Адъюнктура и аспирантура в чем разница
Чем отличается магистратура от аспирантуры в России
Получить высшее образование в России можно по программе бакалавриата, специалитета и магистратуры. Послевузовское образование также состоит из нескольких ступеней – аспирантуры и докторантуры. Разберемся, в чем разница между магистратурой и аспирантурой.
Что такое магистратура?
Согласно Болонской системе магистратура является второй ступенью высшего образования, следующей сразу после бакалавриата. Кроме того, на некоторых направлениях подготовки студентов высшее образование можно получить по программе специалитета.
Обучение в магистратуре позволяет углубить знания по выбранной специальности: поступить в магистратуру могут и бакалавры, и специалисты. Срок обучения по данной программе составляет 2 года. По окончании учебы магистрант должен написать и защитить научную работу – магистерскую диссертацию.
Выпускники магистратуры имеют право заниматься профессиональной деятельностью, а также планировать дальнейшую карьеру в науке. Кроме того, успешно защитившие диссертацию магистры получают и возможность преподавать, но только в средних учебных заведениях. Магистратура является прекрасным фундаментом для поступления в аспирантуру и стартом в карьере будущего ученого.
Что такое аспирантура?
Аспирантура представляет собой форму подготовки преподавательских и научных кадров. Аспирантура может быть учреждена как в высшем учебном заведении, так и при научно-исследовательском институте.
Зачисление в аспирантуру происходит на конкурсной основе: претендентам на обучение необходимо успешно сдать вступительные экзамены. По окончании обучения аспирант получает диплом с присвоением квалификации, а после защиты диссертации ему присуждается ученая степень «кандидат наук».
В аспирантуру поступают после магистратуры, а защитившийся аспирант получает возможность:
В процессе обучения аспирант должен самостоятельно написать диссертацию, подготовить и опубликовать несколько научных статей и сдать кандидатский минимум. Решение о присуждении ученой степени выносится диссертационным советом и Высшей аттестационной комиссией. Если аспирант закончит обучение без защиты диссертационной работы, то он получит только диплом о сдаче кандидатских экзаменов.
Кто может поступить в аспирантуру?
Студенты, успешно окончившие обучение в вузе и планирующие связать свою жизнь с наукой, часто задумываются о поступлении в аспирантуру. Поступать в аспирантуру могут лица, прошедшие обучение по программе специалитета или магистратуры.
Прием осуществляется на основании экзаменов, а обучение длится не менее 3 лет на очной форме и не менее 4 лет – на заочной. На вступительных экзаменах оценивается уровень компетенций будущего аспиранта, а также учитываются и другие его достижения (участие в научных конференциях, качество опубликованных статей, наличие изобретений).
В чем различия магистратуры и аспирантуры?
Различия между этими ступенями обучения наглядно отражены в следующей таблице.
Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат
Бакалавриат, аспирантура и магистратура – в чем разница, что лучше?
Высшее образование в Российской Федерации разработано в соответствии с положениями Болонского процесса и подразделяется на отдельные уровни.
Поговорим сегодня об этих уровнях и попытаемся понять, чем же они отличаются.
Уровень первый
Бакалавриат сам по себе является системой предоставления студенту полноценного высшего образования. Поступить на бакалавриат можно имея за плечами общее среднее образование либо среднее профессиональное.
Срок обучения стандартен – это четыре года, за период которых студенту предоставляется возможность получить общую фундаментальную базу знаний и навыков.
В качестве подведения итогов обучения на данном уровне студенты осуществляют защиту своей работы, позволяющей подтвердить полученный уровень знаний, после чего им выдают диплом соответствующего образца, в котором оговорена одна из квалификаций – прикладного бакалавра либо академического бакалавра.
Получение такого документа предоставляет возможность трудоустроиться по полученной профессии, либо далее обучаться в магистратуре.
Второй уровень
Специалитет. Он в чем-то подобен бакалавриату, но его программа дает студенту больше практических навыков при ведении профессиональной деятельности. На специалитет также поступают, имея среднее профобразование либо среднее общее, вот только срок его получения более длительный – не четыре, а пять лет.
Окончив обучение, выпускник получит на руки диплом специалиста с квалификационной отметкой и указанием отрасли деятельности, например, «юрист – «правоохранительная деятельность» или экономист «экономическая безопасность».
Выпускники также могут продолжить обучение в магистратуре, либо сразу в аспирантуре (все зависит от специальности), либо начать трудовую деятельность.
Магистратура – следующий образовательный уровень. Выбрав его, специалист или бакалавр, получают углубленные знания в выбранной сфере деятельности. Срок обучения может разниться и составлять один или два года.
Магистратура предполагает, что выпускник сможет заниматься научной деятельность. По итогам получения образования на этом уровне проходит защита диссертации магистра и выдается диплом с указанием соответствующего квалификационного уровня.
Магистр вправе работать либо продолжать обучение, на этот раз в аспирантуре.
Третий уровень
На этом уровне существует несколько видов подготовки кадров, один из них аспирантура.
Аспирантура – это вид подготовки специалистов, которые впоследствии будут заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и преподаванием в высших учебных заведениях страны. В аспирантуре имеют возможность учиться специалисты и магистры, тут все зависит от выбранного направления деятельности, поскольку не все специальности имеют магистратуру и выпускники специалитета могут сразу поступать в аспирантуру.
Кроме практической деятельности аспирантам дают знания необходимые для ведения исследовательской и научной деятельности, педагогической деятельности. Аспирант сам осуществляет выбор желаемого направления, ищет интересующую его тему для написания диссертационной работы. Обучение в аспирантуре довольно длительное, как правило, до трех лет, а в заочной форме обучение – до четырех.
В дипломе будет проставлена отметка квалификационного уровня «преподаватель-исследователь» либо просто «Исследователь». Выпускник получает соответствующую научную степень – кандидата наук. Эта степень позволит ему впоследствии получить степень доктора наук, при условии создания определенных работ и проведения научной деятельности необходимого уровня.
В некоторых видах учебных заведений существуют собственные аналоги аспирантуры, как правило, это касается вузов медицинских, дающих военную подготовку и др. Приведем несколько примеров:
Адъюнктура – характерна для вузов, готовящих кадры для МВД, Министерства обороны.
Ординатура – финальный этап получения образования в различных направлениях медицины и фармацевтики, длящийся два года. В программе ординатуры глубокое изучение медицинских предметов, сочетающихся с параллельной практикой в медучреждениях.
В этот период ординаторы получают богатый опыт работы по выбранному направлению. Выпускники получают возможность работать с различных медицинских заведениях.
Ассистентура-стажировка – данный вид высшего образовательного этапа характерен для специалистов, связавших профессию с миром искусства, то есть творческо-исполнительских специальностей. Обучение осуществляется в двухлетний срок и проходит индивидуально, по плану, разработанному под каждого студента специально.
Студент прикреплен к одному или нескольким руководителям и является, по сути, стажером. Итоговая работа творческая, может выглядеть как концерт, выставка, кинофильм и т.д. В дипломе будет прописана квалификация, например, «Артист высшей квалификации.
Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». Выпускник ассистентуры-стажировки вправе преподавать и работать по специальности.
Адъюнктура и аспирантура в чем разница
О КЛЮЧЕВЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ РЕФОРМЫ АСПИРАНТУРЫ В 2020 ГОДУ
В итоге с целью корректировки сложившейся ситуации правительством Российской Федерации 13 декабря 2019 года был внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законопроект № 860618–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» (далее законопроект). Согласно Пояснительной записке к Законопроекту «институт аспирантуры (адъюнктуры) РФ рассматривается как главная форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для дальнейшей работы в системе высшего образования и науки».
окончанию срока обучения в аспирантуре.
1 Законопроект № 860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». http://law2.ru/860618-7
? Изменение порядка и содержания итоговой аттестации по окончанию
обучения в аспирантуре. Замена ФГОС ВО на ФГТ к программам аспирантуры (адъюнктуры). Отмена государственной аккредитации программ аспирантуры.
Рассмотрим перечисленные выше нововведения.
Как видно, все они не касаются статуса аспирантуры, которая согласно ФЗ-273 остается третьим уровнем высшего образования, а её функции ограничиваются только подготовкой научно-педагогических кадров. В сущности, в законопроекте речь идет о профессиональной аспирантуре с единственным профилем — педагогическим и отсутствием исследовательской аспирантуры, целью которой должна была бы стать подготовка научных кадров высокой квалификации. Нет также каких-либо упоминаний о подготовке кадров высокой квалификации для других отраслей народного хозяйства. Требование завершения работы над кандидатской диссертацией к окончанию срока обучения в аспирантуре при сохранении сроков обучения и уровня требований к кандидатским диссертациям может привести к резкому сокращению число аспирантов, успешно завершивших обучение.
Реформа аспирантуры (адъюнктуры) не содержит в себе новых гарантий защиты аспирантами диссертации. Как и в действующей аспирантуре, защита диссертации вынесена за пределы программы аспирантуры. Поэтому крайне важным становится предложение определить «порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при представлении ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите…».
При этом особенно очевидным становится разрыв между системами подготовки и аттестации соискателей ученой степени кандидата наук. Более тесное сопряжение этих систем, подкрепленное правовыми и нормативными актами, могло бы стать конструктивной основой повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе непрерывного образования. Поскольку аспирантура (адъюнктура) должна оставаться основной формой подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации, то очевидно, что она должна иметь особый статус, разумным образом сочетающий научную и образовательную составляющие подготовки аспирантов с выходом на защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Что касается изменений порядка и содержания итоговой аттестации по окончанию обучения в аспирантуре. Прежде всего, следует заметить, что в результате изменений «Государственная итоговая аттестация» стала «итоговой аттестаций». По текущим правилам Государственная итоговая аттестация обучающихся в организациях проводится в форме: государственного экзамена; защиты выпускной квалификационной работы; науч
Замена ФГОС ВО на ФГТ к программам аспирантуры (адъюнктуры)
Федеральные государственные требования (ФГТ) — это, в сущности, «часть» ФГОС. Согласно ФЗ-273 ФГТ — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам; состоят из двух разделов: содержательный раздел — требования к структуре образовательной программы (ОП), организационный раздел — требования к условиям реализации ОП. Главным отличием ФГОС ВО от ФГТ считается наличие третьего целевого раздела в ФГОС ВО — требований к результатам освоения ОП. Поэтому замена ФГОС ВО на ФГТ практически ничего не меняет. Так же, как по программам аспирантуры были утверждены 53 ФГОС ВО, не содержащие принципиальной дифференциации требований к структуре, условиям и результатам реализации указанных программ, ФГТ тоже невозможно будут дифференцировать. Поэтому можно было бы ограничиться, как это предусмотрено ФЗ-273, созданием единого стандарта для каждого образовательного уровня высшего образования (например, «Положение об аспи
рантуре» 1 ). Тем более, что аспирантура как форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, по моему мнению, должна иметь особый статус, разумным образом сопрягающий научную и образовательную составляющие подготовки аспирантов с выходом на защиту диссертации на соискание ученой степени. Аналогичное предложение содержится в законопроекте: «утвердить на уровне Правительства Российской Федерации положение о подготовке научно-педагогических кадров, включая порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) », утверждение которое фактически исключает необходимость разработки ФГТ к программам аспирантуры (адъюнктуры).
Отмена государственной аккредитации программ аспирантуры
Отмена государственной аккредитации программ аспирантуры может повлечь за собой серьезные последствия. Прежде всего, согласно действующему образовательному законодательству потерю государственного статуса документами об образовании, которые подтверждают освоение образовательных программ, не имеющих государственной аккредитации. Более того, характер изменений в предлагаемом законопроекте склоняет к мысли, что аспирантура (адъюнктура) может потерять нынешний образовательный статус и быть отнесена к дополнительным профессиональным программам. Достаточно взглянуть на новую редакцию п.8 ст.2 ФЗ-273, чтобы убедиться в правомерности высказанных выше опасений: «федеральные государственные требования — обязательные требования к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и к дополнительным предпрофессиональным программам, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти». Более того, новая редакция п.3 ст. 100 ФЗ-273 не относит аспирантуру (адъюнктуру) к высшему образованию и звучит следующим образом: «…по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), если иное не установлено настоящей статьей».
В целом новый проект аспирантуры нуждается в серьезной доработке. Нужно ли так бескомпромиссно стремиться к выполнению болонских требований к третьей ступени высшего образования? Пора хоть какую-то самостоятельность проявить.
Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор. В. С. Сенашенко
1 См, например, Приказ от 19 июня 1980 г. N 700 Министерства высшего и среднего специального образования СССР. «Об утверждении положения об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях»
В чём разница между соискателем и аспирантом?
Содержание
Аспирантура готовит научных кадров для преподавательского состава и получения учёной степени в целях продолжения исследовательских мероприятий. Существует несколько форм получения степени аспиранта – это форма обучения, которая может быть очной и заочной, а также форма соискательства.
К системе подразделений высшего учебного состава относится аспирантура, которая даёт студентам функциональные особенности высшего образования. Выпускники получают звание кандидата наук, доктора или доцента кафедры, могут занимать должность старшего преподавателя, декана или иного, что предусматривается особенностями обучения в высшей школе.
Отличия между формами обучения
Соискатель научной степени – это аспирант, который имеет квалификацию специалиста или магистра, но хочет повысить свои практические знания, получив учёную степень. Для этого в обоих случаях нужно писать диссертацию и заниматься научной работой. Для аспиранта ВУЗа и соискателя степени, который не числится в аспирантуре, индивидуальный план – абсолютно разный.
Чем занимается соискатель?
Соискателем научной степени считается специалист с высшим профессиональным образованием, который хочет получить учёную степень и/ли звание кандидата или доктора наук. Работа над диссертацией не предполагает курирования со стороны преподавателя. И в течение подготовки он прикрепляется к научному руководителю или научно-исследовательскому учреждению. Форма обучения подходит следующим категориям лиц:
Соискатель пишет диссертацию в течение 3 лет, либо уже приходит в НИИ или ВУЗ для защиты своей работы. На этот период он никак не обременяется экзаменами, лекциями в ВУЗах или научной работой с другими кандидатами.
Аспирант – особенности и отличия
Аспирант считается более «тепличным» видом научного кадрового аппарата. Человек «живёт» в ВУЗе, получает льготы и стипендии. В течение 4-5 лет он занимается наукой, пишет статьи и консультируется с педагогами. Аспирант – это претендент на учёную степень кандидата наук, который числится в программе аспирантуры в учебном заведении.
Аспирантура для студента предполагает:
По окончании учёбы аспирант сдаёт последний кандидатский минимум и получает допуск к защите диссертации. Экзамен сдаётся по 3 предметам.
Важно! Аспиранты также являются соискателями учёных степеней. В чём разница, если обе категории кандидатов в доктора наук занимаются диссертацией и исследовательскими работами? Отличия в том, что соискатель в аспирантуре – получает все льготы взамен на работу для кафедры. Соискатель без зачисления в аспирантуру не имеет льгот и стипендий. Он лишь пишет диссертацию, чтобы получить учёную степень. При этом аспирант в ВУЗе может также получить научное звание для продолжения педагогической деятельности.
Кому нужна форма соискательства?
Отличия от аспирантуры заключаются в мобильности и отсутствии обязательств перед ВУЗом. Соискатель учёной (не научной) степени – это, как правило, специалист, который привязан к работе института или иному высшему учебному заведению. Он уже является доцентом или старшим педагогом, который хочет стать доктором наук, но не хочет прерывать учебный и трудовой процесс.
Если соискатель степени хочет посещать лекции, он вправе там появляться вместе с другими аспирантами. При этом работа над диссертацией будет вестись самостоятельно. Дополнительного обучения не требуется. Аспирант обязан заниматься научной работой, как соискатель. Однако последний не обязан вести учебную деятельность, публиковать статьи в журналы и сдавать экзамены.
В чём разница помимо формы подготовки кадров и образовательного процесса:
Аспирантура считается более жёсткой формой обучения. На очной форме обучения кандидаты сдают не только профильные экзамены, но и зачёты по информатике, педагогике и т.д. Соискатель не изучает таких предметов, лишь готовится к кандидатскому минимуму, если прикрепляется всё же к кафедре ВУЗа. Обе формы предполагают аттестацию каждый год.
Аспирант не может прерывать учебный процесс по необоснованным обстоятельствам, а соискатель вправе «отложить» науку на неограниченный срок, как кандидат в доктора. Поэтому многие врачи, которые окончили ВУЗ, ординатуру, остаются кандидатами в доктора наук, и продолжают трудовую деятельность в форме соискателя научной степени.
Каждый год Минобрнауки (Министерство образования и науки) вводит все больше новшеств в процесс образования, и еще вчерашние студенты чаще начинают задумываться над вопросами: «А что дает аспирантура? Для чего нужна аспирантура? Зачем многие люди заканчивают ее?» После большого количества преобразований даже многие работники образования и науки не могут этого понять.
Что такое аспирантура
До 2013 г. аспирантура считалась одной из форм профессионального образования после вуза или формой подготовки высших научных кадров, а с 2013 года ей присвоили статус третьего уровня высшего профессионального образования.
Аспирантура – какое же это образование?
Вчерашние студенты, привыкшие к лекциям и практикам, не очень хорошо представляют себе, что значит учиться в аспирантуре и что это такое.
Однако, аспирантура — это не лекции, зачеты и экзамены, хотя без них никак, а самостоятельная форма получения знаний и образования.
Аспиранту предстоит самому определиться с научным направлением, которое является актуальным, сформулировать тему, поставить необходимый эксперимент, получить данные и обработать, сравнить результаты с теми, что уже имеются в науке и сделать конкретные выводы.
Для завершения обучения необходимо написать и защитить кандидатскую диссертацию. Но перед официальной защитой в диссертационном совете вуза, аспирант должен пройти предварительную защиту на расширенном заседании кафедры, куда приглашают представителей с других кафедр и/или учебных учреждений.
Кто такой аспирант в университете
В соответствии со статьей 34 ФЗ 273 «Об образовании» аспиранты относятся к категории обучающихся и пользуются определенными мерами социальной поддержки:
Для вступления в ряды аспирантов нужно иметь диплом магистра или специалиста. И не обязательно иметь на руках так называемый красный диплом, достаточно и синего. Также аспирантами могут стать лица, окончившие ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру, ассистентуру-стажировку (считаются одним уровнем образования), но их обучение осуществляется только за счет собственных средств этих лиц.
Узнать подробно, кто такой аспирант, можно в нашей статье.
Формы обучения в аспирантуре
В аспирантуре можно обучаться по:
Список ВУЗов по очной форме обучения:
УлГУ – Ульяновский государственный университет