Аг баланс государственная корпорация что это

Государственные корпорации: описание, история возникновения, список

Важную роль в экономике России играют государственные корпорации. Они являются крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей, в некоторых случаях и вовсе имеют положение, близкое к монопольному. И потому их можно рассматривать как фактически незаменимые с точки зрения функционирования экономики государства. В чем заключаются наиболее примечательные характеристики госпредприятий РФ? В чем их схожесть и различия с зарубежными организациями, имеющими аналогичный или похожий статус?

Аг баланс государственная корпорация что это. 20213. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-20213. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 20213

Что такое государственная корпорация?

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Аг баланс государственная корпорация что это. 20214. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-20214. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 20214

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании — это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права — Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания — это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация — это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

Аг баланс государственная корпорация что это. 20215. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-20215. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 20215

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие — не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами — открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами — такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам — исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий — «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий — «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций — в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций — оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

Аг баланс государственная корпорация что это. 20216. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-20216. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 20216

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Аг баланс государственная корпорация что это. 20217. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-20217. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 20217

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

Аг баланс государственная корпорация что это. 20218. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-20218. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 20218

Еще одна крупная американская госкорпорация — OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, — в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, — в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие — не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Аг баланс государственная корпорация что это. 20219. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-20219. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 20219

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

Источник

Аг баланс государственная корпорация что это

(введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ)

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 83-ФЗ)

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

3.2. Инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.

Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации. Высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Источник

Государственная корпорация

Аг баланс государственная корпорация что это. 48px. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-48px. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 48px

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Аг баланс государственная корпорация что это. 40px. Аг баланс государственная корпорация что это фото. Аг баланс государственная корпорация что это-40px. картинка Аг баланс государственная корпорация что это. картинка 40px

Содержание

Особенности правового статуса

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Список госкорпораций России

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году. В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

В феврале 2008 года председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:

«Рассматривая саму сущность понятия „государственная корпорация“, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как „размывание“ системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права». [3]

«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства». [3]

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная [источник не указан 1113 дней] государственной корпорации (Автодор).

Источник

Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству Российской Федерации

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Поскольку в п. 1 ст. 7.1 предусмотрено, что государственная корпорация создается на основании федерального закона, постольку правовой статус создаваемых в РФ государственных корпораций находит свое закрепление и раскрытие в подобных актах.

Следует отметить, что так как государственные корпорации являются некоммерческими организациями в силу прямого указания Федерального закона «О некоммерческих организациях», то они составляют и предоставляют отчетность в соответствии с указанным Законом и согласно нормам иных федеральных законов об их создании.

В частности, согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В то же время государственные корпорации освобождены от обязанностей, присущих некоммерческим организациям, связанных с:

представлением в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3431.

Кроме того, ч. 2 п. 2 ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает, что государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Однако подобные законы устанавливают необходимость отчетности государственной корпорации не только об использовании своего имущества, но и по ряду иных оснований, а также определяют обязательность проведения аудиторских проверок данной формы организации.

В настоящее время созданы и действуют следующие государственные корпорации:

в сфере промышленности и технологий: Российская корпорация нанотехнологий ; Государственная корпорация «Ростехнологии» ; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» ;

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3753.
Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» // СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. 2). Ст. 5814.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

в финансовой сфере: Агентство по страхованию вкладов ; Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» ;

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029.
Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.
Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5415.

Кроме того, выдвигаются также иные предложения о создании государственных корпораций.

Согласно требованиям законодательства в законах, предусматривающих создание и особенности функционирования различных государственных корпораций, содержатся специальные нормы об отчетности и аудите.

I. Отчетность государственных корпораций

В отчетности государственных корпораций прослеживаются общие для всех корпораций требования и, безусловно, специфические черты.

Так, к общим требованиям можно отнести следующие:

Среди специфических особенностей отчетности действующих в настоящее время государственных корпораций возможно отметить следующие.

а) отчет о деятельности корпорации за прошедший отчетный период;

б) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность корпорации, включающая годовой бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств корпорации, отчет о результатах инвестирования временно свободных средств корпорации, отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов (бюджета) корпорации, отчет о формировании и об использовании резервов и фондов корпорации;

в) аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпорации за отчетный период;

г) отчет о результатах мониторинга, подготовленный в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий».

Государственная корпорация «Ростехнологии» (п. 3 ст. 8 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии»). Годовой отчет Государственной корпорации «Ростехнологии» включает в себя:

а) отчет о деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» за прошедший отчетный период, в том числе в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, а также показатели деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

б) годовой бухгалтерский баланс Государственной корпорации «Ростехнологии»;

в) отчет о прибылях и об убытках Государственной корпорации «Ростехнологии»;

г) отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов Государственной корпорации «Ростехнологии»;

д) отчет о формировании и об использовании фондов Государственной корпорации «Ростехнологии»;

е) аудиторское заключение.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (п. 4 ст. 34 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»). Годовой отчет корпорации состоит из:

а) отчета о деятельности корпорации за отчетный год, включающего сведения о выполнении программы деятельности корпорации, сведения об использовании имущества корпорации, организаций корпорации, сведения о формировании и об использовании специальных резервных фондов корпорации, а также об управлении ими, иные сведения об исполнении корпорацией Федерального закона;

б) годовой бухгалтерской отчетности корпорации, включающей отчетность, установленную законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, отчет об использовании средств федерального бюджета и отчет о государственном запасе специального сырья и делящихся материалов;

в) консолидированной финансовой отчетности корпорации, включающей в себя соответствующие показатели корпорации, учреждений корпорации, акционерных обществ корпорации и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий и подведомственных учреждений.

Агентство по страхованию вкладов (п. 5 ст. 24 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»). Годовой отчет агентства включает:

а) отчет о деятельности агентства за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования вкладов и использования денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

б) годовой бухгалтерский баланс агентства;

в) отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

г) отчет о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств агентства;

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (п. 2, 5, 6 ст. 7 Федерального закона «О банке развития»). Внешэкономбанк ведет бухгалтерский учет в соответствии с установленными правилами бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций РФ с учетом особенностей ведения бухгалтерского учета, устанавливаемых ЦБ РФ.

Годовой отчет Внешэкономбанка включает:

а) отчет о деятельности Внешэкономбанка за отчетный период;

б) годовую бухгалтерскую отчетность, включающую бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и об убытках;

в) отчет о движении денежных средств;

г) отчет о движении капитала;

д) отчет об использовании прибыли;

е) отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Внешэкономбанка.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 4, 5 ст. 12 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»). Годовой отчет Фонда включает в себя:

а) отчет о деятельности Фонда за прошедший отчетный период;

б) годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность Фонда, включающую годовой бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и об убытках, отчет о движении средств Фонда, отчет о результатах размещения временно свободных средств Фонда, отчет об исполнении бюджета Фонда;

в) аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда за отчетный год;

г) отчет о результатах мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

д) выполнения предусмотренных ст. 14 указанного Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда за отчетный год.

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (п. 1, 2, 6, 7, 12 ст. 8 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»). Отчетность корпорации состоит из квартального отчета и годового отчета. Квартальными отчетными периодами корпорации признаются первый, второй и третий кварталы. Квартальный отчет корпорации включает:

а) отчет об осуществлении строительства олимпийских объектов и о реализации связанных с ним иных мероприятий за отчетный квартал, предусмотренных планом-графиком строительства олимпийских объектов;

б) квартальную финансовую (бухгалтерскую) отчетность корпорации, содержащую сведения о направлениях расходования средств корпорации и об их объемах.

Годовой отчет корпорации включает:

а) отчет об осуществлении строительства олимпийских объектов и о реализации связанных с ним иных мероприятий за отчетный год, предусмотренных планом-графиком строительства олимпийских объектов, в том числе сведения о степени готовности олимпийских объектов и об объемах финансирования корпорацией их строительства в течение отчетного периода;

б) годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность корпорации, включающую бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств корпорации, отчет о результатах инвестирования временно свободных средств корпорации, отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов корпорации, отчет о формировании и об использовании резервного фонда и иных целевых фондов корпорации;

в) заключение ревизионной комиссии корпорации по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

г) аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпорации за отчетный период;

д) отчет о результатах мониторинга, подготавливаемый в соответствии со ст. 19 вышеуказанного Федерального закона.

Государственная корпорация «Ростехнологии»: годовой отчет направляется Президенту РФ и в Правительство РФ до 1 мая года, следующего за отчетным периодом (п. 5 ст. 8 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии»);

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»: годовой отчет представляется в Правительство РФ не позднее семи календарных дней после дня его утверждения (п. 9 ст. 34 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»);

Агентство по страхованию вкладов: годовой отчет агентства направляется в Правительство Российской Федерации и Банк России (п. 3 ст. 24 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

Внешэкономбанк: годовая отчетность представляется в Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6 Федерального закона «О банке развития»);

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: годовой отчет Фонда направляется Президенту РФ, в Государственную Думу ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ, Общественную палату РФ в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом (п. 3 ст. 12 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»);

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: квартальный отчет корпорации направляется Президенту РФ и в Правительство РФ до 15-го числа месяца, следующего за месяцем утверждения наблюдательным советом корпорации квартального отчета.

Годовой отчет корпорации направляется Президенту РФ и в Правительство РФ до 15 июня года, следующего за отчетным периодом.

Государственная корпорация «Ростехнологии»: годовой отчет корпорации подготавливается ее правлением и утверждается наблюдательным советом не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 8 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии»);

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»: годовой отчет корпорации, за исключением годовой бухгалтерской отчетности корпорации, составляется не позднее 1 мая года, следующего за отчетным. Годовой отчет корпорации утверждается наблюдательным советом корпорации не позднее 30 мая года, следующего за отчетным (п. 9 ст. 34 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»);

Агентство по страхованию вкладов: годовой отчет агентства составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров агентства до 15 марта (п. 2 ст. 24 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

Внешэкономбанк: годовой отчет Внешэкономбанка составляется ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и утверждается наблюдательным советом Внешэкономбанка не позднее 15 июня года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 7 Федерального закона «О банке развития»);

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: годовой отчет Фонда подготавливается и рассматривается правлением Фонда ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, и направляется в наблюдательный совет Фонда, который утверждает его в срок до 1 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»);

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: квартальный отчет корпорации подготавливается правлением корпорации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и направляется в наблюдательный совет корпорации, который должен утвердить его до окончания месяца, следующего за отчетным кварталом. Годовой отчет корпорации подготавливается правлением корпорации ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, и направляется в наблюдательный совет корпорации, который должен утвердить его до 30 мая года, следующего за отчетным периодом (п. 4, 5 ст. 8 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).

Государственная корпорация «Ростехнологии»: годовой отчет корпорации подлежит до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на сайте Государственной корпорации «Ростехнологии» в сети Интернет, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны (п. 2 ст. 8 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии»);

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»: порядок опубликования годового отчета корпорации, в том числе объем информации, подлежащей опубликованию, устанавливается наблюдательным советом корпорации (п. 10 ст. 34 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»);

Агентство по страхованию вкладов: обобщенные данные годового отчета агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в «Вестнике Банка России» и «Российской газете» (п. 4 ст. 24 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

Внешэкономбанк: годовой отчет Внешэкономбанка, в том числе годовая бухгалтерская отчетность, подлежит обязательному опубликованию (п. 4 ст. 7 Федерального закона «О банке развития»);

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: годовой отчет подлежит обязательному опубликованию, а также размещению на официальном сайте Фонда в сети Интернет в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом (п. 3 ст. 12 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»);

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: годовой отчет корпорации подлежит обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на официальном сайте корпорации в сети Интернет, до 1 июля года, следующего за отчетным периодом (п. 11 ст. 8 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).

II. Аудит государственных корпораций

В государственных корпорациях для проведения аудита уполномоченным органом определяется на конкурсной основе аудиторская организация, а также размер ее вознаграждения (п. 1 ст. 8 Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий»; п. 1 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии»; п. 2 ст. 35 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; п. 1 ст. 25, п. 2 ст. 42 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; п. 1 ст. 8 Федерального закона «О банке развития»; п. 2 ст. 13 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; п. 1 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Кроме того, в отношении всех действующих государственных корпораций закреплено правило о возможности проведения внеочередного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпораций на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 8 Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий»; п. 3 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии»; п. 5 ст. 35 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; п. 3 ст. 25 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; п. 5 ст. 8 Федерального закона «О банке развития»; п. 3 ст. 13 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; п. 4 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).

Безусловно, одним из логичных правил является необходимость проведения аудита аудиторской организацией до утверждения годового отчета государственных корпораций уполномоченным органом.

При этом аудиторское заключение подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой финансовой (бухгалтерской) отчетностью государственной корпорации (п. 2 ст. 8 Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий»; п. 2 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии»; п. 4 ст. 35 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона «О банке развития»; п. 2 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).

Одним из значительных требований является проведение в государственных корпорациях не только внешнего аудита специально отобранной независимой аудиторской организацией, но и внутреннего аудита.

При этом внутренний аудит может осуществляться:

ревизионной комиссией государственной корпорации (п. 3 ст. 8 Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий»; п. 3 ст. 9 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»);

службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров государственной корпорации (п. 2 ст. 25 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

службой внутреннего контроля, подотчетной наблюдательному совету государственной корпорации (п. 4 ст. 8 Федерального закона «О банке развития»).

Следует отметить, что внутренние аудиторы осуществляют проверки (ревизии) государственных корпораций, их структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ на постоянной основе как ежегодно, так и поквартально или в иной отчетный период, который будет установлен уполномоченным органом государственной корпорации.

По результатам проверки (ревизии) внутренний аудитор составляет заключение, в котором может содержаться:

подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах корпорации;

информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также о фактах нарушения нормативных правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

требование о созыве внеочередного заседания совета директоров при возникновении угрозы интересам корпорации, ее кредиторам или выявлении злоупотреблений должностных лиц;

предъявление предписаний органам управления, структурным подразделениям корпорации, ее филиалам и представительствам об устранении выявленных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также выявлении фактов нарушения нормативных правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

сведения о соответствии представленных на утверждение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках действительному состоянию дел в корпорации с рекомендациями по устранению выявленных недостатков.

Таким образом, в завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено достаточное количество мер по правовому регулированию деятельности государственных корпораций, чья основная задача заключается в эффективном управлении предоставленным государством имуществом для достижения государственных целей. Надеемся, что предоставление установленной отчетности, подкрепленной соответствующим аудиторским заключением, позволит сделать функционирование государственных корпораций наиболее соответствующим тем достижениям, на которые их уполномочило государство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *