Адепт секты что это
Слово «адепт» произошло от латинского adeptus, что в переводе означает «достигший», но в современных словарях оно имеет несколько значений.
В последнее время слово стало ассоциироваться с магией и оккультизмом, чему поспособствовали мистические книги и фильмы, созданные в фантастическом стиле и полюбившиеся зрителям и читателям.
Значение слова адепт
Согласно толковому словарю русского языка Ожегова С. И., адептом называют ревностного приверженца, последователя какого-либо учения.
Вам будет интересно: Подводить под монастырь: значение, примеры, синонимы
Второй вариант трактовки связан со средневековой алхимией, где адепт – это человек, постигший тайну и владеющий секретом философского камня. Он призван оберегать культ от проникновения ереси и сомнений. В современном русском языке слово означает посвященного в тайны какой-либо секты, идеи или учения.
Инженерная интерпретация: адепт – это человек, который стал на путь преданного следования своей профессии, совершенствующийся в ней и осваивающий ее до самых глубин.
Адепты секты
Новые адепты всегда окружены вниманием, чтобы их сознание быстрей перестроилось. Создается впечатление, что именно их давно тут ждали, мнение новичка воспринимается с интересом и воодушевлением, его не оставляют без внимания, чтобы у него не было времени опомниться.
Что касается иерархии, то адепты находятся в самом низу, подчиняются строгому распорядку дня, ограничивают себя в еде и времени сна, обязаны заниматься активной физической деятельностью.
Адепты в кинематографе
Одной из культовых и знаменитых художественных экранизаций идеи служения адептов является японский аниме-сериал в мистическом и приключенческом жанре «Адепт святого знака». Оригинальное название – 聖痕のクェイサ или The Qwaser of Stigmata. Сюжет разворачивается вокруг христианской гимназии, на которую совершают нападения монахи-еретики в поисках чудотворной иконы. С обеих сторон в противостоянии участвуют верные адепты алхимии, владеющие магией определенного природного элемента. Религиозная тематика в нем объединена с мистической драмой и элементами этти.
Сериал вышел в 2010 году, фоном звучит великолепное музыкальное сопровождение и прорисовка героев. Аниме наполнено сценами ярких эпических боев и сражений, черного юмора и легких эротических сцен.
Персонажи сериала
Главный герой – русский святой адепт Александр Хелл, умный и рассудительный, сражается с темными силами. Другими персонажами являются:
Адепты в литературе
Загадочная тема оккультизма всегда привлекала и будила фантазию. Кроме практических пособий для изучающих белую и черную магию, существует множество художественных произведений, например:
Каждая из этих книг – фантастическое путешествие, богатое мистическими событиями и описывающее сверхъестественные способности супергероев, знаки и символы, содержит участие невероятных животных и персонажей.
Другой жанр книг об адептах – это научно-популярная литература, например:
— «Адепты, Мастера и Махатмы» Хэрольда Персиваля;
— «Адепты таинственных знаний» Бориса Литвака.
Книги Олега Бубела
В книге разворачивается тема нестандартной магии с приемами попаданчества – внезапными переносами героев из реальности в прошлое в фантастических произведениях. К слабым сторонам стоит отнести наличие штампов и предсказуемых поворотов сюжета, излишне завышенное чувство собственной значимости главного героя, которое мешает адекватному восприятию. Кроме того, чтение, например, второго тома должно подразумевать знакомство с предыдущими.
Каждая книга идет с продолжением, то есть ожидается развитие событий в следующем томе. Пока доступны для чтения только три издания серии:
Адепты в музыке
Существует большое количество песен об адептах, альбомы с таким названием есть у следующих групп и исполнителей:
Адепты в музыке
В определенных кругах известна группа исполнителей Adept (Швеция), которые играют в жанре постхардкор и металкор. Популярные треки коллектива «Адепт»:
Тексты песен про адептов – это перечисление эзотерических ритуалов, иногда совсем невероятных, упоминания ада и вопросов веры. Да что говорить, каждый исполнитель по-своему понимает значение этого слова и вкладывает свой смысл в слова композиции.
Кто такой адепт – Как используется термин в 2021
Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Раздел: Философия.
Если вы хоть раз углублялись в изучение религий, философии, то наверняка слышали о ярых «фанатиках», приверженцев какой-то идеи или течения. Однако не каждый знает о том, что для таких людей есть специальный термин. И этот термин активно используется в специальной литературе, фильмах, книгах и др. Хоть этот термин и не имеет психологического происхождения, он набирает популярность сегодня. Такие люди именуются как «адепты». Но кто такой адепт? Где распространено это явление? Как оно раскрывается в современном мире? Давайте вместе разберёмся, кого называют адептами.
Кто такой адепт
Итак, кто же такой адепт? Давайте обратимся к изначальному происхождению этого слова. Изучение исторического аспекта очень важно, так как данное понятие со временем достаточно сильно видоизменилось в его понимании.
Само слово и термин имеют латинское происхождение. От латингского «adeptus» означает «достигший».
Сейчас в современном мире, конечно, это понятие претерпело некоторые изменения. Если вы обратитесь к различным толковым словарям, то увидите многие толкования. Например, в наиболее распространённом словаре Ожегова, – это последователь движения, который является ярым приверженцем. То есть простыми словами, адептами называют приверженцев чего-либо.
Важно понимать, что адепт как термин подстраивается под ту отрасль и сферу знаний, в которой используется. Сейчас чаще всего это слово используется в оккультизме, мистике, различных сектах. То есть для большинства – это религиозный или оккультный последователь. Однако не стоит соотносить этот термин только с перечисленными сферами. Оно используется везде и повсеместно. Например, адептом также может трактоваться человек, который избрал профессию и следует ей в течение жизни, в том числе познает все ее нюансы. Также адептом можно назвать человека, который нашел свой смысл жизни и совершенствуется на пути к нему.
Происхождение слова
Как уже говорилось, происхождение имеет латинские корни и означает «достигший». Однако данное значение не является единственным.
Очень интересным фактом является следующее. В средневековье термин напрямую связывался с тем, что какой-то человек постиг тайну философского камня. Это означало, что такие люди оберегали какое-то течение, например религиозное, от ереси, искажений и др. Конечно, это имеет достаточно мистическое происхождение. Тогда же появилось и значение «подводить под монастырь». Сейчас же, такое значение уже не используется.
Таким образом, изначально в понятие адепта вкладывалось, что это человек – приверженец какого либо учения. Он обладал и использовал идеи и знания, полученные посредством прохождения обряда посвящения. То есть эти идеи и знания были тайной для большинства людей.
Современное использование
Как же используется понятие адепта в современном смысле? Давайте рассмотрим основные значения:
Человек, который знает тайну, например, которого посвятили в тайные знания
Учёный, исследователь, который отстаивает какое-то научное знание или открытие
Лица, которые обладают какими-то сверхъестественными способностями
Профессионал своего дела, который улучшает свою профессию и свои навыки
Уверенный религиозный человек, приверженец сектантских идей
Человек – член компании, который занимается корпоративной культурой
Таким образом, адепт имеет множество значений в современном понимании этого слова. Такие лица встречаются намного чаще в нашей жизни, чем мы думаем.
Откуда появились адепты
Итак, простыми словами, адепт – это учитель, представитель, приверженец какой-то идеи различного рода. Общества, в которых сильно развит конформизм, часто следуют указаниям и направлениям адептов.
Первоначально, адепты появились из веры и оккультизма. Всем известно, что ранее было распространено язычество, пристрастие к магии, культ ведьм, а также различные «ложи». Например, масонские ложи.
Изначально же адепты – это последователи оккультизма. Об этом уже говорилось не раз. Исторически выделялись белые и чёрные адепты. Что это означает? Белые использовали знания в хорошем ключе, чёрные – в негативном. Здесь все просто. Таким образом, адепт – это особый ранг, статус, которого достигал человек в знаниях и пристрастиях в оккультизме.
В Древнем Египте адептом являлся человек, который прошёл особый обряд посвящения. В результате этого обряда он становился обладателем тайных знаний.
Сейчас адептом в мистике признаётся лицо, которое обладает знаниями в эзотерике и оккультизме.
Как стать адептом
Вы уже ознакомились с тем, кто является адептом. Но как им стать? Как понять, что «я – адепт»? Давайте разбираться:
Так, можно стать адептом каких-либо взглядов. Важно понимать, что чем менее сфера деятельности связана с мистикой или верой, тем сложнее сама система становления адептом. Например, в науке, чтобы стать адептом, нужно получить множество степеней образования.
Примеры адептов
Итак, с историческим происхождением и использованием уже разобрались. Но как это слово используется сейчас? Давайте рассмотрим основные сферы и направления использования.
Вобычной жизни
Первоначально важно обратить внимание на более бытовое использование. Когда говорят об этом термине? Вот некоторые примеры:
Таким образом, можно сказать, что описываемый термин достаточно широко употребим. Не будет ошибкой назвать адептом человека, который является ярым фанатом чего-либо.
Адепты секты
С явлением сект, наверное, знаком каждый. Секта – это асоциальное (во многих ситуациях) движение, течение или культ. В данном «сообществе» люди фактически завербованы. Ни одна секта не преследует исключительно положительных эффектов для последователей.
В России в последнее время наиболее частой в упоминаниях является секта «Свидетели Иеговы». Она несёт разрушительный эффект на сознание и жизнь человека.
В смысле секты – это приверженец и последователь. В данном контексте этот человек после обряда обладает особыми знаниями и тайнами бытия.
Если к вам хоть раз подходили люди и предлагали изучить учение секты, то вы уже знакомы с адептами сект. Такое явление достаточно частое. Такие последователи предлагают книги, брошюры, специальную литературу для изучения. Чтобы привлечь вас в последователи секты.
В кинематографе
Также адепты выделяются и в кинематографе. Если вы обратите внимание на сюжеты и элементы различных фильмов, то обязательно обнаружите во многих художественных и исторических фильмах таких людей – последователей.
Существуют также произведения, которые прямо указывают на название адептов. Например, есть фильм в жанре аниме, который описывает историю одного из течений, в котором выделялись адепты – «Адепт святого знака».
Но давайте рассмотрим некоторые примеры кинофильмов, которые раскрывают сущность этого явления через художественные образы, факты, исторические данные:
В литературе
Ввиду того, что понятие происходит из оккультизма и магии (мистики), то существует множество книг об адептах каких-то течений. В любом книжном или специализированной магазине вы можете встретить книги о черной и белой магии, о тарологии, а также многих иных течениях. Вот пример таких книг:
В музыке
Литература и кинематограф – это не единственные сферы, где распространены адепты. Это явление также встречается и в сфере музыки. Конечно, это логично. Так как в творческих сферах раскрываются абсолютно все направления жизни человека. Если углубиться в поиски, можно найти множество музыкальных произведений и альбомов, посвященных адептам. Конечно, все они посвящены магии, оккультизму и многим другим мистическим направлениям.
Секты: кто на них зарабатывает, как вербуют сторонников и как защитить своих близких
А теперь Господь хочет, чтобы вы вышли на эту сцену и положили один доллар в этот ящик
Согласно просочившимся налоговым документам, Международная Церковь Саентологии и Церковь Духовной Технологии в США в 2012 году имели совокупные активы в 1.7 миллиарда долларов в дополнение к годовым доходам, оцениваемым в 200 миллионов долларов в год. И это только в США — существует еще Международная ассоциации саентологов.
Процент самоубийств и смертей из-за отказа принимать помощь медиков среди саентологов просто зашкаливает: на сайте посвященном жертвам саентологии сообщается о 165 задокументированных смертях, из которых 90 — это самоубийства, убийства, аварии и другие формы насилильственной смерти (при нормальном показателе случаев насильственной смерти в 6.5% в США, риск умереть от насильственной смерти у саентологов возрастает в 8 раз).
Почему люди вступают в такие организации и почему несут им деньги?
В этом лонгриде мы попытались разобраться, как работают секты: чем они отличаются от обычной религии, кто находится в группе риска для вербовки (чаще всего это одинокие люди), как устроен процесс вербовки и что делать, если завербовали вашего близкого. Как бонус поделимся личной историей выхода из секты одного из читателей Хабра.
Другие громкие случаи, освещенные СМИ: чем опасны секты
В 1978 году в общине секты «Храм народов» под названием Джонстаун 909 человек, среди которых было более 200 детей, совершили массовое религиозное самоубийство.
В 1995 году члены секты «Аум Синрикё» совершили террористическую атаку в токийском метро с применением отравляющего вещества зарина. По разным данным погибло от 10 до 27 человек, более 5000 человек получили отравления различной степени тяжести.
«Ветвь Давида», «Небесные врата», «Движение за возрождение десяти заповедей Бога», «Дети Бога» — все эти секты так или иначе связаны с массовыми убийствами, наркоторговлей, сексуальным рабством (с 1974 по 1987 год члены культа «Дети Бога» вступили в сексуальную связь с более 200 000 людьми!) и педофилией. И это только крупные секты, с которыми связаны резонансные инциденты, привлекшие внимание обществе. А ведь еще существуют мелкие группы и секты, промышляющие незаконной деятельностью и скрывающиеся в тени.
На сегодняшний день какой-либо достоверной статистики по количеству сект, действующих в РФ, не существует. По оценкам некоторых специалистов, в России около 80 крупных межрегиональных сект, 2-3 тысячи более мелких групп, а число адептов варьируется от 600 до 800 тысяч человек (однако в реальности числа могут быть совершенно другими). С одной стороны улицы «патрулируют» вербовщики культов различной степени «отбитости» (от «Свидетелей Иеговы» до «Свидетелей СССР»). С другой стороны в правительстве и СМИ начинают разводить истерию каждый раз, когда в школах появляется кто-то, непохожий на православного священника. Разберем без богословских и эмоциональных коннотаций, что такое секта.
Чем секта отличается от религии
Сейчас в российском законодательстве нет конкретного юридического определения секты. Любая радикальная группа с фанатичной идеологией, а в особенности с религиозной, характеризуется как секта, привлекая всеобщее внимание. Социолог Томас О’Ди в работе «The Sociology of Religion« выводит отличительные признаки церкви и секты по следующим пунктам:
Церковь | Секта |
Фактическое членство по праву рождения. | Отделенность от общества и пренебрежение его ценностями и институтами. |
Предложение формализованных средств благодати о сопутствующие этому социологические и богословские факторы — иерархия и догмы. | Эксклюзивность по отношению к обществу и его социальной структуре. |
Инклюзивность социальной структуры, зачастую совпадающей с географическими или этническими границами | Акцент на необходимость обращения для получения членского статуса. |
Ориентация на обращение всех. | Добровольное присоединение. |
Тенденция приспосабливаться к существующему обществу и идти на компромисс с его ценностями и институтами | Дух возрождения. |
Строгость в нравах, зачастую аскетизм. |
История
С латыни слово «secta» можно перевести как школа, учение. В широком смысле «secta» обозначала образ жизни и мышления человека, а в узком — философскую школу или политическую партию, которой придерживался человек. Также свою лепту внес созвучный глагол secare, который переводится как «отсекать», «разделять». Получается, изначально данный термин имел нейтральный окрас и использовался для описания обособленных идейных течений. Вот пример использования secta в трактате Марка Туллия Цицерона «Брут, или О знаменитых ораторах»:
Quo magis tuum, Brute, iudicium probo, qui eorum [id est ex vetere Academia] philosophorum sectam secutus es, quorum in doctrina atque praeceptis disserendi ratio coniungitur cum suavitate dicendi et copia; quamquam ea ipsa Peripateticorum Academicorumque consuetudo in ratione dicendi talis est, ut nec perficere oratorem possit ipsa per sese nec sine ea orator esse perfectus. nam ut Stoicorum astrictior est oratio aliquantoque contractior quam aures populi requirunt, sic illorum liberior et latior quam patitur consuetudo iudiciorum et fori.
Что можно перевести как:
Потому я и одобряю, мой Брут, что ты избрал себе в наставники ту школу философов, в учениях и предписаниях которой философское рассуждение соединяется с приятным и обильным красноречием. Однако не надо забывать, что и у перипатетиков с академиками обучение красноречию таково, что ни само по себе оно не может создать совершенного оратора, ни без его помощи оратор не может достигнуть совершенства. Ибо если у стоиков речь слишком суха и сжата для народного слуха, то у этих философов речь более свободна и пространна, чем это допустимо в судах и на форуме.
Как понятно из текста, какого-либо негативного контекста слово «secta» изначально не несло. Источники оригинала и перевода.
Новое значение в понятие «секта» внесла христианская церковь. Изначально раннее христианство само попадало под определение секты, так как было обособленным религиозный течением, противопоставленным традиционным религиям того времени. Однако по мере развития христианства внутри него самого возникали обособленные еретические течения, и термин «секта» для христиан стал обозначать ложное учение, отделившееся от основной церкви. До Нового времени термины «секта» и «ересь» были синонимами. Мартин Лютер, в своей лекции по «Посланию к Галатам« обозначил, что церковью является лишь те, кто правильно проповедуют Евангелие и соблюдают все таинства. В его лекции идет уклон на то, что секта — это группа людей, а не само лжеучение. После реформации такое разграничение терминов окончательно закрепилось.
Как секты вербуют людей?
В группе риска вербовки находятся люди, которые находятся в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Обычно, это люди после крупных перемен в жизни, чаще всего одинокие, которым не хватает поддержки родных. Секта все это дает, закрывая очень важную потребность человека в принятии и семейных отношениях.
Также в группу риска попадают люди, находящиеся в активном духовном поиске и стремящиеся к абсолютной «истине», которую вербовщики и обещают.
Человек — существо социальное, подвержен влиянию группы (особенно эмоционально-заряженной) и деструктивные секты не стесняются это использовать.
Вербовщики приглашают потенциальных адептов на массовые мероприятия: семинары, лекции, службы и другие собрания. Смысл такого подхода в том, что в группе, тем более незнакомой, человеку проще что-то внушить, в чем-то убедить.
Почему люди ведутся и вступают в секты? В целом, успех вербовки складывается из двух вещей: правильная тактика вербовки и личная уязвимость вербуемого, его психологическая нестабильность.
У каждой секты тактика вербовки варьируется. Американский семейный фонд приводит следующие черты среднего вербовщика:
Как вы могли догадаться, в группе риска находятся одинокие пожилые люди, но иногда вербуют и детей — пока я собирал материал для этой статью, историей своего пребывания в секте подростком поделилась моя подруга и читательница Хабра. Привожу ее историю анонимно, с комментариями о самой организации.
История Хабровчанки: Нурджулар — секта, которая концентрируется на детях и подростках
В 11 лет я поехала учиться в школу с пансионатом для талантливых детей, которая спонсировалась организацией Нурджулар. Я жила в интернате при школе, потому что была из деревни, а школа находилась в городе.
Нурджулар берут под своё крыло талантливых детей из деревень. В лицеях, спонсируемых организацией, дают очень хорошее образование, поэтому конкурс туда огромный — поступают как местные, городские, так и дети со всего региона. Ощущается это просто как билет в новую жизнь — интересное обучение, крутые учителя, поступление в хорошие ВУЗы и достойная карьера в будущем.
Но при этом в школе проводят религиозную обработку. И это прекрасно работает — каждому ребенку нужен значимый взрослый рядом: тот, кто его опекает, защищает, воспитывает, банально кормит и целует на ночь перед сном. Когда ты оказываешься рано оторван от родителей, видишь их всего полтора дня в неделю и круглосуточно живешь в школе, твоими значимыми взрослыми становятся воспитатели и учителя. Убедить ребенка, который тебе полностью доверяет, несложно, особенно если давать ему тепло, заботу и немного еды, если в столовой кормят очень мало.
Нурджулар отличается от классического Ислама возведенным в культ предписанием «слушаться старших». Послушание — главная религиозная догма, если ты хочешь, чтобы Аллах был тобой доволен — слушайся воспитателя, а он будет слушаться своего главного, а тот своего и так до самой верхушки организации.
После окончания школы, адептов женят только друг на друге (обычно устраивают знакомства с разными ребятами, пока они друг другу не приглянутся). Мальчиков, в зависимости от талантов, продвигают либо в политику, либо в бизнес, либо в преподавание. Работая по выбранной профессии, они продвигают протурецкое лобби, либо спонсируют организацию.
Если выпускник едет учиться в крупные города, его селят в «аркадашские» квартиры, которые наполовину оплачиваются из кармана организации ( arkadas — друг по турецки). Там обработка продолжается — старшие по квартире следят, чтобы ты читал намаз, держал пост, читал определенное количество религиозной литературы в месяц и не пытался слиться куда-нибудь еще (например, завести девушку не из организации и с ее поддержкой выйти в открытый мир). У меня есть друзья, которые жили в таких квартирах, давление там колоссальное, некоторые сбежали, некоторые — нет.
Когда я думаю о самой схеме вербовки, то понимаю, что она идеально построена — 11-летке даже в голову не придет, что его значимый взрослый хочет им манипулировать, ведь это тот человек, который в тебя всю душу вложил, одеяло подтыкал, покупал тебе печенье, утешал. Очень трудно это осознавать — мозг просто блокирует такие мысли как предательство, я смогла сесть и загуглить что думает про организацию внешний мир только через 5 лет после выпуска. И там, конечно, ожидаемые теги — спонсирование боевиков в Чечне, экстремистская литература.
Выходила я оттуда сложно: осознала, что нахожусь в секте еще в школе, когда прочитала про секты в учебнике обществознания и сложила 2 + 2. На тот момент мне было 16. Я говорила другими ребятами, уже обращенным, что это секта и нужно валить из неё. После таких разговоров, меня вызвала учительница и сказала, что если я не перестану болтать, то мне устроят ад. Я сказала «ок» и он начался.
Когда ты живешь в школе, одноклассники и учителя становятся единственным сообществом, где ты существуешь. Меня пытались изолировать, учителя отвернулись.
Мне повезло, что у меня уже было другое значимое сообщество, которое меня приняло как свою и поддерживало — ребята, с которыми мы занимались олимпиадным программированием и математикой. Сборы, олимпиады, летние лагеря — все это стало моим новым местом обитания. Школа пыталась меня оттуда вышибить, делая звонки моей маме и промывая ей голову, что мне нельзя туда ходить, пытались на нее давить при остальных родителях, чтобы она запретила мне ходить на занятия. Мама несколько раз плакала дома на выходных, но я смогла ее убедить, что правда на моей стороне и мне надо продолжать заниматься программированием.
Когда я сдала последние экзамены, то просто уехала из этого города даже не дождавшись аттестата — мне его прислали по почте. В ВУЗе меня уже ждали друзья, выпустившиеся на несколько лет раньше. Примерно так программирование спасло меня в 16 :).
Обращение в полного члена секты — когда выбраться уже очень сложно
Цель обращения — полное принятие вербуемым идеологии секты. Процесс может длиться как несколько месяцев, так и пару дней. Некоторые люди до конца не обращаются — оставляют контакты с другими людьми или семьей.
После успешного обращения, новообращенные принимают на себя идеальную, по убеждениям секты, личность. Такой радикальный разрыв с привычным образом жизни может вызвать мощный стресс. Обычно непрерывное подчинение идеологии секты ослабляет его, и в конце концов прежнее мировоззрение выглядит отдаленным и забывается. Можно выделить несколько средств, используемых для полного обращения и ликвидации сомнений:
В некоторых сектах практикуется использование психотропных веществ. Их прием может быть обозначен в виде центральной доктрины секты, а может быть и тайным. Иногда, создание зависимости является способом удержания адептов в членстве секты. Обычно, эффект от употребления наркотика преподносится как доказательство «истинности» секты или способности проповедника к колдовству.
Почему так трудно выйти из секты?
Любой человек, который борется с вредной привычкой, будь то курение или алкоголизм, знает, что первым шагом является осознание имеющейся проблемы. Тоже самое и с сектами — если ты понимаешь, что находишься в секте, значит ты уже на пути к выходу из нее.
Основной сложностью выхода из секты является то, что зачастую адепт категорически не согласен с тем, что его организация — секта. У вербовщиков есть такая техника, согласно которой новички не должны общаться друг с другом. Вновь пришедшим занимаются как минимум два опытных сектанта, создавая у того иллюзию «нормальности» и «приличности» организации. Постепенно новоиспеченный адепт посредством манипулятивных техник разрывает прежние социальные связи, создавая новые уже внутри группы.
Отсюда вытекает вторая сложность с выходом из сект. Адепт оказывается изолированным от внешнего мира, все его социальные контакты замкнуты на одной конкретной группе. Причем отношения между человеком и сектой являются отношениями зависимости. Лидеры секты прикладывают большие усилия, чтобы адепт не мыслил своей жизни вне секты. Для усиления контроля над «паствой» секта может накладывать на своих членов финансовые обязательства, присваивая себе их имущество и деньги. Таким образом, секта не только обогащается, но и лишает человека опоры, для выхода из секты.
Вдобавок секта получает еще один «крючок» для удержания человека, делая его зависимым от предоставляемых ему веществ. Если пострадавший все таки осознал факт своего пребывания в секте, он столкнется с определенными сложностями.
Понимание того, сколько денег, времени и сил он вложил в секту, нанесенный ущерб, необходимость разрыва связей и следующая изоляция грозит большими психологическими проблемами. Поэтому первый шаг к выходу из секты — это помочь человеку найти опору в каком-то другом сообществе и психологическая поддержка.
Наука о сектах
Изучением сект и связанных с ними явлений занимается трансдисциплинарная отрасль знаний под названием сектология (или сектоведение). В отличие от междисциплинарности, которая подразумевает заимствование методов и техник из других областей науки, трансдисциплинарность предполагает синтез методологий для создания новых исследовательских концепций.
Изучение религиозных движений и культов не умещается в рамки какой-либо одной дисциплины или теории — так известный социолог религии Брайн Уилисон в работе «The Social Dimensions of Sectarianism: Sects and New Religious Movements in Contemporary Society» отмечает «невозможность… любой единой теории новых религиозных движений». Поэтому сектология включает в себя подходы из различных наук: психологии, социологии и даже биологии. Расскажу о них подробнее.
Психологический подход
История изучения тоталитаризма и психологического насилия в сектах и других социальных группах началась с наблюдений западных психологов за некоторыми коммунистическими режимами в послевоенные годы. В 1950-е годы возник термин «промывание мозгов».
Американский журналист Эдвард Хантер перевел китайское выражение си нао (дословный перевод — промыть мозги), применяемое Коммунистической Партией Китая для описания принудительного искоренения из китайских граждан «старой идеологии и неправильных убеждений». В книге 1956 года «Brainwashing; the story of men who defied it« Хантер описывает методы, при помощи которых китайские коммунисты «перевоспитывали» граждан, выросших в дореволюционную эпоху, и добивались подчинения у иностранных заключенных в период Корейской войны для подавления воли пленников к сопротивлению.
Описанные методы включали в себя доведения человека до животного состояния путем содержания в грязи, лишения сна, психологического преследования, внушения вины, группового социального давления и т.п. «Человек утрачивает связь с реальностью. Факты и вымысел переплетаются и меняются местами. « — пишет Хантер. Изыскания американского журналиста продолжили профессиональный психиатр профессор Роберт Лифтон и психолог Эдгар Шейн. Исследуя истории корейских военных предательств, они определили принудительное убеждение как синтез социального, психологического и физического подавления для изменения мировоззрения и поведения человека. Впоследствии в работе «Thought Reform and the Psychology of Totalism« Лифтон сформулировал восемь приемов тотального контроля, применяемых в сектах и государствах по типу нацистской Германии:
Массовое самоубийство членов секты Храм народов в поселении Джонстаун
В центре внимания современной психологии находится психологическое влияние, оказываемое культами на человека. Сама система верований игнорируется, исследуются только методы убеждения. Стоит отметить, что в западной литературе по большей части используется термин «культ», хотя некоторые и используют слово «секта». Также применяется термин «Новое религиозное движение», так как некоторые считают слова «секта» и «культ» перегруженными эмоциональными и богословскими коннотациями, особенно после событий, связанных с сектой Храм народов (массовое убийство в поселении Джонстаун). Согласно конференции «Cultism: A Conference for Scholars and Policy Makers« культ — это группа или движение с чрезмерно высокой преданностью лидеру, идее или вещи и использующее манипулятивные способы убеждения и контроля с целью достижения целей лидеров группы, невзирая на негативные последствия для группы и общества в целом. Манипулятивные методы могут быть следующими:
Социологический подход
В отличие от психологов, социологов интересует не взаимодействие групп с людьми, а участие религиозных общин, сект, культов и деноминаций в динамике общественного развития. Окончательной социологической теории сект и новых религиозных движений на данный момент не существует, однако в англоязычном мире сформировалось несколько классификаций религиозных движений, которые используются в современных социологических исследованиях.
Самая распространенная классификация берет начало в работах социолога Макса Вебера и развивается богословом Эрнстом Трёльчем. В работе «The Social Teaching of the Christian Churches» Трёльч приводит типологию религиозных движений, состоящую из трех элементов: церковная религия, сектантская религия и мистицизм. Первые два типа соотносятся с двумя формами церковной организации: церковью и сектой. Третий тип является проявлением антиобщественного индивидуализма. Этот тип не приводит к появлению новых религиозных организаций, однако может стать причиной возникновения мелких неформальных групп, которые существуют непродолжительное время.
Социолог Бентон Джонсон свел множество переменных в определении церкви и секты к одному единственному признаку: принятию и отрицанию окружающего общества. Соответственно церковь принимает социальное окружение, в котором существует, а секта отвергает. Социологи Родни Старк и Уильям Симс Бейнбридж использовали этот признак для создания модели динамики религиозных групп, Модель состоит из оси, отражающей степень противоречий с окружающем обществом. На одном конце находятся стабильные религиозные институты (церковь), для которых характерно наличие устоявшихся ролей, норм, ценностей и социальных функций. На другом конце — нестабильные структуры, такие как секты и культы. Существует тенденция, по которой некоторые религиозные движения постепенно переходят в стабильную область, находя компромиссы с окружающим обществом, однако постоянно появляются новые движения. Термины «культ» и «секта» Старк и Бейнбридж используют для описания происхождения религиозных движений. Так секта определяется как девиантное религиозное движение, остающееся в рамках недевиантной религиозной традиции. Культы же образуются в результате «мутаций» и являются девиантными религиозными движениями, формирующими девиантные религиозные традиции.
Модель динамики религиозных движений
Нейротеология
Как известно, одним из способов контроля и убеждений в сектах и культах является манипуляция мистическим опытом. Исследованиями религиозного опыта занимается нейротеология, одна из дисциплин в нейробиологии на стыке нейрофизиологии и нейропсихологии. Нейротеология изучает нейрологические корреляты мистических переживаний, рассматривая их как одну из основ религии, следуя традиции, заложенной психологом Уильямом Джеймсом. Используя обширный материал исторических свидетельств, личных писем и дневников, Джеймс установил четыре критерия мистических переживаний:
Современные методы исследования включают в себя изучение активностей различных частей головного мозга в процессе мистического переживания с помощью различных форм функционального нейрокартирования. Исследования, проводимые в момент медитации, выявили на ЭЭГ у испытуемых гиперсинхронизацию в результате избыточной синаптической бомбардировки серотонином и глютаминовой кислотой (Meditation may predispose to epilepsy), блокировку ɑ-ритма вследствие повышения функциональной активности мозга (напряженное внимание, интенсивная психическая работа) (EEG Alpha Blocking Correlated with Perception of Inner Light During Zen Meditation), изменение метаболизма дофамина (Increased dopamine tone during meditation-induced change of consciousness). На основании проведенных нейрофизиологических исследований Майкл Персингер выдвинул гипотезу о сходстве изменений в височной доле при эпилепсии и при мистическом погружении.
По мнению основоположников нейротеологии, Эндрю Ньюберга и Юджина д’Акили, изменения электрической активности, происходящие в лимбической системе, не говорит о том. что мозг «создает бога», однако он естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт. В книге «Why God Won’t Go Away: Brain Science and the Biology of Belief» они утверждают. что групповые ритуалы и индивидуальная религиозность способствуют вовлечению одних и тех же эмоциональных разрядов, имеющих отношение к таким эмоциям, как страх, умиротворение или экстаз, независимо от культурного бэкграунда. Эти эмоции и опыт могут быть вызваны ограничением доступа информации к мозговым структурам (деафферентация).
Как помочь человеку, попавшему в секту
Что делать, если близкий человек попал в секту? Прежде всего, как и в любой экстренной ситуации, сохраняйте спокойствие: большинство людей рано или поздно выходят из сект (срок может варьироваться от пары недель до нескольких лет). Также будет полезно следовать следующим рекомендациям:
Секты в РФ — кого конкретно опасаться
Саентология
Саентология была основана в начале 50-х годов прошлого века писателем-фантастом Л. Роном Хаббардом. На сегодняшний день саентология распространена во многих странах мира (более 150) и не имеет конкретного правового статуса. Так, например, в США церковь освобождена от налогов, в Великобритании саентология признана религией, а в России ее статус до конца не ясен и судебные разбирательства по его определению периодически проходят как в российских судах, так и в Европейском суде по правам человека. Число последователей по разным оценкам и заявлениям со стороны церкви саентологии колеблется от нескольких десятков тысяч до 10 миллионов (по заявлениям церкви).
Том Круз — один из самых известных последователей саентологии
Саентология утверждает, что человек — это бессмертное духовное существо или же, по терминологии саентологии, тэтан, находящееся в «мясном» теле человека. Тэтан проживает бесконечное количество жизней, в том числе и на других планетах. Тэтаны появились миллиарды лет назад вместе с изначальной «причиной» — источником всего сущего. Видимая вселенная — это результат взаимодействия тэтанов. Изначально тэтан — это доброжелательное, гармоничное и практически всемогущее существо, но забывшее об этом с течением времени и оказавшееся в ловушке физического мира. Рядовые граждане, по мнению саентологов, живут в неведении, откуда вытекают все их неудачи и болезни. Для того, чтобы стать счастливым и успешным, необходимо совершенствовать свой тэтан, что возможно с помощью церкви саентологии.
Саентологический восьмиконечный крест
Основную опасность саентология представляет для кошелька. Для прохождения процедур по улучшению тэтана необходимо проходить курсы обучения, одитинги (аналог психологической беседы) и исповеди. При их прохождении уровень последователя повышается, как и стоимость процедур для тэтама. Так, например, по данным factroom.ru, стоимость одитинга составляет 62000 рублей за 12 часов. При этом, во время таких процедур ведется запись и саентологи собирают компромат на последователей, что усложняет выход из церкви.
Свидетели Иеговы
Облачные серверы от Маклауд быстрые и безопасные.
Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!