Адский камень отцы и дети что это
7 секретов «Отцов и детей»
Почему роман Тургенева начинается 20 мая 1859 года? Откуда автор заимствовал воззрения Базарова? Почему нам рассказывают про роковую влюбленность Павла Петровича и кольцо со сфинксом? Ответы на эти и другие вопросы — в новом выпуске рубрики про секреты великих книг
1. Тайна первой фразы романа
В первой фразе «Отцов и детей» Тургенев точно называет дату начала действия романа:
«— Что, Петр, не видать еще? — спрашивал мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим…»
Статья Герцена «Very dangerous. ». 1859 год Из издания «Колокол. Первое десятилетие », Лондон, Женева, 1867 год
2. Тайна комплексов Базарова
Главный герой романа Базаров рассказывает другу Аркадию и читателям о своем происхождении:
«— Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка.
— Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы».
В подготовительных материалах к роману генеалогия Базарова была обозначена еще более развернуто: «сын доктора, который сам был сын попа». Почему Тургенев дал герою именно такое социальное происхождение?
Это решение глубоко закономерно: оно типично для биографий многих врачей XIX века. Лекарская профессия воспринималась как недостойная дворянина. Как правило, врачами в годы становились дети духовенства (мелкого и среднего). Выпускники духовных семинарий часто шли на медицинские факультеты по разным причинам — кто из желания служить простому народу, кто по квоте правительства, специально рекрутировавшего семинаристов на пустовавшие недобора места на медицинских факультетах. Отец Базарова, Василий Иванович, «сильный был латинист», т. е. хорошо успевал в свое время по латинскому, очевидно благодаря семинарской выучке, но потом служил в армии и выбился в дворяне.
Однако с происхождением Базарова-старшего и отношением к нему его сына в романе не все так просто. Исследователи установили, что в разговоре о себе Базаров самоиронично использует аристократическое именование «лекарь», глядя на себя со стороны, в то время как другие герои романа называют эту профессию «доктор» (или «дохтур»). Все это дает основания заподозрить Базарова в комплексе социальной неполноценности, который, судя по намекам Тургенева, заставляет героя все время возвращаться к этой теме и болезненно обыгрывать ее в разговорах с дворянами Кирсановыми. Цельность личности Базарова оказывается, таким образом, под сомнением.
3. Тайна имени Базарова
Евгений Базаров сообщает Аркадию, что у него день ангела:
«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим, он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос… — Ну, подождут, что за важность!»
Однако недавно исследователи выяснили, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня отмечается день памяти священномученика Евсевия Самосатского, а Евгения — зимой и в марте. Что это — ложь Базарова или недосмотр автора?
Наиболее правдоподобное объяснение этой неувязке — случайная ошибка Тургенева, который, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня. Другая версия — что Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей) — кажется неубедительной.
4. Тайна сфинкса
Тургенев рассказывает нам биографию Павла Петровича, и в частности говорит о его роковой страсти к некой княгине Р. Влюбленный подарил княгине кольцо со сфинксом — символом загадочности; княгиня умирает и перед смертью возвращает подарок:
«…он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка».
И все-таки — в чем разгадка сфинкса? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим его сначала чуть шире: зачем вообще Тургеневу понадобился сам сюжет с прошлой влюбленностью Павла Петровича?
Дело в том, что, рассказывая историю Павла Петровича и Базарова параллельно, сталкивая героев-антагонистов, Тургенев намекает, что сталкиваются они не только потому, что принадлежат к двум разным поколениям и двум конфликтующим политическим лагерям, но еще и потому, что в них много общего. Они двойники, их характеры «зазеркалены» с помощью целой системы дублетных мотивов: оба следуют жестким жизненным принципам, у обоих происходят любовные неудачи, обернувшиеся психологической травмой, оба бросают любовные взгляды на Фенечку и, наконец, оба поклоняются фетишу — каждый своему.
Фетиш Павла Петровича — это идеал роковой и с «загадочным взглядом» Нелли Р. Хотя она перечеркнула сфинкса, дав поклоннику понять, что «загадки» нет, Павел Петрович никакого урока из этого не извлек. Он не избавился от страсти к мертвой княгине, продолжая искать ее образ в женщинах, и непостижимым образом нашел его в Фенечке.
Базаров, штудирующий анатомию глаза, в «загадочный взгляд» не верит, но поклоняется иному фетишу — вере в свою полезность для русского мужика, который на самом деле его не понимает и принимает за «шута горохового». Хотя в романе слово «сфинкс» не вложено в уста Базарова, его отношение к народу передано через другое витиеватое сравнение с мистическими персонажами готических романов Анны Ратклифф: «Русский мужик — это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает». В 1862 году в письме Павлу Анненкову Тургенев уже напрямую уподобил русский народ «сфинксу», а в 1878 году даже сочинил стихотворение в прозе «Сфинкс» — ровно об этом.
5. Тайна мировоззрения Базарова
Нигилист Базаров размышляет:
«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»
Все хорошо помнят материалистические взгляды Базарова: герой отрицает романтизм, религию, напирает на приоритет ощущений и рефлексов, советует Николаю Петровичу прочесть модную тогда книгу «Материя и сила». Но что нигилистического в его мыслях под стогом?!
Блез Паскаль. Гравюра Герарда Эделинка. XVII век Bibliothèque nationale de France
Материалистические воззрения героя Тургенев заимствовал из статей Чернышевского, Добролюбова и отчасти Белинского. Но исследователи установили, что у его размышлений под стогом — совсем иной источник: это скептическая философия Блеза Паскаля (которым писатель восхищался). Прочувствованный монолог Базарова восходит к следующему отрывку из «Мыслей» Паскаля:
«Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом… Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть…» Цитируется в переводе П. Д. Первова 1888 года.
Оказывается, что, описывая воззрения Базарова, Тургенев подмешивал к материализму Чернышевского — Добролюбова еще и совсем иную философию из почтенной европейской традиции. Очевидно, что этим и другими философствованиями Базаров после вспышки страсти к Одинцовой отчасти опровергает сам себя — свое полное отрицание духовной и метафизической стороны жизни.
6. Тайна бреда Базарова
Базаров умирает, и его предсмертные слова прерывает бред:
«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…»
При чем тут лес? Понятно, что в бреду и не такое скажешь, но это бред не настоящий, а литературный — значит, должна быть разгадка.
И вот она: лес в бреду Базарова — из его же собственных предыдущих слов. В XVI главе в споре с Одинцовой герой красноречиво отстаивает, как ему кажется, научный, правильный взгляд на человека, в котором индивидуальная психика теперь не играет никакой роли:
«…Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Круг замыкается: лес, состоящий из множества деревьев, превращается в символ не просто отдельно взятого человека (Одинцовой или Павла Петровича), который оказывает герою сопротивление, но и бездонной человеческой психики, подсознания, какие Базаров силится, но не может постичь, потому что не понимает, зачем их изучать по отдельности. Именно поэтому перед смертью Тургенев заставляет его снова видеть лес — этот символ непознаваемости чужой души. Ведь и по русской пословице, чужая душа — темный лес.
7. Тайна смерти Базарова
Базаров умирает от тифозного заражения:
«Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня?
— Есть; на что тебе?
— Нужно… ранку прижечь.
— Кому?
— Себе.
— Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она?
— Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Они вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся.
— Ну?
— Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался».
Почему Базаров умирает именно так? Эта запоминающаяся деталь открывает пути к ответу на один из главных вопросов для тургеневедов — кто именно был прототипом Базарова. Ответов на этот вопрос несколько, и многие из прототипов связаны с врачеванием и борьбой с эпидемиями.
После выхода романа в 1862 году Тургенев обмолвился об одном из прототипов — провинциальном докторе Дмитриеве, случайном попутчике, который рассказывал писателю в вагоне поезда Петербург — Москва о новом средстве борьбы с сибирской язвой. Очень скоро Тургенев узнал, что Дмитриев умер, что, очевидно, повлияло на складывание финала романа со смертью героя.
Споры об иных прототипах главного героя не утихали более ста лет, пока в 1984 году Патрик Уоддингтон не опубликовал хранившуюся в частном парижском архиве записную книжку Тургенева с подготовительными материалами к роману. Оказалось, что, задумывая главного героя летом 1860 года, Тургенев держал в уме «смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского». Если черты известного критика Николая Добролюбова современники разглядели сразу и сломали на этот счет много копий, упрекая писателя в злой иронии по отношению к умершему в 1861 году автору статьи «Темное царство», то о других упомянутых персонах никто не догадывался. Иван Васильевич Павлов, врач, литератор, знакомец и сосед Тургенева по Спасскому-Лутовинову, был остер на язык и славился своими резкими суждениями о литературе, что и пригодилось писателю. Наконец, Василий Григорьевич Преображенский, молодой земский доктор и сын управляющего имениями брата писателя, мог запомниться Тургеневу своей самоотверженной борьбой с холерой, которая разразилась в соседнем со Спасским уезде в 1855 году и приводила писателя в ужас.
Наконец, сама фамилия Базаров была в конце годов на слуху — в Туле профессором Духовной академии был Иоанн Григорьевич Базаров, а его сын, Иоанн Иоаннович, с 1844 года был священником русской церкви по Франкфурте-на-Майне и духовником дочери одного из великих князей. В 1869 году Тургенев лично с ним познакомился в Штутгарте.
АДСКИЙ КАМЕНЬ
Смотреть что такое «АДСКИЙ КАМЕНЬ» в других словарях:
адский камень — ляпис, азотнокислое серебро Словарь русских синонимов. адский камень сущ., кол во синонимов: 2 • азотно кислое серебро (2) • … Словарь синонимов
адский камень — [лат. lapis infernalis адский камень] Старое название азотнокислого серебра, ляписа (употребляется в медицине как противовоспалительное средство) … Словарь многих выражений
адский камень — liapisas statusas T sritis chemija apibrėžtis AgNO₃ lydalas su KNO₃ (1:2). atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень; ляпис ryšiai: sinonimas – liapis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
адский камень — liapisas statusas T sritis chemija formulė AgNO₃ atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень; ляпис ryšiai: sinonimas – liapis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
адский камень — pragaro akmenėlis statusas Neteiktinas sritis chemija apibrėžtis Buitinis AgNO₃ pavadinimas. formulė AgNO₃ atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
Адский камень — (или ляпис, Lapis infernalis) сплавленное азотнокислое серебро, отлитое в форме палочек. Употребляется в этом виде в медицине для прижиганий (см. под словом Серебро, соединения его) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Адский камень — … Википедия
Адский камень — Устар. Азотнокислое серебро, ляпис. Он, кажется, занимался опытами с адским камнем, руки у него были в тёмных пятнах (Герцен. Былое и думы) … Фразеологический словарь русского литературного языка
◘ адский камень — (спец.). Азотнокислое серебро, ляпис для прижигания ран. ► Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня. // Тургенев. Отцы и дети // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
◘ адский камень
Смотреть что такое «◘ адский камень» в других словарях:
АДСКИЙ КАМЕНЬ — (от греч. aides преисподняя). Весьма сильное и едкое вещество, известное в химии под именем азотнокислого серебра или селитро кислой окиси серебра; в обыденной жизни употребляется для уничтожения мозолей, бородавок и проч.; то же, что лапис,… … Словарь иностранных слов русского языка
адский камень — ляпис, азотнокислое серебро Словарь русских синонимов. адский камень сущ., кол во синонимов: 2 • азотно кислое серебро (2) • … Словарь синонимов
адский камень — [лат. lapis infernalis адский камень] Старое название азотнокислого серебра, ляписа (употребляется в медицине как противовоспалительное средство) … Словарь многих выражений
адский камень — liapisas statusas T sritis chemija apibrėžtis AgNO₃ lydalas su KNO₃ (1:2). atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень; ляпис ryšiai: sinonimas – liapis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
адский камень — liapisas statusas T sritis chemija formulė AgNO₃ atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень; ляпис ryšiai: sinonimas – liapis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
адский камень — pragaro akmenėlis statusas Neteiktinas sritis chemija apibrėžtis Buitinis AgNO₃ pavadinimas. formulė AgNO₃ atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
Адский камень — (или ляпис, Lapis infernalis) сплавленное азотнокислое серебро, отлитое в форме палочек. Употребляется в этом виде в медицине для прижиганий (см. под словом Серебро, соединения его) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Адский камень — … Википедия
Адский камень — Устар. Азотнокислое серебро, ляпис. Он, кажется, занимался опытами с адским камнем, руки у него были в тёмных пятнах (Герцен. Былое и думы) … Фразеологический словарь русского литературного языка
Адский камень
Смотреть что такое «Адский камень» в других словарях:
АДСКИЙ КАМЕНЬ — (от греч. aides преисподняя). Весьма сильное и едкое вещество, известное в химии под именем азотнокислого серебра или селитро кислой окиси серебра; в обыденной жизни употребляется для уничтожения мозолей, бородавок и проч.; то же, что лапис,… … Словарь иностранных слов русского языка
адский камень — ляпис, азотнокислое серебро Словарь русских синонимов. адский камень сущ., кол во синонимов: 2 • азотно кислое серебро (2) • … Словарь синонимов
адский камень — [лат. lapis infernalis адский камень] Старое название азотнокислого серебра, ляписа (употребляется в медицине как противовоспалительное средство) … Словарь многих выражений
адский камень — liapisas statusas T sritis chemija apibrėžtis AgNO₃ lydalas su KNO₃ (1:2). atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень; ляпис ryšiai: sinonimas – liapis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
адский камень — liapisas statusas T sritis chemija formulė AgNO₃ atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень; ляпис ryšiai: sinonimas – liapis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
адский камень — pragaro akmenėlis statusas Neteiktinas sritis chemija apibrėžtis Buitinis AgNO₃ pavadinimas. formulė AgNO₃ atitikmenys: angl. lunar caustic rus. адский камень … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
Адский камень — (или ляпис, Lapis infernalis) сплавленное азотнокислое серебро, отлитое в форме палочек. Употребляется в этом виде в медицине для прижиганий (см. под словом Серебро, соединения его) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Адский камень — … Википедия
◘ адский камень — (спец.). Азотнокислое серебро, ляпис для прижигания ран. ► Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня. // Тургенев. Отцы и дети // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Причины гибели Базарова (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»).учебно-методический материал по литературе (10 класс)
При создании литературного произведения автор, как и Творец, наделен правом определить судьбу героя, женить, сделать счастливым или несчастным, сохранить жизнь либо закончить произведение его смертью.
Отношение Базарова к смерти и к себе
Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.
Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.
Любовь Базарова
Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.
Объяснение Базарова в любви – это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.
Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.
Понимание истинных ценностей
Перед лицом смерти человеческие ценности меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.
Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.
Самое важное для него теперь – родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.
Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.
Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.
Молодой нигилист считает, что самодержавно-крепостническая система, изжившая себя, не поможет для светлого развития будущего страны, поэтому для преобразования важно нововведение ‚которое внесут потомки. Паразитизм господствующего класса проявляется в том, что они ничего не делают для обогащения ума, создания идей, помогающих улучшить положение России: «Исправьте общество, и болезней не будет».
Также Базаров – это защитник простого народа, замучившегося от невежества и рабского отношения со стороны аристократов, думающих только о материальном благополучии и выгоде. Одна из его задач- проповедовать крестьянам мировоззрение, при котором они имеют право не зависеть от хозяев. Так сказать, разрушить подобострастное сознание людей, привыкших автоматически подчиняться высокопоставленным лицам.
Следует упомянуть, трудолюбие главного героя поражает тем, что он любит изучать естественные науки, исследовать окружающий мир и открывать неразведанные доводы. Он безвозмездно работает, потому что не нуждается в материальном достатке ‚так как ненавидит искусство производить деньги. Именно критический ум борца за справедливость и уверенность в суждениях доказывают, что Базаров –образованный человек, знающий много информации.
Идеология мужчины имеет ряд слабых мест, так как он не может сопротивляться любви. Страстные чувства, которые зарождаются в его нежном сердце к Одинцовой, буквально выходят наружу. С помощью грубости Базаров пытается скрыть глубокую симпатию, но терпит поражение: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа». Нигилистические взгляды мужчины не способны отрицать вечные ценности, поэтому судьба посылает испытание любовью.
Нигилизм Базарова одновременно показывает его уверенным борцом за суждения в сфере знаний, но, когда дело касается неподвластным чувствам, главный герой бессилен и поэтому мертв.
«Испытание смертью» по роману «Отцы и дети»
«Испытание смертью» По роману «Отцы и дети»
1. Нетипичная ситуация порога.
2. Законы нового времени.
3. Мужество и боязнь.
В романе И. С. Тургенева Испытание смертью занимает не центральное место. Однако и этот эпизод, связанный с образом Базарова, играет немаловажную роль для понимания такой неоднозначной личности, как Евгений Базаров. Когда человек стоит на самом важном пороге своей жизни — смерти, он сталкивается с нетипичной для него ситуацией. И каждый будет себя вести в этом случае по-разному. Поведение человека в данном случае предсказать просто невозможно. Как и не удастся отгадать действия окружающих. Ивану (Сергеевичу Тургеневу удалось приоткрыть эту завесу.
Через Испытание смертью проходит центральный герой романа — Евгений Базаров. Начинается все с заражения при вскрытии трупа умершего от тифа мужика. В отличие от сына большое потрясение новость вызывает у отца. «Василий Иванович вдруг побледнел весь и, ни слова не говоря, бросился в кабинет, откуда тотчас ж вернулся с кусочком адского камня в руке». Отец хочет все сделать по-свое-му, так как считает, что сын халатно отнесся к своей ране. 11оведение Базарова непонятно: то ли он смиряется со своей участью, то ли просто не хочет жить.
Некоторые критики писали о том, что Тургенев специально умертвил Базарова. Эта личность стала провозвестником нового времени. Но окружение оказалось неспособным не только принять, но и понять его. Аркадий Кирсанов сначала поддается влиянию своего товарища, но со временем отдаляется от Евгения. Базаров остается одиноким в своих взглядах на меняющийся мир. Поэтому, наверное, можно согласиться с критиками в том, что исчезновение его из повествования — наиболее приемлемый конец романа.
Базаров — «ласточка» новых идей, но при появлении «холодов» он, подобно этой птице, исчезает. Возможно, поэтому он сам так равнодушно относится к своей ране. «Это бы раньше надо сделать; а теперь, по настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».
Евгений достаточно мужественно относится к своей болезни, остается равнодушным ко всем проявлениям своего недуга: головным болям, жару, отсутствию аппетита, ознобу. «Базаров уже не вставал в тот день и всю ночь провел в тяжелой полузабывчивой дрёме». Начинается самый важный этап в приближении смерти. Она забирает у Евгения последние силы. Он смиряется и с этим проявлением заболевания. Утром он даже пытается встать, но у него кружится голова, кровь идет носом — и он снова ложится. Показав стойкое отношение главного героя к неизбежной смертью, какое-то скрытое смирение перед судьбой, писатель обращается к его окружению.
Отец проявляет много излишнего беспокойства. Он как врач понимает, что его сын умирает. Но не смиряется с этим. Арина Власьевна замечает поведение мужа и пытается понять, что происходит. Но этим она только вызывает его раздражение. «Тут он спохватился и принудил себя улыбнуться ей в ответ; но, к собственному ужасу, вместо улыбки у него откуда-то взялся смех».
Раньше и сын, и отец только ходили вокруг самого обозначения заболевания. Но Базаров также спокойно называет все своими именами. Теперь он прямо говорит о том пороге, к которому его подвела жизнь. «Старина, — начал Базаров сиплым и медленным голосом, — дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». Возможно, такая холодность к своему заражению происходит у Базарова потому, что он считает это всего лишь неприятной случайностью. Он скорее всего не осознает, что пришел конец. Хотя довольно четко дает наказы отцу, который отмечает, что сын говорит «совершенно как следует».
Красные собаки, что бегают и делают стойку над Евгением во время его бреда, заставляют его начать задуматься над смертью. «Странно!» — говорит он. — Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно… и больше ничего». Наступление смерти оказывается новой страницей в жизни главного героя. Он не сталкивался с этим чувством раньше и не знает, как себя вести. Испытания как такового не получается. Ведь если говорить об испытании, то только применительно к проявлениям заболевания, которое Базаров проходит стойко и спокойно. Возможно, что он сам желает смерти, так как понимает, что его жизнь и идеи пока не нужны и слишком кардинальны для этого мира.
Перед смертью Евгений хочет видеть только двух человек — Аркадия и Одинцову. Но потом говорит, что Аркадию Николаевичу ничего говорить не надо, ведь «он теперь в галки попал». Его товарищ теперь далек от него, и поэтому Базаров не хочет видеть его перед смертью. А кроме друга остается только один человек, любимая женщина Евгения, — Анна Сергеевна.
Он пытается вернуть ощущения любви, поэтому хочет в последний раз взглянуть на ту, что заняла место в его сердце.
Однако Одинцова оказывается не такой мужественной. Она решилась поехать к Базарову в ответ на его сообщение. Отец Базарова принимает ее как спасительницу, тем более что она привезла доктора. Когда же наконец Одинцова увидела Базарова, она уже знала, что он не жилец на свете. И первое впечатление — холодный томительный испуг, первые мысли — если бы действительно она любила его. Но Евгений хотя и сам ее пригласил, саркастически отнесся к ее присутствию: «Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих».
Сарказм так и сохраняется в речи Базарова. Горькая ирония заставляет Одинцову содрогнуться. Он пригласил ее приехать, но говорит не приближаться, так как болезнь заразная. Боясь заразиться, Анна Сергеевна не снимает перчаток, когда подает ему напиться, при этом еще и боязливо дышит. И поцеловала она его только в лоб.
Смерть Базарова – случайность?
Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.