Абсурд что это значит простыми
Что такое абсурд и чем он полезен — топ 5 техник со смыслом
Абсурд — это нелепые вещи или явления, которые исключают друг друга, являются противоречивыми. Абсурдные суждения противоречат общепринятому здравому смыслу и логике, например, «у отца нет детей». И вроде бы бессмыслица, но абсурд, мы можем использовать для собственной пользы. Интересно как?
Что такое абсурд
Выражение пришло из латинского языка. Наряду с ним говорят о бессмыслице, нелепости. Эти понятия вообще лишены логического содержания и не подлежат толкованию.
Если давать определение понятию абсурд, то оно значит одновременное отрицание и утверждение чего-либо, обычно в противоречивых ситуациях. Иногда указывает на то, что человек ошибается.
То есть, в утверждении прослеживается определенная логика и значение, оно встречается в жизни. Оно может быть связанным по смыслу и грамматически, просто быть неправильным.
Нелепость и бессмыслица не имеют под собой логического обоснования, их никак нельзя трактовать. Явлений не бывает в существующей действительности.
Глубокое философское значение слова «абсурд» в видео.
Слово в разговорном языке
Изначально слово абсурд означало информацию, исходящую от глухого человека. Ее сложно объяснить самому себе и окружающим людям.
Сегодня слово абсурд часто используется в разговорной речи. Оно немного изменило свое значение. Если изначально словом называли определенный речевой прием (противоречие), то в разговорной речи им называют глупости, неуместные высказывания.
Приемом доведения до абсурда по-прежнему продолжают пользоваться люди, чья жизнь непосредственно связана с общением (телеведущие, политические деятели, журналисты).
Примеры ситуаций из повседневной жизни и искусства
Пример абсурда: «На плоской горе лежит треугольный квадрат». Это можно назвать абсурдной фразой.
Пример бессмыслицы: «Сегодня идет дождь потому, что зеленый». Это нелепость или полная бессмыслица, так как в предложении не прослеживается логической связи.
Пример абсурдности в повседневной жизни:
А случалось ли вам попадать в абсурдные ситуации? Расскажите о таких случаях подробнее. Может, такие события провоцировали ваши друзья?
Простой бытовой пример абсурда в видео.
Изобразительное искусство
Приемы абсурда используются в изобразительном искусстве. Художники-абсурдисты уверены в своем исключительном таланте. Им остается только убедить в этом окружающих.
Для пущей уверенности они часто собирались в творческие объединения. В изобразительном искусстве обычно следовали по двум направлениям – сделать абсурдным содержание или форму. К каким маневрам прибегали?
Яркие представители абсуризма – Шагал, Дали, Сикейрос, Пикассо.
Литература
Примеры абсурдизма можно найти в литературе. Прием нужен для того, чтобы оживить произведение, придать ему остроту сюжета, социальный конфликт. Литераторов много, а по-настоящему популярными становятся не все, поэтому и приходилось учиться играть различными приемами.
Пользовались этим приемом некоторые отечественные авторы, например, Хармс, Чехов, Введенский, Олейников. Более широкое распространение прием нашел в произведениях зарубежной литературы.
Яркие представители – Кафка, Беккет, Ионеско, Камю.
Театр
В театральном искусстве прием абсурда получил широкое распространение. Видными драматургами был создан «театр абсурда». Он смог перевернуть прежние представления о театре, так как до этого там царил только реализм.
Абсурдный театр часто приравнивали к бульварному, уличному искусству. Кредо приверженцев – не бояться идти против публики и общественного мнения. Сам по себе замысел абсурден, потому как драматург должен работать, в первую очередь, для зрителя.
Музыка
Абсурдизм затронул и музыкальное искусство, больше всего это заметно в джазе. Суть явления заключается в том, что музыканты могли за один концерт несколько раз менять тембры, ритмику классического звучания, переворачивать всю философию музыки в стиле джаз. А завершить выступление опять джазом в каноническом его исполнении.
Это помогало музыкантам существовать в условиях постоянной сценической конкуренции.
Архитектура
Много ярких примеров и приемов существует и в архитектуре. Это дома, в которых якобы кренятся стены или падает потолок, знаменитые парящие скульптуры или комнаты, где все расположено вверх ногами.
А какие примеры использования приема в искусстве можете вспомнить вы?
Значение слова «абсурд»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
нечто алогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.
В математике и логике, обозначает, что какой-то элемент не имеет никакого смысла в рамках данной теории, системы или поля, принципиально несовместимый с ними. Хотя элемент, который является абсурдом в данной системе, может иметь смысл в другой, например, квадратный корень из отрицательного числа не имеет смысла в поле действительных чисел, но имеет смысл в поле комплексных чисел.
В повседневном обиходе — бессмыслица, галиматья, бред, чушь.
Абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого всё-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их».
Абсурд отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Например, высказывание «Если идет дождь, то трамвай» бессмысленно, а высказывание «Яблоко было разрезано на три неравные половины» не бессмысленно, а абсурдно. Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременно утверждения и отрицания.
Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона. В логике рассматриваются доказательства путём reductio ad absurdum («приведения к абсурду»): если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.
Абсурд надо отличать от семантически сумбурных предложений, например следующих: «Автомобиль является рассказывает», «Окно открылось высоко».
В обычном языке однозначности в понимании слова «абсурд» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, и всё нелепо преувеличенное.
В Словаре Ожегова: «нелепость, бессмыслица». В «Словаре иностранных слов»: «бессмыслица, нелепость».
В философии и художественной литературе эпитет «абсурдный» иногда используется для характеристики отношения человека к миру. Альбер Камю определяет абсурд как «невозможное». Абсурд истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью. В философии экзистенциализма понятие абсурд означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения.
В художественных произведениях метод reductio ad absurdum применяется автором, чтобы поставить читателя в тупик.
Мышление персонажа, склонного к буквальному прочтению метафор (отождествлению означаемого и означающего), Вольф Шмид называет абсурдным («Проза как поэзия»). Среди абсурдно мыслящих персонажей он называет Адрияна Прохорова, главного героя повести Пушкина А.С. «Гробовщик».
В случае «приведения к абсурду» персонаж с его «правильными» и безупречными построениями вводится автором в максимально приближенную к исторической художественную реальность. Возникает логический тупик, несоответствие, какая-то загвоздка, разрешить которую, не отказавшись от идеи, нельзя. Таков, по мнению О. Л. Чернорицкой, метод Ф. М. Достоевского и некоторых других писателей.
Пьесы «Лысая певица» Э. Ионеско (1950) и «В ожидании Годо» С. Беккета (1953) ознаменовали рождение театра абсурда в качестве жанра или центральной темы. В драме абсурда обычно нет интриги и четко определенных персонажей, в ней царит случайность, а канва (фабула) строится исключительно вокруг проблемы коммуникации. Здесь можно выделить несколько типов абсурда: нигилистический абсурд, не содержащий даже минимальных сведений о мировоззрении и философских импликациях текста и игры; абсурд как структурный принцип отражения всеобщего хаоса, распада языка и отсутствия связного образа человечества; сатирический абсурд, используемый в отдельных формулировках и интриге и достаточно реалистично описывающий мир.
АБСУ’РД, а, м. [латин. absurdum]. Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.
Абсурд
Абсурд – это понятие, используемое для обозначения странных и нелепых событий или вещей, противоречащих общепринятой логике или законам здравого смысла. Происхождение слова абсурд обязано латинскому языку, где оно дословно означало информацию, исходящую от глухого, т.е. настолько нелепую, что попытки её хоть как объяснить самому себе либо окружающим являются столь же бесполезными, сколь и понять (представить) изложенное.
Более глубоко абсурд означает не только очевидную бессмысленность какого-либо положения или концепции, но и результат логического разбора выбранного механизма, когда люди приходят к наличию внутренних противоречий в самой концепции. Многие философские школы использовали приём доведения ситуации до состояния абсурда в спорах для того, чтобы показать слабые места выдвигаемой собеседником теории, а также содержащиеся в ней противоречащие друг другу части.
Помимо того, что абсурд является понятием, отражающим концепции и действия, его можно использовать в качестве техники преобразования реальности или ситуационного воздействия на людей. Менее действенным является показывать человеку абсурдность его рассуждений – это занимает много времени и энергетических ресурсов. А вот намеренное доведение ситуации с легкой степенью нестыковки до полнейшей абсурдности может спровоцировать не только изменение конкретной ситуации, но также понять общее мировоззрение человека, а иногда и его смысловую сферу. В психотерапевтических кругах, когда клиент начинает терять цель собственной жизни, часто используют категорию абсурда, чтобы отделить значимое от того, что просто подбирает жизненное пространство.
Что такое абсурд
Значение слова абсурд подразумевает одновременное отрицание и утверждение, оно всегда нарушает логику существования в данном мире, но при этом не является синонимом бессмыслицы или примером разорванности мыслительных процессов. Таким образом, абсурдность утверждений имеет логику, которую можно соотносить с окружающей действительностью, это не простой набор несвязных слов, превращающийся в нелепицу, абсурд – это всегда утверждение логичное и связное, но не истинное.
Примером бессмыслицы может служить утверждение о том, что «солнце встаёт, потому что груша», а пример абсурда всегда содержит логическое противоречие «солнце, как обычно встало на западе». Оба высказывания вызывают протест у логической части сознания, и пока первая ввергает в ощущение ступора и невозможности разобраться, то в ситуации с абсурдным утверждением возможны выяснения ошибки (ведь солнце встает на востоке) или преднамеренного искажения фактов для того, чтобы передать метафорически бессмысленность какой-то ситуации.
Чаще всего данный термин употребляется относительно различных жизненных и гуманитарных категорий, но есть не только философия абсурда, но также и математическая сторона. В математике об абсурде можно говорить, когда используется элемент, не имеющий отношения ни к системе вычислений, ни к полю выбранного числового ряда, но при этом относящийся к математике в целом. Например, находясь в системе действительных чисел, не используются корни из отрицательных чисел, а в рамках целых чисел не используются дробные доли.
Абсурдность, как психологическая категория активно начала использоваться в экзистенциальном течении, и основные утверждения сводились к ощущению бессмысленности человеческого существования и безнадёжности попыток что-либо изменить. Тесно данная категория контактирует с поиском смысла жизни и переживания конечности собственного существования.
Именно абсурдность восприятия жизни создаёт у человека ощущение пустоты жизни и невозможность заполнить её какими-либо значимыми и вескими категориями, что в итоге приводит к потере веры и смысла. Можно сказать, что вся психология экзистенциализма направлена на поиск смысла своего существования вопреки абсурдности окружающего мира и возможности найти в нём место для наполненного и осознанного существования.
В абсурде смысл всегда предстаёт перед человеком своей изнанкой, поэтому существует столько трудностей в самих попытках дать логическое определение тому понятию, где логика нарушена. Это парадоксальный феномен, объяснить который можно только попытками, но никогда нельзя седлать это полностью и досконально точно, но при этом всем именно абсурдные утверждения или мысли, события или гипотезы помогают выйти за пределы привычного мировосприятия. Столкновение парадигм расширяют возможности творчества и границы смысловых сфер человеческого бытия, поэтому на определенном этапе и при соответствующих изменениях в деятельностной сфере возможна трансформация абсурдности происходящего или утверждаемого в логически обоснованное.
Внутренний разрыв тезисов, отрицание смысла, инверсия взаимодополняющих понятий – те моменты, благодаря которым могут появляться абсурдные утверждения. С другой стороны термин абсурд может употребляться некорректно общемировому устройству из-за ограниченности самого человека. Например, когда широта знаний или эрудированность одного индивидуума заставляет его считать абсурдным утверждения и идеи того, кто знает больше. Такое было при утверждении, что планета имеет форму шара, и такое же будет происходить, когда учёные из самых передовых лабораторий попробуют объяснить свои достижения человеку без среднего образования, проживающего в глубинке.
Довольно часто абсурд лежит в основе анекдотичных случаев или юмористических ситуаций, а утрирование позволяет довести ситуацию до полного абсурда, окончательно оголив нелогичность или противоречивость действий человека. Весёлые ситуации заставляют нас реагировать положительным образом, поскольку мы находимся вне их непосредственного воздействия и можем выбрать на какой стороне оставаться, понимаем нелогичность и противоречивость действий.
Смех заканчивается тогда, когда сам человек становится участником такого процесса и неконтролируемые проявления аффективной части заставляют действовать вопреки логике. Это мощный инструмент для осознания жизни и её основных или главных моментов. При постоянных жалобах, доведение ситуации до абсурдной может помочь прекратить жалобы, стоит всего лишь усилить самобичевания, сознавшись, что во всех бедах виноваты только вы и в первой мировой войне тоже. Это помогает регулировать ситуацию, когда по своему социальному положению или рангу вы не можете напрямую противостоять человеку, а он в силу самодурства, требует от вас нелогичных вещей – доводите ситуацию до максимального абсурда.
Когда жена начинает слушаться мужа во всём, то оказывается, что перестаёт хватать денег или были приняты неверные решения, но ответственность за всё теперь лежит только на мужчине. Когда сотрудник на замечания о его невоспитанности начинает через слово говорить благодарственные речи на полчаса, чем тормозит рабочий процесс, то уже скоро сами преследователи морали будут просить выражаться проще и по делу.
Примеры из жизни
Представляя собой сложную философскую, математическую, психологическую и жизненную категорию, понятие абсурда не всегда доступно пониманию после прочтения определения. Для глубокого понимания и правильного употребления слова бывает полезно узнать примеры его применения, причём это может касаться как высказываний, так и конкретных действенных ситуаций.
Существуют классические примеры абсурдных утверждений, используемые на протяжении многих столетий для объяснения сути противоречия. Так, когда человек говорит о бесцветной зелени или квадратном круге его высказывания являются абсурдными, но не бессмысленными. Данные категории относятся к тем, которые тяжело представить не в силу глупости или бессвязности понятий, а потому что они, исключая друг друга, продолжают употребляться вместе.
В ситуационном поле абсурдные поступки иногда схожи с безрезультатными, однако более эмоционально насыщенны и вызывающее огромное недоумение. Сюда можно отнести попытки тушить пожар вином или выходить с военным ножом против колонны бронированной техники – в этих ситуаций есть причина этих действий и даже некая логика, но при этом они абсурдны по своей сути.
Абсурдно ждать кипятка льющегося из крана с обозначением горячей воды, даже если вам это очень нужно – ни сегодня, ни завтра этого не произойдет, если не переподключить подачу. Все ситуации с абсурдностью действий построены на несоответствии ожиданий природному течению жизни, что может происходить в силу различных обстоятельств – иногда люди не могут оценить уровень опасности из-за аффективного состояния и выходят в одиночку на десяток профессиональных убийц, а иногда они обладают магическим мышлением и считают, что если пройти весь путь до дома, не наступив на трещину, то там появится электричество.
Более тонкая иллюстрация абсурдности – это практически все случаи обиды и выяснения отношений, основанные на невысказанных ожиданиях и договоренностях. Когда молодой человек сам решил, что девушка этот вечер проведёт с ним, а потом, придя домой не застанет её, то скандал или обида в её адрес будут довольно абсурдными, ведь предварительной договорённости не было. В любом взаимодействии между людьми может присутствовать абсурд, когда от другого требуют тех действий или слов, которые не могут дать сами. Например, чтобы партнёр во всех ссорах винил только себя – это невозможно, ведь каждый пытается доказать свою точку зрения и в любом конфликте виноваты оба.
В смысловом пространстве каждой личности есть глубокое место экзистенциального вакуума, где царит бессмысленность и понимание абсурдности существования. Примерами такого переживания могут быть мысли о том, что человеческая жизнь конечна и полна проблем, поэтому любые попытки её улучшить или как-то реабилитировать, абсурдны по своей природе. Такие кризисы редки и регулируются самосохранением, но при этом бывают моменты, когда человек ощущает абсурдность идти на работу ради денег, чтобы прокормить себя, ведь все равно придётся умирать. Но, как и с другими ситуациями, экзистенциальный уровень абсурдности, доходя до своего предела (а есть специальные техники усугубления бессмысленности) превращается в противоположное понятие – собственный смысл жизни вопреки общей его абсурдности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
АБСУРД — что это. Абсурд в религии, психологии и философии
Абсурд. Лишь при поверхностном рассмотрении можно назвать наш мир гармоничным и упорядоченным. На самом деле в нем в больших количествах встречается абсурд и хаос. Философы разных времен размышляли об этом и приходили к интересным и необычным выводам.
Что значит абсурд?
Слово абсурд происходит от лат. absurdus, «нестройный, нелепый». Его употребляют в ситуации, когда хотят показать противоречивость утверждения или происходящего. Давая трактовки того, что значит абсурдный и абсурд, некоторые философы склоняются в сторону такого значения, как бессмыслица. Такой подход неверен, ведь под бессмыслицей правильнее понимать утверждения, которые не несут в себе семантической нагрузки: «Окна, стояли дни». Абсурд — это утверждения, которые несут в себе мысль, но она является неверной, противоречивой: «У отца никогда не было детей».
Метод абсурда эффективно применяется в культуре, где он может приобретать дополнительные значения. С помощью абсурда писатель может заставить читателя мыслить иначе, а музыкант привести к новому пониманию музыки. В обиходе слово абсурд может иметь значение нелепости, бессмыслицы, крайности, предела, уникальности, запредельности мышления, лжи, обмана.
Философия абсурда
Философия абсурда появилась в середине 19 века. Ее основоположником можно считать датского философа Сёрена Кьеркегора. Абсурд в философии – это утверждение бессмысленности человеческого бытия. Мысли об абсурдности жизни были навеяны социальными проблемами, революциями и войнами. Абсурдизм был представлен в работах Камю, Ницше, Достоевского, Бердяева.
Философия абсурда строилась на том, что человек не может найти смысл жизни. Все поиски приводили к таким двум выводам:
Психология абсурда
С точки зрения психологии, полный абсурд – это те предметы, события, мысли, которые являются для нас непривычными, не вписываются в наше стереотипное понимание. Абсурд применяется психологическими школами для таких целей:
Абсурды христианства
Говорить об абсурдах в христианстве можно лишь при условии поверхностного изучения этого вопроса. С первого взгляда можно найти не один абсурд в Библии, а целые комплексы странных и противоречащих друг с другом фактов. Однако Библия никогда не была книгой простой и доступной. К библейским абсурдам относят такие моменты:
Абсурдные религии
Хотя религия касается личностных глубинных переживаний и связана с верой в Бога, даже в эту сферу проник абсурд. Самые абсурдные религии являются странной смесью верований, культов и фантазий:
Самые абсурдные законы в мире
В мире существует немало законов, адекватность которых можно поставить под вопрос. Некоторые из них абсурдны лишь на первый взгляд, но для их написания существовали реальные причины. Другие же устарели, но не были исключены из списка законов. В третью группу попадают законы, логическое объяснение которым найти сложно. Самые абсурдные законы можно найти в таких странах:
Значение слова абсурд
Словарь Ушакова
абс у рд, абсурда, муж. (лат. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – absurdus (нескладный, неблагозвучный).
В русском языке слово абсурд известно с середины XIX в. как заимствование из западноевропейских языков: французского, немецкого или итальянского. А первоисточником является латинское слово absurdus – «неблагозвучный», «нескладный», «несообразный» и родственное ему surdus – «глухой».
Современное значение русского слова абсурд – «бессмыслица», «нелепость».
Энциклопедия моды и одежды
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Культурология. Словарь-справочник
понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus — неблагозвучный, несообразный, нелепый, от surdus — глухой, тайный, неявный; наиболее важными пограничными значениями слова «А.» представляются глухой (как неслышимый), неявный и нелепый: А. в данном случае воспринимается не как отсутствие смысла, а как смысл, к-рый неслышим. Понятие А. тесно связано с рационалистич. логикой. В характерной для неорационализма статье М. Стафецкой «Феноменология А.» А. определяется как «ловушка, в к-рую попадает сознание», как «плата за ослепление доказательной мощью понятия». Для рационалистов А. — бездна, отделяющая правильный, разумный мир сознания от беспорядочной гармонии хаоса, со всех сторон продуваемой ветрами смыслов. А. — неявен, он одновременно имеет и не имеет место, т.е. находится в и вне нашего мира. Поэтому абсурдное для нашего мира в другом мире может восприниматься как имеющее умопостигаемый смысл. «А. — граница формализованного мышления, без к-рой оно не может функционировать» (Г. Померанц). Переходя эту границу, формализованный разум может достигать качественно нового уровня (напр., алгебра Буля, геометрия Лобачевского, физика Эйнштейна и Бора). Абсурдное мышление выступает в качестве импульса к образованию иного мира, одновременно расширяя иррац. основу мысли; а сам А. обретает смысл, к-рый может быть высказан и понят.
В рус. языке есть слово, семантически вбирающее в себя понятия А. и нонсенса — бессмыслица. Нонсенс и бессмыслица во многом имеют сходные значения: нонсенс — не простое отсутствие смысла, а скорее активная невозможность существования смысла; бессмыслица — проистекающая из этого невозможность проявления действий субъектом, этого смысла лишенным. Одна из наиболее значит. теорий бессмыслицы была разработана в кружке «чинарей» (А. Введенский, Я. Друскин, Л. Липавский, В. Олейников, Д. Хармс). Этот кружок, существовавший в 20-30-е гг., — попытка художественно-филос. развития и преодоления традиции рус. Авангарда. Своеобразным манифестом «чинарей» можно считать строки А. Введенского «Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна. » Исходя из тезиса о текучести мысли и языка, у «чинарей» можно различить два вида бессмыслицы. Первый — бессмыслица речи, в к-рой слова вводятся в непривычный для них контекст, что приводит к «столкновению смыслов» в тексте и языке. Через разрушение ассоциативных и логич. связей «чинари» создавали свой язык, в к-ром даже отд. слово могло быть переполненной смыслами герметической метафорой. Второй вид бессмыслицы можно назвать онтологическим. Возможно, это было самое близкое соприкосновение (а не заимствование!) рос. филос. традиции с франц. экзистенциализмом.
В отличие от экзистенциалистов, считавших, что нонсенс просто противоположен смыслу, Делёз пишет: «Нонсенс — то, что не имеет смысла, но также и то, что противоположно отсутствию последнего, что само по себе дарует смысл. » Делёз отмечает, что в Структурализме смысл не является целью (а иногда и ценностью). «Смысла всегда слишком много, это избыток, производимый нонсенсом как недостатком самого себя».
Однако существует и другая традиция истолкования смысла, традиция, в к-рой «смысл должен быть найден, но не может быть создан». Это «смыслоцентрич.» традиция находит свое выражение и в европ. рационалистич. философии 18-19 вв., и в экзистенциализме, и в других течениях гуманитарной мысли Запада. В «гуманистич. психологии» смысл существует и как условие человеч. существования, и как смысл конкр. ситуации. Это проявляется и тогда, когда речь идет о смысле жизни человека, о конкр. ситуации в бытии или о слове в тексте. Но, говоря об интерпретации слова (самого по себе или в контексте), мы сталкиваемся с двумя понятиями — смысл и значение, — разграничение областей действия к-рых составляет одну из важнейших проблем совр. герменевтики и деконструктивизма (см. Герменевтика). Деррида понимает значение текста как навязывание этого значения читателем, «вкладывание» его в текст, якобы этого смысла не имеющий. Он исходит из того, что слово и обозначаемое им понятие никогда не могут быть одним и тем же. Э. Хирш разделяет данные понятия; для него смысл (meaning) — первонач. смысл, получаемый читателем при восприятии текста, а значение (significance) возникает в рез-те соотнесения первонач. смысла с контекстом внутр. мира интерпретатора. Существуют и другие трактовки значения и смысла, но все они выводят нас на глобальную проблему понимания (см. Понимание).
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Абсурден ли мир? Он был бы абсурден, если бы имел смысл, отличный от нашего. Абсурд, считал Камю, рождается из сравнения двух и больше не сравнимых, взаимоотрицающих, антиномичных или противоречащих друг другу понятий, и «чем шире разрыв между членами сравнения, тем выше степень абсурда». И Камю приводит такой пример: «Если я вижу, как солдат с одной саблей или шашкой бросается на пулеметы, я скажу, что его действия абсурдны. Но они абсурдны лишь в силу диспропорции между его намерением и тем, что ждет его в реальности, абсурдны в силу очевидного противоречия между его реальными силами и поставленной им перед собой целью». Не существует абсурда как такового, абсурда в себе, т. е. абсолютного абсурда. «Абсурд по сути своей есть разлад. Ни в одном, ни в другом из сравниваемых элементов ничего абсурдного нет. Он рождается от их столкновения». Так что мир не абсурден. Как объясняет «Миф о Сизифе», абсурд заключается в «конфронтации человеческого зова и безмозглого молчания мира». Мир не имеет смысла, но это делает его абсурдным лишь для нас, ищущих смысл. Поэтому абсурд это «пункт отправления», а вовсе не «пункт прибытия». Для того, кто сумеет принять этот мир с его молчанием и безразличием, в его простой и чистой реальности, он перестанет быть абсурдным. Но не потому, что в нем отыщется какой-то смысл, а потому что отсутствие в нем смысла перестанет ощущаться как нехватка. В этом высшая мудрость повести Камю «Посторонний»: «Лишенный надежды, стоял я среди ночи, полной знаков и звезд, впервые открываясь нежному безразличию мира. Ощущая его таким по-братски похожим на меня, я наконец-то почувствовал, как счастлив был раньше, как счастлив теперь…» Трудно лучше объяснить, что такое абсурд. Не отсутствие смысла, но крушение смысла, его нехватка. Тогда мудрость – это полное приятие, и не смысла, а своего присутствия в мире.
Вот это-то и есть самое трудное: не биться над пониманием жизни как над решением трудной загадки, а принимать ее такой, какая она есть, – хрупкой и недолговечной, и принимать по возможности с радостью. Мудрость трагична, если это мудрость не смысла, а истины, не толкования, а любви и мужества.
Суть всего этого выразил Артюр Адамов (**): «Жизнь не абсурдна. Просто она трудная штука. Очень трудная».
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG absurd)