Адыгейцы и черкесы в чем разница

Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.

Читайте также:

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

Источник

Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории

Адыгейцы и черкесы в чем разница. . Адыгейцы и черкесы в чем разница фото. Адыгейцы и черкесы в чем разница-. картинка Адыгейцы и черкесы в чем разница. картинка

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии — карачаевцы и черкесы, а в Адыгее — адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги — это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

Адыгейцы и черкесы в чем разница. . Адыгейцы и черкесы в чем разница фото. Адыгейцы и черкесы в чем разница-. картинка Адыгейцы и черкесы в чем разница. картинка

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Адыгейцы и черкесы в чем разница. . Адыгейцы и черкесы в чем разница фото. Адыгейцы и черкесы в чем разница-. картинка Адыгейцы и черкесы в чем разница. картинка

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.

Читайте также:

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.Адыгейцы и черкесы в чем разница. . Адыгейцы и черкесы в чем разница фото. Адыгейцы и черкесы в чем разница-. картинка Адыгейцы и черкесы в чем разница. картинка

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

Источник

ЭкзоЭтноним Черкесы. Виновники его закрепления

5. АБРИ ДЕ ЛА МОТРЭ (около 1674—1743 гг.) Путешествие господина А. де ла Мотрэ в Европу, Азию и Африку.
«. последний татарский хан, брат царствующего, был низложен и изгнан около десяти лет тому назад за то, что он имел несчастье потерять свыше 40 000 татар, которые были разбиты вследствие военной хитрости черкесов. «

7. ИОГАНН ГУСТАВ ГЕРБЕР 1728 год : «Черкесы горские. Язык (имеют) свой особливой черкесской. Арапы называли черкесов горских мамляхи (мамлюки), которым именем турки и ныне оных называют, которое слово европейцы попортили и к своим выговорам склонили, и их называли гистории мамелуками, как оные Эйпским (Египетским) королевством владели, у которых турки отняли. »
Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также на равнинах от крепости Анапа до места слияния Терека с Сунжей.
Но 20 лет тому назад черкесы решили сложить с себя эту повинность и умертвили крымских доверенных, посланных для осмотра, со всей их свитой

10. Николаас Витсен (1641—1717) — голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама :
«Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары.»
«. черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке. »
«Пятигорские черкесы, или черкесы с пяти гор, граничащие с крымскими татарами, живут в горах. У меня нет никакого доказательства того, что они татары. Они белы лицом и телом, это свидетельствует о том, что это люди другой расы. «

11. Иоганн Тунманн в 1777 г. : «Эти Черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы называют их цихами, русские — ясами. Они были также известны под именем ас. Еще теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы. Татары называют их адаларами, турки — кара-черкеслер. Они разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай, кемергуй, беслини и т. д. У них есть три сословия: дворяне, вассалы и рабы. Они говорят на языке, немногим отличающемся от диалекта их соплеменников в обеих Кабардах; но от языка авхассов, в основе родственного ему, он отличается до полной непонятности. Вообще же он не имеет никакого родства ни с одним языком в мире. Он очень гортанен, но не неприятен.»

12. Бальби Адриан (1808 год публикации, умер позже) Итальянский географ :
«Черкесский язык, употребительный у Черкасов или Черкесов, коих истинное имя есть Адиге (Адиж). Они, кажется, суть Zyges Страбоновы, Zuchoi Перипла Аррионова, Sychen, Zyches, или Zeches Византийских писателей. Сии Зихи или Черкесы занимали в средние веки весь берег Азовского моря от устья Дона до Воспора Киммерийского; они теперь самый многочисленный народ в Черкессии.»

13. Рафаэль Скасси, итальянский дипломат, коммерсант. (посетил Черкесию в 1811-м, 1828 гг.) : «Мы в Европе знали эти народы под общим именем Цирцассиенс. Русские называют их черкесы.. Осетины и менгрелы называют черкесов «кезехи» или «казахи», что напоминает об употреблявшемся византийскими историками названии «Казахия». Интересно, что черкесы сами себя называют только «адыги» (Adigheu); мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам историки древности. Имя черкесов должно, вероятно, происходить от «керкеты» «

18. Джордж Эллис (1753-1815) — сотрудник английского представительства в Москве в 1778-1788 годах.
Опубликовано в 1788. Опубликовано на французском 1798г.
ЧЕРКЕСЫ. Этот народ занимает следующие округа: Большая Кабарда, Малая Кабарда, Беслен на реке Лабе, Темиргой на реке Шагваша, Абазех на реке Пшаха, Бжедух, Хатукай, Бшана на реках Хурса и Коркой. Этот народ занимает территорию, которая имеет в длину около 10 градусов, и, вследствие своей храбрости и военного гения, мог бы сделаться весьма могущественным, если бы все народности, составляющие его, были объединены под главенством одного руководителя. Но этот горский народ совершенно забыл о своем едином происхождении и быстро разделяется на враждебные племена. Это дробление и является причиной тому, что кубанские черкесы к настоящему времени значительно утратили свое былое могущество.
Однако черкесы Кабарды, хотя и отделились от других своих соотечественников, все еще являются наиболее могущественными на северных склонах Кавказа.
«По имени, которым черкесы сами себя называют — адыги, возможно, что это агеды, которых Плиний упоминает как один из кавказских народов. Позднее они, кажется, были включены в число многих народов под именем аланов, которые были покорены гуннами, а затем хазарами — нацией татарского происхождения, в которую они вошли под названием «кабары».

19. Иоганн Готлиб Георги (1729–1802) — немец,этнограф, путешественник, академик Российской Императорской академии наук :
«Сами себя и землю свою они называют адиги, россияне же и грузины, так же как и татары, называют их черкесами, или черкессианами, а землю их Черкесией. Германцы именуют их черкасами. Сами по себе составляют они многочисленный народ, могущий поставить на войну около 20 тыс. конников.»
«Мужское их одеяние весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают.»
За ними находится округ, называемый Бесскессек-Абаза; жители его переселились из Абазы и отдались под покровительство черкесов.

20. Иван Фёдорович Бларамберг (1800—1878) русский генерал :
«Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также населяют долины от крепости Анапа до слияния Терека с Сунжей. Черкесов можно разделить на две ветви, а именно: кубанские черкесы и кабардинские черкесы, которых также называют кабардинцами.»
«Черкесы. сами себя именуют адыге, или адехе »
«Черкесский язык полностью отличается от других известных языков; на совершенно чистом черкесском языке говорят в Большой и Малой Кабарде и в племени бесленеевцев, которые проживают вблизи Лабы; другие же черкесские народности, обитающие за Кубанью и вплоть до побережья Черного моря, говорят на диалектах, в большей или меньшей мере отличающихся от коренного языка. Произношение в черкесском языке является одним из самых трудных в мире, и выразить полностью все имеющиеся в нем звуки невозможно с помощью ни одного из известных мне алфавитов. «

22. ГЕНРИХ-ЮЛИЙ КЛАПРОТ : «Достойный примечания народ, известный Россиянам под именем Черкесов, называет себя Адиже; он обитает ныне в Большой и Малой Кабарде и по берегу многих в Кубань впадающих рек, до Анапы и Черного моря. Название Черкес происходит от татарского слова, которое должно быть составлено из Чер (дорога) и Кесмен (отрезать). И так Черкес означает человека, отрезывающего дорогу, т. е. разбойника.» «Черкесской язык совершенно отличен от всех прочих..»

23. ДЕЛЬПОЦЦО И. П. : » Язык черкесский с татарским ни в одном слове не сходствует.»

27. Карл Тауш : «Описание черкесских закубанских племен, принадлежащих к правому флангу Кавказской линии, именно: абадзех, шапсух, натухажцев и абазинцев»

29 ФАДЕЕВ Р.А. : «Вся западная группа Кавказа занята многочисленным народом адыгов, обыкновенно называемых черкесами.»

Военная история Грузинского гренадерского Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича полка. : «Племя Адиге, более известно

32. А. Ф. Швейгер-Лерхенфельд : «Округа и долины высоких гор Северного Кавказа близ Кубанской области, а отчасти включая и последнюю, были заняты до завоевания их русскими, черкесскими племенами или иначе адыгами.»

34. В течение VIII-ХII веков черкесы упоминаются русскими и греческими историками под именем казаков, которое дали им их соседи — осеты. Арабы называли их мамлюками, грузины — черкесианами, татары и европейцы — черкесами и чиркасами. «

35. Матвей Меховский : «В этом месте, вплоть до реки Мерулы, впадающей в Понт, находятся горы, на которых живут черкесы или цики(зихи). В надежде на неприступность гор они не повинуются ни туркам, ни татарам.»

39. А.Берже : » Черкесы, называющие себя Адиге, населяли в древние времена западную сторону Кавказа и Крымский полуостров и были известны Грекам под названием Зихи».

40. Е. П. Савельев : «Греческое название этого народа, историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зыхи, Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цинги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по-русски будет с начальной А — Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкесы»

41. Л.Г. Лопатинский (1891) : «Под словом керкеты нетрудно узнать название черкесы, даваемое адыге русскими и другими народами…»

42. Е.Г. Вейденбаум (1900) :«Вероятнее всего, – писал он, – что слово черкес имеет связь с названием керкет, которое древние географы (Скилакс, Страбон, Плиний) давали обитателям кавказского берега Черного моря. Есть основание полагать, что генуэзские купцы, основавшись на Кавказе, возобновили классическое название керкет в форме circassi, откуда и возниклотурецкое черкес, распространившееся по всей Европе и М. Азии»

44. Г.А.Меликишвили :
«В северо-восточной части Малой Азии в хеттско-неситскую эпоху активную роль играли племена кашков (kaska), наименование которых давно уже сближают с засвидетельствованным в древнерусских, древнегрузинских, арабских источниках племенным названием черкесов (адыгейцев) – косог, kasag, kesag». Эту точку зрения разделяют З.В. Анчабадзе.

45. Е. Фелицын : «Народ, известный у нас под этим общим именем черкесов, сам себя называет адыге…»

46. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона : «Название Черкесы дано им окружающими их народами; сами же себя они всегда называли адиге».

47. Щербина Ф.А. : «Дело в том, что черкесский язык очень беден количеством слов и невероятно труден по выговору. Он, по выражению Попко, создан только для таинственных разговоров прикубанского трепещущего листьями осокоря с полуночным ветром, да закубанских джигитов между собою, когда они таинственно, под покровом ночи, пробираются, как тени, укромными местами в казачьи владения.»

50. Ф.Ф. Торнау : «Восточный берег Черного моря населен двумя совершенно различными племенами: от Анапы до реки Саше живут натухайцы и шапсуги, принадлежащие к племени, известному у нас под именем черкесского, или адыге, как они сами себя называют; от Саше до устья Ингура морской берег занят абазинами, называющими себя «абсасуа». «

51. АЛЕКСАНДРОВ Н. А. : «Черкесы, как их называли некогда турки или персияне, значит разбойники; сами же себя черкесы именуют словом адиге, что означает благородные.»

54. Т. Макарова. «Племя адиге» : «.. дагестанцы и все остальные жители Закавказья называют черкесов саркяс что означает сорви-голова, головорез.

55. Ж- Шарден : «От пролива Палус Меотийского до Мингрелии тянутся на шестьсот миль гористые холмы. Эти горы все очень красивы, покрыты лесами и населены черкесами. Турки называют эти народы «черкесами» или «керкесами». Древние называли их общим именем заги (зихи), а также жителями гор. Они не являются ни подданными, ни данниками Порты. «

56. ДМИТРИЙ КАНТЕМИР : «Абазы живут на побережье Черного моря, по языку и обычаям не отличаются от черкесов. Солдаты в египетскую армию набирались со всего света; особенно много в ней было черкесов, нации очень воинственной..»
«Даже те из черкесов, которые родились среди татар, не имеют ни облика, ни характера этого народа, и, если бы кто-либо назвал их прекраснейшим из всех восточных народов, он не слишком отклонился бы от истины. Они всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар.»
«Эти люди настолько храбрые, что, по уверению самих татар, насколько 10 крымцев сильнее 15 буджакан, настолько 5 черкесов сильнее 10 крымцев.»

59. ЯКУБОВИЧ А. : «Абазехи происхождения Черкесского, населяют лесистый разряд гор в вершинах рек Фаза, Шагуши и Спага, разбросаны хуторами по непроходимым лесам и топям, живут в рубленых деревянных, довольно обширных домах..»

62. СТАЛЬ К. Ф. : «Черкесы или адыге живут к западу от осетин. Народ этот занимает на северном склоне Кавказа, самую наибольшую его часть. »
«. все адигские народы в физиологическом отношении принадлежат одному племени, имеют один общий язык. Везде вы встречаете одно и тоже очертание лица, сложение черепа, ту же телесную красоту, силу и умственные способности.»

63. ДЬЯЧКОВ-ТАРАСОВ Н. : » От левого берега р. Кубани, начиная с верховья р. Урупа до устья Кубани, в долинах и горной полосе проживали горские племена, известные нам по летописи Нестора, под именем «Косогов», а впоследствии известных под наименованием «Адиге».

64. А.М.Дирр : » Народ черкесов жил на обоих склонах Главного хребта подразделялся на разные племена : натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжедуги, гатюкайцы, бесленеевцы, махошцы, темиргои, жаневцы, егерукои, кяхи и хегак. «

66. ЮХОТНИКОВ Ф. : «При помощи черкеской азбуки, составленной одним Абадзехом, некоторые молодые люди и решились записывать свои песни и предания. Лишь только составлена песня, певцы отправляются в аул, где к тому времени приготовляется торжественный пир, в начале которого поется вновь составленная песня. Здесь, по всеобщем одобрении, певцы получали награды и песня разносилась ими по всему пространству, обитаемому многочисленным племенем Адиге. «

68. И.Н. Захарьин (Якунин) : «Собственно черкесов составляют одни только адыгейцы, самое красивое племя из кавказских горцев. Они подразделяются на многия племена, из которых натухайцы и шапсуги занимали ближайшия к нашим бывшим границам земли – от Анапы до речки Вардин.»

69. Военно-статистическое обозрение Российской империи, том XVI :
«Между Кубанью и рекою Шахе прибрежный край населен племенем Адиге, известным более под именем Черкесов. Язык Адиге совершенно отличен от языка прочих Кавказских народов и включает в себе много букв губных и гортанных.»

73. Энтони Дженкинсона : «Чиркасы пятигорские считают себя христианами и имеют особенный язык. Опытны в военном деле, а для великолепных похорон родственников собираются многочисленные погребальные процессии и в память умерших обрезают часть уха».

74. УГРИНОВИЧ К. : «На этой-то местности, которая с одной стороны препятствует движениям наших войск, а с другой доставляет своими полями и пастбищами средства существования Горцам, удержались независимые племена, известные под общим названием Черкесов или Адыге, числом до 300,000. Важнейшие племена суть: Абадзехи, Бжедухи, Натухайцы, Шапсуги. Часть этих племен занимает и противоположный склон хребта до Черного моря и границ Абхазии.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *