Абсолютный слух это что в музыке
Если медведь на ухо наступил
Прежде всего, давайте разберёмся с терминологией. Что такое музыкальный слух? Что имеют в виду, когда говорят, что он абсолютный или, скажем, относительный? Как перевести на язык физиологии фразу «медведь на ухо наступил»?
Музыкальный слух — это способность различать звуки различной высоты, или, на языке физики, частоты. Сразу оговоримся, что такое определение несколько упрощает ситуацию, поскольку у звука есть и другие свойства, важные для человеческого восприятия, например тембр. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев тщательно изучил феномен музыкального слуха. В частности, он обнаружил, что гласные «у» и «и», пропетые на одной ноте, 30% испытуемых воспринимают как звуки разной высоты: «у» кажется ниже.
Иными словами, почти треть людей путают высоту звука с другими характеристиками. Интересно, что этот феномен может и помогать отличать звуки разной высоты, поскольку они имеют разную тембровую окраску. Неосознанно ориентируясь на тембр, даже «звукочастотно глухие» люди могут различать ноты, издаваемые с помощью музыкального инструмента. А вот с компьютерными звуками такой «трюк» не пройдёт, поскольку они могут быть чистыми тонам.
Абсолютный слух
Такие способности не часто встречаются даже в среде профессионалов: абсолютный слух имеют около 9% музыкантов, а из них лишь 35% обладают активным абсолютным слухом.
Среди обычных людей абсолютных слух встречается ещё реже — у одного человека на десять тысяч.
Откуда что берется?
Пока до конца не установлено, является ли абсолютный слух чисто врождённым свойством человека или его можно приобрести в ходе тренировок. Первая гипотеза представляется более вероятной, и её подтверждают данные последних исследований. Ученые Университета Калифорнии в Сан-Франциско в течение трех лет искали людей с абсолютным слухом – нашли более 2200 человек. При расспросе оказалось, что способность узнавать и воспроизводить звуки у них отмечалась с раннего детства, ещё до начала занятий музыкой. С годами слух только улучшался. Так ученые сделали вывод о том, что абсолютный слух является врождённым качеством и обусловлен генотипом человека.
Впрочем, выявить «ген абсолютного слуха» до сих пор не удалось.
Пока одни исследователи доказывают, что абсолютный слух не бывает приобретённым, другие разрабатывают методы его развития. Изобретена не одна методика, позволяющая, по утверждению авторов, в процессе тренировок достичь абсолютного слуха (способ П. Бережанского). Однако, вероятно, не обладая врождёнными способностями, с их помощью можно достичь только псевдоабсолютного слуха — научиться распознавать звуки, сравнивая их с заученным эталоном.
Относительный слух
К счастью для тех, кому не посчастливилось родиться с абсолютным слухом, есть и другой способ распознавать звуки, называемый относительным слухом. Его суть, как и следует из названия, заключается в сравнении высоты одних звуков с другими. Для того, чтобы набор звуков воспринимался как мелодия, важны не столько абсолютные частоты, сколько их соотношение. По этой причине относительный слух позволяет успешно распознавать и играть мелодии. И во многом заменяет абсолютный.
Откуда что берется?
Почему одни люди с легкостью воспроизводят даже очень сложные мотивы, а другие не могут опознать мелодию вызова собственного мобильника? Прежде всего, виной тому генетические особенности. Об этом свидетельствуют данные близнецовых исследований, выполненных группой ученых под руководством Денниса Драйна.
Однояйцевым (гены идентичны) и разнояйцевым (гены различны, но сходы условия жизни) близнецам предложили тест — проигрывали отрывки известных мелодий, часть из которых исполняли с ошибками, и предлагали найти эти неточности. Оказалось, что однояйцевые близнецы одинаково хорошо (или плохо) справляются с заданием, чего нельзя было сказать о разнояйцевых. Исследователи сделали вывод, что относительный музыкальный слух на 70–80% обусловлен наследственными факторами.
А недавно стало ясно, чем на анатомическом уровне различаются люди с развитым и неразвитым слухом. Ученые из Канады и Великобритании в совместной работе провели магнитно-резонасную томографию головного мозга «музыкальным» и «немузыкальным» людям. Оказалось, что у первых в нижней лобной извилине правого полушария головного мозга содержится меньше белого вещества. Такой результат кажется вполне логичным. Белое вещество представляет собой скопление отростков нейронов, по которым идёт передача информации. Его недоразвитие на функциональном уровне приводит к менее эффективному взаимодействию частей головного мозга, что проявляется затруднением в распознавании и воспроизведении мелодий.
Так что известная поговорка «медведь на ухо наступил» не вполне отражает действительность: причина отсутствия музыкального слуха кроется не в слуховом аппарате, а в лобной извилине головного мозга.
Человеку, который хочет заниматься музыкой, но не имеет от рождения хорошего слуха, скорее всего безразлично, кто в этом виноват: медведь или дедушка по материнской линии. Ключевой вопрос — что можно сделать в такой ситуации?
Считается, что навык сравнения звуков может приобрести любой человек в любом возрасте. В музыкальных школах относительный слух развивают на уроках сольфеджио. Для взрослых занятых людей хорошим решением могут стать компьютерные обучающие программы. Принцип их работы следующий. Программа воспроизводит определённый звук, а человек определяет его и тем или иным способом сообщает ответ программе. Для простой тренировки достаточно обычного персонального компьютера, однако полезно иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. В развитии слуха особенно важна вокальная составляющая тренировок: навыки восприятия и воспроизведения музыки идут рука об руку — поэтому, если хотите заниматься всерьёз, не поленитесь приобрести микрофон.
Отрывки из главы «Музыкальный слух». Абсолютный музыкальный слух.
Этот раздел хочется написать по нескольким причинам. Во-первых, есть множество популярных заблуждений, касающихся музыкального слуха. Во-вторых, эта тема напрямую вытекает из предыдущей главы. И, в-третьих, что, видимо и является истиной причиной, мне это просто интересно.
Специально для умников и зануд дам определение музыкального слуха из 6-ти томной музыкальной энциклопедии.
Не очень понятно, правда? Давайте разберемся.
Начнем с распространенных заблуждений. Часто говорят: «У этого человека есть слух, а у этого – нет». Имея в виду музыкальный слух. У всех людей (без патологий органов слуха) отличный слух от природы, очень точный и тонкий. У некоторых людей какие-то аспекты слуха развиты чуть лучше, у других – чуть хуже. Но все люди понимают речь, а основа восприятия речи – это тембральный, интонационный слух, один из самых главных и для музыкантов. Звуки «А» и «О» отличаются только тембром, обертонами, формантами. Все люди легко их различают. Также есть огромное количество людей, китайцев, скажем, которые говорят на многотоновых языках, то есть на тех, где одно и то же слово, сказанное на разной высоте звука, обозначает совершенно разные вещи. Значит можно допустить, что у всех китайцев, вьетнамцев и других восточных товарищей прекрасный музыкальный слух. Но европейцы не хуже китайцев! Вспомним Галатею в «Пигмалионе» Бернанда Шоу. Все люди узнают любимые мелодии, памятные им с детства. Короче говоря – все люди обладают хорошим слухом, музыкальным в том числе. Просто у разных людей что-то развито лучше, что-то хуже. У меня, скажем, приличный относительный и интонационный слух, абсолютный слух, но значительно менее выраженный полифонический, гармонический, с чувством ритма вообще беда. Что не мешает мне прослушивать самую разнообразную музыку, получая удовольствие, и самому музицировать.
Второе очень распространенное заблуждение, что абсолютный музыкальный слух – самый лучший и идеальный. Ответственно могу сказать – это не так, он даже часто мешает. Вообще говоря, абсолютный слух – просто умение слышать музыку нотами, врожденное умение, то есть проявляющееся тогда, когда ребёнок уже выучил ноты. Ну и что с того, что ты знаешь, что «Союз нерушимый республик свободных…» поется на «соль-до-соль-ля-си-ми-ми-ля…», что это тебе дает? Почти ничего.
Итак, рассмотрим отдельные виды музыкального слуха чуть более подробно.
Под абсолютным музыкальным слухом обычно понимают умение (чаще всего врожденное) человека слышать мелодию, музыку нотами. Имеется в виду автоматическое, подсознательное восприятие мелодии в виде последовательности звуков 12-ти нотного равномерно-темперированного строя. Человек при этом не сравнивает ноты с другими, а слышит название нот автоматически. Здесь сразу возникает несколько вопросов, что делать с человеком, который не владеет музыкальной грамотой? Или что делать с индийцами и прочими ребятами, которые играют музыку в 22-х нотном нетемперированном строе? К тому же любой человек знает, что одни звуки – высокие, другие – низкие, просто некоторые умеют различать эти высоты точнее. Есть еще вопросы, касающиеся сложных звуков, с большим количеством обертонов, как человек с абсолютным слухом определяет высоту нот?
Общие соображения и история
Современные исследователи полагают, что термин «абсолютный музыкальный слух» возник не ранее XIX века, возможно, его ввел в обиход немецкий музыковед и физик Г. Риман. Сам строй, 12-ти нотный равномерно-темперированный родился где-то в XVII веке. Классически его возникновение связывают со временем выхода «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, что спорно. Современники отмечали прекрасный, уникальный слух Моцарта, говорили, что он может узнать музыкальную ноту в сложных аккордах, звоне бокала, бое часов. То, что Моцарт был великим не вызывает сомнения.
Некоторое время назад считали, что абсолютный слух связан с памятью человека, с его способностью запоминать звуки. Сейчас эта точка зрения не очень распространена, считается, что абсолютный слух – свойство сенсорной системы, системы слуха человека. Каждый звук, слышимый человеком, раскладывается на спектр обертонов и воспринимается мозгом как двумерная матрица, с четко выделенными отдельными частотами. То есть, чисто теоретически, любой человек должен обладать абсолютным музыкальным слухом, ведь нервные клетки слухового аппарата, внутренние и наружные волосяные клетки настроены на определенные, выделенные частоты звука, точнее – на некоторый узкий диапазон частот, полосу. Однако это не так, видимо, абсолютный слух не очень нужен для человека, как для вида, представителя животного мира. Ему более полезно воспринимать не то, на какой основной частоте произносится звук «А» или «О», а то, с какой интонацией это говорится, как повышается и понижается голос в процессе разговора, независимо от того, говорит это женщина, старик или ребенок. То же относится и к музыке. Нам не важно, с какой ноты начинает петь музыкант, нам нужно, чтобы он пел «чисто», то есть «правильно» ОТНОСИТЕЛЬНО первой ноты, то есть нам важен больше относительный слух.
Может сложиться мнение, что абсолютный слух не важен для музыканта, даже – вреден. Такое мнение имеет право на существование. Музыкант, у которого нет абсолютного слуха, легко исполняет мелодию, начиная с любой ноты, даже – с частоты звука, которую нельзя приписать ни к какой ноте. При этом музыкант полностью сосредоточен на самой мелодии и на гармонии, ничто его не отвлекает. Человек с абсолютным слухом слышит название нот, автоматически. Зачем ему это знание при исполнении ноктюрна Шопена? Незачем. Но это еще полбеды. Известно, что сейчас нота ля 1-й октавы настраивается на 440Гц. Скрипачи настраивают чуть выше – на 445Гц., звук в процессе исполнения произведения «сползает», колки раскручиваются. Раньше, например, во время Страдивари, инструменты настраивали почти на полтона ниже, то есть произведения исполнялись просто в другой тональности! А это очень важно для скрипок! Ведь резонансные частоты дек тончайшим образом подбирались скрипичных дел мастерами! Многие музыканты с абсолютным слухом испытывают дискомфорт от игры на инструментах, настроенных на четверть тона ниже-выше. То есть, можно предположить, что абсолютный слух вреден, или, по крайней мере не полезен.
Однако, не все так просто. С.И. Танеев пишет, что для него каждая нота имела свою «физиономию», свою индивидуальность. Это перекликается с воззрениями индийцев (и других восточных товарищей) о том, что каждая нота имеет свою эмоцию, свой цвет. Я, например, ассоциировал каждую отдельную ноту с определенным цветом и «холодом-теплотой». Нота ДО была белой прохладной, РЕ – коричневой теплой, МИ – лимонно желтой горячей, СОЛЬ – изумрудно зеленой нейтральной температуры. То есть при прослушивании музыки возникали дополнительные образы и ощущения, которые не возникают у людей без абсолютного слуха. С годами, правда, эти ощущения ослабевают, зато добавляются новые, от прослушивания музыки в других музыкальных строях.
Особенности и характеристики абсолютного слуха
Человек воспринимает высоту звука в основном по гармоникам основного тона. Когда гармоники выходят за пределы слышимого диапазона звуков или разница их частот становится меньше «частотного фильтра» соседних волосковых клеток слухового аппарата, человек перестает воспринимать точно высоту звуков. Так, начиная с примерно 5 тыс. Гц люди с абсолютным слухом не могут понять какая нота взята на инструменте. Примерно в этом диапазоне и заканчивается клавиатура рояля, что не случайно, видимо.
Остановимся на более понятных для автора (физика по образованию) вещах.
Часто абсолютный слух музыканта имеет четкую привязку к «своему» инструменту, к определенному тембру звучания. Скрипач может с поразительной точностью настроить без камертона свой инструмент, а определить с такой же точностью высоту ноты рояля не может. Еще сложнее бывает определить высоту сложных звуков, богатых обертонами, не кратными первой гармонике звука (например – звука колокола).
Человек способен различать звуки (два звука), отличающиеся по высоте примерно на 1-5 центов (цент – одна сотая полутона), то есть изначально человек (ребенок) может легко различать звуки, незначительно отличающиеся по высоте. Обучение музыке формирует «жесткую слуховую шкалу», «сваливая» отличающиеся по высоте звуки к той или иной ноте 12-ти нотного звукоряда. Н.А. Гарбузов в своих исследованиях показал, что, как правило, человек, обладающий абсолютным музыкальным слухом, ассоциирует звук в диапазоне (в зоне) +\- 15-30 центов и более с определенной нотой. Эта зона (30-60 центов, практически пол-тона) очень большая по сравнению с тем, как слышит разницу между двумя звуками человек с относительным слухом (1-5 Центов). Звуки не обязательно должны быть взяты вместе, человек удерживает предыдущий звук в мелодии в памяти достаточно долго для точного сравнения двух и более звуков, при этом работает относительный и мелодический слух.
Некоторые исследователи, например, Бережанский, отмечают принципиальное значение ладовой организации слуха. То есть человек с абсолютным или относительным слухом воспринимает ноты лишь в рамках определенной ладовой системы. Хотя, в целом, с таким подходом можно согласиться, человек с абсолютным слухом может получать удовольствие от прослушивания музыки с непривычной ладовой структурой (например, индийской 22х нотной музыкой) или с выделенными и явными микротоновыми интервалами (например, в некоторых песнях группы «Дорз») или в произведениях (прекрасных произведениях!), где вообще ладовую структуру сложно определить: фри-джаз, произведения Губайдуллиной, Кейджа и др. Однако, нельзя отрицать, что ладовое чувство (одно из важнейших свойств музыкантов) у людей с абсолютным (+относительным) и просто относительным слухом существенно отличается. Люди с абсолютным слухом воспитывают в себе восприятие моноладотонального ступеневого качества звука, люди с относительным слухом – полиладотональное интервальное чувство. Грубо говоря, люди только с относительным слухом учатся воспринимать музыку в любых тональностях, обращая большее внимание на то, как звучат интервалы и аккорды. Люди с абсолютным слухом могут достигать невероятной музыкальной выразительности, играя лишь в одной определенной тональности. При этом каждая отдельная нота в этой тональности будет строго индивидуальна и иметь свой смысл. Об этом, в частности, пишет и большой индийский музыкант Рави Шанкар. Он говорит, что не всегда следует учить детей играть на инструментах в разных тональностях, иногда полезно попытаться достичь глубокого понимания каждой из нот, нюансов их взаимодействия, в рамках одной тональности, лада. Тем более, что у индийцев очень много нот по сравнению с европейцами – 22. Безусловно, это является проблемой для преподавателей музыки в музыкальной школе. Нельзя учить детей с сильно отличающимися видами слуха одинаково, это может нарушить их гармоничное развитие. Впрочем, такое же замечание относится к преподаванию вообще любых дисциплин. Выбор учителя, выбор Гуру для ученика –событие, определяющее всю последующую жизнь человека, как считают индийцы.
Характерными особенностями абсолютного слуха являются: его относительно малая распространенность, обнаружение его в детском возрасте и практическая невозможность наблюдения фазы его формирования, существование активного и пассивного абсолютного слуха, довольно низкая звуковысотная чувствительность, привязка к конкретному строю (например, к 12ти нотному или к 22х нотному)
Статистика показывает, что в среднем среди всех людей обладателями абсолютного слуха являются около 1%. Среди музыкантов 6-7%. Обычно считается, что абсолютный слух является врожденным. Его раннему проявлению мешает принципиальная полиладотональность нашего равномерно-темперированного строя, то есть в массе своей совершенно неважно в какой тональности будет исполнено произведение. Также влияет и то, что первые музыкальные произведения, с которыми сталкивается ребенок, являются песнями, колыбельными, и они исполняются без привязки к конкретной тональности. При обучении музыке абсолютный слух сразу проявляется. Интересной особенностью является и то, что абсолютный слух часто сочетается с хорошим интонационным, тембральным слухом. Многие талантливые дети с абсолютным слухом (Моцарт, Сен-Санс) легко узнают ноты в условно-музыкальных звуках: в гудке автомобиля, жужжании пчелы. Эти звуки имеют очень сложный тембр, они являются практически не-музыкальными.
Некоторые музыканты считают, что абсолютный слух появляется в результате развития относительного слуха, однако научной или статистического подтверждения этому нет. Можно улучшить чувствительность слухового аппарата к абсолютной высоте звуков, но автоматического, подсознательного ощущения названий нот достигнуть не удается. У многих детей абсолютный слух остается непроявленным, пассивным, если ребенок вообще не встречал хорошо настроенных инструментов и не возился с ними, или если его слух искалечили принципиально полиладотональным обучением.
При обучении детей с абсолютным слухом у них (детей) иногда возникают проблемы с формированием «интервальных представлений». Для детей с относительным слухом интервал до-соль является просто квинтой, для ребенка с абсолютным слухом – сочетанием нот до и ноты соль. То есть иногда абсолютный слух тормозит развитие некоторых музыкальных способностей, хотя проблема и не является критичной для музыкантов.
Люди, обладающие абсолютным слухом, часто совершают ошибки при определении высоты звука. Ошибки бывают, по крайней мере, двух типов. Когда «абсолютчик» ошибается на октаву, кварту или квинту, его явно смущает привязка конкретной ноты к определенной ладотональности. Ладотональность может меняться, меняется и роль конкретной ноты в этой ладотональности. Вступает в противоречие ладовое чувство и природная чувствительность к высоте отдельных звуков. С точки зрения психоакустики, объяснить это можно путаницей в первых гармониках звука. Другой тип ошибки при определении названия ноты связан с ошибками на малую секунду. Такие ошибки объясняются тем, что вначале привязка звуков к нотам (названиям нот) происходит для диатоники, «белых клавиш» (у пианистов). Хроматические ноты воспринимаются как промежуточные и не имеют столь сильно выраженного отдельного чувства. Я могу подтвердить это на собственном примере. Все белые ноты рояля и только одна черная – си-бемоль имеют ярко выраженную индивидуальность. Остальные звуки воспринимаются как промежуточные. Хотя… Фа-диез, ми-бемоль, до-диез… Короче говоря, не все так просто. Как интересное свойство многих «абсолютчиков»-пианистов можно отметить, что узнавание черных клавиш происходит раньше (иногда – гораздо раньше), чем в голову придет название ноты. Дело здесь, видимо, в привязке нот к определенному ладу, просто в голове происходит разделение на «свой-чужой».
Обычно люди, обладающие абсолютным слухом, совершают до 15% ошибок при определении названия ноты на своем инструменте в регистре первой октавы. Очень важную роль при этом играет и привычный, «родной» тембр звуков и нот. При повышении или понижении высоты звука или при использовании звуков непривычных тембров процент ошибок возрастает. Выше 5 кГц ухо человека неспособно распознать музыкальный звук как отдельную ноту определенной высоты
В среднем, считается, что «абсолютчики» верно определяют автоматически 60-70% звуков, нот. Однако эти значения у разных исследователей обладателей абсолютного слуха разнятся, дело, видимо, в том, что людей с абсолютным слухом немного, и они находятся в разной стадии развития своего слуха. Можно воспитать с помощью длительных тренировок способность определять название ноты без привязки к другим известным заранее нотам, без «внутреннего пропевания», особенно, если тренировки происходят с использованием лишь одного инструмента. Однако, при этом время определения названия каждой ноты будет 5-15 секунд и более и точность определения будет 30-80%. «Абсолютчики» определяют названия ноты в среднем за 0.4-0.7 секунды. Название ноты как бы всплывает в голове без всякой аналитики.
Практика показывает, что люди с абсолютным слухом чаще всего имеют и приличный интонационный, тембральный слух. Возможно, это связано с тем, что у «абсолютчиков» реализована принципиальная возможность слухового аппарата человека слышать абсолютную высоту звука, повышена чувствительность восприятия отдельных частот звука волосяными клетками и, как следствие, усилена способность к восприятии совокупности отдельных частот, обертонов, тембра звука. А ведь именно эта особенность и называется тембральным или интонационным слухом. Интонационный слух очень важен для музыканта.
Абсолютный слух не способствует развитию мелодического и относительного слуха. Но, при правильной организации обучения, и не мешает. Мелодия для «абсолютчиков» состоит не из интервалов, а из отдельных нот. Те же замечания можно отнести и к полифоническому и гармоническому слуху. «Абсолютчики» аккорды воспринимают состоящими из нот, а не из интервалов.
При прослушивании импрессионистской музыки или непривычной уху музыки (например, индийской), она может восприниматься целостно, не аналитически, возникают разные эмоции, краски и другие чувства, но логический блок практически не работает. У некоторых музыкантов и/или детей это выражается, в частности, в том, что после концерта правое ухо становится красным и горячим, левое остается прежним по форме, содержанию и температуре. Если же на занятиях по сольфеджио или гармонии детям дают задание написать диктант или проанализировать последовательность аккордов, гармоний, то это является чисто логической задачей для обладателей абсолютного слуха, такой же, как решение уравнения или задач по физике. Если долго решать задачки по математике (на экзаменах, при участии в олимпиадах) или музыкальной гармонии, то у математиков, музыкантов начинает «гореть» левое ухо, правое остается прежним. Выглядит это довольно забавно. Впрочем, это не «чистый эксперимент», он основан на очень небольшой статистической выборке. Пусть ученые психоакустики разбираются с этим феноменом подробнее сами.
Что такое абсолютный слух
Абсолютный слух – это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.
Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.
Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное… Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.
Исследования абсолютного слуха
История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как «истинный», «превосходный». Термин «абсолютный слух» был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.
В работе «Зонная природа звуковысотного слуха» (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.
Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное (хоть в очень раннем возрасте) явление.
Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке.
Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.
Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм «синим цветом», люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).
По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы, а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.
Можно ли развить абсолютный слух?
До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха. Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим. Но не стоит опускать руки.
Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха. Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух. Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.
Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:
Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.
Важен ли абсолютный слух для музыканта?
Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.
По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:
Составляющие музыкального слуха могут развиваться как на основе одного, так и другого вида слуха. Бывает, что полифонический слух является «побочным эффектом» абсолютного.
Сравнение абсолютного и относительного слуха позволяет определить их ценность для музыкантов: с помощью любого из них можно определить звуковое отношение и идентифицировать звук, просто при этом используются разные стратегии. Там, где абсолютник воспринимает отдельные ноты и сразу извлекает нужное из долговременной памяти, неабсолютник воспринимает общую интонацию, занося новую информацию в рабочую память (Hantz, Crummer, Wayman, Walton, Frisina, 1992).
В 1995 году Эдвин Ханц с группой психологов (Hantz, Kreilick, Braveman, Swartz, 1995) изучали влияние абсолютного слуха на способность помнить высоту заданных нот. В задании требовалось прослушать серию случайных звуков и, узнав заданный, нажать кнопку. Для более точного установления времени реакции у испытуемых использовалась электроэнцефалограмма. Вопреки ожиданиям, музыканты-неабсолютники и музыканты-абсолютники действовали одинаково хорошо, отличаясь в каких-то минимальных параметрах.
Сам по себе абсолютный слух не предполагает наличие шикарных музыкальных способностей: кроме стопроцентного узнавания двери дома по ее скрипу, других удовольствий не сулит 🙂 Несмотря на то, что абсолютный слух облегчает музыкальное обучение, многие профессиональные музыканты жалуются, что он лишает их гибкости и мешает как при работе, так и при простом прослушивании музыки для удовольствия. Так стоит ли завидовать, зная, что такие великие композиторы, как Чайковский, Вагнер и Скрябин, обходились без абсолютного слуха?
Стремление обладать абсолютным слухом не всегда оправдано, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются люди, обладающие этим умением. Слыша малейшие отклонения от «стандарта», заданного памятью, музыканты-абсолютники испытывают трудности с произведениями, транспонированными в другую тональность, и нотами, воспроизведенными на немного другой частоте звука; им кажется, что они «неправильные». Это относится к аутентичной средневековой и барочной музыке (привет огромному пласту классики!) и старинным инструментам разных периодов, в которых камертон отличается от современного. Мало того, концертные камертоны в разных странах немного варьируются даже сейчас!
Абсолютники часто пытаются использовать свое уникальную способность там, где это не нужно. Например, дети на уроках сольфеджио могут лениться и не развивать свой относительный слух, пользуясь для записи диктантов абсолютным. Б. М. Теплов писал, что абсолютный слух может задерживать развитие других составляющих музыкального слуха, поскольку он делает их ненужными, замещая собой. Относительный слух исключительно важен при транспозиции (транспонировании) музыки в другую тональность, гармонизации в строе отличном от равномерно темперированного. Он намного гибче абсолютного слуха и позволяет музыкантам легко подстраиваться под своих коллег в ансамбле и оркестре, аккомпанировании и игре на различно настроенных инструментах.
Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями. Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества.