Административная процедура что это
Глава 11. Понятие административной процедуры и ее юридические признаки
Глава 11. Понятие административной процедуры и ее юридические признаки
82. Для целей данной Методики под административными процедурами понимаются юридические процедуры, в рамках которых исполнительные органы государственной власти, государственные учреждения и их должностные лица принимают правовые акты, иные управленческие решения, совершают юридически значимые действия, направленные на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
83. Административная процедура представляет собой закрепленный в правовом акте порядок последовательного совершения юридически значимых действий ее участников, направленный на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (например, ведение реестра, регистрация, контрольная проверка).
84. Предметом антикоррупционной экспертизы на наличие или отсутствие данного фактора являются:
1) законы Калининградской области, в том числе проекты законов, регулирующие субъективные права и юридические обязанности граждан и организаций, реализуемые в правоотношениях с представителями государственных или муниципальных органов и организаций;
2) акты Губернатора Калининградской области, Правительства Калининградской области, устанавливающие порядок (процедуры) реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан, порядок реализации исполнительными органами государственной власти Калининградской области отдельных властных полномочий, связанных с обеспечением реализации прав и обязанностей граждан и организаций;
3) акты исполнительных органов государственной власти Калининградской области, устанавливающие порядок выполнения отдельных государственных функций или оказания государственных услуг, в том числе административные регламенты выполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
85. Наличие административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупционных отношений в связи с тем, что административные процедуры:
1) значительно уменьшают риск отклонения должностного лица при реализации властных полномочий от достижения нормативно закрепленной цели возникших правоотношений;
2) снижают степень усмотрения должностных лиц при принятии управленческих решений;
3) создают условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений и при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
4) обеспечивают единообразное применение государственно-властных полномочий должностными лицами различных органов и учреждений;
5) создают гласную, открытую модель развития правоотношения, от его возникновения до полного исполнения сторонами своих публично-правовых обязанностей;
6) позволяют согласовать и скоординировать действия множества органов и должностных лиц, участвующих в подготовке и принятии управленческих решений.
86. Административные процедуры способны снизить риск или степень угрозы возникновения коррупционных отношений при условии, что:
1) установленная процедура соответствует характеру материального правоотношения, позволяет учесть его специфические особенности; чем больше процедура специализированна на обслуживании определенного отношения, чем полнее учитывает его нюансы, тем более эффективной она может быть. Тем не менее, каждая процедура обладает определенной степенью независимости от обслуживаемого ею отношения, что позволяет использовать одну процедуру в качестве формы реализации нескольких сходных общественных отношений; но чем большее количество материальных норм обслуживает процедура и чем меньше сходство между ними, тем меньше нюансов каждой из них она учитывает и тем меньше ее возможная эффективность;
2) в правовом акте закреплены все основные элементы административной процедуры, то есть она не является фрагментарной или не полностью упорядоченной;
3) в правовом акте содержатся юридические средства, позволяющие обеспечить надлежащее соблюдение должностными лицами требований административной процедуры, в том числе, не позволяющие государственным служащим принимать решения в обход установленной процедуры.
87. Поскольку коррупциогенным фактором является не только факт отсутствия административной процедуры, но и дефекты существующей административной процедуры, эксперт обязан проанализировать структуру закрепленной правовым актом административной процедуры на предмет выявления дефектов, способных создать условия для возникновения коррупционных отношений.
88. Большинство административных процедур образуется из четырех элементов:
1) описание юридического факта (фактического состава), инициирующего возникновение процедуры:
— если юридический факт является событием, то в правовом акте должно быть определено, кто может выявить событие и как должно быть оформлено выявление события;
— если юридический факт является действием (наиболее часто в виде действия выступает обращение), то должно быть определено, кто вправе совершить это действие и при каких условиях, а также каковы требования к юридическому оформлению действия;
2) права и обязанности участников процедуры:
— каждое право или обязанность должно быть соотнесено с одной из участвующих в процедуре сторон;
— должны быть определены условия реализации права, в том числе, на какой стадии процедуры право может быть реализовано;
— срок реализации права, если он является ограниченным иными рамками, помимо временных рамок самой процедуры;
— действия, которые должна совершить сторона процедуры для реализации своего права;
3) стадии и (или) этапы совершения процедурных действий:
— процедурные действия должны располагаться в определенной последовательности, направленной на достижение конкретной цели;
— в отношении каждого действия должны быть определены момент его совершения в рамках процедуры, а также содержание и форма действия;
4) виды промежуточных и итоговых решений, принимаемых в рамках или по итогам процедуры, и требования к ним;
89. В отношении процедурных (процессуальных) решений должны быть определены основания принятия решения, субъект, уполномоченный на принятие решения, срок принятия итогового решения с момента инициирования процедуры (общий срок процедуры).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административные процедуры
С административными процедурами нам приходится сталкиваться довольно часто. То надо получить в госоргане либо иной организации справку, выписку или иной документ, то обратиться за совершением того или иного действия. Поэтому полезно знать порядок обращения, сроки административных процедур, виды административных решений и особенности их обжалования.
Понятие административной процедуры и необходимые документы и (или) сведения
Административные процедуры – это действия, осуществляемые госорганами или иными организациями по заявлениям граждан (п. 1 ст. 1 Закона N 433-З). Например, выдача справок о месте работы, службы и занимаемой должности, размере зарплаты, выдача выписки из трудовой книжки, дубликатов документов, регистрация рождения, постановка на учет.
Уполномоченные органы, осуществляющие административные процедуры, определяет перечень N 200, постановления Совмина и иные НПА (п. 2, 3 ст. 3 Закона N 433-З). Осуществляются административные процедуры по месту жительства (месту пребывания, когда регистрация по такому месту обязательна). Если речь идет о недвижимом имуществе, то по месту его нахождения (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 433-З).
Для начала следует узнать график приема граждан на официальном сайте госоргана или иной организации. Например, график приема граждан в Минюсте при обращении за предоставлением сведений из ЕГР можно изучить здесь. Затем нужно обратиться с устным или письменным заявлением, направить его нарочным (курьером) или почтой. Заявление регистрируется в день подачи (п. 2 ч. 1, п. 3, абз. 2, 3 п. 4 ст. 14, п. 1 ст. 16 Закона N 433-З).
На заметку
Госорган или иная организация не вправе отменить прием или перенести его, даже если причина отсутствия работника уважительная (болезнь, отпуск, служебная командировка и т.д.). В этом случае отсутствующего работника обязаны заменить (п. 4 ст. 6 Закона N 433-З).
Удобно подавать заявления в электронной форме через единый портал электронных услуг (portal.gov.by), но для этого потребуется получить к нему доступ (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 433-З). Правда, таким способом можно воспользоваться лишь в отношении 7 административных процедур (например, для регистрации иностранца, временно прибывшего в Беларусь). Наименования этих процедур, уполномоченные госорганы или иные организации и способы доступа определяет соответствующий перечень.
Административная процедура может быть как платной, так и бесплатной. Например, за регистрацию договора аренды нежилого помещения придется уплатить 0,2 базовые величины. А вот за справку о расчетах за электроэнергию платить не надо (п. 1.14, 10.7 перечня N 200).
Обратите внимание!
Если для осуществления бесплатной административной процедуры гражданин не представит необходимые документы и (или) сведения, исполком может запросить их у госорганов и иных организаций за плату. Но тогда гражданину придется оплатить выдачу таких документов и (или) сведений.
В заявлении об осуществлении административной процедуры следует указать:
— наименование органа, в который оно подается;
— Ф.И.О., место жительство (место пребывания) заявителя. Для ИП дополнительно указать регистрационный номер в ЕГР, наименование госоргана (иной организации), осуществившего регистрацию;
— наименование административной процедуры;
— перечень документов и (или) сведений (при наличии), представляемых с заявлением. Например, для согласования проектной документации в Минкультуры нужно предъявить заявление и проектную документацию с общей пояснительной запиской (п. 8.8 перечня N 200);
— сведения об оплате административной процедуры посредством системы «Расчет» (учетный номер операции или отметка о платеже), если она использовалась. Если заявитель полностью освобожден от платы, нужно представить подтверждающий это документ. В случае частичного освобождения — документ, доказывающий право на освобождение;
— подпись гражданина или его представителя (п. 5, 7 ч. 1 ст. 14 Закона N 433-З). Полномочия представителя нужно подтвердить доверенностью. Причем личное участие в административной процедуре не лишает права на представителя, и наоборот (п. 1, 5 ст. 8 Закона N 433-З).
При подаче заявления в электронной форме действуют определенные требования к документам и (или) сведениям.
Документ, подтверждающий внесение платы за административную процедуру посредством системы «Расчет», представлять не нужно (п. 1 ч. 3 ст. 15 Закона N 433-З).
Уполномоченный орган при подаче заявления не вправе требовать иные документы и (или) сведения, кроме включенных в соответствующие перечни. Исключение составляют документы, удостоверяющие личность, подтверждающие регистрацию ИП или полномочия представителя (п. 2 ст. 15 Закона N 433-З). Так, при газификации одноквартирного жилого дома исполком не может потребовать справку о возмещении затрат на газификацию (п. 10.3 перечня N 200, ч. 1 подп. 2.1 п. 2 Директивы N 2).
Обратите внимание!
Уполномоченный орган вернет документы и (или) сведения, если гражданин отзовет заявление до окончания административной процедуры. Это не касается заявления, поданного в электронной форме. Форма отзыва должна быть такой же, что и у заявления (ст. 18 Закона N 433-З).
Срок осуществление административной процедуры
Срок административной процедуры не может превышать 15 дней. Когда требуется сделать запрос в другие госорганы или организации, срок продлевается до месяца. Днем окончания административной процедуры считается день принятия административного решения. Соответственно, его должны принять до истечения отведенного на процедуру срока, в том числе оформить справку или иной документ, внести данные в регистр или реестр и т.д. (п. 2 ч. 1, 2, п. 3 ст. 12 Закона N 433-З).
Обратите внимание!
Срок административной процедуры приостанавливается, если запрос о представлении необходимых для административной процедуры документов и (или) сведений направляется в иностранные органы (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона N 433-З).
Окончание административной процедуры
После рассмотрения заявления уполномоченный орган принимает административное решение:
— об отказе в принятии заявления. Такое решение принимается в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления, если в нем не соблюдаются требования к форме и содержанию, не хватает необходимых документов или сведений или рассмотрение заявления не относится к компетенции органа. В последнем случае уполномоченный орган укажет соответствующий орган либо самостоятельно направит ему заявление с уведомлением заявителя об этом, а также вернет документы и (или) сведения. Отказ в принятии заявления не препятствует его повторной подаче после устранения недостатков (ст. 17 Закона N 433-З);
— отказе в осуществлении административной процедуры, если заявитель представил не соответствующие законодательству, недействительные или поддельные документы и т.д.;
— осуществлении административной процедуры (ст. 24 Закона N 433-З).
Административное решение, принятое в устной форме в ходе приема, объявляется тут же. Решение в письменной форме (копия, выписка из него) либо извещение о нем выдают заявителю на руки или пересылают по почте (нарочным), в электронной форме — направляют через единый портал электронных услуг. На это отводится 7 рабочих дней со дня принятия решения (п. 1 ст. 27 Закона N 433-З). Кроме того, за административным решением (его копией, выпиской из него) можно прийти лично (п. 2 ст. 27 Закона N 433-З).
Обратите внимание!
Срок на выдачу, пересылку решения не входит в срок административной процедуры.
Административное решение вступает в силу со дня принятия, если не устанавливается иной срок (п. 1 ст. 28 Закона N 433-З). Изменения и (или) дополнения вносятся в решение по заявлению, как правило, бесплатно в 10-дневный срок со дня его регистрации. При этом платить за устранение ошибок (неточностей) не придется, если в них виноват уполномоченный орган. В указанный срок при необходимости выдадут и дубликат административного решения (п. 1, 2 ст. 28-1 Закона N 433-З).
Обжалование административного решения
В случае несогласия с административным решением его можно обжаловать в госорган (организацию), вышестоящий для органа, принявшего административное решение. В судебном порядке решение обжалуется после соблюдения внесудебного порядка. Однако если вышестоящего органа нет, решение можно обжаловать непосредственно в суд (ст. 30 Закона N 433-З).
Административные процедуры: понятие, виды, сроки осуществления
Общее понятие
Таким образом, если выразить данное понятие административной процедуры несколько иными словами, то под ним следует подразумевать установленные алгоритмы конкретного типа действий, которые подлежат исполнению государственной администрацией для осуществления решения по какому-либо делу.
Задачи и цели
Как и любое другое понятие в праве, процедуры административного характера имеют определенные задачи, на решение которых направлено их воздействие. Так, в первую очередь их воздействие направлено на обеспечение максимальной эффективности деятельности органов, попадающих под категорию публичной власти В число таковых структур также входит и публичная администрация.
Во-вторых, административные процедуры преследуют задачу создания наиболее положительных условий, в которых гражданам будет удобно участвовать в публичных отношениях, а также заниматься их организацией.
Что касается целей таких процедур, то их воздействие, прежде всего, направлено на создание равного правового положения субъектов двух различных характеров: властного и невластного. Кроме этого, данные действия способствуют превращению прав каждого представителя органов публичной администрации в некие обязанности и, кроме этого, предоставлению субъектам невластного характера определенных дополнительных прав.
Свойства
Всем административным процедурам из перечня, представленного ниже, присущи два основных свойства. Первое из них касается детальности проведения действий. Так, чем более детальной она является, тем более крупными будут материальные затраты, которые потребуются для ее осуществления. Причем в данном случае затраты будут производиться как со стороны самой администрации, так и представителей гражданской общественности.
Из вышесказанного можно выделить и другое свойство процедуры данного характера. Оно заключается в том, что чем большее значение имеет ее предмет, тем более детальной будет сама процедура и, как следствие, более затратной.
Значение
Кроме этого, действия данного вида отлично снижают уровень усмотрения. Это означает, что существует определенный, установленный законодательством срок административной процедуры (30 дней), который не может быть нарушен в большую сторону по усмотрению конкретного органа.
Еще одно значение данных действий заключается в том, что все они способствуют приданию правоотношениям административного типа гласности. Это означает, что абсолютно каждый участник гражданского общества осведомлен в четкости поэтапного проведения каждой процедуры.
Стороны
Что касается участников процедур рассматриваемого характера, то ими могут выступать лица, которые наделены определенным правомочием осуществления функций публичного типа, а также простые граждане или организации.
Что касается первого вида субъектов, то к их числу относятся различные муниципальные учреждения, а также государственные органы. В некоторых случаях субъектами властного типа могут выступать и другие организации или учреждения, но это возможно лишь в том случае, если они были наделены на то специальными правами.
Что касается стороны, с которой выступают простые граждане и физические лица, то они относятся к группе неправомочных субъектов. Это означает, что их обязанности и реализация предусмотренных законом прав будут напрямую зависеть от тех решений, которые принимают должностные органы.
Все стороны имеют определенные обязанности и права, которые должны не только соблюдаться, но и уважаться взаимно.
Когда используется процедура, имеющая административный характер
Следует отметить то, что далеко не во всех правоотношениях могут быть применены в действии административные процедуры. В каких они просто необходимы и возможны?
В первую очередь к числу таковых можно отнести те ситуации, когда производится урегулирование обязанностей юридического характера и субъективных прав как отдельных граждан, так и целых организаций в процессе проведения взаимоотношений с публичной властью. В данном случае вытекает то, что за неимением проведенной процедуры, носящей административный характер, не будет возможности реализовать законное право.
Осуществление административных процедур также необходимо тогда, когда создаются отношения, в рамках которых определенные органы, имеющие властные полномочия, осуществляют определенные меры воздействия на граждан. К числу таковых мер можно отнести те, которые подразумевают принуждение или, например, произведение надзора, контроля.
Определенные процедуры, производимые органами администраций, публичного характера также обязательны для исполнения. Они требуются в то время, когда производятся процедуры нормотворческого характера (издания актов, законов и т.п.), закрепления прав отдельных представителей администрации, а также принятия особенно важных решений.
Законодательное регулирование в России и в соседних государствах
Все моменты, связанные с осуществлением процедур данного характера, регламентированы отдельными нормативными актами и регламентами. Что касается закрепления как самого понятия, так и его особенностей на общегосударственном уровне, то это производится в Законе «Об административных процедурах», а также в Указе № 200 с одноименным названием.
Кроме этого, порядок совершения данных действий прописан в различных регламентах для специализированных органов.
Что касается регулирования действий данного рода в иных странах, то оно также производится на основании нормативных документов. Так, например, административные процедуры в РБ (Республика Беларусь) производятся на основании положений, предписанных законом, название которого полностью совпадает с российским. Если говорить об Украине, то в законодательной базе данного государства предусматривается целый спектр актов, которые предусматривают их совершение в разных сферах деятельности государственных органов.
Реализация прав путем совершения обращений в органы государственной власти
Это один из видов административных процедур. Они очень часто применяются на практике. Данная группа закрепляет в своем составе целый набор прав и специальных возможностей. К числу таковых относятся возможности подачи заявлений и ходатайств, отзывы представленных ранее заявлений, а также подача дополнительных документов.
Что касается обязанностей в данном виде правоотношений, то они заключаются в необходимости предоставления определенного рода документов, получении согласований, даче пояснений по ходу конкретного события или, например, совершения явки в определенный орган.
Контрольно-надзорные
Данный вид административных процедур предполагает проведение мероприятий контрольного характера, которые осуществляются специально уполномоченными на то органами. Если говорить о правах и обязанностях, что возникают между сторонами в процессе их исполнения, то та сторона, в отношении которой проводятся все контрольные действия, должна быть заранее уведомлена о предстоящих событиях. Кроме этого, уведомление должно осуществиться в установленном законом порядке. Данная сторона имеет право присутствовать при процессе осуществления контрольных мероприятий, ознакамливаться со всеми составленными по ходу дела документами. Что касается обязанностей, то в их число входит невмешательство в процесс проведения работы контролирующими органами, а также максимально возможное способствование обеспечению доступа к необходимым материалам.
Процедуры разрешения споров
В юридической практике встречаются ситуации, когда просто необходимо разрешение спора в отношении какого-либо предмета. Особенность данного вида процедур состоит в том, что при их осуществлении у сторон отсутствуют обязанности как таковые. Однако, несмотря на это, они имеют определенные права. В частности, они заключаются в том, что сторона может заявлять ходатайства или отводы, предоставлять определенный ряд доказательств, которые имеют прямое или косвенное отношение к предмету спора. Кроме всего этого, стороны разбирательства имеют право присутствовать на процессе рассмотрения ситуации по существу, а также ознакамливаться со всеми документами, которые были составлены в процессе, в том числе и с заключительным решением.
Конкурсные процедуры
Регистрационные
Данный вид процедур также очень популярен, если оценивать статистику применения на практике всех действий данного характера. Данные действия, как правило, связаны с производством регистрации особого акта, имеющего правовой или нормативный характер. Кроме этого, на основании Указа № 200 «Об административных процедурах» действия данного рода могут быть произведены и по поводу регистрации конкретных прав (например, на недвижимость) или юридических лиц.
Сроки
В Указе «Об административных процедурах» говорится о том, что на проведение определенного действия должно отводиться ровно такое количество времени, за которое оно фактически может быть произведено. Так, например, если на процедуру рассмотрения законодатель отводит 15 рабочих дней, то в случае необходимости осуществления его дополнительной проверки процедура должна быть осуществлена суммарно за 45 дней.
Что касается стандартного срока, отведенного на рассмотрение заявки и совершение действий по ней, то он, в соответствии с положениями Указа № 200 «Об административных правонарушениях» составляет 30 дней. Однако, как показывает практика, он нередко смещается в большую сторону, что связано с частым возникновением необходимости проведения дополнительных действий.
Решения
По итогу проведения процедуры, имеющей административный характер, обязательно должно быть принято определенное решение, которое выносится специализированным органом, в производстве которого находится дело. Такие решения могут быть двух видов: итоговые и промежуточные.
Что касается промежуточных решений, то они, как правило, принимаются в ходе совершения определенных этапов. Это свойственно для сложных процедур, которые требуют поэтапного рассмотрения ситуации. В некоторых случаях промежуточное решение требуется тогда, когда рассмотрение ситуации по факту переходит от одного лица (или органа) к другому. В случае приостановления хода рассмотрения дела в связи с необходимостью выяснения обстоятельств также следует сделать промежуточное решение.
Итоговое решение принимается на финальном этапе совершения административной процедуры. Из понятия становится понятно то, что данное решение является окончательным, в нем должны быть выражены все выводы, которые были сделаны в ходе рассмотрения отдельных этапов сложной ситуации, а также в конце проведения одноэтапного действия.
Все решения, в том числе и итоговое, должны быть отражены в конечном акте. Данный документ считается действительным только при наличии подписи должностного лица.