЗ различных модификаций (65115). В моделях АБН широко используются комплектующие как изготовленные на отечественных предприятиях, так и поставляемые из-за рубежа. В частности, мод. TZA АБН 21(58152А) с 3-секционной стрелой высотой 21 м, собранная в основном из деталей и узлов российского и турецкого производства, обеспечивает закачку жидкого бетона на высоту до 21 м с производительностью в 90 м 3 /ч. А вот в модернизированной мод. АБН 32 (58153А), производство которой развернулось в 2016 г., используются комплектующие, поставляемые компанией Liebherr: цилиндро-поршневая группа, гидравлическая система, электронный блок управления и другие ответственные узлы. Установлена автоматическая система централизованной смазки Lincoln Quicklub, что, безусловно, увеличивает срок службы бетононасоса. Новый уровень надежности получили и металлоконструкции, изготавливаемые в модернизированной модели по европейским технологиям из высококачественных отечественных материалов. Изменения конструкции отразились на производительности модели, которая выросла до 110 м 3 /ч.
В моделях серии TZA-Liebherr также используется система централизованной смазки LincolnQuicklub, в конструкциях моделей установлено много технологического оборудования, поставляемого из Германии. Одними из важнейших являются системы выдвижных опор ST-system и XXT, запатентованные Liebherr. Оригинальная конструкция опор увеличивает радиус рабочей зоны, обеспечивает повышенную устойчивость и безопасную работу АБН на любой, даже очень тесной, строительной площадке с неподготовленным грунтом. Производительность моделей серии TZA-Liebherr составляет 125–140 м 3 /ч.
К сожалению, тенденции на отечественном рынке бетононасосов на колесном ходу говорят об усилении зарубежного влияния. Безусловно, усилиями руководства ПАО «ТЗА» ситуацию не изменить, и объемы производства российских АБН пока не оказывают существенного влияния на рынке. Однако учитывая, что потребность в бетононасосах только нарастает, монолитное строительство набирает популярность, хочется надеяться, что отечественных насосов для бетона станет производиться больше.
Как работает автобетононасос
Задача автобетононасоса (АБН) заключается в оперативной транспортировке раствора из места подъезда миксера до конкретной точки в опалубке будущей конструкции. Данную технику заказывают только если бетоносмеситель не способен вплотную подъехать к месту, куда нужно залить смесь. АБН специально рассчитан на совместную работу с миксером. Смеситель заливает раствор в приёмный бункер автобетононасоса, откуда смесь подаётся насосным устройством в распределительную стрелу.
Работа насоса
Бетононасос перекачивает свежий раствор из открытого бункера в замкнутое пространство бетонопровода, проложенного внутри распределительной стрелы. Рассмотрим детально принцип работы насоса. С помощью системы поршней или роликового механизма, внутри стрелы нагнетается давление и раствор проталкивается по каналу. На выходе из бетоновода присоединён гибкий шланг, манипулируя которым рабочий может осуществлять максимально точную подачу раствора.
Большинство современных АБН оснащены двухпоршневой системой. В бункере есть 2 отверстия, к которым подключены параллельные трубы. В этих трубах движутся цилиндры, то всасывая раствор в трубу, то выталкивая его обратно в сторону бункера. Когда труба с первым цилиндром полностью заполнена раствором, он начинает движение в сторону бункера и отверстие закрывается поворотным клапаном или шибером. Он представляет собой участок трубы между каналом движения поршня и бетоноводом.
Поршень возвращаясь в бункер, толкает раствор в шибер, который перенаправляет смесь в стрелу. Когда канал первого цилиндра опустошён, канал второго в этот момент полный. Шибер перемещается и соединяется с каналом второго поршня. Второй цилиндр выдавливает раствор в шибер, пока первый снова заполняется смесью. После опустошения второго канала шибер возвращается к первому, и работа продолжается по циклу. Благодаря такой схеме производительность автобетононасоса в м3/ч может достигать 200 кубометров.