Адаптация заданий для детей с овз в чем заключается
Педагогическая статья: «Адаптация учебных материалов для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной школы» (из опыта работы)
«Адаптация учебных материалов
для обучающихся с ОВЗ
в условиях инклюзивной школы»
учитель начальных классов
Сергеева Наталья Юрьевна
Глава2.Трудности освоения планируемых результатов и их преодоление. 6
2.1.Трудности освоения планируемых результатов общеобразовательной программы на уроках чтения и русского языка. 6
2.2.Трудности освоения планируемых результатов общеобразовательной программы на уроках математики. 7
2.3.Этапы работы по преодолению трудностей в освоении предметных результатов. 9
В статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Закона Российской Федерации от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том,что в образовательных организациях,осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья,создаются специальные условия для получения образования.Под специальными условиями понимаются учебные пособия и дидактические материалы.Мой многолетний опыт обучения детей с ОВЗ в начальной школе показывает,что для успешного усвоения обучающимися образовательных программ недостаточно существующих учебных пособий.Необходимы адаптированные задания на бланках,наглядные схемы к той или иной теме,облегчающие её усвоение,специальный раздаточный материал. В данной статье описаны способы преодоления трудностей,которые испытывают обучающиеся с ОВЗ и основные способы адаптации учебных заданий по различным учебным предметам.Считаю тему моего доклада актуальной,так как дети с ограниченными возможностями имеют право учиться в общеобразовательной школе.Многие из них приходят уже сейчас в школу и успешно учатся наравне с другими детьми.
Цель доклада :рассказать о методах и приёмах адаптации учебных материалов для обучающихся с ОВЗ общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития учащихся с ОВЗ.
2. Выявить проблемы организационно-методического сопровождения профессионального роста педагогов;
3.Раскрыть методы и приёмы адаптации учебного материала для учащихся начальных классов
4.Провести диагностику знаний,умений,навыков и развития учащихся 1 «Б» класса МБОУ СОШ №27
5.Обобщить мой опыт работы по созданию условий для профессионального роста педагогических работников при работе с детьми ОВЗ;
6.Дать рекомендации педагогам по работе с детьми ОВЗ. для повышения профессионального мастерства педагогических кадров.
Глава1. Характерные особенности развития учащихся с ОВЗ.
Чтобы уметь преодолевать трудности,которые испытывают учащиеся с ОВЗ,необходимо понимать особенности таких детей.
Характерные особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
У детей с НОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие,нарушение или утрата двигательных функций). Нарушена общая и мелкая моторика, низкий темп письма. Затруднения на письме. Двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого- педагогической и логопедической коррекции. Все дети с НОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
Рекомендуемые условия обучения и воспитания для данной категории.
Коррекционная направленность всего процесса обучения.
Возможная психолого-педагогическая социализация.
Посильная трудовая реабилитация.
4. Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности ребёнка.
5. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.
6. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
7. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
8. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
9. Психологическая поддержка, оказание необходимой помощи.
10. Развитие общей и мелкой моторики.
11. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Характерные особенности развития детей с ЗПР.
Рекомендуемые условия обучения и воспитания для данной категории. Для учащихся с ЗПР, адаптация рабочей программы по предмету происходит за счет включения в урок физкультминуток, динамических пауз, изменения видов заданий с опорой на все виды анализаторов, возможности перераспределения часов внутри темы, коррекционных упражнений на развитие нарушенных психических процессов. Также включены индивидуально-групповые занятия коррекционного блока (психогимнастика).
Рекомендуемые условия обучения и воспитания для данной категории
Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей функционирования зрительной системы ученика).
2. Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические пособия, рассчитанные на зрительно-осязательное восприятие слабовидящего.
3. Охрана и гигиена зрения; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15–20 мин.);
4.Работать с опорой на осязание или слух.
5. Поддержка ребёнка, развитие в нём положительной самооценки, корректная выдача замечаний.
Характерные особенности развития детей с РАС.
Рекомендуемые условия обучения и воспитания для данной категории.
1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.
8. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.
9. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.
10. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебы.
Глава2.Трудности освоения планируемых результатов и их преодоление
2.1. Трудности освоения планируемых результатов общеобразовательной программы на уроках чтения и русского языка
При обучении чтении труднодостижимым результатом является составление звуковой схемы к слову. Я использую схемы, вырезанные из плотного картона.Детям с ДЦП легче собрать схему нежели нарисовать её.
Также использую буквы из разрезной азбуки. В данном случае объёмные буквы,на которые я с обратной стороны приклеила магниты.Ученик может составить слово из таких букв,используя планшет с магнитной лентой. В приложении 1 вы можете это увидеть.
В продаже в магазинах для творчества есть магнитные пластины,из которых можно нарезать любые ленты или фигуры.Такие пластины с обратной стороны имеют клеящуюся основу.На магнитную ленту второго ряда ученик прикрепляет схему этого слова.
Во 2-ом классе учащимся с ОВЗ сложно восстанавливать деформированный текст. И здесь также может помочь планшет с магнитными лентами,на которые можно прикреплять план текста.
Учитель обучает ребёнка написанию « рука в руке»постепенно приучая к самостоятельному выполнению.Этот принцип учитель использует не только во время письма,но и на уроке технологии при работе с ножницами или во время игры.
На перемене я рекомендую проводить игру « Пальчиковый твистер».Такая игра помогает объединить детей с разными двигательными возможностями. Дети с ДЦП подражают детям,у которых двигательные навыки более развиты и тем самым совершенствуют свои.(Приложение1).
2.2. Трудности освоения планируемых результатов общеобразовательной программы на уроках математики
На уроке математики у детей с НОДА проявляютя нарушения пространственного характера. Проявляется это в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры.(Приложение2) Поэтому,если нормативным детям не составит труда начертить квадрат,то дети с ДЦП могут на это потратить целый урок. Во избежании этого я предлагаю сделать из плотного картона шаблоны с вырезанными квадратами и кругами.Главное, на шаблоне указать размер фигуры.(Приложение2).Я использую также в своей работе крупно распечатанный числовой ряд,на который опирается ребёнок при счёте.Ребёнок с НОДА плохо ориентируется в цифрах на обычной линейке,так как зрительная ориентация нарушена.Напечатанный на плотном картоне числовой ряд помогает детям поставить палец на нужную цифру и «перешагивать» при счёте. Для коррекции двигательных нарушений обязательно введение двигательно-осязательного элемента в процессе пересчёта(наглядный материал).У ребёнка во время обучения счёту должен быть набор однородных предметов,которые он должен пересчитывать,пользуясь зрительным контролем.У детей в моем классе есть так называемый счётный пенал,который мы изготовили самостоятельно с родителями из спичечных коробков.В этом пенале хранятся цифры,кружки,квадраты,знаки.Такой пенал предложили использовать в своей работе для учащихся авторы поурочных планов Наталья Вениаминовна Архангельская и Мария Сергеевна Нахимова в 1957 году.Я решила возродить старые традиции и использовать такой наглядный материал для учащихся.Используя в работе такой наглядный материал для детей с ОВЗ, я рекомендую изготовить его из плотного картона с добавлением ручки на каждый кружок или цифру для лучшего захвата.(Приложение2).Этот раздаточный материал можно использовать в заданиях на карточках для установлении закономерности или на развитие координации.
2.3. Этапы работы по преодолению трудностей в освоении предметных результатов
Чтобы преодолеть трудности в освоении предметных результатов школьной программы обучающимися с ОВЗ необходимо наметить 4 этапа работы.
1этап-диагностический.Необходимо провести диагностику знаний,умений и навыков ученика и определить его уровень развития.Я провожу диагностику в рамках урока со всем классом.В 2020 году я провела диагностику с учениками 1 класса.Результаты диагностики в таблице 1 Приложения3.
2этап-аналитический. Необходимо проанализировать и определить причины возникновения трудностей. Данный этап осуществляю вместе с психологом школы,логопедом, что позволяет всесторонне оценить возможности ученика.
3этап-коррекционный. В ходе данного этапа проводится коррекционная работа.Она осуществляется как в рамках урока с другими учениками класса,так и на индивидуальных занятиях.В рамках данного этапа рекомендую использовать адаптационный учебный материал,о котором было указано ранее в статье.
4этап-контрольный. На данном этапе проводится повторная диагностика знаний,умений,навыков в виде тестирования.Контрольный этап я рекомендую проводить не ранее чем через полгода.Тестирование включает в себя задания на изображение учащимися человека,графический диктант,повторение чертежа по образцу и задание с буквами. Результаты контрольного тестирования вы можете наблюдать в таблице 2 Приложения 3. Многие дети в начале учебного года с тестированием справились. Однако, дети с ОВЗ имеют низкие показатели в задании с графическим диктантом и повторение чертежей по образцу.Так,например ученица Арина, имеющая диагноз ДЦП и обучающаяся по адаптированной программе 6.1 в графическом диктанте из 17 возможных баллов набрала только 11.Она не смогла продолжить графический рисунок,так как у ребёнка наблюдаются пространственные нарушения. В задании с буквами у данной ученицы также возникли трудности. Из 5 возможных баллов она набрала только 2. Ребёнок на слух не мог определить,с какой буквы начинается слово. После проведения коррекционной работы в классе с использованием адаптированных материалов, работы психолога, индивидуальной работы школьного логопеда наметилась положительная динамика. На контрольном тестировании мы видим,что общее число баллов возросло до 10,когда у других детей увеличилось на 4-5 баллов.С графическим диктантом ребёнок прекрасно справился,а в задании с буквами не было допущено ни одной ошибки.Аналогичную ситуацию мы можем увидеть в таблице у ученика Марата. Марат обучается в общем классе по адаптированной программе 6.2.Данная программа предназначена для детей с задержкой развития.Марат посещает индивидуальные занятия с учителем,также проводится работа по коррекции чтения и письма,занятия психолога,логопеда. Всё в комплексе помогло ребёнку стать успешным в классе и неплохо справится с заданиями на контрольном этапе по преодолению трудностей.
Методические рекомендации по социальной адаптации и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.АРСЛАНОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИГИНСКИЙ РАЙОН
Методические рекомендации по социальной адаптации и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
слушатель курсов повышения квалификации
по проблеме «Организация инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательном учреждении
Методические рекомендации по социальной адаптации и обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Под социальной адаптацией детей с ОВЗ понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала. С точки зрения социальной адаптации, группа детей с ОВЗ является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в обществе детей с ОВЗ являются:
— Недостаток психического и физического здоровья;
— Ограниченность социального опыта;
— Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.
Число детей с ограниченными возможностями год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими, среди которых, следует признать экологический, так же социальные и экономические упадки, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Злободневность проблемы детей с ограниченными возможностями в обществе, только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, оставались «за рамками» жизни здорового человека.
Мировые установки по отношению к понятию «человек с ограниченными возможностями» определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
Другую, не менее серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами нарушений как единичного, так и множественного характера. Они не могут обучаться в существующих школах и по существующим программам. Но это отнюдь не значит, что они не должны обучаться. В настоящее время обучают только тех детей, которых педагоги и медицинские работники не отнесли к «необучаемым».
Самую серьезную проблему составляет категория детей с психическими нарушениями. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, могут обучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и сложностей поведения, крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе. Более того, в учебных заведениях нашей страны до сих пор не готовят специалистов для работы с этой категорией детей, и лишь недавно стали вводиться экспериментальные спецкурсы. А между тем количество детей с психическими нарушениями растет.
Многие родители говорят, что не отдали бы своего ребенка в интегративную школу, руководствуясь именно страхом перед агрессивностью и неконтролируемостью детей с нарушениями развития. Хотя и в массовой школе ребенок подвергается гораздо большей опасности из-за невозможности контроля большого количества детей, а также агрессивности, зачастую стимулированной существующей системой образования. Интегративные школы, напротив, характеризуются малокомплектностью и дружелюбной, терпимой, спокойной обстановкой. Часто родители боятся, что их ребенок «нахватается» у детей с нарушениями развития.
Опыт показывает, что здоровые дети не только «не нахватываются», но и еще приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается. Этот истинно педагогический опыт ребята смогут использовать в дальнейшем при воспитании своих детей. Какими путями может идти интеграция?
поднимать эту тему в средствах массовой информации;
проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека с ОВЗ, как это делается в большинстве цивилизованных стран;
создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями.
Родители часто они соглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ приносит пользу последним, но недоумевают, какие «выгоды» в этом общении может получить здоровый ребенок. В первую очередь это деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого, терпимость к менее успешному сверстнику. И способность, помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки. Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развивает современная система образования. Но именно эти навыки и способности пригодятся школьникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной.
Таким образом, в образовательной интеграции как аспекте социальной адаптации наблюдаются тенденция делать помощь детям с ОВЗ проблемой не только их родителей, но всего общества в целом. И детского сообщества, в частности.
Методические рекомендации детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Планирование работы в классе:
Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи. Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения. Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ. Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере. Уменьшать объем выполняемой учеником работы. Предусмотреть работу в парах, в группах. Изменять правила, которые ущемляют права ребенка. Предлагать четкие алгоритмы для работы. Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий. Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом. Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса. Обязательное использование наглядных средств. В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы (картинки, игрушки). Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы. Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
Учебники, книги для обучения:
Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка. Учитель может выделять цветным маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием. Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем. Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор, высказываний. Желателен текст с иллюстрациями. Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять. Разделять текст на небольшие смысловые части. В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль. При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием. Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом. Побуждение ребенка к повторению задания. Задание можно формулировать в несколько этапов. При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи). Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком. Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое. Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов. Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом. Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс. Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
Типичные ошибочные позиции в оценивании учащихся:
Педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением. Педагог очень скуп на хорошие оценки. Инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. в общеобразовательной школе
Для повышения эффективности обучения учащихся с ОВЗ создаются специальные условия:
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения:
Планы алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный) Речевой образец.
Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности). o Опора на рифму. o Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные). o Подбор по аналогии. o Подбор по противопоставлению. o Чередование легких и трудных заданий (вопросов). o Совместные или имитационные действия. o Начало действия. o Сопряженная или отраженная речь. o Начало фразы. o Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег). o Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды). o Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка). o Многократное усиление функции. o Создание проблемных ситуаций. o Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. o Обращение к товарищу с вопросами. o Работа со словарями на время. o Сравнение (чем похожи и чем отличаются) o Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?) o Найди ошибку. o Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий). o Группировка по общности признаков. o Исключение лишнего. o Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
5. Введение физкультминуток через 15-20 минут урока.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
8. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
9. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.
Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).
11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене 15-20 минут).
12. Точность и краткость инструкция по выполнению упражнений.
Виды помощи учащимся с ОВЗ:
Педагоги, работающие со школьниками с ОВЗ, должны уметь оказывать им различные виды помощи: учебную, стимулирующую, направляющую, обучающую.
Учебная помощь учащимся оказывается в рамках внутриклассной дифференциации, осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения. В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляющая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.
Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.
Цели обучения детей с ОВЗ:
Образовательная должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками.
Воспитательная должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая должна чётко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой.
Выбор учебно-методического комплекта: Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей; Опознавательные знаки для разного уровня сложности; Удобная знаково-символичная система; Развитие мыслительных операций и общеобразовательных навыков; Наличие заданий по выбору; Единая концептуальная линия; Красочное оформление; «Особых детей» необходимо обеспечить аудио-учебниками, чтобы обучающиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст, и персональным компьютером для выполнения письменных работ. Чтобы не носить учебники в школу, «особые» дети должны иметь два комплекта учебников, для школьных и домашних занятий. Организация пространства в инклюзивном классе: «Особым» детям следует предоставлять наиболее удобные для них места для посадки; Желательно сажать этих детей со старательными и хорошо успевающими учениками; или рядом с теми, кто является носителем положительной ролевой модели» Избегать посадки с отвлекающими внимание предметами; Необходима безопасная, свободная от препятствий среда и адекватное пространство для передвижения; Доску не следует загромождать посторонними предметами; Зона, где сидит «особый» ребенок, должна быть тихая и спокойная; Организовать учебные места так, чтобы для учащихся было возможно работать и взаимодействовать на уроке в гибких группах. Разработка системы правил для «особых» детей: Обязателен строгий распорядок дня и четкий режим; Изучение расписаний занятий; Для наглядности расписания использование картинок, рисунков, знаков; Прослеживание последовательности событий в течение дня; Использование фотографий или карточек, отражающих школьную деятельность; Своевременное сообщение об изменении распорядка дня детям и родителям; Вовлечение ребенка в подготовку занятий; Изготовление вместе с ребенком наглядного алгоритма действий. Индивидуальная образовательная программа включает: а) сокращенные задания, направленные на усвоения ключевых понятий;
б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов; в) лепка; г) рисование; д) четкое разъяснение заданий; е) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте устное сообщение по данной теме); ж) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания; з) обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения; и) демонстрация уже выполненного задания; к) обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место); л) предоставление дополнительного времени для завершения задания; м) обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя, печатными копиями заданий, написанных на доске; н) использование видео и диафильмов, диктофона. Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.). Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам. При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (олигофрения и ЗПР): 1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Начало урока: Первый вариант работы «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока, и обучающиеся должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также можно использовать задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). После предложить карточки с практическими примерами. Второй вариант пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети устно дают определения этим словам. После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями. Начало урока с детьми, имеющими нарушение с интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала. Основной ход урока: Первый вариант работы «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья. При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому; постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме. Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми. Второй вариант учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками. 2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий. Устные задания выполняются по следующему алгоритму: