Агенты щит о чем
«Агенты Щ.И.Т.». Как родился и чем кончился главный сериал Marvel
Это лето стало последним для сериала «Агенты Щ.И.Т.». Проект, изначально стартовавший как телевизионный спин-офф «Мстителей», за семь сезонов отвоевал свою, совершенно уникальную, нишу во вселенной Marvel. О том, почему вам непременно стоит ознакомиться с «Агентами», мы писали в прошлом году. Сегодня же мы подводим итоги. Как Джосс Уидон и его семья рассказали о тайных агентах в мире супергероев, какие перемены довелось пережить сериалу и почему его отношения с фильмами выстраивались так непросто?
Большие герои малого экрана
Путь «Агентов Щ.И.Т.» начался в 2010 году. Комикс-империя Marvel стала частью концерна Disney, и новые владельцы взялись за покорение телевидения. Компания пополнилась новым отделом Marvel Television под руководством Джеффа Лоэба, продюсера «Тайн Смолвиля» и «Героев». Увы, развёрнутая им бурная деятельность чуть было сразу не захлебнулась. Сериал о суровой девушке-детективе Джессике Джонс оказался слишком хардкорным для эфирных каналов и был заморожен, а проект Гильермо дель Торо про Халка никак не поспевал в заданный срок.
Решение принесли «Мстители». В мае 2012 года супергеройский кроссовер собрал полтора миллиарда долларов в прокате, доказал безусловный успех киновселенной Marvel (КВМ) и обеспечил режиссёру Джоссу Уидону ключевую роль в её будущем развитии. Его назначили творческим консультантом всей следующей фазы франшизы, и частью его замысла был спин-офф «Мстителей» для телевидения. Канал ABC, также принадлежащий Disney, дал добро на пилотный эпизод и к маю 2013-го утвердил идею Уидона. А она была такой: «концептуальный полицейский сериал» про сотрудников шпионской организации Щ.И.Т. — обычных людей, которые живут на периферии мира супергероев и по мере сил защищают Землю от сверхъестественных угроз.
Джосс Уидон, создатель «Светлячка» и «Мстителей»
Он любит сильных героинь, издевается над штампами, борется с политикой студий и шутит так, что его цитирует весь мир.
Лицом проекта стал невозмутимый спецагент Фил Колсон в исполнении Кларка Грегга, что сразу же обозначило преемственность сериала по отношению к фильмам. Колсон — регулярный персонаж КВМ, и его самоотверженная гибель в «Мстителях» дала героям-одиночкам нужную мотивацию для формирования команды. Вот и интрига для первого сезона: как ему удалось вернуться с того света?
Отсняв пилотный эпизод, Уидон переключился на создание «Эры Альтрона» и дальнейшую судьбу «Агентов Щ.И.Т.» оставил в руках своего младшего брата Джеда и его жены Мориссы Танчароен. У них уже был опыт работы на ТВ, но для пущей уверенности к ним присоединился опытный шоураннер Джеффри Белл, до этого работавший на «Шпионке» и «Секретных материалах» — отголоски этих проектов в «Агентах» заметны невооружённым глазом.
Первый сериал КВМ изо всех сил старался оправдать свою родословную. Визуальный стиль (по крайней мере, поначалу) равнялся на яркую цветовую гамму «Мстителей», а дизайн костюмов создавался с оглядкой на фильм «Первый мститель: Другая война». Визуальные эффекты впечатляли дороговизной, саундтрек — мощью полноценного симфонического оркестра. К тому же на ролях второго плана часто появлялись большие звёзды, как гости из фильмов Marvel, так и новые оригинальные персонажи — в исполнении Билла Пакстона («Чужие»), Кайла Маклахлена («Твин Пикс»), Джона Ханны («Мумия»), Люси Лоулесс («Зена, королева воинов»), Марка Дакаскоса («Братство волка») и Эдварда Джеймса Олмоса («Бегущий по лезвию», «Звёздный крейсер „Галактика“»).
В сериале нередко гостили герои фильмов: Ник Фьюри и его коллега Мария Хилл («Мстители»), агент Пегги Картер («Первый мститель»), асгардка Леди Сиф («Тор»), президент США Эллис («Железный человек 3») и лидер «Гидры» Гидеон Малик («Мстители»)
Сериал не уступал «старшим братьям» и по жанровой гибкости. Успех КВМ во многом обусловлен её постоянными экспериментами с форматом: фильмы Marvel могли быть и военными боевиками («Первый мститель»), и фэнтези («Тор»), и комедиями про ограбление («Человек-муравей»). Так же снова и снова меняли себя «Агенты». Первый сезон действительно напоминал полицейский процедурал: команда разномастных спецов расследовала загадочные дела и училась вместе работать на общее благо. Но уже в следующем году сюжет стал более горизонтальным, атмосфера — более мрачной, а персонажи оказались в центре масштабной шпионской войны между фракциями Щ.И.Т. и лазутчиками-неофашистами из организации «Гидра».
Многие персонажи сериала вышли из комиксов, хотя это не сразу очевидно. Например, хакерша Скай — на самом деле супергероиня Дрожь из цикла «Секретная война»
Год за годом «Агенты Щ.И.Т.» выбирались из тени «Мстителей» и сами становились полноправными супергероями.
О сезонах
«Агенты Щ.И.Т.», 3 сезон: сериал эволюционирует
Масштаб растет, герои развиваются, боевые сцены и графика все лучше, но сценаристы по-прежнему не умеют грамотно убивать.
Агенты Щ.И.Т. 4 сезон: лучший в истории сериала?
Призрачный гонщик добавил «Агентам» огня, а темнокожая расистка — смелости и неоднозначности.
«Агенты Щ.И.Т.», 5 сезон: где они были, когда пришёл Танос?
В предпоследнем сезоне шоу про суперагентов Marvel стало выглядеть немного победнее, но всё ещё держит марку.
Эта мультивселенная слишком мала для нас двоих
Поначалу амбициозность «Агентов» и их отсылки к фильмам казались беспрецедентным явлением. Многие журналисты и фанаты настроились на скорое появление телегероев в следующих «Мстителях» хотя бы на вторых ролях. А в Marvel Television, похоже, рассчитывали превратить сериал в плацдарм для новых успешных историй.
В январе 2015 года по аналогичной схеме — авторы фильмов создают для ТВ спин-офф про второстепенных героев КВМ — был запущен сериал «Агент Картер», ретро-детектив о верной возлюбленной Капитана Америки. Эфиру предшествовали два эпизода-кроссовера с «Агентами Щ.И.Т.». Уже были готовы к запуску «Особо опасные» — новый проект Джеффри Белла про двух супершпионов из группы Колсона; ради этого героев даже вывели из основного сериала в середине третьего сезона. Наконец, появление в сюжете расы сверхлюдей должно было стать прологом к одноимённому фильму, анонсированному в октябре 2014 года.
Призрачный гонщик из четвёртого сезона «Агентов» тоже должен был получить свой собственный сериал в 2020 году, но проект развалился из-за творческих разногласий
Как это было
Неснятые сериалы по комиксам Marvel: про Дэдпула и не только
Как мы не увидели шоу про людей, разгребающих завалы после супергероев и про Девушку-Белку — плюс фрагмент из неснятого сериала про Дэдпула.
Увы, все эти планы пошли прахом из-за самой настоящей гражданской войны — но не между супергероями, а в кулуарах Marvel. Руководитель киностудии Кевин Файги, бессменный рулевой фильмов КВМ, устал от ежеминутного контроля со стороны комикс-издательства и его скаредного президента Айзека Перлмуттера. По слухам, именно Перлмуттеру «Сверхлюди» обязаны своим существованием: он отказывался утверждать планы Файги на рискованные кинопроекты вроде «Чёрной Пантеры» и «Капитана Марвел», если тот не компенсирует их более традиционным фильмом… про команду супергероев с Луны.
Конфликт дошёл до точки кипения в августе 2015 года. Чтобы не потерять Файги, руководители Disney перевели его студию в прямое подчинение своему собственному киноподразделению, а Marvel Television оставили за Перлмуттером и Джеффом Лоэбом. В таких условиях связь сериалов с будущими фильмами стала маловероятной — что сразу ударило по их привлекательности для фанатов, а значит, и для канала ABC. «Агента Картер» закрыли после второго сезона, «Особо опасных» отменили на стадии пилота. Через полгода Файги избавился от фильма «Сверхлюди», и заведомо обречённую историю в итоге «слили» на телевидение под грохот разгромных рецензий.
Ещё одной жертвой раздоров внутри Marvel стал Джосс Уидон. На правах архитектора второй фазы КВМ он поддерживал обмен информацией между авторами. Создатели «Агентов Щ.И.Т.» своевременно получали доступ к сценариям всех кинопроектов, намеченных на 2013–2016 годы, и исходя из этого расписывали сюжет первых трёх сезонов. Но после серьёзных конфликтов на производстве «Эры Альтрона» Уидон разорвал отношения с Marvel. Начиная с четвёртого сезона «Агенты» явно прокладывали свой путь почти вслепую.
Героев сериала не использовали даже в тех фильмах Marvel, где «Щ.И.Т.» играл важную роль: например, для сиквела «Человека-паука» авторы придумали совершенно новых агентов
То, что изначально казалось главным козырем проекта, обернулось проклятием. Радужные мечты о регулярных кроссоверах между большим и малым экранами оправдались лишь однажды. В конце первого сезона герои разоблачали диверсантов «Гидры», которые внедрились во все эшелоны власти (включая команду Колсона), — а параллельно в «Другой войне» злодеям давал бой Капитан Америка. Сюжет, разыгранный сразу по двум направлениям, получился драматичным и завоевал любовь зрителей. Но ради этого сериалу, чей эфир начался ещё осенью 2013 года, пришлось искусственно затормаживать ход своей истории, чтобы подстроиться под релиз фильма в апреле 2014-го. А это, в свою очередь, отпугнуло немалую часть изначальной аудитории.
«Агенты» оказались в заложниках у кинолокомотива. Тот игнорировал их существование — и при этом зорко следил, чтобы сериал не использовал персонажей и идеи, на которые Файги имел свои виды. Сюжет с роботами-двойниками пришлось несколько лет держать на паузе, чтобы не пересекаться с андроидами из «Эры Альтрона». Классический злодей МОДОК должен был появиться по ходу четвёртого сезона, но Marvel Studios неожиданно отозвали персонажа себе. Уже после ухода из компании Уидон ругался: мол, из всей богатейшей комикс-мифологии телевизионщикам доставались лишь объедки.
Впрочем, нет худа без добра. Зависимость от чужих решений не давала «Агентам» стоять на месте. «Доктор Стрэндж» привнёс во вселенную больше мистики? Значит, пора познакомить зрителей с Призрачным гонщиком! «Война бесконечности» обещала новую борьбу с пришельцами? Самое время увести сюжет в космос и закончить сериал зрелищной кульминацией: финал пятого сезона разворачивался параллельно вторжению Таноса.
В финальном сезоне герои отправляются в прошлое, чтобы остановить киборгов-убийц, намеренных переписать историю. Случайно или нет, у авторов получилось отличное продолжение «Терминатора»!
Но в 2018 году за «Агентов» неожиданно ухватился канал ABC — если верить инсайдерам, о продлении особо попросило руководство Disney. Приключения Колсона и его друзей получили два «бонусных» сезона. По сути, произошёл мягкий перезапуск. От привычного эфирного формата (22 эпизода, с сентября по май) пришлось отказаться ради укороченного летнего релиза, по 13 серий на сезон. Заметно ужался бюджет и размах событий: если раньше авторы могли позволить себе съёмки в Париже и Сан-Хуане, то теперь действие застряло в бесконечных, хотя и красиво оформленных интерьерах.
Но главное, «Агенты» отказались от попыток угнаться за КВМ и просто начали рассказывать собственную, не менее интересную историю про «Измерение страха» и погоню за космическими терминаторами-хроникомами. Как так вышло, что персонажи в полном составе пережили Щелчок Таноса? Случились ли вообще события «Войны бесконечности» — или же после всех своих путешествий во времени и пространстве герои провалились в параллельный таймлайн? Непонятно. И, в общем-то, не важно.
Дети капитана Рейнолдса
Тех, кто изначально относился к «Агентам Щ.И.Т.» как к придатку «Мстителей», сериал быстро разочаровал. Ведь оказалось, что его суть не в отсылках и даже не в истории. В каждом сезоне появляется какая-то новая угроза, кто-то пытается дорваться до власти (просто так или во имя общего блага), кому-то приходится искать необычный выход из ситуации, а кому-то — жертвовать собой. Обычный супергеройский сюжет, каких немало.
Но что действительно помогало «Агентам» не терять актуальности все эти годы, так это центральный состав героев и постоянное развитие отношений между ними. От соперничества до любви, от поцелуев до драки, от неразрывной дружбы — до готовности целую вечность провести вдали от дорогого тебе человека ради спасения мира. Помимо очевидных перекличек с «Секретными материалами», проект Уидона наследует его собственным работам — «Баффи» и «Светлячку».
Неслучайно действие каждый раз возвращается на передвижную базу Щ.И.Т. — гигантский самолёт, где каждому из героев находится свой уголок. Все совпадения с «Серенити» просьба считать неслучайными! Персонажи начинают свой путь как одиночки, многие из них не вписываются в общество или тяготятся грузом прошлого. Но в отряде Колсона, на борту его «Автобуса», они находят пристанище и новый смысл жизни. Дом и семью.
Когда-то Элена Родригез в одиночку боролась с преступниками на улицах родной Колумбии. Но Колсон помог ей развить дар суперскорости для защиты всего мира. Героиня так полюбилась фанатам, что даже получила собственный веб-сериал «Йо-йо»
У «Агентов» очень простой посыл: каждый человек заслуживает быть супергероем. По всей Земле (а иногда даже за её пределами) Колсон собирает тех, в ком видит потенциал «стать частью чего-то большего». И вот, эпизод за эпизодом, бездомная хакерша превращается в могучего сверхчеловека, обычный механик — в крутого шпиона, а эпизодические персонажи вдруг вливаются в основной состав, словно всегда там были.
Герои постоянно переосмысливают своё место в мире и новообретённой семье. Через весь сериал проходит тема поиска идентичности, а в поздних сезонах персонажи даже встречаются с альтернативными версиями самих себя. И это не самая приятная встреча: те, к кому зрители привыкли относиться с симпатией, в альтернативных условиях оказываются жестокими злодеями, и наоборот. Авторы остроумно и изобретательно исследуют, что делает людей теми, кто они есть. Насколько наше настоящее сформировано прошлым? Как не попасть в зависимость от былых травм и перестать использовать их для оправдания новых ошибок? И что останется от нас после смерти?
Пожалуй, лучший эпизод сериала — «Самоконтроль» (4.15), в котором агенты сталкиваются с нашествием роботов-двойников и пытаются разобраться, кому из своих друзей они могут доверять
А потому не стоит оплакивать закрытие «Агентов». Всё заканчивается хорошо и в свой срок. Сама реальность будто подстроилась под сериал: начало следующей фазы КВМ временно отложено из-за коронавируса, и последнее приключение Колсона теперь выглядит эпилогом первых двенадцати лет франшизы. Может даже получиться, что седьмой сезон «Агентов» станет единственным крупным проектом Marvel в 2020 году, — почётно, как ни крути!
Завершение сериала подводит запоздалую черту и под историей Marvel Television. Компания, созданная на заре новой медиавселенной, успела подарить нам немало ярких героев — Сорвиголову и Карателя, Беглецов и (уже за пределами КВМ) Легиона. Но именно «Агенты Щ.И.Т.» останутся её главным успехом, первым… и последним.
Кстати
Телевселенная «Сорвиголовы»: взлёт и падение сериалов Marvel-Netflix
Netflix закрыл свои мрачные и реалистичные сериалы про супергероев. Что же сгубило эту интересную телевселенную? Устраиваем поминки по Сорвиголове, Джессике Джонс, Люку Кейджу, Железному кулаку и Карателю.
В октябре 2019 активы телеподразделения поглотила Marvel Studios Кевина Файги. Следующий этап КВМ на малых экранах создаётся уже в рамках единого видения: к примеру, в проекте «ВандаВижен» играют актёры из фильмов, а его сюжет повлияет на сиквел «Доктора Стрэнджа».
Мечта, с которой стартовали Джосс и Джед Уидоны, Морисса Танчароэн и Джеффри Белл, наконец-то стала реальностью — пусть и не для них. Зато им удалось создать один из лучших супергеройских сериалов в истории: по-киношному зрелищный, драматичный, весёлый и мудрый. А это посложнее, чем мир спасти!
Читайте также
Закрытые сериалы по комиксам Marvel: что случилось с Сорвиголовой и компанией
Почему мы потеряли самые популярные и серьёзные шоу по комиксам Marvel и каковы шансы на их возрождение.
Будущее сериалов по комиксам Marvel
Какие шоу придут на смену «Сорвиголове» и «Легиону» и что ждёт сериалы-ветераны вроде «Агентов Щ.И.Т.»?
Агенты «Щ.И.Т.»: невидимый фронт киновселенной Marvel
В полном и абсолютном господстве Marvel на поле супергеройского кинематографа не сомневается, кажется, уже никто. Фильмы собирают сумасшедшую кассу, критики наперебой их нахваливают, а простые гики радуются, что все по канону. А где не по канону, то обосновано, почему создатели решили отойти от первоисточника. Взять, к примеру, последний фильм про Капитана Америку.
Да и с сериалами все прекрасно. «Сорвиголова» и «Джессика Джонс» пришлись публике по душе, а грядущего «Люка Кейджа» все ждут с нетерпением и очень большими надеждами, которые он, вполне вероятно, оправдает.
Телеканал: American Broadcasting Company (ABC)
Создатели: Джосс Уидон, Джед Уидон, Морисса Танчароен
Актеры: Кларк Грегг, Минг-На Вен, Бретт Далтон, Хлоя Беннет, Элизабет Хенстридж
Количество сезонов: 4
Первая серия: 24 сентября 2013
Премьера четвертого сезона: 20 сентября 2016
Хронометраж серии: 45 минут
Сайт
Боги и люди
Когда в 2009 году мегакорпорация Disney прибрала Marvel к рукам, у боссов студии уже была готова стратегия глобального захвата всего медиапространства. Киновселенная должна была мощно вдарить по большим экранам, а на малых атаку продолжили бы побочные проекты, расширяющие и дополняющие общую картину.
Вот только принятый план был весьма расплывчатым. Было ясно, что надо делать какие-то телесериалы, но какие, никто толком не представлял.
Сперва в разработку пустили сольное шоу про Халка, создавать которое взялся сам Гильермо дель Торо. Но, как и подавляющее большинство проектов мексиканского режиссера, сериал угодил в производственный ад, из которого, судя по всему, уже не выберется.
Затем канал ABC взялся за экранизацию комикса Alias — и снова вышло неудачно. Несколько лет спустя она все же оживет, но уже на Netflix и в виде знакомой нам «Джессики Джонс». После ряда зарубленных концепций и сценариев решено было создать подобие полицейского процедурала, но в рамках киновселенной Marvel. Тем более что своя «суперполиция» в ней уже есть — это организация Щ.И.Т., она же Шестая интервенционная тактико-оперативная логистическая служба. И не спрашивайте, почему не «Ш.И.Т.Л.С.».
Шоураннером проекта был назначен сам Джосс Уидон, создатель культовых «Светлячка», «Баффи — истребительницы вампиров» и, конечно же, режиссер «Мстителей». Кому, как не ему, собственноручно дополнять и расширять мир супергероев, блистательно перенесенный им на большой экран?
И вот тут как раз кроется удивительный парадокс. Дело в том, что Уидон курировал «Агентов Щ.И.Т.» только до середины первого сезона, а потом с головой погрузился в «Эру Альтрона». И первые десять-двенадцать серий проекта оказались настолько посредственными, что сериал быстро растерял большую часть аудитории, из-за чего едва не загнулся.
Завязка истории стандартна. Молодая хакерша по прозвищу Скай, ведомая юношеским максимализмом, устраивает атаки на компьютерную систему тайной правительственной организации Щ.И.Т. Ее довольно быстро вычисляют и, по доброй традиции настоящих спецслужб, вербуют в качестве сотрудника. Отныне ей предстоит в составе пестрой команды гоняться за мутантами и артефактами, а также бороться со злодейской-презлодейской группировкой, лелеющей планы по захвату мира.
Теперь прозевайтесь и постарайтесь припомнить, сколько (десятков) раз вы видели нечто подобное.
► Из девчонки-хакера Скай превращается в настоящую супергероиню. |
Состав группы тоже изначально, мягко говоря, не поражает оригинальностью. Тут и суровая молчаливая азиатка Мэй, и насквозь правильный благородный рыцарь Уорд, и парочка комичных персонажей — ботаники Лео Фитц и Дженна Симмонс. Оба бросаются направо и налево «научными» терминами и ведут себя как типичные чудики-изобретатели, не умеющие нормально общаться с людьми.
Лидером же выступает внезапно воскресший после «Мстителей» агент Колсон. Собственно, его возвращение из мертвых, а также коварные планы таинственной организации «Многоножка» и есть центральный стержень, вокруг которого строится сюжет первых серий.
Эволюция неизбежна
Старт «Агентов Щ.И.Т.» стал самой рейтинговой премьерой в истории канала ABC, но показатели очень быстро стали опускаться все ниже и ниже. И не удивительно — сериал казался откровенным динозавром из начала нулевых: обилие клише, малоинтересные и не особо живые герои, из которых внимания достоин был только Фил Колсон в исполнении Кларка Грегга, и события, не имевшие заметных последствий в дальнейшем.
А главным разочарованием стала совсем уж номинальная связь с киновселенной. Мало просто упоминать один раз за эпизод Железного Человека или Капитана Америку, чтобы сериал ощущался полноценной частью MCU.
Но потом случилось нечто странное и удивительное. Середина первого сезона совпала по времени с выходом фильма «Первый Мститель: другая война», и его события неожиданно оказали на «Агентов Щ.И.Т.» самое серьезное влияние. То, что в рамках основной вселенной оказалось забыто в следующей же картине, стало поворотной точкой для вселенной телевизионной. Распад Щ.И.Т., заговор «Гидры», «гибель» Ника Фьюри — все это имело долгоиграющие последствия в сериале.
Тональность и темп шоу изменились настолько, что создалось впечатление, будто канал просто выгнал взашей предыдущую команду сценаристов и нанял новую. Нельзя сказать наверняка, связано ли это с уходом Джосса Уидона, но «Агенты Щ.И.Т.» превратились в совершенно иной сериал.
► Фитц и Симмонс. За их отношения переживаешь больше, чем за свои. |
Во-первых, изменились сами герои. Фил Колсон узнал правду о своем воскрешении, и это не могло не оставить след на его личности. Из мудрого добряка он постепенно начал превращаться в человека, чьи убеждения и принципы судьба раз за разом испытывает на прочность.
Его предают почти все, кому он доверял. Его самого подозревают в предательстве, когда он остается последним честным агентом. Он вынужден лгать тем, кого любит, чтобы защитить их, и отказывается от личного счастья ради общего блага. От забавного второстепенного персонажа из «Мстителей» не остается и следа. Колсон — глыба, герой куда более стойкий и самоотверженный, чем любой из сверхлюдей.
На глазах меняются Скай и Мэй. Из них сценаристы лепят по-настоящему убедительных и сильных героинь. Замкнутый боец, как и полагается, скрывает под маской хладнокровия израненную душу. У агента Мэй за плечами рухнувший брак, много пролитой крови и страшное событие, которое ни одна женщина не сможет пережить без последствий.
Скай же переживает одну трагедию за другой. В первом сезоне она пытается узнать правду о своих настоящих родителях. Вот только правда, как известно, нередко не приносит ничего, кроме боли, и это именно тот случай. А помимо довольно мрачного прошлого ее ожидает очень неспокойное будущее. В какой-то момент Скай становится. как бы обойтись без спойлеров. не совсем человеком. И Агенты «Щ.И.Т.» весьма подробно разбирают психологические последствия подобной трансформации.
► Агент Колсон, а также Фитц и Симмонс были гостевыми персонажами в мультсериале «Совершенный Человек-паук». К сожалению, к MCU он не относится. |
Ну а самым большим открытием становятся, пожалуй, Фитц и Симмонс. С этой парочкой связаны наиболее драматичные, лиричные и трогательные моменты сериала. Их отношения, сначала подававшиеся как стандартная и безнадежная фрэнд-зона, трансформируются во что-то гораздо более сложное, запутанное и вместе с тем правдоподобное.
Время нелюдей
Что еще изменилось, так это связь со вселенной Marvel. Создатели сериала решили не просто прозябать на подпевках у блокбастеров Disney, но показывать по-настоящему большие и значимые события, пусть они и не находят отражения в полнометражных фильмах.
Так, во втором сезоне в мире сериала внезапно появились нелюди — человекоподобные существа со спящим до поры до времени геном, наделяющим сверхспособностями. Одни умеют швыряться огнем, другие — двигать предметы взглядом, а у третьих нет никаких полезных умений, но зато внешность в высшей степени необычная — шипы по всему телу, странного цвета кожа.
Никого не напоминает? Да-да, мутанты, они самые. Marvel, видимо, надоела грызня с Fox из-за прав на «Людей Икс», поэтому они создали своих собственных. Ну, как создали. Изначально в комиксах нелюди существовали параллельно с «детьми атома», и общего у них было не так уж много. Disney до недавнего времени даже планировала снять про них полнометражный фильм — «Inhumans». Но около года назад проект исчез из графика студии. Говорят, именно из-за «Агентов Щ.И.Т.».
► Рой, местный аналог Апокалипсиса, больше похож на Ктулху или Дэви Джонса. Впрочем, все по канону. |
Что характерно, все типично «мутантские» темы, которые следовало затронуть, сериал раскрыл весьма компетентно. Тут и проблема всеобщей ксенофобии, и вопросы самоидентификации и признания себя, и почти ницшеанская тема сверхчеловека.
А во второй половине третьего сезона и вовсе началась сюжетная арка, один в один копирующая фильм «Люди Икс: Апокалипсис». Смотрите сами: из многовекового заточения вырывается самый древний и самый могучий нелюдь, когда-то почитавшийся за грозное божество, и пытается стереть людей с лица Земли, чтобы его раса получила мировое господство. Кажется, будь Fox порешительнее, подала бы на ABC в суд за плагиат — и имела бы все шансы выиграть дело.
А еще у «Агентов Щ.И.Т.» прекрасно получается заделывать многочисленные сюжетные дыры киновселенной. Каким образом секретная организация умудрилась проморгать целую армию «кротов»? Почему на момент начала «Эры Альтрона» от «Гидры» осталась одна-единственная укрепленная база? Почему в «Противостоянии» общественность с опаской относится к Мстителям, если те занимались исключительно спасением мира?
Ответы на эти и другие вопросы органично вплетены в общую сюжетную канву сериала. Как ни странно, после этого уже сами блокбастеры Marvel воспринимаются лишь как своего рода дополнение.
Четвертый сезон уже стартовал, и его центральной темой, судя по всему, станет всяческая мистика. В ноябре выходит «Доктор Стрэйндж», в котором Marvel впервые представит в рамках киновселенной магию, а потому «Агенты Щ.И.Т.» готовят почву для чудес и чертовщины.
На сегодняшний день сериал уверенно повышает планку качества и не думает скатываться вниз. Да, это в большей степени телевизионный продукт, чем тот же «Сорвиголова». То есть в нем гораздо больше штампов, условностей, искусственных клиффхэнгеров и прочих сценарных болезней, присущих проектам для центральных каналов. Но тем не менее он достоин громкого бренда MCU и почти что обязателен к просмотру для всех тех, кто считает себя фанатом Marvel.