Адажио что это такое в балете
Значение слова «адажио»
1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведений).
2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в медленном темпе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
У Генделя и в музыке его времени адажио считалось безусловно медленнее, чем ларго.
В крупных произведениях инструментальной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обычно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.
Размер тактов должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача адажио составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем адажио является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в адажио, так и в ларго, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.
Этим же термином называют мелодию или медленную часть сонаты, симфонии или другого музыкального произведения, не имеющего собственного наименования, и исполняемого в этом темпе (чаще всего — срединная часть).
В балете адажио — медленная часть танца в сопровождении музыки спокойного темпа (не обязательно адажио в музыкальном смысле), а также самостоятельный, либо являющий собой центральную часть сложной музыкально-хореографической формы (па-де-де, па-де-труа, па д’аксьон, гран па и т. п.), танцевальный номер в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов. В уроке классического танца — упражнение у палки либо на середине зала, состоящее из комбинации различных поз, наклонов корпуса, поворотов, вращений и т. д. в спокойном темпе, задача которого — вырабатывание устойчивости, выразительности, музыкальности, чувства позы, гармонии и плавности перехода от движения к движению.
АДА’ЖИО [точнее ада́джо; ит. adagio] (муз.). 1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведении). 2. нескл., ср. Музыкальная пьеса или часть ее, исполняемая в темпе адажио. Лунная соната Бетховена начинается певучим а.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Адажио
Из Википедии — свободной энциклопедии
У Генделя и в музыке его времени адажио считалось безусловно медленнее, чем ларго.
В крупных произведениях инструментальной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обычно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.
Размер тактов должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача адажио составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем адажио является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в адажио, так и в ларго, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.
Этим же термином называют мелодию или медленную часть сонаты, симфонии или другого музыкального произведения, не имеющего собственного наименования, и исполняемого в этом темпе (чаще всего — срединная часть).
В балете адажио — медленная часть танца в сопровождении музыки спокойного темпа (не обязательно адажио в музыкальном смысле), а также самостоятельный, либо являющий собой центральную часть сложной музыкально-хореографической формы (па-де-де, па-де-труа, па д’аксьон, гран па и т. п.), танцевальный номер в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов. В уроке классического танца — упражнение у палки либо на середине зала, состоящее из комбинации различных поз, наклонов корпуса, поворотов, вращений и т. д. в спокойном темпе, задача которого — вырабатывание устойчивости, выразительности, музыкальности, чувства позы, гармонии и плавности перехода от движения к движению.
Адажио
Ада́жио (итал. Adagio [ада́джо]) — медленно, спокойно.
Содержание
В музыке
Оно составляет вторую степень главных музыкальных движений и обозначает более скорое движение, чем largo («ла́рго» — самое медленное), но медленнее andante («анда́нте» — более подвижное). У Г.Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно медленнее, чем largo.
В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обыкновенно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; Адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.
Размер тактов Адажио должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача адажио составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем адажио является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в адажио, так и в Largo, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.
В балете
Это медленная часть танца, сопровождается соответствующей музыкой лирического характера и состоит в основном из комбинаций плавных, широких движений. Иногда самостоятельный танцевальный эпизод (па-де-де, па-де-труа, па д’аксьон, гран па), возможно — часть урока классического танца, при помощи которого у танцовщика развиваются навыки устойчивости.
Видео
См. также
Литература
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Адажио» в других словарях:
АДАЖИО — 1) тихое, медленное пение или музыка того же характера; 2) вторая часть классического музык. произведения сонаты и симфонии, также медленный темп. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АДАЖИО 1) тихое,… … Словарь иностранных слов русского языка
АДАЖИО — (точнее ададжо; итал. adagio) (муз.). 1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведении). 2. нескл., ср. Музыкальная пьеса или часть ее, исполняемая в темпе адажио. Лунная соната Бетховена начинается певучим адажио.… … Толковый словарь Ушакова
Адажио — (Архипо Осиповка,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Мосркая 12, Архипо … Каталог отелей
АДАЖИО — (итальянское adagio спокойно, медленно, свободно, вольно), обозначение медленного темпа, а также название отдельного произведения или части цикла сочинений (обычно 2 й) в темпе адажио. В классическом балете медленный, как правило дуэтный, номер … Современная энциклопедия
АДАЖИО — (ададжо) (итал. adagio букв. спокойно, медленно), в музыке 1) медленный темп.2) Название произведения или части (обычно 2 й) циклического сочетания в темпе адажио.3) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете … Большой Энциклопедический словарь
Адажио — (итальянское adagio спокойно, медленно, свободно, вольно), обозначение медленного темпа, а также название отдельного произведения или части цикла сочинений (обычно 2 й) в темпе адажио. В классическом балете медленный, как правило дуэтный, номер.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АДАЖИО — ср. несклон. итал. муз. протяжный, тихий, медленный размер (лад, мера, такт); музыкальное сочинение этого размера … Современная энциклопедия
АДАЖИО — (спец.). 1. нареч. О темпе исполнения музыкальных произведений: медленно, протяжно. 2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в таком темпе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АДАЖИО — ср., нескл., итал., муз. протяжный, тихий, медленный размер (лад, мера, такт); музыкальное сочинение этого размера. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
адажио — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Классическая терминология
Содержание
В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:
Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).
Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.
Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.
Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).
Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.
Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;
Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;
Данное движение имеет несколько вариаций:
Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).
В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.
На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;
Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;
Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.
Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.
Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;
Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.
АДАЖИО
адажио
с. нескл., нареч. муз.
adagio
Адажио (Adagio, итал.) означает медленно, покойно. — Оно составляет вторую степень главных музыкальных движений и обозначает более скорое движение, чем largo (самое медленное), но медленнее andante (более подвижное). У Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно медленнее, чем largo. В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обыкновенно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; А. служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях. Размер тактов А. должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача А. составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем А. является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в А., так и в Largo, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.
⊲ АДАЖИО 1784 (адажо 1773).Ит. adagio, непоср. и через фр. adagio, нем. Adagio.Муз.1.нареч. Медленно, протяжно, плавно. Когда над штукой надписано адажио, то разумеется играть штуку постоянно, пособно, равно как разбирать или разсматривать. Скрип. шк. 343. Музыка начинает адажио и вдруг впадает в фурию. Нклв Розана 55. — Ср. протяжно, плавно, важно.
2.Адажио, а и нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в таком темпе. Томное Адажио. Спб. M. I 139. Играть на скрыпк ѣ Адажио из Гейдена. Спб. М. I 144. Симфония сия оканчивается Адажиом. Кн. муз. 20.
— Нетрансл. Творения, над коими сие слово написано, называются также adagio. ФРЛ 2 I 28.