Агентская торговля что это
Агентские договоры: нюансы оформления и выгода для бизнеса
Вы удивитесь, как часто сталкиваетесь с агентами при решении бытовых вопросов. Покупка путёвки через турагентство, получение товара из пункта самовывоза, оплата интернета через терминал — это примеры агентских сделок. Вы встречаете агентов и в бизнесе, когда нанимаете курьера для доставки товара или получаете оплату через Яндекс.Деньги. Такие сделки отличаются от обычных, и мы расскажем почему.
Главное отличие агентских сделок в том, что в них появляется третий участник — агент. Он становится посредником между продавцом и покупателем и помогает им совершить сделку. Хоть появление посредника и усложняет учёт, не стоит отказываться от агентских договоров — они выгодны для обеих сторон.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Плюсы работы с агентом
Плюсы для самого агента
В агентском договоре участвуют трое
Проще разобраться на примерах.
У вас интернет-магазин. Для доставки товара вы обращаетесь в курьерскую службу. В этой ситуации вы — принципал, нанимаете агента — курьера, который доставляет товар до покупателя и получает оплату.
Вы становитесь принципалом, даже получая оплату электронными деньгами (Яндекс.Деньги, PayPal и т.д.). Ведь покупатель не платит вам напрямую, в дело опять вмешивается посредник — платёжная система.
Иногда принципал поручает агенту не продать, а купить товар. Например, вы — принципал, нанимаете риелтора — агента, чтобы купить квартиру. Такая ситуация тоже относится к агентским сделкам.
Агент работает от своего имени или от имени принципала
Агент выполняет поручение двумя способами — от своего имени или от имени принципала.
В первом случае агент представляется своим именем и оформляет на себя все документы, как будто принципала вообще нет. Клиент может и не узнать, что работает с посредником, и с вопросами и претензиями обратится к агенту.
Во втором случае агент оформляет все документы на имя принципала и как самостоятельный предприниматель в сделке не участвует. Это равносильно работе по доверенности, и у агента обязательств перед клиентом не возникает.
Агент получает вознаграждение от принципала
Доход агента — вознаграждение, которое он получает от принципала. Вариантов его расчёта — уйма, от простых до запутанных. Поэтому рекомендуем уделить внимание этому пункту в договоре. Вот несколько способов определить размер вознаграждения:
Кроме размера вознаграждения агент и принципал договариваются о сроках его выплаты. Здесь тоже несколько вариантов:
Принципал возмещает агенту расходы
Один из главных плюсов договора для агента — минимальные затраты на его исполнение.
Во-первых, агент не тратит деньги на закупку товара, ведь он принадлежит принципалу. А если товар плохо продаётся, это не приносит убытков.
Во-вторых, принципал возмещает агенту расходы по договору. Можно установить фиксированный размер возмещения без учёта реальных затрат. Другой способ — считать его по фактическим расходам агента. Тогда, чтобы не разориться на возмещении, принципалу важно определить в договоре:
Агент готовит отчёт о работе
Отчёт — обязательный документ, которым агент сообщает принципалу о проделанной работе. Рекомендуем заранее определить такие условия:
Принципал отправляет замечания по отчёту в течение 30 дней, если договором не определён другой срок. Позже внести правки не получится и придётся рассчитаться с агентом согласно отчёту.
Это далеко не всё, что можно рассказать об агентских договорах. Мы запланировали ещё несколько статей о том, как платят налоги агент и принципал при разных схемах взаимодействия.
Агентский договор в опте
Эта статья будет полезна для практикующих юристов, действующих предпринимателей, а также людей, желающих войти в мир бизнеса без особых первоначальных вложений и даже без необходимости регистрации ИП или юридического лица.
Опираясь на свой личный практический опыт, я подробно рассмотрю агентский договор и саму агентскую деятельность в оптовом бизнесе.
Начнем
Работа по агентскому договору даёт человеку хороший старт в реальном бизнесе, глубокое понимание опта, а также ценные навыки ведения оптового бизнеса.
Чтобы начать работу в оптовой деятельности в качестве агента, достаточно выбрать из огромного количества ниш самую востребованную, найти покупателя на товар и заключить агентский договор непосредственно с поставщиком или с покупателем.
Зачастую человек, поработавший в опте как агент, приобретя ценный опыт, через некоторое время начинает работать как полноценный самостоятельный поставщик. Успешные агенты становятся собственниками оптовых компаний, оптовых баз, складов и даже транспортных компаний.
Терминология:
Оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. (статья 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ)
Оптовый бизнес в широком понимании, это приобретение товара большими партиями по одной цене и сбыт их мелким оптом с наценкой.
Основные игроки в опте: поставщик, покупатель, агент и транспортная компания (перевозчик товара).
Оптовая ниша обозначает в оптовом бизнесе узкий сектор потребностей оптовых покупателей, удовлетворение которых приносит прибыль. На рынке таких ниш огромное количество. Примеры оптовых ниш: мука, сахар, пшеница, ячмень, мясо, рыба, сыр, масло, конфеты, картофель, лук, крахмал, гранулы ПФХ, пиломатериалы, арматура, песок, бетон, уголь и прочие.
Виды сделок в опте: три основных договора, это договор поставки, договор перевозки груза и агентский договор.
Схемы оптового бизнеса
Оптовый бизнес на практике развивается по двум основным схемам:
Классический вариант, для оптового бизнеса. Между поставщиком и покупателем заключается договор поставки (статья 506 ГК РФ). Сделка заключается сторонами без привлечения посредника (агента), так как поставщик и покупатель самостоятельно находят друг друга.
Покупатель по договору оплачивает товар, а поставщик осуществляет доставку товара до места назначения либо отгружает товар покупателю непосредственно на своём складе (самовывоз). Способ оплаты зависит от условий договора поставки. Это может быть 100% предоплата за товар, оплата по факту отгрузки со склада поставщика либо оплата по отсрочке платежа.
Договор с транспортной компанией на перевозку товара заключает либо поставщик, либо покупатель. Оплата транспортных расходов ложится, как правило, на покупателя.
Предполагает три участника оптовой деятельности: Поставщик, Покупатель и Агент. Особенность этой оптовой схемы в том, что заключается две сделки (2 договора): договор поставки, заключаемый между поставщиком и покупателем и агентский договор, который заключается, как правило, между агентом и поставщиком. Поставщик больше чем покупатель заинтересован в отношениях с агентом, так как именно поставщику всегда нужны дополнительные каналы сбыта своей продукции и агент обладая широкой клиентской базой покупателей, помогает продать товар поставщика быстрее. Кроме того, поставщику не нужно брать агента в свой штат, платить ему фиксированную заработную плату, отчислять платежи в ФОМС, ПФР и прочее, так как агент работает самостоятельно и только за процент от объёма реализованной продукции поставщика.
Агентский договор с покупателем на практике встречается гораздо реже. Это объясняется потребностью покупателя как можно быстрее найти нужный ему товар по самой выгодной цене, и лишних денег в виде маржи агента зачастую он платить не готов. Например, покупатели с агентом, очень часто заключают агентский договор в такой нише как «зерно», так как эта ниша достаточно сложна и обладает определённой спецификой.
Оптовая сделка по агентской схеме упрощённо выглядит следующим образом: Покупатель перечисляет деньги поставщику. Далее поставщик отправляет (отгружает со склада) товар непосредственно покупателю. После завершения отгрузки и оплаты товара покупателем поставщик или покупатель выплачивает агенту его вознаграждение за проведённую сделку.
Отличия вышеуказанных схем оптового бизнеса
Главное отличие заключается в словах «риск» и «правовой статус участника оптовой деятельности».
В первом варианте по схеме «самостоятельный поставщик», сделку проводят поставщик и покупатель напрямую, у каждой стороны есть понятный риск в виде неоплаты товара либо не поставки товара в согласованные договором сроки. Что касается правового статуса сторон сделки, то поставщик и покупатель, заключая договор поставки осуществляют предпринимательскую деятельность (статья 2 ГК РФ), следовательно, по закону каждый из контрагентов должен быть зарегистрирован либо как юридическое лицо, либо как индивидуальный предприниматель.
Во втором варианте по «агентской схеме» (когда заключается 2 договора: поставка и агентский), по договору поставки остаются те же риски у покупателя и продавца, однако риски агента по агентскому договору сводятся лишь к возможному неполучению им агентского вознаграждения от поставщика или покупателя. Агент не принимает денежные средства от покупателя для последующей их передачи поставщику, не отгружает товар со склада, не отвечает за доставку товара от поставщика к покупателю. Что касается правового статуса агента, то он может выступать во взаимоотношениях с поставщиком или с покупателем по договору как физическое лицо без регистрации ИП или ООО.
Зачем Поставщику нужен агент?
Увеличение продаж. Агент увеличивает объём продаж поставщика, приводя к нему дополнительных клиентов.
Агент — это менеджер по продажам поставщика без зарплаты. Типичная картина поставщика в России. Поставщик может производить, выращивать, правильно хранить первоклассный товар, но он не умеет продавать, не умеет строить отдел продаж, не умеет нанимать менеджеров, использует устаревшие и малоэффективные каналы продаж. Отсутствие продаж делает для поставщика бессмысленным производство, выращивание и хранение продукции. Агент, обладая вышеуказанными навыками и опытом, не просит оклад, место в офисе, компенсации расходов, с ним не нужно заключать трудовой договор и главное, агент не нуждается в дополнительной мотивации.
Экономия на рекламе. Агент сокращает издержки поставщика на рекламу, продвигая на рынок товар поставщика за счёт своего времени, усилий и профессиональных навыков.
Агент предоставляет поставщику больший охват клиентов на рынке. В результате поставщик имеет возможность получить наиболее крупных оптовых покупателей своего товара.
Зачем Покупателю нужен Агент?
Уменьшение затрат времени покупателя на поиск нужного товара.
Агент находит товар для покупателя по самой выгодной рыночной цене.
Помощь с логистикой. Агент помогает покупателю найти транспорт (частного перевозчика) или хорошую транспортную компанию для перевозки его товара.
Агент может контролировать качество товара (статья 469 ГК РФ), в том числе лично присутствуя на отгрузках. Если у поставщика товар плохого качества, агент просто перестаёт с ним работать.
Форма агентского договора
Для чего вообще агенту заключать письменный договор?
Учитывая положения статей 1005-1010 ГК РФ, агентский договор должен быть заключён в письменной форме.
Во-первых, письменный договор закрепляет для агента правовые гарантии его исполнения, так как договор обычно предусматривает ответственность поставщика за не выплату агентского вознаграждения.
Во-вторых, для поставщика агентский договор это весомый аргумент считать агента опытным в бизнесе человеком и понимание того, что обмануть его не получится.
Письменный договор не может 100% гарантировать агенту выплату вознаграждения, если поставщик вдруг окажется не порядочным, однако если у агента есть хорошая база клиентов, поставщику будет не выгодно обманывать агента, который приносит ему деньги, и портить свою репутацию на рынке, где агент зачастую имеет большие связи.
Закон и реальная практика
Примерно до 50% сделок в опте совершаются без подписания агентского договора. Это делается для ускорения процесса сделки, а также для проверки реальных возможностей агента по привлечению покупателей (на первоначальном этапе работы агента).
На практике с агентами часто заключаются и исполняются так называемые «устные агентские договоры». Особенно часто устные договорённости широко используются в оптовом направлении «овощи и фрукты», в таких нишах: картофель, яблоки, апельсины, морковь, лук, свёкла, перец и.т.д. Эти устные договорённости не соответствуют требованиям закона, но широко используются на практике, и я объясню почему.
Общаясь лично с агентами, а также с главами крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся выращиванием картофеля, лука, моркови и прочих овощей, мне известно, что в данных нишах, по крайней мере, на начальном этапе, пока агент не доказал свою состоятельность перед поставщиком (на практике агенту до подписания договора необходимо провести одну или несколько сделок), поставщик с агентом не заключает письменного агентского договора, но вознаграждение ему выплачивается.
Почему же поставщик платит агентское вознаграждение даже при отсутствии письменного договора с агентом?
Речь, конечно, не идёт о высокой морали и нравственности поставщика, это бизнес! Просто агент увеличивает объёмы продаж поставщика, в результате увеличивается приход денег, плюс товар у поставщика не залёживается на складе, не портится.
Таким образом, обманув агента с выплатой вознаграждения всего 1 раз, поставщик навсегда лишается большой части оптовых платёжеспособных клиентов, которых может привести агент, плюс он получает в своей среде на рынке негативную деловую репутацию, что, естественно, сказывается на всей дальнейшей деятельности поставщика.
Заключение и подписание агентского договора
Понятие агентского договора
Что говорит об агентском договоре Гражданский кодекс РФ? По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (часть 1 статьи 1005 ГК РФ). Из данного законом определения следует, что есть два варианта взаимодействия:
Заключение и подписание агентского договора
Агентский договор считается заключенным, если между агентом с одной стороны и поставщиком или покупателем с другой стороны, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч.1 статьи 432 ГК РФ). Датой заключения договора по общему правилу, подтверждённому, в том числе судебной практикой, считается день, который указан в договоре при подписании. (Постановление ФАС Поволжского округа от 27.03.2012 дело № А55-13711/2011).
Агентский договор рекомендуется подписывать до момента, передачи поставщику от агента любых сведений о покупателе товара. Или до момента передачи от агента сведений о поставщике, если второй стороной агентского договора выступает покупатель.
Кто подписывает договор со стороны агента? Агентский договор как указывалось ранее, может подписывать физическое лицо, однако иногда поставщики предпочитают работать с ИП или юридическим лицом. Если поставщик настаивает на открытии агентом ИП, агенту придётся выполнить, это условие для дальнейшей работы с этим поставщиком.
Каким образом подписывать агентский договор?
Лучший вариант — это сразу подписать вариант договора на бумажном носителе. Однако, что делать, если агент и поставщик/покупатель находятся друг от друга иногда за тысячи километров?
В таком случае агент подписывает договор, сканирует и по электронной почте отправляет второй стороне (поставщику или покупателю). Вторая сторона распечатывает присланный договор, подписывает, ставит печать, сканирует и отправляет таким же образом агенту. Сканированный и подписанный посредством электронной почты агентский договор, который согласован второй стороной аналогичным способом, имеет юридическую силу (ч.2 статьи 434 ГК РФ). Затем агент отправляет подписанные со своей стороны 2 экземпляра договора на бумажном носителе по почте, один из которых остаётся у получателя, второй подписанный бумажный экземпляр договора возвращается обратно агенту, также по почте.
На какой срок заключать агентский договор?
Договор можно заключить на определенный срок (на одну сделку, несколько сделок) или без указания срока действия (ч.3 статьи 1005 ГК РФ). Обычно агентский договор подписывается сроком на один год. Клиент, которого агент привёл поставщику, закрепляется за агентом на весь срок действия договора. Такой покупатель становится постоянным, и агент получает своё вознаграждение по каждой сделке проведённой с этим клиентом.
Содержание агентского договора
В договор можно внести разные условия (статьи 1005-1011 ГК РФ), так как стороны свободны в определении условий договора (статья 421 ГК РФ), например: график работы агента, характеристики соответствующего товара, способ и сроки расчёта при выплате агентского вознаграждения, ответственность за невыплату агентского вознаграждения в сроки, объёмы продаж и так далее.
Основные условия агентского договора в опте:
Почему человек выбирает агентскую деятельность?
Преимущества работы по агентской схеме для начинающего предпринимателя:
Сколько зарабатывает агент?
В опте заключаются сделки на достаточно большие объёмы, иногда измеряемые в тысячах и даже десятках тысяч тонн товара! Самые опытные агенты умудряются получать своё вознаграждение за проведённую сделку как от поставщика, так и от покупателя.
Хороший оптовый агент имеет достаточно большие доходы, потому что его заработок напрямую зависит от объёма проданной продукции.
К примеру: стандартное вознаграждение агента (статья 1006 ГК РФ) в нише «картофель» составляет 50 копеек с 1 килограмма. Объёмы в нише картофель большие, спрос очень высокий круглый год. Стандартная минимальная оптовая поставка в нише «картофель» составляет 1 фура или 20 тонн.
Нехитрая математика показывает нам, что при вознаграждении агента 50 копеек за один килограмм с 1 фуры массой 20 тонн, агент получает 10 000 рублей. Однако при очень большом спросе на картофель у клиента, допустим из региона, где картофеля выращивается мало или был неурожай, вознаграждение агента за продажу 1 килограмма может быть значительно выше, вплоть до 2-3 рублей с 1 кг. Простые подсчёты показывают, что вознаграждение агента при вышеуказанной цене возрастает до 40-60 тысяч рублей с 1 фуры.
Добавлю, что если агент выходит на высший уровень работы, то есть работает уже с экспортёром или импортёром товара по международным сделкам, то, разумеется, его вознаграждение увеличивается на порядки, так как объём отгрузок по таким сделкам может измеряться в десятках и даже сотнях тысяч тонн. Соответственно для транспортировки, этих мегаобъёмов товара используются не только поезда и авиатранспорт, но и вместительные грузовые судна (сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, ролкеры и прочие).
Особенности агентского договора в бухгалтерском учете
Агентский договор: виды и правила
Сущность агентского (посреднического) договора сводится к наличию между 2 сторонами сделки (продавцом и покупателем) третьего лица (посредника), в роли которого могут выступать:
Деятельность посредника заключается в осуществлении от своего имени или от имени поручителя (комитента, принципала, доверителя) юридически значимых действий, приводящих к возникновению последствий этих действий у поручителя.
Несмотря на то что в ГК РФ (гл. 52) агентский договор выделяется в самостоятельный вид, он, по сути, объединяет два вида договоров:
Значение для бухучета имеют следующие особенности агентских договоров:
Проверить агентский договор на риски вам помогут Готовые решения от КонсультантПлюс:
Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение для принципала.
А по этой ссылке вы попадете в Готовое решение для агента, если у вас есть доступ к К+. Если его нет, пробный доступ можно получить бесплатно.
Существуют две основные схемы действий, проходящих через посредника:
При заключении агентских договоров бухгалтерский учет следует организовывать с помощью проводок через счет 76 с детализацией видов расчетов по аналитике. Доходы посредника в зависимости от учетной политики могут формироваться как на счете 90, так и 91.
Учет продаж через агента
Действуя от имени поручителя, агент, по существу, оказывает ему услугу по поиску покупателя. Документы для покупателя оформляются фактическим продавцом, и у него же формируются доходы/затраты по сделке:
У агента в этом случае в учете:
О том, когда услуги агента не нужно облагать НДС, читайте в статье «Какие услуги посредника не облагаются НДС».
Когда агент действует от своего имени, документы для покупателя оформляет он сам и все расчеты проходят через него. Однако полученный для продажи товар остается собственностью поручителя. Поступающие от покупателя денежные средства также являются средствами поручителя. Вознаграждение, предназначенное ему, агент, как правило, удерживает из полученной от покупателя суммы, прежде чем перечислить ее поручителю.
Для таких агентских договоров бухгалтерский учет организуется по следующим правилам:
Причем обязанность начислить НДС с поступивших от покупателя авансов ложится на поручителя.
Как правильно перевыставить счета-фактуры по агентскому договору читайте здесь.
Через проводки по счету 76 формируется доход посредника и сумма, предназначенная к перечислению поручителю:
У поручителя проводки по продаже и учету затрат будут такими же, как при реализации от его имени, с той только разницей, что величина отгрузки будет соответствовать указанной в документах, составленных на имя покупателя посредником, исчезнет проводка по оплате посреднику и появятся дополнительные проводки по учету отгрузки и оплаты от покупателя:
О правилах оформления счетов-фактур при продажах с привлечением посредника читайте в материале «Как оформлять счета-фактуры при продаже товаров через посредника?».
Учет закупок через агента
Если агент действует от имени покупателя, он фактически оказывает ему услугу по поиску поставщика. Документы продавец оформит сразу на поручителя, а услуги посредника покупатель возьмет в затраты:
У агента в такой ситуации проводки по отражению дохода будут такими же, как при его привлечении к продажам от имени поручителя.
Агент, действующий при закупках от своего имени, получит документы на приобретение, оформленные на себя. Однако его собственностью ни приобретенный товар, ни средства, которые он получит от поручителя для оплаты покупки, не будут.
Купленный агентом для поручителя товар отразится за балансом: Дт 002.
В балансе покупка будет показана им по полной стоимости приобретения в корреспонденции счета расчетов с поставщиком со счетом учета расчетов с поручителем: Дт 76 Кт 60.
Деньги, поступившие от поручителя и перечисленные поставщику, будут учтены в проводках:
При передаче товара поручителю он спишется с забалансового счета: Кт 002.
Вознаграждение посредника и суммы, подлежащие возмещению ему поручителем, сформируются следующим образом:
У поручителя проводки по покупке и учету затрат будут такими же, как при приобретении от его имени, с той только разницей, что величина покупки будет соответствовать указанной в документах, составленных на имя посредника продавцом, и расчеты за приобретение пройдут не напрямую с поставщиком, а через посредника:
Агентский договор с иностранной компанией – особенности уплаты НДС
Когда российская организация заключает агентский договор с иностранной компанией, НДС ей придется платить, если посреднические услуги оказаны на территории РФ. На этот счет есть отдельное письмо Минфина РФ от 02.12.2011 № 03-07-08/339.
Суть разъяснений финансового ведомства такова: посреднические услуги в рамках подобных соглашений считаются реализованными в том месте, где осуществляет деятельность компания, их оказывающая. В приведенном случае услуги оказывает российская организация в нашей стране, и именно здесь следует применять НДС по 20-процентной ставке.
Итоги
Бухгалтерский учет агентских договоров имеет свою специфику и различается в зависимости от того, участвует посредник в расчетах или нет. Средства и имущество, поступающие к посреднику в связи с исполнением поручения, не учитываются им в балансе и не становятся его доходом.