Администратор 1с что это такое
Администрирование 1С 8.3 с нуля для начинающих
Администрирование 1С — это комплекс мер по поддержанию работоспособности информационной системы. Рассмотрим подробнее, что входит в набор обязанностей типичного администратора систем 1С 8.3, и дадим подробное пошаговое руководство для начинающих «с нуля».
Установка системы 1С
Первая и самая банальная обязанность по администрированию 1С — установка системы. Платформа 1С 8 поддерживает два режима работы: файловый и клиент-серверный (подробней в статье 1С файловая или SQL).
Установка 1С производится как на сервер, так и на клиентские машины (исключение — веб-клиент).
Обновление ПО
Эту часть администрирования можно разделить на два процесса: обновление платформы 1С и обновление конфигураций.
Обновление конфигурации
Фирма 1С периодически выпускает новые релизы своих конфигураций, которые необходимо обновить на Вашей базе данных.
В обновлениях конфигурации содержатся:
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
Обновление конфигурации — зачастую неизбежный процесс. Но администратор системы может произвести только так называемое «типовое обновление». Если в Вашу конфигурацию вносились какие-то доработки, то обновление должен производить опытный программист 1С, который разбирается в программном коде.
Обновление платформы 1С
Обновление платформы — тоже очень важный процесс. Его можно производить не так часто, как обновление конфигурации.
В новых версиях конфигурации содержатся:
Очень часто бывает, что невозможно произвести обновление конфигурации без обновления платформы, так как новая конфигурация использует новшества платформы (информацию об этом можно найти в файле описания прикладного решения).
Обновление платформы ничем не отличается от установки платформы, следует учесть, что обновлять необходимо сразу все машины в компании — и сервера, и клиентские.
Управление правами пользователей
Однако не все права может настроить администратор 1С. Например, сложное разделение прав по организациям/номенклатуре/контрагентам/… для каждого пользователя — задача уже для опытного программиста 1С.
Резервное копирование
Резервное копирование — важнейший способ сохранить информацию в целостности и сохранности, особенно в сфере бизнеса.
Рекомендуется делать бекап как можно чаще (1 раз в день).
Инструкция по созданию резервной копии и восстановлению базы — резервное копирование 1С
Поддержка 1С без администратора
Администрирование 1С — процесс трудоемкий, но не всегда имеет смысл держать в штате администратора. Чаще всего для такого рода работ привлекают сторонних специалистов. Специалисты по 1С, как правило, работают на почасовой ставке. У Вас появляется вопрос или проблема — Вы звоните, и вопросы решаются в кратчайшее время. Благодаря современный технологиям специалист может подключиться к компьютеру за считанные секунды.
Если Вы ищете качественное и своевременное удаленное администрирование 1С, просто обратитесь к нам! При работе с нами Вы не платите никаких «абонентских» платежей. Вы платите деньги только за время, потраченное специалистом. Подробности и контакты на странице — услуги 1С.
Рубрикатор статей по администрированию программ 1С
Если Вы начинаете изучать 1С программирование, рекомендуем наш курс (не забудьте подписаться на YouTube — регулярно выходят новые видео):
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.
Администрирование
Система 1С:Предприятия 8 значительно облегчает администрирование информационной базы, предоставляя для этого все необходимое. К задачам по администрированию можно отнести следующие:
Для каждой задачи система 1С:Предприятие 8 предоставляет удобные инструменты. Фактически, администрирование — это вторая профессия Конфигуратора, входящего в стандартную поставку. Основные инструменты администратора включены в подменю Администрирование:
Установка и обновление системы
Установка системы 1С:Предприятие 8 предельно упрощена и не вызывает никаких трудностей. Для запуска и работы не требуются какие-либо дополнительные компоненты или регистрация, достаточно просто наличия исполняемых файлов на локальном компьютере или где-нибудь в сети. Конфигурации (прикладные решения) также могут быть установлены с помощью инсталляторов (дистрибутивов), если это было предусмотрено разработчиками.
Администратор может воспользоваться » административной установкой «, при которой исполняемые файлы системы 1С:Предприятие 8 хранятся на сервере. В этом случае при запуске программы у пользователя, если исполняемые файлы были обновлены на сервере, обновление системы на клиентских местах производится автоматически.
Несмотря на переход от двухуровневой архитектуры к трехуровневой, развертывание клиент-серверного варианта и его администрирование существенно упрощено. Например, создание базы данных производится непосредственно в процессе запуска конфигуратора (так же, как и для файлового варианта). В поставку системы входит дополнительная утилита для администрирования клиент-серверного варианта работы, позволяющая администратору управлять информационными базами и подключением пользователей.
Список пользователей
Список пользователей, имеющих возможность работать с информационной базой, редактируется в следующем окне:
Список активных пользователей
Всегда можно узнать, кто в данный момент подключен к информационной базе, для чего предназначен список активных пользователей. Он вызывается в обоих режимах работы 1С:Предприятия 8: Конфигуратор и Предприятие. В этом списке отображается имя пользователя, имя компьютера, режим запуска и другая информация. Оттуда же можно открыть журнал регистрации действий данного пользователя.
Журнал регистрации
По долгу службы администратору часто требуется узнать, какие действия и события происходили в определенный момент времени. Для этого предназначен журнал регистрации, который по умолчанию отключен, так как его ведение требует некоторых дополнительных затрат. С помощью пункта «Настройка журнала регистрации» указывается важность событий, регистрируемых в журнале. К ним относятся ошибки, предупреждения, информационные сообщения и примечания.
При работе с журналом регистрации можно указать интересующий интервал времени, произвести отбор событий по определенному пользователю или компьютеру и другим параметрам. Журнал регистрации — очень удобное средство для мониторинга действий пользователей и восстановления последовательности событий, происходивших в определенный момент времени.
Роли и интерфейсы
Роль — это набор прав доступа к объектам конфигурации. У каждого пользователя может быть несколько доступных ему ролей, например, главному бухгалтеру доступны роли «Бухгалтер», «Расчетчик», «Учет материалов» и т.д. Редактирование прав доступа к объекту относится уже к изменению конфигурации и производится в окне редактирования объекта на закладке «Права» или из окна самой роли.
Часто на администратора возлагаются задачи по модификации интерфейса пользователя, например, добавление и удаление пунктов меню, их перегруппировка, редактирование панелей инструментов. Все эти функции доступны администратору, хотя интерфейс (как и роль) не входит в административную информацию, а является объектом конфигурации (ветвь «Общие»). Интерфейсы редактируются визуальными средствами в специальном редакторе интерфейсов. Изменения в интерфейсе для пользователя будут действительны только после обновления конфигурации базы данных, хотя пользователь может переключить свой интерфейс на другой «на лету» без перезапуска программы.
Резервное копирование
С помощью пункта «Выгрузить информационную базу. » можно выгрузить данные, конфигурацию и список пользователей в один файл. Следующий пункт «Загрузить информационную базу» позволяет восстановить информационную базу из файла. Этот механизм может также применяться для переноса баз между файловым и клиент-серверным вариантом.
В клиент-серверном варианте резервное копирование может производиться штатными средствами Microsoft SQL Server, при этом прерывать работу всех пользователей не требуется. В файловом варианте для резервного копирования можно скопировать файл информационной базы. Резервные копии рекомендуется архивировать, чтобы они занимали меньше места.
В целях резервного копирования или для других целей из информационной базы можно выгрузить только конфигурацию в cf-файл (аналог md-файла в версии 7.7). Т.е. в этот файл не попадут данные и сведения о пользователях. Другими словами, там будут только объекты конфигурации и программные модули.
Тестирование и исправление
Система 1С:Предприятие 8 имеет повышенную надежность, поддерживает целостность информационной базы при интенсивной работе. Но если с базой вдруг возникли неполадки, например, при неожиданном выключении электричества, то на этот случай в системе 1С:Предприятие 8 предусмотрены средства диагностики и исправления ошибок в базе данных. Для этого предназначена команда «Тестирование и исправление. » меню Администрирование. В появившемся окне можно указать, какие необходимо выполнить проверки и операции, требуется ли только тестирование или тестирование с исправлением ошибок, а также режим исправления. В абсолютном большинстве случаев неполадки устраняются системой автоматически и можно успешно продолжать работу.
Региональные установки
При необходимости администратор 1С:Предприятия 8 может настроить региональные установки информационной базы, к которым относятся язык, разделитель дробной части числа и разделитель групп разрядов, формат даты и времени, представление логических значений и другие параметры.
Обновление конфигураций
В современном динамичном мире вполне естественно, что многие конфигурации регулярно меняются. Изменения могут быть связаны с учетом изменений законодательства, добавлением новых функциональных возможностей или внесением исправлений. Особенно это касается типовых или тиражных конфигураций. Система 1С:Предприятие 8 содержит встроенный механизм поставки и поддержки конфигураций как для типовых, так и индивидуальных конфигураций.
Разработчики конфигураций при выпуске новых релизов подготавливают файлы поставки. Различают полную поставку и поставку обновлений. Последний вид поставки предназначен для обновления имеющейся конфигурации и содержит только изменения.
Администратор или пользователь может легко произвести обновление своей конфигурации. Чтобы его собственные изменения не были потеряны, производится детальное сравнение и объединение конфигурации пользователя и конфигурации поставщика.
Администрирование 1С для самых маленьких. Часть первая — разделяй и властвуй
Дисклеймер
В этой статье выражено личное мнение автора, его видение мира, его путь, и это все не претендует на абсолютную верность и объективность. Автор не несет никакой ответственности за последствия использования данной информации, он только надеется что эта информация поможет сделать кому-то жизнь проще.
Предисловие
Сначала я просто хотел написать небольшую статью о том, как мы разносили базы по службам, но в ходе углубления в этот процесс мы добавляли всякие разные штуки (мониторинг служб, потом мониторинг пользователей внутри 1С, потом прикрутили заббикс, и, наконец, пришли к CI/CD на базе 1С). В итоге я понимаю что пихать это в одну статью будет слишком — решил разделить на несколько. Ну а название навеяно циклом статей «сети для самых маленьких», которые принесли мне много приятных минут и к которым я отсылаю всех, кто «хочет изучить сети». Итак, мы приступаем!
Когда ты признаешь проблему, значит ты на половину уже вылечился (с) один знакомый психиатр
В этой статье я хочу поделиться своим опытом администрирования большого числа 1С в корпоративном секторе. Базы все разные, есть разработка, есть тестовые, все как у всех. Но их просто достаточно много. И все было хорошо, но в определенный момент проводить какие-то админские работы стало крайне тяжело и рискованно.
Какие у нас были сложности:
Акт первый, действие нулевое
Небольшое отвлечение на основные постулаты, осознание которых далось большой кровью и болью.
Акт первый, действие первое
Первая короткая сценка из корпоративной жизни
На сцене — Админ (А), программист 1С (П1С) и представитель бизнеса (ПБ)
ПБ — У нас медленно работает программа!
А — у меня в системе все хорошо!
П1С — я все написал правильно, у меня на компьютере все работает быстро!
ПБ (робко и растерянно) — но она же долго…
А и П1С хором — у нас все хорошо, проблема на вашей стороне!
Проблемы всегда случаются не вовремя (с) (5-летний философ)
И вот в одно прекрасное солнечное утро (на самом деле это была глубокая зимняя ночь) мы поняли что завтра надо запустить новую базу. Завтра наступал тот прекрасный день, который уже много раз описывался тысячами авторов и имя ему — легион! Тьфу, простите, занесло. Имя этому дню был дедлайн. Час ночи, завтра на 200 компах должна запуститься новая база.» Да не проблема, у нас же все компы в домене! Сейчас быстренько сделаем логин-скрипт и дело в шляпе!» подумаете вы. И будуте правы — так же подумали и мы. И сделали. Только, как обычно это бывает, погорели на мелочи — я в логон-скрипте я прописал %filename%.bat а коллега выложил %filename%.cmd.
Ну и понятное дело с утра хелпдеск побежал делать все руками, а мне было очень стыдно за такой тупой фейл. Извинялся перед парнями тортиком.
Но мысль автоматизации этого процесса у меня в голове засела очень крепко и стал даже вырисовываться план внедрения.
В итоге мы пришли к следующей идеологии:
Акт первый, действие второе
Вторая короткая сценка из корпоративной жизни
И с этой стороны ни чуть не лучше… (с) печальный ослик Иа-Иа в свой собственный день рождения
Вот представьте себе — сидите вы в удобном кресле, в одной руке чашка вкусного чая, в другой пышущая жаром и свежестью булочка из кулинарии ближайшего магазина, за окном приятно пахнет весной… И это, конечно же, самое подходящие время для звонка с проблемой! Коллега — Байконур, у нас %@па!
Я — я так понимаю что стадию Хьюстона с проблемами мы уже успешно пролетели?
Коллега — да. База %имя базы% подвисла, вообще не отвечает, ТОПы уже рвут и мечут. 3 раза мне уже звонили. Надо перезагружать службу.
Я — так там же еще пачка баз на этой службе.
Коллега — да, поэтому вторая половина ТОПов тоже рвет и мечет что их отключат.
В итоге конечно все согласовали, перезапустили, но осадочек остался.
Как мы это делали (для нового сервера. для уже существующего часть шагов не актуальны):
Настройка папки для службы и логов:
После проведения всех мероприятий в итоге мы пришли к:
В следующих статьях я планирую рассказать (если эта статья народу зайдет):
Что входит в задачи администратора 1С?
Полноценное функционирование компьютерных систем, локальных сетей, периферийного оборудования обеспечивается системными администраторами, которые, в силу своей компетенции и профессиональной подготовки могут работать с базами данных 1С на должном уровне.
В задачи таких профессионалов входит большинство направлений администрирования, напрямую касающиеся безаварийной и эффективной работы приложений и конфигураций, а также платформ 1С. Как правило, в обязанности администратора 1С входят:
В процессе выполнения этих работ администратору не требуется специальных знаний и большого опыта – интерфейсы приложений и самой платформы имеют дружественный, интуитивно понятный интерфейс, что дает возможность запускать и использовать необходимые компоненты 1С без особых усилий.
Эта задача требует к себе внимательного и кропотливого отношения, когда необходимо ввести данные каждого зарегистрированного пользователя (полное имя, наименование присвоенной учетной записи, атрибуты аутентификации) в базу данных без орфографических и других ошибок.
Данный тип деятельности позволяет администратору 1С контролировать активность подключенных пользователей, фиксировать новые сообщения, предупреждения и общие оповещения. В процессе такого мониторинга открывается возможность детально просматривать события по времени, ориентируясь на имя пользователя или на идентификационный код рабочей станции.
В этом случае админ облегчает использование конфигураций, предотвращая отображение на экране монитора приложений, которые не требуются пользователю с определенной специализацией. Например, кладовщику нет необходимости использовать программу 1С: Бухгалтерия, или 1С: Зарплата и управление персоналом.
Кроме того, данная опция подразумевает коррекцию оформления интерфейса, при которой могут быть удалены или добавлены необходимые пункты главного или дополнительного (всплывающего) меню.
Для обеспечения необходимой безопасности и сохранности компонентов 1С администратор имеет возможность переносить требуемые данные одним файлом на внешние носители, в том числе, в информационное облако интернета, как в оригинальном, так и в сжатом (архивном) виде.
Процесс обновления конфигурации требует от администратора отдельного внимания. Он должен контролировать сохранность баз данных и пользовательских установок на всех этапах объединения старой и новой программы 1С.
Должностная инструкция администратора баз данных (1С)
958 Общие положения
958.1Настоящая должностная инструкция является основным нормативно-организационным документом, устанавливающим функции, права и обязанности, ответственность Администратора БД, регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с должностными лицами структурных подразделений XXX.
958.2Настоящая должностная инструкция является документом прямого действия, вступает в силу со дня утверждения и является обязательной для исполнения работником с момента ознакомления под роспись.
958.3Переименование, ликвидация должности Администратора БД, назначение на должность и освобождение от занимаемой должности осуществляются по приказу Генерального директора XXX.
958.4Администратор БД непосредственно подчиняется Начальнику ИТ-службы, Ведущему администратору 1С Отдела эксплуатации информационных систем.
958.5У Администратора БД подчиненных нет.
958.6На время отсутствия Администратора БД его замещает Ведущий администратор 1С.
959 Цели и должностные обязанности
959.1Деятельность Администратора БД направлена на достижение следующих целей:
959.1.1Обеспечение бесперебойного функционирования баз данных, сопряженных с 1С (1С:Бухгалтерия, 1С:Зарплата и кадры, 1С:Рарус-автохозяйство, 1С:Торговля и склад);
959.1.2Увеличение уровня доступности 1С.
959.2Для достижения установленных целей Администратор БД исполняет следующие обязанности:
959.2.2Устраняет сбои в БД 1С на основании поступающих от пользователей заявок;
959.2.3Осуществляет мониторинг критических параметров работоспособности баз данных, сопряженных с 1С (1С:Бухгалтерия, 1С:Зарплата и кадры, 1С:Рарус-автохозяйство, 1С:Торговля и склад)- проводит мониторинг достаточности размера табличных пространств, достаточности места на дисковых носителях;
959.2.4Осуществляет резервное копирование БД 1С;
959.2.5Взаимодействует с функциональными специалистами при решении проблем, возникающих при эксплуатации 1С.
960 Показатели оценки деятельности
Деятельность Администратора БД оценивается на основе следующих показателей:
960.1Качество обслуживания системы 1C филиалов
961 Общекорпоративные нормы
Деятельность Администратора БД регулируется общекорпоративными нормами, отраженными в следующих документах:
961.8Положение об Отделе эксплуатации информационных систем XXX ;
961.9Настоящая должностная инструкция.
Администратор БД имеет следующие права, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей:
962.1Получать информацию, необходимую для осуществления своей деятельности, от всех структурных подразделений и должностных лиц XXX в пределах своей компетенции;
962.2Вносить вышестоящему руководству предложения по вопросам своей компетенции;
962.3Осуществлять другие полномочия в соответствии с настоящей Должностной инструкцией.
Администратор БД несет персональную ответственность перед Генеральным директором XXX за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей в достижении установленных целей, а также ненадлежащее использование предоставленных ему прав:
— в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, внутренними нормативными документами, трудовым договором работник несет дисциплинарную ответственность;
— в соответствии с договором о полной индивидуальной материальной ответственности работник несет материальную ответственность.
964 Требования к работнику при приеме на работу