Адамс смит что сделал
Смит, Адам
Из Википедии — свободной энциклопедии
Биография Смита бедна событиями: он вырос в маленьком городе Керколди, получил образование в университете Глазго и в Баллиол-колледже в Оксфорде, с 1748 года преподавал в университетах Эдинбурга и Глазго, где читал лекции по литературе и нравственной философии. Примерно в 1750 году сблизился с Дэвидом Юмом, во многом близким ему по взглядам. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», в которой, основываясь на этике сенсуализма, изложил свою концепцию «чувства симпатии» как основы нравственности. В 1763 году ушёл из университета, около двух лет провёл во Франции, где встречался с Вольтером, физиократами Анном Тюрго и Франсуа Кенэ, философами д’Аламбером, Гольбахом, Гельвецием. Вернувшись на родину, к 1776 году написал свой главный труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эта книга сделала Смита знаменитым. С 1767 года он состоял в Лондонском королевском обществе, с 1783 года — в Эдинбургском королевском обществе. Последние годы жизни работал на таможне, умер в 1790 году.
«Богатство народов» стало первым систематическим изложением основ экономической науки. В этой книге Смит раскритиковал меркантилизм и сформулировал концепцию производительного труда как источника богатства наций. Основным способом повысить производительность труда и, как следствие, увеличить богатство Смит считал разделение труда и специализацию при выпуске продукции. По его мнению, рынок является идеальным регулятивным механизмом для экономики. В условиях свободной конкуренции люди могут повысить свой достаток, только удовлетворяя потребности других, и в результате эгоизм отдельных индивидов становится источником роста общего благосостояния (это описывается как действие «невидимой руки»). Смит считал полезным ликвидировать все ограничения и монополии как препоны, мешающие экономическому развитию. Он изложил своё видение факторов, формирующих стоимость продукта (рента, прибыль, заработная плата), сформулировал понятия основного и оборотного капиталов, обосновал важность накопления капитала как главной задачи предпринимателя.
В XIX веке учение Адама Смита стало основой экономического либерализма и концепции невмешательства государства в экономические процессы. Долгое время благотворность свободной конкуренции не подвергалась сомнению. Идеи Смита получили развитие в трудах Давида Рикардо и Карла Маркса, существенно повлияли на многие идейно-политические течения. С середины XIX века смитианство подвергалось критике со стороны идеологов социализма и коммунизма, сторонников протекционизма. В XX веке в ответ на появление в ряде стран командно-экономических систем идеи Смита снова обрели популярность в рамках неолиберализма.
Адам Смит
Фото Все
Видео Все
Адам Смит. Экономика.
Выдающиеся экономисты мира. Адам Смит
Адам Смит — экономическая теория
Адам Смит — биография
Адам Смит – известный экономист, философ-этик, основоположник экономической теории как науки. Основал классическую политэкономию.
Как все гениальные люди, Адам Смит вызывает восхищение и изумление. Он – основоположник классической политической экономии, он сумел научно объяснить общественные отношения, складывающиеся вокруг материального производства, понял механизм, способствующий накоплению капитала, и доказал, что экономика любой страны является единым механизмом. Помимо этого, ученый работал над рациональной системой организации производства. Причем, изложил все это всего-то в двух книгах. Поэтому не удивительно, что великого ученого цитируют уже много лет. Странно то, что при всем этом он сам как-то остался в тени, подробности его биографии мало кому известны. Точно никто не знает, что его волновало, кого он любил больше жизни, обстоятельства смерти, и зачем он так безжалостно расправился со своими рукописями перед самой смертью.
Детство и юность
Родился Адам Смит 16 июня 1723 года в Шотландии. Он единственный сын таможенного чиновника Адама Смита и его супруги Маргарет, дочери землевладельца. Отца не стало, когда Адаму-младшему исполнилось всего два месяца. Маргарет унаследовала все имущество мужа и стала богатой вдовой.
Детские годы Адама прошли в портовом городке Керколди. Местные жители называют его просто Длинным городом, широкие улицы которого тянутся вдоль всего побережья залива Ферт-оф-Форт. В те годы это был богатый и благоустроенный городок, наполнявший свой бюджет за счет импорта и экспорта товаров, рыболовного промысла и добычи угля. После гражданской войны возродилось судостроение, хотя сейчас он уже не считается торговым узлом. Среди главных достопримечательностей сегодняшнего Керколди можно назвать только средневековую церковь и театр имени Смита.
Мама решила, что сыну нужно приличное образование, поэтому переехала с ним в Глазго. В четырнадцать лет Адам стал студентом университета Глазго. Его наставником был Фрэнсис Хатчесон, под руководством которого молодой человек занимался изучением этических основ философии, математикой, древними языками, логикой и астрономией.
Портрет Адама Смита в молодости
После учебы в университете Адам поступил в Бейлиол-колледж, что в Оксфорде. Студенту даже выделили стипендию, но ему не понравилась английская методика преподавания. Чтобы получить необходимый багаж знаний, Смит принялся за чтение книг, написанных талантливыми современниками, учился самостоятельно, не обращая внимания на то, что говорят известные педагоги и научные светила того времени.
Экономика и философия
В 1748-м Смит вступил во взрослую жизнь, он получил место преподавателя университета Эдинбурга. Его покровителем стал философ по имени Генри Хьюм. Именно Хьюм сумел убедить Смита оставить английскую литературу и заняться юриспруденцией и основами политического учения. Кроме этого, Адам заинтересовался экономикой и социологией, как самыми важными и интересными науками.
Работая над материалами, Смит все чаще задумывался, как применять на практике эти науки, и в итоге сумел сформулировать основные идеи, присущие хозяйственному либерализму. Впервые он высказал их в 1750-м.
Вскоре Адам встретил психолога и скептика Дэвида Юма, мировоззрение которого во многом сходилось с представлениями самого Смита. В итоге два выдающихся человека выпустили несколько совместных работ по экономике, политике, религии. Эти труды Смит написал во время работы преподавателем.
В конце 50-х годов восемнадцатого века Адам стал профессором логики, и получил кресло декана в университете Глазго. Прошло немного времени, и Смит издал свой труд под названием «Теория нравственных чувств», в основу которого легли научные материалы и лекции. Именно после этой публикации Адам задумался о писательском труде.
В этом произведении Смит проанализировал стандарты поведения, присущие различным слоям общества, и, основываясь на принципе симпатии, разработал концепцию морального равенства каждого члена общества. Наряду с этим, автор высказал недоверие к религиозной этике, в особенности к ее распространенным принципам, в основе которых, обещания беззаботной жизни и трепет перед карой Господа.
После выхода этой книги Адам Смит получил невероятную популярность. Его имя знал каждый просвещенный житель в Соединенном Королевстве Великобритании. Вскоре философ выпускает еще один свой труд, получивший название «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этом произведении автор рассматривал принципы, согласно которым действует экономика в условиях работы производства, основанного на полной хозяйственной свободе. В этом труде Смит сформулировал теорию laissez-faire, яркую демонстрацию общественно полезной силы индивидуального эгоизма. Важное место Адам отводил рынку, предпринимательству, и разделению труда.
Вскоре библиография Смита пополнилась книгами «Мысли о состоянии соревнования с Америкой», «Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма», «Система двойного вложения», «Эссе на философские темы». Книги написаны в 70-80-е годы восемнадцатого века, и после смерти экономиста их переиздавали много раз.
Личная жизнь
Практически никаких сведений о личной жизни известного экономиста история не сохранила. По мнению его последователей и биографов, он ни разу не был женат, детей после себя также не оставил. Ходили слухи, что он сторонится женщин, и не решается завести хоть сколько-нибудь серьезные отношения. Хотя некоторые источники утверждают, что ученый имел близость с двумя женщинами – одну звали Джин, вторую – «дева из Файфа».
Однако есть предположения, что работая преподавателем университета в Глазго, Адам воспылал чувствами к одной даме, и чуть было не повел ее под венец. Но что-то остановило ученого, заставило отказаться от этого шага. Остаток своих дней Смит прожил с мамой.
По сохранившимся рассказам современников, Смит увлекался народными песнями, стихами и танцами. Последней книгой, которую он заказал при жизни, стало дебютное издание Роберта Бернса. Высокоморальные шотландцы не поощряли театр, но Адаму он нравился, особенно ученый увлекался французскими пьесами.
О взглядах и пристрастиях Смита можно судить только по тому, что он рассказывал в своих трудах. Все личные бумаги ученый сжег перед смертью, а посещая общественные места, он просто отмалчивался. Джеймс Босуэлл, студент Смита по университету в Глазго, позже рассказал, что ученый придерживался убеждения, что если он рассказывает вслух свои идеи, то продажа книг снижается, и по этой причине он не хотел говорить. По описаниям современников философа, он был крайне рассеянным, у него была странная походка и не менее странная манера говорить, зато улыбка светилась невероятной добротой. Он с детских лет привык разговаривать с собой, и при этом все время улыбался.
Фотографии в то время не было, все богатые или выдающиеся люди оставляли память о себе на холстах художников. Смит никогда не позировал живописцам, поэтому его портреты написаны Джином Кеем и Джеймсом Тэсси по памяти. До наших дней дошли два описания внешности философа. Согласно одному, у Адама был массивный нос, выпученные глаза и такая же выпученная нижняя губа и нервный тик. Второй современник ученого считает, что он имел «мужественное и приятное» лицо. Сам Смит о себе говорил, что он красив исключительно в своих книгах.
Портрет Адама Смита
Не утихают научные споры и вокруг религиозных привязанностей Смита. Его родители поддерживали умеренное крыло пресвитерианской Церкви Шотландии. Бытует мнение, что Адам уехал в Оксфорд с целью посвятить свою жизнь Англиканской церкви. Однако, по мнению многих ученых, Смит – деист, так как он ни разу не упоминал Бога в тех работах, где рассуждал о мировой гармонии. К тому же, Адам дружил с атеистом Дэвидом Юмом, и это тоже свидетельствует о том, что ученый не признавал существование Бога. Когда Смит учил студентов в университете Глазго, он добился того, чтобы перед его лекцией не читали обязательную молитву. Но есть и другое мнение. Некоторые исследователи считают социально-экономическую философию ученого теологичной по сути, и что он связывает модель социального порядка с фигурой Господа.
Смерть
Последние несколько лет перед смертью ученый прожил в Эдинбурге. Сохранился личный архив Смита, и, судя по письмам, он был владельцем собственного дома и воскресного клуба. То есть, философ был обеспеченным человеком, жизнь которого должна была складываться легко и безоблачно.
Памятник Адаму Смиту
Однако болезнь никого не спрашивает, приходит внезапно. Адам страдал от болезни кишечника, от которой и умер 17 июля 1790 года. Местом его упокоения стало кладбище Киркелди.
Избранные труды
Ссылки
Научное значение трудов Адама Смита и неразвитость его теории
Мы продолжаем читать Адама Смита — классика экономической мысли.
Сегодня попробуем посмотреть на его наследие в целом, дать ему «фидбэк»: что получилось хорошо, а что не очень.
В чем состоит фундаментальный вклад Адама Смита в экономическую науку?
Сразу огорчу, это не открытие «невидимой руки рынка» (хотя именно за эту концепцию он и получил наибольшую известность).
Адам Смит — величайший экономист всех времён и народов, вклад которого в науку невозможно переоценить. Его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776 года представляет собой труд по политэкономии мануфактурного капитализма XVIII века.
До Смита существовало два направления экономической мысли, которые были достаточно ограничены:
Меркантилисты — были убеждены, что только деньги (золотые и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства.
Физиократы – считали богатством не деньги, а «произведения земли». Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.
Преодолев отраслевую ограниченность теорий своих предшественников, Смит превратил политическую экономию в подлинно общественную науку, оказывающую самое непосредственное воздействие как на современную экономическую мысль, так и на хозяйственную практику наших дней. Тем самым Смиту удалось в значительной мере преодолеть отраслевой подход к анализу экономических явлений, характерный для меркантилизма и физиократии. В его трактовке политическая экономия впервые предстает как наука об экономике общества в целом, а не какой-либо её отдельной сферы или отрасли, хотя бы и очень важной.
Таким образом, заслуга Смита состояла в том, что он объявил предметом политической экономии сферу производства, а не обращения (как меркантилисты), и притом производство не в какой- либо отдельной отрасли (как физиократы), а во всех отраслях материального производства. Методологической основой такой позиции явился подход Смита к рассмотрению производства с точки зрения разделения труда в обществе, позволяющий охватить производство в его общественном целом. Научная ценность данной трактовки Смита определяется тем, что она акцентирует внимание экономической науки на изучении главной сферы хозяйства — материального производства, являющейся фундаментальной основой всей хозяйственной деятельности общества, в том числе и в современных условиях.
Вот так можно наиболее обобщённо сформулировать фундаментальный вклад Смита в науку. Все частности, описанные им экономические закономерности, проистекают из вышеизложенного. Например, важнейшим вкладом Смита в экономическую науку оказалась разработанная им трудовая теория стоимости (которую современные «либералы» почему-то отрицают). О ТТС Смита мы поговорим в следующей статье.
Недостатки теории Смита
С другой стороны, точка зрения Смита на предмет политической экономии характеризуется определенной научной недостаточностью.
(1) Смит ограниченно понимает сферу производства, а именно только как сферу материального производства. Между тем общественное производство включает в себе и нематериальное производство, а именно производство нематериальных благ и услуг. Однако исторически позиция Смита правильно отражала положение дел, сложившееся в английской экономике во второй половине XVIII века, когда сфера услуг была неразвита и ещё не была подчинена капиталу, представляя собой сферу деятельности мелкого товарного производства.
К. Маркс уже в I-ом томе «Капитала» показал, что производство услуг – это составная часть общественного производства и обстоятельно исследовал эту проблему в IV т. «Капитала». Тем не менее, официальная советская экономическая мысль и советская статистика, на словах придерживавшиеся теории Маркса, на деле разделяли позицию Смита, в условиях, когда сфера услуг занимала все более господствующие позиции в общественном производстве. К примеру, число занятых в производстве услуг в США в июне 2006 г. составляло 83,4% от общего числа занятых в несельскохозяйственном секторе этой страны.
(2) Для позиции Смита характерен недифференцированный подход к трактовке общественного производства, отсутствие у него достаточно четкого разграничения этого явления на производительные силы общества и общественно производственные отношения. Тем не менее, Смит сосредоточивает свое внимание не на технической, а на социально-экономической стороне производства. Он достаточно реалистично описывает классовую структуру общества своего времени и «естественный порядок» распределения доходов между различными классами. Разрабатываемые им категории политической экономии выступают, как правило, в качестве теоретического отражения общественно производственных отношений капиталистической экономики и их законов. Таковы стоимость товара, прибыль, заработная плата, земельная рента и т.п.
Недифференцированность проявлялась и в том, что в противовес меркантилистам, утверждавшим, что целью производства является получение прибыли, Смит считал, что такой является потребление. В действительности же цель производства, как и всякое экономическое явление при капитализме, имеет двойственную структуру. Она выступает как противоречивое единство естественной цели производства, каковой является потребление, и социально- экономической цели – для условий капитализма: получения прибыли. При этом естественная цель производства всегда опосредована его социально-экономической целью.
(4) Противоречивость методологии Смита нашла свое яркое выражение и в двойственности исходных пунктов его анализа. С одной стороны, как мы видели, у Смита одним из них является идея об определяющей роли труда в экономической жизни общества, об объективном характере экономических законов. С другой стороны, в противоречии с этим подходом в качестве исходного пункта исследования у него выступает концепция так называемого «экономического человека», хозяйствующего индивида, преследующего лишь свой частный интерес. Рассматривая экономическую жизнь общества с этой последней точки зрения и опираясь на описательный метод, Смит заключал, что именно эгоизм хозяйствующих субъектов является главной движущей силой экономического развития. Здесь Смит вводит в свой анализ важнейший пласт хозяйственной деятельности — психологию хозяйствующих субъектов, их экономическую мотивацию, играющих относительно самостоятельную роль. Однако он упускает из вида то важное обстоятельство, что этот пласт не является выражением извечной «природы человека», что он в конечном итоге определяется характером господствующих в обществе экономических отношений, прежде всего — отношений собственности на средства производства, функционирующей в нем системы объективных экономических законов.
В анализе экономических закономерностей капитализма на его мануфактурной стадии развития Адам Смит достиг весьма значительных результатов. Даже противоречия его теории сыграли значительную роль в развитии экономической науки, поскольку они поднимали перед исследователями сложные, нерешенные научные проблемы.
Труды А. Смита относятся к периоду, непосредственно предшествующему промышленной революции, когда явственно назрели её основные предпосылки. Объектом анализа Смита был капитализм, ещё не получивший своей адекватной технико-производственной базы в виде машинной индустрии, т.е. сравнительно незрелая ступень развития капитализма. Это обстоятельство в известной мере обусловило и определенную неразвитость экономической теории Смита, её двойственность и противоречивость. Тем не менее, гениальность и поразительное трудолюбие Адама Смита позволили ему создать произведение, которое и через сотни лет после своего появления на свет привлекает к себе живейший интерес и пристальное внимание научной мысли.
Экономическая библиотека
Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
Адам Смит
Адам Смит (англ. Adam Smith; крещён и родился предположительно 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) — шотландский экономист и философ-этик, один из основоположников экономической теории как науки, основоположник её классической школы.
Член Лондонского королевского общества (1767), Эдинбургского королевского общества (1783).
Биография Адама Смита
Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, 1922
Как отмечал английский экономист и публицист конца XIX века Уолтер Бэджет, «книги Адама Смита едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке». В 1948 году Александр Грей писал: «Кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени».
Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует.
Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, юрист, адвокат и таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер через 2 месяца после рождения сына. Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью значительного землевладельца. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.
В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, центр так называемого Шотландского просвещения, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься. В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.
Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.
В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он высказывал, предположительно, в 1750—1751 годах.
Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период Шотландского просвещения.
В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии, в 1758 году был избран деканом факультета. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций. В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.
Круг его знакомств в Глазго, помимо Дэвида Юма, включал Джозефа Блэка (пионера в области химии), Джеймса Уатта (изобретателя парового двигателя), Роберта Фоулиса (англ.)русск. (художника и издателя, основателя первой британской академии дизайна), а также предпринимателей, активно развивавших колониальную торговлю (после объединения Шотландии с Англией в 1707 году). Из общения с последними Смит почерпнул фактический материал для написания «Богатства народов».
В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.
Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.
Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдвином Кэннаномruen. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire.
Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки.
После возвращения из Франции Смит полгода, до весны 1767 года, работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства лорде Тауншенде, за это время он был избран членом Лондонского королевского общества и расширил круг знакомств Эдмундом Бёрком (политический деятель), Сэмюэлом Джонсоном (литературный критик), Эдуардом Гиббоном (историк) и, возможно, Бенджамином Франклином. С весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой «Богатство народов». При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов.
Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. «Богатство народов» открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.
В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека. К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Екатерины Дашковой. Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.
Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой.
Идеи Адама Смита
Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.
Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.
Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.
Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, «невидимая рука» «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.
Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Смит рассматривает проблему установления некоторого «естественного» уровня цены каждого фактора производства — заработной платы, процента и ренты. Эти уровни имели принципиальное значение для теории «естественной» цены, так как цена любого товара является «естественной» тогда, когда она складывается из «естественных» уровней доходов каждого из факторов. Исследования Смита позже положили начало развитию теории распределения доходов по каждому фактору, применению принципа предельной производительности для определения доходов каждого из факторов производства.
Смит критиковал теорию, объясняющую стоимость товара его полезностью («парадокс Адама Смита»). В развивавшейся им теории затрат стоимость в примитивном обществе определяется затратами труда, а в развитом складывается из естественной нормы заработной платы, прибыли и ренты.
Влияние работ Адама Смита
Работы Смита со временем стали наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус и граф Лодердейл. Во Франции поздние физиократы встретили учение Смита холодно, критикуя его за «неправильное» предоставление труду и капиталу равное с природой (землёй) право считаться производительной силой (факторами производства). Тем не менее, в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими комментариями, а в 1803 году Сэй и Сисмонди опубликовали книги, в которых выступили уже преимущественно последователями Смита.
Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией. Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции, в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления. Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению. Идеи Смита о защите ростовщичества и эгоизма признавались как скандальные и антиевангельские.
В Германии профессора-камералисты изначально не хотели признавать идеи Смита, но позднее в Пруссии либерально-буржуазные реформы проводились последователями Смита.
Учитывая то, что в книге Смита излагались порой противоположные концепции, довольно многие люди могли объявлять себя его последователями.
В ходе следствия по делу декабристов мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз.
Й. Шумпетер писал, что «Богатство народов» заслужило выпавший на его долю успех, хотя и не содержало ни одной по-настоящему новой идеи.
Счастливая судьба Адама Смита состоит в том, что он находился в совершенном согласии с духом своего времени. Он защищал те идеи, которые уже назрели, и поставил свой анализ им на службу. Нечего и говорить, что это значило как для самого исследования, так и для его признания: где было бы «Богатство народов» без свободы торговли и laissez-faire?
— Шумпетер Й. История экономического анализа.
Память об Адаме Смите
Волчок Адама Смита
В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой.
Смит в Великобритании был увековечен на банкнотах двух разных банков: его портрет появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии, а в марте 2007 года Смит попал на новую серию в 20 фунтов, выпущенных банком Англии, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте.
Медаль имени Адама Смита
Европейский научно-промышленный консорциум (European Scientific and Industrial Consortium «ESIC»), как одно из направлений своей деятельности осуществляет разработку и внедрение общественных наград (медалями и дипломами), которыми награждает лучших специалистов и экспертов в различных областях науки и производства.
«ESIC» учредил «Медаль Адама Смита» (Medal Eropean Scientific and Industrial Consortium «ESIC» — Adam Smith), которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.