Абвгдейка что такое звук

АБВГДейка

«АБВГДе́йка» — советская и российская детская образовательная телевизионная программа для дошкольников и младших школьников. Выходит с 1975 года. Формат передачи — уроки в форме игрового спектакля, в качестве учеников выступают клоуны.

Содержание

История

Автором идеи, названия, сценариев первых десяти программ был Эдуард Успенский, он же предложил и первый состав клоунов-учеников: Сеня (Семён Фарада), Саня (Александр Филиппенко), Таня (Татьяна Непомнящая) и Владимир Иванович (Владимир Точилин). Общими усилиями было сделано около 20 выпусков, которые показывались с повторениями примерно три года.

В 1977 году передачу закрыли. Ходили слухи, что на передачу поступил донос в партийные органы и она неожиданно вызвала резко негативную реакцию руководителя Гостелерадио Лапина. [1] В 1978 году передачу возобновили, но состав учеников изменился, осталась лишь прежняя учительница — Татьяна Кирилловна (Татьяна Черняева). Учениками стали цирковые артисты: Ириска (Ирина Асмус), Клёпа (Виталий Довгань), Лёвушкин (Валерий Лёвушкин) и Юра (Юрий Шамшадинов). Ириска (Ирина Асмус) погибла в 1986 году во время выступления в Гомельском цирке.

В 1984 году появились новые выпуски программы. Из старых учеников остался только Клёпа, 3 остальных ученика были новыми: Аксюта, Костя и Собака-друг человека.

В 1990-е годы программа не выходила в эфир из-за финансовых трудностей. Периодически по телеканалу «Российские университеты» показывали старые выпуски.

Современная версия программы выходит на телеканале ТВЦ с 2000 года. Поначалу входила в канал «Отчего? Почему?», но в 2002 году стала самостоятельной программой. В 2006 году Макаронка (Вера Макарова) и Саня (Александр Коврижных) покинули проект — пошли в «большую» школу, а вместо них появились Ромашкин и Шпилька. В роли учительницы Ксюша Сергеевна (Ксения Кузнецова). Ведущей программы (она играет роль «директора школы») осталась Татьяна Кирилловна Черняева.

C 2009 года специальная версия программы выходит в эфире «Детского радио» (www.deti.fm).

Также повторы советских выпусков показывает телеканал «Ностальгия».

Современные персонажи

Песни

Вот вам стол, а вот скамейка. Взяли в руки карандаш. Наша АБВГДейка На экран приходит ваш. АБВГДейка, АБВГДейка — Это учёба и игра, АБВГДейка, АБВГДейка, Азбуку детям знать пора. Вас участники программы Будут грамоте учить, Если не забыли мамы Телевизоры включить.

Шлёт вам свой привет, ждёт дальнейших встреч АБВГДейка, Просит всё, что было, в памяти сберечь АБВГДейка. Вот она уходит с вашего экрана, АБВГДейка, Но она вернётся, поздно или рано, АБВГДейка!

В радиоверсии последние строчки звучат иначе:

Вот она уходит из радиоэфира, АБВГДейка, Но она вернётся в каждую квартиру, АБВГДейка!

Музыку к песням написал популярный детский композитор В. Я. Шаинский

Источник

Программа «АБВГДейка»

Актуальность данной программы состоит в том, что она определяется запросом со стороны родителей (лиц их замещающих), т. к. не все дети, проживающие в муниципалитете, могут посещать дошкольные образовательные учреждения. Данная программа позволяет охватить их дошкольным образованием на базе МБОУ ДО Баганского Дома детского творчества.

Отличительные особенности и новизна программы состоят в том, что она, не дублируя образовательную программу ДОУ, предоставляет разнообразные образовательные модули, направленные на всестороннее развитие и социализацию «домашних детей».

Программа адресована для детей старшего дошкольного возраста не посещающих детский сад: от 5 до 6 лет (первый год обучения); от 6 до 7 лет (второй год обучения) и учитывает психолого-возрастные особенности обучающихся.

Объём программы– 1584 академических часа.

Реализация программы обучения рассчитана на 2 года.

Педагоги

Заблоцкая Любовь Геннадьевна,

Тейхриб Альбина Васильевна,

Волошина Ольга Андреевна,

Ляба Надежда Юрьевна,

Горенина Любовь Викторовна

педагоги дополнительного образования.

Расписание

Режим занятий – 4 раза в неделю, 22 часа. Продолжительность каждого занятия – 25 минут с кратковременными перерывами между ними (10 минут).

«Мой мир» — вторник 11.15-11.45

Содержание программы

Объём программы– 1584 академических часа.

Реализация программы рассчитана на 2 года.

Цели программы

Общая цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДейка»- формирование основ готовности дошкольников к школьному обучению.

Общие задачи:

Предметные:

· дать базовые знания об окружающем мире;

· сформировать навыки начального слогового чтения;

· развить графические навыки;

сформировать базовые математические представления;

· выработать навыки устных вычислений;

· активизировать связную речь;

· сформировать начальные понятия о языке и литературе;

·сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;

· научить, самостоятельно, играть по правилам.

Метапредметные:

· развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание;

· развить логическое мышление;

· развить моторику и координацию движения;

· способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;

· развить звуковую культуру речи;

· развить фонематический слух;

· развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.

Личностные:

. научить правилам этикета;

. сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;

. содействовать формированию адекватной самооценки;

. воспитать способность сопереживать;

. сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

Результат программы

Личностные результаты:

определять и высказывать под руководством учителя самые простые – общие для всех правила поведения (этические нормы);

выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» – самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

отличать новое от уже известного;

учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой.

учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться оценивать результаты своей работы.

называть свою фамилию, имя, домашний адрес;

слушать и понимать речь других;

уважать иную точку зрения;

учиться оформлять свои мысли в устной форме;

совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Цели, задачи, содержание и предполагаемые результаты обучения по дополнительной общеобразовательной программе представлены в каждом модуле отдельно.

Предметные:

дать базовые знания об окружающем мире;

сформировать навыки начального чтения;

развить графические навыки;

сформировать базовые математические представления;

выработать навыки устных вычислений;

активизировать связную речь;

сформировать начальные понятия о языке и литературе;

сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;

самостоятельно, играть по правилам.

Цели, задачи, содержание и предполагаемые результаты обучения по дополнительной общеобразовательной программе представлены в каждом модуле отдельно.

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение:

кубики, мячи, пирамидки и др.;

Краски – гуашь, акварель; тушь.

Бумага разных форматов, цвета, фактуры;

Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;

Свечи, мелки восковые.

Палочки или старые стержни для торцевания.

Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная;

картон цветной, тонкий, упаковочный;

открытки, салфетки, фантики.

Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий,

Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся пленка разных цветов.

Ножницы, кисточки, линейки, и пр.

Информационное обеспечение:

методические разработки занятий и конспекты по программе;

Источник

Программа кружка «АБВГДЕйка» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 « Дельфинята » структурное подразделение « Непоседы »

заведующий МБДОУ комбинированного вида д/с №14

«Дельфинята» структурное подразделение «Непоседы»

От «___»______2019 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

« АБВГДЕЙКА » (обучение грамоте)

в старшей группе на 2019-2020 учебный год.

на педагогическом совете

Коломеский Г.О, 2019

Отличительные особенности программы

Адресат, объём, сроки и режим освоения програмы

Характкристика речевого развития дете 5-6 лет

Целевой раздел : цель, задачи программы

Содержательный раздел программы

Условия реализации программы

Материальное обеспечение програмы

Диагностика уровня освоения программы

Методические материалы: формы и методы оргаизации пед. процесса, структура занятий

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы:

Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками.

— Колесникова Е.В. От А до Я (звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.

— Колесникова Е.В. Запоминаю буквы / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.

Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.

Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве».

В основе программы лежат следующие принципы :

— Принцип взаимодействия детского сада и семьи;

— Принцип систематичности и последовательности;

— Принцип связи теории с практикой;

— Принцип повторений умений и навыков;

— Постепенности подачи материала от простого к сложному;

— Учёта возрастных особенностей;

— Интеграции программы в разные виды деятельности.

Источник

АБВГДейка

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

Абвгдейка что такое звук. 5s2U2yiweDuCBM aBM95Xt2T8y09DqMtRB7Gity0WtWWgd3UrlIvfq r1tuIcTIfdX9QFq456XH4wvLqLE3bRQfG. Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-5s2U2yiweDuCBM aBM95Xt2T8y09DqMtRB7Gity0WtWWgd3UrlIvfq r1tuIcTIfdX9QFq456XH4wvLqLE3bRQfG. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка 5s2U2yiweDuCBM aBM95Xt2T8y09DqMtRB7Gity0WtWWgd3UrlIvfq r1tuIcTIfdX9QFq456XH4wvLqLE3bRQfG

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

Абвгдейка что такое звук. A2N381mq Qq9woEXela3Wla9o0LR z03th3Rzgqk3dkQVd cNdoC tFzSVjrDY5 CNHDl0t W79vcKsablvlDOra. Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-A2N381mq Qq9woEXela3Wla9o0LR z03th3Rzgqk3dkQVd cNdoC tFzSVjrDY5 CNHDl0t W79vcKsablvlDOra. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка A2N381mq Qq9woEXela3Wla9o0LR z03th3Rzgqk3dkQVd cNdoC tFzSVjrDY5 CNHDl0t W79vcKsablvlDOra

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

Мы приготовили для вас кроссворд. Пишите ответы в комментариях.Абвгдейка что такое звук. f09f9186f09f8fbb. Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-f09f9186f09f8fbb. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка f09f9186f09f8fbb

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

Абвгдейка что такое звук. KoAbD6maOi K5MTaVdMpyoctvN1XcdhBBY30kLRdgY4DteydqTXIXlLlmFen9NPE 9M2YgB0r9TITrVMqb nBVCw. Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-KoAbD6maOi K5MTaVdMpyoctvN1XcdhBBY30kLRdgY4DteydqTXIXlLlmFen9NPE 9M2YgB0r9TITrVMqb nBVCw. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка KoAbD6maOi K5MTaVdMpyoctvN1XcdhBBY30kLRdgY4DteydqTXIXlLlmFen9NPE 9M2YgB0r9TITrVMqb nBVCw

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

Дорогие наши подписчики!

Напоминаем, что у нас до 18.07 проходит конкурс рисунка «Мама,папа,я».

Сегодня мы с вами делимся рисунком, который пришел к нам на конкурс от мальчика Саши 5 лет. Пишет его мама Людмила.
Показать полностью.

«Сын Саша очень полюбил Вашу передачу,как я 30 лет назад)))
Может весь день смотреть а потом петь Вашу песенку.
Как хорошо,что вы теперь есть в интернете.
Мама Людмила»

Спасибо за такое трогательное письмо. Ждем ваших рисунков.Мы также их опубликуем.

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

Наши дорогие зрители!
Мы знаем,как вы любите рисовать и присылать нам ваши работы!
Мы запускаем конкурс «Мама,папа,я»

У наших героев,как и у всех есть родители,бабушки,дедушки,
Показать полностью.
дяди,тети.

Мы предлагаем пересмотреть наши выпуски и нарисовать родственников наших героев!

Абвгдейка что такое звук. 53Oz29qbjaVpcoAuu2NNZ14S pGMY6Gy5untAAf36YFp4rVW8pAo30lPEdQchi1fUkhpyfLA. Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-53Oz29qbjaVpcoAuu2NNZ14S pGMY6Gy5untAAf36YFp4rVW8pAo30lPEdQchi1fUkhpyfLA. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка 53Oz29qbjaVpcoAuu2NNZ14S pGMY6Gy5untAAf36YFp4rVW8pAo30lPEdQchi1fUkhpyfLA

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

Отзовитесь, АБВГДЕЙКА
Говорит всем зрителям своим:
Маме со щенками под скамейкой
Дом найти, чтоб каждый был любим.

Показать полностью.
Жизнь с рождения у них не очень:
Ночью мать с щенятами тайком
Кто-то выбросил. И друг ваш Клёпа
Ищет им сейчас надежный дом.

Трое любознательных, мохнатых
С вами познакомиться хотят,
Чтобы подавать вам утром лапу
Или верно охранять ваш сад!

Дорогие наши зрители, кто готов взять к себе любого «хвостика» или их маму, пишите нам или звоните по телефону 8 965 249 37 35

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

Абвгдейка что такое звук. . Абвгдейка что такое звук фото. Абвгдейка что такое звук-. картинка Абвгдейка что такое звук. картинка

АБВГДейка запись закреплена

13 июня в Государственном Кремлевском дворце прошел концерт, посвященный 95-летию В.Я.Шаинского.

Несмотря на огромное количество замечательных песен для взрослых, особое место в творчестве композитора всегда занимала музыка для детей. Именно этой грани творчества маэстро и был посвящён музыкальный бенефис.

Наша программа тоже приняла участие. Делимся с вами фотографиями с выступления.

Источник

Фонетический разбор слова «абвгдейка»

Фонетический разбор «абвгдейка»:

«Абвгдейка»

Характеристики звуков

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «абвгдейка»

Фонетический разбор слова «абвгдейка»

Синонимы «абвгдейка»

Карточка «абвгдейка»

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *