Аграрная реформа что это
Аграрная реформа
Смотреть что такое «Аграрная реформа» в других словарях:
Аграрная реформа — Аграрная реформа преобразование системы землевладения и землепользования. Крестьянская реформа 1861 года Столыпинская аграрная реформа Аграрная реформа в Великом княжестве Литовском … Википедия
аграрная реформа — Государственные мероприятия по преобразованию системы землевладения и землепользования. Syn.: земельная реформа … Словарь по географии
АГРАРНАЯ РЕФОРМА П — АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П.А. Столыпина. Такие меры, как разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906 г.),… … Юридическая энциклопедия
АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА — реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П. А. Столыпина. Такие меры, как разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906 г.), укрепление Крестьянского банка,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Аграрная реформа 1864 г. в Королевстве Польском — Царское правительство стремилось воспрепятствовать массовому переходу польского крестьянства в повстанческий лагерь или по крайней мере нейтрализовать его. С этой целью 19 февраля 1864 г. был издан царский указ о проведении реформы в Польше. Вся… … Всемирная история. Энциклопедия
Аграрная реформа 1864 г. в Молдавии и Валахии — В объединенной Румынии сразу же обострилась борьба по важнейшим вопросам внутренней политики. Крупные землевладельцы помещики и часть буржуазии во главе с Братиану, тесно связанная с ними, решительно противились проведению каких либо реформ,… … Всемирная история. Энциклопедия
Столыпинская аграрная реформа — У этого термина существуют и другие значения, см. Аграрная реформа. П. А. Столыпин. Портрет работы И. Репина (1910) Столыпинская аграрна … Википедия
Столыпинская аграрная реформа — буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения (См. Надельное землевладение) в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя… … Большая советская энциклопедия
Столыпинская аграрная реформа — аграрно полит. курс самодержавия, направленный на преобразования крест. надельного землевладения. Наиб. активный период реализации реформы 1906 1911, когда пр во возглавлял П.А.Столыпин. Реформы включали в себя: политику по переселению крест.… … Уральская историческая энциклопедия
СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА — АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА … Юридическая энциклопедия
Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.
Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.
Предпосылки и причины
Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольство сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавыми. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.
Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.
Петр Аркадьевич Столыпин
Суть реформы
24 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе. Данная реформа представляла собой два больших блока:
Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель Правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом, все то, что в дальнейшем реализовала Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.
Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:
Первый этап реформы
Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.
9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.
Карта аграрной реформы Столыпина
Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.
Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.
С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.
Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:
В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.
На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.
Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы Столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедняками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.
Политика переселения как важный этап реформы
Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.
Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:
Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалось не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.
Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.
Главные результаты реформы
Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:
Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.
Столыпин Пётр Аркадьевич
Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.
Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:
Это далеко не полные показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.
Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.
В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.
Источники и дополнительный материал по теме:
Аграрные реформы
Полезное
Смотреть что такое «Аграрные реформы» в других словарях:
аграрные реформы — социально экономические преобразования в области сельского хозяйства, осуществляемые государством. Касаются прежде всего системы землевладения и землепользования. Нередко проводятся в критические для государства периоды (смена государственного… … Географическая энциклопедия
Аграрные реформы — … Википедия
Аграрные реформы — государственные преобразования системы землевладения и землепользования, направленные на передачу земли непосредственным производителям сельскохозяйственной продукции. Начало аграрным реформам в России было положено Крестьянской реформой 1861 г … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Экономический очерк. Аграрные реформы — Экономический очерк. Аграрные реформыПроведение аграрных реформ в странах Латинской Америки началось в условиях усилившегося крестьянского движения за землю после 2 й мировой войны (за исключением Мексики, где аграрная реформа была проведена… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Реформы в экономике — (economic reforms) – один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное… … Экономико-математический словарь
реформы в экономике — Один из элементов экономической политики государства. На протяжении длительного времени у нас была принята марксистская трактовка понятия реформы (от лат. reformio, преобразую): «более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к… … Справочник технического переводчика
Реформы в Пруссии — После беспримерного поражения 1806 г. правящие верхи Пруссии вынуждены были вступить на путь частичных реформ. Одним из руководителей группы дворян реформаторов был Штейн, около года возглавлявший прусское правительство, но отстраненный Фридрихом … Всемирная история. Энциклопедия
Экономический очерк. Аграрные отношения — Экономический очерк. Аграрные отношенияАграрный строй капиталистических стран Латинской Америки характеризуется сложным переплетением разнообразных форм и типов аграрных отношений от традиционно общинных до капиталистических. На Кубе в результате … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Штейна-Гарденберга реформы — Штейна ‒ Гарденберга реформы, буржуазные преобразования 1807‒14 в Пруссии, осуществленные правительствами во главе с Г. Ф. К. Штейном и К. А. Гарденбергом. Эдикт 1807 провозглашал отмену личной зависимости крестьян, а также предусматривал… … Большая советская энциклопедия
Аграрная реформа Петра Столыпина – мечта, убитая на взлете
За годы службы он получил немалый административный опыт, был гродненским и саратовским губернатором.
Деятельность Петра Аркадьевича Столыпина была весьма разнообразной, и я вряд ли смогу осветить в коротком рассказе все аспекты его многогранной деятельности. Поэтому стоит сосредоточиться на главном.
П. Столыпин с семьей
Петр Столыпин был инициатором и главным исполнителем аграрной реформы, которая могла коренным образом изменить социально-экономический уклад российской империи.
Необходимость проведения аграрной реформы диктовалась двумя причинами:
1. Политическая. В ходе революции 1905-1907 годов происходили массовые крестьянские волнения и восстания. Необходимо было уменьшить напряжение в обществе и получить поддержку зажиточного крестьянства.
2. Экономическая. Нужно было модернизировать крайне архаический аграрный строй империи.
Какая же разница между этими понятиями? В крестьянском хозяйстве производство направлено на потребление. На рынок идут излишки.
Фермерское хозяйство ориентировано на рынок. Рыночный характер фермерского хозяйства определяется тем, что оно специализировано.
Современная животноводческая ферма
Фермер производит какой-то один вид продукции (скажем, откармливает бычков), а все необходимое для собственного потребления покупает в магазине, или у соседей, специализирующихся на производстве иного вида продукции.
Подумайте сами: крестьянин обязательно будет держать в хозяйстве корову, ведь семье нужно молоко, фермер же, с большой долей вероятия, вместо коровы добавит лишних полсотни бычков, затрачивая на их содержание почти столько же труда, сколько и на содержание одной коровы.
Результат: на рынок поступит несколько лишних тонн мяса и фермер, к тому же, будет стимулировать рынок, покупая нужное для его семьи молоко и другие продукты.
Отсюда легко можно понять, чем фермерское хозяйство лучше крестьянского. На единицу затраченного труда, при одинаковых условиях, фермер производит в разы больше продукции.
Петр Столыпин, Председатель Совета Министров России в 1906-1911 гг.
Я перечислю три основных условия для перехода к фермерскому хозяйству, а потом их расшифрую.
Первое. Необходимо, чтобы земля была в собственности фермера, или в худшем случае, в долгосрочной аренде.
Второе. Земли требуется значительно больше, потому что трудозатраты на единицу продукции меньше.
И, наконец, третье условие. Для нормального функционирования фермерскому хозяйству нужен дешевый кредит.
Условие первое. Мы должны рассмотреть вопрос собственности, в частности, определить характер землепользования до реформы и то, что получилось в результате ее проведения.
Заранее прошу прощение у просвещенного читателя за обилие деталей, но иначе мы не сможем в полной мере оценить значение этой реформы.
Итак, положение, сложившееся до реформы. Представим себе гипотетическое село, в котором живут четыре хозяина: Иван, Петр, Степан и Никифор. Каждый из них владеет пятнадцатью гектарами земли. Как и в любой реальной деревне, полевые угодья разбросаны в нескольких полях.
Допустим, в нашем селе есть три поля, носящие название «На холме», «У болота» и, скажем, «За рекой». Участок «За дамбой», используется как сенокос. Урочище «Овраги» отведено под пастбище.
Пятнадцать гектаров каждого из наших домохозяев состоят из отдельных участков в каждом из полей и делянки на сенокосе. Кроме того, в совместном пользовании жителей деревни, объединенных в общину, находится также пастбище и лес.
Для этого вводится принудительный севооборот. Одно из полей крестьяне засевают озимыми, другое – яровыми, третье отводится под пар. Крестьяне дружно засевали в одно время свои участки, затем, не менее дружно собирали урожай каждый со своего участка, а после сбора урожая пускали скот по стерне.
В оптимальный, с точки зрения погоды, год град неожиданно уничтожил посев в поле «За рекой». Во всех случаях все домохозяева пострадают одинаково.
Далее. Пахотная земля обладает способностью истощаться и каждые несколько десятков лет община меняет хозяйственное предназначение означенных земельных участков. Распахивается пастбище, унавоженное естественным путем, а одно из полей становится сенокосом, или пастбищем. Естественно, наши домохозяева по жребию, занимают новые участки
То есть, у крестьянина не было постоянной земли, и свои 15 гектаров он всегда имел в разных местах.
Теперь скажите, был хоть малейший стимул крестьянина надрываться и улучшать свой участок, скажем, мелиорировать его или очищать от валунов? Нет, не было.
Скажите: была хоть какая-то возможность сельскому хозяину, в условиях принудительного севооборота, завести какую-либо прогрессивную систему плодосмены или севооборота: семиполье, одинадцатиполье, или семнадцатиполье (есть и такое)?
Эта система господствовала в землепользовании сотни лет и была направлена на выживание всех членов крестьянской общины, а не на производство максимального количества продукции.
Будущего у такой системы не было. Быстрый рост населения, который, вообще-то призван стимулировать развитие экономики, в описанной ситуации неуклонно вел бы ее к стагнации.
Отцы семейств вынуждены были делить свои земельные участки между наследниками и средняя площадь крестьянского надела с каждым годом постоянно бы уменьшалась.
Крестьянское малоземелье было бы законсервировано. Это означало, во-первых: сохранение постоянного очага социального напряжения и возможных крестьянских выступлений, и, во-вторых: уменьшение товарности сельского хозяйства, ведь, чем меньше у крестьянина земли, тем большая доля урожая идет на собственное потребление. Крестьянин не только не смог бы кормить горожанина, но и самого себя содержал бы с трудом.
Что же провозглашала столыпинская реформа. В соответствии с указом от 9 ноября 1906 года
— отменялись обязательные земельные общины, и предоставлялось каждому крестьянину право требовать выделения ему земли в одном массиве, который назывался «отруб».
Посмотрите на схему. Теперь крестьянин имел всю землю в компактном участке и мог с ней делать все, что заблагорассудится.
Однако не всем крестьянам выпадала участок рядом с деревней. Многим из крестьян необходимо было добираться до своего поля несколько верст, что не просто.
Таким образом, первая задача реформы, передача земли в собственность крестьянина была выполнена. Теперь крестьянин мог заводить любую мыслимую систему севооборота и любыми способами улучшать землю. Удачливый хозяин мог прикупить земельки, его менее удачливый сосед мог свой участок продать и уехать в город, пополнив резервную армию труда, совсем нелишнюю в условиях экономического развития. Разорившийся домохозяин мог и не переселяться в город, а стать наемным рабочим у разбогатевшего, что также неплохо, ведь растущее фермерское хозяйство постоянно требует новых рабочих рук.
Справочная книжка для ходоков и переселенцев
Территория Азиатской России была разделена на 12 переселенческих районов с землеустроительными и землеотводными партиями, агрономическими, медицинскими, школьными, дорожными, гидротехническими отделами.
Переселенческие земли ежегодно распределяли между губерниями и уездами Европейской России по особой предварительной разверстке в виде долей, на которые направлялись переселенцы.
Переселенцы освобождались на длительное время от налогов и получали в собственность участок земли, размеры которого несколько менялись, в зависимости от региона.
В большинстве случаев предоставляли 15 десятин на главу семьи и 45 десятин на всех остальных членов этой семьи. Кроме того, каждая семья получала денежное пособие в 200 рублей.
Крестьяне на Челябинском переселенческом пункте
Каждый участок включал пахотные и пастбищные угодья, часто лес или был обеспечен свободный доступ к нему. В общем, на таком участке вполне можно было вести интенсивное хозяйство.
Я, разумеется, не буду утверждать, что у каждого переселенца, по мановению волшебной палочки, возникла образцовая ферма. У кого-то дела пошли плохо, и он вынужден был возвратиться, кто-то хозяйствовал по- старинке, но наиболее трудолюбивые крестьяне не пропали.
Всего за годы реформы переселилось более трех миллионов крестьян- новоселов, однако и обратный поток был достаточно значительным – более пятисот тысяч человек. Эти цифры, конечно, не поражают, ведь планировалось переселить, по меньшей мере, 25 миллионов человек, однако все же, за десять пореформенных лет количество переселенцев почти вдвое превысило их численность за предыдущие 40 лет.
Причины относительной неудачи переселения очевидны. Функционирование фермерского хозяйства в значительных масштабах требовало наличия определенной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное снабжение фермерских хозяйств, и организацию сбыта их продукции. Такая инфраструктура лишь зарождалась.
Группа крестьян-переселенцев у переселенческой канцелярии
Численность переселявшихся и темпы переселения часто превышали темпы подготовки участков к заселению.
Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала необходимым требованиям, имели место взяточничество и коррупция.
В ряде мест не успевали подготовить участки, провести к ним дороги. Добавьте к этому непривычный климат, недостаточные размеры помощи, не позволявшие дожить до первого урожая, и следует удивляться уже тому, что возвращенцев было относительно немного.
Но главное – начало то было положено. Большинство переселенцев продолжили освоение Сибири. Возник образец, который мог постоянно действовать на остающихся крестьян, мотивируя их к переселению.
Переселенцы ехали в столыпинских вагонах
Молебен перед отправкой 1400 крестьян Полтавской губернии в Тобольскую и Оренбургскую губернии.
Недаром, популярной была поговорка, о переселенцах «Дальше едешь, тише будешь».
Здание Крестьянского земельного банка в Симбирске
Нужен был государственный банк, предоставляющий льготные кредиты крестьянам-фермерам. Поэтому Столыпин реорганизовал ранее созданный Крестьянский поземельный банк, который начал предоставлять ссуды крестьянам под залог земли под небольшой процент (так, заем на 13 лет предоставлялся под 2,9% годовых). Деятельность банка была весьма масштабной. Всего, за 1906-1916 годы банк выдал кредитов на более чем миллиард рублей, а крестьяне при посредничестве Крестьянского поземельного банка приобрели около 10 миллионов десятин.
П. Столыпин знакомится с хуторским хозяйством в Подмосковье
Банк также сам скупал землю у помещиков и продавал ее крестьянам в кредит. После указа 1906 года, за период 1906-1916 годов крестьяне приобрели в кредит напрямую у банка около трех миллионов десятин.
Крестьяне оказались надёжными заёмщиками, и за период 1909-1913 годов банк обращал взыскание на 20-35 тысяч десятин земли в год, то есть не более чем на 2 % годового объёма продаж.
Проведение реформы следует признать удовлетворительным. Из 13,5 миллионов крестьянских домохозяйств к 1916 году выделились из общины и создали хутора и отруба около полутора миллионов хозяйств.
Больше двух с половиной миллионов крестьян создали собственные хозяйства в азиатской части страны. В результате реформы, помещичьи хозяйства фактически утеряли свое хозяйственное значение. В 1916 году крестьяне засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственного скота.
Распределение вновь образованных хуторов между домохозяевами
Разумеется, реформа вызвала сильное сопротивление. Правые партии были недовольны разрушением крестьянской общины, традиционно считавшейся опорой существующего строя, левые, мечтая о новой революции, не желали уменьшения социальной напряженности на селе.
Немало самих крестьян также сопротивлялись реформе, опасаясь разорения и не желая менять привычный образ жизни.
Убийство П. Столыпина. Художник Д. Несипова
Похоронили Петра Столыпина в Киево-Печерской лавре, и я посещал его могилу. После его смерти влиятельных сторонников реформы не осталось, а после революции 1917 года, эта реформа была вообще забыта.
Я абсолютно уверен, что реформа Петра Столыпина была разумной и продуманной и действительно, могла бы радикально изменить Российскую империю.
Сейчас я становлюсь на скользкий путь альтернативной истории, но все же попробую определить результаты этой реформы, если бы она не была прервана на взлете.
Самое очевидное – резкий рост производства сельскохозяйственной продукции и как следствие – возрастание доходов государства и жизненного уровня всего населения.
Петр Столыпин. Художник И. Репин
Далее – появление широкой прослойки людей с пристойным уровнем доходов, которых бы уже не интересовали проблемы классовой борьбы, и шариковский лозунг – все взять и поделить, перестал бы быть столь привлекательным.
Среди других следствий – появление резервной армии труда, так необходимой для индустриализации страны.
А также, существенное расширение внутреннего рынка, стимулирующее развитие не только сельского хозяйства, но и промышленности, что опять подводило к необходимости индустриализации.
Чтобы понять, насколько эта реформа была необходима, вдумайтесь в основной смысл сталинской коллективизации – это превращение мелкого крестьянского потребительского хозяйства в крупное высокотоварное колхозное хозяйство.
Разница в одном слове, но цена этому слову высока. Реформа могла бы пройти за счет повышения жизненного уровня крестьян, но осуществилась за счет его существенного снижения. Результатом могло стать наиболее передовое сельское хозяйство, а получилось наиболее отсталое. И наконец, желанная индустриализация могла бы пройти естественно, без надрыва, без поисков врагов и судебных процессов и способствовать процветанию народа и государства.
Поэтому, нам остается лишь скорбеть, что великая реформа не была доведена до конца и закончилась, едва начавшись.
И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале «Mihnik» https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA
Лига историков
8.3K постов 36.2K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Мне было интересно, с удовольствием почитаю ещё.
Базу для столыпинской реформы создал указ 1905 года (ноябрь) об отмене выкупных платежей, согласно которому крестьяне (пока в рамках общины) становились собственниками своей земли. В октябре 1906 года была отменена подушная подать и круговая порука, ограничена власть земских начальников и уездных властей над крестьянством, увеличены права крестьян на земских выборах, расширена свобода передвижения и избрания крестьянами места жительства.
9 ноября 1906 года был принят указ, предоставлявший крестьянам право свободного выхода из общины с передачей ему части земли в частную собственность (14 июня 1910 года этот указ был одобрен Думой и стал законом). Социально-политический смысл этого указа заключался в создании класса мелких собственников — сельской буржуазии как социальной опоры царизма в борьбе против притязаний на помещичьи земли безземельного и малоземельного крестьянства.
Сущность столыпинской аграрной реформы заключалась в насаждении капиталистического землевладения за счет ликвидации общины. Земли помещиков при этом не затрагивались.
Следует отметить, что идеологи реформы делали упор не на создание экономических и юридических условий для скорейшей капитализации сельского хозяйства, а на изменение основ землеустройства. Причем обновление землеустройства предполагалось производить достаточно единообразно — сведением отдельных полос земли выделяющегося из общины в один участок — отруб. Если же к отрубу подверстывалась площадь деревенской усадьбы и на нее переносилось жилье, то получался хутор.
Было очевидным, что ликвидация общины приведет к раздроблению крестьянства и что лишь небольшая часть его сможет возвыситься до положения крепких хозяев. Основная часть крестьянства должна была разориться, перейти в батраки или уйти в город или прозябать в прежнем кабальном положении. Но Столыпина это мало интересовало.
Он делал ставку, по его выражению, «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных, которые и явятся преградой для развития революционного движения». Столыпин мечтал о наступлении «тысячелетнего царства», когда помещичьи усадьбы будут окружены плотным кольцом кулацких хуторов, которые и станут защитным валом от «пугачевщины».
В печати была развернута широкая пропагандистская кампания. В районы давнего хуторского хозяйства организовывались экскурсии. Для выделяющихся из общины были введены финансовые льготы. Однако русские крестьяне не кинулись на хутора и отрубы; массового переселения не получилось. Крестьяне издревле привыкли жить в коллективе, в миру и не желали селиться на хуторах и отрубах. Хутора разъединяли крестьянские наделы, хутора уничтожали деревню, а вместе с ней — и тысячелетний крестьянский уклад. Поэтому крестьяне упорно сопротивлялись разрушению общинного уклада своей жизни. Выходцев из общины всячески третировали: жгли дома и постройки, отбирали скот, избивали, не разговаривали с ними и т. п. Поэтому многие крестьяне забирали назад свои заявления о выходе из общины.
Кроме того, большинство сельского населения исходило просто из здравых соображений и практического опыта. Значительная часть земель в России находится в зоне неблагоприятной для сельского хозяйства. Поэтому крестьянин страховался тем, что имел полосы в разных местах общинного надела: в засушливый год выручали полосы в низинах, в дождливый — на возвышенности.
В силу того, что землеустроительные комиссии предпочитали не возиться с отдельными дворами, а разбивать на хутора и отрубы все селение, им приходилось добиваться согласия на такую разбивку от всего крестьянского общества. Достигать этого методами убеждения не всегда удавалось, приходилось прибегать к методам давления, от угроз ареста «бунтовщиков» до прямых репрессий против целых деревень.
Несмотря на все усилия правительства, за период 1907—1915 годы из общины вышли 2 млн семей: что составляло чуть более 10 % всех крестьянских хозяйств. Все они в целом занимали около 9 % надельной земли. Община в центре России устояла.
Другим направлением столыпинской реформы была продажа крестьянам части удельных и казенных земель через Крестьянский банк. Превращение земли в объект купли-продажи было попыткой разрушить нравственные устои русского крестьянства, смотревшего на землю как на «ничью», «Божью». Это, к слову сказать, соответствовало христианским ценностям и понятиям.
Согласно библейской притче, Иисус Христос изгнал торговцев из храма. Это можно понимать так, что есть в мире вещи, которыми торговать нельзя. И прежде всего, это относится к земле. Земля, дарованная Богом, не может быть товаром, являться предметом купли-продажи. В Ветхом Завете есть и прямые указания об этом: «Землю не должно продавать навсегда; ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня». Сказано это было Богом Моисею на горе Синайской.
Тем не менее, землю стали продавать и покупать. За время существования Крестьянского банка по 1913 год общинами было куплено 3,06 млн десятин, товариществами (кооперативами) 10 млн, а частными хозяевами 3,68 млн Если учесть, что всего в России в 1911—1915 годы посевных площадей было 85 млн десятин, то видно, что распродать земли удалось немного.
При этом следует иметь в виду, что трудовые крестьянские хозяйства, выйдя из общины и даже приобретя дополнительные наделы, быстро теряли землю. А покупали ее часто люди, занимавшиеся торговлей или ростовщичеством, для спекуляции или с целью сдачи ее в аренду. Землеустроители сплошь и рядом вынуждены были отводить участки людям некрестьянского звания в размере 100, 200, 300 и более десятин. Между тем, закон запрещал продавать более шести наделов в одни руки (средний надел составлял 7 десятин). Такое массовое нарушение закона говорит о том размахе коррупции, которая была в России в то время.
Изъятие земли у тех трудовых крестьянских хозяйств, которые вышли из общины и прикупили надел иди два, происходил просто — через тот же Крестьянский банк. Банк, скупая землю в среднем по 45 рублей за десятину, продавал по 115—125 рублей, приводя такой политикой к разорению своих наименее имущих покупателей, и последние нередко или оказывались вынужденными добровольно продавать свои участки и оставаться совсем без земли, или «сгонялись» самим банком за неисправный взнос платежей.
Третьим важным пунктом столыпинской аграрной реформы было переселение крестьян за Урал. Переселяя крестьян за Урал, правительство хотело ослабить земельный голод в Европейской части России, а главное — отправить миллионы безземельных подальше от помещичьих имений. Переселенцы были освобождены на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 десятин на главу семьи и 45 десятин на всех остальных членов семьи) и денежное пособие — 200 рублей на семью.
В первые годы после революции переселение за Урал развивалось быстрыми темпами: за три года (1907—1909) число переселенцев составило 1 млн 708 тыс. С 1909 года переселение замедлилось: за период 1910—1916 годы за Урал переселилось 1 млн. 224 тыс. человек. И хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок, часть людей, все потерявших и потому озлобленных, вернулась назад. С 1906 по 1914 год в Сибирь переселилось 3 млн. 40 тыс. человек. Обратно вернулось 524 тыс.
Хотя правительству и не удалось достичь поставленной цели — уменьшить малоземелье крестьян за счет переселений (естественный прирост крестьянского населения был выше числа переселенцев), в целом эта политика имела прогрессивный характер. Увеличивалось население Сибири, осваивались пустующие земли, был дан толчок развитию производительных сил Сибири.
В целом же столыпинская аграрная реформа не добилась поставленных целей. В частности, не произошло соединения работника-крестьянина со средством производства — с землей. Реформа не поступилась принципами, оставив нетронутым поместное землевладение, подпилив сук, на котором держалось самодержавие, вплотную подвела деревню к революционным взрывам 1917 года.
Правительство и царь не хотели понять, что без жертвы, принесенной помещиками, без исправления в понимании крестьян исторической несправедливости — существования поместного землевладения — не будет мира в стране. Именно стремление крестьянства получить землю оказалось главным фактором нестабильности, определившим в конечном итоге неуспех столыпинской аграрной реформы.
Столыпинская реформа не создала таких условий, чтобы процесс пошел по нарастающей, чтобы втягивал в себя крестьянство, пусть и после начального периода сопротивления. Почему же крестьянство сопротивлялось фермеризации и всему тому, что ей сопутствовало? Потому что она противоречила его интересам.
Что же дала для развития сельского хозяйства аграрная реформа Столыпина?
Она способствовала освоению целинных и залежных земель в Сибири и Казахстане. Площадь посевов за годы реформы выросли на 10,5 млн десятин (на 14 %). А производство за 1911—1915 годами по сравнению с 1901—1905 годы выросло так: пшеницы на 12 %, ржи — на 7,4 %, овса — на 6,6 % и ячменя — на 33,7 %.
Прирост небольшой. Не произошло и заметного изменения в улучшении технического обеспечения сельскохозяйственного производства и организации земледелия.
Конечно, положение в русской деревне несколько улучшилось. Но это связано не со Столыпинской аграрной реформой. Это связано, во-первых, с отменой выкупных платежей; во-вторых, с ростом мировых цен на зерно; в-третьих, с отсутствием в тот период сильных неурожаев, за исключением 1911 года. Но зато подряд два года (1912 и 1913) были очень хорошие урожаи.
В целом, вызвав тяжелые социальные потрясения, реформа Столыпина в сельском хозяйстве не дала заметного общественного и экономического эффекта. Кооперация крестьян обещала дать значительно больше, чем классовое расслоение и капиталистическое ведение хозяйства. В трудных условиях Первой мировой войны оно показало свою жизнеспособность: если посевная площадь частновладельческих хозяйств уменьшилась на 50 %, то посевная площадь крестьян под хлеба выросла на 20 %.
Столыпинский план преобразования России не исчерпывался только сельским хозяйством.
Он включал в себя целый комплекс законопроектов, которые, по словам кадета В.А. Маклакова, должны были «превратить Россию в правовое государство и тем самым надрезать революции корни». В своей первой публичной речи по поводу вступления на пост председателя Совета министров (август 1906 года) Столыпин заявил, что правительство разрабатывает целый ряд вопросов, важнейшими из которых являются: о свободе вероисповедания; о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения; об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании; о реформе местного самоуправления; о преобразовании местных судов; о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей; о реформе средней и высшей школ; о подоходном налоге; о полицейской реформе, направленной к слиянию общей и жандармской полиции; о мерах исключительной охраны общественного порядка и общественного спокойствия.
Претворение этих законов в жизнь было бы серьезным шагом по пути превращения России в государство буржуазного типа. Однако почти все они были провалены в Государственном совете, с которым, как и с царем, П.А. Столыпин вступил в определенную конфронтацию. Поэтому как государственный деятель он во многом не проявил себя. Тем более что он сам не считал эти законы первостепенными. По его мнению, громадное большинство населения просто не понимало их и потому в них не нуждалось.
Общеизвестна его фраза: «Сначала успокоение, а затем реформы».
Петр Аркадьевич был руководителем очень жесткого типа. Решительности ему было не занимать. Ради претворения аграрной реформы он жертвовал не только буквой, но и духом закона. Сделав все возможное для подавления народной революции, он вполне заслуженно снискал славу «обер-вешателя» как со стороны революционных, так и либеральных кругов.
После третьеиюньского переворота Столыпин несколько видоизменил свой подход, заявив в одном из интервью в 1909 году: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Но в принципе он остался прежним.
Частенько Столыпин поддерживал русских националистов, выдвигавших лозунг «Россия для русских». В частности это проявилось при обсуждении вопросов о введении земств в западных губерниях, о Холмщине и о выборах в Государственный совет.
В 1908 году Столыпин предложил распространить на 9 западных губерний положение о земствах 1864 года. Встретив противодействие в Думе, он, угрожая отставкой, добился от царя согласия распустить Думу на три дня — «на каникулы». В эти три дня царь подписал указ о введении земств в западных губерниях — украинских и белорусских.
Холмский вопрос был поднят епископом Евлогием, который предложил выделить Холмскую губернию из состава Царства Польского и включить ее в число русских губерний. Часть Галицко-Волынской Руси с крепостью Холм была захвачена Польшей еще в середине XIV веке. Большинство населения здесь составляли украинцы, а помещики — в основном поляки. Почти все помещики были католиками, в то время как крестьяне в большинстве своем исповедовали православие. Это и послужило основой предложения Евлогия. После обсуждения и споров законопроект о выделении Холмской губернии был принят Думой в апреле 1912 года.
Урезание прав окраин коснулось и Финляндии. 17 мая 1910 года Думой и Государственным советом был принят закон, изымавший из ведения Финляндского сейма (права которого были восстановлены во время революции 1905—1907 годов) вопросы общегосударственного значения.
В 1909 году группа членов Государственного совета внесла предложение с целью сокращения депутатов от западных губерний. Дело в том, что все депутаты были поляки, так как в их руках были сосредоточены крупные землевладения, а выборы в Государственный совет производились по земельному цензу. Предлагалось разделить девять губерний на три избирательных округа. Русские выборщики выбирали по два человека от округа, а поляки по одному. Таким образом, от девяти губерний выбиралось бы шесть русских и три поляка. Столыпину эта идея нравилась: с одной стороны, либеральная форма, а с другой, — реализация лозунга «Россия для русских».
Трагизм ситуации заключался в противоречивости Столыпина как государственного деятеля, а также в том, что цели реформ вступили в противоречие с методами их реализации. Это и оказало решающее влияние на провал столыпинских реформ и крах Столыпина как государственного деятеля. Против него и его реформ повели борьбу представители самых разных направлений.
Но если левые рассматривали борьбу со Столыпиным и его реформами как классовую проблему, то правые, к которым, в конце концов, примкнул и Николай II, видели в нем нарушителя «вековых устоев». Им нужен был Столыпин-«успокоитель», в Столыпине-реформаторе они не нуждались, не понимая того, что столыпинские реформы, или революция сверху, были последним шансом старого режима предотвратить революцию снизу.
Не нашел П.А. Столыпин взаимопонимания и с Государственной думой, которую он рассматривал как важный инструмент успокоения и реформирования страны.
Но очевидно, что гибель Столыпина явилась следствием неудачи его политики. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто считает его великим реформатором. Если бы он был великим реформатором, то в 1917 году не было бы никакой революции: ни Февральской, ни Октябрьской.