Абстрактное мышление что это такое
Абстрактное мышление
Что такое абстрактное мышление
Абстрактное мышление — анализ и понимание информации, выявление закономерностей и взаимосвязей на более сложном уровне, без активной связи с материальными объектами, пространством и временем. К абстрактным категориям относят числа, свойства, множества, утверждения, философские принципы, идеи.
В чем отличие абстрактного мышления от конкретного:
Абстрактный образ мыслей развивается постепенно. В детстве преобладает конкретное мышление, способность воспринимать только то, что видишь прямо перед собой. Формирование абстрактного понимания реальности происходит обычно в подростковом возрасте. Его появление говорит о переходе к более осознанному образу жизни.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (автор «Стадии развития интеллекта» и других книг) считал, что первые зачатки абстрактного мышления появляются в период между 2 и 7 годами, когда ребенок уже может воспринимать символы, буквы, звуки. И только в возрасте около 12 лет у большинства людей начинается переход к абстрактному мышлению.
Например, многие математические задачи, которые мы решали в школе, являются примерами такого мыслительного фактора, так же как и изучение языков, философии, логики, психологии. Мышление абстрактными категориями может быть затруднено при некоторых формах аутизма и шизофрении, деменции, а также недостаточном умственном развитии.
Понятие простыми словами
Если говорить просто, то абстрактное мышление — это способность думать об общих категориях, идеях, концепциях, а не только о событиях и явлениях, которые происходят «здесь и сейчас». Не имея такого образа мыслей, человек обладает, по сути, только своим опытом и текущим восприятием действительности. Но он не способен заранее предвидеть какие-то ситуации, создать художественное или философское произведение или отследить закономерности между явлениями.
Мыслитель, который думает абстрактно, сосредоточен не на яблоке на столе перед собой, а на всех яблоках на планете или на метафорах и аллегориях связанных с райским запретным плодом. Обладая таким образом мыслей, человек способен лучше понимать философские проблемы, искусство, придумывать и создавать что-то новое.
Однако многие исследователи отмечают и негативные свойства такого рода мышления:
Лучше всего сохранять здоровый компромисс между абстрактным и конкретным видением мира, чтобы мыслить действительно эффективно и быть полезным обществу.
Признаки абстрактного мышления
Для абстрактного метода понимания мира характерна способность воображать, предсказывать и устанавливать связи. С его помощью можно выявить закономерности, которые не распознаешь при конкретном, материальном изучении объектов, создать концепции, обработать и проанализировать информацию для решения проблемы.
Абстрактный мыслитель, чаще всего, отталкивается от общих тенденций, вычленяет повторяющиеся элементы, чтобы найти главное и выявить устойчивые связи или их отсутствие. Он всегда использует весь свой багаж знаний, опыт, обобщает, сравнивает и анализирует.
Формы
Формы абстрактного познания мира:
В нормальном абстрактном процессе мышления важны самостоятельность, беспристрастность, отсутствие когнитивных искажений.
Понятия в повседневной жизни применяются постоянно. Например, мы говорим, « движение » или « доминирование », подразумевая под этими словами некий процесс или преобладание одних явлений над другими.
Суждения также применяются всеми, начиная со школьного возраста и в этом нет никакой особой специфики. Пример: если не выучить урок, получишь плохую отметку. Обычно суждение выражается в довольно короткой форме, чаще простой, чем сложной.
Умозаключения — более трудная категория. Они представляют собой преобразования простых суждений в некие выводы на основе логических операций. Пример: указываем посылки и заключения, располагая их, друг под другом. Проводим черту и пишем заключение.
Следователь не может участвовать в расследовании дела, если он является
заинтересованным лицом и родственником потерпевшего.
Следователь Иванов — родственник пострадавшего от преступления.
________________________________________
Следователь Иванов должен быть отстранен от дела.
Существуют дедуктивные, индуктивные и другие виды таких выводов, а также умозаключения по аналогии.
Как развить абстрактное мышление
Абстрактное познание мира можно стимулировать разными способами. Чтобы научиться абстрагироваться от текущей ситуации желательно:
Традиционно считают, что занятие математикой и логическими задачами развивает способность мыслить абстрактно. Мышление советуют стимулировать одновременно в разных областях (например, математике, литературе, естественных науках).
Учеников призывают «думать вслух», подвергая сомнению разные версии и проводя аналогии, чтобы докопаться до истины. Например, такой способ использовали древнегреческие философы, которые вовлекали своих последователей в сложные разговоры, постепенно выводя их на все более высокие уровни понимания и абстракции.
Популярна также концепция развития образного мышления при решении математических и других задач. Помогает и постоянное сравнение разных способов понимания мира: конкретного, образного и абстрактного, что демонстрирует разные подходы, их недостатки, специфику, а также преимущества.
Какой может быть абстракция, примеры
Функция абстрактного познания в достижении истины, получении новых знаний. Чтобы убедиться в том, что абстрактное умозаключение истинно, его обычно проверяют на практике.
Примеров абстрактных понятий очень много. Например, термины «справедливость», «биологический вид» и «свобода» нельзя потрогать или увидеть перед собой. Это чистая абстракция. К подобным понятиям относят и м етафоры. Например, виноград «дамские пальчики» или «стеклянный человек».
Особенность абстракции в том, что она создается в ходе мыслительного процесса.
По своему определению абстрактное мышление — это способность рассматривать концепции, выходящие за рамки того, что мы наблюдаем физически. Доминирование абстрактного образа мыслей демонстрирует интеллектуальный уровень человека, его способность к более высокому уровню восприятия реальности.
Абстрактное мышление – что это такое и как его развить у взрослых и детей
Приветствую вас, друзья!
Далеко не все в этом мире можно познать с помощью логики. Если бы мы во время мыслительного процесса опирались только на то, что видим перед собой, человечество так и осталось бы в каменном веке. Не было бы ни алфавита, ни цифр, ни литературных произведений, ни живописи. Все это стало возможным только благодаря способности мыслить абстрактно. Давайте узнаем, что такое абстрактное мышление и можно ли его развить.
Понятие
Абстрактное мышление – это одна из форм мыслительной деятельности, при которой анализ и понимание информации, а также выявление взаимосвязей и закономерностей происходит без непосредственного контакта с материальными объектами, временем и пространством.
Простыми словами, это способность думать не только о вещах, событиях и явлениях, которые находятся перед нами здесь и сейчас, а еще и об общих категориях, принципах, свойствах, концепциях, идеях. Чтобы мыслить абстрактно, человек в качестве основы использует уже полученные ранее знания, а остальное додумывает с помощью своей фантазии.
Без абстрактного мышления мы не смогли бы распознавать запахи, вкусы, звуки, тактильные ощущения, прогнозировать будущие события, создавать что-то новое.
Простой пример из жизни: абстрактный мыслитель, глядя на яблоко, лежащее на столе, способен думать не только об этом конкретном яблоке, а обо всех яблоках на планете, о метафорах, о роли запретного плода в ветхозаветном сюжете и т. п.
Логическим мышлением человек оперирует тогда, когда ему известны факты, данные, когда он ясно понимает происходящее. Абстрактное же работает в любой противоположной ситуации, когда приходится догадываться, делать общие выводы, отойдя от конкретики, правил и догм. Такой подход часто применяется в философии, литературе, психологии, политологии.
Чем отличается абстрактное мышление от других видов мышления:
По мнению швейцарского психолога Жана Пиаже, первые зачатки абстрактного мышления появляются у ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. Но только лишь к 12–15 годам он начинает полноценно формироваться, что свидетельствует о переходе на осознанный образ жизни.
В той или иной степени абстрактное мышление развито у всех людей. Исключениями являются случаи деменции, некоторые формы аутизма или шизофрении, а также недостаточное умственное развитие.
В чем польза
Без развитого абстрактного мышления человек располагает только своим опытом и текущим восприятием окружающей среды. Именно способность абстрагироваться от внешней действительности помогает нам:
С возрастом человек, обладающий развитым абстрактным мышлением, становится менее категоричным. Он умеет признавать справедливость чужой точки зрения и допускает, что на один и тот же вопрос можно посмотреть под разными углами.
Вместе с тем некоторые исследователи отмечают и негативные стороны такого мышления:
Согласно Гегелю такой тип мышления может выражать как ум, так и глупость. В своем эссе “Кто мыслит абстрактно?” он приводит свои размышления на данную тему и пытается опровергнуть утверждение о том, что абстрактное мышление – это неоспоримый признак высокоразвитого интеллекта.
Несомненно, для гармоничной и эффективной мыслительной деятельности лучше всего соблюдать баланс между рациональным и абстрактным видением мира.
Три этапа формирования
Формирование абстрактного мышления можно рассматривать как в рамках антропогенеза, т. е. развития человечества, так и онтогенеза, т. е. становления развития ребенка. И в том и другом случае этот тип мышления проходит три этапа:
Если рассматривать данный тип мыслительной деятельности с точки зрения локализации формирования, абстрактное мышление формирует правое полушарие. Оно же отвечает за интуицию, чувства и воображение.
Основные признаки
Рассмотрим, что характерно для абстрактного понимания мира. Итак, абстрактно мыслить – это значит быть способным:
Виды абстракций
Специалисты выделяют шесть видов абстракций:
Инструменты
Базовый инструмент абстрактного мышления – это слово. Именно слова помогают выстраивать мысли в логические и последовательные цепочки. Ясная и четкая речь напрямую влияет на мыслительную деятельность. И наоборот, грамотное осмысление и внутренняя проработка вопроса выливается в хорошо сформулированное высказывание.
Именно поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью. Вы можете заметить, что наш внутренний диалог с самим собой хоть и содержит слова, но от обычной звуковой речи все же отличается:
Оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, категориями является очень сложным психическим процессом. А потому человек начинает овладевать данным навыком только к подростковому возрасту. И то не в полной мере.
Формы
Принято выделять три формы абстрактного мышления.
Представляет собой определение класса тех или иных явлений или предметов, которые являются однородными. К примеру, если мы слышим слово “кот”, то сразу представляем мурлыкающее пушистое животное с усами, хвостом и влажным носом. Коты бывают самых разных пород и расцветок, но всех их объединяют одинаковые признаки, относящиеся к общему понятию.
Данная форма мышления используется в тех случаях, когда нам нужно сделать выводы и подтвердить или опровергнуть какую-либо информацию.
Суждения могут быть простыми и сложными. Пример простого: “Я слышу, что ребенок начал плакать”. Сложное суждение: “Ребенок начал плакать, потому что хочет есть”.
Также суждения делятся на истинные и ложные. Первая категория основывается на объективной оценке, а вторая предполагает включение личной заинтересованности.
Это вывод, сделанный из нескольких суждений. Любое умозаключение состоит из трех компонентов:
Пример умозаключения: “Летом жарко. Скоро июнь. Это летний месяц. Значит, будет жарко. Пора доставать легкую одежду”.
Умозаключения, равно как и суждения, могут носить субъективный характер.
Как развить абстрактное мышление
Способность мыслить абстрактно заложена в каждом из нас с рождения. Помните, как в детстве вы любили фантазировать, придумывать истории и сочинять мечты? Именно абстрактное мышление помогало вам в школе постигать азы технических и гуманитарных наук, вникать в сложные формулы, описывать образы главных литературных героев.
Такая способность есть в вас и сейчас. К примеру, вы никогда не были на Луне, но в то же время можете приблизительно представить, насколько этот спутник меньше размера Земли, как выглядят кратеры на его поверхности. Все это возможно благодаря абстрактному мышлению.
Другое дело – насколько высок его уровень у каждого из нас. Во многом это можно понять по тому, как развита наша устная и письменная речь, насколько широк словарный запас, владеем ли мы ораторским искусством. Следовательно, чтобы развивать абстрактный тип мышления, нужно работать именно с ее главным инструментом – словом.
Посмотрите нашу подборку книг про мышление.
У взрослых
Приведу несколько упражнений для развития абстрактного мышления у взрослых:
Много других техник развития абстрактного мышления можно найти в нашей отдельной статье.
У детей
Развивать абстрактное мышление у детей нужно с самого младенчества. Даже если вам кажется, что малыш еще совсем ничего не понимает, будьте уверены, что он отлично распознает и запоминает звуки, интонации, слова. Можно читать книжки или рассказывать ему о чем угодно. Главное – делать это с выражением и чувством.
Детям постарше можно предложить такие упражнения:
Советую также ознакомиться с подборкой логических игр для развития мышления.
Заключение
Мы с вами разобрали, что означает абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании, а также убедились в том, что оно поддается развитию как у детей, так и у взрослых.
Абстрактная мыслительная деятельность играет значимую роль во всех сферах жизни, рождает в нас креативность и воображение. А еще лучше, если она работает в тандеме с рациональным типом мышления.
Для тех, кто не хочет ограничиваться упражнениями из статьи, оставлю координаты курса Мнемотехники от платформы Викиум. Как настоящие витамины для мозга, все 15 уроков помогут быстро запоминать новую информацию с помощью ассоциаций. Сейчас как раз курс идет со скидкой, так что не пропустите.
Кстати, на нашем блоге есть статья, в которой мы собрали эффективные мнемотехники для развития памяти.
На сегодня это все. Благодарю за внимание и рекомендую подписаться на обновления, чтобы не пропустить новые познавательные публикации.
Абстрактное мышление: основные понятия о форме умственной активности. Пути развития, особенности применения
Мышление в общем представляет собой способность человеческой психики к развернутому отражению реальности, объектов, явлений, а также существенных связей между ними. Это типичная для человеческого разума черта, которая стала результатом длительных эволюционных изменений. Возможность умственной деятельности позволяет эффективно заниматься самыми разными формами активности: от познавательной до творческой, преобразовательной.
Абстрактное мышление выступает основной формой когнитивных способностей, играет наибольшую роль в деле использования логики, формальной логики, иных ее форм, познавательной деятельности, изучения окружающего мира и описания его в виде непротиворечивых концепций.
Что значит абстрактное мышление? Простыми словами, под ним понимается способность описывать предметы, явления в обобщенном виде, с помощью специального условного инструментария. То есть понятий. Определять связи между ними посредством суждений. Выделять новое знание из уже известных посылок посредством умозаключений. Это мощнейшие способны определения истины, систематизации мира во всем его многообразии с помощью стандартных умственных операций. Подобная возможность присутствует только у человека, как разумного вида.
Отсутствие развитого абстрактного мышления считается нормальным до определенного возраста. Активное формирование абстрактного теоретического мышления происходит в период с 5 до 12-13 лет. В этом время человек учится оперировать формальными, отвлеченными категориями и в полной мере понимать их суть. Скорость развития разнится от человека к человеку. Развить способность подобным образом думать можно в любые годы, есть группа упражнений.
О формах абстрактного мышления
Когнитивные возможности неоднородны по внутреннему составу. Классификация проводится по преимущественной операции и виду, который применяется в каждой конкретной ситуации, при решении определенной задачи. Наиболее точно формы определяются с помощью методов и инструментов формальной логики. Всего называют три основных типа.
Понятие
Наиболее универсальная категория. Посредством понятийного аппарата человек имеет возможность определить любое явление, любой объект, процесс, все предметы окружающего мира во всем многообразии. Понятие отражает наиболее существенные признаки описываемой структуры, потому акцентирует внимание на отличительных чертах. Это позволяет отграничить объекты друг от друга. Например, понятно, почему яблоко — это яблоко, а не арбуз, а автомобиль — не холодильник. Понятие разнятся по объему, наглядно их можно представить в виде кругов Эйлера. Есть несколько типов соотношений объемов в рамках определения понятийного аппарата:
Понятие должно быть четко определено, это основное требование. Поскольку без выделения существенных черт явления не может быть четкого определения сути. Дефиниция должна включать в себя основные признаки, те, которые позволяют вычленить объект из группы других и придать ему обобщенные моменты.
Суждение
Это некое предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Истинность сказанного в данном случае должна быть достаточной, чтобы в дальнейшем применять суждения для мыслительных и логических операций. Например, все люди любят кататься на велосипеде. Только в том случае, если истинность сказанного будет доказана, можно применять такое утверждение для получения нового знания.
Суждение определяется объемом. Так, возможно утверждение относительно целого пласта объектов (определяется префиксами «все», «никто» или же местоимениями «я», «ты», которые также имеют признак целостности в контексте формальной логики). Также использование части объектов («некоторые», «те» и пр.). В зависимости от типа суждения определяется и дальнейший способ оперирования таковыми.
Умозаключение
Третья элементарная форма названного способа умственной активности. Считается способом получения новых знаний из уже известных. Присутствует несколько типов такового. Классический случай — силлогизм. Когда имеются две посылки, то есть два суждения, из которых можно сделать некие новые выводы. Как пример:
В этом случае человек получает знания опосредованно, с помощью простого инструментария. Можно опустить суть явления, довести его до абсурда, суть останется той же:
В формальной логике существуют схемы, определяющие конечный вывод из посылок. Так называемые фигуры силлогизма. Всего их четыре, по числу возможных исходных суждений (отрицающие все или в части, утверждающие все или в части).
Существуют и другие способы получения нового знания. Например, леммы и др. Они являются производными от основных и имеют собственные законы разрешения. Также индуктивные и дедуктивные умозаключения, которые исходят из других исходных суждений-посылок.
Абстрактное мышление напрямую связано с формальной логикой и математическими способностями. Развивая одно, параллельно развивается и другое.
Таким образом, к формам абстрактного мышления относится понятие, суждение и как способ получения нового знания — умозаключение.
Характерные черты абстрактного мышления
Для данного типа мыслительной активности типична группа специфических характеристик.
Отвлеченность, отсутствие связи с единым конкретным объектом
Продолжая названные выше примеры. Если говорят о яблоке. Имеется в виду класс фруктов, разновидность, а не какое-либо конкретное яблоко. Однако объектом может быть и конкретное яблоко, если относительно него делается какой-либо вывод. Например: «Яблоко лежит на столе. Я не клал его на стол. В комнате со мной только мой сосед. Следовательно, яблоко на стол положил он». Путем нехитрого умозаключения человек логически приходит к выводу о действиях другого человека. Яблоко в этом контексте — всего лишь предмет, который используется в качестве конкретного понятия для получения конкретного знания, но абстрактными методами.
Обобщенность
То есть максимальная отвлеченность от незначительных моментов при получении нового знания. Нет необходимости акцентировать внимание на несущественные факты. Не важно, положил ли сосед яблоко левой или правой рукой, если говорить утрированно. При решении сложных задач такая обобщенность позволяет отказаться от множества моментов, которые не имеют никакого смысла в контексте решаемой задачи.
Оперирование с формальными единицами, понятиями, суждениями, умозаключениями
Человек при применении методов, названных выше, использует логические структуры. Они имеют четкие рамки. Это очень удобно, поскольку позволяет сконцентрироваться на методах, исключает возможные ошибки и дает возможность четко структурировать получаемую информацию.
Присутствие явного вербального компонента
Хотя и не во всех случаях он есть на раннем этапе. Речь идет о конечном продукте. Абстрактное мышление всегда имеет конечную фазу, продукт, который используется в рамках теоретизации или же выдвижения гипотез. Потому необходимо облекать выводы в словесную форму. Более того, обычно в письменную для дальнейшего анализа и использования конечного результата как отправной точки для дальнейшей активности. Однако в процессе промежуточные результаты могут быть в виде мысли, не имеющей словесного выражения.
Описанные черты типичны для абстрактно-логического мышления. И только для него.
В каких случаях наблюдается нарушение нормальных когнитивных способностей и можно ли это исправить
Абстрактное мышление является типичной чертой человеческой личности, психики. Оно развивается не в один момент. Требуется некоторое время. Обычно в полной мере способности формируются к подростковому возрасту, возможны варианты с задержкой развития или его ранним складыванием. Развитие абстрактного мышления у человека заканчивается к 15-16 годам. В психологии и в нейропсихологии есть некоторые разночтения по этому вопросу, но несущественные. Отклонения нужно рассматривать как потенциальный симптом психопатологии.
Нарушение абстрактного мышления может быть результатом врожденных патологий генетического профиля, центральной нервной системы. К ним относят олигофрению в разных видах, синдром Дауна. Это основные диагнозы. Есть и прочие. Их объединяет выражено слабоумие, отсутствие способности к логическому мышлению. Почти в 100% случаев страдают и прочие формы умственной активности. Наблюдается падение коэффициента интеллекта до критически низких отметок. При легкой степени олигофрении, дебильности, есть возможность совершения простых операций. При достаточной компенсации изменения минимальные.
Абстрактное отвлеченное мышление является мишенью при шизофрении. Особенно злокачественной или длительно существующей. Интеллект формально остается на нормальном уровне, но пациент не в силах пользоваться инструментарием, потому начинается подобие слабоумия. Это разновидность дефекта, так называемая негативная симптоматика. Обычно такие состояние не подлежат обратному развитию или какой-либо коррекции. Однако же, современные психотропные средства имеют свойство бороться с негативными проявлениями патологического процесса.
Есть диагнозы, при которых нарушения имеют временный характер. Хотя могут быть существенно выражены. К таковым относят, например, депрессивные состояния, маниакально-депрессивные психозы, реактивные психозы.
Скорость абстрактного мышления падает при применении алкоголя, приеме наркотиков. Или же умственные способности серьезно ослабевают.
Вариантов может быть несколько. Вопрос диагностики — это уже не сфера психологии. Задача решается психиатрами, психотерапевтами, в некоторых случаях неврологами в тандеме со специалистами по психическому здоровью.
Справиться с этими проблемами можно не всегда. Все зависит от диагноза. Наиболее качественно коррекция проводится при устранении депрессий, алкогольных нарушений, последствий приема наркотиков.
Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры
Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.
Анализ
Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве. Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.
Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д. При анализе второго типа нужно выделять только существенные черты. Что в таком случае существенно? Способность к речи, умственная активность, прямохождение. В таком ключе эта методика и используется.
Синтез
Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.
Систематизация (или классификация)
Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник. Четыре — квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И так далее. Наиболее продуктивно использование классификации в научной практике, статистике.
Сравнение или компаративистский анализ
Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна. А вот сравнение человека и приматов, человека и животного и так далее вполне имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.
Конкретизация
Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.
Индукция
Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема. Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания. Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами.
Аналогия
Переведение свойств одного объекта на другой. Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах. По такому принципу были определены некоторые законы аэродинамики, сконструированы летательные средства и т. д. Базой были исследования жизнедеятельности птиц, биологических существ.
Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.
При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).
Способы проверки степени развития когнитивных способностей
Проверка степени развития абстрактного мышления не представляет больших трудностей. С ней справляются, в том числе и психологи. Каким именно образом удается исследовать способности? Применяется группа тестов:
Человек может проверить себя и сам. Однако, лучше, когда в деле участвует опытный психолог.
Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет
Как развить абстрактное мышление и вообще можно ли это сделать? Да, можно. Методики существуют. Однако, это не быстрый процесс. По разным оценкам, потребуется от нескольких месяцев до года, чтобы добиться качественного результата. Развить у взрослых людей такие способности проще всего. У детей — смысла не много, нужно дождаться окончательного формирования логических способностей и только потом начинать. То есть в подростковые годы. Методики: