Адыги черкесы кабардинцы в чем разница

Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории

Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. . Адыги черкесы кабардинцы в чем разница фото. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница-. картинка Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. картинка

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии — карачаевцы и черкесы, а в Адыгее — адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги — это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. . Адыги черкесы кабардинцы в чем разница фото. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница-. картинка Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. картинка

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. . Адыги черкесы кабардинцы в чем разница фото. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница-. картинка Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. картинка

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.

Читайте также:

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. . Адыги черкесы кабардинцы в чем разница фото. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница-. картинка Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. картинка

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

Источник

И есть мнение, что кабардинцы, это не черкесы

Есть мнение, что кабары, хазарский народ и это современные кабардинцы.
И есть мнение, что кабардинцы-адыги, это не черкесы.
Ознакомительная статья.

Один из тех, кто придерживался такого мнения о кабарах, был Н.А. Аристов, автор большого труда: «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности» // Живая старина. Год 6, вып. III-IV. СПб, 1896.
Аристов писал, что: «По Константину Багрянородному вследствие междоусобий оставило Хозарию и присоединилось к мадъярам; имя этих кабаров удержалось в название местности Кабарда и в имени (кабардинцы) той части аборигенов западного Кавказа, которая получила от тюрков свою аристократию (княжескiе фамилiи), некоторые обычаи и склонности, а также много тюркских слов в свое наречие…», с.311.
В одном можно не сомневаться, что в конце XIX в., Н. Аристов, был в курсе, о тюркских княжеских, аристократических родах кабардинцев. Ведь недаром именно это качество подчеркивал академик В.В. Бартольд: «Сочинения», Том V, издательство «Наука», Главная Редакция Восточной Литературы, Москва, 1968: «За весьма немногими исключениями автор (Аристов) действительно изучил все «исторические сведения», переведённые на европейские языки, и все труды европейских учёных по интересующим его вопросам…», с.266. В тоже время Бартольд подчёркивает, что Аристов своим исследованием «дал возможность рассеять целый ряд установившихся заблуждений, но оказался недостаточным для замены их положениями, построенными на более прочных основаниях. Несмотря на отдельные плодотворные, иногда блестящие гипотезы, в большинстве случаев утверждения автора остаются столь же спорными, как и опровергнутые им теории…», с.266.
В контексте версии, что «кабары» это кабардинцы заблуждение многих. Эту схожесть видели многие исследователи, но это всего лишь схожесть и созвучие слов. Считается, что «Созвучные слова — они одинаково звучат, но могут сильно отличаться по смыслу. К примеру, «подлинный» и «длинный» звучит, похоже, но значение при этом совершенно разное…»
Или термин «Кабардин» в значении говорится, что зверь подобен козе дикой. Находятся в Саянском камении и в Даурах, у которого есть мускус, и называют его кабардина струя (по Палласу).

И в нашем случае также, кабары это не кабардинцы.

Справка из материалов Википедии

« Кава;ры (кабары) — (др.-греч. ;;;;;;;, лат. covares, совр. венг. kabarok, kavarok) — хазарское племя, вошедшее в IX веке в древневенгерскую конфедерацию племён. Основные сведения о них содержатся в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей». Три рода, покинувшие Хазарию в 1-й пол. IX века после неудачного восстания против верховной власти. Ряд исследователей предполагают, что это событие связано с утверждением в Хазарском каганате новой династии…»

Термин «Кабарда» изначально звучал и писался по другому «Кабарты», именно об этой форме названия мы имеем десятки примеров, и в первую очередь в дипломатической переписке вплоть XVIII века писали и говорили Кабарты. В этом слове мы имеем два корневых слова Каб (Копа) и Арты. Исторически известно, что это название связано с Азовским побережьем, с тем местом, где один рукав реки Кубань впадает в Азовское море. И здесь же в XIV веке была основано генуэзскими купцами город-поселение Копа.

Справка из Википедии

«Генуэзская колония Ла-Копа была одной из около 40 подобных колоний, разбросанных по черноморскому побережью Кавказа и низовьям Кубани. Пожалуй, это первый населенный пункт, который в описании своего местоположения привязан к разветвлению Кубани и Протоки. Это был торговый город, основанный в начале XIV в. итальянцами…»

Вот один из таких примеров знакомства с географической характеристикой реки.

Справка из Википедии

«В Крыму сохранилось около двадцати крымских названий с приставкой «черкес», главным образом в Бахчисарайском районе. Например, нагорье между реками Кача и Бельбек до сих пор на картах значится как Черкес-Тюз…» Говорит ли это, о том, что это связано с именем кабардинского народа. Однозначно, нет.

Если отбросить все легенды и предания и вернуться к исторической науке, то в исторической науке, кабардинцев, черкесами стали называть только в XVII веке. Согласитесь, эти названия в Крыму, да и не только в Крыму, термин «Черкес» появился раньше, в X веке название «черкесы» упоминаются в летописях.

Как вы думаете, какое название появилось раньше в отношении адыгов: Кабарты или Черкесы?

На наш взгляд первым будет термин «Кабарты».

Термин известен в привязке к адыгскому народу, расселявшемуся в XIV веке у города Копы.

Когда было известно название «Кабарты», то относительно адыгов (адыги-самоназвание), то их не называли черкесами. Многие думают, что так называемое «Черкесия» прямо родилось с первых веков нашей эры. Разумеется, нет.

На картах начиная с XV века известны только Пятигорские Черкесы.

Пятигорские черкесы расселялись от Чёрного моря по Кавказскому хребту и до Каспийского моря. Но эти черкесы не были кабардинцами.

И их, не называли кабардинскими черкесами.

Вспомним одну тему историю лоббирования руководством Кабардинской АССР 400-летия добровольного присоединения к России.
В научной статье В.В. Тихонова «История лоббирования руководством
Кабардинской АССР 400-летия «добровольного присоединения» к России» рассказывается, что было несколько попыток привязать определенную дату о добровольности присоединения Кабарды к России в первой половине XVI в.:
«На имя секретаря ЦК КПСС П. Н. Поспелова пришло обращение секрета¬ря Кабардинского обкома В. И. Бабича, датированное 20 ноября 1953 г.
В нем утверждалось, что в августе 1954 г. исполняется 400 лет со дня добровольного присоединения Кабарды к России.
Якобы «фактическое и официальное доброволь¬ное присоединение Кабарды к России произошло в 1554 г.»
В своем утверждении В. И. Бабич опирался на мнение московских историков, специалистов по истории Кавказа, докторов исторических наук Н. А. Смирнова (Институт истории АН СССР, МГУ им. М. В. Ломоносова) и С. К. Бушуева (МГУ им. М. В. Ломоносова)…», Тихонов.

На самом деле никакого присоединения фактически, не добровольного, ни насильственного не было.

Кабардинцам в упорстве и умении искажать историю не откажешь, да и тут они упорно добивались своего и добились, теперь добиваются, того, что они 101 год воевали с Россией.

Как пишет Тихонов: «В частности, приводилась телеграмма (а не развернутое обоснование) Н. А. Смирнова: «Счи¬таю, что присоединение Кабарды началось тысяча пятьсот пятьдесят четвертом году, большая часть присоединилась тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году. Смирнов»16. Затем рисовалась картина того, как после присоединения к России кабардинское войско разбило крымского хана (при этом давалась ссылка на Н. М. Карамзина) (В этом контексте следует отметить, что в 50-годы XX в., миф «Канжальское сражения», не было востребовано, Х.Т.). Указывалось, что кабардинские войска участвовали в Ливонской войне. Не забыли и историю женитьбы Ивана Грозного на дочери кабардинского князя Марии Темрюковне, после чего «братские отношения русских и кабардинцев еще более усилились…»

Вот тут небольшая заминка Темрюк Айдаров, вовсе не был кабардинским князем, и дочь в девичестве с тюркским именем Кюченай, была родом из пятигорских черкесов.

Зачем было властным структурам КАССР, представлять о своем вхождении в Россию, именно, как кабардинцев?

Первые посольства были от черкесов, но не от кабардинцев.

Зададимся вопросом, «Кого называли черкесами, а кого кабардинцами?»

В этом нам поможет «Книга Большого Чертежа» 1627 года, официальный государственный документ.

Каждый из вас имеет возможность вчитаться в строки из этой книги и каждому из нас дано право рассуждения и мысли.

В этой книге, чтобы многие могли понять есть термины и значения, которые ранее применяли к названию разных народов.

Многие из нас привыкли, к тому, что, если «Черкес» значит адыг или кабардинец. А всё не так.

Как? Давайте разберёмся.

1.«А Терек река вытекла из реки ис Кура и пала в море, а течёт промеж гор, а по ней розные языки: Кабарда и горские черкесы, и окохи, и осоки, и мичкизы и кугени, и Грузия и Иверская земля в горах по рекам…», с.147, «КБЧ».

Как видим в этой цитате «Кабардинцы» не поименованы «Черкесами», то есть «горские черкесы» это не кабардинцы и не адыги.

2. Второй пример: «и до Чёрного моря / поле и реки, что кочюют Малые Нагаи; и от Астарахани морским берегам до Яика; и реку Яик и до Терка, до Тюменского города; и реку Куму, и по ней Можаров юрт; и реку Терек и по ней Пятигорских черкес и кабарду, в горах ококи, и мичкизы, и осоки и кугены и от Тюменского Дербент Железные Ворота и Шамаху…», с.50, «КБЧ».

От реки Кубань и иных рек до Терку: Малка, Баксан, Чегем, Черек, Аргудан, Лескен, Урух, Ара-су – Пятигорские черкесы, то есть балкарцы и карачаевцы, они же поименованы в тех же местах в дипломатической переписке 1639, 1650 гг.

И ещё раз мы видим, что «кабардинцы» как черкесы не поименованы, а местожительство река Терк.

Это о кабардинцах: «А ниже Урюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст…» Эта цитата показывает, что кабардинцы расселяются по левой стороне реки Терк до устья реки Кизыл до входа в ущелья Дигоры.

Какова была численность кабардинцев на XVI-XVII веке?

5. Пример пятый: «А в реку вв Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой.
А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас.
А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90, «КБЧ».
Как видно «Книга Большого Чертежа» показывает кабардинцев-Кабардой.
Об этом ещё в конце XIX века написал русский историк С.А.Белокуров в своём исследовании «Сношения России с Кавказом», выпуск 1 1578-1613гг., М.1889.
Что Пятигорских Черкес различает от «Кабардинцев», говоря, что «по Терку и по рекам иным (обитают) – Пятигорские Черкассы, и Кабарда, и Окохи, и Осоки, и Кугени, и Мичкизы). Самое название этих Черкес Пятигорскими показывает место их жительства около Пяти Гор – г.Бештау. Эти сведения ещё дополняет таже «книга Большого Чертежа», говоря, что по р. Белой и впадающим в неё рекам Черем, Баксан меньшой и средней, и Палкъ «земли Пятигорских Черкасъ».
На 1627 год, адыгоязычные народы, как черкесы не известны. Если судить с того факта, что кабардинцы на 1627 год зафиксированы на реке Терек, то, кто такие, те черкесы, о которых пишет голландский исследователь Николаас Витсен в своей книге:
«Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», Том II, Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден, Амстердам, Издательство Pegasus, перевод с голландского В.Г. Трисман.
Н. Витсен — бургомистр Амстердама, один из богатейших людей Голландии, находившийся в дружеских отношениях с Петром I. Витсен написал свою работу с конца XVI — начала XVII вв.:
«Чиркассия. Страна чиркесов, расположенная вблизи Каспийского моря, с севера имеет соседями Астраханских нагайцев, с юга – дагестанских и таркусских тартар и с запада – абасов и мигнгрельские народы…», с.685.
И другие чиркасы, о которых пишет Витсен:
«Пятигорские черкесы редко выходят на равнинные поля, потому, что это горные народы – их ещё называют чиркасами пяти гор…», 687, Это те же балкарцы пяти областей, пяти ущелий, которые называли свою страну – Бештау Эл – Пятигорская страна.

Источник

Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.

Читайте также:

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

Источник

Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии — карачаевцы и черкесы, а в Адыгее — адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги — это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. 1529746512 e news.su photo 2018 06 19 13 59 21 kc9pw8b. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница фото. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница-1529746512 e news.su photo 2018 06 19 13 59 21 kc9pw8b. картинка Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. картинка 1529746512 e news.su photo 2018 06 19 13 59 21 kc9pw8b

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. 1529746506 e. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница фото. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница-1529746506 e. картинка Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. картинка 1529746506 e

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемешку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.

Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. 1529746498 e news.su 2 pad20180619t124421 kwszon4. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница фото. Адыги черкесы кабардинцы в чем разница-1529746498 e news.su 2 pad20180619t124421 kwszon4. картинка Адыги черкесы кабардинцы в чем разница. картинка 1529746498 e news.su 2 pad20180619t124421 kwszon4

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *