Административное образование что это

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы. Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Характеристика различных административно-территориальных единиц

Административно-территориальная единица – это часть территории субъекта Российской Федерации в определенных границах, которая устанавливается с целью реализации функций государственного управления, которая была образована при административно-территориальном делении субъекта РФ, имеющая статус и наименование, установленные законодательными актами.

Основными административно-территориальными единицами являются сельские районы и города.

Сельский район представляет собой административно-территориальное образование, которое не входит в состав иных административно-территориальных образований, которое включает в себя несколько сельских советов, поселковых советов и городов районного значения и имеющее единый административный центр

Одним из видов сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, который относит себя к определенной этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на территории субъекта Российской Федерации.

На территории Алтайского края находится Славгородский немецкий национальный район.

Город областного (республиканского) значения – административно-территориальная единица, которая включает в себя город и административно подчиненный один или несколько населенных пунктов вместе с землями, которые прилегают к их территории и являются необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

В городе областного значения населения должно составлять не менее 50 тысяч человек. В свою очередь, крупные города подразделяются на внутригородские районы.

Внутригородским районом называется – административно-территориальная единица, которая входит в состав областного (республиканского) значения, и состоит из части его территории и административно подчиненного ему населенного пункта в совокупности с землями, прилегающими к ним, которые являются необходимыми для развития города и населенных пунктов.

Помимо городов областного значения, территория субъекта Российской Федерации включает в себя также город районного значения.

Городом районного значения называется административно-территориальная единица, которая входит в состав сельского района и состоит из города и земель, прилегающих к нему, которые необходимы для развития городской инфраструктуры. Численность населения города районного значения должна составлять не менее 11000-15000 человек. Численность регулируется законодательными актами об административно-территориальном устройстве каждого российского субъекта по различным критериям.

Отдельными случаями предусмотрено определение меньшего по численности населения города, но имеющего важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, к категории «город районного значения».

Сельский район включает в себя такие административно-территориальные единицы, как поселок и село.

Поселком городского типа называется единица, на территории которой размещены промышленные предприятия, строительные объекты, узлы железнодорожного сообщения и иные объекты промышленной инфраструктуры или основное назначение которой – это предоставление санитарных услуг или организация летнего отдыха для населения, численность которого более 3000 человек.

Отдельными случаями предусмотрено определение населенных пунктов с меньшим количеством населения, но имеющих перспективу развития экономики и демографического роста населения.

Сельским населенным пунктом называется село, деревня и иные населенные пункты сельского типа, основной деятельностью жителей которого является сельскохозяйственное производство.

Сельское поселение – территориальная единица, включающая в себя несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, границы которой совпадают с границами муниципального образования, имеющего статус сельского поселения.

Предусмотрено наличие на территории Российской Федерации закрытого административно-территориального образования.

Московская область включает в себя три ЗАТО – г. Краснознаменск, поселок Восход и поселок Молодежный.

В качестве административного центра административно-территориального образования выступает городской или сельский населенный пункт, находящийся в пределах территории соответствующего образования, определяемый в качестве местонахождения органов государственной или муниципальной власти.

Новый тип административно-территориальных единиц

В последнее время начинают формироваться нетрадиционные административно-территориальные единицы.

Территории города Москвы подразделена на округа, а округа, в свою очередь, на городские районы.

При объединении некоторых субъектов, бывшие субъекты приобрели положение, называемое «административно-территориальная единица с особым статусом».

Федеральным законом, принятого 14 октября 2005 года №6 «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа», а именно частью 1 статьи 5 регламентировано создание административно-территориальной единицы с особым статусом в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Данный особый статус установлен федеральным законодательством, Конституцией РФ и законодательными актами нового субъекта Российской Федерации.

Под особым статусом административно-территориальных единиц предполагается сохранение территории, которой им уже принадлежала на момент объединения с иными субъектами России. Уставами вновь образованных российских субъектов устанавливаются специальные правовые нормы об этнических меньшинствах, которые проживают на территории административно-территориальных единиц с особым статусом. В состав государственных органов исполнительной власти входит специальный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом.

В Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководителем которого является префект – представитель края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание включает в себя 60 депутатов, 2 из которых представляются квотой, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Такая же норма распространена и на Красноярский край. Иные административно-территориальные единицы не имеют подобного представительства.

Вопросы по административно-территориальному устройству относятся к компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К вопросам в сфере административно-территориального устройства законодательных органов государственной власти субъекта России относятся следующие:

Ведение органа исполнительной власти субъекта (глава администрации, губернатор) включает в себя такие действия, как:

Источник

Административно-территориальное деление России

Административно-территориальное устройство РФ: субъекты РФ, федеральные округа, экономические зоны

Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений.

Субъекты Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной.

Большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области).
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского или муниципального округа.

На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами

Субъектами федерации являются:

Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

Источник

Административное образование что это

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 387-ФЗ, от 01.07.2021 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 22 ч. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Словосочетания «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Административно-территориальное образование

Административно-территориальные образования ( муниципальные образования), составляющие территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации ( региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований ( местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь совокупность региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты. [1]

Схемы районной планировки административно-территориальных образований разрабатываются в соответствии с утвержденной схемой расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил региона. [5]

В целях предоставления административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации большей самостоятельности в решении задач экономического и социального развития законодательство предусматривает наделение их необходимыми финансовыми ресурсами. [6]

Если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебнуюсвязьс предприятиями ( или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, втом числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. [9]

С 01.01.92 г. органы государственной власти административно-территориальных образований не могут устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль, носящие индивидуальный характер, а ранее установленные льготы утрачивают силу. [10]

Договоры субъектов РФ с субъектами либо административно-территориальными образованиями иностранных государств и иностранными юридическими лицами в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней вступают в силу после государственной регистрации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. [13]

В соответствии с Законом РФ О закрытом административно-территориальном образовании установленные налоги, уплачиваемые па территориях закрытых административно-территориальных образований, зачисляются в бюджеты закрытых административно-территориальных образований на специальные счета уполномоченных банков и расходуются на ремонт и содержание автомобильных дорог, расположенных на этих территориях. [14]

Источник

Вопрос

Что следует понимать под административно-территориальными образованиями и какими признаками они должны обладать, возможно ли отнесение к административно-территориальным образованиям части территории муниципальных образований, состоящей из нескольких населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями?

Ответ

При рассмотрении проблемы соотношения административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и территориальной организации местного самоуправления необходимо основываться на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. В его Постановлении от 24 января 1997 г. № 1-П и Определении от 15 мая 2007 г. № 406-О-П указывается, что «из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в статьях 1 (часть 1), 11 (часть 2), 66 (часть 1), 71, 72, 73, 76 и 77 Конституции Российской Федерации, вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, – их территориальное устройство. Вопросы территориальных основ местного самоуправления, формирования муниципальных образований, с одной стороны, и административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации – с другой, будучи связаны между собой, имеют самостоятельное значение и, обладая собственным юридическим содержанием, относятся к различным сферам ведения: первый – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, второй – к исключительному ведению субъектов Российской Федерации».

Таким образом, субъекты Российской Федерации самостоятельно решают весь комплекс вопросов, которые охватываются понятием административно-территориального устройства. Например, среди названных вопросов могут быть: система административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление их границ; наименование и переименование указанных единиц. При этом административно-территориальную единицу можно определить как часть территории субъекта Российской Федерации, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Вместе с тем следует отметить, что основы административно-территориального устройства страны установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» (который действует в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации). В соответствии с данным документом административно-территориальными единицами являются городские и сельские населенные пункты, районы, районы в городах, сельсоветы. Административно-территориальное устройство является основой для организации публичной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации. В частности, с учетом такового может осуществляться деление территории субъекта Российской Федерации на муниципальные образования. При этом важно учитывать, что муниципальные образования не являются административно-территориальными единицами. Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) городские и сельские поселения, городские округа образуются на основе населенных пунктов (статьи 2 и 11). Требований о совпадении, соответствии или взаимоувязке административно-территориального и муниципально-территориального устройства федеральное законодательство не содержит. Этот вопрос решается в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно. Однако это отдельные виды территориального деления и, соответственно, даже в случае совпадения территорий административно-территориальных единиц и муниципальных образований данные территориальные образования остаются самостоятельными и регулируются разными законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В связи с этим в границах одной территории могут существовать административно-территориальные единицы и муниципальные образования с различными наименованиями и границами.

При этом представляется, что административно-территориальные единицы и муниципальные образования должны формироваться по общему правилу таким способом, который бы, по возможности, исключал вероятность пересечения их границ и вхождения территории административно-территориальной единицы в границы двух или более муниципальных образований.

Также следует отметить, что категории «населенный пункт», «сельский населенный пункт», «город», «поселок» являются понятиеобразующими для муниципальных образований «городское поселение», «сельское поселение», «городской округ», и служат отправной точкой для описания их состава и территории. Так, сельское поселение определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (статья 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

Кроме того, в 2014 году появилось новое понятие «городской округ с внутригородским делением», под которым понимается городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования (Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ). Это корреспондирует традиционному для страны делению крупных городов (республиканского, областного, краевого значения) на районы как административно-территориальные единицы, и подтверждает возможность отнесения к административно-территориальным образованиям части территории муниципального образования, в том числе состоящей из нескольких населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Следует также иметь в виду, что ведение Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) осуществляется в соответствии с Правилами стандартизации ПР50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов», утвержденными приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2005 г. № 311-ст. Согласно пункту 4.1.1 этих Правил в ходе исследования подлежащего классификации вида социальной информации должны быть проанализированы и учтены, в том числе, изданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовые акты. При этом в тех случаях, когда в общероссийские классификаторы объекты классификации включаются на основании правовых актов и документов, указанных в пункте 4.1.1 Правил, наименования объектов классификации в общероссийских классификаторах должны соответствовать их наименованиям в этих актах и документах.

Одновременно в соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, городских округов, и могут служить основанием для формирования общероссийских классификаторов и внесения в эти классификаторы изменений.

Исторически сложившиеся в соответствии с административно-территориальным делением территории районов, городов, поселков городского типа, районов, сельских округов (волостей, сельсоветов), как правило, удовлетворяют критериям статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ и могут служить основой для установления территорий вновь создаваемых муниципальных образований. Следовательно, федеральное законодательство позволяет субъектам Российской Федерации устанавливать границы муниципальных образований таким образом, чтобы их территории и территории административно-территориальных единиц совпадали, но данное условие не является императивом. Поэтому целесообразно сохранять взаимосвязь административно-территориального деления субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований и определять территории муниципальных образований в соответствии с административно-территориальным делением субъекта Российской Федерации только в том случае, если данное положение вещей исторически характерно для данной территории и соответствует во взаимосвязи положениям трех основных актов – Федерального закона № 131-ФЗ, Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» и Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

В противном случае, несоблюдение указанных положений и смешение принципов территориальных основ местного самоуправления и административно-территориального устройства, может привести к путанице, неоднозначности и расхождении в определении территорий, находящихся в юрисдикции различных органов управления и местного самоуправления.

Таким образом, представляется, что в законах субъектов Российской Федерации, где понятия административно-территориальных единиц определяются с применением терминов Федерального закона № 131-ФЗ в отношении муниципальных образований (административно-территориальное образование (единица) определено как городское поселение, сельское поселение, городской округ или муниципальный район в границах и с наименованием, установленными соответствующим региональным законом об установлении границ и наделении статусом муниципального образования), нарушается принцип административно-территориального деления, предполагающий, что административно-территориальными единицами могут быть отдельные населенные пункты, территории населенных пунктов (например, районы городов), границы и территории которых по понятным причинам не могут совпадать с границами муниципального образования, в состав которого они входят.

Дополнительно сообщаем, что в связи с отсутствием в настоящее время в федеральном законодательстве легального определения понятий «административно-территориальное образование (единица)», «населенный пункт» и его видов – «город», «поселок», «сельский населенный пункт», критериев отнесения населенных пунктов к тем или иным видам административно-территориальных единиц (городским или сельским), а также установленного общего порядка наделения населенных пунктов соответствующим видовым статусом и лишения его этого статуса, Комитет последовательно отстаивает позицию о необходимости совершенствования законодательства об административно-территориальном устройстве Российской Федерации, в частности путем разработки и принятия федерального закона об общих принципах административно-территориального устройства (территориальной организации) в Российской Федерации, либо закрепления соответствующих норм в Федеральном законе № 131-ФЗ, устанавливающем общие принципы территориальной организации местного самоуправления и виды населенных пунктов.

Необходимость установления на федеральном уровне основных принципов организации административно-территориального деления и его элементов отмечает и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в рекомендациях по итогам своего 53-го заседания от 24 апреля 2017 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *