Начало массового движения принято относить к 30-м гг. XIX в., когда начала издаваться газета
«Либерейтор» (Liberator) и было основано Американское общество борьбы с рабством. К 1840 году в движении сложилось два течения. Большинство аболиционистов во главе с У. Гаррисоном считало, что с рабством необходимо бороться, не прибегая к силе. Меньшинство, возглавляемое Ф. Дугласом, выступало за применение вооружённой силы. Джон Браун предпринял неудавшуюся вооружённую попытку освободить рабов в 1859 году.
Во всё продолжение существования республики аболиционисты, несмотря на то что держались в стороне от практической политики, имели посредством энергичной и принципиальной агитации чрезвычайно важное влияние на развитие в Соединённых Штатах свободных учреждений. Но в то же время американских аболиционистов обвиняли в том, что их деятельность ставит под угрозу союз Севера и Юга, противоречит Конституции США, которая оставила решение вопроса о рабовладении на усмотрение отдельных штатов.
Американские сторонники аболиционизма, многие из которых входили в Американское колонизационное общество, в 1816 году купили земли на побережье Африки и основали государство Либерия. В это государство перевозились выкупленные аболиционистами, и тем самым получившие свободу, рабы. Однако эта идея не получила столь масштабного развития на которое надеялись сторонники американского аболиционизма, хотя им и удалось за несколько десятилетий отправить в Либерию десятки тысяч бывших рабов. Плантаторы южных штатов не намеревались отказываться от дешёвого рабского труда, приносившего им огромные прибыли. Более того, большое количество рабов, родившихся в Америке, считали её своей родиной и не желали покидать США.
«Подпольной железной дорогой» в США в 1850 годах называли тайную организацию аболиционистов, переправлявшую беглых негров с Юга на Север, где не было рабства.
Резкий прорыв в борьбе с рабством связан с президентством Авраама Линкольна и начавшейся Гражданской войной.
Аболиционизм как политическое движение исчерпал себя, после того как 22 сентября 1862 года была принята Прокламация об освобождении и 18 декабря 1865 года Тринадцатая поправка к Конституции США. 30 марта 1870 года Пятнадцатой поправкой бывшим невольникам было дано также право голоса.
См. также Эйблман против Бута — прецедентное дело в Верховном суде США (1859).
Аболиционизм – это общественное движение конца XVIII-XIX веков за отмену рабства в США. Сам термин «аболиционизм» берет начало от латинского слова «abolitio», которое переводится, как «уничтожение» или «отмена».
Началом этого массового движения можно считать 1830-е годы, когда было основано «Американское общество борьбы с рабством», а также начала издаваться газета «Liberator». Несмотря на то, что вначале аболиционистами руководило лишь стремление к равноправию, к 40-ым годам они имели довольно четкие взгляды на существующий строй в обществе, и к тому времени были образованы два течения. Первое, и более популярное, во главе с Уильямом Ллойдом Гаррисоном, выступало за борьбу с рабством без применения силы.
Меньшинство, возглавляемое Фредериком Дугласом, считало, что для борьбы необходимо применение вооруженной силы. Также нельзя забывать о попытках восстаний аболиционистов. Например, Джон Браун в 1859 году предпринял неудачную вооруженную попытку освободить рабов. В аболиционистском движении принимали участие многие деятели американской культуры, в том числе писательница Гарриет Бичер-Стоу.
Уильям Ллойд Гаррисон
На протяжении довоенных десятилетий аболиционисты, несмотря на то, что держались в стороне от практической политики, сумели оказать важное влияние на развитие в Соединенных Штатах свободных учреждений посредством различной агитации. Однако при этом аболиционисты подвергались резкой критике, утверждалось, что их деятельность незаконна, ставит под угрозу союз Севера и Юга, противоречит конституции, в которой было прописано, что вопрос о рабовладении решается по усмотрению отдельных штатов.
Одним из самых интересных моментов деятельности аболиционистов можно считать организацию «Подземной железной дороги», созданную для осуществления побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала она вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году. За период с 1830 по 1861 годы по этому пути удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабов. Наиболее отличились Томас Гаррет и негритянка Гарриет Табмен.
Новый этап в борьбе с рабством связан с президентством Авраама Линкольна. Именно во время его президентского срока была подписана «Прокламация об освобождении рабов» (22 сентября 1862 г.). В ней было написано, что негры, проживающие на территориях, находящихся в состоянии мятежа против США, «отныне и навечно» объявляются свободными. Документ дал толчок принятию XIII поправки (1865 г.) к американской конституции, которая полностью отменила рабство в Соединённых Штатах. А позже, XV поправкой бывшим невольникам было дано право голоса.
Атеизм · Бахаи · Католичество · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения
Аболиционизм · Антифа · Гражданские права · ЛГБТ-движение · Женское / Всеобщее избирательное право · Феминизм · Маскулизм · Права мужчин (англ.) · Отцовские права (англ.) · Права ребёнка · Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных
Антидискриминационные Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности
Дискриминационные законы Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы
Антидискриминационные законы Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)
Политическое движение (в конце XVIII-XIX веках) за отмену рабства, работорговли и освобождение рабов в Западной Европе и Америке. Аболиционистами называли тех филантропов, которые, не принимая прямого участия в деятельности политических партий, старались посредством публичных проповедей и печати содействовать уничтожению рабства. До XVIII века существование рабства в колониях не вызывало протестов европейцев. Уже к концу этого века антирабовладельческие призывы и настроения широко распространились в Европе. В начале XIX века большинство правительств Европейских стран признали необходимость отмены рабства. В 1807 году был запрещён ввоз африканских рабов в США и британские колонии. К 1838 году было полностью запрещено рабовладение в британской части Вест-Индии. Но в то же время рабство всё ещё существовало в 11 штатах США.
Содержание
Аболиционизм в США
Начало массового движения принято относить к 30-м гг. XIX в., когда начала издаваться газета «Либерейтор» ( Liberator ) и было основано Американское общество борьбы с рабством. К 1840 в движении сложилось два течения. Большинство аболиционистов во главе с У. Гаррисоном считало, что с рабством необходимо бороться, не прибегая к силе. Меньшинство, возглавляемое Ф. Дуглассом, выступало за применение вооружённой силы. Джон Браун предпринял неудавшуюся вооружённую попытку освободить рабов в 1859 г.
Во всё продолжение существования республики аболиционисты, несмотря на то, что держались в стороне от практической политики, имели посредством энергичной и принципиальной агитации чрезвычайно важное влияние на развитие в Соединённых Штатах свободных учреждений. Но в то же время американских аболиционистов обвиняли в том, что их деятельность ставит под угрозу союз Севера и Юга, противоречит Конституции США, которая оставила решение вопроса о рабовладении на усмотрение отдельных штатов.
Резкий прорыв в борьбе с рабством связан с президенством Авраама Линкольна.
Аболиционизм как политическое движение исчерпал себя после того, как 22 сентября 1862 г. была принята Прокламация об освобождении и 18 декабря 1865 г. Тринадцатая поправка к конституции. 30 марта 1870 г. Пятнадцатой поправкой бывшим невольникам было дано и право голоса.
Однако в современной философии, например, в произведениях английского философа Дэвида Пирса, слово Аболиционизм приобрело ещё одно значение, обозначая движение, последователи которого выступают за избавление от страданий всех живых существ биосферы.
См. также Эйблман против Бута — прецедентное дело в Верховном суде США (1859).
Аболиционисты
Среди видных представителей движения Уильям Ллойд Гаррисон, Фредерик Дугласс, Гарриет Табмен, Джон Браун, Уэнделл Филлипс, Гарриет Бичер Стоу и др. Аболиционистами традиционно именовались белые противники рабства, хотя немалую роль в движении сыграли и негры, в том числе и некоторые беглые рабы.
См. также: Категория:Аболиционисты.
Аболиционизм во Франции
Движение за отмену рабства в антильских колониях Франции началось в конце XVIII в., после Гаитянской революции. Крупнейший вклад в аболиционизм на протяжении XIX в. внёс Виктор Шельшер, благодаря деятельности которого в апреле 1848 г. рабство во Франции было отменено.
Солдаты аболиционизма
Презрительная с точки зрения южан кличка солдат армии северян в Гражданской войне 1861—1865.
Подземная железная дорога
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Аболиционисты» в других словарях:
АБОЛИЦИОНИСТЫ — от лат. abolere, отменять, уничтожать, смягчать. Приверженцы политической партии в североамериканских Соединенных Штатах, имеющей целью уничтожение невольничества и торговли неграми. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка
Аболиционисты — Аболиционисты. В Соединенных Штатах, во время существованияневольничества, это название носили те филантропы, которые, не принимаяпрямого участия в деятельности политических парий, старались посредствомпубличных проповедей и печати содействовать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Аболиционисты — (abolitionists), сторонники движения за отмену рабства в США в 19 в. В первые два десятилетия века существовали лишь разрозненные группы А., но впоследствии, под влиянием идей религ. возрождения, это движение превратилось в мощную полит, силу.… … Всемирная история
Аболиционисты — В Соединенных Штатах во время существования невольничества это название носили те филантропы, которые, не принимая прямого участия в деятельности политических партий, старались посредством публичных проповедей и печати содействовать уничтожению… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Аболиционисты — (англ. abolitionism от лат. abolitio отмена, уничтожение) сторонники обществ. движения, направленного на отмену к. л. закона, прежде всего движения за отмену рабовладения в США в кон. 18 19 вв. Аболиционистами называли иногда и борцов за отмену… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Аболиционизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм … Википедия
Предпосылки Гражданской войны в США — Сражение за форт Самтер первое в ходе гражданской войны. Главной причиной гражданской войны в США было … Википедия
Аболиционист — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
Хауи, Самуэл — Самуэл Гридли Хауи В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хау. Самуэл Гридли Хауи (в русском переводе также Гоу, Гове, англ. … Википедия
Либертарный волюнтаризм — Не следует путать с волюнтаризмом направлением в философии, признающим волю первоосновой всего сущего. Часть либертарианской философии Либертарианство … Википедия
Комплекс политических и экономических противоречий, опутавших США к середине ХІХ века, до предела накалил ситуацию внутри страны. На этом фоне в американском обществе обострилась проблема рабства. Быстро набравшие общественный и политический вес аболиционисты призывали к его отмене, а республиканская партия США активно использовала аболиционистские лозунги. Рабство обычно называют главной причиной Гражданской войны в США. Давайте разберёмся, так ли это, каковы были реальные причины и какие события прямо спровоцировали войну.
Противоречивость вопроса о рабстве
Главной причиной, обострявшей ситуацию внутри США, действительно следует назвать рабство. Оно возникло в Америке ещё в колониальные времена, когда европейцам не хватало рабочей силы для обработки земель, чтобы не умереть от голода ближайшей зимой. Тогда в Америку и начали завозить чернокожих невольников из Африки. Первый случай зафиксирован в 1619 году. Сначала рабство было двух видов — белое (контрактное) и чёрное (пожизненное), но со временем чёрные рабы вытеснили белых, поскольку держать их оказывалось куда выгоднее.
Почти все отцы-основатели США были рабовладельцами и считали это абсолютно нормальным. Принятая в 1787 году конституция одновременно с провозглашением различных демократических свобод узаконивала и рабство. С самого своего появления США стали страной, провозгласившей лозунги свободы, гражданских прав и вставшей на капиталистический путь развития, но вместе с тем в ней существовало рабство. История США уникальна: это единственное в мире государство, которое строило капитализм и демократию на эксплуатации рабского труда.
Организованный импорт рабов из Африки продолжался до 1808 года, когда в США запретили ввоз невольников из-за рубежа. Однако само рабство никуда не делось. Усилия контрабандистов, пытавшихся в обход закона завозить «чёрный товар», не могли удовлетворить растущий спрос, поэтому в вопросе восполнения рабской рабочей силы американцам приходилось надеяться только на «свой ресурс».
Рабство расцвело на Юге, где из-за благоприятного климата рабовладельческое плантационное хозяйствование стало чрезвычайно выгодным. За пределами сельского хозяйства в «хлопковых штатах» труд рабов в основном использовался на угольных шахтах и лесопилках Южной Каролины, на металлургических заводах Ричмонда или на строительстве железных дорог. Что касается Севера, то там во многих штатах рабство отменили ещё в конце XVIII — начале ХIХ века — правда, большинство рабов при этом не освободили, а перед принятием закона продали на Юг.
Популярные утверждения о жестоком характере южного рабства не соответствуют действительности. Рабы являлись ценным активом, стоимость которого росла с каждым годом. К примеру, в 1860 году здоровый взрослый раб мужского пола стоил 1800 долларов — огромные по тем временам деньги. Рабовладельцы были заинтересованы в том, чтобы заботиться о своих рабах, а не издеваться над ними. Во многих случаях рабы жили в условиях, сходных с условиями жизни свободных белых рабочих того периода, а иногда и лучших. По данным исследователя Р. Фогеля, питание рабов по энергетической ценности превосходило обычную пищу свободных работников примерно на 10%. Рабы имели гарантированный ночлег, еду, воду, а в случае болезни — медицинскую помощь.
Ещё один интересный нюанс: южные плантаторы жили в очень тесном контакте со своими рабами. Негры готовили пищу, нянчили хозяйских детей, служили горничными, экономками, сопровождали своих хозяев в поездках и т.д. В порядке вещей были ситуации, когда кормилицей белого ребенка была чернокожая рабыня. Частыми последствиями таких случаев были ситуации, когда у белого мальчика появлялся чернокожий молочный брат, с которым они вместе росли и который становился первым другом в детских играх, а позже — личным слугой и сопровождал своего хозяина на войну.
Большинство южных плантаторов в основном относилось к своим чернокожим рабам, как взрослые к детям. К тому же родившиеся рабами негры с молоком матери впитывали осознание того, что они должны оставаться покорными воле хозяина. Сейчас мало кто задумывается, что такое положение вещей стояло на пути мгновенного и беспрекословного освобождения всех невольников, к чему так стремились аболиционисты. Очевидно, что предоставление свободы людям, которые вообще не знали самостоятельной жизни, создало бы им самим много проблем. Это подтвердили и последующие события, когда федеральные войска освобождали здесь и сейчас всех рабов на захваченных территориях, а те часто не знали, что им делать с неожиданно полученной свободой.
Другой интересный нюанс. За время войны на Юге не произошло ни одного восстания рабов. Белые постоянно этого опасались и на всякий случай сосредоточили в южных штатах значительные силы внутренней милиции, вместо того, чтобы отправить этих людей на фронт. Однако невольники в основном продолжали выполнять свои обязанности так же покорно, как и до войны. Пример Гаитянской революции не вдохновлял рабов южных штатов на какие-либо подвиги. Этот факт тогда удивлял современников с Севера, а сейчас удивляет историков либерального толка.
Стоит обратить внимание на ещё один важный нюанс: к середине XIX века рабство на Юге начало постепенно сдавать позиции. Отдельные рабовладельцы предоставляли своим невольникам свободу — как правило, исключительно по морально-этическим убеждениям. Как свидетельствует статистика, из года в год в каждом из штатов Юга росло число свободных негров. Перед началом войны на Юге в целом насчитывалось до 4 млн чернокожих, из которых 3 521 110 были рабами, а 132 000 — свободными. Самое интересное в этой истории, что некоторые из этих свободных негров сами превратились в рабовладельцев.
Рабство — основа южной цивилизации
Южные элиты воспринимали рабовладельческий строй как абсолютно естественный, а рабство называли не иначе как «божественно вдохновлённым установлением, введённым для блага самих рабов». С такими взглядами не приходится удивляться, что, как отмечал Д. Макферсон, в их сознании южный стиль жизни и ценности органически были «связаны с рабовладельческим укладом и без него исчезли бы». Даже когда в конце Гражданской войны на Юге обсуждали возможность освобождения и вооружения рабов, то доминировали точки зрения в том духе, что освобождение рабов «будет предательством самой сущности цивилизации Юга».
В южных штатах на негров в основном смотрели как на людей второго сорта — в этом мнении сходились и рабовладельцы, и белые бедняки, не имевшие рабов. Исключения, естественно, были — например, в Луизиане, где исторически проживало много свободных чернокожих, но они слабо влияли на общую картину и настроения.
Искренняя вера в «рабовладельческий путь развития» заставляла южных политиков с пеной у рта отстаивать свои интересы в Сенате и Конгрессе, парируя возражения северных оппонентов. Из-за этого отношения между двумя регионами страны оставались напряжёнными. Ещё до войны одна из газет Атланты писала:
«Каждого, кто прямо не заявляет о том, что эксплуатация африканских рабов не является общественным, нравственным и политическим благом, мы рассматриваем как врага устоев Юга».
Итак, рабство не только играло важнейшую роль в создании южной ментальности и мировоззрения, но и формировало общественный фон, на котором разворачивались все события, приведшие к войне.
Аболиционисты и их борьба
В то время как на Юге рабовладение процветало, на Севере с 1830-х годов набирал силу аболиционизм — общественное движение за отмену рабства. Это было связано не с заботой об угнетённых, поскольку большинство аболиционистов искренне считали чернокожих людьми второго сорта, а исключительно с морально-религиозными убеждениями. Эти люди считали, что Бог создал всех людей равными, а значит, рабство противоречило канонам Священного писания и потому являлось аморальным.
Сначала аболиционизм был вполне умеренным движением. Его представители стремились к достижению цели мирным путём, поэтому основным их занятием было издание пропагандистских памфлетов. Однако со временем среди лидеров аболиционизма появились фанатики вроде Джона Брауна или бывшего раба Фредерика Дугласа, которые выступали за насильственную ликвидацию рабства и предоставление неграм гражданских прав. Эти люди уже были готовы убивать за свои идеалы. Оба течения активно помогали беглым рабам.
Аболиционизм был бы обречён оставаться небольшой фанатичной сектой, если бы не нарастание противоречий между Севером и Югом. Финансово-промышленные круги северных штатов быстро поняли, что рабовладение является наиболее уязвимым для нападок институтом Юга. Именно эту карту они решили разыграть как в политическом, так и в экономическом противостоянии. Аболиционистское движение получило мощную поддержку, и его позиции к концу 1840-х годов усилились. Конечно, северные капиталисты руководствовались сугубо прагматическими интересами. Они хорошо понимали, что отмена рабовладения подорвёт экономическое господство плантаторов на Юге, и это давало им хорошие шансы в борьбе за влияние в регионе и стране.
Одновременно с поддержкой финансовых и политических кругов у аболиционистов появилась и поддержка общественного мнения. Аболиционисты выступали против южного уклада как такового и делали это как раз в тот момент, когда этот образ жизни становился всё большим раздражителем для жителей северных штатов. Общественное мнение Севера сделало правильные выводы из событий в Канзасе: Юг всерьёз намеревался осваивать западные территории, о поселении на которых мечтали многие северяне, стремившиеся к лучшей доле. И в прессе, и на публичных собраниях нападки на Юг были в порядке вещей.
В 1854 году возникла Республиканская партия, открыто выступившая за ограничение рабства. Очень быстро она стала набирать политический вес. Уже вскоре постоянные нападки на Юг начались в обеих палатах Конгресса, а республиканцы получили столько влияния, что начали составлять конкуренцию демократам на всех выборах, в том числе президентских.
Противоречия американского аболиционизма
Главным парадоксом аболиционистской борьбы стало то обстоятельство, что большинство сторонников освобождения, выступая за отмену рабства, смотрели на чернокожих, как на людей низшего сорта. На Севере негров не любили и всячески дискриминировали. Например, в штате Иллинойс в 1853 году, через пять лет после отмены рабства, приняли жёсткий Чёрный кодекс, всячески ограничивавший чернокожих в правах. В других северных штатах ситуация не сильно отличалась. Например, на момент окончания Гражданской войны из 24 штатов США негры имели право голоса лишь в пяти.
Если бы какой-то политик заявил о предоставлении чернокожим гражданских прав, его политическая карьера на этом закончилась бы. Да что тут говорить, даже Авраам Линкольн хотя и отрицал из религиозных соображений «существование морального права порабощения одного человека другим», но южан за это осуждать не спешил. В бытность свою конгрессменом он выдвинул положение, предписывавшее местным властям в Вашингтоне возвращать беглых рабов их хозяевам, за что получил от аболиционистов прозвище «тот самый охотник на рабов из Иллинойса». Во время своей предвыборной кампании Линкольн и вовсе заявил:
«Я не являюсь и никогда не был сторонником достижения в какой-либо степени социального и политического равенства белой и чёрной рас».
В этом смысле интересно отметить, что с 1810-х годов в США распространялось убеждение, что свободных негров следует отправить обратно в Африку. Американское колонизационное общество даже приобрело землю на Африканском континенте и в 1824 году учредило там колонию, которая затем превратилась в новое государство — Либерию. В переселении были заинтересованы как рабовладельцы, уверенные, что свободные негры плохо влияют на рабов, так и противники рабства, которые считали, что чернокожим вообще не место в США. В середине ХІХ века этот вопрос активно обсуждался, а Линкольн был пламенным приверженцем переселения. С другой стороны, сами свободные чернокожие не стремились ехать на другой континент: большинство из них родилось в США, и с Африкой их ничего не связывало. За 40 лет, до 1867 года, в Либерию перебралось лишь 13 000 негров из США.
После начала войны негативное отношение северян к чернокожим проявлялось довольно часто. К примеру, создание так называемых «цветных войск» из негров-солдат долгое время сталкивалось с жёсткой оппозицией. Во время антивоенных бунтов в Нью-Йорке 11–16 июля 1863 года разъярённая толпа избивала негров на улицах и даже разгромила приют для чёрных сирот. Негритянские погромы были отмечены и в других городах, в частности, в Детройте.
Федеральная армия вообще выглядела странным сборищем людей, где одновременно могли служить генерал-рабовладелец Дон Карлос Бьюэлл и пламенные аболиционисты вроде полковника Джошуа Чемберлена — героя Геттисберга из 20-го Мэнского пехотного полка, который свято верил в свою миссию принести рабам свободу.
Было ли рабство главной причиной войны?
В массовом сознании главной причиной войны считается рабство, а сама война часто позиционируется исключительно как борьба за отмену или за сохранение рабовладельческого строя. Почему-то забывается, что в первый год конфликта вопрос о рабстве не поднимался вообще, а главной целью войны со стороны США провозглашалось сохранение Союза. В своей инаугурационной речи в марте 1861 года Линкольн на всю страну заявил:
«У меня нет никаких намерений прямо или косвенно вмешиваться в функционирование института рабства в тех штатах, где оно существует».
В 1862 году, в разгар войны, Линкольн заявлял:
«Моя самая главная задача в этой борьбе — спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая рабов, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».
Прокламацию об освобождении рабов Линкольн принял только 22 сентября 1862 года. Она имела половинчатый характер и состояла из двух документов. Первый объявлял свободными всех рабов в любом штате Конфедерации (КША), не вернувшемся в состав США до 1 января 1863 года. То есть гипотетически, если бы какой-то из южных штатов вернулся в Союз, местные рабы остались бы рабами. По этому поводу одна из лондонских газет ехидно отметила:
«Основная идея не в том, что один человек не может на законных основаниях владеть другим, а в том, что он не может владеть в случае нелояльности Соединённым штатам».