Агнозия что это такое в логопедии
Слуховая речевая агнозия
Особенности терминологии: гнозис=восприятие. Агнозия = нарушение восприятия, дефицит. Слуховая речевая агнозия = нарушение восприятия речи на слух.
Нарушения слухового речевого восприятия в той или иной степени встречаются у большинства детей с задержками речи. Не всегда родители это замечают. Часто на консультациях слышу: «Он все понимает. Скажу «кушать» — бежит на кухню, скажу «гулять» — стоит у двери. Но сам не говорит!». Бывает и другая крайность. В грубых случаях, когда ребенок совсем не понимает речь, и врачи, и родители могут ошибочно думать, что у ребенка аутизм.
А теперь представьте, что вы оказались в стране, языка которой не знаете. При этом вам нужно как-то общаться с жителями, познавать мир, жить обычной жизнью. Вроде бы слышите от человека поток звуков, но где заканчивается одно слово, а где начинается другое – непонятно. Вы не можете слушать новости по радио, и вас раздражает чужая речь, ведь вы ее не понимаете. Постепенно в часто повторяющихся ситуациях (по типу «гулять» и «кушать») вы сможете вычленить повторяющиеся образы слов, которые и будут ассоциироваться с данной (биологически обусловленной) ситуацией. Там, где мотив не такой сильный, вы уже не будете искать «опорные» звучания, ведь это очень энергоемкий процесс, и ваше поведение в понимании местных жителей будет несколько странным. Возможно, не зная о вашей особенности, они даже подумают, что вы аутист.
Надеюсь, после такого примера стало немного понятнее, как может чувствовать себя ребенок с нарушением слухового речевого восприятия.
Нарушение слухового восприятия
В процессе развития ребенка слуховое восприятие проходит несколько этапов становления и далее служит фундаментом для речи и познавательного развития.
На каждом из этапов развитие слуховой функции (прошу не путать с физическим слухом, сейчас я говорю о том, как уже в мозге происходит обработка слухового сигнала) может нарушаться. Причем если нарушился один этап – то все последующие будут как падающие домино развиваться дефицитарно.
Может страдать:
И степень нарушения также может быть различной (поэтому предлагаю здесь разделить на агнозию как полную несформированность и дисгнозию как частичную несформированность).
Достаточно часто при несформированности слухового восприятия речь у ребенка все же появляется, и родители не замечают проблем лет до 5-6, пока ребенок не начинает сильно отставать в познавательном развитии. При обследовании такого ребенка выясняется, что слуховой речевой гнозис сформировался неполноценно, и все последующие функции, которые в своем развитии опираются на него, вторично пострадали. Например, ребенок может не запоминать на слух более 2-3 слов, не понимать предлоги, смысл короткого рассказа. Не может понять глаголы, которые выходят за рамки повседневных действий (например, «мама гладит белье»). Не помнит названий дней недели, времен года, основных цветов, хотя их постоянно с ним разучивают. Не может подобрать обобщающие понятия («инструменты», «транспорт»). Не понимает смысл абстрактных слов, не имеющих четкого предметного соотнесения (например, «лишний», «одинаковый», «равный» и др.).
Для того, чтобы скорректировать нарушения слухового восприятия, нужно провести подробную диагностику, выявить, в каком «месте» пошел сбой, «откатиться» на тот уровень и детально проработать его и все последующие, вышестоящие этапы. Работать на том уровне, где уже есть очевидные проблемы, будет малоэффективно, ведь не сформирован «фундамент».
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Агнозия что это такое в логопедии
Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. Это неспособность распознавать звуки: шум дождя, звон колокольчика, интонацию, тембр, схожие слова. Страдает фонематический слух – способность слушать и слышать звуки речи при сохранном физическом слухе. Поэтому ребенок говорит, как слышит, часто не понимая, чего от него хотят окружающие. Например, команду «постучи ложкой по столу» он может услышать как «асучи окой а лу» и не понять. Как исправить это нарушение, расскажу сегодня.
Причины нарушения слухового восприятия
Основной причиной данного расстройства является незрелость проводниковых связей между различными зонами головного мозга. Возникает она вследствие родовых травм, асфиксии плода, инфекционных заболеваний младенца, стрессовых ситуаций, деменции. В связи с этим различают два вида нарушения слухового восприятия: сенсорная алалия и речевая слуховая агнозия.
В первом случает человек не понимает обращенную речь, хотя может чисто воспроизвести услышанную фразу. Нет связки между слуховой оболочкой слова и предметом. Например, инструкцию «дай кружку» сенсорный алалик вообще не поймет, но повторит четко «дай кружку». Слухоречевой агнозик некорректно слышит инструкцию, понимает, что надо что-то дать. Может принести вместо кружки вилку, произносит: «ай йку». Речевую слуховую агнозию еще называют нарушением фонематического слуха.
Формирование фонематического восприятия
Фонематический слух – способность дифференцировать звуки речи. От рождения до средней школы ребенок проходит большой путь, чтобы научиться не только различать звуки, но и правильно затем отражать их на письме, четко соблюдая последовательность в слове, не пропуская и не заменяя их. Фонематическое восприятие – это показатель того, насколько хорошо человек чувствует звуки в речи, произносит слова в определенном ритме, не переставляя слоги в словах.
Формирование фонематического восприятия включает в себя не только речевое развитие, но и моторное планирование, увеличение объема слухоречевой памяти. Способность к анализу звуковой оболочки слова появляется тогда, когда ребенок может удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию. Поэтому уже с двухлетнего возраста работаем над развитием слухоречевой памяти. Инструкция: положи банан в зеленую тарелку, арбуз в красную. Начинаем с двухступенчатой инструкции, затем усложняем: положи сначала зеленый камешек, потом красный, затем синий. Сначала произносим команду, ребенок должен ее прослушать, удержать в голове и выполнить правильно. Здесь же развивается моторное планирование: что сначала, что потом.
Работа над формированием фонематического слуха проводится в три этапа:
1 – распознавание неречевых звуков;
2 – работа с музыкальными инструментами, развитие темпа, ритма, силы звучания;
3 – распознавание речевых звуков: схожих слов, слогов, звуков.
Если у малыша не сформировались межполушарные проводниковые связи, отвечающие за восприятие звуков, необходимо научить его различать сначала неречевые звуки. Берем подручные предметы: ключи, погремушку, деревянный молоточек, воду, бумагу, металлические ложки, вилки, кружку, камешки, монетки, бусинки, спички, различные крупы (манку, гречку, рис), фасоль, бобы, муку.
С каждым предметом сначала знакомим по отдельности. Крупы, монеты, камушки, спички, бусинки насыпаем в коробочки, в спичечные коробки или футляры от киндеров. Учим ребенка слушать, как переливается из стакана в стакан вода, как шуршит сминаемая бумага, гремит связка ключей, погремушка, как стучит молоточек. Затем оставляем предметы для двойного действия, например, воду и ключи. Просим ребенка отвернуться, переливаем воду. Покажи, что я сейчас делала? Показал. Снова отвернулся, погремели ключами. Покажи, что звенело? Далее добавляем все больше «шумных» предметов: сминаем бумагу, переливаем воду и гремим погремушкой. Сначала берем более шумные предметы, потом схожие по звучанию.
Можно записать на диктофон звон ключей, стук ложки об стол, шум дождя, стук молоточка, бой барабана. Надо дать ребенку прослушать, как звучит, а потом предложить угадать, что звучало. В 2 года он может не понимать и не различать музыкальные инструменты. На прогулке и дома нужно обращать внимание на различные шумы: гудит пылесос, дрель за стеной, капает дождь, дует ветер, стучит отбойный молоток на стройке, едет машина, мотоцикл, трактор и т.п.
В футляры от киндеров (или в спичечные коробки) помещаем по отдельности монеты, пластмассовые бусинки, спички, стирательные резинки, стеклянные камешки, муку. Один футляр оставляем пустым. Лучше продублировать коробочки, чтобы потом ребенок смог найти такой же звук. Гремим, показываем, что внутри коробочки, подкрепляем картинкой для неговорящих детей. Затем снова гремим, малыш должен угадать, что звучало, показать на картинку. Параллельно можно закреплять понятия, что из чего сделано, и пополнять словарь прилагательными: бусы из пластмассы – пластмассовые, спички из дерева – деревянные и т.д. Когда малыш научится распознавать все «резиновые» и «стеклянные» звуки, попросите, чтоб он выбрал из продублированных коробочку со схожим звучанием.
Задачей посложнее будет научить ребенка различать совсем похожие звуки. Попросите потрясти такие же закрытые коробочки и отличить рис от гречки, фасоль от бобов, муку от манки, бобы от камешков Марлбс. Пока ребенок не научится четко различать все эти шумы, дальше идти нельзя.
В 2,5-3 года ребенок уже может различать звучание музыкальных инструментов. Поиграем в «Угадай, что звенит». Знакомим со звуками дудочки, свирели, контрабаса, ксилофона, трещотки, маракасов, бубна и т.д. При работе музыкальные инструменты нужно брать вместе с ключами, водой. Также учимся слушать тишину.
Ставим ширму перед ребенком, а за ней колокольчик, звоночек, погремушку. Погремели – «покажи, что звучало». Завязываем малышу глаза, звеним колокольчиком сверху, снизу, сзади, спереди, слева, справа: «покажи, где звенел колокольчик». Помимо неречевых звуков надо работать над ритмом. Повтори за мной ритм (но только не с ребенком с нарушением сенсорного восприятия): раз-два, раз-два-три. Можно отстучать на барабане, на пианино, на ксилофоне. Также обязательно развивать тембр, высоту, силу звучания (громче, тише). Попросить ребенка поиграть в той же последовательности на инструментах, в которой играли вы.
Параллельно с музыкальными инструментами развиваем условно-двигательные реакции. Пока я дую в дудочку, ты бежишь. Пока гремлю погремушкой, кидаешь монетки в копилку. Бегаем вокруг стула, (можно с группой детей), пока стучит бубен. Когда малыш научится четко выполнять все инструкции, отличать звучание музыкальных инструментов, воспроизводить ритм, тогда переходим к следующему этапу формирования фонематического восприятия.
Последний, третий этап работы по преодолению речевой слуховой агнозии, – распознавание звуков речи. Этап включает в себя дифференциацию не только звуков, но и интонаций, силы, тембра голоса. Уже с года малыш отличает папин голос от маминого. Для развития фонематического слуха на этом этапе можно всей семье сесть в круг, ребенок в центре с закрытыми глазами. Поочередно то мама, то папа, то дядя, то тетя, то бабушка, то дедушка произносят его имя. Ребенок должен показать или сказать, кто его позвал. Затем надо позвать громко, тихо, шепотом, жалобно, весело, ритмично по слогам. Малыш снова угадывает, кто позвал шепотом, а кто с восклицанием.
В норме в 2 годика ребенок слышит ошибки в чужой речи. К 3 годам слышит некорректные звуки и в своей речи. К 4 годам может определить, какое слово длинное, а какое короткое. Ребенок с речевой слуховой агнозией затрудняется определить длину слова, часто не может произнести даже короткое слово «дом». Поэтому подключаем картинки с короткими и длинными словами, отхлопываем. «Дом» – хлопнули один раз, короткое слово. «Че-ре-па-ха» – хлопнули 4 раза, длинное слово.
Далее начинаем работать над различением слов-квазиомонимов, отличающихся одним звуком: ком-дом-том-сом. Можно поиграть в игры. Комкаем бумагу (снежок-ком). Инструкция: кидай ком в корзину, если услышишь слово «ком». Произносим: «кукла, собака, крыса, том, дом, сом, лом, КОМ», выделяя нужное слово голосом. Сначала произносим непохожие по звучанию слова. Или: «кидай сома в воду, если услышишь слово «сом».
Выбираем слова в зависимости от класса слоговой структуры, над которым мы работаем. Если они двусложные, и ребенок не различает [к]-[х], берем, например, слово «муха». Инструкция: бей по столу хлопушкой (можно свернуть в трубочку лист бумаги), когда услышишь слово «муха» («мута, муга, мула, мука, мура, МУХА)». Можно использовать несуществующие слова, выделяя нужное голосом. Надо отработать очень много слов, чтобы ребенок это усвоил.
Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки, не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие не выговаривает свистящие звуки.
После отработки западающих звуков в словах, берем слоги. Если ребенок путает [б]-[п], берем слоговые цепочки. Повтори за мной: ба-ба-па, ба-па-ба, па-ба-па и т.д. Аналогично при замене звуков [г]-[к], [д]-[т], [с]-[з], [с]-[ш]. Можно использовать ритмические ряды в виде машинок разных цветов, камешков, фишек. Выкладываем камешки: красный – слог «да», синий – «га». Нажимаем пальчиком попеременно: да-га-да-га-да-га. Импровизированная игра на пианино: левая рука – «та», правая – «да». Взмахи рук: та-та-да, да-да-та, да-та-да. Прохлопывание, протопывание слогов в слове. Игра в ладошки с отрабатываемыми звуками.
В норме фонематический слух формируется к 5 годам. После преодоления нарушения слухового восприятия учим ребенка определять место звука в слове (первый, последний, посередине), соседа звука справа и слева. Таким образом готовим дошкольника к звуковому анализу, синтезу и формированию такого сложнейшего механизма, как письмо.
Агнозия
Агнозия — расстройство восприятия информации, которое происходит при поражении корковых структур мозга. Органы чувств, отвечающие за зрительное, слуховое и тактильное восприятие, остаются сохранны. При этом человек не видит перед собой предметы, вместо музыки слышит назойливый шум, не понимает речь и может потеряться в знакомом ему месте. Агнозия может произойти после инсульта или черепно-мозговой травмы, при опухолях головного мозга, рассеянном склерозе, болезни Альцгеймера. Также агнозия может быть врождённым состоянием.
Виды агнозий
Зрительная агнозия — нарушение зрительного восприятия, распознавания предметов, цветов, лиц, пространств.
Акустическая агнозия — нарушение слухового восприятия, распознавания звуков и речи.
Сенсорная агнозия — нарушение осязательного восприятия.
Обонятельная агнозия — нарушение распознавания запахов.
Вкусовая агнозия — нарушение анализа вкусовых ощущений.
Зрительная агнозия
При зрительной агнозии видимый мир распадается на фрагменты, не связанные между собой. Человек не различает предметы в пространстве и на изображениях, может путать цвета и не узнавать знакомых ему людей. Единого объяснения природы зрительной агнозии, поэтому нет и единой классификации такого вида нарушения. Как правило специалисты выделяют предметную, лицевую, цветовую и символическую (буквенную) зрительную агнозию.
Цветовая агнозия
Одни люди с цветовой агнозией не могут различать базовые цвета, другие — могут распознать красный, синий, зелёный, белый цвета, при этом испытывают проблемы с цветоощущением.
Агнозия на лица
Человек не различает черты лица и знакомых ему людей. При тяжелых формах лицевой агнозии человек не может узнать себя в зеркале. В некоторых случаях человек может видеть нос, глаза, рот и уши, но не воспринимает их как части единого целого. Люди с агнозией на лица пытаются ориентироваться на другие признаки окружающих людей, чтобы отличать их друг от друга.
Предметная агнозия
Буквенная (символическая) агнозия — неспособность к письму, «приобретенная неграмотность». Речь и память сохранена, при этом человек не может различать буквы и цифры.
Оптико-пространственная агнозия
При таком виде агнозии человек не может ориентироваться в знакомых местах, в том числе, в собственной квартире, не может найти свой дом, идентифицировать здания или знакомые многим объекты в городском пространстве. При некоторых видах оптико-пространственных агнозий человек путает понятия “дальше-ближе”, “слева-справа”, “выше-ниже”. Кроме того, человек не ориентируется в сторонах света, не может пользоваться картами и системами навигации.
Одни люди с цветовой агнозией не могут различать базовые цвета, другие — могут распознать красный, синий, зелёный, белый цвета, при этом испытывают проблемы с цветоощущением.
Агнозия на лица
Человек не различает черты лица и знакомых ему людей. При тяжелых формах лицевой агнозии человек не может узнать себя в зеркале. В некоторых случаях человек может видеть нос, глаза, рот и уши, но не воспринимает их как части единого целого. Люди с агнозией на лица пытаются ориентироваться на другие признаки окружающих людей, чтобы отличать их друг от друга.
Предметная агнозия
Буквенная (символическая) агнозия — неспособность к письму, «приобретенная неграмотность». Речь и память сохранена, при этом человек не может различать буквы и цифры.
Оптико-пространственная агнозия
При таком виде агнозии человек не может ориентироваться в знакомых местах, в том числе, в собственной квартире, не может найти свой дом, идентифицировать здания или знакомые многим объекты в городском пространстве. При некоторых видах оптико-пространственных агнозий человек путает понятия “дальше-ближе”, “слева-справа”, “выше-ниже”. Кроме того, человек не ориентируется в сторонах света, не может пользоваться картами и системами навигации.
Агнозия головного мозга: причины, симптомы, лечение
Что такое агнозия?
Агнозия – это нарушение узнавания явлений и предметов при сохранности сознания и элементарной чувствительности. Термин « агнозия » происходит от приставки «а», означающей отсутствие признака, и греческого слова «gnosis», означающего «познавание».
Причины
Агнозия возникает при обширных поражениях определенных отделов коры полушарий большого мозга. Агнозия чаще связана с патологией преимущественно у правшей правого полушария, а у левшей – левого полушария. То есть с патологией базового полушария для образного, художественного мышления и восприятия. Причины агнозии: болезнь Альцгеймера, нарушения мозгового кровообращения, подострый склерозирующий панэнцефалит, постгипоксическия и/или токсическая энцефалопатия, компактные процессы.
Агнозия у взрослых и детей
Агнозия чаще встречается у взрослых (мужчин и женщин). Агнозия у детей (мальчиков и девочек) встречается в старшем возрасте (с 10 до 17 лет) в связи с тем, что у них лучше выявляется патология и более выраженная дифференциация функциональных зон коры головного мозга.
Агнозия, виды, классификация
Основные виды агнозии: зрительная агнозия (оптическая агнозия), слуховая агнозия, тактильная агнозия (астереогноз), обонятельная агнозия, вкусовая агнозия, болевая агнозия, анозогнозия, аутотопоагнозия.
Зрительная агнозия, оптическая агнозия
Предметно-зрительная агнозия, зрительно-предметная агнозия
Предметно-зрительная агнозия – это кажущееся снижение зрения, сочетающееся с невозможностью назвать предмет, который показывают пациенту (зубная щетка, ложка, ботинки, трусы, чашка, тарелка, бокал, книга).
Пространственно-зрительная агнозия, пространственная агнозия
Пространственно-зрительная агнозия – это нарушение способности ориентироваться в пространстве или оценивать пространственные соотношения. Пространственно-зрительная агнозия характеризуется отсутствием узнавания сложных пространственных образов, утратой пространственных представлений, нарушением ориентировки на местности. Пространственно-зрительная агнозия наблюдается при поражении нижних отделов теменных долей головного мозга. Часто пространственно-зрительная агнозия сочетается с апракто-агностическим синдромом.
Метаморфопсия
Метаморфопсия – это вид агнозии, при которой наблюдается восприятие предметов в искаженном виде. Макропсия – это вид метаморфопсии, при котором предметы кажутся увеличенными. Микропсия – это вид метаморфопсии, при котором предметы представляются уменьшенными.
Пальцевая агнозия
Пальцевая агнозия – это нарушение выбора, узнавания, дифференцированного показа пальцев рук (ног). Нарушение узнавания пальцев происходит как у себя, так и у других людей. Пальцевая агнозия относится к такой группе патологии, как аутотопоагнозия.
Агнозия на лица, прозопагнозия
Симультантная агнозия
Симультантная агнозия – это невозможность полного и целостного восприятия комплекса сенсорных образов разнообразных модальностей и нарушением узнавания целостного общего образа по части образа. При этом узнавание законченных и единичных образов сохранено. При симультантной агнозии наблюдаются достаточно сложные нарушения синтетических процессов формирования сенсорного образа. По данным Сарклиник, симультантная агнозия встречается при поражении затылочной, теменной, височной областей в зоне их сопряжения. Некоторые пациенты ее называют «симультанная агнозия».
Также встречаются ассоциативная агнозия, апперцептивная агнозия.
Слуховая агнозия
Слуховая агнозия – это неспособность узнавать знакомые звуки, при сохранности слуха. Наблюдается при поражении лобной и височной областей, вторичных корковых зон анализатора слуха. Словесная агнозия – это неспособность понимать смысл знакомых слов при сохраненном слухе. При словесной агнозии поражаются вторичные зоны анализатора слуха в доминантном полушарии. Часто отмечается при сенсорной афазии.
Амузия
Амузия – это неспособность узнавать музыкальные мелодии. При амузии поражается недоминантное полушарие. Также при нарушениях в субдоминантном полушарии затрудняется оценка интонационного компонента речи.
Тактильная агнозия, астереогноз
Тактильная агнозия , или астереогноз – это неспособность определять на ощупь с закрытыми глазами предметы, положенные в руку, при условии сохранности чувствительности. Астереогноз подразделяется на 2 вида: первичный астереогноз и вторичный астереогноз. Тактильная агнозия возникает при поражении теменной коры, чаще верхней теменной дольки. Тактильная чувствительность и мышечно-суставное чувство при первичной тактильной агнозии не поражены. При вторичном астереогнозе поражены мыечно-суставное чувство и тактильная чувствительность. Нарушен этап синтеза элементарных сенсорных ощущений. Пациент при тактильной агнозии может описать отдельные свойства предмета, но не может воспринять его в целом.
Обонятельная агнозия
Обонятельная агнозия – это расстройство узнавания знакомых предметов или веществ по запаху.
Вкусовая агнозия
Вкусовая агнозия – это нарушение распознавания веществ по их вкусовым качествам при сохранности вкуса и обоняния. Вкусовая агнозия и обонятельная агнозия развиваются вследствие обширных поражений медиобазальных участков коры височной доли.
Болевая агнозия
Болевая агнозия – расстройство восприятия болевых раздражений. Дизестезия – нарушение восприятия укола как прикосновения.
При рассмотренных выше агнозиях у больных нарушено узнавание внешних раздражителей. Некоторые виды агнозии связаны с нарушениями восприятия человеком собственного тела.
Анозогнозия
Анозогнозия – это отсутствие критической оценки своего дефекта. Анозогнозия наблюдается чаще при поражении правой теменной доли мозга. Пациенты критически не оценивают такие свои дефекты, как ухудшение зрения, снижние слуха, паралич, парез. Часто при анозогнозии пациенты отрицает свою болезнь.
Синдром Антона
Аутотопоагнозия
Аутотопоагнозия – это затруднение узнавания собственного тела и его частей, нарушений схемы тела. Аутотопоагнозия относится к соматоагнозиям. Человеку кажется, что у человека 6 рук, 8 ног, 2 головы, голова квадратная, руки с щупальцами. Пациент не может различать правую и левую сторону тела, не может показать части своего тела, нарушено выполнение проб Геда. Больной при поражении доминантного полушария головного мозга не различает левую и правую половины тела, при поражении субдоминантного полушария головного мозга считает, что у него нет руки или ноги, или он не может управлять этими конечностями.
Полимелия
Полимелия – это состояние, при котором человеку кажется, что у него много рук или ног.
Пальцевая агнозия, синдром Герстмана
Пальцевая агнозия – это неспособность отличать один палец от другого, при этом мышечно-суставное чувство сохранено. Пальцевая агнозия носит название «синдром Герстмана». Аутотопоагнозия отмечается при поражении теменной коры и ее взаимосвязей с таламусом в правом полушарии. Пальцевая агнозия, нарушение ориентировки слева и справа, по данным Сарклиник, часто наблюдаются также при левополушарных теменных патологических процессах.
Вторичные нарушения гнозиса
Вторичные нарушения гнозиса наблюдаются при поражении передних отелов головного мозга. Для вторичных нарушений гнозиса характерна фрагментарность восприятия сенсорных образов. Они ухватываются за определенный образ и думают, что он правильный. Например, больной купается в ванне без воды, но думает, что она наполнена водой. При динамических нарушениях гнозиса происходит увеличение времени узнавания сенсорных образов. При поражении глубинных активирующих неспецифических систем головного мозга могут встречаться положительные эффекты внешней стимуляции внимания, фрагментарность восприятия, флюктуации нарушений.
Буквенная агнозия
Буквенная агнозия характеризуется неузнаванием букв. Устная речь у больного сохранена, но у него наблюдаются дислексия (словесная слепота) и дисграфия (расстройство письма). Буквенная агнозия встречается при поражении затылочных отделов доминантного полушария головного мозга.