Адъюнктура и аспирантура в чем

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

2. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Адъюнктом является военнослужащий, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся в адъюнктуре и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

3. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 4 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

4. Положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 6 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

7. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

8. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

Информация об изменениях:

9. Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.

За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы.

10. Аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

11. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

ГАРАНТ:

См. письмо Федерального агентства по образованию от 14 июля 2006 г. N 1299/1/12-16 «О материальной поддержке аспирантов и докторантов федеральных вузов»

12. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.

13. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Источник

Вступил в силу новый порядок подготовки кандидатских диссертаций

Фактически восстанавливается институт научной аспирантуры.

Немного предыстории

Раньше аспирантура была программой послевузовского образования. Её осваивали ради подготовки и защиты научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук. Правда, сама защита происходила уже после окончания аспирантуры, но в эту программу входила предзащита диссертации, что считалось завершающим этапом подготовки аспиранта.

После того как в сентябре 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в РФ», аспирантура стала третьей ступенью высшего образования со всеми вытекающими последствиями:

Кроме того, новый на тот момент порядок сделал возможным получение диплома аспиранта после сдачи экзаменов, а проводить для этого предзащиту диссертации было уже не обязательно. То есть учащийся мог получить диплом, не собираясь заниматься серьёзной научной деятельностью.

Что изменилось: ключевые пункты

Новая редакция закона «Об образовании в РФ» отменила процедуру госаккредитации программ аспирантуры. Вместо федеральных стандартов обучения разработают федеральные требования к программам подготовки научно-педагогических кадров.

Пока неизвестно, какими именно они будут, поскольку они пока не утверждены. И требования, и порядок проведения итоговой аттестации для аспирантов должно разработать Минобрнауки, а правительству предстоит установить порядок организации подготовки в аспирантуре и контроля за этим процессом.

Приём на обучение в аспирантуру по федеральным государственным требованиям предполагается начать с 2022/23 учебного года. Те, кто успеет приступить к обучению в аспирантуре до этого времени, смогут выбрать, как именно они продолжат осваивать программу — в соответствии с ФГОС или с федеральными государственными требованиями.

При этом вузы должны организовывать научное сопровождение выпускника до защиты.

Привычный диплом об окончании аспирантуры вообще упраздняется. Его заменят два документа — заключение комиссии «о соответствии диссертации на соискание учёной степени кандидата наук установленным критериям» и свидетельство об окончании аспирантуры.

Если аспирант не получит положительное заключение комиссии на предзащите, то ему выдадут только свидетельство о том, что он проходил обучение.

Ряд образовательных учреждений сможет самостоятельно разрабатывать и утверждать требования к программам аспирантуры. К ним относятся:

Здесь нюанс только один: эти требования не должны быть ниже общепринятых на государственном уровне.

Вот что сказал об этих изменениях вице-президент РАН Алексей ХОХЛОВ в интервью онлайн-изданию «Поиск»:

«Вузы и научные институты получают значительно больше свободы в выборе структуры программ подготовки и условий их реализации. Новый документ не связывает им руки. Он направлен на выполнение основной задачи — подготовки аспирантом диссертационной работы, причём не по направлениям магистратуры, а по специальностям ВАК. Образовательная компонента осталась, но теперь она не главная».

Что ещё меняется

Другой документ изменил требования к диссовету. Поправки в соответствующее положение подготовила Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки. Во-первых, документ регламентирует смешанный режим проведения заседаний советов. Все защиты можно будет транслировать онлайн.

Принимать дистанционное участие в заседании смогут до половины его участников. Это правило не распространяется только на председательствующего, учёного секретаря и соискателя степени — они должны присутствовать лично. Даже при смешанном формате проведения защиты голосование останется тайным.

Изменения, внесённые в положение, коснулись и состава совета — необходимый минимум снижен с 19 до 11 человек. Из них минимум 5 должны быть докторами наук (ранее — 7). Кворум достигается в присутствии ⅔ от всех членов совета — независимо от формы их участия. Такая же доля необходима и для решения о присуждении учёной степени.

Как обстоят дела с научными кадрами в России

В последние годы ситуация с аспирантурой складывалась, мягко говоря, не очень хорошо. Специалисты ВШЭ выяснили, как с 2000 года меняется доля выпускников российских вузов, которые решают заняться исследовательской деятельностью. Оказалось, что такой выбор делает лишь около 1% из них. Более того, число занятых в российской науке ежегодно уменьшается в среднем на 1,5%. Эксперты пришли к выводу, что 65–70% перспективных молодых учёных уезжают за границу.

Кроме того, аналогичные данные привёл лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Правда, министр науки и высшего образования Валерий Фальков опроверг их, назвав это лишь мнением.

Тем не менее о сокращении количества исследователей в России заявил и глава РАН Александр Сергеев. По его словам, за последние 15 лет оно сократилось на 17,5%.

В любом случае власти всё же намерены работать над повышением привлекательности карьеры в сфере науки и высшего образования, а также над увеличением доли сотрудников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава. Об этом говорится в обновлённой версии госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ».

Адъюнктура и аспирантура в чем. 13174612022021 1c33ea5e44f9ca025651053cbe31718690ecf19f. Адъюнктура и аспирантура в чем фото. Адъюнктура и аспирантура в чем-13174612022021 1c33ea5e44f9ca025651053cbe31718690ecf19f. картинка Адъюнктура и аспирантура в чем. картинка 13174612022021 1c33ea5e44f9ca025651053cbe31718690ecf19f

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Аспирантура в высших военно-учебных заведениях.

Источник

Что такое адъюнктура: про поступление в адъюнктуру для военнослужащих

Адъюнктура и аспирантура в чем. postupit v adjunkturu oficeru 1. Адъюнктура и аспирантура в чем фото. Адъюнктура и аспирантура в чем-postupit v adjunkturu oficeru 1. картинка Адъюнктура и аспирантура в чем. картинка postupit v adjunkturu oficeru 1

Адъюнктура (от английского слова adjunct) представляет собой высшую ступень образования военных кадров. В данном материале постараемся рассказать про адъюнктуру простыми словами.

Многие поступающие интересуются, адъюнкт – что это значит. Адъюнктом называется лицо, которое осваивает программу адъюнктуры после окончания вуза и получения офицерского звания.

Адъюнкты так же, как и аспиранты, выбирают направление научных исследований и тему, на основании чего в дальнейшем пишут диссертационную работу для защиты и получения степени кандидата наук.

Что дает офицеру адъюнктура?

После окончания высшего военного учебного заведения у выпускника возникает такая возможность, как военная адъюнктура. Зачисление и результативное прохождение программы обучения дает ряд возможностей.

Как поступить в адъюнктуру МО РФ или других ведомств

Для поступления необходимо успешно закончить вуз и быть военнослужащим или сотрудником отраслевого ведомства. Важно отметить, что в ведомственном институте, академии, университете или другом объекте образования, которое закончил поступающий, он мог получать не военное, а гражданское образование.

Вторым обязательным требованием для поступающих является служба в ведомстве, которому подчиняется выбранный вуз. Остальные требования регламентируются внутренними вузовскими нормативно-правовыми актами.

В частности, чтобы стать адъюнктом военного университета, обязательным требованием является стаж службы. А все поступающие должны иметь воинское или специальное звание.

Например, чтобы поступить в адъюнктуру ФСИН, необходимо отслужить в этой структуре минимум 2 года.

Если выпускник магистратуры, бакалавриата или специалитета принял решение поступать, ему необходимо выполнить следующие действия.

Направления адъюнктуры

Сегодня подготовка адъюнктов по специальности осуществляется более чем в 20 вузах России. Срок обучения зависит от выбранного направления и может составлять от 2 до 4 лет. Направления подготовки высокого уровня преимущественно военные.

Рассмотрим перечень учебных заведений и реализуемые в них программы для подготовки разнопрофильных высококвалифицированных специалистов.

Адъюнктура Министерства обороны РФ

Наименование учебного заведения

Наименования реализуемых программ

«Психологические науки», «Политические науки и регионоведение», «Языкознание и литературоведение», «Философия, этика и религиоведение», «Искусствоведение», «Военные науки», «Социологические науки», «Образование и педагогические науки», «Языкознание и литературоведение», «Военные науки»

Готовит морских военных офицеров по таким секторам наук, как: «Технические», «Технические и военные», «Географические», «Педагогические»

Предлагаются такие векторы наук, как: «Философские, политические», «Военные», «Экономические», «Исторические»

«Образование и педагогические науки»

«Военная история», «Оперативное искусство», «Тактика», «Средства поражения и боеприпасы», «Воинское воспитание и обучение», «Эксплуатация и ремонт техники, вооружения», «Оборудование военного театра»

«Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Военные науки»

ВА ВПО им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского

«Тактика», «Компьютерные технологии в военном деле», «Военная электроника»

ФГКВОУ ВО ВАМТО им. А.В. Хрулёва»

«Военные мосты и переправы», «Организация обеспечения», «Вещевое обеспечение», «Философия» «Обеспечение ракетным топливом и горючим», «Иностранный язык»

Михайловская военная артиллерийская академия

ВКА им. А.Ф. Можайского

Направления наук: «Технические», «Военные», «Технические и военные»

Тихоокеанское ВВМУ им. С.О. Макарова

Черноморское ВВМУ им. П.С. Нахимова

«Эксплуатация и восстановление техники, техническое обеспечение», «Вооружение и военная техника»

ВО ракетных войск стратегического назначения им. Петра I

ВАС им. С.М. Будённого

«Военное управление», «Военные науки»

Адъюнктура Министерства внутренних дел РФ

Наименование учебного заведения

Наименования реализуемых программ

МОСУ МВД РФ им. В.Я. Кикотя

«Психологические науки», «Экономическая безопасность», «Юриспруденция», «Образование и педагогические науки»

ФГКОУ ВО РЮИ МВД России

«Образование и педагогические науки», «Психологические науки»

«Судебная деятельность», «Административное право», «Криминалистика»

Адъюнктура ФСБ

Наименование учебного заведения

Наименования реализуемых программ

На данный момент реализуются различные направления на базе трех институтов академии: Институт криптографии, информатики и связи; Институт подготовки оперативного состава (контрразведовательный и следственный факультеты); факультет иностранных языков

Правила поступления в адъюнктуру

Для зачисления и присвоения ученой степени в адъюнктуре военных академий, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел, Министерства обороны и прочих ведомств РФ допускаются офицеры, которые имеют:

Если вы хотите учиться в адъюнктуре, учитывайте, что важным критерием при поступлении являются возраст и здоровье. Заявитель должен быть в такой возрастной категории и физической форме, которая позволяла бы ему отслужить 5 лет после прохождения подготовки данного типа.

Прием осуществляется на конкурсной основе. Для успешного прохождения конкурса необходимо набрать высокие баллы при сдаче вступительных испытаний.

В чем разница между адъюнктурой и аспирантурой?

Аспирантура – это форма подготовки научных кадров. Адъюнктура является аспирантурой при военном вузе. Ее программы выполняются в научно-исследовательских и военно-учебных учреждениях правоохранительных органов, перечисленных ранее, и Вооруженных Сил РФ.

Таким образом, ключевое отличие заключается в профиле и специфике учебных заведений, в которых осуществляется специализированная подготовка. Цель у обучающихся общая и, как правило, заключается в получении ученой степени.

Итак, мы рассмотрели значение понятия адъюнктуры, кто может в нее поступить, что для этого нужно и какие преимущества она предоставляет обучающимся.

Источник

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» (документ не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 1 части 9.1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.

МинистрВ.Н. Фальков

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 20 октября 2021 г. № 951

Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)

I. Общие положения

Осуществление научной деятельности должно быть предусмотрено уставом организации.

Порядок формирования и утверждения индивидуального плана работы аспиранта (адъюнкта) определяется локальным нормативным актом организации.

II. Требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)

5. Программа аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя научный компонент, образовательный компонент, а также итоговую аттестацию.

Научный компонент программы аспирантуры (адъюнктуры) включает:

подготовку публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, в рецензируемых научных изданиях, в приравненных к ним научных изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus и международных базах данных, определяемых в соответствии с рекомендацией Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, а также в научных изданиях, индексируемых в наукометрической базе данных Russian Science Citation Index (RSCI), и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем 3 ;

промежуточную аттестацию по этапам выполнения научного исследования.

Образовательный компонент программы аспирантуры (адъюнктуры) включает дисциплины (модули) и практику, а также промежуточную аттестацию по указанным дисциплинам (модулям) и практике.

Итоговая аттестация по программам аспирантуры (адъюнктуры) проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 4 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2016, N 22, ст. 3096).

6. Организация при реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) вправе предусмотреть возможность освоения аспирантами (адъюнктами) факультативных и элективных дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.

Элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения аспирантом (адъюнктом), если они включены организацией в программу аспирантуры (адъюнктуры).

Факультативные дисциплины являются необязательными для освоения аспирантом (адъюнктом).

7. Срок освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) по научным специальностям определяется согласно приложению к федеральным государственным требованиям.

8. При освоении программы аспирантуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок освоения такой программы не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным в соответствии с пунктом 7 федеральных государственных требований.

9. Структура программы аспирантуры (адъюнктуры):

10. Организации, реализующие программы аспирантуры (адъюнктуры), определяют вид и способы проведения практики самостоятельно в соответствии с локальными нормативными актами.

Аспиранты, совмещающие освоение программы аспирантуры с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям программы аспирантуры к проведению практики.

III. Требования к условиям реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

11. Требования к условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) включают в себя требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к кадровым условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры).

12. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) доступ к научно-исследовательской инфраструктуре в соответствии с программой аспирантуры (адъюнктуры) и индивидуальным планом работы.

13. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) в течение всего периода освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) индивидуальный доступ к электронной информационно-образовательной среде организации посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) локальной сети организации в пределах, установленных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.

14. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) доступ к учебно-методическим материалам, библиотечным фондам и библиотечно-справочным системам, а также информационным, информационно-справочным системам, профессиональным базам данных, состав которых определен соответствующей программой аспирантуры (адъюнктуры) и индивидуальным планом работы.

15. Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает доступ аспиранту (адъюнкту) ко всем электронным ресурсам, которые сопровождают научно-исследовательский и образовательный процессы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) согласно соответствующим программам аспирантуры (адъюнктуры), в том числе к информации об итогах промежуточных аттестаций с результатами выполнения индивидуального плана научной деятельности и оценками выполнения индивидуального плана работы.

16. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебного издания в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы аспирантуры (адъюнктуры), на каждого аспиранта (адъюнкта) по каждой дисциплине (модулю), входящей в индивидуальный план работы.

17. При реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) в сетевой форме выполнение требований к условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), предусмотренных пунктами 12-14 федеральных государственных требований, осуществляется с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, использующих сетевую форму реализации программы аспирантуры (адъюнктуры).

18. Не менее 60% процентов численности штатных научных и (или) научно-педагогических работников, участвующих в реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

1 Часть 7.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56).

2 Подпункт 4.2.60 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851).

3 Пункт 11 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2021, N 13, ст. 2252).

4 Часть 3.1 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56).

5 Пункт 11 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2021, N 13, ст. 2252).

Приложение
к федеральным государственным
требованиям к структуре программ
подготовки научных и научно-
педагогических кадров
в аспирантуре (адъюнктуре),
условиям их реализации, срокам
освоения этих программ с учетом
различных форм обучения,
образовательных технологий
и особенностей отдельных
категорий аспирантов (адъюнктов),
утвержденным приказом
Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 20 октября 2021 г. № 951

11.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение
21.2.2. Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
31.2.3. Теоретическая информатика, кибернетика
41.2.4. Кибербезопасность
51.6.1. Общая и региональная геология. Геотектоника и геодинамика
61.6.2. Палеонтология и стратиграфия
71.6.3. Петрология, вулканология
81.6.4. Минералогия, кристаллография. Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых
91.6.5. Литология
101.6.6. Гидрогеология
111.6.7. Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение
121.6.8. Гляциология и криология Земли
131.6.9. Геофизика
141.6.10. Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения
151.6.11. Геология, поиски, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
161.6.12. Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов
171.6.13. Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
181.6.14. Геоморфология и палеогеография
191.6.15. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
201.6.16. Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия
211.6.17. Океанология
221.6.18. Науки об атмосфере и климате
231.6.19. Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия
241.6.20. Геоинформатика, картография
251.6.21. Геоэкология
261.6.22. Геодезия
272.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
282.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
292.1.13. Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
302.1.16. Охрана труда в строительстве
312.3.1. Системный анализ, управление и обработка информации
322.3.2. Вычислительные системы и их элементы
332.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
342.3.4. Управление в организационных системах
352.3.5. Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей
362.3.6. Методы и системы защиты информации, информационная безопасность
372.3.7. Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования
382.3.8. Информатика и информационные процессы
392.5.1. Инженерная геометрия и компьютерная графика. Цифровая поддержка жизненного цикла изделий
402.5.22. Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства
412.6.16. Технология производства изделий текстильной и легкой промышленности
422.6.18. Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность
432.8.10. Охрана труда, промышленная безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях (недропользование)
442.9.4. Управление процессами перевозок
452.9.9. Логистические транспортные системы
463.1.1. Рентгенэндоваскулярная хирургия
473.1.2. Челюстно-лицевая хирургия
483.1.3. Оториноларингология
493.1.4. Акушерство и гинекология
503.1.5. Офтальмология
513.1.6. Онкология, лучевая терапия
523.1.7. Стоматология
533.1.8. Травматология и ортопедия
543.1.9. Хирургия
553.1.10. Нейрохирургия
563.1.11. Детская хирургия
573.1.12. Анестезиология и реаниматология
583.1.13. Урология и андрология
593.1.14. Трансплантология и искусственные органы
603.1.15. Сердечно-сосудистая хирургия
613.1.16. Пластическая хирургия
623.1.17. Психиатрия и наркология
633.1.18. Внутренние болезни
643.1.19. Эндокринология
653.1.20. Кардиология
663.1.21. Педиатрия
673.1.22. Инфекционные болезни
683.1.23. Дерматовенерология
693.1.24. Неврология
703.1.25. Лучевая диагностика
713.1.26. Фтизиатрия
723.1.27. Ревматология
733.1.28. Гематология и переливание крови
743.1.29. Пульмонология
753.1.30. Гастроэнтерология и диетология
763.1.31. Геронтология и гериатрия
773.1.32. Нефрология
783.1.33. Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия
793.2.1. Гигиена
803.2.2. Эпидемиология
813.2.3. Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины
823.2.4. Медицина труда
833.2.5. Медицинская психология
843.2.6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях
853.2.7. Аллергология и иммунология
863.4.1. Промышленная фармация и технология получения лекарств
873.4.2. Фармацевтическая химия, фармакогнозия
883.4.3. Организация фармацевтического дела
894.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
904.2.2. Санитария, гигиена, экология, ветеринарно-санитарная экспертиза и биобезопасность
914.2.3. Инфекционные болезни и иммунология животных
924.2.4. Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства
934.2.5. Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных
944.2.6. Рыбное хозяйство, аквакультура и промышленное рыболовство
954.3.1. Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса
964.3.2. Электротехнологии, электрооборудование и энергоснабжение агропромышленного комплекса
974.3.3. Пищевые системы
984.3.4. Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины
994.3.5. Биотехнология продуктов питания и биологически активных веществ
1005.1.1. Теоретико-исторические правовые науки
1015.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
1025.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки
1035.1.4. Уголовно-правовые науки
1045.1.5. Международно-правовые науки
1055.2.1. Экономическая теория
1065.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике
1075.2.3. Региональная и отраслевая экономика
1085.2.4. Финансы
1095.2.5. Мировая экономика
1105.2.6. Менеджмент
1115.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
1125.3.2. Психофизиология
1135.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
1145.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
1155.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
1165.3.6. Клиническая психология
1175.3.7. Возрастная психология
1185.3.8. Коррекционная психология и дефектология
1195.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
1205.4.1. Теория, методология и история социологии
1215.4.2. Экономическая социология
1225.4.3. Демография
1235.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы
1245.4.5. Политическая социология
1255.4.6. Социология культуры
1265.4.7. Социология управления
1275.5.1. История и теория политики
1285.5.2. Политические институты, процессы, технологии
1295.5.3. Государственное управление и отраслевые политики
1305.5.4. Международные отношения
1315.6.1. Отечественная история
1325.6.2. Всеобщая история
1335.6.3. Археология
1345.6.4. Этнология, антропология и этнография
1355.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования
1365.6.6. История науки и техники
1375.6.7. История международных отношений и внешней политики
1385.6.8. Документалистика, документоведение, архивоведение
1395.7.1. Онтология и теория познания
1405.7.2. История философии
1415.7.3. Эстетика
1425.7.4. Этика
1435.7.5. Логика
1445.7.6. Философия науки и техники
1455.7.7. Социальная и политическая философия
1465.7.8. Философская антропология, философия культуры
1475.7.9. Философия религии и религиоведение
1485.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
1495.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
1505.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
1515.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
1525.8.5. Теория и методика спорта
1535.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура
1545.8.7. Методология и технология профессионального образования
1555.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации
1565.9.2. Литературы народов мира
1575.9.3. Теория литературы
1585.9.4. Фольклористика
1595.9.5. Русский язык. Языки народов России
1605.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков)
1615.9.7. Классическая, византийская и новогреческая филология
1625.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика
1635.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
1645.10.1. Теория и история культуры, искусства
1655.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
1665.10.3. Виды искусства (с указанием конкретного искусства)
1675.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм)
1685.11.2. Историческая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм)
1695.11.3. Практическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм)
1705.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов
1715.12.2. Междисциплинарные исследования мозга
1725.12.3. Междисциплинарные исследования языка
1735.12.4. Когнитивное моделирование

1 В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 апреля 2021 г., регистрационный N 62998).

1 В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 апреля 2021 г., регистрационный N 62998).

Для программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) установлены требования к структуре, условиям реализации и срокам освоения.

Программа включает в себя научный и образовательный компоненты, а также итоговую аттестацию.

Требования к условиям реализации касаются материально-технического и учебно-методического обеспечения, а также кадровых условий.

Срок освоения указан для каждой специальности и составляет 3-4 лет для очников и 4-5 лет для заочников.

Требования применяются с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *