Агафуровские дачи что это
«Агафуровские дачи»
До революции 1917 года в Екатеринбурге жили известные купцы по фамилии Агафуровы.
Начало этой купеческой династии положил в 1870-е годы Хисаметдин Агафуров. Первое время он торговал ходовым товаром – фруктами, табаком. За это получил свидетельство купца второй гильдии.
Сыновья Хисаметдина Агафурова – Камалетдин и Зайнетдин – расширили бизнес и создали ставший широко известным «Торговый дом «Братья Агафуровы». Торговля шла успешно. Агафуровы продавали в своих магазинах золотые и серебряные изделия, часы, парфюмерию, принадлежности для охоты, обувь, канцелярские товары и т.д.
К 1903 году Торговый дом имел отделения в Перми, Тюмени, Ирбитской ярмарке, а позже магазины открылись в Москве и даже в Варшаве. Непосредственно перед революцией 1917 года деятельность Торгового дома простиралась на огромную территорию.
Но нас больше интересует Екатеринбург, где и жили успешные купцы. Здесь располагался главный магазин торговой империи Агафуровых, пользовавшийся большой популярностью. Он находился на улице Успенской (ныне — Вайнера). Агафуровы заботились о репутации фирмы, поэтому торговали только высококачественными товарами, а персонал отличался вежливостью. При покупке дорогих вещей горожане могли воспользоваться кредитом или рассрочкой.
Один из братьев – Зайнетдин Агафуров – занимался общественной деятельностью. Он не раз избирался гласным екатеринбургской городской думы, был председателем мусульманского благотворительного общества. Принимал участие в подготовке Всероссийского съезда мусульман. При поддержке Агафуровых в Екатеринбурге были созданы велодром и павильон для конькобежцев на берегу пруда.
Но вот страна погрузилась в революционную смуту. Агафуровы были вынуждены покинуть Россию и эмигрировали в Японию. До наших дней в «стране восходящего солнца» живут потомки известных уральских купцов.
В Екатеринбурге сохранились дома, в которых жили Агафуровы. Первый дом, расположенный ныне по адресу Сакко и Ванцетти, 24 (до революции – Усольцевская улица), построил еще основатель купеческой династии — Хисаметдин Агафуров. В наши дни в этом памятнике истории и архитектуры располагается представительство республики Татарстан в Свердловской области.
Второй дом Агафуровы построили поблизости (Сакко и Ванцетти, 28). Под домом – огромные подземные сооружения, использовавшиеся купцами под склад и погреб. Сейчас в этой доме – музей быта старого Екатеринбурга.
В то время знатные люди Екатеринбурга строили свои особняки из долговечного камня, однако Агафуровы почему-то предпочли камню дерево.
Первый дом был построен по проекту архитектора Ю.И. Дютеля, а архитектора второго дома установить не удалось. В декоре зданий использованы восточные мотивы и мусульманская символика.
В 1934 году под каменной опорой ворот нашли клад – увесистый золотой слиток. Согласно легенде, этот клад далеко не единственный.
Оба дома, в которых жили купцы Агафуровы, прекрасно выглядят и в наше время. Красивые, украшенные деревянной резьбой, эти дома притягивают взгляд любого, кто оказывается в этой части города.
«Агафуровские дачи»
Большинство екатеринбуржцев слышали такое устоявшееся выражение, как «агафуровские дачи». Этим топонимом и сейчас именуют психбольницу на Сибирском тракте. Однако у Агафуровых с психическим здоровьем было все в полном порядке. Откуда же пошло это название? Дело в том, что до прихода советской власти в сосновом бору на Сибирском тракте располагалась дача купцов Агафуровых. И когда в 1914 году на 8-м километре Сибирского тракта открыли психиатрическую лечебницу, то давали привязку «рядом с дачей Агафуровых». Вскоре слово «рядом» стерлось и психбольницу стали называть «агафуровскими дачами».
Дом Агафуровых
Словосочетание «Агафуровские дачи» давно стало нарицательным и ассоциируется с психиатрической больницей на Сибирском тракте, но почему она получила такое название мало кто знает.
В прошлый раз мы публиковали материал, в котором была раскрыта тайна Агафуровских дач, подробно рассказано о взлете и падении уральских купцов.
Агафуровы
Сегодня же мы отправляемся в один из жилых домов Агафуровых, где в декабре 2015 года был открыт Музейный клуб «Дом Агафуровых».
В дореволюционном Екатеринбурге нынешняя улица Сакко и Ванцетти называлась Усольцевской. Здесь в основном находились жилые дома и небольшие мастерские, такие как переплётная А.Р. Вельца, прачечная Елисеевых. Здесь же была построена усадьба Агафуровых, состоящая из трех домов и надворных построек.
Первый дом, который сейчас находится по адресу Сакко и Ванцетти, 24, был заложен еще основателем династии Хисаметдином Агафуровым — крестьянским сыном, ставшим впоследствии купцом второй гильдии. Хисаметдин внезапно скончался так и не став миллионером и не достроив первого дома.
Зато его два сына Камалетдин и Зайнетдин основали знаменитый торговый дом «Братья Агафуровы», стали известными торговцами не только в Екатеринбурге, но и в других городах Урала и Сибири. Предприимчивые братья достроили родительский дом и возвели еще один особняк для себя. Сейчас этот дом находится по адресу Сакко и Ванцетти, 28, является уникальным памятником деревянного зодчества и постоянно привлекает внимание горожан и гостей города. Удивляет и восхищает и внутренний декор, который находится в процессе восстановления. К сожалению, архитектор Дома Агафуровых по-прежнему остается неизвестным.
Эмигрировав после революции, Агафуровы оставили здесь хорошую библиотеку. Возможно, именно поэтому, в советское время, здесь были организованы трехгодичные мусульманские педагогические курсы для подготовки учителей татаро-башкирских школ. Во второй половине 30-х годов это учебное заведение объединяют с Русским педтехникумом (на ул. Карла Либкнехта). С 1938 по 1986 год в Доме располагается коммунальная квартира.
В 1988 году после расселения жильцов дом собирались снести. Об этом рассказал один из посетителей музея, бывший бульдозеристом, стоящий с приказом о сносе. Но рабочие не успели приступить к делу, приказ отменили. В конце-концов Дом был признан культурным наследием и был передан Свердловскому областному краеведческому музею.
Есть еще одна трогательная история, которая произошла с домом Агафуровых. Уезжая в эмиграцию, Агафуровы передали ключи одному из своих работников, просили сберечь дом. До самой старости он прожил в одной из комнат, уже тогда коммунальной квартиры, храня верность данному слову.
Но что такое музей в нашем с вами понимании? Картины на стенах, экспонаты за стеклом. И тут происходит некий диссонанс. Музей «Дома Аггафуровых» есть, а экспонатов, принадлежащих Агафуровым нет. Как же так, хочется спросить? Все просто. Бывший дом Агафуровых до конца не отреставрирован, музейные экспонаты здесь хранить пока что нельзя, они находятся в фондах музея. Поэтому здесь организован «Музейный клуб». Выставки, фестивали, концерты проводятся благодаря волонтерам. По сути у горожан появилась любопытнейшая площадка, на которой можно проедмонстрировать свое творчество.
Здесь проходят интерактивные программы, спектакли, квесты. можно посетить анти-кафе.
Как утверждают сотрудники музея, этот дом имеет какую-то свою неповторимую атмосферу. Видимо, Дом хранит дух своих первых владельцев, которые вели активный, открытй новым идеям образ жизни.
Если у вас есть какие-то интересные предложения, проекты, вы готовы продемонстрировать свои перфомансы или работы, это можно сделать в стенах «Дома Агафуровых», который, как и его первые хозяева, открыт для экспериментов и идет в ногу со временем.
«Недореставрация» стала главной «фишкой» музейного клуба «Дом Агафуровых». Так как в стенах музея еще пока что нет стационарной выставки, пространство особняка оказалось подвижным. Любой желающий может обратиться в клуб со своим проектом, и получить возможность самореализации.
На данный момент приведены в порядок всего несколько комнат, остальные закрыты для посетителей, но один зал все же хранители музея смогли обыграть. И теперь мы можем наблюдать потрясающую, не закрашенную лепнину, которая была сделана именно по вкусу своих первых владельцев Агафуровых.
На втором этаже расположилась экспозиция «Коммуналка». Стать частью истории, создателем фондов музея теперь может каждый житель нашего города. Если у вас есть предметы прошлого, которые давно пылятся на антресолях, несите в музей. Так, история вашей семьи может стать историей города.
Ну и хочется обратиться к бывшим жителям дома Агафуровых. Служители музея непременно ждут вас в гости, ведь вы можете стать летописцем истории Екатеринбурга. Каждое ваше воспоминание поможет воссоздать картину прошлых дней.
Общая информация:
Адрес: ул. Сакко и Ванцетти, 28
Телефон: +7 (343) 371-05-21
Знакомство с Екатеринбургом: агафуровские владения (продолжение)
В конце 1908 года торговый дом «Братья Агафуровы» отмечал своё 25-летие. Накануне этой даты братья открыли для своих служащих ссудо-сберегательную кассу. Её фонд был составлен из денег, вырученных от продажи подарков многочисленных поставщиков торгового дома к юбилею, и части личных сбережений — всего 25 000 рублей. К тому времени только в Екатеринбурге братья имели 12 магазинов разной площади.
По воспоминаниям старожилов, магазины Агафуровых были самыми популярными в городе. Приказчики в них были крайне любезны с покупателями, стремились как можно полнее и выгоднее представить свой товар. При этом социальный статус покупателя не имел значения: и крестьянин, и состоятельный мещанин могли быть уверены, что их обслужат по «высшей категории». Известно, что приказчики агафуровских магазинов обучались у специальных преподавателей хорошим манерам, грамотной речи и даже танцам, которые, как известно, способствуют выработке красивой осанки. Раз в неделю для них приглашали парикмахеров. Да и самих приказчиков выбирали очень тщательно: соискатель должен был быть красив и хорошо сложен.
Эти требования были не пустой прихотью хозяев. На заре прошлого века магазины братьев Агафуровых во всех городах, где они имелись, начали торговать «дамскими товарами»: украшениями из драгоценных металлов, самоцветных камней, предметами дамского туалета, женским бельём, парфюмерией, посудой из серебра и мельхиора, а также «галантерейными, игольными и изящными» товарами — иными словами, всем, от чего замирало сердце девушек и домохозяек в те времена. Впрочем, не забывали купцы и о мужчинах: трости и зонты, принадлежности для рыбалки и охоты, патефоны и фотокамеры — всё можно было найти в агафуровских «супермаркетах».
Кроме Екатеринбурга, агафуровские универсальные магазины работали ещё в нескольких городах: Перми, Ирбите, Тюмени, Томске, а также за рубежом — в Йокогаме (Япония) и Харбине (Китай). Для привлечения покупателей в магазинах разрешалась покупка товаров в кредит. Если товар становился неходовым, на него сразу же снижалась цена. Традицией стали маленькие подарки постоянным покупателям: дамам вручались флакончики духов, сопровождавшим их детям дарили шоколадные «бомбы» с сюрпризами. Фирменным в магазинах Агафуровых было всё, вплоть до упаковочных коробок.
Отдельного разговора заслуживает и отношение братьев Агафуровых к рекламе. Практически с самого начала своей коммерческой деятельности Камалетдин, Зайнетдин и Кашафетдин старались максимально использовать возможности рекламы и рекламного рынка. Начиная с 1887 года не было в Екатеринбурге такого издания, где бы Агафуровы не размещали рекламу своих магазинов. Например, в 1890-м братья выкупили в газете «Деловой корреспондент» постоянное место для рекламы своего торгового дома. Тогда же они начали распространять рекламу на листовках, которые раздавали прохожим на улицах подростки.
Листовки также расклеивались на афишных тумбах. Рекламировали Агафуровы не только свои магазины, но и товары. В особенности новые товары.
Ряд товаров Агафуровы снабжали бирками с названием своего торгового дома — это считалось чем-то вроде гарантии качества товара. Название торгового дома печаталось также на упаковочных материалах: бумаге, пакетах, коробках, ящиках. Всё это должно было постоянно напоминать покупателю, где он приобрёл тот или иной товар.
Добросовестность и честность в ведении дел способствовали расширению круга деловых партнёров фирмы. Часть прибыли Агафуровы начали вкладывать в совместные предприятия. Так, Зайнетдин Агафуров вошёл в товарищество «Агафуров, Железнов и Ко», созданное для покупки у Волжско-Камского банка пшеницы для переработки и продажи. При участии торгового дома «Братья Агафуровы» в Екатеринбурге появилась фабрика для покраски мануфактуры. А в 1906 году Агафуровы стали соучредителями газеты «Уральский край» наряду с такими известными купцами, как Поклевские-Козелл, Ошурковы, Злоказовы. Не гнушались Агафуровы «войти в интерес» и с менее именитыми торговцами.
Долгое время по Екатеринбургу ходили рассказы о благотворительной деятельности Агафуровых. Братья состояли членами Екатеринбургского благотворительного общества, ежегодно внося в его фонд по две-три тысячи рублей, устраивали бесплатные киносеансы, организовывали мусульманские праздники. На деньги Агафуровых содержались магометанские молельные в Екатеринбурге и Перми, земские школы, больницы и приюты. На деньги Агафуровых были построены две мечети — в Нижнем Новгороде и Перми.
Самый деятельный из трёх братьев — Зайнетдин — активно способствовал развитию торговли в тех городах, где Агафуровы вели коммерческую деятельность. Так, при его непосредственной поддержке в Пермской губернии появилась торговая сеть Валитовых, торговавших свежими и сушёными фруктами. «Фруктовые погреба» Валитовых были открыты в Перми, Екатеринбурге, Верхотурье, Кунгуре и на Нижнетагильском заводе.
Кроме жилых домов и торговых зданий, у Агафуровых имелась недвижимость и за городом.
Когда старший из братьев Камалетдин начал часто болеть, врачи посоветовали ему «лечиться водами и лесным воздухом». Тогда семейство решило завести загородную усадьбу, где, как утверждали врачи, астма, мучившая Камалетдина уже несколько лет, могла бы быть побеждена. Место для усадьбы выбрали тихое и спокойное, в восьми верстах от города по Сибирскому тракту. Здесь, в окружении сосен и елей, и началось строительство дачи. Первым был выстроен причудливый деревянный павильон с башенками и открытыми верандами. Широкая анфилада лестниц вела к небольшому пруду с закрытыми купальнями для женщин и лодками для катания с детьми и внуками.
Немного позднее появились ещё два дома — такие же просторные, удобные, украшенные красивой резьбой на карнизах и наличниках. Согласно городским легендам, один из домов настолько приглянулся старшему Агафурову, что он жил в нём постоянно.
В другом доме чаще всего отдыхал младший из братьев — Кашафетдин. Сюда не раз приезжали известные персоны Екатеринбурга и губернии. Бывал здесь и Фёдор Шаляпин, водивший дружбу с Кашафетдином Агафуровым. Здесь же проводились благотворительные вечера с детьми служащих торгового дома.
Большое семейство Агафуровых старалось проводить на даче всё свободное время. Сюда приглашали приехавших в гости родственников, сюда привозили на ужин наиболее уважаемых партнёров по бизнесу.
Судьба дачи купцов Агафуровых сложилась драматически. В 1919 году она была реквизирована в пользу советской власти, а в 1920-м на её площадях был открыт детский противотуберкулёзный санаторий. В 30-х годах деревянные постройки сгорели в результате лесного пожара, а на их месте выстроили новые корпуса санатория по конструктивистскому проекту архитектора Голубева.
Детский тубсанаторий проработал до 2002 года, после чего его постигла участь больницы в Зелёной Роще: учреждение было закрыто на капитальный ремонт, и тех пор оно стоит фактически бесхозное…
Впрочем, для большинства жителей Екатеринбурга топоним «агафуровские дачи» знаком совершенно в другой связи. Здесь, на 8-м километре Сибирского тракта, находится Свердловская областная клиническая психиатрическая больница (СОКПБ), история которой началась буквально на глазах у Агафуровых. В 1914 году по решению Пермского губернского земства в Екатеринбурге было начато строительство Зауральской психиатрической лечебницы, которая должна была стать крупнейшей больницей губернии такого профиля. Всего планировалось построить 30 корпусов общей стоимостью один миллион рублей. Финансирование обеспечивалось государственной казной и губернским земством. По решению сессии губернского земства от 23 мая 1914 года работы по строительству должны были быть закончены к 1918 году.
Под застройку было отведено 100 десятин земли в сосновом бору по Сибирскому тракту, буквально в двух километрах от дачи купцов Агафуровых. Из-за этой близости у местных жителей за больницей закрепилось шутливое название «агафуровские дачи». Сами купцы отнеслись к строительству с пониманием. Правда, по-настоящему строительство началось только в 1922 году. Впрочем, об истории детского тубсанатория и психбольницы будет уместно рассказать отдельно.
Февральскую революцию Агафуровы встретили по-разному. Старший Камалетдин не был политически активным человеком, да к тому же находился в преклонном возрасте. Кашафетдин также отнёсся к переменам равнодушно. Зато средний брат Зайнетдин открыто приветствовал новую власть и с энтузиазмом включился в политическую жизнь Екатеринбурга. Он полагал, что перемены дадут больше возможностей для предпринимателей и будут способствовать процветанию России. Мало того, Зайнетдин Агафуров спонсировал создание одного из первых красногвардейских отрядов в Екатеринбурге, созданного преимущественно из мусульман.
Но за февралём наступил октябрь, и Зайнетдин Хисаметдинович быстро разочаровался в новой власти. Не смог он найти взаимопонимания и с колчаковской администрацией, хотя и был выдвинут в городской совет от мусульманской общины Екатеринбурга. В 1919-м всё большое семейство Агафуровых покинуло Урал и оказалось сначала в Харбине, а затем и в Японии.
Здесь, вдали от Родины, и закончили свой жизненный путь все три брата Агафуровы. Камалетдин умер 1 июля 1922 года в Иокогаме. Его похоронили там же, на Интернациональном кладбище. Два года спустя ушёл из жизни средний брат Зайнетдин. Любопытно, что за год до смерти он получил от советской власти официальное приглашение вернуться на Урал. Поговаривали, что Зайнетдин уже собирал вещи и оформлял документы, для чего переехал в Харбин, но внезапно умер во сне от остановки сердца.
Младший из братьев Кашафетдин Агафуров ещё в течение девяти лет занимался коммерцией, а затем, выгодно продав бизнес, отошёл от дел. 24 марта 1935 года в Харбине, попав в автомобильную аварию, он умер от несовместимых с жизнью ран.
Существует легенда, что в 1934 году Кашафетдин и его жена Салия Султановна получили приглашение от Свердловского УНКВД «вернуться в город для выдачи ценностей, укрытых от советской власти». Якобы за добровольную выдачу ценностей супругам Агафуровым обещали позволить вернуться на Родину и даже возглавить ОРС крупного предприятия. Правда, документального подтверждения эта легенда до сих пор не нашла…
Новое в блогах
Особняки Агафуровых в Екатеринбурге
Очень красивые дома, пройти мимо просто невозможно. Семья купцов Агафуровых в Екатеринбурге очень известная, в конце 19 века одна из самых известных. Мимо магазина Агафуровых редко какая дама могла пройти. Блестящие торговцы, интересная жизнь… Но давайте по порядку. В1934 году в Советскую Россию приехала жена младшего из братьев Агафуровых Кашефитдина, Салия Султановна Агафурова.
Она ехала в поезде по родным местам и узнавала и не узнавала мелькавшие за окном пейзажи. Страна стала другой за эти 15 лет, что она не была на родине. Страна стала не просто другой, она стала чужой. Зачем же приехала из Японии представительница знаменитой торговой династии во «враждебную» ей страну?
Советы вопреки ожиданиям и чаяниям эмиграции не развалились за эти годы. Но порушили они много, практически весь прежний государственный уклад. Надо было все строить заново. И несмотря на то, что реквизировали все что только можно, обобрали церкви и пустили с торгов музейные ценности, денег не хватало.
И тут большевики вспомнили об уехавших из страны богатых собственниках и промышленниках. Рассуждали они так: Ну, не может быть такого, чтобы не оставили чего-то, не спрятали.
Ведь тайники с золотом и драгоценностями находили то тут, то там. Но этого было мало, нужна была полномасштабная акция. ВЦИК через своих представителей за границей обратились к бывшим российским магнатам с предложением открыть свои тайники и закладки. А за это им было гарантирована приличная часть от клада, помощь в передвижении по стране, проживание и техническая помощь. Предложение было крайне заманчивым. Ну, посудите сами, надежда на возвращение таяла как снег под ярким солнцем. Изымать клад самому, т.е. нелегально, было очень опасно. За такие фортели в Советской России не пощадили бы. А тут хоть что-то можно было получить. И все-таки ехать боялись.
Доверить кому-то незнакомому тоже опасно, и вот в дорогу засобирались жены, сестры и т.д. Случались и казусы. Один фабрикант отправил в Россию свою жену, предварительно разведясь с ней для подстраховки. Дамочка, получив свободу деньги за клад, возвращаться к бывшему супругу не торопилась. Завела себе молодого любовника и успешно транжирила вместе с ним деньги. Фабрикант пожаловался советскому консулу. Российское правительство отнеслось с сочувствием к опрокинутому супругу. Дамочку выдворили назад аккурат в объятия разгневанного мужа, хоть и бывшего. Что там у них дальше было не известно. А вот любовник был вызван в соответствующие органы и что Вы думаете? Арестован? Ничего подобного. Его завербовали, и он еще долго служил на благо Родины.
Дом встретил бывшую хозяйку с вымученным радушием. Это, конечно, была прежняя усадьба, но стены потемнели, на веранде разбито стекло, дыры заткнуты тряпьем, ворота нараспашку. А самое главное, что резануло Салию это железная бляха на воротах, на которой стоял государственным инвентарный номер, т.е. дом стал государственным, а значит не чьим. Ноги стали ватными, словно приросли к земле, сердце защемило.
Деревья в саду разрослись, их тоже никто не подрезал, а изящная круглая беседка давно превратилось в место для испражнений. Ворота то нараспашку, заходи, кто хочет. Салия Садыковна стояла посреди двора и воспоминания лавиной нахлынули на неё.
Началась династия с Хисаметдина Агафурова. Это он в 1891 году купил место с постройками под будущие знаменитые особняки Агафуровых.
В 1892 году уже был построен полукаменный дом на Усольцевской улице (сейчас Сакко и Ванцетти 24).
Архитектор постройки Дютель Ю.И. В 1893 году к дому пристроили с юга и с севера два эркера с верандами. Полукаменный дом Агафуровых Это пример ярко выраженной эклектики с восточным декором и уральскими народными традициями резьбы по дереву.
Проглядывают в архитектуре дома и приемы классицизма. В 1920 году дом был незначительно переделан, убрали парадное крыльцо и цветовое остекление веранды. Деревянный особняк построен в 1898 году.
Он находится рядом, на этой же улице дом 28. Была ли это единая усадьба, я если честно не разобралась. Но в одном из документов я прочитала, что был и третий дом, но он не сохранился. Это было бы логично, ведь братьев Агафуровых было три. Построен деревянный дом в псевдорусском стиле, но внутри он был вполне восточным. Отличается резными изразцами, деревянным барельефным украшением.
Особенностью декора является тонко прорисованный крупный растительный орнамент подобный плетенке. Фасад ассиметричен. Оба дома были оборудованы электричеством, ванными комнатами, ватерклозетами, телефоном. В домах были библиотеки, на стенах картины и т.д. Деревянный особняк в 2013 году сильно пострадал от пожара. Сделали реставрацию, но новое крыльцо и вход были совершенно не продуманы.
Конструкция дома не была рассчитана на это новшество. Дом перекосило, и он до сих пор гуляет. В доме 24 расположено представительство республики Татарстан.
А в 28 музей быта старого Екатеринбурга. Красивые, украшенные резьбой, эти дома мало кого оставляют равнодушными.
А как же появились Агафуровы в Екатеринбурге? Это очень интересно. Судите сами. Хисамутдин родом из с. Б. Елги (Юлги) Лаишевского уезда Казанской губернии. Там он познакомился со своей женой Биби-Газизой, там у них родился первенец Камалетдин.
Жили тогда Агафуровы, судя по всему, бедно. А иначе, зачем было главе семьи наниматься за деньги в солдаты вместо богатого соседа. Как и где Хисамутдин служил неизвестно, и как он из солдата сделался купцом второй гильдии тоже. Но в документах Екатеринбургской городской думы есть запись, что в думу введен отставной унтер-офицер Хисамутдин Агафуров, имеющий купеческое свидетельство второй гильдии. Считается, что он заработал первые свои деньги на торговле табаком и фруктами. Тогда торговля фруктами в Екатеринбурге сосредоточена была в руках татарской части купечества. Как-то вот сумел он прибиться к этому бизнесу и не просто прибиться, а стать одним из успешнейших торговцев в городе. На ул. Вайнера, 16а у Агафуровых был большой магазин, сейчас там расположены разные бутики, не дешевые, как говорят.
Сыновья подросли и стали помогать отцу. В 1883 году был организован Торговый дом « Братья Агафуровы». В него вошли Камалетдин Зайнетдин.
А позже присоединился и младший брат Кашафетдин.
Причем старший брат был купцом первой гильдии, а Зайнетдин второй гильдии. Они торговали практически по всей стране: Перми, Тюмени, Тобольске, Москве и Варшаве. Вот фото их торгового дома в Тюмени.
Торговали они ювелирными изделиями, часами, духами, косметикой, игрушками, галантереей и т.д. Торговля велась оптом и в розницу. Самое главное для братьев была репутация торгового дома, вот за этим они следили неотступно. А потому, товары были качественными, а приказчики вышколенными.
Помните, я в самом начале писала, что женщины не проходили мимо агафуровского магазина и вот почему. Проводились кастинги на прием работников, и принимались только красивые и высокие мужчины. Так потом их еще обучали хорошим манерам, приглашали парикмахера и портного. Учили танцам (чтоб выправка была). Ну как тут мимо пройдешь!
Разрешались покупки в кредит, на неходовой товар делались большие скидки А так же делались небольшие подарки покупателям, которые сделали большую покупку. Женщинам флакон духов, детям шоколадка. Большое внимание уделялось упаковке. Изящные коробочки, драпировки из тканей и лент и всегда ставилось клеймо торгового дома, как гарантия качества. Новинки, поступающие в магазин, рекламировались. О них сообщалось в прессе и в специальных проспектах, которые распространялись в местах большого скопления людей. Этот опыт был забыт у нас в советское время, а потом пришел к нам уже с запада. А мы и открыли рот, какие он молодцы, европейцы. Накопленные капиталы не складывались в кубышку и не отправлялись в иностранные банки, а вкладывались в предприятия, к которым, казалось бы, Агафуровы не имели никакого отношения. Таким образом, они расширяли круг деловых партнеров. Агафуровы это мусульманская семья, они свято соблюдали мусульманские обычаи, но в повседневной жизни, они вели вполне европейский образ жизни. Они организовали благотворительное мусульманское общество и помогали мусульманской части населения и деньгами, и обучением детей. Занимались спортом. На деньги семьи был построен ипподром в Екатеринбурге и первые велодорожки.
Очень любили путешествовать. Ездили в Германию, Италию, Францию, Крым, частенько ездили на кумысный курорт Поклевских на Южном Урале в с. Демарино. Салия Садыковна с улыбкой вспоминала, как они с мужем ездили во Францию, в Париж. Она, женщина необыкновенной восточной красоты, одетая по последней парижской моде, выглядела столь эффектно, что французы просто столбенели. А Кашефетдин, которому все это необыкновенно нравилось, смотре на вытянутые лица мужчин, улыбался и целовал ей руку. Как давно это было. …
Клады были найдены, переданы властям, дивиденды получены. Правда вышла заминка с дачами. Многие из властьдержащих считали, что у Агафуровых были закладки и на даче.
«Агафуровские дачи» были построены в сосновом бору на 8 км Сибирского тракта. В 1914 году недалеко от дач открыли психбольницу. И когда речь шла о ней давали ориентир «рядом с Агафуровским дачами». Вскоре слово рядом исчезло, и психушку стали просто называть «агафуровскими дачами». А дача была отличная, и отдыхали на ней не только хозяева, но и многочисленные служащие, и прислуга с семьями.
И только в 18 году, когда Колчаковская армия стала откатываться на восток, решили двинуться вместе с ней. Обосновались в Японии и Китае. Там и умерли.
В 1922 году в Японии Камалетдин, а в 1924 году в Харбине Зайнетдин. Сын Зайнетдина Нурэтдин и его семья погибли при землетрясении в Иокогами в 1923 году. Вообще надо сказать, деньги привезенные Салией Садыковной из России никакого существенного изменения в жизнь Агафуровых не внесли. Они, конечно, не бедствовали, но былой славы у торговцев Агафуровых уже никогда не было. Не смогли они в чужих краях подняться на тот уровень, который был у них в России.