Абстрактный рисунок это что
Искусство«Я тоже так могу»:
Как понять и полюбить абстрактное искусство
Непонятные пятна, линии и точки как способ заглянуть в себя
Текст: Ксюша Петрова
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ И ЦЕНТРЕ толерантности заканчивается выставка «Абстракция и образ» Герхарда Рихтера — первая в России персональная экспозиция одного из самых влиятельных и дорогих современных художников. Пока на недавно продлённую выставку Рафаэля и Караваджо и грузинский авангард в ГМИИ им. А. С. Пушкина стоят очереди, Рихтера можно посмотреть в комфортной компании пары десятков посетителей. В таком парадоксе виновато не только то, что Еврейский музей сильно уступает в популярности Пушкинскому или Эрмитажу, но и то, что многие до сих пор относятся к абстрактному искусству скептически.
Даже тех, кто ориентируется в совриске и хорошо понимает, какое значение для мировой культуры имеет «Чёрный квадрат», отпугивает «элитарность» и «недоступность» абстракции. Мы иронизируем над произведениями модных художников, поражаемся аукционным рекордам и опасаемся, что за фасадом искусствоведческих терминов окажется пустота — ведь художественные достоинства работ, напоминающих детские каракули, иногда вызывают сомнения и у профессионалов. На самом деле ореол «недоступности» абстрактного искусства легко развеять — в этой инструкции мы постарались объяснить, почему абстракцию называют «буддийским телевидением» и с какой стороны к ней подойти.
↑ Герхард Рихтер. Ноябрь 1/54. 2012
Не пытайтесь выяснить,
что хотел сказать художник
В залах, где висят полотна эпохи Возрождения, сориентируется даже не очень подготовленный зритель: по крайней мере, он сможет легко назвать, что изображено на картине — люди, фрукты или море, какие эмоции испытывают герои, есть ли в этом произведении сюжет, знакомы ли ему участники событий. Перед полотнами Ротко, Поллока или Малевича мы чувствуем себя не так уверенно — на них нет объекта, за который можно зацепиться взглядом и порассуждать о нём, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор». В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.
Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи — не каприз кучки нонконформистов, а закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты родственников и любимых собачек стали делать в фотоателье — получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом. С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.
← Джексон Поллок.
Стенографическая фигура. 1942
К середине XIX века некоторые начали подозревать, что реалистическое искусство — это ловушка. Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация — на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.
Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты — художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой. В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски — так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Всё это отлично сочеталось с новыми философскими и религиозными учениями — в частности, теософией, а локомотивы русского авангарда Василий Кандинский и Казимир Малевич разработали собственные философские системы, в которых теория искусства связана с принципами идеального общества.
В любой непонятной ситуации используйте формальный анализ
Вот кошмар, в котором может оказаться каждый любитель современного искусства: представьте, что вы стоите перед восхитительной, как написано в путеводителе, картиной Агнес Мартин и не чувствуете ровным счётом ничего. Ничего, кроме раздражения и лёгкой грусти — не потому что картина вызывает у вас такие ощущения, а потому что вы вообще не понимаете, что здесь нарисовано и куда нужно смотреть (вы даже не уверены, что кураторы повесили работу нужной стороной). В такой ситуации на помощь спешит формальный анализ, с которого стоит начинать знакомство с любым произведением искусства. Выдохните и попробуйте ответить на несколько детских вопросов: что я вижу перед собой — картину или скульптуру, графику или живопись? С помощью каких материалов и когда это было создано? Как можно описать эти формы и линии? Как они взаимодействуют? Двигаются они или статичны? Есть ли здесь глубина — какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором?
← Барнетт Ньюман. Без названия. 1945
Следующий этап тоже довольно простой: прислушайтесь к себе и попробуйте определить, какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлые эти красные треугольники или тревожные? Ощущаю ли я себя спокойно или картина давит на меня? Контрольный вопрос: пытаюсь ли я понять, на что это похоже, или позволяю своему разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?
Помните, что важна не только картина, но и рама — или её отсутствие. В случае с теми же Ньюманом, Мондрианом или «амазонкой авангарда» Ольгой Розановой отказ от рамы — осознанный выбор художника, который приглашает вас отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.
Чтобы чувствовать себя увереннее, можете запомнить простую классификацию абстрактных произведений: их принято разделять на геометрические (Пит Мондриан, Элсуорт Келли, Тео ван Дусбург) и лирические (Элен Франкенталер, Герхард Рихтер, Василий Кандинский).
Что такое абстракция в широком понимании и в живописи? Почему у этого жанра так много яростных противников, несмотря на исключительную популярность?
Предметность и абстрактность – что это?
В классическом понимании абстракция – это не имеющая предметного воплощения идея. Добрый поступок конкретен, а гуманизм – уже абстракция. Уголовный кодекс предельно материален во всех смыслах этого слова, а справедливость саму по себе, без действенного воплощения, представить себе нельзя. Философия или высшая математика – науки, которые нельзя ни применить в быту, ни наполнить реальными объектами, они изучают то, что в мире в материальной форме не существует. Они абстрактны.
Абстрактное искусство
Искусство тоже может быть нематериальным. Самая очевидная абстракция – это музыка. Она нематериальна, воспринимается на уровне эмоций и бестелесных, неуловимых ассоциаций.
В живописи абстракция – это картины, изображающие не конкретные предметы, а настроение художника. Скажем, картина, называющаяся «Дождь», будет изображать не летний ливень и не унылую осеннюю капель, а эмоции живописца, наблюдающего за стихией. Именно их художник-абстракционист будет стремиться передать зрителю.
Абстрактная живопись
Сочетание форм и цвета должно, по замыслу авторов полотен, вызывать у зрителей определенные мысли, чувства, эмоции. Изображающая цветы абстракция может быть хаотичным смешением пестрых бесформенных пятен. Именно такое броское сочетание цветов, буйная яркость мазков должны передать эмоциональное впечатление художника от увиденного им цветущего луга.
Не нужно путать это направление живописи с другими, тоже непохожими на классический реализм. Кубизм, скажем, все же изображает конкретные предметы и сцены, просто в специфическом стиле, чего не делает абстракция.
Дело в том, что у кубизма и абстракционизма разные задачи и средства их решения. Кубисты считают, что живопись – это диктат формы, она лежит в основе процесса и прекрасна сама по себе. Лицо – это овал, нос – треугольник, глаз – круг. Кубисты играют с формой, структурируя, таким образом, пространство полотна.
Чем отличается абстракционизм от сходных направлений живописи?
Впрочем, без подписи сложно понять, что же именно изображено на картине кубиста – пасущиеся на лугу коровы или цветы. Абстракция в этом плане тоже весьма загадочна. Но подпись под живописным полотном ситуацию с кубизмом все же проясняет, и можно найти формальные подобия изображенных объектов.
Любое другое направление живописи для изображения грусти или радости будет использовать ассоциирующиеся с этими эмоциями предметы и события. Грусть – осенний сад, радость – смеющиеся люди. Не так уж важно, в каком именно стиле это все будет изображено. И только абстракционисты будут рисовать просто грусть и радость, безо всяких экивоков.
Основоположники жанра
Странным парадоксом выглядит тот факт, что современное абстрактное искусство считает самым напряженным и выразительным как раз белый цвет. Он – вершина спектра, все краски в одной.
Критика жанра
Критики этого направления утверждают, что ассоциации – дело сугубо индивидуальное. То, что одному кажется жизнерадостным сочетанием красок, другой воспримет как агрессивное. Следовательно, самая красивая абстракция значит столько же, сколько подпись под ней. Код дешифровки этого искусства слишком индивидуален.
Понятие технического качества картины нивелируется. Можно судить о качестве рисовки, глядя на картины Рафаэля или Дега, Пирасмани или Пикассо. Хвалить или ругать, но хотя бы судить. В абстракционизме этот критерий оказывается недейственным.
Понять художника-абстракциониста и объективно оценить его невозможно. Красивая абстракция ничем не отличается от уродливой, потому что критериев оценки таких работ не может существовать. Что зритель считает красивым, то и красиво. Собственно, этот тезис распространяется на все современное искусство. Что зритель считает искусством – то оно и есть.
Почему абстракционизм так популярен
Противоположная точка зрения на абстракционизм удивительным образом совпадает в отношении аргументации с высказанной выше. Все то, что критики полагают недостатком жанра, настолько серьезным, что встает вопрос о том, является ли «это» искусством в принципе, поклонники как раз считают доводами в пользу гениальности направления живописи. И тоже вполне аргументировано.
Искусство – это не техника и не быт. Звучит банально, но факт. Задача искусства – не воспитание или обучение зрителя. Этим занимается педагогика. Задачей искусства не является «причинение пользы». Все, что должно делать искусство – это дарить человеку минуты общения с красотой и вечностью. А уж каким образом – неважно. Еда должна быть питательной и вкусной. Техника – эффективной и надежной. Но даже в отношении этих, предельно бытовых вещей, нет единства мнений. Кому-то вкусно, а кому-то нет. Одни пользуются смартфонами, другие не признают ничего, кроме кнопочных телефонов. Так разве можно требовать объективности от оценки искусства?
Да, это направление живописи предлагает зрителю лишенные объектности рисунки. Абстракция стоит выше рамок формы, она напрямую говорит с сознанием потребителя произведения искусства. Тот, кто может оценить классическую живопись, опирается на собственный культурный и интеллектуальный багаж. То есть критерии оценки по определению – в голове зрителя. Так какая тогда разница? Зачем тратить время на условности, если можно разговаривать напрямую? Именно эта мгновенность отклика, его высокая личностная ориентация и являются основными аргументами в пользу жанра. Это не недостаток, а достоинство.
Что такое абстракция и как её понять
Термин может применяться к искусству, в основе которого лежит объект, фигура или ландшафт, где формы были упрощены или представлены схематично. Он также применяется к искусству, использующему такие формы, как геометрические фигуры или жестовые знаки, которые вообще не имеют источника во внешней визуальной реальности.
Некоторые художники этой «чистой» абстракции предпочитают такие термины, как «конкретное искусство» или «необъективное искусство», но на практике слово «абстракция» используется повсеместно, и различие между ними не всегда очевидно.
Абстрактное искусство часто рассматривается как несущее моральное измерение в том смысле, что оно выступает за такие добродетели, как порядок, чистота, простота и духовность. С начала 1900-х годов абстрактное искусство сформировало центральный поток современного искусства.
Василий Кадинский
Казаки
1910-1911
В начале 20-го века экспрессионистские работы включали в себя интенсивный цвет и не натуралистическую кисть, часто основанную на внутренних чувствах художника.
Кандинский видел в своих абстрактных картинах альтернативный путь к духовной реальности.
Хуан Гри
Бутылка рома и газеты
Кубизм всегда начинался с предмета из реальности (часто это объекты и фигуры), а затем его элементы разбивались на отдельные области или плоскости, показывая разные точки зрения в одно и то же время.
Кубизм непосредственно влиял на другие формы абстракции.
Соня Делоне
Электрические призмы
1913
Орфизм. Название происходит от музыканта Орфея из древнегреческих мифов, так как считалось, что живопись должна быть как музыка. Главные художники Роберт Делоне и Соня Делоне также использовали термин симултанизм для описания своих работ этого периода.
Казимир Малевич
Динамический супрематизм
1915 или 1916
Супрематизм. Малевич создал новую форму абстракции, чтобы освободить искусство от реального мира. Помимо «супрематического квадрата», Малевич разработал целый ряд форм, часто производимых в насыщенных цветах, плавающих на обычно белом фоне.
Моррис Луи
Альфа-Фи
1961
Невозможно догадаться, но на этой картине изображено поместье Морриса Луи. Пост-живописная абстракция. Эта форма абстракции больше, чем когда-либо, фокусировалась на основных элементах живописи: форме, цвете, фактуре, масштабе, композиции и была безжалостной, отвергая мистику и любые ссылки на внешний мир.
Виктор Вазарели
Баня
1964
Идея, выведенная древнегреческим философом Платоном, о том, что высшая форма красоты заключается не в формах реального мира, а в геометрии, также используется в обсуждении абстрактного искусства, как и идея абстрактного искусства, поскольку она не представляют материальный мир, можно увидеть, чтобы представлять духовный.
Абстракция, абстракционизм и абстрактное искусство, как современный жанр живописи
Зачастую, когда мы смотрим на абстрактный рисунок в известной галерее, нас невольно посещает мысль о том, что мы легко смогли нарисовать точно такую же картину.
Многим непросвещенным зрителям абстрактная живопись кажется элементарной, не требующей особых навыков, знаний или таланта. Но на самом дере, заниматься ею еще сложнее, чем традиционной живописью.
Действительно, абстракционизм не признает норм и правил. И даже в кругу некоторых художников бытует мнение, что нет ничего проще, чем разбрызгивать краски и наносить мазки в хаотичном порядке. Но такое мнение ошибочно, а сама абстрактная картина может нести в себе такую информационную нагрузку, как и картина с изображением реальных предметов или фигур.
Задумываясь над особенностями абстракции, мы постепенно начинаем осознавать, что самое важное состоит не в нарисованных предметах, а в тех чувствах, которые возникают у зрителя при рассмотрении картины.
Этот закон воплощен в своем максимальном проявлении именно в абстрактном искусстве. И здесь возникает резонный вопрос: «Почему абстрактная живопись ценится так же, как и классическая»?
Терминология
В поднятом вопросе будут фигурировать такие термины, как «абстракция» и «абстракционизм». Кто-то в полной мере понимает их суть и может найти отличия, но для большинства читателей эти понятия отождествляются.
Причем абстрактные картины мы себе представить можем (опять-таки, благодаря абстрактному мышлению), на дать более или менее осмысленное определение указанным понятиям у нас вряд ли получится.
Абстракцией в общем виде называют процесс отвлечения от конкретных характеристик объекта реального мира. Любой объект можно заменить его образом или моделью. Абстракция может выступать, как метод научного познания и формирования понятий.
Абстрактное искусство – это направление, в котором визуальная реальность уходит на второстепенный план. В качестве инструмента передачи идеи выступает цвет, форма, знак или жест. Под словом «абстракция» зачастую подразумевается отделение чего-либо одного от другого.
Позднее в искусстве стали использовать геометрические формы и жесты, никак не связанные с реальными прототипами. Такие картины и называют абстракцией.
Абстракция в нашей жизни
Живопись не обладает абсолютным патентом на абстракцию. Она встречается повсюду в нашей повседневной жизни. Абстрактное мышление защищает нас от переизбытка полученной информации. К примеру, мы не задумываемся о том, что буква, написанная обыкновенной шариковой ручкой, — есть результат взаимодействия миллиардов молекул чернил с бумагой. Мы рассматриваем проблему как бы «сверху», не отвлекаясь на ненужные подробности. Без такого мышления мы смогли бы воспринимать мир на уроне примитивного разума.
К примеру, в Бразилии проживают индейцы Пираха. Практически все представители племени отличаются скудным абстрактным мышлением. В их алфавите всего несколько гласных и несколько согласных букв. Они не знают истории и живут одним днем. В качестве меры используется только два числа: несколько и много, а цвета делятся на темные и светлые. Справедливости ради следует заметить, что от своей примитивности индейцы не страдают и живут вполне счастливой жизнью, однако для нас их уровень развития неприемлем.
Факты и мифы
Порассуждать над абстракцией в живописи старается даже тот, кто видит картину впервые. Как часто вы ловили себя на мысли о том, что смогли написать бы что-то подобное?
Бытует мнение, что для рисования реалистичных картин нужно обладать определенными талантами, навыками, знаниями. Абстракция по силам абсолютно каждому. Естественно, это миф, который сразу следует развеять. Порой нарисовать предмет с натуры бывает легче, чем логически завершенную абстрактную композицию. Теоретически подкованные художники прекрасно понимают, что осмысленное рисование требует от мастера временных затрат.
Необходимо уметь манипулировать штриховкой, передавать глубину объема, анализировать перспективные сокращения.
Помимо этого, можно испортить картину, если, к примеру, выбран неправильный масштаб предметов, и они оказываются чересчур большими или маленькими, по отношению к полотну.
Именно ошибочная компоновка сможет отвлечь внимание даже в том случае, если мазки положены сочно, грамотно и профессионально. Достаточно сложно даже понять и представить, что абстрактное искусство опирается на расположение частей в композиции и пренебрегает формами и силуэтами.
Абстракция создается по законам классической живописи. Здесь действуют основные принципы передачи цвета, тона и перспективы. Сохраняются законы статики и динамики, цельности и неделимости, равновесия и акцента. Отход от деталей объекта еще сильнее привлекает внимание на логическую структуру картины.
В классическом пейзаже даже подобранный и согласованный по цвету набор пятен может быть не таким выразительным, как абстракция из геометрических фигур.
Переходя от одной фигуры к другой, зритель заостряет взгляд то на одной части картины, то на другой. При рассмотрении пейзажа такого нет. Окинув взглядом объект, зритель не всегда хочет возвращаться к деталям.
При создании композиции приходится пользоваться абстракцией. В реалистической живописи художники прибегают к эскизам, как к обязательному этапу на пути создания уравновешенной композиции. В таком эскизе задуманное абстрагируется до тривиальной цвето-тональной схемы.
Эти традиции передаются художниками из поколения в поколение. Со временем меняются жанры, но принципы остаются неизменными. Так, уже на этапе создания эскиза можно точно определить, какие тона будут вызывать акцент внимания, какие именно детали станут основными, что в картине будет главным.
Абстракция должна скрывать в себе образ. Современный человек живет в мире высоких скоростей. Даже мыслить мы уже привыкли быстро, не обращая внимания на детали, словно наше время ограничено. Именно поэтому зритель может не понять абстрактную картину, не увидеть в ней знакомых образов. Естественно, художник знает об этом, поэтому хорошая абстракция не обходится без «ключа».
Им может выступать едва уловимый знак или символ, который способен побудить зрителя к ассоциативному мышлению. Конечно, подсказку можно спрятать и в названии картины, но и сама картина должна содержать конкретику: узнаваемую деталь, силуэт, фактуру.
Виды абстракции
Абстрактное искусство можно условно разделить на шесть типов. В них доля абстракции различна, однако все они связаны с отделением от реальности.
История абстрактного искусства
Точно указать на истоки абстрактного искусства не представляется возможным, но по тем суждениям, которыми оперируют историки, становится понятно, что абстракция зародилась около 70000 лет назад. В пещере Бломбос (Южная Африка) были найдены куски камня, на которых выгравированы абстрактные геометрические узоры.
Следующие по хронологии находки датируются эпохой возведения пирамиды Эль-Кастильо. Обнаруженные в ней наскальные рисунки представляли собой точки и трафареты. Абстрактные узоры украшали и пещеры Альтамира. Пещерное искусство палеолита буквально полностью основывалось на абстрактных символах.
Живопись и скульптура Средних веков была построена на традиционных принципах природного и классического реализма. Это направление искусства изучалось практически во всех европейских академиях вплоть до 19 века.
Первой обязанностью здесь значится именно узнаваемость объекта, то есть, создание узнаваемой сцены. Каким бы ни была внешняя среда, искусство должно было полностью передавать реальность. Тенденция к изменениям стала просматриваться только к концу 19 века. Импрессионизм перечеркнул представления о единстве строгого академического стиля натуралистической живописи.
Первым абстрактным движением стал импрессионизм периода 1870-1880 годов. Несмотря на то, что в нем еще просматривался натуралистический подход, его можно было смело отнести к абстрактному искусству. Несколько позднее возникло новое движение – арт-нуво (модерн). Его становление и развитие приходятся на 1890-1914 годы.
В развитии абстрактного искусства можно выделить первостепенную задачу – переместить зрителя при помощи цвета и формы.
Импрессионизм как раз и отличался цветовыми акцентами, но особую роль играет экспрессионизм. Один из его основателей, Василий Кандинский считал, что любая абстрактная картина достигает части мозга зрителя без интеллектуального анализа. Эта часть мозга связана с искусством и музыкой. Но при этом Кандинский не являлся сторонником того, что абстракция не должна являться основой серьезного искусства.
Можно назвать ряд немецких экспрессионистов, которые не были приверженцами абстракции, но их методика работы с палитрой предопределило на новые открытия настоящих абстракционистов.
Импрессионизм имел апогей своего развития, но в начале 20 века сменился кубизмом, отвергающим декоративную привлекательность. В развитии кубизма огромную роль сыграли такие художники, как Жорж Брак и Пабло Пикассо.
Они реализовывали новый стиль поэтапно:
Основная идея приверженцев кубизма заключалась в том, что необходимо отходить от привлекательности импрессионизма и ориентироваться на интеллектуальность искусства. Так постепенно появились инновационные способы отображения реальности. Вместо традиционной линейной перспективы все чаще стала использоваться двумерная плоскость. При этом прорисовывался предмет с разных ракурсов.
Складывается такое ощущение, что фотограф делает несколько фотографий одного объекта под разными углами, а затем их нарезку выкладывает на одной плоскости. Но кубизм нельзя было назвать абстракцией по-настоящему. Отрицание старых методик всего лишь приоткрыло дверцу в мир настоящей абстракции.
Следует обратить внимание на несколько второстепенных довоенных движений, которые возникли на почве кубистской идиомы. Речь идет о вортицизме, основанном Перси Уиндхемом Льюисом, и футуризме, основоположником которого принято считать Маринетти. После таких разветвлений становится понятно, что если традиционная живопись основана на формах реального сира, то абстракция приемлет искусственные формы.
В России абстрактное искусство более известно как Суперматизм. Лидер этого движения, Казимир Малевич, делал акцент на ощущения. Суперматизм зародился в 1915 году. На творчество Малевича оказывали влияние работы Кандинского, в результате чего появились шедевры, опережающие время.
Впоследствии, в 1927 году, была опубликована теория суперматизма в книге «Необъективный мир». Одним из звеньев суперматического движения является конструктивизм. Эта школа была основана Александром Родченко. В основном работы в стиле конструктивизма были посвящены космосу, науке и социальным реформам.
Примерно в 20-х годах XX века появляется движение геометрической абстракции, которое было названо в честь голландского журнала «De Stijl». Основателем Де стейл считается Тео Ван Дусбург.
В указанном движении ключевую роль играл неопластицизм. Этот стиль основывался на изображении простых прямоугольных сеток, прорисованных основными цветами, зачастую только черными и белыми. Пит Мондриан – один из представителей неопластицизма. Следующим этапом в развитии абстрактного искусства стал сюрреализм. Он ознаменовался появлением фэнтезийных образов. Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» наполнена необычными образами.
К 1945 году центр абстрактного искусства переместился в США. Одной из всемирно известных школ в то время была нью-йоркская школа абстрактного экспрессионизма. Живопись абстрактного экспрессионизма достаточно своеобразно и «расплывчата».
Художников нельзя отнести ни к приверженцам абстракции, ни к экспрессионистам. Как правило, работы в данном стиле ошеломляют зрителя не столько содержанием, сколько форматами и размерами. Сама же картина воспринимается интуитивно, поэтому и могла побудить активность самых жестких критиков.
С середины 60-х годов резко увеличилось число местных школ, разбивавших искусство на более мелкие течения. Все больше стало проявляться недоверие к тем стилям, которые зародились в начале века.
Исключением стал лишь минимализм и следовавший за ним неоэкспрессионизм. В указанных течениях работали такие художники-абстракционисты, как Ансельм Кифер, Виннер Ховард Ходжкин, Георг Базелиц.
Как нарисовать абстракцию?
Строго говоря, ответа на данный вопрос не существует, так как полету фантазии художника нет границ. К тому же, абстрактное искусство – это занятие не для дилетантов.
Но, утрируя все правила, можно постараться описать один из множества алгоритмов. Понадобятся акриловые краски. Им желательно отдать предпочтение, так как именно они практически не меняют цвет после высыхания, к тому же они быстро сохнут. Разбавляют краску в требуемых пропорциях в небольших пластиковых баночках.
В плане формата лучше всего придерживаться такого правила: чем больше формат, тем эмоциональнее получится абстракция. Так как абстракция не предполагает прорисовывание мелких деталей, то подойдет большая кисть.
Большие площади удобно окрашивать при помощи валика. Для разграничения цветовых зон используется скотч. Но это должен быть скотч малярный, который хорошо снимается с бумаги. Следует позаботиться и об оборудовании рабочего места. Возможны протечки краски, поэтому на пол желательно постелить тряпки или газеты. Это всего лишь примерный перечень инструментов. Полный же список зависит от фантазии художника.
Для того, чтобы перейти к непосредственному рисованию, необходимо обладать элементарными знаниями по цветоведению.
Художник должен наперед угадывать, какой результат получится при смешивании тех или иных цветов, а также как эти цвета будут сочетаться рядом друг с другом. И вот здесь начинается самое интересное. По определению, абстракция не приемлет рисование чего-то определенного. Но и превращать процесс создания картины в хаотичное движение кистью тоже не стоит.
Для начала попробуйте поэкспериментировать с двумя цветами. Отлично сочетаются между собой желтый и красный цвет. Один цвет используется в качестве фона, а другим цветом создается изображение.
При достаточно высокой густоте краски можно создать рельеф. Удобно пользоваться стеками или зубными палочками. Рельеф накладывается на подготовленный заранее фон. По густой краске стеками прорисовываются разные линии, при этом образуется изображение.
Еще один тип рельефа можно получить, если к слою краски прислонить кусок смятой газеты. Не стоит увлекаться использованием подручных средств. Все-таки, мазки кистью в картине должны превалировать.
Многие работы содержат в себе резкое разграничение цветовых зон. Но, прежде чем лепить скотч на полотно, следует хотя бы поверхностно прочитать о золотом сечении. Работают по скотчу валиком, так как здесь можно смело наносить большие порции краски.
На большом полотне целесообразно сделать несколько цветовых зон, то есть, придется применять скотч несколько раз. Человек склонен выбирать светлые тона, поэтому у неопытных художников доминирует свет, что не всегда уместно. В такую картину нужно сделать вкрапления черной краски или попробовать затемнить один из тонов.
Понять абстракцию дано не каждому. Некоторые зрители работы великих художников оценивают, как обыкновенную «мазню». У абстрактного искусства есть определенная теория, но нет строгих законов.
Шедевр может получиться как у опытного, так и у начинающего художника.